Карме́н-сюи́та — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.
Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете[en] (Кармен — Алисия Алонсо).В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере «Хованщина»[4]. Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо.Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.
— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе[3]. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Жоржа Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола.Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский). В спектакле участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде.По отзывам критиков все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора
Кармен-сюита
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться12016-11-16 11:10:13
Поделиться22016-11-16 11:18:38
Кармен Сюита 1978
Майя Плисецкая, Александр Годунов, Сергей Радченко, Наталья Касаткина, Александр Лавренюк, Людмила Власова , Наталья Рыженко
Поделиться32016-11-16 11:24:54
Конечно, балеты на тему "Кармен" очень интересны. Есть еще очень интересный балет в хореографии Ролана Пети.
«Карме́н» — одноактный балет Ролана Пети на музыку Жоржа Бизе из оперы «Кармен» в аранжировке и оркестровке Томми Десерра. В основе либретто лежит новелла Проспера Мериме с тем же названием. Художник по костюмам и сценограф — Антони Клаве, художник по свету — Дэвид Эллиотт.
Спектакль был поставлен Роланом Пети в расчёте на собственные силы и дарование балерины Зизи Жанмер, впоследствии ставшей его супругой. Премьера состоялась 21 февраля 1949 года в лондонском Принц-театре, во время гастролей «Балета Парижа» в Великобритании, дирижёр — Жан Гиттон. Главные партии исполняли Зизи Жанмер (Кармен), Ролан Пети (Дон Хосе) и Серж Перро (Тореадор).
Кармен (1980) - Михаил Барышников, Зизи Джинмайер
Поделиться42016-11-16 11:36:17
НГАТОиБ Ролан Пети "Кармен", Зеленский - Жарова, бандитка - Майя Григорьева. Roland Petit "Carman".
Поделиться52016-11-16 11:39:03
Кармен-Сюита, 20.11.2015 "АВЕ МАЙЯ"
Кармен - С. Захарова
Хозе - Д. Родькин
Тореадор - М. Лобухин
Коррехидор - В. Биктимиров
Поделиться62016-11-18 19:52:31
Спасибо большое, ув. Gella, за версию Кармен с Зеленским. Не видела ее раньше. Но выложена где-то версия с Зизи и Пети. Зизи несравненна, по-моему, в этой роли.
А вариант из Новосибирска произвел очень плохое впечатление. Все как-то бедно, суматошно и убого выглядит: и кордебалет, и солисты. Даже удивляюсь, т.к. Зеленский в классических балетах (МТ), записи которых доступны в интернете, очень и очень достойно выглядит. А здесь: движения местами просто какие-то судорожные, ни графичности поз, ни законченности движений, ни понимания того, что именно он говорит своим танцем. Сцена в комнате просто провалена: он только довольно небрежно выполняет движения, которые были поставлены балетмейстером. И в итоге представляет зрителю грубоватого недалекого мужлана, которого Кармен вовсе не интересует, поскольку ему вообще ничего не интересно и никто не нужен, он «всегда доволен сам собой», как сказал поэт.
Отрывок с антре Хосе-Барышниковым есть по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=pARWjgyPy6A.
Сравните ради интереса. Ведь НЦ танцует эту вариацию в Кармен-соло. И насколько лучше смотрится! Не только сама пластика, красота движений, но и посыл, характер и эмоции персонажа насколько глубже, сложнее и интереснее! Вот такое прямое сопоставление и свидетельствует о совершенно разных возможностях этих артистов. А у нас журналюги, как начнут перечислять имена великих танцовщиков, так начинают и заканчивают Нуриевым и Барышниковым. О них снимают фильмы, ставят спектакли. А наши прекрасные, действительно гениальные танцовщики вроде и не заслужили этого.
Поделиться72016-11-19 09:04:52
Уважаемая ЖИЗНЬ, в посте №3 есть ссылка - Кармен (1980) - Михаил Барышников, Зизи Джинмайер,
Я согласна с Вами, что практическое большинство фильмов о балете и солистах балета из нашей страны заканчиваются Р. Нуриевым и М. Барышниковым. Конечно, очень жаль, что мало фильмов о других наших замечательных артистах балета. В свое время во время пикетов, в особенности на первом, было много иностранных журналистов и одна шведская телекомпания обозначила, что интервью, которые она брала, буду включены в фильм о Николае Максимовиче Цискаридзе. Однако фильм либо не смонтирован, либо нам его просто решили не показывать.
А теперь про Кармен-сюиту и Кармен-соло: на мой сугубо непросвещенный взгляд, это два разных направления в построении балетного спектакля. Смотрим Кармен-соло в исполнении артиста, которому посвящен данный форум.
Николай Цискаридзе в "Кармен. Соло" на музыку Жоржа Бизе, хореография Ролана Пети. Номер на Николая Цискаридзе поставлен для проекта "Короли танца".
Спасибо divannaru
Поделиться82016-11-19 09:09:01
Запись 1961 года Спасибо Ol Rappaport
Поделиться92016-11-19 10:21:53
Уважаемая Gella, разрешите добавить, что этот ролик из фильма "Черные колготки" (хореография Р. Пети) с Зизи Жанмер.
В фильме рассказаны четыре истории, выполненные в форме балета: Алмазный Cruncher, Сирано де Бержерак, Веселый Траур и Кармен.
Поделиться102016-11-19 12:14:10
Gella написала:
А теперь про Кармен-сюиту и Кармен-соло, на мой сугубо непросвещенный взгляд это два разных направления в построении балетного спектакля.
Глубоко и искренне уважаемая Gella, несомненно, мой взгляд тоже непросвещенный, и я полностью согласна с Вашим мнением, что эти два спектакля построены по-разному. В сюите сюжет постепенно развивается, у артистов есть возможность показать своего персонажа опять же - в развитии. В соло – в короткой зарисовке нужно отобразить суть образа. Вы полагаете, что сравнения здесь не уместны?
Мне кажется, тем не менее, что, поскольку в соло повторяются фрагменты танцев разных персонажей из сюиты, сравнивать их можно, причем не только в смысле красоты танца, но и создания образа. Может быть, я сама себя обманываю, но ведь сразу видно, с каким посылом танцует артист. У Барышникова сквозит самоуверенность, самолюбование, хотя он и старается показать честного дисциплинированного солдата, душу которого обуревают неведомые ранее страсти. У НЦ - замкнутость, погруженность в себя, внутренняя борьба и в итоге - готовность потерпеть поражение, отказаться от прошлого, ничего лишнего. Так я вижу.
А если говорить о красоте танца, то сравнение с НЦ не могут выдержать ни МБ, ни Зизи. Для меня, по крайней мере. Извините, если что не так.
Поделиться112016-11-19 16:59:50
Уважаемая ЖИЗНЬ, спасибо за ответ. Эти разные спектакли очень хороши, особенно Соло, исполняемое Николаем Максимовичем Цискаридзе.
Поделиться122016-11-19 21:47:52
А я хочу ещё добавить заключительную сцену из кармен Ролана Пети в исполнении Игоря Зеленского и Дианы Вишнёвой. Запись творческого вечера Зеленского в Мариинском театре 15.7.2014 (с 10' 32'' по 11'27'').
Хочу также заметить, что Пети для Николая Максимовича в Кармен использовал фрагменты из своей старой Кармен. Для меня это было неожиданностью. Получилось, что он частично "скомпиллировал" постановку для Цискаридзе. Соло в таверне, которое мы видим в великолепном исполнении Барышникова, Николай танцует в первой части. А барабанную дробь финала Пети использовал для Цискридзе в 3-й части, где хореография тоже похожа.
Сравнивать то, что танцуют Цискаридзе и Барышников я бы не стала, эти произведения разные. Кармен Пети, поставленная ранее - это сюжетный балет, Барышников - Хозе. А в версии для Цискаридзе это - обобщение. В первой части Николай, как я поняла, одновременно Хозе и бык. Если сравнить, у Барышникова ладони вытянуты вперёд, а у Цискаридзе в аналогичном отрывке ладони направлены вниз. Во второй части Николай - Кармен и тореро, а в 3-й части - Хозе и Кармен. Видимо, Пети так объединил, т.к. Хозе и бык терпят поражение, хотя Хозе убивает Кармен. Но на самом деле выиграла она, потому что не сдалась.
Возможно, кто-то персонажей понял по-другому.