Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Балет "Спартак"

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

«Спартак» — балет в 4 актах 9 картинах Арама Хачатуряна. Впервые балет был поставлен Ленинградским театром оперы и балета. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года.
Оригинальный сценарий балета был написан драматургом Николаем Волковым, литературной основой для сценария послужили многие исторические материалы и некоторые произведения художественной литературы.
Действующие лица:
       Спартак, фракиец
       Фригия, фракийка, его жена
       Гармодий, молодой фракиец
       Красс, римский богач, полководец
       Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
       Вольноотпущенник Красса
       Умирающий раб
       Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
       Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
       Глашатай
       Египетская танцовщица
       Грек-мим
       Старуха, служанка Эгины
       Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты
Действие происходит в Римской империи в 73 — 71 годах до н.э.

              История создания
       В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н.Д. Волковым и балетмейстером И.А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».
       Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Р. Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.
       В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал ... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников ... намечали образ военной машины ... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов ... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.
       В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.
       В настоящее время в Большом театре балет исполняется в редакции Григоровича.

Балетмейстер-постановщик - Ю. Григорович.
Дирижер - А. Жюрайтис
М. Лиепа, В. Васильев.

+2

2

Существует ещё один вариант постановки и хореографии - Н. Касаткиной и В. Васильева.
В этой редакции вместо Эгины (куртизанки, танцовщицы, наложницы Красса) появляется совершенно иной персонаж - Эвтебида, амазонка. Но и в этом случае она представлена как наложница Красса.

Итак:

Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Васильева
Россия, Москва, театр "Новая Опера" 7 февраля 2012 г.

+1

3

Балет СПАРТАК (SPARTACUS), 1999 г., Большой театр Беларуси.
Либретто – Николай Волков в редакции Валентина Елизарьева и Евгения Лысика.
Постановка и хореография – Нар. артист СССР и Беларусии, лауреат Гос. премии республики Беларусь Валентин Елизарьев.
Премьера состоялась 13 июля, 1980

+1

4

Spartacus, 1970, Bolshoi.
Vladimir Vasiliev, Ekaterina Maximova, Maris Liepa, Nina Timofeyeva.

+2

5

Дорогая Gella! Спасибо за Ваш колоссальный труд. Последнюю запись использую на уроках. И происходит нечто удивительное: современные дети плохо воспринимают черно-белую картинку, а от этой записи не оторвать. Начинаю показывать отрывки, а они требуют целиком. Вот что значит ВЕЛИКОЕ искусство!

0

6

Балет Юрия Григоровича "Спартак" отмечает 50-летний юбилей на сцене Большого театра

МОСКВА, 8 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Балет Юрия Григоровича "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна отметит в воскресенье свой 50-летний юбилей на Исторической сцене Государственного академического Большого театра России (ГАБТ), сообщила ТАСС пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова.

"Юбилею "Спартака" посвящена целая серия представлений этого балета на Исторической сцене ГАБТ", - уточнила собеседница агентства. По ее словам, юбилейный цикл стартовал в пятницу, 6 апреля, когда спектакль был показан дважды - в 12:00 и 19:00 мск. "Эти представления были посвящены 115-летию со дня рождения Арама Хачатуряна - автора музыки к "Спартаку", - пояснила Новикова.

В субботу, 7 апреля, "Спартак" также был показан дважды - днем и вечером. "Сегодня состоится только вечернее представление, которое станет кульминацией торжеств по случаю юбилея "Спартака", в главных партиях выступят ведущие солисты балета ГАБТ: Денис Родькин (Спартак), Владислав Лантратов (Красс), Светлана Захарова (Эгина), Анна Никулина (Фригия)", - проинформировала пресс-атташе ГАБТ.

Триумф длиною в полвека
Новикова напомнила, что "Спартак" в редакции Юрия Григоровича - третья версия балета на сцене Большого театра. Первая была создана Игорем Моисеевым в 1958 году, затем была вторая версия в постановке Леонида Якобсона. Премьера балета Григоровича, состоявшаяся 9 апреля 1968 года, потрясла основы балетного театра того времени.

Слава "Спартака" началась еще на генеральной репетиции, свидетели которой, по их признанию, были впечатлены зрелищем. Музыка Арама Хачатуряна, декорации Симона Вирсаладзе, балетмейстерский рисунок никого не оставили равнодушным. За дирижерским пультом - Геннадий Рождественский. На сцене - первый состав исполнителей: Владимир Васильев (Спартак), Марис Лиепа (Красс), Екатерина Максимова (Фригия), Нина Тимофеева (Эгина).

Не менее блистательной оказалась и вторая "команда" главных героев, в образах которых предстали Михаил Лавровский, Борис Акимов, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева. Спектакль имел успех и был удостоен главной в то время награды страны - Ленинской премии.

Балет "Спартак" объехал десятки стран. По неполным подсчетам, на гастролях в 1969-2017 годах балет показан около 300 раз, а в концертных фрагментах - около 400 раз в 37 странах: Австралии, Австрии, Аргентине, Болгарии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Германии, Греции, Дании, Египте, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Израиле, Канаде, Китае, Кипре, Кубе, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвае, Польше, США, Тунисе, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швеции, Южной Корее, Японии. Во многих из перечисленных стран балет (или его фрагменты) представлены неоднократно.

Суммарная зрительская аудитория спектакля в Большом театре России составила свыше 700 тыс. человек. Телеаудитория балета в СССР и России в 1968-2018 годах охватила по минимальным подсчетам 420 млн. человек. "Все эти данные приводятся в буклете, специально выпущенном к юбилею "Спартака", - отметила пресс-атташе ГАБТ.

"Список Спартаков открыт"
Хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович рад долгожительству своего "любимого детища" - "Спартака". "То, что спектакль уже ровно полвека сохраняется в репертуаре Большого театра, - случай практически уникальный", - отметил в интервью ТАСС Григорович.

Балетмейстер рассказал, что впервые "Спартак" в его жизни появился сразу после войны, когда постановку этого балета осуществлял Ленинградский Кировский (ныне Мариинский) театр. "Первое впечатление от музыки Арама Хачатуряна было грандиозным: она ошеломила эмоциональной силой, открывалась, словно огромная старинная фреска, а армянский колорит придавал ей романтическое звучание. Я, тогда молодой танцовщик, участвовал в сценах пышных гладиаторских боев, исполнял роль Ретиария (очень скоро по ходу действия моего героя убивали). В то время я уже лично познакомился с Арамом Хачатуряном", - поделился воспоминанием Григорович.

Потом, по его словам, когда уже он сам ставил "Спартака" в Большом театре, то работал в тесном содружестве с композитором. "Мы начали репетировать в конце 1967 года и выпустили спектакль в апреле 1968 года. Первым исполнителем заглавной партии стал Владимир Васильев", - отметил Григорович.

Он подчеркнул за полвека существования "Спартака" ни разу не изменил редакции балета. "Спектакль и сегодня идет в том виде, в каком был поставлен 50 лет назад", - заявил Григорович.

Меняются только исполнители ролей. "За полвека у нас были: 21 Спартак, 15 Крассов, 17 Фригий и 19 Эгин. Я был рад всем, кто хотел войти в этот балет и мог это сделать, потому что и сегодня этот балет остается очень сложным. Список исполнителей по-прежнему открыт", - заверил хореограф.

Он также сообщил, что в воскресенье вечером, когда будет отмечаться 50-летие "Спартака", в зрительном зале будут присутствовать многие исполнители главных партий в этом балете, которые смогут увидеть в своих ролях молодых коллег, достойно продолжающих славу "Спартака".

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/5104433


+1