«Пижамная вечеринка» Андрея Кайдановского

Вчера 26 октября в МАМТ им. Станиславского и Немировича состоялась генеральная репетиция вечера трех одноактных балетов, где в компании великих Баланчина и Килиана оказался молодой и дерзкий в своих исканиях Андрей Кайдановский.  По содержанию весь балет – диалог Мужчины и Женщины, первый из которых, наряду с героем,  выступает во множественном числе. Мужские забавы, в которых проступает агрессия, невольное стремление выйти за рамки дозволенного и переступить грань жизни и смерти, и Женщина, с её неистребимым желанием обустроить этот мир как уютное гнездо для своих детей. Абсолютная вера в свою правоту позволяет ей с легкостью прекращать опасные игры расшалившихся мужчин и превратить смертельную красную кнопку в фонарь-ночник с умиротворяющей проекцией  звездного неба и тем, что создано человеком -  парусными кораблями, космическими аппаратами.
Было бы прекрасно, если этом балет с большим подтекстом, серьезными идеями и легкой иронией был бы реализован так, чтобы вся его система смыслов стала читаема зрителем. Но на пути к этому пока стоят некоторые трудности.
Главная связана с совсем новым хореографическим языком – хотя и очень выразительным, но неизвестным, без традиционных элементов балета, и подчас приводящим танцовщиков в недоумение. Части  из них при почти неизбежном внутреннем сопротивлении такому необычному языку, не хватило репетиционного времени, а главное - профессионального любопытства и желания овладеть им. Поэтому подчас возникало впечатление, что танцовщики «работают» не в полную силу.
Последнее ведет к потере полного соответствия видеоряда с музыкой, соответствия, взаимоусиливающего  впечатление целого. Трагическая кульминация балета идет под музыку из симфонии Шостаковича «1905 год», интонационной насыщенности которой и должна бы отвечать мощь хореографического посыла. (А здесь еще и небольшой декорационный минус -  подушка, самое мирное, что можно придумать, которая должна взорваться и уничтожить все, отнюдь не вызывает состояние ужаса.)
Вообще в этом балете, как ни к какой другой постановке Андрея Кайдановского, встает проблема музыки для хореографа. Исходным замыслом для этого балетмейстера выступает идея, которая рождает сюжет и видеоряд. Дальше наступают мучительные и съедающее основное время постановщика поиски соответствующей музыки. В данном балете, на мой взгляд, недостаточно объединяющего начала в получившемся конгломерате необычайно разнообразных музыкальных фрагментов, что не способствует целостности спектакля. Кто-то сказал, что такой художник, как Андрей, должен сам писать и музыку к своим балетам.
И еще одно. Перевод  зрительского взгляда со сцены на звездное небо на потолке и в этот момент исчезновение её самой – замечательная точка спектакля. Но только блеклая проекция фонаря, в который Женщина превращает красную кнопку, напоминает о дешевом ночнике из магазина Свет, а не создает тот манящий, сияющий образ мира, который призван созерцать человек.