Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История в музыке. Балеты.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

"Иван Грозный".
Поставлен в 1975 году в Большом театре хореографом Ю. Григоровичем. Просуществовал в репертуаре театра до 1990 года. И только полтора десятилетия спустя вернулся в репертуар вновь.

Иван Грозный
На музыку С.С. Прокофьева
Музыкальная редакция и композиция профессора М. Чулаки
Дирижер — Александр ЛАВРЕНЮК
Балетмейстер-постановщик: Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, профессор Юрий ГРИГОРОВИЧ
Художник — народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик Симон ВИРСАЛАДЗЕ

О времени далеком и трудном, смутном и тревожном, о веке XVI, когда Русь, раздираемая междоусобицами и нашествиями иноземцев, набатно гудела призывом к единению своих земель.
О молодом царе Иване IV, о любимой его — Анастасии, отравленной крамольными боярами, о князе Курбском, изменившем Родине и бежавшем за ее кордон, о народе русском, который вынес на своих плечах все испытания, выстояв и победив, рассказывают сцены этого балета

Действующие лица:
• Иван IV — царь
• Анастасия — его жена
• Князь Курбский
• Звонари, скоморохи, бояре, боярыни,
• опричники, иноземцы, народ, лики смерти, вестники победы

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV.
Бояре недовольны его избранием, каждый из них считает себя не менее родовитым.
На смотринах невест Иван должен из молодых боярышень выбрать себе жену, будущую царицу. Его выбор останавливается на Анастасии.
Князь Курбский в отчаянии — в сердце его живет любовь к Анастасии. Теперь он потерял ее навсегда.

Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские полки. Рядом с ним и Курбский.
Смерть косит ряды сражающихся — но вестницы победы сулят близкое поражение иноземцам. Русские полки теснят врагов. Победа!

Анастасия ждет Ивана, тревожится за его судьбу.
С победой возвращаются русские воины. Радостна их встреча с любимыми. Иван и Анастасия вновь вместе. Ликует народ, празднует Русь свою победу над врагом.

Но вдруг страшная весть пронеслась по Руси — царь занемог. В смятении Анастасия. Бояре подняли головы, каждый претендует на трон. Но — грозен царь, нежданно излечившийся от недуга, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Иван и Анастасия счастливы.
Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом и первой жертвой становится Анастасия. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию царицы. В страхе разбегаются бояре.

Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. В народе смута, готовая перейти в бунт.
Иван оплакивает Анастасию. В воображении его возникает призрак любимой.
Курбскому, страшащемуся мести Ивана, остается одно — бежать. Бояре ожидают мести царя.

В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя Иван Грозный. Это опричники. Им доверяет царь извести крамолу на Руси, покончить с самовластием боярским. Схвачены бояре. Чинят расправу над ними опричники. Иван Грозный самолично вершит суд над ними.

Тяжелы раздумья Ивана. Человека, потерявшего любимую. Царя, окруженного врагами.
Преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил чело-вечность и обрек себя на одиночество.
Исступленно ищет Иван Грозный выхода из сплетенного историей клубка противоречий.

0

2

Историк балета Александр Колесников:

Премьера «Ивана Грозного» состоялась 20 февраля 1975 года. Наталья Бессмертнова – Анастасия, в заглавной партии был Юрий Владимиров, а Курбского танцевал Борис Акимов. Сказать, что спектакль просто прозвучал, – ничего не сказать. О нем говорили, и это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики. Через 2-3 месяца театр отправился на гастроли в США. Очень редкий случай, когда новый спектакль поехал на гастроли. Там «Иван Грозный» произвел необыкновенный эффект.

Тогда же в роли Ивана Грозного выступил и Владимир Васильев.

http://s4.uploads.ru/t/wbNja.jpg

1975 г. Владимир Васильев в роли царя Ивана.

http://s4.uploads.ru/t/P1DBU.jpg

1975 г. Владимир Васильев в роли царя Ивана.

«После первого просмотра я долго бродила по улицам. Невозможно было после спектакля такой необычайной мощи сразу пойти домой и заняться обыденными делами. Раньше мне не приходилось задумываться, какой была та эпоха». Так написала великая Галина Уланова после премьеры балета «Иван Грозный» в феврале 1975 г.

Историк балета Александр Колесников:

«Иван Грозный» – совершенно неожиданный для балетного мира того времени замысел. Был хорошо известен одноименный фильм Сергея Эйзенштейна, который снимался во время войны, и музыка к нему Сергея Прокофьева. Уже тогда, после появления фильма, Абрам Стасевич, который дирижировал оркестром на записи, сказал Прокофьеву: «Эта музыка должна иметь самостоятельное значение. Надо сделать ее для симфонического оркестра». На что Прокофьев ему ответил: «Делай, что хочешь». И Стасевич соединил отдельные куски. Это был первый шажок.

В 1973-74 годах директор Большого театра композитор Михаил Чулаки решил вместе с Григоровичем создать балет. Вот тогда был сделан следующий шаг: музыка, оставшаяся после Прокофьева и Абрама Стасевича, была конвертирована в балетную партитуру. Но ее оказалось мало, и поэтому было принято решение, что основу дополнят сочинениями Прокофьева этого периода и этой тематики.

Декорации и костюмы к той постановке «Ивана Грозного» были придуманы и сделаны знаменитым театральным художником Симоном Вирсаладзе.

http://s5.uploads.ru/t/nqFfQ.jpg

+1

3

Вирсаладзе создал на сцене гигантский иконный триптих в качестве основной декорации. Он либо мгновенно открывал, либо «прятал» те или иные мизансцены. Вирсаладзе придумал костюмы танцующих бояр — когда солисты двигались, зрителю казалось, что оживают фрески. Крой и цвет нарядов художник создавал вместе с Григоровичем. Он использовал в костюмах и декорациях одни и те же цвета и материалы, добиваясь единства действия. Про это говорили, что «Вирсаладзе одевает не персонажей спектакля, а сам танец». А в художественных мастерских Большого до сих пор в ходу термин «цвет Вирсаладзе» — так говорят о сложных, приглушенных оттенках, которые любил мастер.
Все костюмы к «Ивану Грозному» были рукодельными, многие создавались «по живому» — Вирсаладзе добавлял детали, отрезал лишнее, складки распускались или собирались, актеры повторяли движения, чтобы показать, как заживет костюм на сцене.
Вспоминает заслуженный артист Юрий Ветров:

Костюмы бояр были сшиты из мешковины, и он кистью на наших глазах наносил на них золотую краску. Они превращались в дорогую парчу

2012 год, год возвращения балета на сцену Большого театра.
Несколько фотографий уже наших дней:
http://s4.uploads.ru/t/lcTLg.jpg
http://s5.uploads.ru/t/onJdN.jpg
http://s4.uploads.ru/t/1NQBP.jpg
http://s5.uploads.ru/t/AKDGV.jpg
http://s4.uploads.ru/t/Nh1Qp.jpg
http://s5.uploads.ru/t/78vch.jpg
http://s5.uploads.ru/t/3KVdG.jpg
http://s5.uploads.ru/t/TFPlC.jpg
http://s4.uploads.ru/t/KLUYk.jpg

+1

4

Хочу познакомить со статьёй доктора исторических наук А.А. Зимина

Юрий ГРИГОРОВИЧ: ТРУБА АРХАНГЕЛА
Музыка Сергея Прокофьева к «Ивану Грозному» создана 60 лет назад. Одноименный балет с этой музыкой — почти 30 лет назад. За это время я мало назову партитур, которые бы по-прежнему так завораживали. Мой первый балет на профессиональной сцене был «Каменный цветок» в 1957 году, с тех пор меня властно притягивает к себе самая личность этого музыканта, его эмоциональный и ритмический мир. Универсальный дар композитора отвечал потребностям самых разных видов и жанров искусства — театра, оперы, живописи, кино. Читаешь воспоминания Сергея Эйзенштейна о ПРКФ — Сергее Сергеевиче, и понимаешь: он, кинорежиссер, рассматривает Прокофьева, как своего, как человека кино. Также, думаю, мыслили и другие — режиссеры, художники и, конечно, хореографы.
Мир балета считает Прокофьева своим автором и моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Именно музыка, а не что-то другое, например, сюжеты русской истории, точное следование эпохе, биографиям персонажей, их психологическим особенностям, народный фон и многое подобное, что мне отчасти приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы. Нет, и еще раз нет — только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел тридцать лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня. Все вышеперечисленные темы всплывают в балете по необходимости, некоторые, наверное, и вырастают в самостоятельные сюжеты, но  — управляемы они этой стихией звука и ритма, этого мощно заряженного и неудержимого эпического потока.
История этого моего балета такая. Дирижер А. Стасевич, работавший с Эйзенштейном на фильме «Иван Грозный» и записавший всю музыку Сергея Прокофьева, создал уже в конце 50-х годов, после смерти и кинорежиссера, и композитора одноименную ораторию («композицию в форме оратории»). Судьба фильма Эйзенштейна была сложна и противоречива, ленту, как известно, он не успел завершить, а уже отснятое не вышло на широкий экран по цензурным соображениям. Естественна, поэтому реакция музыкантов дать самостоятельную жизнь музыке — сначала концертную, потом и сценическую. Но в 1971 году Стасевич умер, и работать конкретно над балетом «Иван Грозный» в Большом театре мы начали с Михаилом Ивановичем Чулаки. Он создал новую композицию из тематического материала киномузыки, включив в нее «Русскую увертюру», части Третьей симфонии и фрагменты кантаты «Александр Невский». Он был увлечен работой, так же как и я влюблен в Прокофьева и так же как Эйзенштейн считал, что музыка эта «удивительно пластична, нигде не становится иллюстрацией, но, всюду сверкая торжествующей образностью, она поразительно раскрывает внутренний ход явлений, его динамическую структуру, в которых воплощаются эмоции и смысл события». Художником того спектакля стал Сулико Вирсаладзе, чью работу иначе, как вдохновенной не назовешь. Он впервые работал с материалом древней Руси и совершил в этом направлении настоящие сценические открытия, например, решив костюмы танцующих бояр, многоплановое, трансформирующееся храмовое пространство и многое другое. С глубокой благодарностью вспоминаю я и нашего научного консультанта профессора-историка Александра Александровича Зимина.
Премьера в Москве в Большом театре состоялась в феврале 1975 года, танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Этим же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. Среди зрителей американской премьеры был тогдашний руководитель Парижской Оперы Рольф Либерман, который сразу же предложил мне постановку «Ивана» в Париже. В следующем году «Иван» был дан в Опере при таком же громком резонансе, вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре, где прошел несколько десятков раз.
Так началась сценическая жизнь нового прокофьевского балета. В афише Большого театра спектакль просуществовал до 1990 года включительно, всего было дано 99 представлений, примерно столько же (немногим меньше) — в период гастролей во Франции, Чехословакии, Германии, Ленинграде, Англии, других странах. Я с удовольствием взялся и в третий раз за «Ивана Грозного» в труппе Кремлевский балет в Москве в 2001 году. Хотелось посмотреть, как зазвучит тема царя Ивана Васильевича вблизи его исторической резиденции, под колокольней Ивана Великого. В 2003 году меня пригласили в Парижскую Национальную Оперу возобновить балет, и это было сделано уже с новым поколением французских артистов.
Сегодня я вновь обращаюсь к музыке Сергея Прокофьева и сюжету об Иване Грозном в Краснодарском театре балета. Я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии его периода, формы его правления, всю русскую историческую феноменологию, надеюсь, она итак присутствует в спектакле помимо воли создателей и мы не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века XVI и XXI. Тем более, я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях...
Балет вообще не для того существует!
Но свое понимание пути Ивана у меня, конечно, есть. Страшный ли он человек, этот «собиратель Руси», Государства Российского? Конечно, страшный. Сцены из жизни царя, как они у нас собраны и организованы, говорят о том, что движение от власти — к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Молодой Иван-воин, «воевавший Казань» и вступающий в Москву под трубные возгласы народа, готовится в финале балета слушать трубу Архангела и предстать перед вечным судом. Ивана судят уже четыре века, отношение к нему периодически меняется, кто-то Ивана Великого считает Великим учителем, кто-то исчадием ада. Но интересно, что его фигура все не уходит, и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина.
2006.
«В главном — балет Григоровича необычайно историчен. И историчность его определяется, прежде всего, тем, что он народен в своей основе...
Обратившись к балету Григоровича, мы увидим, что он, следуя лучшим традициям художественного воплощения событий эпохи Грозного, показал всю противоречивость того времени в духе народных представлений...
Балетмейстер прокладывает новые пути в создании балета на историческую тематику. Пути эти опираются на традиции русского национального искусства и учитывают оценки событий, которые дает наука в настоящее время. В этом и состоит значение балета «Иван Грозный», поставленного Григоровичем на сцене Большого театра».
А. А. ЗИМИН,
доктор исторических наук, профессор

+1

5

И ещё об истории в искусстве.
Но теперь уже о балетном спектакле «Спартак» Арама Ильича Хачатуряна.
Сначала хочу предложить несколько видеороликов:

Адажио

Первая часть

Вторая часть

Совершенно иная постановка.

Балет поставлен по роману Джованьоли «Спартак».
Надо отдать должное писателю, исторические события изложены весьма интересно и достоверно...
Композитор создал уникальное произведение. Оно монументально, исторично и пронзительно лирично в одно и то же время! Но самое уникальное в нём – это музыкальный язык композитора. Слушая этот балет, внимая тем образам, что созданы автором, веришь каждой его ноте, каждой фразе, каждому ритмическому изыску – да, так в Древнем Риме всё и должно было быть и так звучать! А на самом деле музыка балета абсолютно кавказская, сплавленная из армянских, грузинских, азербайджанских и прочих интонаций и ритмов, которые ещё маленьким впитал в себя Арам Ильич в Тифлисе.
Музыка восхитительно сочная, пряная.
Потрясает мощью в сценах Рима.
Потрясает трагичностью в сцене Казарма и в финале балета – Реквиеме Спартаку.
Потрясает лиричностью в знаменитом любовном Адажио Фригии и Спартака.
Восхитительно точна в бытовых сценах, жанровых зарисовках...

0

6

История создания балета тоже по-своему интересна.

Замысел возник давно, ещё в довоенные тридцатые. Но! Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А. Хачатуряна, наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолкает на много лет. Делает несколько концертных поездок по европейским странам с 1949 по 1951 годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Поездка в Рим укрепила мысль о создании балета на сюжет древнеримской истории.
Композитор побывал в тех местах, где прошла в сражениях армия восставших гладиаторов и рабов под предводительством Спартака. Работа над музыкой шла очень быстро. В 1954 году балет был завершен. В 1956 году – премьера в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова, 1958 год - премьера в Государственном Академическом Большом театре СССР в Москве. А в 1959 году А.И. Хачатурян был удостоен за балет Ленинской премии.

Музыка балета очень красочная, насыщенная яркими портретными и мощными массовыми характеристиками. Так, можно отметить мастерские зарисовки сцен гладиаторских боев, вакханалии в лагере Красса, сцен рынка рабов и в казарме школы гладиаторов, сцены триумфа Рима и гибели Спартака. Каждая картина охарактеризована очень конкретно и выпукло. Для каждого персонажа найдена своя емкая характеристика.
Так, Красс неотделим от Триумфа Рима, т.к. в балете он и есть само воплощение Рима, нетерпимо относящегося ко всякого рода проявлениям протеста против рабства. Красс – это «военная машина Рима».
Эгина – это развращенность, обольстительность, коварство. И ее музыкальная характеристика построена на непредсказуемых мелодических, гармонических и ритмических оборотах и при этом необычайно красива.
Совершенно в ином ключе решены образы Спартака, его соратников и его жены Фригии.
Если для Рима, Красса, Эгины Хачатурян нашел торжественно-помпезные интонации, пряные краски пресыщенности и томления, то для повстанцев и Спартака композитор выбрал активные, призывно-воинственные квартовые интонации, более чистые и прозрачные гармонические краски.
В сцене рынка рабов необыкновенно выразителен танец Фригии. В нем сплетены воедино и мрачные предчувствия, и надежды, и скорбь, и трагизм. Эта тема будет сопровождать Фригию и Спартака. Лирическое любовное адажио имеет в основе своей эту же тему, но в ее мажорном варианте. В сцене гибели Спартака эта тема звучит у женского хора в оркестре, как Реквием павшему герою. Но завершается балет величественным прославлением Спартака, призывные интонации его темы звучат торжественно и светло, говоря о его бессмертии.

Беглый взгляд на музыку не даёт полного охвата всей партитуры. Очень важно то, что в музыке наличествует несколько драматургических линий.
Одна из них – Спартак и Фригия. Чистые и самоотверженные  любовь, верность, жертвенность.
Вторая – Красс и Эгина. Это тоже влюбленная пара, но какая! Куртизанка и надменный аристократ... Военная машина и сама изворотливость и вероломство.
Третья – Гармодий и Эгина. Беда Гармодия в том, что Эгина постаралась влюбить его в себя. После этого он стал послушным орудием в её руках... И по этой причине и стал предателем... Гармодий – вымышленный персонаж... Но драматургически, он был необходим.
Отдельно надо выделить бытовые сцены – Рынок, Казарма, Аппиева дорога, Пир у Красса, пиратская сцена на Морском берегу...

0

7

Сюжет (излагается по клавиру)

Триумф Рима.
В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий.
Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу.
Народ восхищен его силой и смелостью.

Рынок.
На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим.
В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок.
Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком.
Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк.
В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов.
Фригия склонилась над умирающим.
После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху.
Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

Аппиева дорога.
На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Пир.
Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса.
Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим.
Появляется Спартак с воинами и Фригией.

Лагерь Спартака.
В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы.
Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака.
Фригия пытается успокоить его.
На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря.
На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем.
Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их.
Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших.
По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег.
Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют.
К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска.
С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли.
При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою.
Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело.
По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его.
Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

0

8

Хотелось бы узнать и ваше мнение об этом балете, дорогие форумчане.
А что до меня – я в него просто влюблена!

0

9

Дорогая ЭЛИНА, согласна с Вами, балет потрясающий, особенно с первыми первоклассными исполнителями, говорю о постановке Юрия Николаевича Григоровича, и как мне думается - лучше сделать нельзя, можно иначе, но не лучше.

0

10

Бродя по интернету, все время находишь балеты советских времен. Охватывает горькое сожаление, что многообразное, многонациональное наследие нашей отечественной культуры, предается забвению, нет хореографов, способных вдохнуть в эти произведения новую жизнь, про балетные шедевры даже и не говорю. Нашла балет "Семь красавиц" Кара Караева, решила поместить в этом разделе, может быть кто-то и заинтересуется.

Фильм-балет "Семь красавиц", Кара Караев.

«Семь красавиц» — балет в четырёх действиях, написанный в 1952 году. Либретто Исмаила Идаятзаде, Юрия Слонимского и Сабита Рахмана. Музыка знаменитого азербайджанского композитора Кара Караева. Либретто балета написано по мотивам поэмы Низами Гянджеви «Семь красавиц» (Хамсе), созданной в 1197 году.

«Семь красавиц» созданы по мотивам "Хамсе" великого классика персидской поэзии Низами Гянджеви. В 1949 году Кара Караевым была написана одноимённая симфоническая сюита. Она была исполнена в этот же год Азербайджанским симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибекова под руководством Маэстро Ниязи. Идея создания балета была подсказана композитору главным режиссёром Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова выдающимся актёром и режиссёром Исмаилом Идаятзаде. Первоначально либретто было разработано им и драматургом Сабитом Рахманом. В 1951 году была дописана музыка и состоялось обсуждение нового произведения в Союзе композиторов Азербайджана. Но Идаятзаде не успел увидеть балет на сцене, в ноябре 1951 года его не стало.

Премьера балета состоялась 7 ноября 1952 года на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в Баку в постановке выдающегося русского советского балетмейстера Петра Андреевича Гусева.
24 ноября 1953 года премьера состоялась на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета в постановке П.А. Гусева.
Новая, вторая редакция балета была сделана Кара Караевым при участии Юрия Слонимского и Петра Гусева в 1959 году и была представлена в этом же году в дни Декады азербайджанского искусства в Москве. Этой постановкой вдохновенно дирижировал великий Ниязи.
В 1970 году азербайджанский балет восторженно был принят во Франции, в Париже на VII Международном фестивале современного танца и гастролей балетной труппы театра.
В 1982 году на экраны вышел фильм-балет «Семь красавиц» с хореографией Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. В главных партиях — Наталья Большакова, Вадим Гуляев, Гали Абайдулов. Дирижёр — Рауф Абдуллаев.
Позже, в 2002 году, эти же балетмейстеры получили предложение поставить «Семь красавиц» в Швеции, в Стокгольме и в Гетеборге. Интернациональная труппа включала танцовщиков из восемнадцати стран, и работа над балетом была очень интересной как для постановщиков, так и для актёров. Представления замечательного балета имели большой успех и резонанс в Швеции.

(Текст из Википедии).               

Фильм-балет Семь красавиц.

Действующие лица: Айша, Шах Бахрам. Визирь. Семь красавиц: индийская, византийская, хорезмская, славянская, магрибская, китайская, иранская.

+1

11

А мне кажется что этот балет скорее сказка.

0