Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Партнерши Мастера

Сообщений 1 страница 30 из 257

1

Уважаемые Форумчане! Появилась идея выделить тему о партнершах Николая Максимовича Цискаридзе.

+2

2

Тема замечательная!
Конечно, понимаю, что надо начать с серьёзных вещей...
Удержаться не могу http://www.kolobok.us/smiles/standart/blush.gif

- Вы учились в одно время с дочерьми Борового и Хазанова, внучками Андропова, Горбачева и Ельцина. Интересно, кто-нибудь из них остался в балете?

- Алиса Хазанова училась со мной на одном потоке. Мы вместе танцевали, дружили и дружим до сих пор. Она вышла замуж, сейчас не танцует, окончила институт как хореограф и теперь занимается постановками. Ксюша Горбачева, по-моему, ушла после пятого класса. Таня Андропова танцевала в Большом лет 9 или 10...


http://www.tsiskaridze.com/press/2003/2003-10-07.php

0

3

Наталья  Валентиновна Архипова. Одна из тех, кто вводил Николая Максимовича Цискаридзе в спектакли БТ.
АРХИПОВА Наталья Валентиновна (р. 5.10.1963, г. Железнодорожный Моск. обл.), артистка. По окончании МХУ (педагог Л. И. Богомолова) с 1981 в Большом театре.
Партии: фея Бриллиантов («Спящая красавица»), Сильфида («Шопениана»), Принцесса («Деревянный принц»). Балерина («Петрушка»); Неаполитанская невеста. Испанская невеста, сверстница Принца («Лебединое озеро»), Ширин; Нунэ («Гаянэ»), 1-я вариация («Раймонда»), Незнакомка («Эскизы»), Геро («Любовью за любовь»), Гера (вставной балет в опере «Ифигения в Авлиде»), Магнолия («Чиполлино»), Китри; Мороженое («Сирано де Бержерак»), Солистка (Гран па из балета «Пахита»), Катерина («Каменный цветок»), Рыбачка («Наяда и рыбак»), Фригия, Сильфида («Сильфида»). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1981, мл. группа).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

"Со мной очень много занималась мой педагог — Наталья Валентиновна Архипова. Она удивительный человек, наверное, самый честный и искренний из всех балетных людей, которых я когда-либо знала." - Интерьвью Анжелины Воронцовой. Ученицы и партнерши Н.М. Цискаридзе. Творческая судьба заслуженной артистки России Натальи Архиповой сложилась удачно.
1-я премия Международного конкурса артистов балета в Москве (1981, мл. группа).
Педагог Московской Государственной академии хореографии, доцент.

http://plie.ru/i/informer/arhipova.jpg

+1

4

«Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. Ее особое, неповторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное.»
Режиссер и критик Борис Львов-Анохин

Семеняка явила замечательный пример того, как носительница петербургской школы балета может «адаптироваться» к школе московской, соединив в своем танце «чистописание» первой и бравурность второй.
Настоящая ее карьера сложилась в Большом, куда она перешла в 1972 г. Педагогом-репетитором Семеняки стала великая Галина Уланова. Впоследствии она также репетировала под руководством Марины Семеновой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой.

+1

5

Николай Цискаридзе исполнил роль Юноши в балете Ролана Пети «Юноша и смерть» всего три раза – все в программе Вечеров балетов Ролана Пети в Новом Национальном театре Токио в 2003 году.

http://video.yandex.ru/users/divannaru/view/96

На представленной записи последний из трёх спектаклей. Роль Смерти исполнила японская балерина Тамио Кусакари. Второй шанс станцевать в этом балете чуть было не появился при подготовке первой версии проекта «Короли танца», но тогда возникли проблемы в том числе и с декорациями.
Тамиё Кусакари. Профессиональная балерина, выступавшая в театре балета Маки Асами.

Репертуар:
Лебединое озеро (Одетта / Одиллия)
Спящая красавица (Принцесса Аврора)
Щелкунчик (Фея Драже)
Дон Кихот (Китри/ Дульсинея)
Раймонда (Раймонда)
Серенада (Джордж Баланчин хореография)
Аполлон (Джордж Баланчин хореография)
Арлезианка (Ролан Пети хореография)
Юноша и Смерть (Ролан Пети хореография)
Кармен-сюита (Альберто Алонсо хореография)

В 1992 году из-за серьезной грыжи позвоночника была вынуждена не только бросить сцену, но и провести несколько месяцев в инвалидной коляске. Три года спустя Тамиё была утверждена на главную роль в знаменитом фильме "Shall We Dance?", после завершения съемок которого она вышла замуж за режиссера этой картины Масаюки Суо.

0

6

Надежда Васильевна Павлова.
Народная артистка СССР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства.

Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах.
Надежда Павлова с детства любила танцевать и в 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров. В 1966 году ее заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили учиться в Перми. На вступительных экзаменах педагоги высоко оценили ее исключительные профессиональные данные, и за новой воспитанницей закрепилась памятная характеристика: «если не произойдет ничего непредвиденного, она станет второй Павловой».

Семь лет – со 2-го класса и до выпуска – Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов в гимнастике, образовав некий сплав спортивно-театрального танца. Самая одаренная ученица Сахаровой, принесшая международную известность Пермской школе, Надежда Павлова воплотила все характерные особенности сахаровской школы, вняв деспотичной властности педагога, оборачивающейся психической неустойчивостью учениц, а вместе с тем азарту и неутомимости Людмилы Павловны, с помощью продолжительных тренингов добивавшейся от воспитанниц крепкой пальцевой техники, уверенного вращения, апломба, выносливости и даже акробатичности.
Со 2-го класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», – а также исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. Узнаваемой становится ее Кукла в «Коппелии», зрители с нетерпением ждут ее Амурчика в «Дон Кихоте» и Красную Шапочку в «Спящей красавице». В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое внимание рецензентов привлекает «еще ученица и даже не выпускного класса» Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал «Театр», «кажется, есть все – и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность.

  В 15 лет Надежда Павлова становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973-м, завоевывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США легким дыханием своего танца. Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней «первого представителя нового, пока еще не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, который в дальнейшем мы будем называть «стилем Большого театра 70-х годов».

В сентябре 1975 года Надежда Павлова открывает свой второй театральный сезон уже как солистка Большого театра. Ее постоянным партнером на протяжении десятилетия будет Вячеслав Гордеев, дуэт с которым сложился во время подготовки к международному конкурсу.

Самой юной в истории балета исполнительнице Джульетты и Жизели (17-летней Павлова станцевала в «Ромео и Джульетте» Н. Боярчикова и «Жизели» под редакцией Б. Щербинина) предстояло по-новому осмыслить эти партии в спектаклях Большого театра. Всего за 7 лет она подготовила и исполнила такие ведущие партии театрального репертуара, как Мари в «Щелкунчике» Ю. Григоровича, Геро в «Любовью за любовь» В. Боккадоро,Китри в «Дон Кихоте» под редакцией Р. Захарова, Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича, Эола в «Икаре» В. Васильева, принцесса Флорина и Аврора в «Спящей красавице» под редакцией Ю. Григоровича, Валентина в «Ангаре» Ю. Григоровича, Принцесса в «Деревянном принце» А. Петрова, Сильфида в «Шопениане» М. Фокина. Ежедневно занимаясь в классе Асафа Мессерера и осваивая роли под руководством Марины Семеновой, Надежда Павлова приобретает в Большом театре масштаб и свободу большого классического стиля, в ее актерском даровании усиливается драматическое начало.

  Надежда Павлова вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», – отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина», – подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», – констатирует Асаф Мессерер.

  «Фирменный знак» Павловой – ее огромный, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции и одновременно заявляя о новом стиле, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или удар в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимание людей, далеких от балета. И все последующие годы от чудо-девочки по-прежнему ждут не развития нового направления, не мастерства, не опыта, а обыкновенного чуда.

  Однако десятилетие спустя новый стиль – предмет бурных диспутов начала 1970-х годов – действительно получает широкое развитие, становясь для последователей зачастую только формальным внешним атрибутом. С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Ее партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра: Александр Богатырев и Валерий Анисимов, а позднее – Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.

  В 1984 Надежде Павловой присвоено звание народной артистки СССР. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, она дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Премьеры Надежды Павловой сезона 1986/87 года – комедийная партия Флоретты в восстановленном С. Власовым балете М. Фокина «Синяя Борода» (с «Камерным балетом») и Одетта–Одиллия в спектакле Большого театра – отчетливо демонстрируют присущее балерине уникальное сочетание комедийного и драматического, вызывая неоднозначные взгляды на ее амплуа.

С 1992 по 1994 год Надежда Павлова – художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).

Среди серьезных премьер балерины 1990-х годов – завораживающие, оригинальные и неожиданные трактовки Кармен (хореография А. Алонсо, вместе с «Московским городским балетом В. Смирнова-Голованова», 1992), Никии («Баядерка», редакция Ю. Григоровича, 1992), Сильфиды (хореография А. Бурнонвиля, 1996).

В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.

В настоящее время Надежда Павлова преподает в Российской академии театрального искусства (РАТИ), помогает осваивать классический репертуар артистам Большого театра.

Надежда Павлова снялась в главной роли советско-американского фильма «Синяя птица» (режиссер Дж. Кьюкор) и детективной киноленте «Сицилианская защита» (режиссер – В. Грахов). Танец Н. Павловой запечатлен в документальном фильме «Асаф Мессерер» (1981, режиссер Ф. Слидовкер), «Дочери Отчизны» (1976, режиссер Н. Орлов), в телеверсии балета «Дон Кихот» (1978, режиссер Е. Мачерет) и телефильме-балете Слидовкера «Поэмы» на музыку Листа (1981). Балерине посвящены фильмы «Танцует Надя Павлова» (1973, режиссер Баранов), «Джульетта» (1974, режиссер Галантер), «Дуэт молодых» (1977, режиссер Граве), «Надежда Павлова» (1992, режиссер Конончук).

Портреты Надежды Павловой в разное время создавали скульпторы Игорь Васильев и Любовь Лондон, художники Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков.

Н. Павлова – народная артистка СССР, народная артистка Чувашии, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства. Награждена орденом Почета.

Жизнь Надежды Павловой всецело посвящена балету и всему, что связано с танцем, поэтому неудивительно, что ее любимым композитором остается П.И. Чайковский. Детство балерина провела на Волге, годы учебы прошли вблизи Камы, и неизменна ее любовь к просторам Среднерусской возвышенности, а также к верховой езде. Среди коллег Надежды Павловой ее немногословность, начитанность и поразительная интуиция стали притчей во языцех. Не склонная к метафизическим изысканиям, балерина все же отдает предпочтение именно интуитивному восприятию мира. Примечательно, что положение звезд на момент рождения Надежды Павловой, по мнению астрологов, свидетельствует о присущем ей ясновидении.

Живет и работает в Москве.

http://se.uploads.ru/t/TiOlE.jpg

+1

7

http://sf.uploads.ru/t/4tBdx.jpg
http://se.uploads.ru/t/a84q3.jpg
http://sd.uploads.ru/t/tRpKX.jpg
http://se.uploads.ru/t/1Hqd4.jpg

+1

8

Сперанская Нина Николаевна

(г/р. 16.04.1962) – солистка балета, педагог.
Заслуженная артистка РФ (1999г.).

Будучи ученицей МАХУ (Московское Академическое Хореографическое Училище) исполнила:

хореографический номер «Пиццикато» на муз. Л. Делиба (1973г., балетмейстер Головкина С.Н.);
вариацию «Работа» в спектакле МАХУ «Коппелия» (1978г., хореография А.А. Горского, редакция Головкиной К.Н., Мартиросяна М.С., Радунского А.И.);
адажио из балетов «Щелкунчик» (1979г., балетмейстер Вайнонен В.И.) и «Раймонда» (1980г., балетмейстер Петипа М.И. новая редакция Уксусникова И.В.);
па де де из балетов «Арлекинада» Р. Дриго (1980г.) и «Спящая красавица» (1980г.; оба — балетмейстер Петипа М.И.).

В 1980 году окончила МАХУ, диплом с отличием.

Педагоги: Жемчужина Е.Н., Уксусников И.В., Богуславская А.Г.

В 1980 – 2001г. в БТ. Занималась в классе М.Т. Семеновой, с ней же работала над партиями своего репертуараhttp://sf.uploads.ru/t/ue9no.jpg

0

9

Увы, Элина меня опередила, но я добавлю о Надежде Васильевне Павловой.

Надежда Васильевна Павлова (15 мая 1956 года, Чебоксары)- одна из любимых партнерш Цискаридзе, педагог, балетмейстер, народная  артистка СССР (1978).
  В жизни и судьбе Цискаридзе Надежда Васильевна сыграла особую роль, так как по его признанию, ее танец побудил его прийти в балет. Она закончила Пермское хореографическое училище по классу Л. П. Сахаровой, об отношениях с которой существуют противоречивые версии. В 15 лет Надя стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса, в 1973 завоевала Гран при II Международного конкурса артистов балета в Москве. Ее  выступление в па-де –де из «Щелкунчика» стало сенсацией и началом всенародной к ней любви. Советский народ влюбился в Надю Павлову, ставшую надеждой русского балета.
  В сентябре 1975 года стала солисткой Большого театра. Постоянным партнером и мужем стал Вячеслав Гордеев. Ежедневно занималась в классе А.М.Мессерера.  Готовила роли под руководством М.Т.Семеновой.
    Николай Цискаридзе не пропускал ни одного ее выступления.  Надежда Павлова замечала его, стоящим в кулисах. Поэтому не удивилась, когда он пришел просить ее стать его первой Жизелью. По признанию танцовщика, Надежда Васильева была очень маленькой и хрупкой, но говорила басом : «Уверен? Я тяжелая». Она  долго и тщательно вводила его в этот балет. Николай Максимович признался, что в свою первую Жизель был по-настоящему влюблен. Вместе им не удалось  много танцевать. Были «Шопениана» и «Видение розы». Павлову очень быстро убрали из Большого. В одну из последних встреч, у Цискаридзе в руках был букет желтых роз ( он не любит желтого цвета) и Надежда Васильевна спросила: «Прощаешься что ли?» Через несколько дней ее уволили из Большого.
Каждое утро 31 декабря Надежда Павлова первой поздравляет Цискаридзе с днем рождения. Это многолетняя традиция.

+2

10

Елена Андриенко родилась 24 марта 1972 года в Киеве, на Украине. Поступила в Киевское хореографическое училище, спустя некоторое время была переведена в Московское (ныне — Московская государственная академия хореографии) в класс Софьи Головкиной. По окончании обучения в 1991 году была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом стала Марина Семёнова. В настоящее время её педагогом-репетитором является Людмила Семеняка.

В обширном репертуаре Елены Андриенко лирические, романтические и комически-гротескные партии в многочисленных балетах таких различных хореографов, как М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, В. Васильев, Л. Лавровский, М. Лавровский, Дж. Баланчин, Дж. Кранко, А. Ратманский.

Критика так отзывалась о творчестве балерины:

Героини Андриенко отличаются неординарной силой характера и вместе с тем элегантной женственностью.

Некоторые из известных партий: Мари («Щелкунчик») и Мирта («Жизель») в хореографии Ю. Григоровича, Катарина («Укрощение строптивой», хореография Дж. Кранко), Сильфида и Эффи («Сильфида»), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Китри («Дон Кихот»), Принцесса Флорина («Спящая красавица»), Мазурка и Вальс («Шопениана», хореография М. Фокина), «Симфония до мажор» и «Агон» в хореографии Дж. Баланчина, Рамзея («Дочь фараона», хореография П. Лакотта).

Стала первой исполнительницей партии Принцессы-Лебедь в премьерном спектакле балета «Лебединое озеро» в хореографии В. Васильева, партии Дамы сердца в балете «Фантазия на тему Казановы» в постановке М. Лавровского, а также в некоторых других спектаклях Большого театра. Активно гастролирует по России и за рубежом с труппой Большого театра, а также в качестве приглашённой балерины в спектаклях других театров, имеет обширный гастрольный и концертный репертуар

0

11

Дорогая Лилин, ну почему Вы так расстраиваетесь, что Вас кто-то опередил? Вы все делаете прекрасное дело - собираете великолепный букет материалов по самым интересным темам для всех нас. Нам остается только поклониться каждому из вас низко в ноги за такой труд!
С радостью подарил бы каждой из вас по букету, каждой поцеловал бы руку. Да жаль, что мы далеко друг от друга!

0

12

Дорогие друзья! Не могу удержаться. Хочу добавит фото обожаемой мной Надежды Васильевны Павловой. Как схожи уникальные природные данные НВП и НМЦ!

http://sd.uploads.ru/t/FnCd0.jpg
http://se.uploads.ru/t/maJU3.jpg
http://sd.uploads.ru/t/aPCLE.jpg
http://sf.uploads.ru/t/uYApd.jpg
http://sf.uploads.ru/t/6lbuf.jpg
http://sd.uploads.ru/t/F1Pew.jpg

Это фильм, где юная Надюша Павлова танцует Джульетту в Пермском оперном театре

0

13

Надежда Васильевна и В. Гордеев в "Баядерке"

0

14

Уважаемая concertmeyster, спасибо Вам огромное за Баядерку с Надеждой Васильевной!
Какие у нее поющие руки, от них глаз невозможно отвести.
Вот если  бы можно было осуществить неосуществимое и  увидеть рядом с  НВ в образе Солора НМ.
Вы абсолютно правы.

Как схожи уникальные природные данные НВП и НМЦ!

Спасибо за доставленное удовольствие!

0

15

Дорогие Гксюша и Сoncertmeyster,
на моей памяти прекрасными партнершами НМЦ  были еще Светлана Лунькина и Надежда Грачева.

0

16

Дорогой Neznaica! Рада снова видеть Вас на форуме!!!http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gif А еще Илзе Лиепа, Мария Александрова, Анжелина Воронцова, Ульяна Лопаткина...

0

17

Грачева Надежда Александровна

http://se.uploads.ru/t/B0uQ9.jpg

Свернутый текст

Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат международных и Всесоюзного конкурсов, обладательница приза "Бенуа де ля данс"
Родилась 21 декабря 1969 года в Семипалатинске. Отец — Грачев Александр Александрович. Мать — Грачева Вера Петровна.
Понятие "артист" в наше время как-то девальвировалось, утратило свой первоначальный смысл — как определение человека особых духовных качеств, как художника высокого мастерства, культуры, интеллекта. Надежда Грачева — артистка в самом точном значении этого слова. Есть в ней то осознание своего профессионального достоинства, своего предназначения, своей судьбы, которое не позволяет ей опускаться до мелкой житейской суеты. Она не участвует в престижных "тусовках", не дает скандальных интервью, не мелькает на телевизионных экранах. Ее место в жизни — сцена, и только она определяет ценность творчества артистки в глазах зрителя, для которого Надежда Грачева и работает. Хотя сама балерина слова "работа" применительно к своему творчеству не признает. "Я до сих пор не представляю, как можно сказать: “Я иду на работу”, когда идешь в театр", — сказала она в одном из своих интервью. И все же балет — это труд, это каждодневная изнурительная работа, это долгие часы в классе и репетиционном зале, когда отделываются, отшлифовываются, совершенствуются мельчайшие детали, крошечные нюансы танцевального текста, которые затем, собранные в общем пластическом рисунке партии, становятся теми штрихами, что делают образ королевы лебедей Одетты или несчастной баядерки Никии образом, созданным именно Надеждой Грачевой, образом, на который пал отсвет ее таланта, ее ощущения их внутренней жизни, ее индивидуального понимания их судьбы.
В Большой театр Надежда Грачева пришла в 1987 году сразу после окончания Московского хореографического училища. А начиналась ее балеринская биография далеко, очень далеко от Москвы — в Семипалатинске, городе, где не было своего театра оперы и балета, но в школах и дворцах пионеров имелись в немалом количестве балетные кружки и студии. Там будущая артистка и делала первые шаги на пути в Большой балет. Затем — Алма-Атинское хореографическое училище, где ее "углядела" выдающаяся балерина и педагог Марина Викторовна Кондратьева и способствовала переводу в Москву. И хотя Грачева завершала свое профессиональное образование в Московском хореографическом училище в классе Софьи Николаевны Головкиной, а затем в театре работала с великой Улановой, Марина Викторовна Кондратьева всегда оставалась и остается сегодня ее большим другом и наставником. "Это не просто отношения ученицы и учителя. Я бы сказала — у нас душевное общение. Мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а с полужеста", — считает Грачева.
Школьная учительница Надежды Грачевой, по классу которой артистка выпускалась, Софья Головкина, сказала однажды: "Мы добываем алмазы, а бриллиантами они становятся в театре". Как показала жизнь, она была глубоко права: нередко ученик или ученица, успешно завершивший училище, в той труппе, куда он поступает, бриллиантом не становится. Чтобы стать им, алмазу должны быть присущи особые свойства — одного таланта оказывается недостаточно. Грачева стала бриллиантом, стала звездой. И не только благодаря ниспосланному свыше дарованию и редкостным природным данным — даже сейчас, став признанной примадонной Большого балета, она демонстрирует уникальное трудолюбие, серьезность и ответственность в отношении к профессии и — что особенно важно — неизбывное стремление предельно глубоко вникнуть в сущность душевной жизни своих сценических героинь. Каждая новая роль — это новые открытия, новая встреча с характером, человеческой личностью, которую следует познать и познакомить с ней зрителя. И все ее героини — и Жизель, и Одетта-Одиллия, и Никия ("Баядерка"), и Раймонда, и Джульетта, и Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), и Эгина ("Спартак"), и Китри ("Дон Кихот"), и Хозяйка медной горы ("Каменный цветок"), и Сильфида, и принцесса Аврора ("Спящая красавица") — это яркие человеческие индивидуальности со своим внутренним миром, своим отношением к жизни, к окружающим, к своей судьбе. Даже в партии солистки в баланчинской "Симфонии до мажор", требующей от исполнительницы фейерверка технических фиоритур, Грачева ведет свою пластическую мелодию, согревая ее искренностью услышанных в музыке эмоций, наделяя холодный блеск хрустальных композиций хореографа теплым светом чистой русской песенной кантилены.
Надежда Грачева — воспитанница столичного хореографического училища, впитавшая и осознавшая уроки педагогов именно московской школы классического танца. И потому органично воспринявшая ее исполнительские традиции, которые формировали своим творчеством выдающиеся русские балерины Екатерина Санковская, Прасковья Лебедева, Любовь Рославлева, Екатерина Гельцер, а позже знаменитая плеяда — Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова. И потому, обладая блестящей, без изъянов танцевальной техникой, она никогда не стремится демонстрировать свои виртуозные возможности. И хотя школа классического танца остается основой основ любой партии артистки, их пластический текст органично впитывает новые интонации, движения обретают новые обертоны-ракурсы, новые акценты, а значит, танцевальная речь балерины начинает восприниматься зрителем как исполненный теплых и живых эмоций голос, присущий только ее Жизели, только ее Никии, только ее Раймонде или Мехменэ Бану.
Когда Грачева пришла в театр, ее здесь поначалу воспринимали как танцовщицу лирико-романтического репертуара. И первая ее большая роль — Повелительницы дриад в "Дон Кихоте" — подтвердила это мнение. Повелительница Грачевой действительно выглядела как видение, пригрезившееся Дон Кихоту в волшебном лесу: безукоризненные по гармонии позы, бесшумный бег на пальцах — "па де бурре", легкие красивые прыжки, даже не прыжки — полеты. Эти достоинства своего танца Грачева совершенствовала, развивала, обогащала, работая над другими, более крупными ролями. Начало настоящей своей карьеры, звездного восхождения сама балерина отсчитывает с роли Хозяйки медной горы, в которую она ввелась вскоре после окончания училища, но эта роль все же была отмечена лишь зоркими глазами балетоманов. Широкая публика и критика разглядели Надежду несколько позже — в 1991 году. Тогда Грачева впервые появилась в роли Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро") и Никии в "Баядерке", которую восстановил на московской сцене Юрий Григорович.
Выступления Грачевой в "Жизели", "Лебедином озере", "Баядерке" оборачивались пронзительными элегиями о несостоявшейся любви, о погибшем счастье, погубленной ложью, предательством, изменой судьбе. Каждое ее движение словно источало невидимые миру слезы. Зрительский успех рос от спектакля к спектаклю. Но сама балерина, видимо, чувствовала, что ее творческие возможности шире и многозначнее. И попросила у главного балетмейстера Юрия Григоровича разрешения подготовить партию Эгины в балете "Спартак". Он удивился, но согласие на эксперимент дал. Кто такая Эгина? У Надежды Грачевой Эгина, гетера, возлюбленная римского полководца патриция Красса, ослепительно прекрасна и царственно величава. Она действительно подлинная властительница мужских сердец. Но, по замыслу постановщика балета Юрия Григоровича, Эгина — это и интеллект (можно даже назвать ее мозгом и волей) Красса, и бесстрашный солдат Римской империи — недаром Красс и его легионеры удостаивают ее воинских почестей. Артистка представляет нам характер Эгины в постоянном движении. В каждой сцене, где появляется наложница Красса, очертания ее облика непостоянны и ускользающи — ее танец то взрывается неукротимым темпераментом ("Оргия у Красса"), то прельщает красотой и грацией изысканных поз ("Торжество Красса"), то выглядит сдержанным и сосредоточенным, как и мрачные раздумья Эгины, замышляющей способ погубить Спартака ("Заговор"), то обольщает и пьянит в лагере восставших рабов, которых она в конце концов выдает легионерам Красса ("Предательство").
Героиня Грачевой в другом балете Григоровича — "Легенде о любви" царица Мехменэ Бану — восточная властительница. Ее судьба драматична: спасая от смерти сестру — принцессу Ширин, она пожертвовала своей женской красотой, навсегда лишившись возможности быть любимой. Чувство Мехменэ Бану к придворному художнику Ферхаду, который к тому же любит ее сестру Ширин и она отвечает ему взаимностью, безнадежно. Ни власть, ни богатство, ни поклонение окружающих не может заменить простого женского счастья, о котором мечтает царица. У Грачевой она словно застыла, замерла, погруженная в свои страдания. Танцевальный рисунок партии вычерчен артисткой острыми, ломкими штрихами. Властная, высокомерная, отгородившаяся от окружающих повелительница — таков внешний портрет Мехменэ Бану. Но Григорович, верный себе, стремится открыть зрителю ее смятенный внутренний мир. Грачева органично восприняла замысел хореографа — ее пластика эмоционально выразительна, в ней, как в зеркале, зримо отражаются те противоречивые чувства, что терзают душу царицы. В трио главных героев (эти малые ансамбли критика назвала трио "мыслей про себя"), где монолог каждого — его своеобразная духовная исповедь, позы и па Мехменэ Бану звучат как протяжные стоны измученного больного сердца, в сцене с Ферхадом, которую, наверное, следует назвать дуэтом — мечтой о невозможном, все наоборот: в высоких поддержках, свободных, раскованных позах царица Грачевой страстно говорит о своем чувстве.
Встреча артистки с такими партиями, как Эгина и Мехменэ Бану, не могла не сказаться и на прочтении Грачевой партий ее лирико-романтического репертуара, обогащая их и пластически, и эмоционально, расширяя и укрупняя характеры героинь Грачевой, делая их более объемными и многозначными. Пример тому созданный ею образ главной героини балета "Баядерка" Никии, которую на одном из международных фестивалей назвали "лучшей Никией мирового балета". И наверное, справедливо: танец Грачевой обрел в балете Петипа эмоциональный масштаб, широту и силу поистине трагедийного накала.
Артистическая индивидуальность Надежды Грачевой как балерины формировалась под воздействием личности великого хореографа современности Юрия Григоровича. Начиная с 1987 года, со времени своего прихода в Большой театр, она танцевала главным образом в его спектаклях, поскольку они составляли в те годы основу репертуара его балетной труппы. И не только в оригинальных сочинениях Григоровича — "Каменном цветке", "Легенде о любви", "Спартаке", "Ромео и Джульетте", но и в его версиях классического наследия — в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Баядерке", "Раймонде", "Дон Кихоте", "Жизели" — были для нее подлинной академией мастерства. Мощным импульсом для дальнейшего творчества Надежды Грачевой стало освоение точной и выразительной лексики произведений хореографа, восприятие его принципа логичного и последовательного построения драматургии балета в целом и каждого его образа в отдельности, проникновение в глубину психологии его героев, постижение его философских концепций. Весь этот грандиозный опыт помогает артистке в работе над партиями в балетах других авторов — в "Дочери фараона" Петипа — Лакотта, в "Последнем танго" Гордеева, в "Ромео и Джульетте" Лавровского, в баланчинских постановках, в "Леа" Ратманского.
В одном из своих интервью Надежда Грачева сказала: "Жизнь вынуждает балерину каждый день бороться с обстоятельствами и со своими недостатками — иначе перестаешь развиваться. А мне хочется совершенствовать свой танец, свое тело, узнавать в профессии что-то новое". Это качество балерины — стремление открывать, узнавать, постигать — делает ее сценические создания интересными для зрителя, запоминающимися, неординарными.
Н. А. Грачева — народная артистка России (1996), лауреат Государственной премии РФ (1996), Международного конкурса артистов балета в Варне (1984—1986), обладательница первой премии Всесоюзного конкурса артистов балета (Москва, 1988), премии "Бенуа де ля данс" на сцене Большого театра в Москве (1992), Гран-при Международного балетного конкурса в Осаке (Япония). В 2003 году она награждена орденом Почета.
Живет и работает в Москве.

Источник

0

18

Спасибо, дорогая Сoncertmeyster!
Простите за высокопарность и совсем не в тему, но без Пушкина никак:
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.

0

19

Neznaica написал(а):

Дорогие Гксюша и Сoncertmeyster,
на моей памяти прекрасными партнершами НМЦ  были еще Светлана Лунькина и Надежда Грачева.

Странно, эту тему ведут не только эти две дамы. Тема начата г-жой Геллой, продолжена также и Элиной, Лилин. Зачем Вы столь избирательны и обижаете других?

0

20

Уважаемый Эрнст, Вы потеряли ВН.   :)

0

21

Ах, простите, второй пост принадлежит ВН. Каюсь, грешен.

0

22

Я искренне не понял претензий Эрнеста!

0

23

Надежда Грачева

0

24

Уважаемый Эрнст, я эту тему предлагаю на протяжении  полугода. Мы все делаем одно дело. ВСЕ И ОДНОЙ КОМАНДОЙ.
Честно говоря, надоели разборки.

Дорогой Незнайка, рада, как никто, Вашему возвращению.

0

25

Уважаемый Neznaica, я просто удивился, что Вы обратились только к двум. А остальные?
Дорогая г-жа гксюша, хорошие дела делаются не сразу. Увы, это закономерность всемирного масштаба. И я очень рад, что дело продвигается.

0

26

Два Бриллианта Ульяна Лопаткина И Николай Цискаридзе. Питер и Москва в одном балете

0

27

Браво, Мурзик, замечательные ролики.

Огромное спасибо всем, кто выкладывает здесь такую прелесть!

0

28

Светлана Захарова и Николай Цискаридзе.

0

29

Интервью с Надеждой Грачевой:

Н. Грачёва: балерина и электрик

«Если главному хореографу Большого не нравится наша труппа, зачем он пришёл руководить этим театром?!»

НАДЕЖДА ГРАЧЁВА — народная артистка, лауреат Государственной премии России и победительница конкурса «Бенуа де ла данс». Признанная в мире балерина сегодня редко радует поклонников у себя дома — в Большом театре. Поэтому в ГАБТе на её спектаклях «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик» всегда аншлаг.
«Театр в вас не нуждается»

— СКОЛЬКО я вам ни звонила — вы на гастролях. Когда же Грачёва танцует в родном театре?

— С тех пор как наша большая сцена закрылась на ремонт, я танцую в театре один раз в месяц, за редким исключением — два. Каждый спектакль — как последний. Век балерины, к сожалению, короток. Поэтому я приняла для себя решение работать как можно больше. Объездила практически всю Россию. Часто бываю за границей на гала-концертах звёзд мирового балета. Конечно, не могу сказать, что таким положением вещей я довольна на сто процентов… Мне бы очень хотелось танцевать в Большом театре. Но здесь сегодня ведётся совершенно непонятная политика. Ставятся одноактные балеты… Я не против них. Они имеют место быть. Но не в таком количестве.

— И качестве?

— В общем-то да. Всё-таки это АКАДЕМИЧЕСКИЙ Большой театр, здесь должны идти классические постановки. Но нынешний художественный руководитель балета их, скажем мягко, недолюбливает. Ратманскому не нравится «Баядерка». «Спящая красавица» для него — скучно. «Лебединое озеро» — неинтересно. Но если худруку не нравится классика, зачем было приходить и руководить этим театром?!

— Юрий Григорович, который больше 30 лет руководил балетом ГАБТа, недавно восстановил здесь свой спектакль «Золотой век». Вы рады?

— Да, рада. Очень. В последние годы у меня складывалось впечатление, что труппа потеряла всякий интерес к работе. Постановочные, оркестровые, сценические репетиции — всё так тяжело шло… А когда я увидела, как труппа репетирует с Юрием Григоровичем, то поняла, что люди получают колоссальное удовольствие. Такая одухотворённость, горят глаза… Юрий Николаевич никогда не хамит, он уважает актёров.

— А что, Ратманский кричит и плетью щёлкает?

— Он не кричит — Ратманский вообще тихий человек. Но то, как он строит фразы… Нельзя так с труппой себя вести. Как-то господин Ратманский сказал мне: «Театр в вас не нуждается…»

— Но вашим спектаклем открывался юбилейный фестиваль Майи Плисецкой. Разве это не признание заслуг балерины Грачёвой перед театром?

— Ой… Ну начнём с того, что не я должна была исполнять «Лебединое», а Захарова, но она отказалась. Не знаю почему. Мне на фестивале Плисецкой не дали ни одного спектакля. Я была на гастролях, вдруг звонок: «Наденька, некому танцевать «Лебединое». Сразу же примчалась и буквально после одной репетиции вышла на сцену. Получила огромную радость от спектакля. Абсолютное умиротворение, совершенно не волновалась оттого, что танцую балет, который гениально танцевала Майя Михайловна. Я просто показала «Лебединое озеро» в моём видении.

— Николай Цискаридзе сказал: сегодня в Большом по-прежнему бушуют интриги. Одной балерине натыкали иголок в пачку, а ему самому завистники намазали трико мазью «Финалгон». Цискаридзе танцевал и от жгучей боли чуть не плакал…

— Может быть, когда-то такое и было. Но очень давно. В современном театральном мире есть более действенные способы задеть артиста, выбить его из колеи. Например, можно просто не видеть человека. У нас в труппе есть люди, которые, проходя мимо тебя, делают вид, что идут мимо стены. Иголка — это, по крайней мере, выражение ненависти. Равнодушие убивает сильнее. К счастью, со временем я научилась не реагировать на всё это.
«Ем в 5.30 утра»

— Я ВИДЕЛА, как после спектакля вы полчаса, стоя на морозе, давали поклонникам автографы. Один ваш почитатель сказал мне: «Грачёва очень изменилась с тех пор, как вышла замуж за танцовщика Александра Воробьёва. Этот молодой парень сделал невозможное. Раньше Надя была надменной снежной королевой, а сейчас растаяла».

— (Улыбается.) Знаете, когда познакомилась с Сашей, у меня такой заряд энергии появился… Я будто освободилась от шелухи. Жизнь стала другого цвета. Иногда ловлю себя на том, что хожу и как дурочка улыбаюсь. Даже не могу объяснить, что со мной произошло.

— Балерины рано выходят на пенсию, в 38 лет… Вы уже решили, чем будете заниматься дальше?

— Мне очень интересно всё, что связано с архитектурой и дизайном. На даче я всё сделала сама — занималась проектированием дома. Вплоть до того, что нарисовала полную электрическую схему. Все деревья сама высаживала.

— Скажите, а это правда, что на балетных после спектакля в пять часов утра «жор нападает»?

— После спектакля мне безумно хочется кофе с молоком. Но есть ничего не могу. И спать тоже. Только в пять засыпаю, а в начале шестого понимаю, что очень хочу кушать. Поем и снова ложусь. Утром поднимаюсь абсолютно бодрая, будто всю ночь спала. Я — «жаворонок», а муж у меня — «сова». Иногда Саша может до четырёх дня спать. А я всегда встаю в семь утра.

— А что вы делаете в такую рань?

— У нас три собаки: овчарка, лабрадор и йоркширский терьер. Их всех покормить надо!

— А вы о ребёнке не думали?

— Естественно, думала. Ничто мне не чуждо. (Смеётся.) Скажем так — это входит в наши с мужем планы.

Ольга ШАБЛИНСКАЯ


Источник

+1

30

concertmeyster написал(а):

Интервью с Надеждой Грачевой:

    Н. Грачёва: балерина и электрик

    «Если главному хореографу Большого не нравится наша труппа, зачем он пришёл руководить этим театром?!»

Очень хорошее, умное интервью. Спасибо, не видела ранее.

0