балетная школа началась для него уже во время войны— 11 сентября 1943 года, когда закончился очередной военный прием в Московское хореографическое училище. Фадеечев в числе других учеников был зачислен в класс с девятилетней программой обучения. «Коля был единственным мальчиком в нашем классе, кто выдержал тяжелые военные годы учебы и почти ежедневной практики в Большом театре,— вспоминает одноклассница Н. Фадеечева Марина Викторовна Кондратьева.— Несмотря на то, что наш класс был переполнен в первые годы учебы, в выпускном классе осталось меньше половины девочек и одни мальчик — это был Коля».
В первые годы учебы будущий исполнитель ведущих партий не вызывает пристального интереса у педагогов. Ни по своим внешним данным, ни по своим успехам в классическом танце он не кажется им будущим премьером. Его не выдвигают на первые места, не ставят в пример остальным... Пожалуй, больше всего он в это время выделяется лишь своей старатель¬ностью.
«Нескладный, масластый, плечи, локти, колени — все торчит острыми углами. Большие ступни и кисти рук плохо слушаются. Он был не худенький, не тонкий, а костистый, большой и поджарый. «Очень старательный на уроках классики, музыки и совсем не старательный на остальных.. .»,— вспоминает Никита Васильевич Вайнонен, учившийся вместе с Фадеечевым в Московском хореографическом училище с первого по пятый класс (1943—1948).
«До шестого класса, то есть до того времени, как я мог его наблюдать, ничем среди других не выделялся... Не помню, чтобы педагоги уже в то время как-то особо отличали его» .
И все же данные будущего «идеального классика» у Фадеечева. конечно, были уже тогда.
«Что у него было хорошо с самого начала, так это, пожалуй, выворотность, гибкость и шаг. Большой батман у него получался, как мне помнится, лучше всех. В пор-де-бра (перегибах корпуса) он одним из первых научился сгибаться не «колесом», а «углом» — точно в пояснице, сохраняя плечи прямыми, не горбясь при наклонах вперед, не закидывая голову, сгибаясь назад и не перекашиваясь при наклонах в сторону. В батман тандю (выдвижении ноги по полу на вытянутый носок) он быстро научился вести ногу так, чтобы пятка шла выворотно, смотрела не в пол, а вперед и «догоняла» носок, тогда как у большинства ступни еще выглядели «утюгами». . ,».
Но помимо того, что дала будущему танцовщику природа, были, по-видимому, у Фадеечева и особые свойства характера, необходимые для реализации природных данных. «.. .Если успехи скромные, то кроме любви (к балету, к самому процессу танцевания) нужно упрямство. У Коли оно было.
Я уже сказал — старательный. Даже весьма. Один из самых старательных, пожалуй. Но это и мешало ему. В его движениях долго не было свободы, раскованности. От напряженности, какой-то сжатости он освобождался медленнее тех, кто числился лучшим... Вот, например, прыжок. Простейший — шанжман де пье. Надо просто подпрыгнуть вверх с места, с прямыми ногами и корпусом, вытянув подъем и держа руки внизу, в «нулевой» позиции... Коля весь первый год прыгал так: руки в прыжке должны быть округло мягкими, не напряженными, а они у него вытягиваются, прижимаются к телу, большая ладонь загибается как-то углом, подбородок зажат, живот выпячен. напряженно подняты плечи. От этих недостатков Коля избавился, по¬жалуй, только в третьем классе и в этом догнал первых и обогнал большинство. В руках и корпусе появились свобода и даже зачатки благородства, по вот ноги, ступни, сам толчок еще оставались напряженными. Его гибкий подъем был очень красивым, но не упругим, не пружинистым, и прыжок получался невысокий. Потом он разработал его, и тогда появилась та мягкость, плавность, которая так отличала Фадеечева — зрелого мастера». «Он развивался технически не быстро, но уверенно, надежно»71. Это мнение одноклассника, стоявшего рядом с Колей Фондю (так по мальчишеской привычке к прозвищам называли Фадеечева в школе) у станка. По свидетельству официальных документов из архива МХУ, в 1949/50 году профданные ученика седьмого класса Николая Фадеечева оцениваются следующим образом:
«Общие: рост — хороший
сложение — хорошее
ноги — а) подъем — хороший
б) общая форма — хорошая
дефекты — нет
Специальные: 1. Выворотность — средняя
2. Эластичность — хорошая
3. Прыжок — плохой
4. Устойчивость — хорошая
5. Шаг — хороший
6. Гибкость — хорошая».
НА этом документе имеется приписка педагога А. Жукова, который тогда вел класс Фадеечева: «.. .не выразителен, не эмоционален, стеснительный» и т. д. В этом классе педагоги менялись часто: в начальных классах, например, сменилось четыре педагога, в шестом и седьмом классах с ним занимался А. Жуков, а последние два года тех немногочисленных учеников, которые от этого класса остались, вел А. Руденко, который их и выпустил. Теперь уже трудно судить, был ли класс столь безнадежным или до такого состояния его довела частая смена педагогов. Действительно, педагогов в училище не хватало. Во всяком случае, результаты были самые плачевные: на экзамене по классическому танцу в седьмом классе все до единого ученики получили неудовлетворительные оценки. Оказалось, что ни¬кто из них не может сделать ни одного движения из тех, которые должны были быть изучены по обязательной программе. Не составил исключения и Николай Фадеечев: имея по классике годовую оценку «5» (отлично), па экзамене он получил, как и все, двойку. Сам Фадеечев, вспоминая сегодня свои школьные годы, признается: «К седьмому классу мы не могли ни прыгать, ни вращаться, а уж о владении телом в воздухе и баллоне и не помышляли».
В первых классах старательность и аккуратность в выполнении движений, которые описал в своих воспоминаниях Н. Вайнонен, приносили ученику Фадеечеву свои плоды. «Я с первого класса старался аккуратно и внимательно заниматься классикой,— вспоминает Фадеечев,— но в следующих классах, не справляясь с движениями все более усложненными, стал заниматься как бы по инерции, безразлично».
И как результат этого безразличия — двойка на экзамене. Тем не менее безусловная одаренность ученика все же была оценена — его не отчислили, не оставили на второй год, а перевели в другой класс. Бывший же его класс расформировали. Последние два года, ставшие наиболее важными в его ученической судьбе, Фадеечев учился у Александра Руденко. Класс, который взял Александр Максимович Руденко и куда был зачислен также и Николай Фадеечев, был собран, что называется, «с бору по сосенке». Здесь были отставшие от своих классов по разным причинам второгодники, а также ученики, приехавшие из других республик. Дисциплина в классе была строгая, и если один ученик ошибался в начале или в конце движения, то весь класс повторял упражнения сначала. Первое, на что обратил внимание Руденко, была общая физическая слабость учащихся и вследствие этого их неподготовленность к дальнейшему обучению. Поэтому своей первой задачей Руденко ставит развитие у будущих танцовщиков силы и выносливости.
«До седьмого класса я был слаб и физически не подготовлен к освоению дальнейшей программы, — вспоминает Фадеечев. — Поэтому класс Руден¬ко оказался для меня очень тяжелым. Помню, как в конце, а то и в сере¬дине урока я почти в обмороке доползал до раздевалки и там отлеживался».
Первые полгода педагог делает упор на те упражнения у станка и на середине, с которыми ученик Фадеечев прежде не сталкивался, — они предназначены для развития и укрепления мышечного аппарата. «Через полгода примерно мы начали привыкать к этой системе, организм становился крепче, выносливее, и это стало сказываться на прыжках, стопы лучше чувствовали пол, ноги сильнее толкали и увереннее принимали тело на пол после прыжка.
Когда я почувствовал, что стали получаться сложные движения, и начал овладевать и управлять корпусом и руками в полете, стало интересно. По¬явился интерес к занятиям, о котором я и не подозревал раньше». Александр Руденко был не только превосходным кавалером. В таких балетах, как «Лебединое озеро» и «Раймонда», он был партнером Марины Семеновой. Он ценил и умел дать оценить зрителю красоту и стиль подлинного «чистого» классического танца. Все эти качества он передал Николаю Фадеечеву, который стал его самым любимым учеником. Настолько любимым, что за это педагогическое пристрастие Руденко даже упрекали на педсоветах. Однако любовь эта была столь требовательной и немилосердной, что у Фадеечева не сохранилось в памяти ни одной похвалы, услышанной от Руденко. Ему, напротив, запомнилось, что Руденко всегда был чем-нибудь в его исполнении недоволен, что ему от него часто «доставалось». Зато учитель сумел передать ученику не только технику, но и требовательность к себе.
Школа, пройденная у Руденко, отличала танец Фадеечева на всем протяжении его творческого пути. Большое внимание Руденко обращал на правильность движений рук и посыла их во время прыжка — в отрыве, в полете и приземлении. Особое внимание он уделял также правильности, точности, четкости и мягкости больших и маленьких движений в различных ракурсах. Руденко был классическим танцовщиком с отличной школой, сам он учился у Василия Тихомирова. Окончив балетную школу в Москве и уже танцуя на сцене Большого театра, он неоднократно ездил в Ленинград и там занимался. И когда Фадеечев, уже став артистом, танцевал в Ленинграде «Лебединое озеро», ленинградцы — актеры старшего поколения — узнавали в нем ученика Александра Руденко.