«Пиковая дама» — название двух балетов, созданных выдающимся французским хореографом Роланом Пети по одноименному литературному произведению А.С. Пушкина.
Существуют именно два разных балета «Пиковая дама», и это не разные редакции одного и того же сценического произведения, а именно два совершенно разных балета, созданных одним хореографом на один и тот же сюжет.
Один балет был поставлен в 1978 году; другой — в 2001 г.
Балет 1978 года
Идея постановки балета у Ролана Пети появилась еще к 1968 году. Именно в тот год труппа Ролана Пети Le Ballet de Marseille гастролировала в Ленинграде, и выдающийся французский балетмейстер посмотрел спектакли Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (так назывался Мариинский театр по-советски). Тогда он увидел танцовщика Михаила Барышникова.
Нина Николаевна Аловерт, теоретик балета, лично знавшая Ролана Пети и говорившая с ним об истории постановки балета «Пиковая дама», вспоминала: «Как Пети говорил мне позднее в Париже, „он сразу понял, что перед ним — гений“. Они познакомились и подружились. Пети с первой минуты начал мечтать создать русский спектакль для этого необыкновенного танцовщика. Хореограф предложил советскому правительству поставить балет „Пиковая дама“ для Михаила Барышникова и труппы Кировского театра. Хореограф соглашался работать бесплатно, но ему отказали».
Трудно сказать, появился бы этот спектакль Ролана Пети, не случись в 1974 году происшествия, потрясшего весь советский балетный бомонд: в 1974 году во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде Михаил Барышников принял решение не возвращаться на родину, с трудом сбежав от КГБшников, блюдущих советских артистов. В том же году он — уже солист балетной труппы Нью-Йорка American Ballet Theatre (в 1980—1989 гг. там же директор).
В 1978 году Ролан Пети, вернувшись к своей давней идее, наконец-то осуществил постановку «Пиковой дамы» для Барышникова и своей Марсельской труппы.
Пети использовал музыку П.И. Чайковского к одноименной опере. Нина Аловерт вспоминала: «Пети вначале хотел использовать музыку С.С. Прокофьева, которая, вероятно, больше подошла бы его современному хореографическому мышлению. Но связываться с советским государством по поводу авторских прав не хотел». Добавим от себя, что, конечно, советское правительство, присвоив авторские права на творчество композитора С. Прокофьева (как и творчество любого другого композитора, художника, скульптора, литератора) никогда бы не позволило использовать свою «собственность» для какого-то «отщепенца», «предателя Родины» (Родина как СССР по-советски писалась с большой буквы, тогда как все остальные родины вполне умещались и в строчные).
Из одноименной оперы балетмейстер использовал только музыку. С самого начала своей постановки Ролан Пети отталкивался не от оперы и оперного либретто, а от самого произведения Пушкина. Напомним, что автор оперного либретто Модест Ильич Чайковский весьма изменил пушкинский сюжет: в его либретто ушел легкий пушкинский стиль «анекдота» («анекдотом» назвал эту пушкинскую повесть критик В.Г. Белинский), а само произведение получило мистически-трагедийное звучание со смертельным исходом главных персонажей; даже изменилось имя главного героя, из Германна (с двойным н) он стал Германом (с одним н).
Балетмейстер же хотел вернуть музыкальную часть к замыслу Пушкина.
Главные партии в премьерном спектакле исполняли Михаил Барышников — Германн и Жаклин Рай в роли Графини. Именно Графиня, а не Лиза, по мнению Р. Пети, являлась основным женским персонажем произведения, ибо главный герой одержим не страстью любви, а страстью игры. Говоря о той работе М. Барышникова, Нина Аловерт называет весь балет его моноспектаклем, где все остальные персонажи лишь подыгрывали ему. Одержимость танца контрастировала с классическим построением сцен петербургского быта и со сценами самих карточных игр, решенными в гротесковой манере, — почти сатанинскими, бесовскими.
Но Барышников, имея официальный контракт в США, не мог постоянно находиться во Франции или через каждые несколько дней прилетать туда с тем чтобы играть спектакль. Ролан Пети приглашал на исполнение партии Германна и других артистов, однако такого успеха, такого слияния образа, какого ждал балетмейстер, не мог добиться никто из них.
Балет 2001 года
Больше двадцати лет прошло со времени создания Роланом Пети балета «Пиковая дама».
За это время изменилась и политическая карта мира: исчез Советский Союз, появилось несколько независимых государств, когда-то составлявших его часть.
В 2001 году Ролан Пети получил официальное приглашение в Российскую Федерацию для постановки балетов по его собственному усмотрению на сцене московского Большого театра. Выдающийся французский балетмейстер ответил на приглашение. Среди выбранных им сюжетов была и пушкинская «Пиковая дама».
Однако повторять спектакль 1978 года, созданный им специально для Михаила Барышникова, он не стал. Он создал совершенно новый одноактный балет на тот же сюжет. Даже музыку он использовал иную — тоже музыку П.И. Чайковского, но не к опере, а к его Шестой симфонии.
Спектакль получил двойное название: «Пиковая дама» и «Три карты».
Сам Ролан Пети говорил по поводу этой своей работы: «Получив приглашение поставить „Три карты“ в Большом, я перечитал пушкинскую повесть и написал новое либретто. В качестве музыкальной основы я вновь решил обратиться к опере, но заменив голоса музыкальными инструментами (ведь голос — тот же инструмент). Однако из этой затеи ничего не вышло: новое либретто никак не ложилось на оперную партитуру. Тогда я взял другую вещь Чайковского — Шестую симфонию, и это оказалось именно тем, что я искал! Музыка идеально совпала с либретто. Для постановки я использовал запись, сделанную Леонардом Бернстайном, так как она длится чуть дольше, чем другие исполнения „Патетической“ симфонии. Поменяв местами некоторые части произведения, я не выкинул при этом ни единого такта!».
Премьера состоялась в Большом театре 26 октября 2001 года. На премьере балет был показан вместе с еще одним балетом Ролана Пети — «Пасскальей» (в репертуаре иногда идет одновременно со спектаклем Леонида Мясина «Предзнаменования»).
В хореографических партиях выступили артисты московского Большого театра: Германн — Николай Цискаридзе, Графиня — Илзе Лиепа, Лиза — Светлана Лунькина, Чекалинский — Георгий Гераскин.
Либретто Ролана Пети, его же хореография и редакция музыки Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского;
Художник-постановщик — Жан-Мишель Вильмотт (Jean-Michel Vilmotte)
Художник по костюмам — Луиза Спинателли (Luise Spinatelli)
Дирижер-постановщик — Владимир Андропов (Vladimir Andropov)
Художник по свету — Мэрион Хьюлет (Marion Hewlett)
Художник по гриму — Александр Шевчук (Alexander Shevchuk)