Большой театр как храм рыночной экономики ввв. svoboda. org/content/article/25035210.html
Николай Цискаридзе уволен, а Павлу Дмитриченко следователь уже предъявил обвинения. Наказаны ли виновные в трагедии, случившейся в Большом театре?
Пикет зрителей Большого театра, 29 июня 2013 г.
Анастасия Кириленко
Опубликовано 03.07.2013 14:40
...Объяснения происходящему в Большом театре, начиная от реконструкции и заканчивая недавними скандалами, можно найти в рыночной экономике. Артисты работали на износ, производя до 30 спектаклей в месяц, а на устающих покрикивал художественный руководитель. "Буйный" Дмитриченко пытался заступаться....Во всяком случае, об этом говорят уволившиеся артисты....
До нападения на художественного руководителя балета Дмитриченко успел зарекомендовать себя как защитник прав артистов, поскандаливший с Филиным из-за хамского обращения с труппой и произвольного распределения зарплат. Поэтому одни артисты уверены, что "Павла подставили", и нужно исследовать все версии нападения, а другие говорят, что "недостатки у Филина были, но нельзя же так!", имея в виду кислоту.
Примы Большого против "новеньких"
Артисты не рвутся общаться с прессой: после истории с выговорами Цискаридзе за интервью смелых нет.
На условиях анонимности одна из артисток балета утверждает: "Многих артистов лишают ролей из-за неугодности, например, очень многие наши примы-балерины мало заняты в репертуаре: Марианна Рыжкина, Анна Антоничева, Елена Андриенко, Мария Аллаш. Марию Александрову тоже притесняют, но она пока держится. А все из-за того, что сейчас в труппу взяли очень много артистов из других театров: из Кремлевского балета, из театра Станиславского, из Мариинского. Но если Мариинский театр – это один из лучших театров, то другие труппы слабее. Солисты из этих театров приходят в Большой и занимают сразу ведущие позиции, тем самым лишая спектаклей наших прима-балерин. И, поверьте, замена не однозначная..."
Владислав Москалев, муж балерины Светланы Лунькиной и бывший бизнес-партнер Владимира Винокура, приводит в пример Анастасию Винокур, получившую повышение при Сергее Филине:
"В ГАБТ Насте помог устроится папа – Владимир Винокур. Он хлопотал за нее и рассказывал мне об этом. Настя уже 10 лет, как в кордебалете. При мне папа звонил Филину дважды, в мае и июне 2012-го, и долго уговаривал повысить Настю в должности. Филин выполнил эту просьбу после того, как Винокур взял Филина на работу в свой Фонд (Фонд Владимира Винокура - РС) и, разумеется, заплатил Филину деньги".
"Такие артисты должны быть в театре", – иронизирует бывший артист балета Алексей Корягин. Он ушел из Большого театра по собственному желанию в начале нынешнего сезона. "Есть партии, которые лучше, чем она, никто не исполнит. Например, томную дачницу 40-50 лет с большой грудью в спектакле "Светлый ручей". Шикарно справляется. А так появились артисты, к уровню которых есть вопросы.
Премии, Филин и Дмитриченко
21 марта газета "Известия" сообщила о том, что в Большом театре Счетная палата проводит проверку. По предположению издания, контролеры проверяли показания Павла Дмитриченко о несправедливом начислении зарплат в Большом театре, а также о том, что часть премиального фонда Филин оставлял себе. Правда, о результатах проверки, которую в ведомстве назвали плановой, официально не сообщалось.
Бывший руководитель профкома Большого театра солист Георгий Гераскин полгода назад вышел на пенсию. Он рассказал о системе окладов в Большом:
Хорошо, что я ушел на пенсию, а то сидеть бы мне вместе с Дмитриченко
"Основной оклад артиста очень невелик – не больше 15 тысяч рублей. Прибавка идет за счет президентских грантов и "палочек" за спектакли. Сумма грантов колеблется, была от 8 до 24 тысяч рублей. Но гранты рассчитываются так, что остается неосвоенным фонд, который каждый месяц уходит на премии. До создания комиссии по грантам при бывшем худруке Геннадии Янине была полная неразбериха. Затем удалось добиться создания комиссии по грантам, в которую был включен председатель профсоюза, то есть я. В целом стал порядок, хотя несостыковки оставались. Потом я ушел на пенсию, вместо себя оставил Павла Дмитриченко. Филин снова начал чудить, там даже скандал с Павлом был….Хорошо, что я ушел, – а то сидеть бы мне вместе с Дмитриченко. Меня бы тоже обвинили в этом нападении", – уверен Гераскин.
Он не единственный, кто призывает тщательнее расследовать покушение, поскольку "Дмитриченко не мог такого сделать". Бизнесмен, муж эмигрировавшей примы Большого Светланы Лунькиной Владислав Москалев рассказывает о занятости Сергеяа Филина в Фонде Владимира Винокура, где также были задействованы большие денежные средства. Москалев предлагает исследовать все версии, кому было выгодно нападение на худрука балета, в том числе, и версию, связанную с борьбой за средства фонда Винокура. В настоящее время фонд Винокура и продюсер Владислав Москалевым судятся.
Синдикализм не способствует карьере
Георгий Гераскин
Георгий Гераскин стал руководителем независимого профсоюза работников Большого театра в 2004 году. Его профсоюзная деятельность совпала с отсутствием предложений быть задействованным в спектаклях: "Так совпало. Что вы докажете?" – усмехается Гераскин.
В какой-то момент в Большом оказалось два профкома. В 2008 году Филин начал создавать "элитный" профсоюз, куда входили бы только артисты оперы и балета. Затем он завершил карьеру танцовщика и стал худруком театра Станиславского. Вернувшись в Большой в качестве худрука в 2011 году, он оставался руководителем "параллельного" профсоюза театра.
Такая ситуация не была нормальной, и Дмитриченко хотел, во-первых, чтобы профсоюз был независимым, во-вторых, чтобы он был один. "Мы начали шаги по избранию Дмитриченко главой профсоюза, и теоретически эта процедура завершилась, когда он был уже под стражей", – говорит Георгий Гераскин.
Молодой перспективный танцовщик Алексей Корягин уволился из Большого театра во время пятого сезона работы. По его словам, артисты получали "копейки".
"Есть оклад и есть награда, постоянная и переменная. Оклад смешон – 4-5 тысяч рублей, в зависимости от разряда, плюс "постоянный" грант и плюс переменный грант – деньги, которыми руководство распоряжается по своему усмотрению. Его могут не дать, и это будет абсолютно нормально. Всего я получал 30–40 тысяч рублей, отработав четыре сезона. Копейки. В начале пятого сезона уволился. Сергей Юрьевич предлагал и зарплату повысить, и ролями одарить. Ну, чуть больше были бы копейки. Зачем мне это? Я случайно выяснил, что наша уборщица на Новый год получила премию больше, чем я".
Но самой главной причиной увольнения стала усталость, говорит Корягин. "Мы играли до 30 спектаклей в месяц. Астрономическая цифра. Филин кричал на репетициях. Ему не нравилось, что кто-то проходит не в полную силу. Хотя уже, например, месяц артисты с утра до вечера танцуют, устали. И однажды Филин начал орать: "Думаете, вас заменить нельзя?" Тогда Дмитриченко попросил вежливого обращения: "Что происходит, нельзя к артистам относиться по-человечески?"
"Пройдитесь по театру – он напоминает бытовки"
Алексей Корягин
Алексей Корягин не скрывает, что был одним из немногих, кто ходил на танцевальный класс к Николаю Цискаридзе. Это считалось "оппозиционным" шагом.
Известно, что Цискаридзе стал одним из главных обличителей реконструкции Большого театра. Правда, ужаснулся не он один: в блогах в 2011 году появились фотографии свежеободранной новой позолоты. Оперные певцы говорили об изменившейся акустике. Реставрацию критиковала и Галина Вишневская.
Напомним, сроки сдачи театра переносились (сначала планировалось закончить реконструкцию в 2008-м), Счетная палата нашла отдельные нарушения и даже сообщалось о попытке возбудить уголовное дело за превышение сметы в 16 раз подрядчиком (о дальнейшем расследовании ничего неизвестно). В 2011-м реконструкция была закончена.
"Отвратительным пластмассовым новоделом" Большой в разговоре с корреспондентом РС назвал композитор Владимир Мартынов, автор статьи в Известиях "Большой театр как надгробие русской культуры". "Мои коллеги, музыканты из оркестра, которые вышли на пенсию после реконструкции, предпочитают туда больше не заходить", – говорит Мартынов.
"В зрительном зале была проведена практически полная реставрация: все, что можно было отреставрировать, было восстановлено по известным методикам, – настаивает заслуженный реставратор, директор компании "Реставратор-М" Елена Степанова, непосредственно занимавшаяся ремонтом Большого театра. Так, папье-маше вместо гипсовой лепнины было задумано в театре с самого начала и позволяет получить хорошую акустику. – Мы давно предлагали театру провести круглый стол, потому что было много инсинуаций на эту тему".
Неясным остается судьба памятника архитектуры – северного портика с колоннами Осипа Бове, который отрезали от Большого при реставрации. Согласно заявлениям пресс-службы, публика его и так не видела, и вообще на 70% он сгнил. Правда, по словам Елены Степановой, "будет еще и третья очередь реставрации и портик восстановят". Сроки "третьей очереди" не известны.
Между тем, 18 июня 2013 года Счетная палата распространила сообщение, из которого следует, что "выявленные факты хищения бюджетных средств (90 миллионов рублей) в рамках исполнения работ по договору от 2005 года, заключенному между ФГБУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" и ООО "ПО Теплотехник", к финансово-хозяйственной деятельности ГАБТ России отношения не имеют". ООО "ПО Теплотехник" прославилось участием в вырубке Химкинского леса в 2010 году и исками против экологов. После скандала, по данным экологов, фирма вышла из проекта.
Александр Семченко, руководитель ООО ПО "Теплотехник", 2010
Сообщение Счетной палаты следует понимать так, что дирекция Большого театра не имеет отношения к реконструкции. На этом же настаивает в своих интервью пресс-секретарь театра Катерина Новикова. Впрочем, по другой версии, директора Анатолия Иксанова "нанимали специально под реконструкцию".
"Вторая очередь" реставрации-реконструкции проходила на более профессиональном уровне, чем первая.
В 2009 году, во время второй очереди реконструкции, в проект вошла компания "Сумма капитал", учрежденная нефтяными олигархами Зиявудином и Магомедом Магомедовым (им же принадлежит "Транснефть" – та самая компания, коррупционные схемы в которой пытался разоблачать Алексей Навальный; политолог Станислав Белковский считает их близкими к премьер-министру Дмитрию Медведеву). "Сумма Капитал" стала владельцем генерального подрядчика строительных работ "СУИ Холдинг". Субподрядчиком было ООО "Интекс" во главе с председателем совета директоров Давидом Капланом – российским бизнесменом с израильским гражданством, проживающим то в Италии, то в других странах. Об этом человеке на удивление немного упоминаний в российской прессе. Давид Каплан ранее проживал в Литве и был совладельцем литовского банка "Снорас", лицензия которого была аннулирована за финансовые нарушения.
Но самым интересным является упоминание господина Каплана в отчете ФБР для служебного пользования "О преступной организации Иванькова" – Япончика, который получил журналист Владимир Иванидзе. В нем говорится о том, что в эту организацию, занимающуюся наркотрафиком, в Литве в качестве партнера входил и Давид Каплан. По Данным прибалтийских СМИ, Давид Каплан был в криминальной "Вильнюсской бригаде".
О качестве реконструкции-реставрации мнения разнятся.
"Если вы получите пропуск и пройдете по театру, то поймете, что он ничем не отличается от поликлиники, от бытовки. Там врезали один этаж. Потолки низкие, все это выглядит дешево. Какое-то подсобное помещение. Я помню тот театр, который был раньше... А тот проект, который подписал Анатолий Иксанов как директор театра (сколько бы он ни открещивался), убил всю историю.
У нас в гримерках нет окон. В старом здании они тоже не везде были, но это носило характер исключения, а сейчас их вообще нигде нет. Отношение к артистам проявилось в ремонте системы оповещения, через которую объявляют, кому подойти на сцену. Звонок всегда имел регулировку. Сейчас такой регулировки нет. Идет репетиция оперы, очень громко орут и мы все это слышим, не имея возможности выключить. Ну, ребята перерезали провода, иначе невозможно", – говорит Алексей Корягин.
"Спектакли-однодневки"
"Спектакль – это когда он будет идти много лет. А когда поставили, вложили средства, показали пару раз и сняли – это прожект!", – говорит Ольга Марцинкевич, блогер и член инициативной группы по организации акций протеста у Большого театра.
"Возьмем "Весну священную". В следующем сезоне о ней и не вспомнят", – говорит Марцинкевич. С ней согласна блогер Марина Радина, написавшая негативную рецензию. Несмотря на то что спектакли снимать запрещено, в YouTube попали отрыки опер и балетов, удостоившиеся нецензурных комментариев поклонников Большого...
"Зачем нужны современные постановки? Отмыть деньги на декорациях. Валенки Деда Мороза – тысяча рублей. А потом эти спектакли никуда не идут", – утверждает балерина Анастасия Волочкова.
"Творческое мясо"
Одним из пунктов критики, которую высказывают артисты, являются тяжелые условия работы в театре.
"Что касается средств реабилитации и общефизической поддержки. Зарплата массажистов – 14 тысяч, это смешно. Естественно, все массажисты работают на полставки и работают в коммерческих структурах. Оборудованного помещения для занятия фитнесом или посттравматической реабилитацией нет и в помине, хотя этот вопрос неоднократно поднимался коллективом. Кабинет физиотерапии оснащен устаревшими аппаратами, поэтому поговаривали о его закрытии. В общем, артисты – это творческое мясо", – говорит бывший солист ГАБТ Георгий Гераскин.
"Мертвые души" и носки за 2000 рублей
"При постановке Ивана Грозного была темная история с костюмами. Их начали шить, потом вдруг шить прекратили, костюмы пропали, их в аренду взяли из Парижской оперы, но они не всем по размеру подходили. Идет прогон, Григорович сидит, требует, чтобы артисты выходили, а кто-то просто не может выйти – на него костюм не налезает. Хотя деньги-то выделены.... "Иногда к нам попадали сметы: носки мужские – 2000 рублей, повязка на глаза – 4000... Что это за цены? Ясно, что общая беда России – коррупция – не обошла Большой театр..." – вспоминает бывший артист Большого театра Алексей Корягин.
"При мне в театре работало несколько мертвых душ. Обычно за артистами, которые на самом деле ушли на пенсию, сохраняется ставка, – говорит Гераскин. – А сколько стоил занавес к спектаклю "Петушок – Золотой гребешок!"
"Продай квартиру – купи билет в Большой"
В социальных сетях активны зрители Большого театра. Они обсуждают провальный спектакль "Руслан и Людмила", странности "Весны священной", оперы "Евгений Онегин", современных постановок, проблемы приобретения билетов.
"У меня есть телефон перекупщика Максима – в кассе ему выдают билеты за сто рублей, а затем он продает их по две тысячи. И приходится к нему обращаться", – рассказывает член инициативной группы по организации акций протестов у Большого Мария Миляева.
"Раньше артисты имели возможность получить билеты – привести родственников, друзей, знакомых. Когда открыли сцену после реконструкции, это стало почти невозможным. Мне удалось выбить два билета. Я подошел к кассе, а передо мной перекупщик забрал конверт, полный билетов. Наверное, это борьба с перекупщиками. Все знают этих людей в лицо", – говорит Алексей Корягин.
Спекуляция билетами – бизнес, который приносит 30 миллионов долларов в год
Спекуляция билетами в Большой – бизнес, который приносит 30 миллионов долларов дохода ежегодно, – уверяет Владислав Москалев: "300 долларов х 500 билетов х 200 спектаклей в году = 30 000 000 долларов. 300 долларов – это средняя спекулятивная надбавка. 500 билетов – это среднее количество подлежащих спекуляции билетов".
В Большом театре уверяют, что на спекуляцию повлиять не могут, администрация не имеет к этому отношения. Зрители не согласны: "В Мариинке такого больше нет, Гергиев с этим справился", – говорит Марина Радина.
Группа по контролю за распределением билетов в Большой театр была создана общественной организацией "Офицеры России". Ее руководитель Антон Цветков в интервью "Известиям" заметил, что к уголовной ответственности спекулянтов привлечь невозможно.
Один из спекулянтов предлагает билеты, сидя у театра
"Эскорт-вечеринки"
Я получала звонки от девочек из кордебалета. Многие боятся что-то сказать открыто, хотя некоторые уже начали рассказывать, какие тусовки проводила администрация Большого вместе с олигархами за рубежом. Например, в Лондоне. И ни в каком-то клубе, а сняли Букингемский дворец. В Париже это был Версаль. Так вот на эти приемы девочек из кордебалета администраторы насильно загоняли и предупреждали, что их присутствие на банкете будет иметь продолжение, то есть постель, секс. А когда девочки спрашивали "а если мы не согласимся?", им отвечали "вы на гастроли больше никогда не поедете". Это было в 2003-м, а сейчас все еще хуже, девочки не могут отказаться от предложений, и есть специальный человек, администратор, который распределяет, кто к какому олигарху пойдет, – уверяет бывшая солистка театра Анастасия Волочкова.
"Спасать надо страну, тогда и театр выберется"
"Я слышал про девочек в эскорте при Геннадии Янине. Но меня на такие вечера не звали, был опасен. Впрочем, я бы не педалировал эту тему, так как, вполне возможно, это происходит добровольно", – говорит Георгий Гераскин.
Открытое письмо Медведеву
На вопрос "Что делать?" Георгий Гераскин отвечает коротко: "Спасать надо страну, тогда и театр выберется".
Алексей Корягин говорит, что пишет открытое письмо Дмитрию Медведеву. Перед Большим театром прошли пикеты с требованием отставки руководства, их организовали зрители.
Что касается работающих артистов, бунт пока невозможен.
К руководителю шли восемь человек, а дошли двое. Кто-то срочно упал на шпагат, прямо в коридоре, кто-то запрыгал...
"Если возмущаться – то всем вместе, сразу, окончательно и бесповоротно. Это на сегодняшний день ни в театре, ни в стране невозможно. Культ начальника, все испугались. Как-то раз нас задержали на прогоне. Артисты возмутились: давайте пойдем за компенсациями! К руководителю шли восемь человек, а дошли двое. Кто-то срочно упал на шпагат, прямо в коридоре, в складочку, кто-то запрыгал… О чем тут говорить?" – резюмирует Алексей Корягин.
***
Из федерального бюджета Большой театр получит в 2013 году 4,1 миллиарда рублей, примерно столько же запланировано на 2014 и 2015 годы. По словам пресс-секретаря Екатерины Новиковой, за последние 10 лет бюджетное финансирование театра возросло в 10 раз. Кроме того, существует Фонд Большого театра, зарегистрированный по тому же адресу, что и театр. Исполнительным директором Фонда ГАБТ является член совета директоров "Альфа-Банка" Александр Гафин. На счету Фонда ГАБТ должны аккумулироваться средства от доноров. Отчетности фонда в открытом доступе нет.
Метки: большой театр, Филин, Дмитриченко, кислота, балет
________________________________________
Анастасия Кириленко
KirilenkoA@rferl.org
"Новые россказни из Большого"
Саймон Моррисон
19 марта генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов провел в Москве пресс-конференцию, чтобы объявить о фестивале, посвящённом столетию постановки «Весны священной» И. Стравинского, который продлится месяц. Он решил вернуть балет той нации, которая вдохновила его. (Премьера балета состоялась в Париже в 1913 году.) Лица большинства журналистов, пропущенных через металлоискатели, были знакомы. Это были те, кому доверяет администрация Большого театра. Иксанов представил хореографов четырех новых постановок сезона, а затем смолк. В феврале внезапно отказался от работы хореограф авангардист Уэйн МакГрегор, ответственный за совершенно новую постановку «Весны священной», тем самым поставив Большой театр в затруднительное положение с поиском замены. МакГрегор получил заказ в 2009 году, концепция была согласована и были сделаны эскизы декораций. Он не объяснил публично свой отказ, хотя большинство сходится в том мнении, что его отпугнули недавние скандалы вокруг театра, а более всего – январское нападение на художественного руководителя Большого театра Сергея Филина.
Когда Иксанов начал отвечать на вопросы, один из журналистов спросил о другом скандале. За два дня до этого Анастасия Волочкова, бывшая балерина Большого театра, обмолвилась на ток-шоу, что Большой театр, как сутенёр, предлагал «богатым и влиятельным» услуги своих молодых балерин. Эта история впервые всплыла в 2011 году, но потом быстро сошла на нет. Волочкову нельзя считать непредвзятым источником. Иксанов уволил её в 2003 году за лишний вес; она подала в суд, и хотя судья принял решение о её восстановлении на работе, в театре она с тех пор не танцевала. Иксанов должно быть ожидал вопроса о Волочковой, но, несмотря на это, ощетинился.
В первые дни после нападения на Филина, когда появились сообщения о том, что его изуродовали, а возможно и оставили без зрения, пошли слухи, что это дело рук кого-то внутри Большого театра. То ли это Николай Цискаридзе, опытный танцор, который уже давно критикует администрацию, и чьи ученики, по его утверждению, не получают возможности блестнуть талантом, хотя они этого достойны? То ли это более широкий заговор, который связан с финансовыми решениями Филина? Цискаридзе, которому сейчас 39, давно уже не солист в расцвете сил, и он ограничен характерными ролями. Он любил выступать в Щелкунчике в канун Нового года. Он хвастался мне: «Официальная цена билета – полторы тыс. долларов, а Иксанов говорит, что я не умею танцевать». [*] В мае его адвокат пригрозил подать в суд на театр в ответ на выговор, который он получил от Иксанова за то, что высказывал своё мнение. 7 июня газета «Завтра» написала о том, что расторгнуты два его контракта с Большим театром; и как исполнителя, и как педагога. На следующий день он мне это подтвердил текстовым сообщением: «А что Вы ожидали? Это же банда». 15 июня несколько его сторонников провели протест перед театром, вдохновленные его заявлением, сделанным в Le Figaro: «Большой театр – это я», но Большой разделился внутри себя: Цискаридзе – на стороне старой гвардии, т.е. тех танцоров, которые привязаны к традиционным постановкам русского репертуара, а в противовес им – сторонники инновационных постановок, типа Иксанова и Филина. Конфликты между консерваторами и сторонниками прогресса, между танцорами и администрацией - витают вокруг того, что ставится, как это репетируется, кому достаётся партия и сколько за это платят.
ФОТОГРАФИИ
Слева направо: Иксанов, Филин, Дмитриченко, Цискаридзе.
В начале марта ведущий танцор Павел Дмитриченко сделал признание, что дал знакомому уголовнику 50 тыс. рублей (1000 фунтов стерлингов), чтобы он совершил нападение. Но многие танцоры ему не поверили. Деньги ему самому нужны: у него старики родители, да и дочь надо содержать. Почти триста его коллег по Большому подписали петицию на имя Путина, заявляя о его невиновности и ратуя за «справедливое и беспристрастное расследование трагедии». Они отметили, что Дмитриченко допрашивали без перерыва в течение 18 часов, прежде чем он подписал признание. Если его осудят, ему грозит до 12 лет лишения свободы. Он содержится под стражей с марта. Процесс по его делу обещали провести в июне, но отложили до августа.
Среди адвокатов Дмитриченко - Виолетта Волкова, которая защищала двух арестованных и заключенных в тюрьму членов панк-рок группы Pussy Riot (его она защищает на общественных началах). Просьбы освободить его под охрану, чтобы дать ему возможность заниматься своим делом - не увенчались успехом. Дмитриченко отказался от своего признания в записке, адресованной своим сторонникам: «Я не организовывал нападения с кислотой на Филина. Это не по-мужски. Я никогда не стал бы такого делать, не говоря уже о том, чтобы за это платить!!! Огромное спасибо, что не боитесь выступать в мою поддержку. Я обнимаю и люблю Вас. Ваш коллега, Паша».
В ответ на петицию, Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что уверен, что Большой театр выживет и ему ничего не грозит. Но скандал пролил свет на некоторые скверные вещи. Некоторые осведомленные лица объясняют нападение на Филина, как протест против Иксанова и якобы имеющих место финансовых махинаций его администрации. Широко распространенно мнение о том, что колоссальный перерасход средств в процессе реконструкции театра, на которую был затрачен миллиард долларов - это результат растраты. Когда здание вновь открылось в 2011 году (а работы начались в 2005 году), артисты обнаружили, что студии перепланированы, а исторические элементы интерьера исчезли. Цискаридзе заявил, что новым мраморным фойе место в «турецкой гостинице» и за такую неполиткорректную критику его не пригласили принять участие в торжественном открытии.
Первым спектаклем после реконструкций должна была стать опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», 1836 года, но в последнюю минуту Иксанов заменил её псевдонационалистическим сказанием «Руслан и Людмила». Это был спорный выбор. Китч и довольно рискованная постановка стали очень нелестным зеркалом для пришедших на постановку нуворишей. В зале раздавались выкрики. Дирижёр Владимир Юровский отметил, что то же самое освистывание из спектакля в спектакль, раздавалось из одних и тех же углов зала, будто по сценарию. То же самое было и на других постановках, в том числе и на Щелкунчике, так что создавалось такое впечатление, что предпринимаются согласованные усилия, чтобы унизить Иксанова. Проблемы продолжались. Почти сразу после открытия, два ведущих танцора, Наталья Осипова и Иван Васильев перешли в Михайловский театр в Санкт-Петербурге. В марте 2011 года в Интернет попали секс-похождения тогдашнего заместителя директора балета Геннадия Янина. Если это была попытка дискредитировать его, как кандидата на должность худрука, то она удалась: Иксанов назначил Филина. Филин был хорошо известен: известный танцор, народный артист Российской Федерации 2001 года, за плечами три года работы художественным руководителем театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Иксанов и Филин обладают огромной властью: в их руках судьбы отдельных танцоров, они могут способствовать их карьере, давать высокооплачиваемые партии и направлять потоки средств, которые проходят через театр. Правительство приступило к аудиту бюджета Большого театра на 70 млн фунтов, включая президентский грант на 7,5 млн фунтов, который идёт на доплату к основной зарплате танцоров. Под угрозой пенсии, а также разные премии, которые выплачиваются исполнителям ведущих партий после каждого спектакля. Правительство заявляет, что следствие планировалось давно и что оно не связано с недавними событиями, но расходы Филина находятся под пристальным вниманием, и особенно - назначения индивидуальных грантов. Дмитриченко работал в комитете, который должен был решать, как присуждать эти гранты, но был выведен из него в декабре, после того как он и его коллега усомнились в справедливости их распределения. Филин также вызвал критику со стороны танцоров за то, что остался руководителем профсоюза театра после того, как был назначен художественным руководителем. По словам одного из танцоров: «Таким образом, в течение последних двух лет профсоюз принимал те решения» - в отношении заработной платы, пособий и льгот, - «которые выгодны администрации театра и лично Филину». Дмитриченко, который был до этого во главе профсоюза, был переизбран членами оркестра, оперы и балета после того, как Филин ушел в отставку, поддавшись давлению со стороны коллектива. Похоже, что голосование проходило как раз перед арестом Дмитриченко.
«Мне жаль Пашу» - написала в Facebook одна из прима балерин Большого театра Светлана Лунькина. «Пожалуй, он был единственным истинным борцом с коррупцией в Большом театре». Сама Лунькина покинула театр в сентябре прошлого года, чтобы жить в добровольном изгнании в Онтарио с мужем, продюсером Владиславом Москалевым и детьми. Такой переезд был вызван угрозами, связанными с бизнесом Москалёва. У Москалева - своя гипотеза о нападении на Филина. По его мнению, это связано с тем, что Филин хочет занять место генерального директора вместо Иксанова.
Амбиции Филина поощрялись Владимиром Винокуром - импресарио, у которого есть связи с «влиятельными лицами» в Кремле. Винокур выдвинул несколько человек на место Иксанова, чтобы обрести влияние на деятельность театра. Филин был одним из них. Винокур познакомил его с другом в Кремле, который помогает организовывать гала-концерты. Москалёв предполагает, что оказавшись в Кремле, Филин «начал болтать направо и налево о своих перспективах. Вскоре об этом услышали кукловоды, которые не хотели смещения Иксанова. Вот эти-то кукловоды и организовали выплёскивание едкой жидкости в лицо Филина, как предупреждение». У этой версии нет доказательств, и нет и намёка на то, кто такие эти «кукловоды», и какова их заинтересованность в Большом театре, но тут должны быть замешаны деньги. Москалёв и сам недавно поссорился с Винокуром, который ранее был его деловым партнером. По словам Москалёва «Винокур убедил Филина найти способ уволить Лунькину и попросил его распространять в театре ложную информацию о ней. Это была психологическая война против меня». «Цискаридзе мне сказал, что «В сентябре Филин хвастался перед балеринами, у которых одна гримёрная со Светланой, что она больше не вернется! Когда мы это узнали, все были в ужасе».
Отъезд Лунькиной – ощутимая потеря для Большого театра. В её репертуаре более сорока партий и у неё масса поклонников. Цискаридзе говорит о ней с восхищением, как о «последней романтической балерине». Она унаследовала гибкость от своей матери - артистки цирка, но прославилась не только благодаря своей физической смелости. Она танцевала с Филиным в «Ромео и Джульетте» и в «Анюте» – мелодраме по мотивам Чехова о бедной девушке, которая бросает свою настоящую любовь - студента, ради зажиточного помещика. [†] Эти отношения перешли в реальную жизнь. Но то было более десяти лет тому назад. Сейчас Лунькина испытывает к Филину определенно смешанные чувства: она продолжает восхищаться им как танцовщиком, но не одобряет его образ жизни («Он шопоголик»), и то, что говорят, что он очень дорого берёт за право на просмотр (новых артистов).
Лунькина и вдали остается связанной с интригами Большого театра. Как-то утром я наблюдал за тем, как шесть солистов и корифеев репетировали под руководством балерины на пенсии, Марины Кондратьевой. Когда танцоры растирались полотенцами в конце класса, я спросил их фамилии и услышал одну знакомую: Лунькина. «Ха, совсем как Светлана!» - сказал я. «Это моя сестра» ответила Юлия Лунькина. Она - одна из сторонников Дмитриченко, но его поддерживают не все. Его хулители любят отмечать, что до ареста он был известен благодаря партии Ивана Грозного. Это царь Иван заказал построить собор Василия Блаженного на Красной площади. Легенда гласит о том, что Иван приказал ослепить архитекторов, чтобы они никогда более не возвели ничего подобного.
Филин уже давно является наставником восходящей суперзвезды Ольги Смирновой (ей 21 год). Он продолжает руководить ею и из своей больничной палаты в Германии. Смирнова была не в лучшей форме, когда я с ней встретился, с ушибом ноги из-за неверного прыжка в Баядерке. Она так выразилась о Филине и о «ситуации», как она это называет: «Я думаю, что следователей надо оставить в покое и дать им делать своё дело. Не все в труппе на стороне Павла Дмитриченко». Она почувствовала облегчение, когда я вернулся к вопросам о её работе. Это был лёгкий Вторник: три с половиной часа репетиций со своим репетитором и верным пианистом по имени Саша. Она пересмотрела некоторые видеозаписи, хотя она ненавидит смотреть себя, и с нетерпением ждала вечерней сауны. Как правило, Филин подвозил ее домой из театра, как и в ту ночь, когда на него напали, а высадив ехал дальше к себе домой. Теперь она осталась одна.
*
Хотя часто говорят, что российские СМИ находятся под контролем государства, контроль этот неполный и непоследовательный. Только один телеканал, РТР, полностью принадлежит государству. Само собой, когда речь идёт о Кремле, контролируют и режиссёров, и журналистов, но когда речь заходит о культуре, проходит все что угодно (в смысле не понятно, что происходит). Это печалит многих русских. Чувствуется колоссальная ностальгия по Большому театру эпохи Юрия Григоровича, который был его художественным руководителем с 1964 по 1995 год - от Брежнева до Ельцина. Как хореограф балетов с героической советской тематикой, он стремился к тому, чтобы театр чего-то стоил. Сейчас Большой театр олицетворяет смутное представление о «традиции», которую отстаивают такие артисты, как Лунькина, Цискаридзе и Дмитриченко, и которой (этой традиции) противостоят Иксанов и Филин со своими авантюрными, космополитическими программами. Министерство культуры подталкивает Большой театр к постановке всё большего числа спектаклей. На него смотрят, как на фабрику. На 2013 год запланировано выдать пятьсот спектаклей. Министр культуры Владимир Мединский хочет иметь возможность утверждать, что при нём Большой театр превысил свои нормы...
Пронин за старую гвардию, но более прогрессивный Филин, однако, выбрал его на роль своего помощника (как художественного руководителя). Они разошлись во мнениях относительно продвижения Филиным молодых танцоров, таких как Смирнова, и в том, что касается приверженности Филина к коммерческим предприятиям. Пронина не связывали с нападением, но в театре шушукаются у него за спиной. Его контракт в качестве исполнителя только что истек, и, как и контракт Цискаридзе, он не будет продлен. Он не откликнулся на мою просьбу об интервью.
Филин только что перенёс 18-операцию на глаза в университетской клинике в Аахене. Последняя процедура трансплантации ткани продолжалась пять часов, в течении которых, как сообщила в Facebook его жена, ему снилось, что он снова может видеть. Он проснулся от боли, с заклееными глазами. Ещё есть надежда на то, что удастся спасти левый глаз, но правый вызывает серьезные опасения.
*
Выступая перед журналистами ранней весной и говоря о Дмитриченко, Филин бросил тень на других. Он намекнул, что Дмитриченко лишь один из того "узкого круга людей», которые стремились вынудить его уйти в отставку, прибегая к крайнему насилию. Иксанов тоже намекал на то, что «кукловод» все ещё на свободе. А адвокат Филина Татьяна Стукалова заявила по телевидению, что Дмитриченко действовал не в одиночку: кто-то «дал разрешение» совершить нападение. Однако, она отказалась называть имена под давлением нервного интервьюера. «Я думаю, что это вопрос к следователям». Пауза. «Может быть, мы так никогда ничего и не узнаем».
В апреле я задал ей вопрос по электронной почте о том, что она думает об освещении этого преступления. «Я считаю, что средства массовой информации должны уделять этому вопросу столько внимания, сколько уделяют, поскольку сам по себе инцидент - сенсационный», - написала она. «Я думаю, что когда такие трагедии происходят со знаменитостями... пресса обязана информировать граждан о результатах... Тот факт, что преступление освещается, должно служить тому, что вместе с наказанием, которое понесут подозреваемые, это послужит предупреждением тем, кто собирается совершить подобное правонарушение в будущем». По словам Стукаловой, сотрудники Большого узнали об аресте Дмитриченко из средств массовой информации. Однако Лунькина слышала, что Стукалова объявила эту новость еще и лично сама, собрав вместе кордебалет, корифеев и солистов. Говорят, она тогда сказала, что все артисты должны придерживаться той линии, что они рады, что этот кошмар скоро закончится.
Вечером после прошедшей во враждебной обстановке пресс-конференции Иксанова о «Весне священной» в Москве выступал Пермский балет. Труппа исполняла комический балет Сергея Прокофьева «Семь скоморохов» в малом Эрмитажном театре, на расстоянии получаса ходьбы от Большого театра. Муж Новиковой не смог туда попасть, так что я взял его билет. Друзья и коллеги встречали Новикову как героиню, дразня её «счастливой» жизнью, которую она должно быть ведёт. Кто-то предложил снять фильм о Большом театре. Новикова засмеялась и согласилась с тем, что в последних событиях вокруг Большого театра есть всё, о чем мечтают голливудские сценаристы. «Давайте это сделаем, давайте хоть немного на этом заработаем»,- сказала взволнованно Новикова, обращаясь ко мне.