Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



В истории балета нет забытых имен

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

В истории балета нет забытых имен.
Мы не всегда  можем  вспомнить или узнать о многих балеринах и танцовщиках прошлого. Открывая эту тему, я приглашаю участников форума поделиться своими знаниями об ушедших от нас и незаслуженно забытых звездах позапрошлого и прошлого веков.

0

2

Тамара Туманова
http://s2.uploads.ru/t/eJV5h.jpg
http://sh.uploads.ru/t/aODLh.jpg
http://s2.uploads.ru/t/UDfMB.jpg

В различных источниках встречаются весьма противоречивые данные как о месте рождения, происхождении, так и о национальной принадлежности Тамары Владимировны Хасидович, выступавшей с 1928 года под сценическим псевдонимом Туманова, который в 1943 году стал официальной фамилией балерины. Так, несмотря на интервью самой балерины, Г. М. Шлуглейт указывал, что Туманова родилась в Шанхае и была по национальности русской. Джон Грегори (John Gregory), автор некролога балерины в The Independent, писал, что Тамара родилась в поезде недалеко от Шанхая.
По линии матери, Евгении Дмитриевны Тумановой (21 апреля 1899, Тифлис, Россия — 29 ноября 1989 Калифорния, США), происходила из княжеской грузинской семьи Туманишвили. Сохранился послужной список деда по матери — князя Дмитрия Захаровича Туманова. Бабушка по материнской линии, Елизавета, носила фамилию Чхеидзе. Происхождение Тамары Тумановой из грузинских дворян также подтверждено некоторыми биографами
Фамилия Хасидович относится к линии отца, Владимира Дмитриевича Хасидовича (19 апреля 1885 — 14 декабря 1962, участника Русско-японской и Перовой мировой войн, георгиевского кавалера, получившего в 1920 году звание полковника, автора рассказов о Русско-японской войне, похороненого в Голливуде, США. Фамилию Хасидович Владимир Дмитриевич получил от приёмных родителей, усыновивших его после скоротечной смерти отца — Дмитрия Петровича (1842 — 16 октября 1910), значившегося в послужном списке «мещанином Киевской губернии»[20]. Различные источники указывают на его польские корни. По другим сведениям, отцом Тамары был Константин Захаров — официальный муж Евгении Дмитриевны Тумановой, что не имеет никаких документальных подтверждений. О родственниках и родителях Захарова ничего не известно.
Кроме этого большинство (в том числе, прижизненных) публикацийи архивные документы[29][30] указывают также на частичное армянское происхождение балерины.
Балерина с официальной фамилией Хасидович стала всемирно известной под сценическим псевдонимом Тамара Туманова, который взяла по предложению своего руководителя Ольги Преображенской. 15 апреля 1942 года обратилась с петицией о натурализации и предоставлении гражданства США на имя Тамары Тумановой. Тогда же аналогичные прошения подали её родители, Евгения Дмитриевна и Владимир Дмитриевич Хасидовичи. Просьбы о предоставлении гражданства США и изменения фамилии Хасидович на Туманова были удовлетворены 13 августа 1943 года

0

3


+1

4

Спасибо за такую хорошую тему!

0

5

Хорошая тема!

0

6

Просто замечательная!

0

7

Карсавина Тамара Платоновна

http://s3.uploads.ru/t/dXs3B.jpg
http://s9.uploads.ru/t/uO4MC.jpg

«Вы — Коломбина, Соломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
златится слово: «красота»…»

Карсавина Тамара Платоновна

«Вы — Коломбина, Соломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
златится слово: «красота»…»

Эти строки в марте 1914 года поэт-акмеист М.А.Кузьмин посвятил Тамаре Карсавиной, родоначальнице принципиально новых течений исполнительства в балетном театре 1920-х годов, признанной «царице Коломбин».

Тамара Карсавина выросла в интеллигентной семье. Ее мама Анна Иосифовна была внучатой племянницей знаменитого писателя и философа-славянофила Алексея Степановича Хомякова. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и самобытным мыслителем, за что вместе с другими был в 1922 году выслан из России на знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару «знаменитой добродетельной сестрой», а она его – «молодым мудрецом».

Мама Карсавиной была выпускницей Института благородных девиц и много времени уделяла воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя рядом, слушала. Она рано научилась читать, и книги стали ее страстью. В доме их было великое множество. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их. Обладая прекрасной памятью, девочка легко заучивала наизусть поэмы Пушкина и любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но отец ее — Платон Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а затем преподаватель Театрального училища, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, Он считал, что у нее не «балеринский характер», что она слишком деликатна и застенчива и не сможет защитить свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девочка стала готовиться к поступлению в училище. В день экзамена она очень волновалась. Конкурс был большой, а вакансий мало. Приняли всего 10 девочек, среди них была и Тамара.

Училище находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами». Именно поэтому книгу воспоминаний она назвала «Театральная улица».

Первый год в школе не был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П.Гердт, замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала более артистичной, появилась уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях. Карсавина любила своего педагога и всегда вспоминала его с безграничной благодарностью. Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую награду и право выбрать книгу. Тамара выбрала роскошное издание «Фауста» Гете. На титульном листе была надпись: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках и танцах и за отличное поведение».

После окончания экзаменов всем выпускницам выдали по 100 рублей на экипировку и на один день отпустили домой. Нужно было приобрести полный гардероб, а достаток в семье был весьма скромный. Поэтому мать Тамары решила пойти в небольшую еврейскую лавочку, где торговали подержанными вещами. В своей книге Карсавина вспоминает об этом визите. Хозяйка лавочки Минна постаралась подобрать хорошие, почти новые вещи. Поговорив с мужем по-еврейски, хозяйка обратилась к Тамаре: «Мой муж сказал, что счастливая судьба написана на вашем лице. Наступит день, когда у вас будут великолепные наряды и вы не станете покупать у нас… Но пусть будет счастлива эта молодая дама. Мы только порадуемся за нее».

Впоследствии, когда Карсавина уже имела возможность одеваться в дорогих магазинах, она, помня об их добром к ней отношении, иногда заходила в лавочку и покупала какие-то безделушки, стараясь поддержать хозяев. Много лет спустя, во время гастролей в Гельсингфорсе, Минна навестила ее. После смерти мужа она жила с дочерью в маленьком финском городке и проделала длинный путь, чтобы повидать Тамару.

После окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. В кордебалете она танцевала недолго, очень скоро ей стали поручать сольные партии. Но успех пришел не сразу. Она не походила на идеал балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская. У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи другие черты — гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней мало и весьма сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий была: «не лишенная грации». Не жаловал ее и партер, в значительной степени заполненный поклонниками Кшесинской. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много студенческой молодежи.

Работала она много. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где занималась со знаменитой преподавательницей Береттой. Сменивший Петипа на посту балетмейстера труппы Н.Легат поощрял юную солистку. Она впервые получает главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Ей покровительствовала Кшесинская. «Если кто-нибудь хоть пальцем тронет, — говорила она, — приходи прямо ко мне. Я не дам тебя в обиду». А происки врагини, не называя ее по имени, Карсавина позднее описала в своей мемуарной книге «Театральная улица», где рассказала, как однажды ревнивая соперница с криками набросилась на начинающую балерину за кулисами, обвинив ее сценический костюм в «нескромности».

Но только сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа. Используя классический танец, как основу, но стараясь избавить его от напыщенности и риторичности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими стилевую окраску в зависимости от времени и места действия.

Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа. Активной его сторонницей была и Карсавина — одна из немногих актрис, которые смогли по-настоящему воспринять, впитать в себя идеи Фокина, а позже — и идеи организаторов Дягилевских сезонов.
В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса огромную роль сыграл старший брат, студент философского факультета Университета. В их доме часто велись философские и художественные споры, обсуждались выставки, главным образом, художников возникшего тогда объединения «Мир искусства».

Первой постановкой Фокина был балет «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Исполнительницей главной роли в этом и в других его ранних спектаклях была Анна Павлова. Карсавину же он занимал лишь в сольных партиях. Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной «таинственной кузницей», где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: «Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе».

Она никогда не капризничала, не предъявляла требований, умела подчинять собственные интересы интересам общего дела. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение второй балерины. Но уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула А.Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Она умела ладить и с Фокиным, обладавшим бурным темпераментом, и с Нижинским — человеком весьма сложным и непредсказуемым. Ее очень любил Дягилев и потому, как бы ни складывались обстоятельства, и какие бы реформы он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним: ушли Фокин, Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она закончила работу над книгой «Театральная улица», она узнала о смерти Дягилева. Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф: «Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему».

Как уже было сказано, настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Успех этих сезонов превзошел все ожидания. Крупнейшие деятели культуры Франции называли его «открытием нового мира». По этому поводу Карсавина писала: «Я часто задавала себе вопрос, изучается ли за границей наша история так, как у нас изучается история всех народов. В отношении Китая мы были довольно невежественны, но, наверное, не больше, чем Европа в отношении России. Россия — дикая страна большой культуры и поразительного невежества… Не удивительно, что Европа и не пыталась понять тебя, которая была загадкой даже для собственных детей. Вполне возможно, что о русском искусстве — этом самом ярком проявлении нашей сложной и пылкой души — едва ли подозревала Европа».

В Карсавиной Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Это Армида — обольстительница, сошедшая с гобеленов ХVIII века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером в постановке «Призрак розы». Античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица в постановке «Нарцисс». Кукла-балерина из русского балагана в постановке «Петрушка». Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти, такие непохожие образы, связывала одна тема — тема красоты, красоты роковой, губительной.

Ошеломляющий успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: «Я влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…» На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: «La Karsavina», «La Nijinsky», что означало особое восхищение и уважение.

0:00


Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной — Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой, «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной исполнительницей куклы-балерины.

С русской балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники. К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной.

После феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там очень неуютно — ни одного знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину. Она писала: «Нация, удочерившая меня, ты великодушна и бесконечно снисходительна к иностранцам, но в глубине души всегда бываешь несколько удивлена, когда обнаруживаешь, что иноплеменники пользуются ножами и вилками также как и ты».

Во время гастролей в Лондоне русскому балету очень помогала влиятельная леди Рипон. Благодаря её усилиям премьера состоялась в Ковент-Гардене. Бальный зал в своем доме она переделала в маленький театр, который великолепно оформил Бакст. Там она устраивала спектакли, концерты, карнавалы. Она не только способствовала успеху русского балета, но и заботилась об участниках гастролей. Карсавину она обожала и называла «мой милый маленький друг».

Леди Рипон познакомила ее с художником Джоном Сарджентом. Первый портрет в роли царицы Тамары из одноименного балета заказала ему сама леди Рипон.

Д.С.Сарджент. Тамара Карсавина в роли царицы Тамары.

Впоследствии художник сделал множество ее живописных и карандашных портретов и щедро дарил их балерине. Он же познакомил ее с художником Де Гленом, который тоже написал портрет артистки. Пожалуй, ни одна балерина не была так любима художниками и поэтами. Ее писали Серов, Бакст, Добужинский, Судейкин, Серебрякова и многие другие.

В.А.Серов Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909

В Петербурге Карсавину обожала вся творческая интеллигенция. В артистическом клубе «Бродячая собака» собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены подвала, где располагался клуб. Смеющиеся и гримасничающие герои сказок Гоцци — Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили импровизированный характер. Поэты читали свои новые стихи, актеры пели, танцевали. Существовала особая процедура приема в члены клуба.

В день рождения Карсавиной в 1914 году ее пригласили в «Бродячую собаку» и попросили исполнить импровизированный танец. После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник «Букет для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.

Тамара Карсавина в балете Сильфида. Худ. С.А.Сорин. 1910

Михаил Кузмин писал ей:

Полнеба в улице далекой
Болото зорь заволокло,
Лишь конькобежец одинокий
Чертит озерное стекло.
Капризны беглые зигзаги:
Еще полет, один, другой...
Как острием алмазной шпаги
Прорезан вензель дорогой.
В холодном зареве, не так ли,
И Вы ведете свой узор,
Когда в блистательном спектакле
У Ваших ног - малейший взор?
Вы - Коломбина, Саломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
Златится слово "красота".

Писала и Ахматова:

Как песню, слагаешь ты легкий танец -
О славе он нам сказал, -
На бледных цеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.

И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытие,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое.

За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (государственный деятель Финляндии, построивший линию Маннергейма, в начале века служивший офицером царской армии). Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену, дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Хореограф Фокин три раза делал ей предложение, получая отказ.

К.А.Сомов Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

С другой стороны, есть свидетельства, что интеллектуальность и начитанность Тамары, небывалые для балерины и женщины тех лет, периодически отпугивали потенциальных поклонников. В результате Карсавина вышла замуж за небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету.

Брак длился до тех пор, пока в 1913 году балерина не пришла на прием в посольство Великобритании. Там она познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства в Петербурге. Брюс влюбился отчаянно, увел Тамару из семьи, она родила ему сына Никиту и в 1915 году стала женой британского дипломата. Они прожили вместе более тридцати лет. Впоследствии Брюс, как он в конце жизни написал в мемуарной книге «Тридцать дюжин лун», досрочно прервал дипломатическую карьеру ради триумфов любимой жены: «Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары».

Генри Брюс. Портрет Т.П.Карсавиной. Бумага, карандаш. 1918 год.

С большим успехом прошли гастроли Карсавиной в Италии. Эта поездка стала полезна еще и тем, что Карсавина смогла позаниматься в Риме с замечательным педагогом Э.Чекетти, который когда-то преподавал в Театральном Училище, в Петербурге. Чекетти называли волшебником, создававшим танцовщиков.

Карсавина была в Италии впервые. Она с увлечением знакомилась с достопримечательностями вечного города. Ей очень повезло, что гидом ее стал Александр Бенуа, человек чрезвычайно образованный. В то время в Риме находился и брат Карсавиной, который изучал там историю религии. В свободное время они вместе бродили по городу.

Карсавина продолжала работать в Дягилевской антрепризе. Но произошедшие в ней изменения, уход Фокина и многих других артистов, постановки новых балетмейстеров разочаровали ее. Балерину все больше тянуло к классике, и она решила вернуться в Мариинский театр.

Л.Бакст. Эскиз костюма для Тамары Карсавиной.

Встретили Карсавину очень тепло. Ей дали все главные партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Лебединное озеро», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спящаяя красавица», «Дон-Кихот» и другие.

Карсавина была великолепной актрисой. Она умела сделать выразительным любой танец, органично и естественно переходя от танца к пантомиме. Критики наперебой расточали восторженные отзывы в ее адрес.

Последний раз она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете «Баядерка». Многие считали эту роль лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого она навсегда покинула родину. Ей было 33 года.

Во Франции Дягилев уговорил ее вернуться в его труппу, но радости ей это не принесло. Новые постановки балетмейстера Мясина, с его модернистскими исканиями, как она считала, «не соответствовали духу балетного искусства». Она тосковала по классике, по настоящему искусству. Очень скучала по родине. В одном из писем писала: «Вот уже три года, как я прочно обосновалась во Франции, и около пяти лет, как потеряла связь с Петербургом. Такая тоска по родине… Пришли мне в письме листьев рябины с Островов… Хочу подышать родным, далеким, хмурым Петербургом».

В 1929 году Карсавина вместе с мужем переехала в Лондон. Два года она танцевала на сцене театра «Балле Рамбер», а затем решила покинуть сцену. Она стала работать над возобновлением балетов Фокина «Призрак розы», «Карнавал», готовила партию Жар-птицы с замечательной английской балериной Марго Фонтейн. Карсавина была безотказна, она всегда приходила на помощь всем, кто в ней нуждался. Многие балетмейстеры пользовались ее консультациями и советами при возобновлении классических балетов. Кроме того, балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» с Лени Рифеншталь.

В книге «Три грации ХХ века», посвященной замечательным русским балеринам — Анне Павловой, Тамаре Карсавиной и Ольге Спесивцевой, автор ее, Сергей Лифарь, сделал любопытное признание. Когда он в 1954 году пригласил Карсавину на премьеру «Жар-птицы» с модернизированной хореографией, она категорически отказалась приехать, сказав: «Прости меня, но я верна Фокину и твоей хореографии видеть не хочу».

Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

Перу Карсавиной принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык книгу Ж.Новерра «Письма о танце». «Театральная улица» была издана в Лондоне в 1930 году, через год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания балерины были переведены на русский язык и опубликованы в России.

В 1965 году в Лондоне широко отмечалось 80-летие замечательной актрисы. Все присутствовавшие на этом торжестве говорили об удивительном обаянии и силе духа этой женщины.

Тамара Платоновна Карсавина прожила долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте 93 лет.

При подготовке текста использованы материалы сайтов:

Текст статьи "Она летит легко, проворно, так радостно парит она", автор Е.Гиль
Текст статьи "Очи черные, очи жгучие", автор М.Крылова
Материалы сайта tonnel.ru



9 марта 1885 года – 26 мая 1978 года

+1

8


+1

9

Кстати, "В Контакте" есть замечательный кладезь - "Балерины XX века"
https://vk.com/ballerins_xx_century

0

10

На меня очень большое впечатление произвела Мария Былова в партии Мехменэ-Бану, прекрасная, очень техничная балерина.



+1

11

"Анжелина Воронцова вновь в моих книгах. На сей раз труд посвящен непосредственно ей одной: это моя благодарность балерине, значение которой превзошло в моих глазах ценность всего балета, а присутствие на сцене оправдало существование данного вида искусства. Книга объединяет статьи, написанные в Москве за период приблизительно восьми лет, вплоть до примерно 2014 года, поэтому в ней упомянуты все танцовщицы, чьи имена прозвучали за это время. О каждой есть хоть немного, о каждой с любовью.
Вот неполный список тех, о ком я пишу с восторгом и вниманием: Maria Alexandrova, Маша Бек (Masha Beck), Tatiana Melnik, Elena Bottaro, Daria Bochkova, Kristina Burtseva, Семен Величко (Semyon Velichko), Joy Womack, Zhanna Gubanova, Анна Жарова (Anna Zharova), Ксения Жиганшина (Ksenia Zhiganshina), Марина Золотова, Elya Ibraimova, Кинэн Кампа (Keenan Kampa), Нина Капцова (Nina Kaptsova), Елизавета Крутелева (Elizaveta Kruteleva), Кудряшова Марина (Marina Kudryashova), Марио Лабрадор (Mario Vitale Labrador), Anastasia Limenko, Anastasia Lukina, Сергей Мануйлов (Sergey Manuylov), Erika Mikirticheva, Анастасия Минаева, Maria Mishina, Юлия Невдошенко-Селивановская, Анна Невзорова (Anna Nevzorova), Анна Оль (Anna Ol), Татьяна Предеина, Ksenia Ryzhkova, Karina Salimova, Slava Samodurov, Olympia Alfa, Светлана Свинко (Svetlana Svinko), Марфа Фёдорова (Marfa Sidorenko), Сизых Ольга (Ольга Сизых), Anastasia Soboleva, Alina Somova, Anastasia Stashkevich, Alexandra Timofeeva, Анна Тихомирова (Anna Tikhomirova), Konstantin Uralsky, Nika Tskhvitariia, Алла Чепинога (Alla Chepinoga), Margarita Shrainer." - пишет Евгений Маликов. Книга называется "Я, враг балета".

+2

12

http://old.balletacademy.ru/biblio/uploads/posts/2013-11/1383722626_60.jpg

+1

13

Копии архивных документов, с фрагментами биографии Тамары Тумановой, ее мамы и отца представлены в фотоальбоме по ссылке: https://get.google.com/albumarchive/105 … UBshD3j6nW

0

14

Vladimir написал(а):

Копии архивных документов, с фрагментами биографии Тамары Тумановой, ее мамы и отца представлены в фотоальбоме по ссылке: https://get.google.com/albumarchive/105 … UBshD3j6nW

А. это к посту №2... Спасибо.

0

15

Мне удалось собрать интервью Тамары Тумановой и ее мамы, перевести их на русский язык. В этих интервью, иногда повторяющихся, описаны все спорные факты биографии Тамары Тумановой. Читайте, и сами делайте выводы:  http://az.lib.ru/t/tumanowa_t_w/

+3

16

http://sd.uploads.ru/t/dRt6P.jpg
http://sh.uploads.ru/t/ye8no.png

Тамара Туманова. Фото с документа.
Vladimir
о Тамаре Тумановой.
Фрагмент из публикации: ... "Это короткий рассказ о встрече с домом балерины, домом, уже за несколько лет до этого покинутым артисткой. «В капле воды отражается весь мир»… Щемящее чувство бессилия перед рассеиванием памяти о человеке, мгновенно возникшее тогда, сохранилось на многие годы." 
... Как просто распорядились с наследием Тамары Тумановой. печально. Sic transit gloria mundi…Так проходит слава мира. Балерина Тамара Туманова
Лазарь Фрейдгейм. Калифорния, США. Опубликовано: 28 сентября 2017 г.
Читайте :   https://www.chayka.org/node/8390

http://sh.uploads.ru/t/ye8no.png

https://www.youtube.com/watch?v=SBYZJjepv8k Tamara Toumanova as Gaby Deslys in 'Deep in My Heart' (1954)   тоже хороший ролик

Отредактировано Vladimir (2017-12-31 13:34:41)

+2

17


Allga383

+2

18

Уважаемый Vladimir, огромное спасибо за Ваши поиски. Так хочется, чтобы всё это помнилось...

"Важнейшей вещью в балете является развитие драматических способностей балерины при создании ее ролей. Это приходит все больше с опытом передачи на сцене больших чувств и глубоких переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой. Всякий балет, во-первых, означает понимание его музыки. Затем, что не менее важно, драматические качества, которые даже труднее развить, чем первоклассную технику. Техника всегда должна идти фоном. Как только она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы видим представление, но не артиста. Меня всегда одинаково сильно интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Балерина должна обладать широким и глубоким пониманием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далеко не уведет". Эти слова -- замечательный завет Тамары Тумановой, великой звезды нашего века, молодым балеринам сегодняшнего дня.


... Следующей ступенькой ее триумфов стало кино. В 1943 году она снялась в своем первом игровом фильме "Дни славы" с необыкновенным Грегори Пеком. До этого Тамара появилась на экране один раз, лишь как балерина. Она блеснула перед войной в фильме-балете "Испанское каприччо", навеки запечатлевшем ее фотогеничную внешность, экспрессивный танец и актерское, чуть кокетливое, дарование.

В 1953 году она опять снялась в фильме своего мужа "Поем сегодня вечером", в котором сыграла роль неподражаемой Анны Павловой, ее ангела-хранителя. Затем последовали еще два музыкальных фильма -- "Глубоко в сердце" (1954) и "Приглашение к танцу" (1955), в которых она снималась с известным актером американских музыкальных комедий Джином Келли.

Знаменитый мастер саспенса Альфред Хичкок в 1966 году пригласил Туманову на роль маститой прима-балерины в шпионский фильм эпохи "холодной войны" "Разорван занавес", где Тамара играла вместе с Джюли Андрюс, Полом Ньюманом и Лилей Кедровой. Роль увядавшей звезды, не желающей расстаться с венцом славы, очень подходила к ней. Последний фильм Тумановой был детектив Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока Холмса", снятый в 1969 году. Сегодня мы благодарны всем тем лентам кино, давшим нам уникальную возможность постоянно наслаждаться красотой и талантом нашей соотечественницы.

Обязательно посмотрю!

0

19

http://s9.uploads.ru/t/y3vKa.jpg

На днях наткнулась на эту информацию.
Непокоренная балерина и ее последний танец в Освенциме
Эта история может показаться сказкой, но, несмотря на всю свою невероятность, она на самом деле случилась в концлагере Освенцим 23 октября 1943 года. Франциска Манн, довольно известная в предвоенной Польше балерина, еврейка по национальности.

Перед дверями газовой камеры, она устроила показательные выступления, устроив показательный стриптиз. Все получилось спонтанно. Девушка поняла, что ее билет в один конец выписан и решила уйти красиво.

Охранники, разинув рты, смотрели, как балерина, танцуя, раздевается, а та неожиданно выхватила пистолет у оказавшегося рядом охранника и устроила бойню. Разумеется, ее расстреляли, но перед смертью девушка успеха отправить на тот свет нескольких палачей.

0

20

theartsmedia

Отредактировано Saga (2017-12-14 19:30:50)

+1

21

В 1995 году в Питере были обнаружены кинопленки начала ХХ века с поразительными новаторскими киноэкспериментами Александра Ширяева. Прежде всего вспомним, кем был Александр Викторович Ширяев. Сначала танцовщик Мариинского театра, потом балетмейстер, ассистент Петипа, преподаватель, блистательный сочинитель характерного танца. Обладая уникальной памятью, он досконально воспроизводил хореографию... с помощью кукол из папье-маше на сцене крошечного домашнего театра. Каждое па, движение в рукодельной сценической коробке подробнейшим образом зарисовывались на узкой бумажной ленте. Получались своего рода раскадровки. Если их воспроизвести на экране — выйдет вполне техничная и по современным меркам мультипликация. Примерно в 1904-1905 годах он купил за границей самую модную из игрушек — кинокамеру «Биокам». И с того момента начал свои киноэксперименты в трюковой комической съемке, рисованной и кукольной анимации. Его куклы и сегодня некоторые с трудом отличают от живых танцовщиков.
Ширяев написал заявление руководству императорской сцены: мол, давайте фиксировать танцы на кинопленку! Дерзкое по тем временам заявление сохранилось в архиве. Ему было отказано.
Но и сегодня всё непросто

Из интервью с В. Бочаровым

В.Бочаров. Я обратился в Госкино с просьбой помочь в обработке редчайших кинотекстов и финансировать создание просветительского фильма, который бы стал публикацией редчайших материалов. Бился три года. Безрезультатно. Потом с помощью проректора ВГИК Алевтины Чинаровой пробили фильм «Запоздавшая премьера». Но это лишь треть материала. Остальное нуждается в реставрации. Я продолжал писать в Госкино. Была идея сделать цикл из семи частей, в каждой рассказать об одном из направлений ширяевских изысканий, предпринять не только творческий анализ, но и технологический. Ведь негативов раннего кино практически не существует. Кино начали хранить поздно, и то позитивные копии. Просто в голову не приходило хранить негативы. Теперь ширяевские материалы представляют особую ценность не только для искусствоведов, но и для технологов. Но... никто так и не отозвался. Недавно откликнулся фестиваль немого кино в итальянском Порденоне. Представляешь, они выделили деньги на реставрацию негатива, чтобы продемонстрировать 17,5-мм пленки. Те самые, которые мы рассматривали с помощью лупы. Открылась возможность увидеть разнообразнейшие танцы, игровые, комические сценки, трюковые. Они отреставрировали негативы. Сейчас нашли еще одну компанию, «Альфа и Омега», которая блестяще реставрирует старые съемки, переводя их на цифру.

Л.Малюкова. Подобная работа требует средств. Я слышала, что знаменитая на весь мир английская мультипликационная студия «Аардман-филм» увлеклась этими редчайшими материалами и взялась практически безвозмездно реставрировать их?

В.Бочаров. Да, нас познакомила Биргит Бернс — английский киновед. Сейчас на «Аардман-филм» восстанавливают рисованную анимацию, сделанную на бумажных лентах, — «Щелкунчик», «На троих», «Змею». Поначалу мы сами пробовали это делать на старом станке «Леннаучфильма». Пытались ставить условные границы кадров. Все это было приблизительно. Теперь другая, современная технология.

Л.Малюкова. Значит, нас ожидают еще «запоздалые премьеры», которые могут состояться... благодаря иностранцам?

В.Бочаров. Конечно, обидно, что отечество плевать на все это хотело.

Л.Малюкова. Но ведь в укрытых до поры материалах прячется неведомая нам история не только кино и театра, но и страны... Может быть, кто-то прочтет нашу публикацию и увлечется самой идеей поиска.
http://kinoart.ru/archive/2009/05/n5-article12

Один из первых русских мультфильмов, сделанный балетмейстером Александром Ширяевым в 1909 году.

+2

22

Алла Осипенко.
16 июня балетоманы поздравляли легендарную балерину с днём рождения
https://pp.userapi.com/c847021/v847021589/7b698/9_JZn1VoGgo.jpg

+1

23

Gella
2 марта 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения Тамары Тумановой. Укажите об этом на сайте.
Я готовлю фотовыставку к 100 летию Тамары Тумановой. Выставка пройдет в Москве

Отредактировано Vladimir (2019-01-05 13:41:29)

0

24

Имя Анны Павловой, конечно, никак не назовешь забытым. Появилось небольшое видео оч хорошего качества "Эшшольция (калифорнийский мак)

https://www.youtube.com/watch?v=VxQwteS4nSg

+2