Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » "Полета вольное упорство"


"Полета вольное упорство"

Сообщений 1 страница 30 из 56

1

Мы все очень любим Николая Максимовича Цискаридзе  за его огромный талант и гражданское мужество. Но мы не можем в полной мере оценить его человеческие качества. Просто потому, что мы незнакомы с  ним лично. Видим только ту часть его личности, которую сам Николай Максимович показывает нам со сцены и с экранов телевизоров.
А есть счастливые люди, которые знают его, долгие годы дружат и работают рядом с ним. Интересно узнать, каким видят его близкие ему люди.
Например, прекрасная Елена Андриенко. Единственная из его коллег-балетных, которая осмелилась высказаться в прессе против несправледливого и оскорбительного увольнения, без сомнения, выдающегося артиста.
Перед вами глава, которую Елена Андриенко написала для книги о Николае Цискаридзе «Полета вольное упорство». Очень хороший и трогательный текст.

«НАШИ СУДЬБЫ УДИВИТЕЛЬНО ПЕРЕПЛЕЛИСЬ»

      Наши с Колей судьбы как-то удивительно переплелись: я перевелась в Москву из Киевского хореографического училища, а Коля – из Тбилисского. Он был первым человеком, с кем я познакомилась в Москве из балетных, а я. Кажется, была таким человеком для него. И с тех пор мы дружим. В школе мы иногда виделись, хотя учились в разных классах, потом пришли в театр, сначала я, потом – Коля. У нас было много совместной работы, мы и теперь вместе работаем: он ведет класс Марины Тимофеевны Семеновой, а я его посещаю. Это осталось традицией и желанием ее учеников, чтобы наш класс существовал.
      Когда приходишь в зал на репетицию, каждый раз будто начинаешь с нуля. Бывает, наступает момент предельной усталости: у тебя что-то не получается, и надо это преодолеть. И тут очень важно, понимает ли тебя партнер с полувзгляда, полужеста. А иногда, чтобы подбодрить, нужно сказать ему что-то, найти подходящие слова. Когда мы репетировали с Колей «Паганини», у нас никак не получалась очень сложная поддержка. Он должен был меня сильно раскрутить через голову, сделать сложный выверт на вытянутых руках, а потом поймать. То есть, сделать перехват с наклоненной головой, практически не глядя. Времени до генеральной репетиции оставалось совсем немного, а перехват все не получался, и тут я ему что-то резкое сказала: все уже, соберись, это последний шанс!  И как ни странно это подействовало. В итоге на сцене он сделал все идеально, и можно было подумать, будто у нас все всегда получалось.
       Мы с ним никогда друг на друга не обижаемся, хотя ни раз бывало так, что или я ему или он мне говорили что-то такое: ну соберись же! – А ты мне помоги! – А ты соберись! Мы ведь обязаны все отработать в зале, без этого нельзя выйти на сцену. Случаются, наверное, чудеса, но Коля никогда такого не допускает, он никогда не выходит на сцену неподготовленным.
       У мужчин очень сложные партии с прыжками, турами, и это отдельное время: сначала репетируют сольные фрагменты, потом уже – с партнершей, а после все соединяют. У каждого танцовщика по-своему, но репетировать обычно начинают заблаговременно, чтобы все легло в тело, все движения, все жесты, чтобы пропустить это через себя, продумать. Ведь надо еще работать над образом, жить в этой партии. И тут очень важно, когда партнер тебя видит, реагирует на каждый твой жест, каждый взгляд.
     Коля очень внимательный. Он никогда не придет в зал, чтобы просто выполнять какие-то движения, не будет безразличным, и он всегда выкладывается на сто процентов. К репетиции и сам подходит серьезно, и тебе не даст провести ее формально. Он будет работать очень тщательно, точно так же, как это было, когда он только начинал свою балетную карьеру. Выскажет тебе какие-то пожелания, если ты что-то не так сделала, о чем-то попросит. И будет повторять движения столько раз, сколько тебе нужно, несмотря на то, что очень занят, у него большой репертуар и много других репетиций.
     Я уже танцевала «Легенду о любви», когда Коля вводился в этот спектакль. В один прекрасный день я подошла к расписанию и увидела, что у меня с ним выписана репетиция на три часа. Это очень много. Репетируют обычно час-полтора, максимум – два. Потом  перерыв и иногда еще одна репетиция. А тут три часа без перерыва!  Я его встретила в коридоре и сказала: «Ты с ума сошел, три часа на «Легенду о любви». Там сложнейшее адажио, даже час трудно продержаться. Он мне говорит: «Ты знаешь, у меня премьера, для меня это очень важно».
    Я почти не сомневалась, что три часа репетиции Коля не выдержит. Он тогда был худенький, и это была его первая большая партия. Ребята, которые ее танцевали, были уже мастерами, и даже для них эта работа была очень сложной. Больше, чем полтора часа – когда меня вводили в спектакль – они не выдерживали.  И какой же для меня был шок, когда все три часа мы с Колей отработали! Я выползла тогда из зала и взмолилась:»Коля, я тебя очень прошу, больше на три часа не пиши, ты выдержишь – я не выдержу!» Наши мучения были не напрасны. Колина премьера прошла с большим успехом, а воспоминания об этой работе у обоих остались очень хорошие и трогательные.
     Еще в «Легенде» был смешной случай.  Там есть одна поддержка, когда я на колене, одна нога поднята, а Коля в этот момент меня придерживает, находясь тоже на колене, полуприсев, и он должен ко мне красиво прижаться. Любовное адажио. Мы никак не могли приладиться друг к другу. С нами репетировала Марина Тимофеевна. Она все пыталась нам подсказать, как лучше: поверни голову так, эдак, так прижми. Но поддержака не получалась. Наконец она сказала:» Все, вы мне надоели! Тычетесь  друг в друга так неуклюже! Идите отсюда, чтоб я вас больше не видела! Дома тренируйтесь!» Мы все трое потом очень смеялись. Марина Тимофеевна прекрасно умела разрядить обстановку, когда видела, что что-то не получается и нужно оставить, выдохнуть, а на следующий день начать с новыми силами.
    Коля вводил меня в «Щелкунчик», потом мы с ним танцевали премьеру «Паганини».  Коля же привел меня к Марине Тимофеевне.  Я была тогда в другом классе у другого педагога, но он мне сказал:»Приходи к Марине Тимофеевне, сама увидишь, она  уникальна». Я спросила разрешения, и Марина Тимофеевна позволила мне к ней ходить. У нее был очень сложный класс. Например, там делали восемь батманов крестом подряд, в быстром темпе. Когда я впервые с этим столкнулась, я, оторопев, встала на две ноги, повернулась к Коле, который уже знал, как свое тело собрать, и стала смотреть, как же остальные это движение выполняют.
    Классы Марины Тимофеевны дали нам силу, выносливость, умение владеть своим телом, своими ногами. Я считаю, что Марина Тимофеевна – человек планетарного масштаба.  Таких, как она , очень мало. Прекрасная балерина ( которую, правда, нам не довелось видеть на сцене), она была еще и превосходным педагогом и уникальным человеком. Это редкое сочетание.
    Марина Тимофеевна не с каждым стала бы работать. Ей нужны были сильные характеры. Она привыкла иметь дело с теми, кто вынесет сложную нагрузку, не будет ныть, плакать, будет держаться, а если она заставит сто раз повторить одно и то же движение, не повернется и не уйдет. Марина Тимофеевна – человек-легенда, но она была не только нашим педагогом, она нам всегда помогала и в жизни. Не так уж редко встречаются у артистов поводы для огорчений: что-то не вышло, тебе не дали партию, о которой ты мечтал, да и личные проблемы… Она не давала нам раскисать и поддерживала, она сразу видела, что что-то не так. Она могла дать совет, который даст только мама. У Марины Тимофеевны прекрасная семья, которую она очень любила, дочь, внуки, правнуки. Но и на нас на всех у нее хватало времени и сил. У нее была непростая жизнь, но она всегда говорила: « Жизнь продолжается, ты должен ее любить, жить дальше и прожить достойно, какие бы ни выпали трудности. Ну а если упал – сразу вставай и иди».
     Не все, конечно, у нее оставались: кое-кто не выдерживал, не мог даже в классе работать, не то что репетировать, ведь требования у Марины Тимофеевны были очень высоки. Но те, кто остались, вспоминают ее теперь на каждом классе.
    Как-то мы шли с Мариной Тимофеевной после репетиции. Я очень устала и еле шла, и она сделала мне замечание: «Что ты тащишься, посмотри, сколько мне лет, а сколько тебе!» А я и говорю: «Да что вы, Марина Тимофеевна , мы до ваших лет не доживем!» Она возмущенно повернулась ко мне: «Еще как доживете! Я вас всех заразила!» И я знаю, что это так: она нас всех заразила – желанием творчества, беззаветной любовью к работе.
    Мои и Колины первые гастроли были в Англии, когда мы выступали в Альберт-холле. Там шли сюиты из балетов Юрия Николаевича Григоровича, их было очень много, и мы все были заняты в разных партиях. У Коли тогда была первая сольная роль Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Это самое начало его творчества.
    У нас с ним остались от той поездки очень смешные  фотографии, сделанные в Музее мадам Тюссо. Суточные были небольшие, ведь мы оба были артистами кордебалета, - а нам хотелось все увидеть. Мы обошли все доступные музеи, побывали в Ковент-Гардене на «Спящей красавице»: купили билеты на галерку. Танцевал Ирек Мухаммедов, в прошлом танцовщик Большого театра, уехавший на Запад, это была премьера, и мы на нее попали.
    Нам все было интересно. Кто-то ходил за покупками, кто-то, может, уже был в Лондоне, и потому не особенно стремился что-то в этот раз посмотреть. В холле нашей гостиницы висели листки с указанием экскурсий, на которые артисты могли записаться. И там, где значились музеи, стояли практически только наши фамилии, ну, может, еще две-три других. В Лондоне страшнейшие пробки, пока доедешь из одного конца города в другой, естественно, потеряешь много времени. А нам нужно было объять необъятное, побывать в музеях и в картинной галерее, а это все в разных концах. От Альберт-холла до отеля «Хилтон», где мы остановились , нас возили на автобусе. Но оттуда до Национального музея на Трафальгарской площади было совсем близко. Так что мы в отель вместе со всеми не возвращались. Такси стоило дорого, три-четыре фунта, для нас огромные деньги, но нам так нужно было все успеть, что практически все свои суточные мы потратили на такси и входные билеты в музеи.
     Мы с Колей любим вспоминать эти гастроли. И как шокировали остальных своими поездками на такси,  и как много всего смогли тогда увидеть. Однажды мы долго гуляли, буквально все ноги исходили, у нас ведь еще и репетиций было много, и вот мы сели в пиццерии напротив «Харродса», очень дорогого магазина, куда тоже заглянули, чтобы удостовериться, что нам все не по карману. Пришли мы в эту пиццерию, сели, а Коля говорит: «Через много лет мы будем с тобой вспоминать, как тут сидели, без ног  и без денег». И еще пообещал купить себе остров и пригласить в гости меня.
     Коля много читает, с ним интересно, он может на любой вопрос ответить. И если чего-то вдруг не знает, так и скажет.  А вообще, по эрудиции  он многим может дать фору. Это, кстати, и на сцене видно, - его внутренняя наполненность.
     Сейчас уже странно вспоминать, как сложно нам было в те времена, когда мы учились и когда начали работать в Большом театре. Везде всего не хватало, и все было проблемой, в том числе балетные трико, купальники. Первый мой купальник для поступления в училище мне сделала из мужской майки одна знакомая: невозможно было купить в магазине подходящий материал. Сложно было достать балетки, пуанты. Мы свои балетки постоянко штопали, а еще заливали лаком для волос «Прелесть», который создавал эффект твердости, когда носок уже разбивался. У меня бывало, еще в училище, что я по два месяца занималась в одной паре, не могла часто новые покупать.   Мы получали стипендию, хорошо учились, потому что понимали: без стипендии не проживешь. Мы не могли себе позволить расслабляться, много ездили со школою, выступали, а суточные откладывали, чтобы купить лишню пару балетной обуви или хитончик сшить к экзамену. Мама меня тоже одна воспитывала, так что мы с Колей понимали, что никто за нас ничего не сделает и всего в этой жизни мы должны добиваться сами.
     Перед началом занятий Марина Тимофеевна  всегда всех ждала, она понимала, как можно устать после спектакля, она вообще все понимала и никогда не забывала, как сама была артисткой, а потому мы знали, что минут на десять можно на класс опоздать. Бывало, ты еще в пальто, а Марина Тимофеевна уже идет в класс, всегда бодрым шагом. Кричишь: «Марина Тимофеевна! Я бегу!» А она: «Не беги, мы тебя подождем». Это нехорошо, я знаю, но ничего не могу с собой поделать: у меня и теперь иногда получается , что я опаздываю, и Коля без меня не начинает, и я ему за это благодарна. Бывает даже, что просплю. Пишу ему эсэмэску: так, мол, и так, проспала.Он в ответ: прогульщица – и много-много восклицательных знаков. А потом, вдогонку, получаю: «Спи-спи, моя мармулеточка». Вроде поругал – и тут же простил. Я эти эсэмэски в телефоне не стираю.
     Коля терпеть не может пафос и не любит, когда кто-то пафосно говорит. Но я не могу об этом не сказать. Когда получаешь травму, у тебя как будто жизнь заканчивается, и ты не знаешь, что дальше, выйдешь ты из этого или нет. Когда я получила травму, его в России не было, он сам восстанавливался после травмы в Биаррице. Меня в больницу прямо со спектакля увезли. И вот я там на костылях, а мне звонок.  Коля. Как он узнал? Я никому ничего не говорила, а он один из первых позвонил. Я знала, где он, но так удивилась, что спросила: ты откуда? А он: если тебе что-то нужно, ты скажи, от меня придет человек и поможет. Если нужны деньги на операцию – он принесет деньги. Меня это так тронуло! Ведь он сам был тогда в тяжелейшем положении. В такие моменты рядом остаются только лучшие друзья.
     Мы с Колей танцювали «Щелкунчик» через год после его травмы. На репетиции поднимать он меня поднимал, но танцевать… Я видела, как ему трудно: все время боль, все время страх. И видела, как он это превозмогал. Честно говоря, время от времени я отворачивалась к станку, боялась на него смотреть. И думала: господи, как же он будет танцевать? Спектакль-то уже скоро. И вот на спектакле, после адажио, я стою, дышу, у меня тяжелая вариация, и я смотрю, как он вышел. А он собрался, перемотал колено, вышел и станцевал так, как будно ничего не было, - и никто не мог заметить, как ему тяжело, даже я. Он настоящий боец.

0

2

Твенти, спасибо, очень тронули воспоминания Елены Андриенко о Николае Максимовиче.

0

3

Очень давно мечтаю купить эту книгу и вторую тоже: "Мгновения". Но я живу на Украине и у нас купить российскую книгу, а тем более по такой специализации как о балете практически невозможно. Издательство "Театралис"  продает эти книги за ределы России наложенным платежом? Или как с ними связаться? Я попрошу московских знакомых их купить и мне выслать.

0

4

Tamara, книжку можно заказать на сайте издательства "Театралис" : http://www.teatralis.ru/.
Там и условия оплаты и доставки можно посмотреть. На Украину, к сожалению, не шлют. Я сама московских друзей просила.

0

5

Удивительный Борис Яковлевич Эйфман о Николае Цискаридзе.

«НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ В ИЗВЕСТНОМ»

http://s5.uploads.ru/t/AgDwz.jpg

        Идея постановки «Демона» появилась у Николая задолго до того, как возник проект «Короли танца». Он не раз обращался ко мне с просьбой поставить для него балет на эту тему, но занятость в своем театре не давала мне ни малейшей возможности задуматься о чем-то ином. Создание нового репетруара, забота о сохранении профессионального уровня труппы , ее репутации – это большая ежедневная работа. Невозможно было ее оставить  и заняться другим проектом, даже очень для меня интересным. Но так получилось, что Сергей Данилян, готовивший вторую программу «Королей танца», предложил мне сделать для Цискаридзе «Демона». Тут совпало и желание Сергея и давняя мечта Николая. Меня же интересовала не столько идея «Демона»,  сколько метаморфоза перехода светлого начала человека в темное, то есть вечная борьба добра и зла и процесс превращения падшего ангела в демона.  Этот процесс представлял для меня наибольший интерес,  поэтому я отказался от законченного образа Демона, известного нам по Лермонтову и Врубелю, и назвал этот маленький балет «Падший ангел». Мы с Николаем договорились, что если совместная работа будет взаимно удовлетворять обе стороны, мы ее продолжим, а если нет – остановим.  Мне кажется, такое решение было абсолютно верным. Николай очень требователен к себе и другим, он не идет в своем творчестве на компромиссы. Когда работа делается для него, с учетом его индивидуальности, она должна соответствовать не только его физическим данным, но и его художественным критериям.  К взаимной радости, Николаю понравились наши первые репетиции, хотя работали мы довольно много, потому что процесс подготовки номера оказался совсем не простым. Я предложил Николаю хореографический материал, который был  ему непривычен и неудобен, и вхождение в этот материал было трудным. К таким канонам он не привык, и тело сопротивлялось  «неправильным» положениям, которые ему приходилось принимать.
        Николай обладает блестящей выучкой и координацией движений с  точки зрения русской классической школы. Здесь же все немного смещалось, а  сдвинуться с вертикали классического танца, как оказалось, совсем не просто.  Но трудности он преодолевал очень достойно.
        Меня поражало и радовало то, что с его стороны была огромная тяга познать, открыть в себе  что-то новое. Бренд «Николай Цискаридзе» известен, и у каждого возникают определенные ассоциации с тем, что за ним стоит. А в этой работе и мне, и главное – Николаю, хотелось открыть  что-то неизведанное и найти неизвестное в известном. И результат, я считаю, получился достойный. Несмотря на сложности, сопутствовавшие работе, для меня она была захватывающе интересной, потому что я впервые  сочинял новую хореографию для танцовщика  такого высочайшего профессионального уровня, не работающего в моей труппе.
         Я несколько раз менял поставленный текст, вплоть до премьеры.  И более того – после премьеры тоже менял!  Надо отдать должное терпению Николая, который, выучив очередную версию, соглашался на новые редакции хореографии. Ведь когда привыкаешь к определенной координации, чередованию движений, а потом нужно все снова менять, это заставляет напрягаться.
        В каждом танцовщике есть своя искра Божья, и он представляет собой особый пластический  и эмоциональный мир. Поэтому, когда «натягиваешь» свою пластическую форму на яркую индивидуальность артиста, требуется определенная адаптация.
        Я никогда не заставлю артиста «разбиваться в лепешку», чтобы преодолеть то, что у него не получается. Мне легче найти хореографический синоним, который будет более органичен его физиологии, если это не идет вразрез с моей концепцией, моим представлением об образе, не меняет стилистику хореографии. Я не цепляюсь за отдельное движение, главное для меня – сохранить суть хореографической идеи.
       Николай – абсолютно профессиональный артист,  требовательный к себе и с огромным уважением относящийся к хореографу. Поэтому он не позволял себе ни на йоту отступить от предложенной хореографии. Что очень выгодно отличает его от многих других коллег. Он никогда не позволял себе ничего подобного! Инициатива что-то изменить всегда исходила от меня.
        Сначала мы показали номер на гала-концерте в Коста-Месе в Калифорнии в 2009 году, затем начались гастроли проекта «Короли танца» в Москве, Петербурге и других городах России и Прибалтики. Когда я делал калифорнийскую редакцию, я был еше осторожен в реализации своих идей, а потом, когда лучше узнал возможности Николая, мне захотелось их еще больше усилить, развить и усовершенствовать. Если бы я заполучил Цискаридзе еще на неделю, я сделал бы этот балет еще совершеннее, потому что, как танцовщик, Николай, бесспорно, талантливейший материал, но чем больше с ним работаешь, тем больше хочется его развивать, дополнять идеями, раскрывать потенциал, который в нем заложен и который ты не можешь раскрыть в одночасье. Ты все время находишь в нем новые тайники. И когда эти тайники вдруг открывались  в процессе работы, я часто ловил себя на мысли: «Ах, черт, я вот это не успел, а вон то не заметил…» Но это естественно, потому что когда  впервые работаешь с артистом, тем более с таким, не раскрытым до конца, невозможно реализовать все свои идеи. Я очень надеюсь, что наши пути когда-нибудь пересекутся, мы продолжим нашу работу, и она сможет принести еще больший творческий результат.
        Николай Цискаридзе – это человек, который, с одной стороны, очень успешен, а с другой – быть может, один из немногих в мире, кто понимает, что такое настоящий классический балет, и ратует за него. Многие его публичные выступления  порождают кривотолки, и мне горько это видеть.  Когда он танцует – все его понимают, когда говорит – все не так однозначно.  Я, например, понимаю его абсолютно, поскольку то, что он говорит, мне очень близко. Понятно, что это может кому-то не нравиться, потому что он говорит правду. Правду сегодня не только не принято говорить, ее разучились слышать!  Высказывания Николая, касающиеся положения дел  в сегодняшнем балете  не являются следствием его стремления к фрондированию или желания кого-то обидеть. Это боль, искренняя боль за состояние балетного искусства  как в России, так и в мире. Я не рассматриваю сегодня  Россию отдельно от мирового процесса. Да, у нас своя специфика, свои исторические традиции, но проблема состояния балетного искусства общемировая. И существуют всего несколько человек, которым больно видеть то, что происходит в балетном мире, и Николай – один из таких рупоров, которые говорят открыто, честно, а главное – абсолютно профессионально.  В его интервью нет ничего ложного, ничего лишнего, он говорит очень четко и по делу. Более того, Николай – тот человек, который старается сохранить связь времен, сохранить традиции, полученные им из первых рук  - от Семеновой и Улановой – из рук великих балерин и великих педагогов, ту культуру балетного театра, которая сохранилась со времен Петипа и бережно развивалась в советском балете,  в лучших его проявлениях.
        Пока живы люди из старшего поколения, необходимо предоставить им возможность передать свой опыт новой плеяде танцовщиков. К сожалению, на наших глазах храм, который воздвигли наши великие предшественники, разрушается. Проникшие сегодня в театр  цинизм , пошлость, коммерция, прагматизм уничтожают само понятие искусства балета. Профессиональная и гражданская позиция Цискаридзе мне в этом смысле  понятна и близка.
        Только недалекие люди могут видеть в его высказываниях озлобленность  или несдержанность.  Напротив! Он напоминает мне того ребенка, который  кричит: «А король-то голый!».
        Да, это бесстрашие ребенка – чистого ребенка, который все видит  и не научился еще цинизму конформизма.
        Люди, обладающие такой особой творческой структурой, люди беспокойные, перфекционисты от искусства, сегодня заслуживают уважения и признательности.
        В нашей педагогике сегодня напрочь отсутствует понятие качества результата, а обучение подменяется вялотекущим процессом, который доходит уже до непотребной черты падения качества. Именно об этом и говорит Николай, потому что он это видит. Я тоже это вижу и считаю, что в этом заключается одна из главных проблем нашего театра. Почему сегодня ведущие театры нашей страны не имеют творческих лидеров? Потому что деградация начинается уже в школьных стенах, где производится подмена качеств, свойственных творческой личности, понятиями современного обывателя.
         Балет, как искусство передачи эмоции через движение очень близок русским людям и русской нации в целом. Это стало очевидно еще в эпоху Пушкина, и именно поэтому, получив такое наследие, мы его в ХХ веке не растеряли, а наоборот – сумели дополнить и развить отечественными шедеврами своего времени. Но сегодня мы как будто делаем все для того, чтобы разрушить то, что имеем. Почему мы разрушаем? Потому что и критики, и некоторые профессионалы нам внушают, что, живя за железным занавесом, мы что-то упустили. Этот комплекс неполноценности гнетет и артистов балета, и критиков, и хореографов. В начале девяностых, возможно, и было такое ощущение. Но занавес рухнул, мы увидели, что было за ним скрыто, и оказалось, что мы, напротив, сохранили что-то очень важное. За время изоляции произошла концентрация русского балетного искусства на базе его собственного потенциала – духовного, исторического, культурного, профессионального. И эта концентрация дала мощное развитие советского балета, который покорил весь мир.
        Чем же сегодня мы можем покорить мир? Я не говорю о своей труппе, которая уже четвертое десятилетие работает над созданием нового балетного репертуара современной России. Но что мы имеем сегодня в репертуаре наших театров? Чем удивляем? Обладающие мощнейшим потенциалом наши ведущие труппы осваивают сегодня репертуар мирового современного балета. Взаимосвязь культур необходима. Все это замечательно, если бы параллельно стимулировались и создавались отечественные спектакли, не реанимированные, а новые, современные.
         Еще одно поколение – и от нашего балет останется только легенда. Это проблема чрезвычайно серьезная! Николай Цискаридзе сегодня один из тех немногих, кого она волнует и кто пытается идти «против течения».

Отредактировано Твенти (2013-09-03 23:19:47)

0

6

Твенти, огромное спасибо Вам за эти фрагменты из книги. Прочитал их с огромным удовольствием.
Это счастье, что именно так говорят о нем люди, хорошо его знающие. Это так важно!

0

7

Эрнст, Вам спасибо, что разделили со мной удовольствие от чтения. Мне тоже показалось очень важным, что такие теплые слова о нем говорят люди не просто талантливые и знаменитые, но и лично знающие, работающие с ним.
А то чинуши, бюрократы и купленная пресса создают образ скандальной, капризной звезды. А это ведь совсем не так.

0

8

Твенти, какая же вы молодец! Огромное вам спасибо и Елене Андриенко за эти заметки. После чтения, еще яснее становится, что против Николая Максимовича ведется планомерная информационная война, травля,по-русски говоря.

0

9

Милена, Вам спасибо, что читаете. :) Хочется, чтобы как можно больше людей прочли эти статьи и увидели настоящего Николая Максимовича. А не поверхностный образ, растиражированный равнодушными СМИ.

0

10

Небольшое видео о работе Б.Эйфмана с Николаем при постановке номера "Падший ангел"

0

11

Селена, спасибо огромное! Я очень люблю видео, снятое в реп.зале или из-за кулис. :) Ах, мечта. Если бы Борис Яковлевич поставил для НМ полноценный балет.

0

12

А у меня мечта поскромнее - увидеть хотя бы в записи "Падшего ангела",  :)
Может кто-нибудь даст ссылку (если это видео есть в и-нете). Сама найти не могу.

Спасибо всем за ссылки на видео, на статьи.

0

13

:) Спасибо. Перечитываю

0

14

"Падший ангел" Бориса Эйфмана

http://www.tsiskaridze.com/press/2009/2009-06-18.jpg

В самом конце мая Театр Бориса Эйфмана показал новый балет "Онегин". Но надо отметить еще одну работу, недавно законченную хореографом: к концу сезона Эйфман сочинил хореографическую миниатюру, во многих отношениях для него необычную: "Падший ангел" (на музыку Джиа Канчелли и Самюэля Барбера). В кругу интересующих Эйфмана философских проблем эта тема нова, хотя и создана в типичном для художника приподнято-романтическом стиле. Кроме того, хореограф впервые поставил концертный номер для премьера другого театра - Николая Цискаридзе (Большой театр), который никогда раньше с театром Эйфмана не выступал.

Номер этот нужно бы назвать развернутым монологом или небольшим одноактным балетом. Он отчетливо делится на три части: бунт Ангела в раю, низвержение Ангела и превращение его в Демона.

"Генеалогия" демонов уходит вглубь древнегреческих мифов, в раннем христианстве появилось понятие о демонах, как ангелах, низверженных вместе с сатаной из рая на землю. Эйфман следует за Лермонтовым и романтизирует одинокого бунтаря, "духа изгнанья".

Когда открывается занавес, зритель видит мужскую фигуру, стоящую посреди сцены спиной к залу, - Ангел смотрит в огненно-красную даль, где полыхают молнии. Затем следует монолог Ангела. В стремительных прыжках-полетах он как будто рассекает пространство, бунтуя и гневаясь. То вдруг взлетает вверх, вскинув руки, и парит на фоне полыхающей бездны: одна нога вытянута вбок, другая подогнута, руки изгибаются, как будто в них нет костей. Даже разглядывая собственную фотографию, я не могу понять, как Цискаридзе удается создать такую иллюзию "зависания" в воздухе внеземного существа.

Выплеснув свой гнев, Ангел замирает, закинув голову и воздев руки, как будто вызывая кого-то на поединок. Но вместо ответа черный занавес падает на бунтаря, придавливая его к земле. Танцовщик лежит несколько секунд неподвижно, раскинув, как перебитые крылья, "плети изломанных рук" (А.Блок). Блестяще придумана и блестяще исполнена эта сцена низвержения Ангела!

Уходит вверх черный занавес, красный задник (скорее всего - ад, который в раздумье созерцал в начале Ангел) сменяется синим, - там сияет небо, откуда изгнан бунтарь.

Тело Ангела постепенно наполняется жизнью, он пробует расправить крылья, пробует взлететь... Поза танцовщика в аттитюде с наклоненным вниз торсом и опущенной головой, но поднятыми вверх полусогнутыми руками-крыльями действительно трагична. Иногда Ангел, не меняя позы, дерзко вскидывает голову, но взлететь не может.

Ангел тянется к небу, как бы взывая о пощаде. Но небо безмолвно. Отвергнувший добро, неизбежно попадает во власть зла. Вновь обретенная возможность летать (серия стремительных прыжков-жете) - последний бунт Ангела, на этот раз - против душевной трансформации, которую он в себе ощущает. Затем следует мистическая сцена огромного эмоционального напряжения. Влекомый неизвестной силой, которой сам страшится, Ангел постепенно приближается к передней правой кулисе и на секунду исчезает в ней. Затем выползает, почти закутанный полностью черной материей, которая тащится за ним из кулис: черный мрак стелется за падшим ангелом, и только безумный глаз горит на еще видимой части лица, да в складках мрака угадывается перебитое при падении крыло.

Синий задник опять сменяется красным, красный свет ложится и на пол сцены. Теперь Ангел всецело принадлежит адскому миру. Тщетно пытается он оторвать от себя черный плащ, который, в конце концов, окутывает его с головы до ног. Черный монолит застывает посреди сцены: Ангел превратился в Демона.

Эйфман, как всегда, ищет в движении, в пластике, в самом мгновенном движении рук наиточнейшего выражения душевных страстей героя. И в данном случае хореограф нашел в лице Цискаридзе не только идеального исполнителя, но танцовщик, как будто слившись с ролью, кажется соавтором этой мрачной романтической поэмы о падшем ангеле, о его дерзком бунте и трагическом одиночестве.

Нина Аловерт, фото автора,
"Русский базар" №25(687) 18 - 24 июня 2009 года

0

15

Падший ангел. Еще один маленький фрагмент из новостей, апрель 2009.

0

16

Спасибо. Жаль, что нет фрагментов побольше.

0

17

Tamara,  посмотрите здесь knigolub.kiev.ua/index.php?productID=6948

0

18

Я так рада,вчера получила книгу "Полета вольное упорство",спасибо за информацию-очень быстро и не дорого,а книга...я в восторге.Столько материала,не могу оторваться.

0

19

А.tatyana, поздравляю! Книжка и в самом деле очень хороша.:)

0

20

Клемент Крисп (один из самых авторитетных балетных критиков Великобритании, обозреватель Financial Times)

«Экзотический танцовщик»

        Николай Цискаридзе – экзотический танцовщик. Что я вкладываю в это понятие? Экстравагантность, необычность, что-то, возможно, барочное и даже необузданное. Если бы я ограничился этими эпитетами  в попытке найти подходящие слова, характеризующие Николая Цискаридзе как исполнителя, они не включили бы в себя нечно иное – и,пожалуй, самое главное, - его актерскую одаренность и ярко выраженную индивидуальность классического танцовщика. Как и некоторые другие танцовщики, которых я имел честь видеть на сцене. Николай обладает идеальной академической формой и способностью точно дозировать свои эмоции, и это огромный плюс. Когда говорю об этом, мне вспоминается Серж Лифарь, который своим сценическим обаянием был отчасти обязан прекрасной классической подготовке (и блестящим идеям своих неоклассических постановок), благодаря чему его живой темперамент, его эмоциональность и актерская мощь всегда подчинялись четким законам безупречной балетной выучки, полученой у Чекетти. Впоследствии актерские и профессиональные навыки Лифаря  получили развитие в его занятиях под руководством Пьера Владимирова, с которым он разучивал некоторые партии из репертуара Мариинского театра, и особенно партию Альберта в «Жизели». Меня уже давно не покидает мысль, что Цискаридзе изумительно выглядел бы в лифаревском «Икаре», исполнение которого самим Лифарем – его пылающий и трагический Икар – до сих пор будоражит мою память. В некоторых балетах интерпретации ролей, предложенные Николаем, привлекают внимание именно этим органичным сценическим сосуществованием академической традиции и кипучего темперамента. Я с особым чувством вспоминаю его Солора в «Баядерке», где соединение именно этих двух составляющих позволяет ему передать самые тонкие грани метущейся души героя. Цискаридзе создает образ этого персонажа, окрашивая свой танец ярчайшей палитрой душевных переживаний, и наряду с этим придает ему четкую и законченную форму благодаря своей превосходной классической выучке.
       В той невыносимой бессмыслице, которая сегодня насмешливо называется фокинской «Шехерезадрй», в форменном хаосе с нарочитым акцентом на кричащей экзотике, который спасает от хохота в зале лишь сила актерского и исполнительского таланта  главных персонажей, Цискаридзе мудро и верно решил для себя, что нет более успешного пути, чем пуститься в крайности. Окруженный эмоциональным неправдоподобием происходящего, полуправдой танцевального текста и сценического оформления, танцовщик в усыпанном драгоценностями костюме ураганом проносится по сцене, слагая свой удивительный танец из обольстительных поз, выразительных жестов и пантерообразных прыжков.  Он внятно рассказывает нам о том, что на сцене – чистейшее сумасбродство, и он знает, что это абсурд, однако заставляет  нас восхищаться собой и наслаждаться его безудержным танцем. На один вечер это нелепое старое привидение оживает, становится совершенно реальным и захватывающим.
       Совсем иную актерскую трактовку предлагает Цискаридзе в «Пиковой даме», которую Ролан Пети поставил на него в Большом театре в Москве.  В танце и темпераменте Цискаридзе  Пети разлядел все тот же эмоциональный накал  и те же животные импульсы, которые неумолимо несут Германна к трагедии. В более ранней одноименной постановке, созданной Пети в Париже для Михаила Барышникова и радикальным образом  отличавшейся от последующей, Германн был, конечно, в той же мере подвержен душевным метаниям и преследуем навязчивыми мыслями, но в некотором смысле больше склонен к раздумьям и самоанализу. У Цискаридзе, следующего за музыкой Чайковского, как за своеобразным музыкальным проводником, персонаж стал еще более мрачным и замкнутым и в еще большей мере истерзанным и одержимым.  Актерская трактовка и  исполнение Цискаридзе этой партии невероятно умны и наполнены осязаемым чувством приближения рокового конца героя: это портрет, написанный вспышками молний.
       Уже во время своего первого появления в Лондоне с балетом Большого театра Цискаридзе привлек наше внимание чистотой и яркостью своего танца, равно как и актерской игрой – он был великолепным Меркуцио в спектакле Григоровича «Ромео и Джульетта», а в чуть более позднем своем выступлении в «Рубинах»  огненным вихрем промчался сквозь баланчинскую  хореографию.
       Во всех работах Цискаридзе, которые я видел, он демонстрировал ту же живую всепоглощающую театральную мощь. Его талант танцовщика и актера заставляет зрительный зал безоговорочно ему верить.

0

21

Твенти, спасибо большое за статью. Клемент Крисп очень выразительно характеризует то сценическое чудо, имя которому - Николай Цискаридзе.

0

22

Селена, Вам спасибо.:) Грустно как-то без новостей.

0

23

Твенти, Вы  делаете замечательную тему. Вы молодец и умница. Спасибо Вам огромное. Замечательно, что Вы начали с Леночки. Она настоящий друг. Как ей теперь там живется?  Еще обратите внимание на очерки Леоновой и Чайковской, по-моему, и та и другая пишут, что у НМ такие физ. возможности, что танцевать он сможет еще очень долго. Можно было бы эти слова как-то выделить. Успехов Вам!

0

24

http://s4.uploads.ru/t/1vPYT.jpg

Елена Чайковская
«ОН МЕНЯ СРАЗУ ЗАВОРОЖИЛ»

Всю мою жизнь репертуар Большого театра – был мой. И когда Коля впервые появился там в «Золотом веке» он буквально поразил меня своей яркостью. Его было видно сразу, среди всех, несмотря на то, что вместе с ним на сцене были именитые танцоры. А он вышел, и его невозможно было не заметить.
Я видела его во всех ролях, фактически на моих глазах произошло его постепенное становление из артиста кордебалета в премьера. Это все равно что видеть, как человек растет и потом как будто взлетает. Для него характерно иное прочтение всех ролей, ни одну партию он не исполняет так, как это делали другие.
У него фантастически эффектная внешность, какая не всегда дается танцовщику. Его дар – красота, обжигающая энергетика. То есть помимо таланта внутреннего, он обладает еще и внешним.
Бог одарил его всем буквально: он неимоверно музыкален, необычайно. Его танец, его пластика неотделимы от музыки, и когда на него смотришь, даже не знаешь, что главнее, музыка, его тело или его пластика. Он обладает пластикой большого гордого животного – в моем представлении это пантера или тигр. На сцене он необыкновенно интересен, у него не бывает вымученных движений. Не устаешь удивляться природе его танца. И при этом ни с чем не сравнимому разнообразию амлуа.
У него всегда был прекрасный прыжок, прекрасный шаг. Вообще у него выучка серьезной школы, и он ее не только сохранил, но и развил.
Я его люблю, преклоняюсь перед его талантом и считаю особенно значительными его последние работы, когда он стал уже зрелым артистом. Не случайно он был приглашен в проект «Короли танца», не случайно именно его хотели видеть в этом проекте от России – одухотворенную танцующую личность. Ведь многие великолепные, выдающиеся танцоры отличаются исключительно техникой. Коля не таков.
Его индивидуальность абсолютно уникальна, и я уверена, он будет танцевать еще долго. Он удивительно умеет держать публику, когда он на сцене, на него смотришь не отводя глаз.
Когда я впервые его увидела, он уже был красавец, он меня сразу заворожил. И с тех пор я не устаю за ним следить, потому что он развивается, он интересен и разнообразен. Он везде разный: в «Королях танца», в потрясающих Дягилевских сезонах, в «Щелкунчике», «Баядерке», «Корсаре» - везде.
Впервые мы с Колей встретились на проекте «Танцы на льду», и я была покорена его эрудицией, тонкостью, воспитанием. В общении он так хорош, что скучаешь, когда долго его не видишь. Общение с ним для меня большая радость и честь.

«Любимый Коленька!!!
Я в Вас была влюблена заочно – Ваш талант, артистизм, сумасшедшее обаяние меня всегда покоряли. Но то, что я увидела при личной встрече, перечеркнуло все – Ваша доброжелательность, ум, интеллигентность, тонкость, ранимость и все же оптимизм. Спасибо за замечательное время. 11.10.2006 г. Е. Чайковская.»
Из книжки "Полета вольное упорство"

+1

25

Дорогая Твенти! Вы открыли прекрасную тему. У меня тоже нет этой книги. Только "Мгновения". Мне говорили, что Маша Александрова очень тепло написала о Николае. Не затруднит ли Вас поместить ее отзыв? Заранне благодарна.

0

26

Лилин, да, конечно, статью Маши помещу обязательно. Она, кстати говоря, совсем небольшая. Я даже удивилась несколько. Но зато там ответ НМ очень теплый. Все-таки, как бы там ни было, сколько бы его не пытались выказать скандалистом, интриганом, в каких-то главных вещах он очень надежный и хороший человек.
А можно Вам задать вопрос относительно "Мгновений"? Я тут почитала отзыв на Озоне, что качество фотографий местами не очень. Как Вам показалось? Дело в том, что книжка дорогая, и не очень хочется покупать кота в мешке.

0

27

Спасибо, Твенти за Александрову. А кто еще оставил воспоминания кроме Маши и двух Елен Андриенко и Чайковской?
Качестов фотографий "Мгновений" хорошее, но вот переплет не очень. Опасность, что рассыпется быстро. Я книгу купила на выставке фотографий Венсана Переса.

0

28

Лилин, спасибо большое за уточнение про "Мгновения". Буду думать. :)
Содержание мне было лень переписывать, отсканировать быстрее.

http://i59.fastpic.ru/big/2013/0916/a4/aa3ac5cf2fe2540b52d28bc65a0458a4.jpg

http://i58.fastpic.ru/big/2013/0916/0c/9a5baf250d9b7873434700ee749c660c.jpg

http://i60.fastpic.ru/big/2013/0916/4d/23553c2dd27983e7d52996644b3a784d.jpg

0

29

Я, "Мгновения" купила через OZON.ru. Доставили со склада из Москвы. Фотографии бесподобные... Формат большой, фото очень много! У кого нет - обязательно покупайте. Не пожалеете.  :no:  :love:

0

30

ВЕРА, спасибо большое. А то я отзыв прочитала и засомневалась немножко.

0


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » "Полета вольное упорство"