Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пермский театр оперы и балета

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Пермский театр оперы и балета
Один из старейших музыкальных театров России, Пермский оперный ведет свою официальную хронику с 1870 года. В этот год состоялась первая премьера — опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 1926 году прошла первая балетная премьера — «Жизель» Адольфа Адана.

В ходе своей почти 150-летней истории Пермский театр оперы и балета обрел двух духовных покровителей в лице великого композитора XIX века Петра Ильича Чайковского и великого импресарио ХХ века Сергея Павловича Дягилева. В разные годы на пермской сцене были поставлены все оперы и балеты Чайковского, что и определило уникальный стиль театра и стало почетным поводом для присвоения театру имени композитора в 1965 году. Золотые страницы в хронике связаны также с фамилией Дягилевых. В XIX веке, когда возводилось каменное здание театра на средства от благотворительных сборов горожан, большой вклад внес дед импресарио — Павел Дмитриевич. В 2003 году по инициативе театра состоялся первый Международный Дягилевский фестиваль, обозначивший географическую ось взлета великого театрального провидца: Пермь — Петербург — Париж. Дягилевский фестиваль сегодня — это центр актуальных тенденций в академической музыкальной жизни, настоящая творческая лаборатория по достижению высокого музыкального качества.

Репутация «музыкальной лаборатории» сопровождает театр с середины ХХ века. Предыдущие годы расцвета связаны с именами таких мастеров оперной режиссуры, как Николай Боголюбов, Иосиф Келлер, Эмиль Пасынков, Георгий Исаакян, и балетмейстеров — Николая Боярчикова, Кирилла Шморгонера.

Нестандартные постановочные решения классики, освоение современного музыкального материала и нетривиальные фестивальные проекты — то, что выделяло Пермский театр во все времена. Здесь состоялись российские премьеры таких опер, как «Пена дней» Эдисона Денисова, «Клеопатра» Жюля Массне, «Лолита» Родиона Щедрина, «Альцина» Георга Фридриха Генделя, «Орфей» Клаудио Монтеверди, Medeamaterial Паскаля Дюсапена, «Королева индейцев» Генри Пёрселла. Отсюда начиналась сценическая жизнь новоиспеченных произведений: «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского, «Носферату» Дмитрия Курляндского, «Малахитовая шкатулка» Дмитрия Батина, «Геревень» Владимира Николаева.

«Золотой фонд» Пермского балета составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Именно Пермь стала первой в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса. Только на пермской сцене в России идут «Свадебка» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта.

Пермь называют третьей балетной Меккой в стране. Неподалеку от театра расположен Пермский хореографический колледж, взявший от более крупных коллег лучшее: петербургскую виртуозность (в 1940-е годы в Перми находились в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета (Мариинка) и Ленинградское хореографическое училище) и московскую эмоциональность исполнения (на протяжении тридцати лет пермскую балетную школу возглавляла «москвичка» Людмила Сахарова). На стыке двух систем сформировался индивидуальный стиль, который демонстрирует труппа Пермского театра. С 1990 года в Перми проводится Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», с 2012 года носящий имя легендарной русской балерины Екатерины Максимовой.
http://sf.uploads.ru/t/sIDGu.jpg
http://sf.uploads.ru/t/HEl8G.jpg
http://sf.uploads.ru/t/wPnC0.jpg

0

2

Конкурс артистов балета «Арабеск»
Конкурс артистов балета «Арабеск» обязан своим рождением Пермскому обществу любителей балета «Арабеск», Пермскому академическому театру оперы и балета им. П. И. Чайковского и руководству Пермского края. Его история началась в 1986 году, когда в Перми состоялось первое (а в 1988-м — второе) региональное состязание артистов балета Урала и Сибири. В 1990 году конкурс стал открытым для представителей государственных и частных балетных школ всей России и зарубежья. С 1996 года конкурс проходит под патронатом ЮНЕСКО.
С 1990 года неизменным художественным руководителем конкурса выступает «лучший танцовщик ХХ века», хореограф и педагог Владимир Васильев.
Владимир Васильев:
— Я очень хочу, чтобы конкурс «Арабеск», давший путевку в жизнь молодым артистам балета, репетиторам, хореографам в предыдущие годы, не только продолжил славные традиции недалекого прошлого, но стал еще краше, сильнее в мастерстве своих участников, еще артистичнее и богаче духовно. Теперь наш конкурс носит имя Екатерины Максимовой, посвятившей свою жизнь танцу, и давшую ему множество новых красок и оттенков. И, мне кажется, чем ярче будут выступления конкурсантов, тем сильнее и надежнее будет память о ней.
За четверть века истории конкурса его участниками стали более 900 артистов из разных стран. География конкурса охватывает, помимо России, такие страны, как Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Болгария, Венесуэла, Германия, Египет, Израиль, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Монголия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Украина, Хорватия, Швеция, Япония.
Отличительной чертой конкурса «Арабеск», ныне носящего имя легенды русского балета Екатерины Максимовой, является отсутствие отборочного тура или предварительного отбора по видеоматериалам, а также освобождение от вступительного взноса всех российских участников из числа учащихся отечественных учебных заведений.
Международное жюри конкурса формируется из мастеров мировой хореографии. В разное время в его работе принимали участие Юрий Зорич, Раиса Стручкова, Вячеслав Гордеев, Габриэла Комлева, Дитмар Зайфферт, Николай Боярчиков, Людмила Сахарова, Кирилл Шморгонер, Владимир Толстухин, Алексей Мирошниченко, Леонора Куватова, Кендзи Усуи, Юкари Сайто, Морихиро Ивата, Вера Кирова, Сильвия Томова, Ирина Баронова, Жарко Пребил, Милорад Мискович и другие.
На конкурсе также работает жюри прессы. В прежние годы оно формировалось из ведущих балетных критиков России. Начиная с 2012 года, в состав жюри прессы приглашаются эксперты по балету как из отечественных, так и из зарубежных изданий.
С 2012 года конкурс «Арабеск» носит имя легендарной балерины Екатерины Максимовой (1939—2009). Ее уникальный дуэт с Владимиром Васильевым признан одним из лучших за всю историю мирового балета и даже спустя полвека остается образцом партнерства на сцене и в жизни. С 1996 по 2008 год Максимова возглавляла международное жюри «Арабеска», во многом благодаря ее участию конкурс обрел престиж на международном уровне.
С начала 1990-х, в Пермь раз в два года съезжаются молодые артисты балета в возрасте от 13 до 26 лет, представляющие хореографические школы разных стран. И это неслучайно, ведь именно в Перми находится одна из лучших в мире школ классического балета — Пермский государственный хореографический колледж. Конкурс «Арабеск» открывает новые имена и демонстрирует самые актуальные тенденции в искусстве танца. Программу «Арабеска» дополняет молодой, но обретающий все большее признание специальный конкурс современной хореографии.

+1

3

http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-70.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-71.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-72.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-73.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-74.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/3/i-75.jpg
Корсар - Пермь - 2008 год

+1

4

Конкурсы «Арабеск»

18–29 апреля 2010 года состоялся XI открытый конкурс
артистов балета России «Арабеск-2010»

«Арабеск» – конкурсы артистов балета, проводимые в Перми с периодичностью один раз в два года. Идея проведения конкурсов и ее воплощение принадлежит Пермскому обществу «Арабеск», в частности, президенту Е.П. Субботину.

Это стало возможным в 1986 году – после официальной регистрации «Арабеска» как общественной организации, первой в Перми реализовавшей свое право на объединение граждан согласно действующей Конституции СССР и открытие собственного счета в банке.

«Арабеск» начался с проведения региональных конкурсов: в 1986 году состоялся экспресс-конкурс артистов балета Урала; в 1988 году – экспресс-конкурс артистов балета Урала и Сибири. Это были первые в СССР и в мире конкурсы балета, проводимые без участия государственных структур, как в организационном, так и в финансовом отношении.

Тогда же обществом «Арабеск» был заложен формат проведения конкурса в Перми: периодичность; выпуск комплекта печатных изданий – буклет участников, издание пресс-бюллетеней, программ просмотра по турам (сегодня не выпускаются), талонов для голосования зрителей; сопровождение конкурса какой-либо выставкой. Впервые в мире на конкурсах балета был учрежден «Приз зрительских симпатий», судьба которого решалась простым большинством голосов зрительской аудитории. В рамках профессионального проводился конкурс для зрителей на знание балетного театра, награждение победителей которого происходило во время церемонии награждения артистов.

Главной заслугой общества «Арабеск» является приглашение в 1990 году выдающихся деятелей балетного театра Владимира Васильева и Екатерины Максимовой возглавить конкурс в Перми. Их авторитет позволил поднять конкурс на новую высоту и проводить его с 1994 го да под эгидой ЮНЕСКО, привлек международное жюри и премии, сделал конкурс России «открытым», таким образом, представители разных стран получили возможность участвовать в конкурсе.

С 1994 года на конкурсах работает жюри прессы, формируемое Союзом театральных деятелей РФ.

Конкурсы проходят на сцене Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского; исключение составляли «Арабеск-88», который проводился на сцене ДК им. Я.М. Свердлова, и «Арабеск-90», I тур которого состоялся на сцене учебного театра хореографического училища.

Высшая награда конкурса, приз имени Сергея Дягилева (Гран-при), составляла 150 000 рублей. Этот приз был вручен лишь однажды – на «Арабеске-92» (М. Ивата, Япония). Размер I премии (женской и мужской) – 90 000 рублей, II премии (женской и мужской) – 60 000 рублей, III премии (женской и мужской) – 30 000 рублей.

Приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева лучшему дуэту конкурса был установлен в размере 2500 долларов США. Кроме того, на конкурсе были установлены именные премии выдающихся деятелей хореографии – Натальи Макаровой, Михаила Барышникова, Георгия Зорича, Галины Рогозиной и других, их размер – 1000 долларов США.

Историю конкурса Пермское общество «Арабеск» увековечило выпуском почтового маркированного конверта, посвященного конкурсу, спецгашение которого прошло в дни проведения «Арабеска-92». За всю историю в конкурсах приняли участие 702 артиста балета.

Лауреаты конкурсов

«Арабеск-86»
I премия – Э. Иванова (Свердловск) и В. Дик (Пермь);
II премия – С. Неволина и В. Булавинцев (Свердловск);
III премия – И. Ушакова (Челябинск) и А. Гуляев (Пермь).

«Арабеск-88»
I премия – А. Дорош (Новосибирск) и Е. Лиханов (Улан-Удэ);
II премия – И. Ушакова (Челябинск) и С. Пупырев (Сыктывкар);
III премия – О. Немцова (Омск), Я. Казанцева (Новосибирск), П. Кузнецов (Сыктывкар), В. Баранов (Пермь).

«Арабеск-90»
I премия – не присуждена;
II премия – Н. Моисеева (Пермь) и А. Иванов (Ленинград);
III премия – Н. Ситникова (Пермь), Е. Лебедева (Н. Новгород), Е. Щеглова (Казань), В. Полещук (Пермь).

«Арабеск-92»
Гран-при им. Сергея Дягилева – М. Ивата (Япония);
I премия – Я. Казанцева (Москва), Д. Сасаки (Япония);
II премия – Ю. Машкина (Пермь), А. Рябов (Москва), В. Полещук (Пермь);
III премия – Н. Моисеева (Пермь), К. Дурнев (Москва), В. Захаров (Беларусь), Р. Рыкин (Уфа).

«Арабеск-94»
Гран-при им. Сергея Дягилева, приз Н. Макаровой и приз М. Барышникова – не присуждены;
I премия – Э. Шпокайте (Литва) и В. Бреусенко (Москва);
II премия – Ж. Богородицкая (Москва), А. Журавлев (Пермь), Э. Смалакис (Литва);
III премия – А. Тагирова (Москва), Т. Гордеева (Москва), В. Муравлев (Мо сква), Д. Муруев (Казань).

«Арабеск-96»
Гран-при им. Сергея Дягилева, приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева – не присуждены;
I премия – А. Яценко и А. Баталов (Москва);
II премия – В. Захориан (США) и Д. Гуданов (Москва);
III премия – А. Цыганкова (Новосибирск), К. Кузнецов (Беларусь), Д. Медведев (Москва).

«Арабеск-98»
Гран-при им. Сергея Дягилева, приз Н. Макаровой и М. Барышникова – не присуждены;
I премия – К. Иванов (Москва), А. Тюков (Пермь), Бэ Джу Юн (Ю. Корея), К. Калчева (Болгария);
II премия – Р. Михалев (Санкт-Петербург), О. Кузьменко (Москва);
III премия – С. Кауков (Казахстан), А. Ставров (Новосибирск), А. Азизова (Челябинск), Н. Иванова (Пермь).

«Арабеск-2000»
Гран-при им. Сергея Дягилева, приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева – не присуждены;
I премия – Е. Шешина (Санкт-Петербург), С. Упкин (Эстония);
II премия – Ю. Хигучи (Япония), А. Меркурьев (Санкт-Петербург);
III премия – Н. Домрачева (Украина), А. Зинов (Уфа).

«Арабеск-2002»
I премия – И. Перрен (Санкт-Петербург), Н. Вьюжанин (Пермь). Д. Тамазлакару (Австрия);
II премия – И. Колесникова (Санкт-Петербург), А. Белов (Казань);
III премия – Е. Шляпина (Улан-Удэ), А. Борзов (Москва), С. Мершин (Пермь).

«Арабеск-2004»
Гран-при им. Сергея Дягилева, приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева – не присуждены;
I премия – Я. Саленко (Украина), Д. Симкин (Германия), Ж. Ндуди (Украина);
II премия – А. Ломаченкова (Россия), А. Сташкевич (Россия). В. Лопатин (Россия), Х. Сугано (Япония);
III премия – А. Таныкпаева (Казах стан), А. Хасенова (Казахстан), Р. Артюшкин (Россия), С. Мершин (Россия).

«Арабеск-2006»
Гран-при им. Сергея Дягилева – не присужден,
приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева – В. Терешкина и Д. Семионов (Санкт-Петребург);
I премия – В. Терешкина (Санкт-Петербург), И. Васильев (Беларусь), Д. Семионов (Санкт- Петербург);
II премия – Ф. Дугарте (Венесуэла), Е. Кацюбира (Санкт-Петербург), В. Мунтагиров (Пермь), Р. Савденов (Казахстан);
III премия – Н. Ершова (Новосибирск), О. Марченкова (Москва), Я. Мергалиев (Казахстан), Д. Фун (Корея).

«Арабеск-2008»
Гран-при им. Сергея Дягилева – не присужден,
приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева – А. Тимофеева и К. Абдуллин (Москва);
I премия – А. Воронцова (Воронеж), А. Овчеренко (Москва);
II премия – В. Капитонова (Москва), Я. Араптанова (Пермь), А. Писарев (Украина);
III премия – А. Тимофеева (Москва),

0

5

http://se.uploads.ru/t/t5oiO.jpg

Интервью с Алексеем Мирошниченко, главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета
27.02.2015

Мы встретились с Алексеем Мирошниченко, главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета на съемках фильма Алексея Учителя «Матильда» в Санкт-Петербурге. В картину о легендарной балерине Матильде Кшесинской Мирошниченко приглашен хореографом-постановщиком.

Алексей это для Вас интересный опыт?

Ну, конечно! И не только для меня, но и для учениц Пермского хореографического колледжа, которые приехали сюда вместе со мной, для того чтобы танцевать специально адаптированные для фильма фрагменты из балета «Голубая птица и принцесса Флорина». Это бесценный опыт: и общение с выдающимся режиссером, и сценическая практика, получаемая ученицами, и совершенно роскошные костюмы, сшитые специально для фильма, в которых они входят в кадр. Уверен, все, что они сейчас проживают, они всю жизнь будут вспоминать. А фильм можно будет посмотреть и увидеть в нем себя – это же прекрасно, согласитесь!

Вы шесть лет возглавляете пермский балет: что удалось за это время, а что еще только предстоит сделать?

Выработан творческий курс, которому следует труппа. Репертуар театра сверстан до 2018 года. Работа идет, но сразу скажу, что один в поле не воин. Без команды единомышленников: репетиторов, артистов, директора балета Виталия Ивановича Дубровина, без всего театрального коллектива, менеджмента и т.д. – ничего не сделаешь. Сплоченная команда – это очень важно. Это мы сделали, весь коллектив и балетная труппа в частности. Кроме этого есть еще и общетеатральный вектор, который определяется Теодором Курентзисом, без согласования с ним ничего не может быть принято к постановке. То есть все, что зритель видит в театре – результат нашей совместной работы.

Разногласия между вами бывают?

Бывают. Что-то приходится доказывать, в чем-то убеждать. Так было с проектом «Зимние грезы», Теодор его активно не принимал, но потом пришел на премьеру и был в восторге от увиденного. Сказал, что постановка станет хитом репертуара. Я очень долго пробивал этот проект и если бы я тогда отказался от него, уверен, балет тотчас поставил бы Большой театр, потому что в коробочке под названием классический репертуар – ничего, практически, не осталось. Я для себя определил четыре вектора работы балетной труппы: сохранение классического репертуара; его пополнение – это очень трудно, так как осталось очень мало названий, неважно реставрация это, редакция, перенос спектакля, или это новый классический спектакль как, например, «Голубая птица и принцесса Флорина»; моя авторская хореография и постановки современных хореографов: российских и зарубежных.

Основные танцовщики труппы – выпускники Пермского хореографического колледжа. Вы довольны кадрами?

Нам всем хочется получить в труппу готовых артистов, желательно еще, чтобы они весь репертуар знали – но такого не бывает. Здесь нужно смотреть глубже. Да, с одной стороны подготовка артистов балета оставляет желать лучшего, но с другой стороны, школа в этом не виновата, она обучает тех детей, которые пришли учиться. Детей сейчас очень неохотно приводят, особенно мальчиков. Почему? А потому что профессия стала катастрофически непопулярной и вообще находится на грани деградации. Это тяжелый низкооплачиваемый труд. Приоритеты в обществе очень сильно изменились. В прошлом элитная специальность перестала быть «белой костью», поэтому балетные школы страны не справляются с поставкой кадров. Ведь только в Петербурге работает шесть балетных трупп, а в Москве сколько? Конечно, артистов не хватает. Пермское училище раньше обеспечивало кадрами региональные театры, такие как екатеринбургский, челябинский, ижевский, уфимский, нижегородский, саратовский, самарский. А сейчас выпускник Пермского училища может поехать в Москву и Петербург. Причем, сразу на солиста. Но в труппе все солистами быть не могут. Артисты сейчас очень востребованы и их самооценка из-за повышенного спроса очень завышена, а уровень не соответствует. Раньше при приеме в училище было 50 человек на место и дальше выпускалось три полноценных класса: «а», «б», «в». Была конкуренция, а конкуренция – главное условие роста. Никто не менял учебный процесс, который выкристаллизовывался в течение трехсот лет, он все тот же. Это комплексная проблема: балет находится внутри страны, внутри общества, в балет приходят люди из этого общества. Схожие проблемы и в науке, и в экономике, в любой сфере.

С чем это связано, как Вам кажется?

Боюсь, это получится очень длинный разговор. У нас было государство, которое резко развалилось. Очень быстро были созданы новые институты, новые механизмы, рыночная экономика и т.д. Сменились приоритеты в обществе, и сама среда не успела еще выработать принципов слаженной работы.
Пермский театр оперы и балета достойно конкурирует творчески с Мариинским и Михайловским театрами, но нам очень сложно выдерживать конкуренцию в финансовом плане: невозможно сравнивать финансирование Мариинского и Пермского театров. Поэтому чем мы можем заинтересовать молодых артистов? Только творчеством! Мы говорим: да, у нас современный репертуар, да, у нас каждый человек нужен, да, у нас всегда можно сделать успешную карьеру тому артисту, у которого есть желание работать. Да, разумнее остаться сначала в Перми, а потом, может быть, тебя возьмут в Мариинский театр на более высокое положение, как это всегда и было. У нас зарплаты у артистов в разы ниже, чем в Мариинском театре, но цены на жизнь в Перми и Петербурге практически одинаковые. А ведь нужно как-то жить, и это притом, что комплект самого дешевого постельного белья, простите за бытовые подробности, стоит 3.000 рублей. Поэтому здесь в этом плане очень трудно. Мы грант никак не можем получить, считается, что нас край хорошо финансирует. Действительно финансирует, но этого не хватает, да и детей в школу приходит гораздо меньше, чем раньше, и школа берет тех, кого привели. Если так будет и дальше, то мы придем к тому, к чему пришла Франция, родина балетного искусства, в которой классический балет почти вымер. Сегодня он там остался только в Париже и Бордо, в других городах его нет. Поэтому пермский балет несет сегодня культурно-просветительскую миссию, мы же ездим по Франции уже шестой год и показываем там классический балет, и люди в восторге, полные залы. Более того, какое-то время мы вынуждены были исправлять репутацию классического балета вообще, потому что после того как в 90-е годы начались эти чёсы полупрофессиональных «трупп классического балета», импресарио стали просто отмахиваться от таких предложений. Это как в анекдоте: – У вас есть «Лебединое озеро»? – Есть. Вам на один автобус или на два?  Причем на сегодняшний день мы возим не только «Щелкунчик», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», но и неоклассику – Баланчина и Роббинса, а также балеты Форсайта и Килиана. Нам есть что показать!

То есть, эти балеты востребованы наряду с привычной классикой?

О да, еще как! Мне удалось убедить импресарио в необходимости таких программ, а у нас их в общей сложности 18 совершенно разных, на любой вкус. Мы единственная труппа в России, которая сейчас на гастролях может выдержать такой репертуар.

В театре появились танцовщики из других театров и из других школ, из Казани, Киева, с чем это связано?

Александра Суродеева и Руслан Савденов из Казани, но учились они в Алма-Ате, а это практически филиал вагановской школы, все педагоги там, в большинстве своем, выпускники Академии Русского Балета. Наталья Домрачева у нас работает, она из Киева, весь репертуар ведет. Появление этих ребят связано только с тем, что они хорошие, прекрасно выученные артисты. Я предложил им поработать в нашем театре, и очень рад, что они согласились. Вот и все. Это никак не связано с ухудшением качества выпускников пермской школы.

Иногда в афише стоит семь балетов в месяц, а то и меньше. Почему так редко стали идти балеты?

Балетные спектакли – часть общего репертуара театра. Кроме них есть еще оперы, концерты хора и симфонической музыки, записи опер и симфонических программ, которые делаются в театре. Нет балетных спектаклей, когда мы выезжаем на гастроли (мы, к слову, только что вернулись из Бахрейна), и когда выпускаем такие крупные проекты как, например, «Ромео и Джульетта» МакМиллана. Я могу только согласиться с Вами, мне самому хотелось бы, чтобы балетных спектаклей было больше. Страдает, прежде всего, зритель – балет в Перми очень востребован, и кассу делают именно балетные спектакли. И потом, общий репертуар театра составляю не я, а художественный руководитель. Он отвечает за афишу. Конечно же, все согласовывается со мной, и я высказываю свою точку зрения, но в целом афиша зависит от многих факторов и работы каждого из творческих коллективов театра. Из этого складывается картина, которую видит зритель.

Вторая сцена поможет увеличению балетных названий в афише?

Безусловно! Насколько я знаю, проектная документация рассмотрена, проект принят, никто от него не отказывался. Но яму под фундамент должны были выкопать еще в апреле прошлого года, а ничего нет. Но это вопрос не ко мне, а к губернатору или исполнительному директору театра – они, думаю, владеют вопросом гораздо лучше меня.

В одном из интервью Вы сравнили репертуар с залами в картинной галерее, где представлена живопись разных художников разных эпох. Почему же из этих «залов» исчез балет Николая Боярчикова «Ромео и Джульетта»?

Я уже много раз отвечал на этот вопрос. Этот спектакль материально и морально устарел. Он достаточно минималистичен, тогда в 1972 году, это был новый подход, и сам спектакль построен больше на находках, чем на хореографии. Сейчас это все устарело. Предвосхищая Ваш следующий вопрос, скажу: да, балет МакМиллана старше по времени, он поставлен в 1965 году – но это классика. Балет не устарел, потому что сделан под впечатлением от балета Леонида Лавровского 1940 года, но у МакМиллана спектакль более танцевальный, более детальный.

Вы ученик И.Д. Бельского и Г.Д. Алексидзе. Чему Вас научили педагоги, что и сейчас Вам помогает?

Первый урок Бельского начался с того, что он сказал: «Научить ставить – нельзя!» Они меня учили собственным примером: умением анализировать, профессиональным подходом, а самое главное – давали возможность практики. «Только в полетах живут самолеты» – как в песне поется, вот и балетмейстер живет только тогда, когда имеет возможность ставить хореографию.

У Вас в Перми появилось любимое место? Место, где Вам хорошо?

У меня одно любимое место – театр. Мне и гулять-то некогда. Хотя город богат традициями и очень мне симпатичен. Мне очень близка пермская школа, когда учился в Академии балета часто слышал название города и, приехав сюда, не чувствую себя чужим человеком. Я здесь работаю, делаю все от меня зависящее, чтобы балетная труппа жила полнокровной жизнью, но как только почувствую, что не могу делать то, что определяет сегодня мои художественные приоритеты – уйду. А пока впереди у нас уникальный «Шостакович проект»: балет «Условно убитый» и опера-балет «Оранго». Все с нуля – либретто, естественно хореография, костюмы, а сценография Александры Экстер – колоритный русский авангард! Это очень сложная, интересная работа. Увидимся на премьере!

Беседовала Вероника Кулагина

0

6

http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-97.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-98.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-99.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-100.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-101.jpg
ДОН КИХОТ
Балет в 3 действиях с прологом
Либретто М. Петипа по мотивам романа М. де Сервантеса

Хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Ю. Малхасянц (с включением хореографии К. Голейзовского, Р. Захарова, А. Симачева, Н. Азарина-Мессерера)

0

7

Открытие Дягилевского фестиваля — 2015 будет сатирическим

Хореограф Алексей Мирошниченко, сценограф Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова представили визуальное решение балетного вечера «Шостакович проект». Премьера назначена на день открытия Международного Дягилевского фестиваля — 21 мая 2015 года.   

Шостакович проект
http://se.uploads.ru/t/3ez2C.jpg

«Шостакович проект» включает две одноактные постановки — оперу-балет «Оранго» и балет «Условно убитый» — на музыку великого русского композитора, жившего и работавшего в советский период истории. По словам Алексея Мирошниченко, это будут «зарисовки на тему советского прошлого» с узнаваемыми элементами быта и характерными персонажами той эпохи. Ожидается, что на сцене появятся Мужчина с портфелем, Человек в кожаном плаще, Студентки в белых носочках, Мороженщица, Человек в противогазе с собакой и т. д. В спектакле примет участие вся труппа Пермского балета, а также более тридцати учащихся Пермского хореографического училища, которые исполнят «ретро-вальс». «Логически мы идем по пути «Шута» [балета на музыку Сергея Прокофьева из репертуара Пермского театра], — говорит Алексей Мирошниченко, имея в виду, что средствами неоклассической хореографии и художественных соответствий постановщики «Шостакович проекта» стремятся воссоздать стиль эпохи.

В данном случае главным ориентиром для них стали работы одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер, без которой невозможно представить картину русского авангарда первой половины ХХ века. Опираясь на те же приемы, что и Экстер, сценограф Андрей Войтенко создал конструктивистскую иллюзию полностью занятого пространства сцены, хотя использовал при этом только средства плоского искусства.

Художник Татьяна Ногина также отталкивалась от документов эпохи. «Поскольку «Оранго» — это пример фарсовой постановки, мы работаем с элементами футуризма, ар-деко, коллажируем костюмы из разных фактур и цветов. Здесь важен быстрый эффект на зрителя, — комментирует она. — «Условно убитый» гораздо ближе к бытовой зарисовке, которая располагает к детальному разглядыванию жизни. Следовательно, мы включаем кинематографический прием: реконструируем эпоху через предметы и одежду: костюмы шьются по лекалам и из материалов того периода. Костюмы монохромны — это сделано с расчетом на то, что сцена с ее буйством красок и игрой с объемами и перспективой выделит, как линза, все костюмы балета».

Оба сочинения Шостаковича — настоящие раритеты. Долгие годы считавшаяся утерянной опера «Оранго» (вернее — пролог к ней) была обнаружена в 2004 году в архивах Музея имени Глинки. Шостакович начал работать над партитурой в 1932 году, когда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания нового сверхсущества, экспериментального получеловека-полуживотного («Оранго» — от «орангутан»).

«Условно убитый» единственный раз был поставлен в России в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле — в виде эстрадного ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, а за рубежом первое театральное представление этой оперы под названием Der Fall YY («Дело YY») состоялось в 2013-м в Люцерне.

Алексей Мирошниченко, Татьяна Ногинова и Андрей Войтенко ранее уже работали совместно, начиная со времени карьеры Мирошниченко в Мариинском театре. В Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского Татьяна Ногинова создала костюмы к его балетам — «Венгерские танцы» на музыку Брамса, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Вариации на тему рококо» П. Чайковского, «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адана. Андрей Войтенко работал в Перми над спектаклями: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. Захарова, «Рубины» («Каприччио для фортепиано с оркестром») Стравинского в хореографии Дж. Баланчина.

Наталья Овчинникова | Пресс-служба фестиваля

0

8

премия дягилева
Премия Дягилева — первая в современной России профессиональная награда за лучший продюсерский проект в сфере исполнительского искусства. Премия была учреждена в 2003 году, но в 2012-м получила новый импульс развития, благодаря тому, что в состав жюри по приглашению руководства Дягилевского фестиваля согласились войти ведущие специалисты в области театрального продюсирования. В их числе интенданты и директора крупнейших сцен и фестивалей всего мира, критики и представители культурной власти разных стран. В 2012-м и 2013-м жюри возглавлял легендарный реформатор современной оперы Жерар Мортье.

Премия призвана отметить и поощрить организаторов культурных проектов, духовно родственных работам Сергея Дягилева. Она присуждается ежегодно за оригинальную театральную постановку, премьера которой состоялась в предшествующем календарном году. На соискание премии выдвигаются новые оперные, танцевальные или балетные спектакли, заказанные и поставленные продюсером, а также постановки ранее известных произведений в новой сценической интерпретации, содержащей новаторский потенциал.

Церемония вручения Премии Дягилева проходит в рамках ежегодного Международного Дягилевского фестиваля в Перми.

0

9

о фестивале
Концепция

Международный Дягилевский фестиваль имеет своей целью поддержание и развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева.

Далеко не случайно, что именно Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского выступил инициатором первого Дягилевского фестиваля в России.

Пермь — город, в котором прошло детство Сергея Дягилева, в котором находится единственный в мире Дом-музей легендарного импресарио. Здание Пермского оперного театра было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых.

Мультижанровый характер

Отличительная особенность пермского фестиваля заключается не только в месте проведения, но и в его мультижанровом характере. Многообразная деятельность Сергея Дягилева, связанная с оперно-балетным театром, музыкой, изобразительным искусством, издательским делом, является структурной моделью фестиваля и реализуется как комплекс художественных событий и научно-исследовательских симпозиумов.

В соответствии с концепцией фестиваля — «своеобразного отражения «Русских сезонов» Сергея Дягилева в зеркале времени» (Ведомости) — современные уникальные проекты в самых различных видах искусств встречаются с искусством первой трети XX в., эпохи, которой принадлежат и творческие свершения С. П. Дягилева.

Программа фестиваля включает мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, панораму выступлений трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной, органной, джазовой музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. Важной составляющей фестиваля являются международный симпозиум «Дягилевские чтения», а также первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект. Все это делает Дягилевский фестиваль уникальным культурным явлением в жизни России.

Организаторы фестиваля

Фестиваль проводится с 2003 года.
Учредителем фестиваля являются Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Основным организатором выступает Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Постоянные партнераи фестиваля: Пермская государственная художественная галерея, Пермская краевая филармония и Дом-музей С. П. Дягилева.

Николас Пейн — президент ассоциации «Opera Europa», членом которой является Пермский театр оперы и балета, — в своей речи на открытии традиционной конференции в Монте-Карло в 2005 году назвал Международный фестиваль «Дягилевские сезоны» в числе знаковых культурных событий Европы

+1

10

12:05 (сегодня) Вера Шуваева 0 84   
«Каждая женщина - Одетта». Алексей Мирошниченко - о балете и монархии

Театр как психотерапия

– Алексей Григорьевич, почему именно «Лебединое» и зачем потребовалась очередная его редакция?

– Мне нравится этот балет у нас в постановке Натальи Макаровой. Но уже давно назрела необходимость в двух «Лебединых», чтобы пермяки не оставались без «самого главного балета всех времён и народов», пока театр гастролирует. Ведь за два месяца до начала гастролей мы уже отправляем фуру с декорациями, а потом два месяца по окончании тура ждём её. Поэтому в репертуаре теперь будут оба спектакля.

Насчёт новой редакции: можно, конечно, штамповать Константина Сергеева или кого-то ещё. Ну а где же тогда так называемый пермский контекст, сформированный нами? Хочется, чтобы в Перми было то, чего нет в других театрах.

– Нынешние гастроли пермского балета в Дублине практически совпали по времени с серией парижских терактов. Страшно было лететь в Европу?

– Во-первых, в тот день мы уже находились там. Во-вторых, 7,5 тыс. билетов уже было продано на наши спектакли. Так что теракт ли произошёл, гуманоиды ли прилетят, мы как профессионалы всё равно будем выполнять свою миссию. Которая в том и состоит, чтобы люди хотя бы на какое-то время отвлеклись от переживаний. Театр - это психотерапия. И для самих артистов, и для зрителей.

– Реакция на ваши выступления в Ирландии и в странах Ближнего Востока, где вы гастролировали позже, чем-то отличалась?

– В Омане нас предупредили, что выражать свои чувства тут не принято и реакция зрителей будет очень сдержанной. Но хлопали ещё как! Единственное: в «Бахчисарайском фонтане», который мы там показывали, артистам пришлось закрыть все открытые части тела. И даже статуи были в тогах.

В России надо жить долго

– А если говорить об отношении к русским в принципе, нас не любят в мире, боятся или?..

– Что в Дублине, что в Маскате, что в Бахрейне, узнав, что мы из России, люди тут же восклицали: «Россия! Путин! Супер!» Все, с кем бы я ни общался, даже в магазине парфюмерии, - поклонники Путина. Говорят: «Вы, русские, счастливые, что у вас такой президент. Мы на вас только и надеемся». Вот Америку - да, ненавидят. Непонятно лишь, как при всём этом она продолжает демонстрировать беспардонное своеволие.

– Успехи «в области балета» по-прежнему рифмуются у многих россиян с ракетами. «Зато мы делаем ракеты», помните? Неужели кроме них нам нечем больше гордиться?

– При чём тут советские стишки периода холодной войны?! Ну вспомните ещё Черчилля, утверждавшего, что русские лучше всего делают три вещи: танки, балет и детей. Это не более чем крылатые фразы. А гордиться нам, безусловно, есть чем. Особенно после того, как в 90-х почти всё в стране было распродано, и сама она чуть не стала американской колонией. Только удержать бы нынешние достижения…

По-моему, прав Жириновский, говоря о полувосточном менталитете русских, о том, что в России должен быть монархический строй. Это я к тому, что для нашей ментальности очень важна роль личности в истории. Неслучайно ведь, хотя сегодня у нас президентская республика, вопрос «Что будет, когда уйдёт Путин?» волнует очень многих.

– Когда не стало Сталина, многим тоже казалось, что жизнь закончится.

– Не закончилась, но сильно изменилась. Хотя государственную идеологию тогда никто не менял. А сейчас - партии разной направленности, и какая придёт к власти - неизвестно. Поэтому в России, как сказал кто-то мудрый, надо жить долго.

Сила романтики

– Да, долго и желательно счастливо. Но вернёмся к балету. В разных редакциях «Лебединого озера» разный финал. У вас Одетта и Зигфрид погибают?

– Конечно. У этого балета не может быть счастливого конца. Таковы законы романтизма. Но зло здесь всё равно в проигрыше. Душу Принца, за которой охотится злой гений Ротбарт, он так и не получает: души умерших Принца и Одетты возносятся храмом вечной любви.

– К сожалению, в реальной жизни романтики и романтиков становится всё меньше. Вы согласны?
- Абсолютно. Порой кажется, что романтиков уже практически не осталось. И это ненормально. Как душа наша «по природе христианка», так и каждый человек по природе романтик. Почему при определённых обстоятельствах в каком-нибудь чуть ли не убийце просыпаются вдруг ростки светлого и доброго? Да вот поэтому! Если в душе не пусто, то под ворохом всего, в том числе потребительского, живёт романтизм. И быть романтиком - вовсе не признак слабости, как считают некоторые. В наше чересчур прагматичное время это, наоборот, признак силы.

– А насколько часто, на ваш взгляд, среди реальных, земных женщин встречаются нынче Одетты?

– Любая женщина, опять же по природе своей, хочет раствориться в своём мужчине, стать его половинкой. Не потому что надо, не потому что должна. А именно хочет. Но не у каждой и не всегда это получается.

Досье

Алексей МИРОШНИЧЕНКО. Родился в 1974 г. в Донецке. Окончил Академию русского балета им. Вагановой (1992 г.) и балетмейстерское отделение Академии (2002 г.). С 2009 г. возглавляет балетную труппу Пермского театра оперы и балета. Один из ведущих российских хореографов, работающий в неоклассическом стиле.

+1