"Инфра" Уэйна Макгрегора. Премьера балета в Мариинском театре 24.02.2014
Чеширский гость
Анна Гордеева
Уйэн Макгрегор переносит в Мариинку свой балет «Инфра», поставленный шесть лет назад для Королевского балета Великобритании и неизменно собирающий там аншлаги. Уроженцу графства Чешир, учившемуся танцам в Лидсе, а затем в Нью-Йорке, 43 года – и он самый востребованный хореограф мира. Что еще стоит знать об этом человеке?
1. Уэйн Макгрегор ставил танцы в фильме «Гарри Поттер и кубок огня». Бойкий проход француженок из Шармбатона в центральном зале Хогвартса и Гермиона Грейнджер, кружащаяся в вальсе с суровым болгарским ловцом — его работа. Это только кажется, что танцев в фильме было не так уж много — Макгрегор работал на проекте восемь месяцев, ежедневно, с рассвета до заката. Непростой опыт для хореографа, что уже десять лет к тому времени возглавлял собственную компанию Random dance и числился в главных надеждах балетного мира: честолюбивый творец впервые почувствовал себя частицей огромного механизма, где идеи надо было утверждать у десяти разных людей, не имевших никакого отношения к танцам. Единственная принципиальная вещь, которую «пробил» постановщик — для бала в Хогвартсе ему хотели вручить студентов балетных школ, он же настоял, чтобы взяли четыреста подростков «с улицы». С работой он справился; а вот вспоминать «Гарри Поттера» не любит.
2. Его работы часто бывают вдохновлены не какой-либо историей и или музыкой — Уэйн Макгрегор влюбляется в ученые труды и научные проблемы. Один из его балетов, Amu, был посвящен сердцу (не только как символу, но и как мышце); во время репетиций хореограф напросился в больницу посмотреть операцию на открытом сердце — и рухнул в обморок. В работе Ataxia он исследовал проблему потери координации, связь мозга и тела — и до постановки полгода трудился на кафедре экспериментальной психологии Кембриджского университета. Впрочем, исторические события его тоже интересуют — Dyad 1909 был посвящен одновременно первому представлению дягилевской антрепризы и экспедиции Эрнеста Шаклетона к Южному полюсу; оба события случились в один год.
3. Начинал Уэйн Макгрегор с модернистской хореографии (нью-йоркская школа Хосе Лимона), но в его словаре активно используются классические движения — вот только строгие линии начинают гнуться, виться, плавиться. То есть бирочку «неоклассик» на него, конечно, можно повесить, но не надо удивляться, если она вдруг сама собой сложится в самолетик.
4. «Инфру» Макгрегор сделал под впечатлением от лондонских терактов 2005 года. Латинское название спектакля переводится как «ниже» или «под». Тогда рвануло в метро — и это был повод задуматься о хрупкости жизни, о том, что люди не успевают сделать. Сцена как бы делится горизонтально на две части: наверху на заднике идет электронная картинка, там люди прогуливаются или спешат по делам; на сцене же артисты воплощают реальность «может быть» — вот этот мужчина и эта женщина могли бы кинуться друг к другу в объятия, если бы позволили это себе. Никаких взрывов на сцене — только упущенные возможности, отчаянные дуэты-сожаления, фантастическая макгрегоровская пластика. За этот спектакль хореограф получил «балетный Оскар — приз Benois de la danse.
5. Каждый день Уэйн Макгрегор встает в шесть утра, он вообще не употребляет алкоголя, зато почитает медитацию. На деньги от «Кубка огня» он купил себе усадьбу на кенийском острове Ламу, куда уезжает каждый год, чтобы привести нервы в порядок. Но «Акили» — не только место, где можно плавать и читать: в доме есть репетиционный зал под высокой (12 метров) соломенной крышей, там хореографу и приходят лучшие идеи.