Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Каменный цветок

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

«Каменный цветок» («Сказ о каменном цветке»), соч. 118 — балет Сергея Сергеевича Прокофьева в двух актах и восьми сценах с прологом на либретто Миры Мендельсон и и Леонида Лавровского по мотивам уральских сказов Павла Петровича Бажова. Премьера балета состоялась 12 февраля 1954 года в московском Большом театре.

Идея создания балета на русский национальный сюжет пришла к Сергею Прокофьеву ещё в конце 1930-х годов во время работы над «Золушкой». В поисках подходящего сюжета он обратился к произведениям Пушкина и к «Снегурочке» Островского. Однако все эти произведения уже были использованы в качестве сюжетов другими композиторами, и Прокофьев на время отказался от этой идеи.

Через несколько лет в руки Прокофьева попала «Малахитовая шкатулка» Бажова. Под впечатлением от книги он принялся за сочинение музыки на её сюжет. Сочинением либретто занялись жена композитора Мира Мендельсон-Прокофьева и балетмейстер Леонид Лавровский. В основу сюжета были положены сказы Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Некоторые сюжетные линии, в частности образ приказчика Северьяна, были позаимствованы авторами из двух других Бажовских сказов: «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка».

Работая над балетом, Прокофьев изучал уральский фольклор. Он использовал в своём сочинении мелодии нескольких народных песен, например, в сцене народного веселья в шестой картине и в сценах девичника Катерины. Композитор работал над новым балетом с большим воодушевлением. По воспоминаниям Леонида Лавровского, когда он однажды заехал к Прокофьеву в Подмосковье, где он имел обыкновение проводить лето, он застал композитора в чрезвычайном возбуждении.

«Вы знаете, — крикнул он мне, — я нашёл тему Хозяйки. Вот она!». Прокофьев проиграл мне вступление к балету, дирижируя тростью, словно перед ним был целый оркестр. «Тему будут играть трубы» — сказал он.

Музыка балета была написана композитором достаточно быстро. Начав работу 18 сентября 1948 года, в конце 1949 он уже закончил клавир. Балет был одобрен администрацией Большого театра, однако работа над постановкой была начата лишь через четыре года. За это время Прокофьев переписал некоторые номера из балета заново. Первые репетиции в Большом театре состоялись 1 марта 1953 года.

Сергей Прокофьев не дожил почти год до премьеры своего балета. Он скончался вечером 5 марта 1953 года. Сохранились свидетельства, что в день своей смерти он работал над оркестровкой новых номеров «Каменного цветка».

+1

2

+1

3

А я и не слышал его не разу. Спасибо вам Gella.

0

4

0

5

В этом выложенном видео партию Данилы исполняет молодой танцовщик Александр Гуляев (не путать с Вадимом Гуляевым, мужем Наталии Большаковой, трогда уже звездой Кировского театра). Вот интересная информация о нём:

Саша Гуляев в поисках совершенства
22. Сентябрь 2013 09:30
Тамара Унанова
«Когда мои выставки оформлены хорошо, люди начинают называть их картинами. Я молчу, не сопротивляюсь», — говорит фотограф Саша Гуляев.

В прошлом танцовщик, а ныне фотограф Саша Гуляев снимает сказку под названием Балет. До конца сентября его работы можно увидеть и в Таллинне.

«Мне всегда нравились люди с камерой в руках. Мне казалось: их, наверно, все любят, у них есть деньги, это так интересно — делать снимки… Но я никогда не мог себе представить, что буду этим заниматься», — говорит Саша Гуляев, в прошлом солист Пермского, Мариинского и Нидерландского балета, а ныне фотограф, чья выставка открыта в Таллиннской портретной галерее в Старом городе.

Тема ее — балет, а герои, точнее, героини — известные и не очень служительницы Терпсихоры. «Я иногда не знаю имен тех людей, которых фотографирую. Порой молоденькая танцовщица из кордебалета может привлечь внимание моей камеры.

А я лишь стараюсь не упустить миг, запечатлеть его на пленке, передать это настроение, эти эмоции, эту ускользающую красоту…»

Мы беседуем с Сашей в одном из залов галереи, стены которого украшают его фотографии. Некоторые из них настоящие художественные произведения, и их впору назвать картинами. «Нет, рисовать я не умею и никогда не стану художником, — замечает мой собеседник. — Поэтому через фотографию я пытаюсь достичь какого-то определенного уровня, чтобы не завидовать художникам. Иногда мне это удается. Когда мои выставки оформлены хорошо, люди начинают называть их картинами. Я молчу, не сопротивляюсь…»

Мое внимание привлекает полный экспрессии снимок чернокожего танцовщика — лица его не видно, но пластика тела настолько красноречива, что кажется, сейчас он «оживет». «Это очень известный американский танцовщик из труппы Марты Грэм… или New York City Ballet, или ABT — я точно не помню. Понимаете, имя для меня не важно. Хотя, конечно, талант всегда вдохновляет», — говорит Саша.

«Сколько лет я занимаюсь фотографией? — переспрашивает он и на минуту задумывается. — Мне трудно точно сказать. Думаю, лет семь. С перерывами… Хотя наверняка что-то предшествовало этому, к этому как-то все вело».

Ирбит, Пермь, Ленинград
Его путь в эту профессию не был ни простым, ни гладким, но вполне логичным и даже, можно сказать, закономерным.
Александр Гуляев родился в небольшом уральском городе Ирбите, что в Свердловской области, где вряд ли когда-то были еще артисты балета, кроме него. В детстве занимался спортом, гимнастикой, и педагог по хореографии, заметивший у ребенка хорошие данные, посоветовал родителям отдать мальчика в балет. Вскоре Саша поступил в одно из лучших в Союзе учебных заведений — Пермское государственное хореографическое училище, славившееся своими педагогами и выпускниками.

«Да, конечно, школа хорошая, но я в те годы толком не понимал, зачем я там занимаюсь и что значит — быть артистом балета. Случалось, и уроки прогуливал, в общем, был балбесом — сейчас я могу в этом признаться», — говорит Саша Гуляев.

Окончив в 1984 году училище, он был принят в труппу Пермского театра оперы и балета. «Первые годы работы в театре были очень сложными, не хватало актерского мастерства, я стеснялся, выходя на сцену.

Но потом руководитель Пермского балета, хорео­граф Владимир Николаевич Салимбаев, который меня за что-то любил, нашел мне замечательного педагога — Евгения Васильевича Щербакова, в прошлом артиста Кировского, ныне Мариинского балета. И я начал работать по-сумасшедшему, стараясь наверстать упущенное в школе. Мы репетировали 24 часа в сутки. Я за один год станцевал семь ведущих партий!»

В 1986 году Александр Гуляев стал лауреатом конкурса артистов балета «Арабеск», а три года спустя вместе со своим педагогом отправился покорять Ленинград. «Евгений Васильевич должен был возвращаться к себе домой, и он предложил мне поехать с ним, попробовать поступать в Мариинский. Тогда это было что-то из области фантастики», — вспоминает Саша.

Несмотря на неудачное исполнение им при поступлении вариаций из «Дон Кихота», тогдашний руководитель балета Олег Виноградов взял молодого артиста: Щербаков пообещал, что поможет своему ученику стать лучшим танцовщиком, чем он был на тот момент. Это было почти чудо — быть принятым в труппу Кировского балета в качестве ведущего танцовщика.

Встреча с Нуреевым
За четыре года работы в Мариинке Александр Гуляев побывал с гастролями во многих странах, в том числе в Америке. Именно там, в Сан-Франциско произошла его встреча с Рудольфом Нуреевым.

«Я репетировал с его любимой партнершей и моим любимым педагогом Нинель Александровной Кургапкиной «Шопениану», и на одну из репетиций пришел Нуреев. Когда я вернулся в гостиницу, меня ждало сообщение, оставленное на автоответчике: «Я — Нуреев.

Спустись вниз». Сначала я подумал, что это шутка, розыгрыш моих друзей. Но когда я все-таки спустился вниз, то увидел Нуреева. Я, мальчик из России, чуть не сошел с ума. Оказалось, что я ему понравился. И где-то около месяца с небольшой группой танцовщиков мы находились рядом с Нуреевым», — рассказывает Саша.

«Ему было интересно с нами. Мы стали его друзьями на месяц. Он меня усаживал рядом с собой, задавал разные вопросы, спрашивал, хочу ли я танцевать в «Ла Скала». Предложил мне контракт на десять спектаклей «Щелкунчика» в «Ла Скала».

Но я был слишком молод и слишком русский — и контракт, уже подписанный, мы разорвали… Это было в 1991-92 году, примерно за год до его смерти (Рудольф Нуреев умер 6 января 1993 года. — Ред.). Он уже тогда был очень болен, но его энергия всех поражала.

Он ведь в эти годы еще дирижировал оркестром. Мы с ним ходили в кинотеатры, рестораны, играли в бильярд… У него была колоссальная жажда жизни. Он наслаждался каждым днем, каждой минутой. Он глотал жизнь. Это было невероятно! И это дано лишь единицам. Поэтому он и стал Нуреевым… У него таких встреч было очень много, но мне-то какая разница, главное, что у меня ТАКАЯ встреча БЫЛА», — вспоминает Саша.

В 1994 году Гуляев, ведущий солист лучшего театра России, в поисках себя и нового репертуара уехал в Амстердам. Десять лет он был солистом Нидерландского национального балета, танцевал наряду с классикой и модерн. Но, по его признанию, по-настоящему так и не стал счастливым человеком в балете: «Я не мог достичь того уровня, который сам себе намечтал.

Слишком много сил и времени уходило на то, чтобы бороться с недостатками моего образования. Чтобы танцевать на приличном уровне, я должен был работать, как сумасшедший. Вместо двух часов репетировать пять. Из-за этого стали болеть колени, посыпались травмы. Я перенес четыре операции, у меня нет менисков, порваны все связки на коленях».

В 37 лет он завершил балетную карьеру, протанцевав в общей сложности 20 лет, из них последние десять лет — в Нидерландском балете.

Другая жизнь
«Я перестал танцевать из-за своего возраста, но в первую очередь — из-за травм. Так и не достигнув той планки, которая у меня была перед глазами, я решил попробовать жить иначе. Выкинул все кассеты и свои балетные фотографии, сказал себе, что не буду педагогом, не стану пробовать ставить балеты…

Я просто закрываю эти двери и начинаю жить как все нормальные люди. Но довольно скоро я понял, что умираю. Я шел в офис и сидел там с восьми до шести. Это было мучительное время поиска нового места в жизни. Мне не хочется это даже вспоминать», — вздыхает он.

«Но мучаясь, умирая, я все время искал. Первой зацепкой был графический дизайн. Я пошел учиться. А так как графические дизайнеры для своей работы покупают фотографии, то я решил научиться фотографировать. Купил простую любительскую камеру и начал снимать.

Кошек, собак, коров, лошадей… Садился в машину в выходной и отправлялся на поиски. За полтора-два дня мог объехать Бельгию, Германию, Люксембург, Францию. Останавливался и фотографировал. Нет, не людей. Я уезжал туда, где никого нет.

Чтобы запечатлеть мгновение… Так продолжалось года полтора. Я был вхож в труппу Нидерландского балета и однажды решил просто попробовать камеру, поиграть со светом и сделать снимки балета. Когда я напечатал их на бумаге, оказалось, они так понравились коллегам, что многие захотели их купить. Вот тогда я задумался, а может, стоит этим заняться серьезно?» — вспоминает Саша.

Он шел на спектакль со своей камерой и там, за кулисами испытывал то же волнение, страх, восторг, что и раньше, когда был артистом балета. Он ездил к немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш и счастлив, что мог запечатлеть моменты творчества, пока она была жива. Одной из первых, кто его поддержал и разрешил войти в репетиционный зал, была Ульяна Лопаткина — и некоторые из этих снимков можно увидеть на выставке в Таллинне.

«Большинство моих фотографий сделано в Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Гамбурге, Амстердаме. Я все-таки стараюсь — несмот­ря на то, что вам сказал, что меня не очень интересует статус модели… я стараюсь выбирать театры, в которых знают, о чем идет речь.

Их много, таких театров. Это и мой первый театр, Пермский, который я фотографирую со слезами на глазах от счастья. Планирую поехать в Екатеринбург, к Славе Самодурову, с которым мы танцевали в Амстердаме — он сейчас худрук балета Екатеринбургского театра… В последнее время очень много работаю с Володей Шкляровым, премьером Мариинского балета. Он очень талантливый человек.

И он мне доверяет. А когда человек доверяет, то открываются новые возможности и ресурсы. Кто знает, может, через сто лет будут смот­реть на фотографии Шклярова с тем же чувством, с каким сейчас мы смотрим на Нуреева…» — размышляет мой собеседник.

Сейчас Саша живет в Амстердаме, работает в одной издательской фирме, обрабатывает фотографии для предприятий. И раз в месяц, а то и реже снимает.

«Я жду какого-то момента, может, чьего-то звонка, особого состояния, вдохновения… Я очень боюсь, что могу перенасытиться, поэтому я хочу быть свежим для восприятия чего-то нового. Чтобы было это желание бежать в театр сломя голову с рюкзаком на спине. Мои друзья говорят: «Саша, начни фотографировать что-нибудь еще.

Ты сможешь делать хорошие портреты». Я им отвечаю: дорогие мои, отстаньте, я сделал свой выбор. Когда я пойму, что чему-то научился, достиг определенной цели, тогда я попробую сделать что-то другое. Когда я поднимусь на мыслимый уровень и смогу себе сказать: молодец, не зря потратил время. А пока мне нравится то, чем я занимаюсь.

Сцена, закулисье, балерины, эмоции, любовь, которую они творят на сцене… И эту сказку под названием Балет я и хочу рассказать своими фотографиями».

http://rus.postimees.ee/2081604/sasha-g … ershenstva

0

6

Спектакль БТ
Данила - Николай Дорохов
Катерина - Людмила Семеняка
Хозяйка Медной горы - Нина Семизорова






0