Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Из мировой сокровищницы балетного искусства

Сообщений 1 страница 30 из 42

1

Искусство танца одно из самых древних в истории человечества. Сколько тысячелетий существует человек, столько времени он танцует и поёт.

Искусство балета в нашем понимании этого слова существует уже более 400 лет. Ни для кого не секрет, что король Франции Людовик XIV был не только величайшим любителем танца, но и сам участвовал в балетных постановках. По одной из его ролей за ним даже закрепилось отличительное историческое прозвище "Король-Солнце".

Сколько же за эти века было создано прекрасных балетов! Сколько выдающихся балерин и танцовщиков блистало в них!
Давайте, по мере возможности, бросим взгляд в прошлое. Рассмотрим хотя бы те балеты, которые репертуарны до сих пор, которые исполнялись в течение ХХ века, которые мы можем увидеть на видео...

0

2

Думаю, интересно будет поговорить о творчестве  Рейнгольда Морицевича Глиера. Профессор Елена Фабиановна Гнесина вспоминает: "Как-то раз, говоря со мной о Глиэре, Рахманинов сказал: «Как удачно подходит Глиэру его имя: Рейнгольд — ведь он действительно как человек чистое золото»
Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак»,  («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. «Гимн великому городу», завершающий этот балет, в настоящее время является гимном Санкт-Петербурга. В балетах Глиера блистали несравненные балерины 20 века - Г. Уланова, О. Лепешинская, М. Семенова, М. Плисецкая и др.

0

3

Итак балет "Красный мак"

Сюжет

В китайском порту разгружают советский корабль. В расположенном поблизости ресторане собираются европейцы посмотреть на знаменитую актрису Тао Хоа. Она приближается в паланкине и, выйдя из него, начинает приветственный танец с веером. К ресторану подходит Ли Шанфу. Пока гости развлекаются, кули изнемогают под тяжестью груза, один падает. Надсмотрщик бьет его, за товарища вступаются другие, является полиция. Кули просят защиты у советских моряков. Начальник порта советует применить силу, но капитан приказывает матросам помочь в разгрузке. Этот поступок поражает Тао Хоа, издали видящую происходящее. Она подносит капитану цветы, он, выбрав самый красивый мак, дарит его девушке. Ли Шанфу бьет ее — она не должна кокетничать с большевиком! Капитан вступается за девушку. Темнеет. Веселятся отдохнувшие кули, а с ними моряки с разных кораблей — японцы, негры, малайцы, американцы. Советские матросы присоединяются к общему веселью.
В курильню опиума приходит начальник порта. Он предлагает Ли Шанфу заманить в притон и убить советского капитана. Капитан гуляет по набережной с матросами. Тао Хоа приглашает его в курильню, не видя в этом ничего дурного. Ли Шанфу бьет девушку, рассчитывая, что капитан за нее заступится. Капитан отшвыривает Ли Шанфу, его сообщники кидаются на него с ножами, но Тао Хоа успевает загородить его собою, а капитан свистом вызывает своих матросов. Преступники расходятся, старый актер-китаец успокаивает Тао Хоа. Они курят опиум и засыпают.
Тао Хоа снится, что она погружается в воду, ей грезится старинный храм Будды. С пьедесталов сходят богини и танцуют, появляется шествие верующих, которые несут огромное изображение дракона. Тао Хоа принимает участие в шествии. Начинается воинственная пляска мужчин. Постепенно все темнеет. Второй сон Тао Хоа — край, где все счастливы, где живут феи в лунных чертогах у яшмовых озер. Тао Хоа путь к этому краю преграждают птицы-фениксы.
Преодолев препятствия, Тао Хоа оказывается в чудесном саду, где боги и богини окружены цветами, бабочками, кузнечиками. Цветущие маки и лотосы превращаются в прекрасных девушек, но фениксы настигают Тао Хоа. Лишь маки заступаются за нее, все другие цветы — на стороне фениксов. Фантастические образы окружают Тао Хоа, ей кажется, что она летит в пропасть.
Вечер в доме начальника порта. Дамы и кавалеры танцуют европейские танцы. На огромном блюде вносят Тао Хоа, приглашенную для увеселения гостей. Китайский театр показывает свое представление. Ли Шанфу приказывает Тао Хоа поднести капитану отравленный чай. Девушку раздирают противоречия между привычным послушанием и вспыхнувшей любовью к капитану. В зал входят советские моряки. Капитан приветствует Тао Хоа, она умоляет его покинуть дом. Начинаются приготовления к чайной церемонии. Капитану как почетному гостю чай должна поднести знаменитая танцовщица. Тао Хоа танцует перед капитаном, то протягивая ему чашку, то отдергивая, пытаясь оттянуть страшную минуту. Наконец, она передает капитану чашку, но когда он подносит ее к губам, выбивает из рук. Разъяренный Ли Шанфу стреляет в капитана, но промахивается.
В доме появляются китайские партизаны. Тао Хоа, поднявшаяся на балюстраду, видит, как советский корабль снимается с якоря и уходит. В этот момент Ли Шанфу смертельно ранит ее выстрелом из револьвера. Заговорщики убегают. Партизаны кладут Тао Хоа на носилки, прикрытые красным знаменем. Дети окружают носилки, очнувшаяся Тао Хоа отдает им цветок, подаренный капитаном. В небе загорается огромный красный мак. К нему идет китайская беднота, освобожденная партизанами от власти европейцев. На носилки с умершей Тао Хоа сыплются лепестки маков.


А это чехословацкий  фильм-балет, к сожалению не удалось найти записей БТ или Мариинки.

0

4

Асаф Михайлович Мессерер был одним из первых исполнителей балета "Красный мак". В своей книге "Танец. Мысль. Время" он оставил воспоминания о тех событиях, которые происходили у него на глазах...

На сцене Большого театра впервые вместо принцев, зефиров и всевозможных фей появились реальные персонажи – капитан, матросы, рабочие-кули.
Спектакль готовили с невероятным энтузиазмом, какого я не припомню в театре. В спорах, ожесточенных дискуссиях, но горячо, молодо, дерзко.
Роли распределялись так: Тао Хоа танцевала Гельцер, советского капитана – Тихомиров и Булгаков, Ли Шан-фу – Иван Смольцов. На долю «балетного молодняка» достались эпизодические партии. В интернациональном танце матросов Игорь Моисеев исполнял роль негра, Михаил Габович – англичанина, Н. Ларионов – норвежца, Виктор Цаплин – австралийца, а я – японца. Но дело обернулось так, что в «Красном маке» я исполнил сразу три роли.
Михаил Иванович Курилко был душой спектакля. По его эскизам делались декорации и костюмы. Он нашел интересное художественное решение первого акта. Наискосок сцены высился борт советского корабля. На площади, прилегающей к порту, среди чайных домиков кипела разноплеменная толпа.
Курилко принадлежала мысль пригласить на постановку «Красного мака» Алексея Денисовича Дикого, актера и режиссера МХАТ 2-го. Я отнесся к этому с особым интересом. Незадолго перед тем я видел «Блоху» по Н. Лескову, спектакль, блестяще поставленный Диким, где Азарий не менее блестяще играл Левшу.
Алексей Денисович пришел к нам на репетиции (они проходили в помещении Хореографического училища на Пушечной) и, помню, от начала до конца, со всеми подробностями рассказал нам, как ему видится будущий балет. До Дикого ни один постановщик и хореограф не излагал перед исполнителями всей экспозиции спектакля.
Режиссерское решение интереснейшего первого акта тоже целиком принадлежало Дикому. Действие в нем разворачивалось динамично, по законам драмы. И это положило конец условным жестам. Алексей Денисович предложил, чтобы матросы спускались с корабля на сцену по канатам массовым таким десантом (на спектакле артисты, чтобы не ободрать руки, надевали перчатки). Это был необыкновенно впечатляющий момент! Как, впрочем, и сцена разгрузки, когда краснофлотцы выстраивались цепочкой, передавая мешки друг другу.
Но «гвоздем» первого акта стал матросский танец на музыку известной песенки «Яблочко». Когда Дикий предложил Рейнгольду Морицевичу Глиэру аранжировать «Яблочко», это вызвало небывалый протест со стороны актеров старшего поколения – чтобы в Большом театре звучали частушки! Сомневался и сам Глиэр. Но Алексей Денисович настоял на своем, убедил композитора, что это сразу придаст спектаклю современное звучание. Сказал, что просто не мыслит, чтобы советские краснофлотцы танцевали под какую-то другую мелодию.
И Глиэр сдался. Он сидел на всех обсуждениях творческой труппы и, казалось, выносил свое вдохновение прямо из котла страстей и творческих споров. Он прекрасно написал музыку матросского танца. Но когда дошло до репетиций, оркестр... отказался ее исполнять.
Однако вопреки всему именно «Яблочко», принесло спектаклю огромный успех. Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга.

+1

5

Продолжение воспоминаний Мессерера.

Но, к огромному сожалению, участие Дикого в постановке ограничилось лишь этим первым актом. Он повздорил с кем-то из балетного начальства и отошел от работы.
Хореографами «Красного мака» были двое – Василий Дмитриевич Тихомиров и Лев Александрович Лащилин, ведущий характерный танцовщик Большого театра; он ставил танцы в первом и третьем актах. Это был балетмейстерский дебют Лащилина, надо сказать, весьма удачный. Когда оркестранты увидели его матросский танец, страсти вокруг «Яблочка» улеглись, все пришло в норму.
Тихомиров тонко и с большим вкусом поставил «классический» второй акт, но, увы, он был необычайно длинен, а главное, построен по всем старобалетным канонам. В нем изображалась курильня опиума. Ли Шан-фу с компанией употреблял этот злой наркотик. Там же находилась и Тао Хоа (Ли Шан-фу был ее ненавистным хозяином-антрепренером). Накурившись опиума, она погружалась в сон. Ей грезились боги, богини, ожившие цветы, какие-то танцевальные шествия и даже капитан советского корабля с матросами...
Критика не без оснований упрекала постановщиков «Красного мака» за пестроту, эклектичность формы. Спектакль «является как бы воплощением всех противоречий балетного искусства; он то рвется вперед... и достигает победы, показывая, что и реальная тема может породить яркую форму, то, наоборот, пугаясь своей смелости, занимается благоговейным пересмотром балетного архива», – писал Н. Д. Волков.
Во втором акте я танцевал Китайского божка. То я прыгал, вытянув вперед руки и ноги. То, наоборот, делал в воздухе кольцо – тело выгнуто, как лук, так что пятками я почти доставал затылок. То прыжки строились так: одна нога вытянута параллельно полу, другая согнута. И нужно было в восемь прыжков «взять» сцену – сначала в одну, потом в другую сторону. Танец был необычайно труден. Он длился минут пять, но при всей своей выносливости я выдыхался на нем. Вместе со мной танцевали четыре маленьких мальчика. Они занимали сценическое время, пока я мог отдышаться, чтобы вновь ринуться в каскад прыжков.
Танец Китайского божка имел большой успех. И стал как бы самостоятельным номером. Так же как и танец с лентой, который я исполнял в третьем акте.
Когда шли репетиции, я подал Курилко идею – поставить изящный танец с лентой. В моей памяти жили те бродячие китайские фокусники, которые когда-то так поразили мое детское воображение. В Хореографическом техникуме имени А. В. Луначарского я поставил для одной их своих учениц стилизованный китайский танец, который она исполняла то с веером, то с зонтиком, потом доставала палочку с длинной шифоновой лентой и та плавно летела.
Михаилу Ивановичу мысль моя понравилась. Раздобыли большую шелковую ленту, метров в семь длиной, и Лащилин отдал Анастасии Абрамовой этот танец. Она стала пробовать, но у нее ничего не получалось. Она не могла справиться с такой огромной лентой, все время в ней запутывалась. И тогда хореограф решил, что для этого изысканного танца нужна мужская сила. Предложили станцевать его мне. Мол, кто подал идею, тот пусть ее и осуществляет. Тем более что Глиэр уже написал музыку для этого номера. Я взмолился: товарищи, у меня же выступление в первом и во втором актах!
Однако часов в десять вечера, накануне генеральной репетиции, мы стали с Лащилиным что-то пробовать, Я делал разные туры, пируэты по кругу и одновременно манипулировал с лентой – то она окружала меня кольцом, то обвивала тело, как змея, то превращалась в огромный обруч, через который я прыгал. Что-то предлагал Лащилин, что-то я. Курилко смотрел, как мы сочиняем, и ему нравилось. Так, часа за полтора придумали номер. Но у меня не было костюма. Курилко стал думать, во что же обрядить китайского жонглера. Я сказал, что в моем гардеробе есть шикарные золотые трусы из парчи. Это дало толчок художественному воображению Михаила Ивановича, и в мгновение ока он «увидел» мой костюм: я надеваю майку, розовое трико и свои золотые трусы. А в тон трусам на майку мне нашивают еще аппликации из золотых цветов. Наутро, в антракте перед третьим актом, мне на скорую руку состряпали этот костюм, а аппликации нашивали уже на живую нитку, за минуту до выхода на сцену. (Потом, правда, я сделал себе другой костюм: мое тело обвивал дракон с огнедышащей пастью.)
Танец с лентой я станцевал, что называется, на нерве, и он имел колоссальный успех, совершенно неожиданно для меня, да и для всех остальных.
Публика прекрасно встретила и другой номер. На сцену выносили огромное расписное блюдо, и прелестная молодая женщина под томительную, пряную мелодию танцевала на нем восточный танец. На премьере его исполняла Елена Ильющенко. Причем ее костюм был такой же импровизированный, как и мой. Тонкую дорогую ткань для платья ей подарила Екатерина Васильевна Гельцер. А потом танец на блюде стала исполнять и совсем юная Надежда Надеждина, будущий художественный руководитель прославленного ансамбля «Березка». А тогда ее только приняли в Большой театр, хотя она не окончила балетной школы.
И, конечно же, триумфально выступила в «Красном маке» Екатерина Васильевна Гельцер. Она стремилась к тому, чтобы партия Тао Хоа была как можно более танцевальной. И придирчиво требовала от постановщиков «расцвечивать» танцем сюжетную канву. Она много нашла сама в этой роли и как балерина и как выдающаяся драматическая актриса. В первом акте Тао Хоа исполняла перед советским капитаном замечательный танец. Она надевала на руки длинные «пальцы», стилизуя китайские гравюры. В.П. Ивинг писал, что в исполнении этой партии «видна колоссальная артистическая культура, вдумчивое изучение лучших образцов китайского изобразительного искусства. Жесты, грим, походка – все это от старинных статуй, от живописи по фарфору, от вышивок, изделий из несравненного китайского лака. В совершенном согласии с законами китайской пластики... артистка обратила главнейшее свое внимание на работу рук. За основу взят мелкий связанный жест, руки не раскрываются широко, но недостаток ширины в движении возмещается игрой кисти, грациозной акробатикой пальцев, бесчисленным количеством их отдельных позиций. Огромная заслуга Гельцер в том, что она сумела передать сложнейшие драматические нюансы, оставаясь в пределах требуемой сюжетом пластической скованности».
На «Красном маке», как и на «Иосифе Прекрасном», я понял всю притягательность премьеры, первотворчества, когда танец ставят на тебя. Когда танцовщик волен выбирать то, что ему угодно, волен отыскивать и утверждать лучший вариант, когда он наравне со всеми становится соавтором будущего спектакля.
Вокруг первого балета на современную тему поднялась острая дискуссия. Критик В.И. Блюм под псевдонимом «Садко» писал: «Господствующим классом» в нашем балете является маленькая кучка представителей старого «классического» балета с Гельцер и Тихомировым во главе. Они... явили миру опыт «революционного» балета. Отдадим должное их добрым намерениям, которыми, как известно, ад вымощен...».
В.П. Ивинг же считал постановку «Красного мака» не просто победой, но «двойной победой» Большого театра: «И со стороны чисто художественной и со стороны содержания. «Красный мак» представляет первый опыт постановки балета на современную тему. Несмотря на все недочеты либретто, во многих местах наивно-условного, до зрителя доходит густая, насыщенная пафосом современности, горячая струя советского патриотизма. Успех лихой матросской пляски и финала первого акта под музыку «Яблочко» есть не только чисто художественный успех... С большой ясностью и рельефностью обозначился тот значительный и важный перелом в балетном театре, который знаменует собой эта постановка».
Н.Д. Волков соглашался с Ивингом, хотя и называл спектакль компромиссным и половинчатым. Но «после «Красного мака», – писал он, – можно думать уже и о таких балетных спектаклях, где четкость драматургических задач выльется в единые по стилю хореографические композиции».
Музыка Глиэра оценивалась им весьма высоко, как продолжение художественных традиций балетов Чайковского и Глазунова. В ней отмечалась свободная разработка тем, свойственная симфоническим произведениям, широкое использование приемов музыкально-изобразительных, применяемых в программной и оперной музыке. Однако «колебания постановщиков балета и либреттиста между формами классического балета, пережитка феодальной поры, и плясками характерными, народными, также физкультурными и трудовыми движениями сказались и на музыке, такой же неустойчивой, как и разработка танцев и сюжета. Глиэр, отдавая максимальную дань классической дансантности со множеством музыкальных номеров в салонно-французском стиле, с обычными чувствительными соло скрипки, виолончели, старался, однако, уловить и новую, освежающую балет струю: композитор хорошо пересказал музыкой движения грузчиков, кое-где отметил народную пляску-игру, блестяще, в непрерывном нарастании темпов звучности и мелодико-ритмических узоров написал вариации на частушки «Яблочко».

+2

6

http://sd.uploads.ru/t/Gj4ig.jpg

http://se.uploads.ru/t/C43it.jpg

http://sf.uploads.ru/t/SKzF2.jpg

Тао Хоа - Великая Галина Уланова, Ли Шан Фу - М. Габович

0

7

http://se.uploads.ru/t/RqG9M.jpg

http://se.uploads.ru/t/wU7pK.jpg

http://sf.uploads.ru/t/prs5H.jpg

Тао Хоа - Незабываемая Ольга Лепешинская

0

8

Odette: Galina Ulanova
Prince Siegfried: Konstantin Sergeyev
Odile: Natalia Dudinskaya

0

9

The Dying Swan Galina Ulanova 1940

0

10

Балет "Медный Всадник". Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском), а 27 июня — в московском Большом театре. Первоначально сцены Петровского времени перемежались с тем, что произошло сто лет спустя. Это разбивало действие, нарушая его цельность, но уже в московском спектакле постановщики объединили все, относящееся к основанию Петербурга, в пролог. В последующие годы балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом, а один из его номеров — Гимн великому городу — стал гимном Ленинграда-Петербурга.

Сюжет

Сюжет
(излагается по окончательному варианту)
На сцене появляются очертания местности, где «будет город заложен» и фигура погруженного в думы Петра.
В гавани готовятся к спуску корабля. Приплывает лодка с Петром и Меншиковым, они осматривают корабль. Подходит голландский парусник. Моряки, сошедшие на берег, восхищаются русским кораблем. Петр разрубает канаты, и корабль сходит на воду.
По Летнему саду проходят гости, съезжающиеся на ассамблею.
Бал во дворце Петра. Царь с гордостью показывает на глобусе, в какие страны поплывут его корабли. После ухода гостей он погружается в мечты о том, как «из топи блат» вырастет прекрасный город.
Сенатская площадь в Петербурге сто лет спустя. У памятника Петру народное гулянье. Толпа собирается вокруг бродячего цирка, резвятся дети, через площадь под звуки походного марша строем проходят солдаты. Евгений ожидает Парашу у Медного всадника. Их свидание недолго: Параше пора домой.
Маленький домик на окраине Петербурга, у самой воды. Сюда к Параше пришли подруги, затеявшие игры. Начинается гадание, которое предсказывает Параше близкую смерть. Всех охватывает смятение, но, оправившись, девушки продолжают игры. Увидев входящего Евгения, они разбегаются, Евгений и Параша обмениваются подарками: теперь они обручены. Евгений спешит домой, пока не разведены мосты. Оставшись одна, Параша тоскует, ее мучит предсказание. Надвигается буря.
В своей бедной комнатке Евгений любуется медальоном, подаренным Парашей. Резкий порыв ветра распахивает окно, хлещет дождь, выстрелы пушки предупреждают о начавшемся наводнении. Евгений в страхе за невесту бежит к ней.
На набережной Невы толпа с тревогой видит, как все выше поднимается вода. Нева выходит из берегов, все разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Увидев в волнах лодку, он бросается в воду и взбирается на борт, умоляя рыбака отвезти его к домику Параши.
Евгений на том месте, где жила Параша. Теперь здесь пусто: все, кроме сломанной ветром ивы, унесла вода. Евгений сходит с ума. В его воображении возникают прежние счастливые мгновения.
Сенатская площадь. Горожане убирают обломки, принесенные наводнением. К Медному всаднику, окруженный хохочущими мальчишками, подбегает помешанный Евгений. Он грозит царю: в его больном мозгу именно Петр — виновник трагедии. Ему кажется, что Петр срывается с памятника и устремляется на него. Безумец бежит в ужасе, мечется по городу и, обессиленный, падает замертво.
На залитой солнцем Сенатской площади гуляет нарядная веселая толпа.

«Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Балет отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием, в чем композитор предстает продолжателем традиций Чайковского. Музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна в балете роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит Петровской эпохи.
http://content.video.mail.ru/mail/vlad.lamskiy/28/i-34.jpg

0

11

Композитор Глиэр Р.М.

0

12

http://sf.uploads.ru/t/sT8uz.jpg

Параша - Р. Стручкова,  Евгений - А. Ермолаев

http://sd.uploads.ru/t/lLEj7.jpg   http://se.uploads.ru/t/4Fw0m.jpg

Параша - О. Лепешинская, Евгений - В. Преображенский

http://sf.uploads.ru/t/d3iJH.jpg   http://sd.uploads.ru/t/3j6qA.jpg

Параша - Г.  Уланова, Евгений - М. Габович

0

13

Gella
Замечательные фотографии. Откуда вы такие исторические фотки берете? Это такая редкость. Спасибо вам.
А еще мне понравилось высказывание Мессерера. Это словно привет из давних времен для нас сегодняшних как все рождалось в каких спорах и муках.

0

14

Добрый день.
Сегодня нашла интересную подборку с Гранд-па на музыку Обера. Ссылку дам в конце, а пока немножко собственного комментария. Обратите внимание на пару киевскую - Таякина-Ковтун. В свое время эта пара мне ну ОЧЕНЬ нравилась. Нравится мелкая техника, нравится, что каждая фразочка очень четко кончается. Нравится легкий партнер со стройными лапками (не перекачанными), четкий и легкий танец Таякиной. В тырнете много их интервью, еще когда Валерий Петрович был жив, но почему то больше с бытовым уклоном. Несколько лет назад он умер от энцефалита (если не наврали журналисты) - я просто в легком шоке от такого. А ТТ директорствует в Киевском хореографическом училище. С Ковтуном танцевала в гастролях и концертах за бугром Плисецкая.
Да, чуть не забыла! Пара Таякина-Ковтун приезжала к нам в Нижний Новгород (тогда еще - Горький), и я была на их концерте. Танцевали Гибель розы, Бабочку Пуни, Гранд па. Что то было еще, но вот тут уже не вспомню. Тогда Гибель розы очень понравилась, т.к. казалось чем то запредельным (конец 70-х середина 80-х по времени) и видела ее только по ТВ в исполнении Плисецкой. А Гран Па - произвел впечатление филигранностью исполнения и четкостью. Каюсь, когда видела его по ТВ - в то время казался достаточно скучным. Может от того, что много его танцевали на конкурсе балета в Москве.

Ну и ссылка обещанная

http://www.liveinternet.ru/community/49 … 269048848/

0

15

Макбет — балет в двух актах Кирилла Молчанова. Либретто Владимира Васильева по мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Макбет»о 1980 года композитор Кирилл Молчанов никогда не обращался к жанру балет, хотя долго и плодотворно работал для музыкального театра — он написал восемь опер и все они были поставлены в различных театрах СССР. Но в 1973—1975 годы он был директором Большого театра, часто общался с деятелями балета, изменилась и его личная жизнь — его женой стала известная балерина Нина Тимофеева. Для неё он и создал свой первый и единственный балет.

По мнению балетного критика и историка театра Бориса Львова-Анохина:

«Партитура Молчанова красочна и живописна, обладает яркой изобразительной силой. В ней четко обозначены драматические конфликты, рельефно обрисованы характеры героев, ясно прочерчены драматургические линии.»
— Б. Львов-Анохин

Эта работа стала одной из последних в жизни Кирилла Молчанова и роковой — 14 марта 1982 года во время первого акта этого балета, в директорской ложе Большого театра, композитор скончался от инфаркта. Он пришёл посмотреть выступление своей жены — Нины Тимофеевой, которой после этого пришлось дотанцевать спектакль.

Через 10 лет, в 1990 году этой же постановкой Владимира Васильева открылся театр Кремлёвский балет.Премьера прошла 1 июля 1980 года
Большой Театр - спектакль прошёл 44 раза, последнее представление 16 февраля 1988 года.
Балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр Фуат Мансуров

Действующие лица
Макбет — Владимир Васильев, (затем Виктор Барыкин, Алексей Фадеечев)
Леди Макбет — Нина Тимофеева, (затем Нина Семизорова, Людмила Семеняка)
Банко — Андрей Кондратов, (затем Валерий Анисимов)
Король Дункан — Сергей Радченко, (затем Борис Ефимов)
Ведьмы — Сергей Громов, Владимир Деревянко, Сергей Соловьёв
Макдональд — Надежда Крылова
Телохранитель — Андрей Силантьев
Воины — Александр Ветров, Алексей Довгополый, Владимир Каракулев, Лев Трубчиков
Пантомима — Елена Ахулкова, Татьяна Розанова, Наталья Трифонова
Спектакль прошёл 44 раза, последнее представление 16 февраля 1988 года.

Макбет-  А. Уваров, Леди Макбет - С. Захарова
Гала 2008 год

Либретто

Либретто
Первое действие

Первая картина
Шотландцы под предводительством Макбета и Банка одерживают победу над норвежским войском.
Появляются ведьмы. Они предсказывают Макбету возвеличивание и приход к королевской власти, а Банка —смерть.
Макбет задумывается над предсказанием. Появляется король Дункан со свитой. Он награждает Макбета, решившего исход битвы. Макбет просит короля оказать ему честь — посетить его замок. Дункан принимает приглашение.

Вторая картина

Замок Макбета. Придворные дамы разыгрывают перед леди Макбет пьесу о несчастной принцессе. Но она всецело поглощена известием о прибытии короля. Честолюбие и жажда власти гложу! леди Макбет. Она должна стать первой леди королевства, должна убедите мужа любой иеной завладеть короной.
Вдали слышатся звуки труб. Это приближается король со свитой. Леди Макбет полна решимости убить короля Дункана.
Появляются Макбет, Банко, придворные и король. Гостям подносят кубки с вином. Все расходятся. Замок погружается в сон.
Выпив вино, крепко заснул телохранители короля Дункана. Леди Макбет убеждает мужа воспользоваться удобным, случаем. Теперь или никогда!
Настойчивости леди Макбет сломила нерешительность Макбета. Он 'убивает короля. Доказательство преступления -- кинжал телохранителя.

Третья картина

Макбет не спит в ожидании раскрытия убийства. Леди Макбет успокаивает мужа, пытаясь развеять его тревожные мысли.
Шум тревоги в замке.
В спальню вбегают придворные со страшной вестъю — убит король Дункан!
Убийца найден на месте преступления. Макбет закалывает телохранителя Дункана.
Дункан мёртв. Но престол не может оставаться без короля. Банко принимает корону и передает ее Макбету. Отныне король Шотландии • Макбет!
Банко догадывается, кто истинный убийца. Неужели ведьмы правы и ему грозит скорая смерть?

Второе действие

Четвёртая картина

Пир в замке короля Макбета. Банко мрачен -беспокойство владеет им. Вместе с придворными он соревнуется а ловкости. Разгоряченный вином,
Макбет вступает в единоборство с Банко. Банко одерживает победу. Макбет разъярен.
Леди Макбет разжигает честолюбие мужа, убеждая его в том, что, пока жив Банко, не будет Макбету покоя.
Появляются ведьмы. Они напоминают Банко о споем предсказании Он понимает, что обречен. Необходимо бежать. Прочь из замка. Но поздно... Макбет убивает Банко.
Леди Макбет торжествует --устранен последний, самый опасный соперник. Все опасения позади
Макбет старается заглушить совесть и страх перед содеянным. Ему невыносим дьявольский хохот леди Макбет. Он грубо прерывает ее танец и вдруг видит... окровавленного Банка. В безумной ярости Макбет бросается к призраку. Придворные в растерянности удаляются.

Пятая картина

Ночь. Тронный зал. Призраки убитых окружают Макбета. Появляется леди Макбет. Страшные видения мучают и ее. Макбет обвиняет жену в том, что она превратила их жизнь в пытку, вечный страх, ожидание возмездия.
Появляются ведьмы. Они окружают короля, вовлекая его в дьявольский хоровод. Кольцо всё плотнее сжимается, и — нет из него выхода! Макбет умирает.

Кремлевский балет
Премьера прошла 4 ноября 1990 года

Балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр Сергей Политиков

Действующие лица
Макбет — Андрис Лиепа, (затем Олег Корзенков)
Леди Макбет — Светлана Цой, (затем Надежда Тимофеева)
Банко — Андрей Кондратов
Король Дункан — М. Адырхаев
Телохранитель — Вадим Тедеев

0

16

Кирилл Молчанов - Мой "Макбет"
"Макбет" - мой первый балет... Долгое время я самым тесным образом связан с музыкальным театром — за это время написано и поставлено в разных театрах нашей страны и за рубежом восемь моих опер, — но до сих пор эта связь ограничивалась исключительно жанром оперы, жанром, который, как мне всегда казалось, наиболее близок мне, он с наибольшей полнотой и точностью позволял выразить мое мироощущение, круг моих музыкальных идей и образов. Балет же я страстно любил как зритель, но как композитор — чувствовал свою неподготовленность к работе в этом жанре, видимо, недостаточно глубоко понимая сложную его специфику.
В том, что я все же решил попробонать свои силы в балетном жанре, сыграл роль ряд обстоятельств... Во-первых -- личное общение с выдающимися деятелями современного балета. Г. Уланова, М. Семенова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Л. Ермолаев, В. Васильев — не просто замечательные танцовщики или хореографы: их яркие, неповторимые индивидуалъноспи, богатый духовный мир, совершенно исключительная фанатическая преданность искусству помогли мне понять и их особое, тонкое видение жизни, своеобразное, глубоко индивидуальное воплощение ее на сцене средствами пластики.
Кроме того, обстоятельства моей жизни сложились так, что в течение нескольких лет я имел возможность близко соприкоснуться с коллективом балета Большого театра, день за днем наблюдая то, что скрыто от зрителей, — его "черновую" работу, работу у станка, репетиции в классе. Это в значительной степени помогло моему более глубокому и серьезному знакомству с технологией балетною искусства, раскрывало передо мной весь сложный процесс создания балетного спектакля. При этом я не могу скрыть своего восхищения огромной выдержкой, исключительной дисциплиной, чувством взаимовыручки балетного коллектива, редкой самоотдачей при колоссальной, порой кажущейся невозможной, непосильной физической и эмоциональной нагрузке.
Моя любовь к балету нашла наконец свое конкретное творческое выражение: я приступил к сочинению. Выбор темы вряд ли нуждается в особых комментариях. Творчество Шекспира всегда привлекало композиторов. Обращение к нему дало миру шедевры Верди, Чайковского, Берлиоза, Прокофьева, Бриттена, Шостаковича.
Мне посчастливилось: моим соавтором-либреттистом, будущим постановщиком и исполнителем стал один из самых замечательных мастеров современного мирового балетного искусства Владимир Васильев. Его эрудиции, неистощимой фантазии, темпераменту я обязан в большой степени.
Слова искренней благодарности я обращаю к моим старым друзьям и коллегам, с которыми творчески я встречаюсь уже не в первый раз, — к дирижеру Фуату Мансурову и художнику Валерию Левенталю.
Для композитора встреча с таким замечательным коллективом, каким является Большой театр СССР, -- огромная радость и огромная ответственность. Я встречаюсь с Большим театром в третий раз. Мне хочется верить и надеяться, что эта встреча принесет радость не только автору, но и тепло будет принята зрителями.

0

17






Музыка: Кирилл Молчанов
Дирижер: Фуат Мансуров
Художник: Валерий Левенталь
Хореография: Владимир Васильев
Леди Макбет: Нина Тимофеева
"Макбет": Алексей Фадеечев

0

18

К посту 12.

Gella, спасибо Вам за напоминание о балете "Медный всадник". Жаль, что сейчас он не идёт. Возможно, его и возобновят. Я его видела ещё ребёнком, это был один из первых моих балетов. Конечно, впечатления от исполнителей  не остались, да и что ребёнок понимал. Осталось только ощущение чего-то очень красивого, замечательной музыки. Но хорошо помню, что танцевали Галина Кириллова и Всеволод Ухов. И ещё перед глазами до сих пор стоит сцена гибели Параши в волнах. На мой взгляд, этот балет должен всегда идти в Петербурге. В музыке Глиэр прекрасно передал атмосферу нашего города. И, конечно, мой любимый "Гимн великому городу" знают, думаю, все.
Галина Кириллова в конце жизни была худруком Киевского хореографического училища, затем худруком Киевского балета в оперном театре им. Шевченко, Всеволод Ухов работал в Ленинграде, преподавал какое-то время в Вагановском.

0

19

Gella
Огромное спасибо за видео балета "Макбет"! Завораживающая музыка Молчанова, очень музыкальная хореография и виртуозное исполнение Захаровой и Уварова оставило очень приятное впечатление. А в живую это дает, наверное, еще больший эффект. Ну почему же его ставят ни в одном балетном театре. Может быть после того как Андрис Лиепа стал художественным руководителем Кремлевского балета, он задумается о возможности восстановить этот балет. Это было бы отличным началом нового сезона под его руководством.
   А что, кстати, с Уваровым? Где он сейчас?

0

20

Андрей Уваров - с 2011 года – педагог-репетитор Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

0

21

Дорогая г-жа Gella, низкий Вам поклон за отличную тему!

0

22

Балет "Баядерка" - Бриллиант в Короне Российского Русского балета .  Балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Впервые показан в бенефис Е.О. Вазем 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра (театральная энциклопедия ошибочно называет Мариинский театр).

В премьере участвовали:
Никия — Екатерина Вазем, Гамзатти — Мария Горшенкова, Солор — Лев Ивáнов, царь Дугманта — Христиан Иогансон, Великий брамин — Николай Гольц, джампе — Матильда Мадаева, индусский — Феликс Кшесинский, Александр Пишо и Любовь Радина, ману — В. Жукова;
дирижёр — Алексей Папков.
Авторы декораций: Бочаров, Вагнер, Шишков, Андреев, Роллер, Ламбин.

«Баядерка» Мариуса Петипа во многом перекликается с балетом «Сакунтала», поставленном его братом Люсьеном Петипа для балета Парижской Оперы в 1858 году (музыка Рейера, сценарий Теофиля Готье по одноимённой драме индийского поэта IV века Калидасы).

Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина.
ШАКУНТАЛА в индуистской мифологии дочь риши Вишвамитры и апсары Менаки, мать царя Бхараты. Менака оставила только что родившуюся Ш. в лесу, где её охраняли от хищников птицы «шакунта» (отсюда её имя), а затем её нашёл и воспитал в своей обители отшельник Канва. Однажды во время охоты в обитель попал царь Душьянта, они с Ш. полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов (т. е. браком по взаимному согласию, без соблюдения формальных обрядов). Когда Душьянта, повинуясь царскому долгу, покидал обитель, он оставил Ш. своё кольцо в качестве залога любви. Поглощённая мыслями об уехавшем Душьянте, Ш. не заметила приближения брахмана Дурвасаса, и тот проклял её, предсказав, что она будет забыта своим супругом, который снова признает её лишь тогда, когда увидит своё кольцо. Затем Канва отправил Ш. к Душьянте, но по дороге, совершая омовение в Ганге, она уронила в реку кольцо. Царь не узнал Ш. и отверг её, а Менака унесла её на озеро апсар, где Ш. родила сына от Душьянты - Бхарату. Между тем слуги Душьянты приносят ему кольцо, обнаруженное в брюхе выловленной из Ганга рыбы. Царь сразу же вспоминает о своей возлюбленной и горько раскаивается в содеянном. После многих лет поисков ему удаётся найти Ш. на небе, и вместе с ней и сыном он возвращается к себе в столицу.
БОГ И БАЯДЕРА

Перевод А.К.Толстого

  Индийская легенда

Магадев, земли владыка,
К нам в шестой нисходит раз,
Чтоб от мала до велика
Самому изведать нас;
Хочет в странствованье трудном
Скорбь и радость испытать,
Чтоб судьею правосудным
Нас карать и награждать.

Он, путником город обшедши усталым,
Могучих проникнув, прислушавшись к малым,
Выходит в предместье свой путь продолжать.

Вот стоит под воротами,
В шелк и в кольца убрана,
С насурмленными бровями,
Дева падшая одна.
"Здравствуй, дева!" - "Гость, не в меру
Честь в привете мне твоем!"
"Кто же ты?" - "Я баядера,
И любви ты видишь дом!"

Гремучие бубны привычной рукою,
Кружась, потрясает она над собою
И, стан изгибая, обходит кругом.

И, ласкаясь, увлекает
Незнакомца на порог:
"Лишь войди, и засияет
Эта хата, как чертог;
Ноги я твои омою,
Дам приют от солнца стрел,
Освежу и успокою,
Ты устал и изомлел!"

И мнимым страданьям она помогает,
Бессмертный с улыбкою все примечает,
Он чистую душу в упадшей прозрел.

Как с рабынею, сурово
Обращается он с ней,
Но она, откинув ковы,
Все покорней и нежней,
И невольно, в жажде вящей
Унизительных услуг,
Чует страсти настоящей
Возрастающий недуг.

Но ведатель глубей и высей вселенной,
Пытуя, проводит ее постепенно
Чрез негу, и страх, и терзания мук.

Он касается устами
Расписных ее ланит -
И нежданными слезами
Лик наемницы облит;
Пала ниц в сердечной боли,
И не надо ей даров,
И для пляски нету воли,
И для речи нету слов.

Но солнце заходит, и мрак наступает,
Убранное ложе чету принимает,
И ночь опустила над ними покров.

На заре, в волненье странном,
Пробудившись ото сна,
Гостя мертвым, бездыханным
Видит с ужасом она.
Плач напрасный! Крик бесплодный!
Совершился рока суд,
И брамины труп холодный
К яме огненной несут.

И слышит она погребальное пенье,
И рвется, и делит толпу в исступленье...
"Кто ты? Чего хочешь, безумная, тут?"

С воплем ринулась на землю
Пред возлюбленным своим:
"Я супруга прах объемлю,
Я хочу погибнуть с ним!
Красота ли неземная
Станет пеплом и золой?
Он был мой в лобзаньях рая,
Он и в смерти будет мой!"

Но стих раздается священного хора:
"Несем мы к могиле, несем без разбора
И старость и юность с ее красотой!

http://data20.gallery.ru/albums/gallery/183231-865c0-56530187-m750x740-u28ceb.jpg  Матильда Кшесинская в роли Никии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Nikiya.jpg/380px-Nikiya.jpg«Баядерка». Сцена из первого акта, Мариинский театр, 1900 г.

0

23

http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-38.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-39.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-40.jpg
http://content.video.mail.ru/mail/gella078/_myvideo/i-41.jpg

0

24


Rudolf Nureev's statements. "Bayadere".
Балет и оркестр: Балет Парижской оперы, оркестр Колонна
Дирижер: Мишель Кеваль (Michel Queval)
Режиссер/Хореограф: Рудольф Нуреев, Александр Тарта
Исполнители:
Изабель Герин (Isabelle Guerin) - Никия, баядерка
Лоран Илер (Laurent Hilaire) - Солор, богатый и знаменитый кшатрия
Элизабет Платель (Elisabeth Platel) - Гамзатти, дочь Дугманта
Жан-Мари Дидье (Jean-Marie Didiere) - Дугманта, раджа Гольконда
Франсис Маловик (Francis Malovik) - Великий брамин
Описание: Тема самоотверженной всепоглощающей любви баядерки, любви - как высшем смысле жизни, принадлежит к популярным темам музыкального театра XIX века. Литературными источниками её служат драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка». Балет «Баядерка» интересен тем, что даёт представление об определённом типе спектаклей второй половины XIX века, об определённом типе зрелищности. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия многочисленных участников празднеств, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» - всё это создает атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подаёт другие эпизоды, где главное - сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработке психологических характеристик и нюансов. Сцена «Теней» до сих пор остаётся непревзойдённым шедевром по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. Эта сцена не знает себе равных в истории мирового балетного репертуара. Отсутствие внешних событий, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию прообразом будущего «симфонического» балета - открытия XX века.

0

25

Таетр Ла Скала, 2006 г.
Хореография  Н. Макаровой, М. Петипа
Музыка Л. Минкус. обработка Д. Ланчберри
Никия - С. Захарова, Солор - Р. Боле.

0

26

Баядерка - Кировский (Мариинский) Театр
Никия - Габриелла Комлева
Солор - Реджеп Абдыев
Гамзатти - Татьяна Терехова

0

27

Старое эталонное исполнение "Танца со змеей" из "Баядерки". Танцует ученица А.Я. Вагановой, балерина Кировского театра Ольга Моисеева. Съемка начала 1960-х гг. Вступительное слово - Н.М. Дудинская.

0

28

0

29

http://content.video.mail.ru/mail/anika74/905/i-902.jpg

Па-де-де  из Балета "Баядерка"  Никия - Н. Дудинская, Солор - В. Чабукиани.

0

30


Все мы помним с детства  очень милый и добрый фильм  "Я вас любил..." в роли педагога Зои Павловны - Н. Дудинская

0