Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 45

Сообщений 421 страница 450 из 974

421

Спасибо, дорогая гксюша.

0

422

Большой театр, 22 января 2017 г., трансляция «Спящей красавицы».
Спектакль в целом понравился. После того разочарования, которое я испытал в Михайловском, меня, кажется, теперь устраивает даже пестрый пол Большого. Декорации, правда, очень красивые, но мне представляется, гигантские и искажают визуальное восприятие артистов. Очень понравился Семён Чудин, особенно в свадебном па-де-де. Особенно впечатлили легкие, высокие вращения с выбрасыванием в конце правой ноги вперед (уж не знаю, как называется по-научному сей хореографический элемент). Очень хорошо сидят на нем костюмы Дезире и вообще издалека похож на невинно убиенного Петра III. Это по поводу подходящих внешних данных для аристократических ролей.
Ольга Смирнова в заглавной партии Авроры ничем не расстроила и не восхитила с другой стороны. Всё на подобающем уровне – техника, пластика, внешность, но она из той породы многообещающих балерин, время от времени выпускающихся из стен Вагановки, которые на поверку не холодят, не греют и не вызывают большого душевного трепета. Категорически не понравился морковный корсет в первом действии, больше подходящий свои затрапезным видом для прислуги, чем для сказочной принцессы.
Лопаревич как исполнитель партии феи Карабос так и не вышел из комической роли Дон Кихота и все пытался у публики выжать смех, а между тем, это серьезная партия, несущая большую смысловую нагрузку в драматургии балета.
В основном дежурно кричала клака, публика не зажглась даже к концу спектакля. Небо и земля по сравнению с тем, что я испытал двумя неделями ранее в Мариинке на спектакле «Легенда о любви», о чем свидетельствуют мои ссылки выше на видео. Там публика разошлась, приветствовала артистов и кричала, как на футболе!
Но главной героиней трансляции без всякого сомнения стала госпожа Новикова в голубом камзоле, усыпанном жемчугами разной размерности с поистине купеческим размахом. Если бы не перебор в деталях и украшениях (по-моему, не задействованными остались, простите, только ноздри героини действа),  можно было бы подумать, что этой некий костюмированный парафраз образа Дезире, показывающий глубокую сопричастность героини к тому, что происходит на сцене Большого.

+4

423

отрывочек Тщетная предосторожность (22 01 17)

а это поклоны уже  ...

+5

424

гксюша написал(а):

Для тех, кому это интересно.
Аргументы и факты.
Вячеслав Гордеев о закулисье большого балета.
http://www.aif.ru/culture/person/nureev … ogo_baleta

Спасибо, гксюша. Там и про Вишнёву заодно прочитала.
А вот Гордеев, по-моему, ошибся, или просто "прихвастнул"? В компании у них были Барышников и Годунов. Как я поняла, он имел в виду МАХУ, но Барышников там не учился, и Годунов тоже. Правда, Барышников был с БТ на гастролях в Америке. В общем, не совсем понятно.

0

425

Neznaica написал(а):

Но главной героиней трансляции без всякого сомнения стала госпожа Новикова в голубом камзоле

Понимаю, что это, конечно, ирония.
Но надо отдать должное: она каждый раз что-то новое рассказывает. Сейчас, например, о ложах в зале, кто где за всю историю сидел.
Согласна с Вашими словами о Смирновой: вроде бы всё чисто, а не трогает, только раздражает.
Мне больше всех понравился Артемий Беляков - Голубая птица.
Чудин танцевал хорошо, но по стати он не принц, на мой взгляд.

0

426

Николай Цискаридзе — откровенно о своей жизни и о том, чего не увидеть из зрительного зала. «Тоже люди» — в воскресенье на НТВ
http://www.ntv.ru/video/1380980/

// Уважаема Арина, с Вашего позволения уточняю - эфир программы 29.01.201.   Gella

Отредактировано Gella (2017-01-23 09:37:00)

+3

427

Спасибо, Гость - Марина!

0

428

https://my.mail.ru/mail/gella078/video/ … o/118.html

Для тех, кто не смог увидеть трансляцию.

+2

429

Дорогой Neznaica! Спасибо за все впечатления, которыми Вы так щедро с нами поделились. По доброму завидую, что Вам удалось увидеть В.Терешкину в партии Мехмене-Бану. При всем моем уважении к М.М.Плисецкой, эталоном в этой партии для меня была Нина Тимофеева. После нее долго не могла никого принять в этой партии. А вот Терешкина - это мое: и по трактовке образа, и по пластике.
По поводу трансляции Спящей: начала и не досмотрела. Было очень скучно. Рядовой, хорошо отработанный спектакль. Никто из артистов ничем не зацепил. Растяжками, хорошим апломбом во вращениях сейчас не удивить. Это необходимое требование к каждому солисту. А вот спектакля, ауры, атмосферы не почувствовала. Видела только механическую работу. Мне можно возразить, что атмосферу через экран передать невозможно, для этого нужно присутствовать в зале. Сразу возражу. Старая черно-белая запись Спартака с великими через плохое качество картинки цепляет так, что учеников (современных подростков, избалованных качеством HD) не могу оторвать от экрана на уроке. БТ сдал свои позиции имперского театра. Стал похож на обыкновенный провинциальный с крепкой труппой. ИМХО.

+3

430



Ссылка

+1

431

Дорогие форумчане поделитесь впечатлениями от сегодняшней Нескучной классики Спиваковой. В гостях был Алексей Учитель и говорили о балетное музыке в кино и "плотненько" пропиарили "Матильду". Показали несколько кадров и Учитель высказался по-поводу совершенной невозможности судить о фильме по трейлерам, т.бишь отрывкам из фильма. А я так и от отрывков оказалась не в восторге, но когда фильм выйдет в прокат обязательно посмотрю только для того, чтобы сложить свое собственное мнение об увиденном.

0

432

Дорогая concertmeyster! Мне спектакль просто понравился, не более того. Естественно, нет смысла и сравнивать с великими именами и спектаклями прошлого. Потом, если  честно, это не самый мой любимый балет и не самое любимое творение Чайковского. Местами мне музыка кажется чересчур приторной и буржуазной, а действо – жеманным и бессмысленным. Уж простите за откровенность.
Что касаемо видео и записей, здесь абсолютно солидарен с вами. Подчас больше эстетического наслаждения, правды и информации получаешь от скупых фрагментов в youtube, чем от целого спектакля в театре. Попахивает снобизмом, когда некоторые театралы начинают ставить остальных в угол, приговаривая, что подлинное удовольствие можно получить только в живой атмосфере театра. Оно может быть и так, но смотря, где сидеть и что смотреть. Лучше остаться дома и смотреть youtube, чем висеть на люстре ради сомнительного удовольствия лицезреть третий состав во второсортной постановке.
Уважаемая Tamar, конечно, ирония, но ни одна страна-организатор трансляции не парится по поводу перевода. Например, каналу Mezzo надо – они взяли и тут же перевели в считанные дни на французский англоязычную трансляцию Met – и профайлы, и либретто новой постановки, написали соответствующие титры. Ясно, что Большой театр не соблюдает в этом аспекте никаких общепринятых международных стандартов и ведет себя как провинциальная контора, отдав все на откуп самодеятельности госпожи Новиковой, которая что хочет, то и городит. Когда трансляции идут из Мекки классического балета - Большого или Мариинки, все балетоманы мира жаждут в первую очередь увидеть и услышать звезд русского балета прошлых десятилетий, настоящего и будущего, а не эту скороговорку  на трех языках.

+2

433

Tamara написал(а):

Дорогие форумчане поделитесь впечатлениями от сегодняшней Нескучной классики Спиваковой. В гостях был Алексей Учитель и говорили о балетное музыке в кино и "плотненько" пропиарили "Матильду". Показали несколько кадров и Учитель высказался по-поводу совершенной невозможности судить о фильме по трейлерам, т.бишь отрывкам из фильма. А я так и от отрывков оказалась не в восторге, но когда фильм выйдет в прокат обязательно посмотрю только для того, чтобы сложить свое собственное мнение об увиденном.

Честно сказать, смотреть этот фильм не хочется даже для составления своего мнения.
Зачем мне размышлять о личной жизни ушедших людей.

Что говорят Романовы

Мнения представителей дома Романовых, в который входит большинство персонажей «Матильды», разделились.

Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио Балтика» назвал «Матильду» «низкопробной подделкой», которая не имеет ничего общего с реальными событиями. «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо», — сказал Закатов.

0

434

Кстати, а почему в трансляции герб над сценой закрыт черной полосой?? Это санкции что-ли или что?

Отредактировано Floshsha (2017-01-23 22:04:01)

0

435

concertmeyster написал(а):

По поводу трансляции Спящей: начала и не досмотрела. Было очень скучно. Рядовой, хорошо отработанный спектакль. Никто из артистов ничем не зацепил. Растяжками, хорошим апломбом во вращениях сейчас не удивить. Это необходимое требование к каждому солисту. А вот спектакля, ауры, атмосферы не почувствовала. Видела только механическую работу.

Мне тоже показалось, что артисты сосредоточены больше на порядке движений. Нет драйва, нет игры. Про выражение лица я не буду говорить, наверное тут ничего не сделаешь. Но кажется, что люди выполняют рутинную работу, которая им не интересна. И на этом фоне как-то не к месту даже такие чрезмерно эмоциональные крики "Браво". Диссонанс.
Пол - это просто за гранью. В трансляции еще ладно, его редко видно. Хотя и остальные декорации мне не нравятся в этом спектакле. Я поклонница стиля Вирсаладзе, когда всё решено в нежных пастельных тонах, лёгкое и воздушное. Аляповатость не люблю. Но разрисованный пол - это просто вредительство. Мало того, что он не в той аляповатости выполнен, как остальные декорации. Так еще для тех, кто сидит выше партера, он просто не дает видеть танец. Иллюстрация - это фото со спектакля, любезно выложенные Геллой на другой ветке, за что ей огромная благодарность! Там, где виден пол, артистов видно с трудом. Ну есть же какие-то законы для оформления балетов, зачем нужны такие изыски.
Ну и качество трансляции повысилось вроде (говорят, в прошлый раз рассыпалось всё, невозможно смотреть), у меня застревало и рассыпалось примерно каждые 10 мин. Но всё равно, пока до нормы далеко. Ну а ведущая, по-моему, всё ближе к клоунаде.

0

436

Neznaica написал(а):

Что касаемо видео и записей, здесь абсолютно солидарен с вами. Подчас больше эстетического наслаждения, правды и информации получаешь от скупых фрагментов в youtube, чем от целого спектакля в театре. Попахивает снобизмом, когда некоторые театралы начинают ставить остальных в угол, приговаривая, что подлинное удовольствие можно получить только в живой атмосфере театра.
Оно может быть и так, но смотря, где сидеть и что смотреть. Лучше остаться дома и смотреть youtube, чем висеть на люстре ради сомнительного удовольствия лицезреть третий состав во второсортной постановке.

Ув. Neznaica, на 100% поддерживаю.

0

437

Neznaica написал(а):

Когда трансляции идут из Мекки классического балета - Большого или Мариинки, все балетоманы мира жаждут в первую очередь увидеть и услышать звезд русского балета прошлых десятилетий, настоящего и будущего, а не эту скороговорку  на трех языках.

Меня удивляет, что почти никогда в трансляциях из БТ не берут интервью у участников спектакля. Возможно, это связано с разогревом и т.д. Помню всего три случая, когда брали интервью у артистов балета: у Цискаридзе (самая первая трансляция ЛО, когда Одеттой была Александрова); у Александровой в "Баядерке", но уже после того, как она оттанцевала всю партию; у Родькина (кажется, в Щелкунчике).
Не совсем понимаю, как взять интервью у звёзд прошлого, например. Вы считаете, что их нужно приглашать? Кстати, вот взяла же Новикова интервью у Семеняки, у Григоровича тоже брала. Вот Вам и звёзды. Хотя, конечно, этого мало.
Что касается трансляций из Мет, то у всех занятых в спектакле исполнителей основных партий берут интервью исключительно на английском без всякого перевода. Перевод субтитрами только текст самой оперы.

0

438


Для сравнения СК НОВАТ 2016, к сожалению без пролога

0

439

Согласна с Ксенией

Мне тоже показалось, что артисты сосредоточены больше на порядке движений. Нет драйва, нет игры...  кажется, что люди выполняют рутинную работу, которая им не интересна.

0

440

Мои впечатления, если кому-то интересно. Не претендую на абсолютную правоту.

«Спящая красавица» в БТ от 22.01.2016
В этот день была мировая трансляция, а я еще и попала на спектакль. Когда покупаешь билеты заранее, состав исполнителей еще не объявлен, поэтому, знала бы я, что будут танцевать О. Смирнова и С. Чудин, купила бы на другой день. Тем более, что накануне были Захарова и Родькин. Я еще раз убедилась, как же много зависит от исполнителей. Внучка даже пожаловалась, что уже устала:  действие монотонное, затянутое. А это ребенок, любящий балет и уже не так мало посмотревший.

Аврора: у Смирновой это не юное существо, полное радости жизни, резвое, беззаботное, смелое и т.д., а немолодая уже женщина, растерявшая где-то все свои свежие чувства, но хорошо тренированная и сохранившая приличную спортивную форму. Да, она – отличная спортсменка, выполняющая сложные комбинации движений и даже не подозревающая, что за этими комбинациями кроится некоторый смысл. К тому же по современным балетным меркам Смирнова не очень красива:  слишком широкие плечи, которые она даже не пытается как-то скрыть и очень большая голова. Никак не могу понять почему в свои 25 лет она кажется на сцене намного старше Захаровой или Александровой,  которые старше больше чем на 10 лет. Это уже не первый спектакль у меня такое впечатление. Кроме того, по-моему, артистка при хорошей технике совершенно не способна придать танцу хоть каплю эмоций. При всем уважении не могу понять, почему Вазиев  сказал о ней «потрясающая Смирнова». К моему огромному сожалению меня потрясала только одна мысль: неужели все утрачено, где же высочайший уровень спектаклей БТ, почему ЭТО считается хорошим?  Все-таки балет для русского зрителя – это «душой исполненный полет».

Дезире: я даже не пытаюсь сравнивать Чудина с Цискаридзе, это было бы оскорбительно для Николая. Я вообще не могу понять, почему он – премьер БТ. Прыжками сейчас никого не удивишь, он неудачно скроенный, ростом  ниже танцовщиков кордебалета, демонстрирует карикатурно поставленный корпус с выпяченной грудью и вечно откляченной попой, благородный жест отсутствует, этого артиста просто невозможно воспринимать серьезно, его амплуа - шуты. Ощущение, что он сам это понимает, потому что одно чувство непрерывно сквозит во всех его ролях: «я самозванец, попал сюда обманом и жутко боюсь, что сейчас меня разоблачат, что все поймут, что я не принц, а свинопас, изображающий принца». К тому же он немного облегчил свою партию, например, в коде финального па де де просто идет за Авророй по диагонали, безо всяких вращений.  В трансляции это благоразумно не сняли, сфокусировались на Авроре.  И почему-то как трансляция, так Чудин. Просто вредительство какое-то.

Феи: я подумала, что Вазиев хотел в спектакле показать молодежь, поэтому выпустил артисток 21-25 лет на все партии. Они были очень старательны, но, наверно, волнение помешало чистому исполнению, например, бедная Шрайнер в вариации бриллиантов через раз не слишком удачно приземлялась, но все равно мне они были интереснее исполнителей первых ролей. Сирень не очень впечатлила, к сожалению, хотя была пластичнее и красивее Авроры.
Жутко нахалтурил Лопаревич, у него получилось не воплощение зла, а глупая карикатура на недалекую сварливую старуху.

Сказки: порадовала Д.Хохлова. А у кошечки появился некий кафешантанный налет. Кошечки всегда кокетливы и игривы, однако как-то целомудренно, а в этом исполнении грань где-то перейдена и она стала фривольной.
Что больше всего порадовало в спектакле – это кордебалет. Видно, Вазиев взялся за него серьезно, надеюсь, это только первая ласточка.
Хотелось бы закончить на позитиве, но невозможно не сказать о декорациях и костюмах.

До 2011года спектакль шел в оформлении Вирсаладзе. Декорации были красивы, а не «богаты», оформление создавало настроение  сказки, старины,  а не назойливой аляповатости, безвкусной претензии на роскошь. Цвета костюмов были выдержаны в мягких благородных тонах, сейчас – в кричаще ярких. Четыре принца были одеты в светские костюмы, а не в пародийные якобы «национальные», более уместные на маскараде, а не на королевском приеме, когда, например, типаж русского принца одеждой больше похож на стрельца. Даже логика спектакля нарушается, когда в охотничьи  рОги трубят не на пленэре, а в интерьере замка, стоя на кошмарном расписном полу. И в первом выходе  Дезире, подразумевающем скачку верхом,  он влетает не на поляну, в зал! Если пачки балерин хотя бы по форме своей не вызывают отторжения, то колеты с фалдами сзади на танцовщиках при прыжках задираются парашютами, как женские юбки. Николай Цискаридзе тоже танцевал в таком голубом колете, так даже на его идеальной фигуре он выглядел как-то неправильно, не сравнить с облегающим колетом и коротким пурпурным  плащиком Вирсаладзе. И зачем было звать этих «знаменитых» итальянцев, когда у нас есть свои художники, которым близко наше национальное видение красоты? Правда, в ДК и наши наваляли. Еще раз вспоминается слово вредительство, уж простите за него, либерально настроенные граждане, но возникает стойкое ощущение, что существует сознательная сила, стремящаяся понизить планку всего, что происходит в БТ.

Потратив на 2 билета сумму, превышающую мой месячный оклад,  я вышла из театра с испорченным настроением и пониманием, что пока желание вернуться туда сильно угасло.
На следующее утро у меня была возможность посмотреть этот спектакль частично по он-лайн трансляции, хотелось сравнить ощущения. Впечатление в целом то же, просто более ослабленное, если так можно сказать. При съемке золото меньше блестит.

Отредактировано ЖИЗНЬ (2017-01-25 12:39:56)

+5

441

Уважаемая ЖИЗНЬ! Спасибо за Ваши впечатления от спектакля. Я была 21.01.2017. Впечатления оставила в ветке "Ученики Мастера". Хочу еще раз сказать, что спектакль был великолепен. Смотрелся на одном дыхании. Единственное, что портило впечатление, это скрипучий пол. Но это мелочь.

0

442

Уважаемая Gella, видела Ваше сообщение и рада за Вас, попали на отличный состав.
Я еще вспомнила, что раньше фея Сирени в конце 1 действия подымалась вверх, "улетая и растворяясь" в воздухе, а Карабос проваливалась под землю. У меня когда-то был диск с Семизоровой- Сперанской-А.Фадеечевым, там все это было. Я это к тому, что новая сцена вроде бы имеет кучу замечательных возможностей, но вот такие эффектные моменты так и не восстановлены.

0

443

Уважаемая Жизнь, Ваше восприятие спектакля из зала очень созвучно моему, хоть и по трансляции. Даже представить себе не могу заплатить кучу денег за такое. Я помню свои впечатления от этого балета в Большом еще до ремонта. Это было настоящим праздником. Особенно дивертисмент на празднике. Правда тогда было принято очень долго аплодировать после каждого выступления. С нами как-то раз была гостья из Питера, она сказала, что у них в театре это не принято, действие то и дело прерывалось. Но было весело, красиво, легко.
Сейчас какой-то кич, и при этом скучно. Да, Николай Цискаридзе мог внести праздник в это действо. Думаю, что и Денис Родькин весьма его украшает. Но держать уровень театра может только профессиональное руководство. Причем, слаженная команда. А тут какой-то раздрай. Кому-то надоела классика, они желают унылого модерна, кому-то сюр подавай,  кто-то строжит кордебалет, кто-то должен срочно потратить бюджет на новые костюмы и декорации, а то, что театральный художник - это особенная профессия, в голову не приходит. Я, кстати припоминаю сюжет какой-то новостной, где как раз про новые костюмы этой Спящей рассказывали. Так там еще и шапки были из натуральных мехов на танцовщиках. А они репетировали, красные, мокрые, как из бани. И пол скрипит, потому что из неподходящего линолеума сделан. Сколько было по первости обсуждений, что он скользкий, балерины боятся упасть и сильно канифолят свою обувь, так она скрипит громче оркестра и оставляет следы на месте пируэтов. Неужели этой профессии не учат больше? Как материалы правильные выбрать, как костюмы сделать удобными для танца. Как-то утрачиваются постепенно секреты мастерства. И танцы упрощают. И сюжетов новых интересных нет, а старые коверкают.

А про то, почему вместо танца гимнастика - думаю, если нет духовной наполненности у танцовщика(цы), то и в танец нечего вложить. Танец же должен эмоциональный посыл нести, а для этого в душе что-то должно жить. А если там одна карьера и деловитость?

0

444








Та самая запись, наслаждайтесь

+2

445


'The Sleeping Beauty', 06.03.2002 спасибо divannaru

The Sleeping Beauty - BT 16.03.2013 - Maria Aleksandrova / Nikolai Tsiskaridze спасибо Nikolai Tsiskaridze

+5

446

Смирнову очень старит взгляд, какой-то обреченный и затравленный, взгляд пожившего человека с непростой судьбой.
Она все время смотрит, какое бы ни действие ни было, - радость ли горе, - поверх голов отсутствующим стеклянным взглядом, как слепой олень. Или как Огудалова-младшая, которую постоянно заставляют веселить местный сброд, и она равнодушно вступает в танец, как бы говоря всем своим видом: "Да пропадите вы все пропадом! Разве о такой жизни мечтала я?! Ешьте, пейте, наслаждайтесь, веселитесь - мне все равно, что вы думаете про меня, я про вас вообще не думаю!"

0

447

К посту 443
Уважаемая Ксения, если говорить о духовной наполненности, это уже высший пилотаж. Нам хотя бы что попроще: ведь и самый пустой человек способен радоваться, влюбляться, резвиться и веселиться. Так ведь даже этого нет! Что уж говорить о воплощении света, духовности, безгрешности, любви, мечты.
Ксения, если Вы еще не видели «Спящую», выложенную здесь, за что – огромное спасибо нашей Gella, - очень советую, посмотрите. У меня вот ощущение, что тогда состав исполнителей подбирался с каким-то особенным вниманием и знанием дела: чтобы не только Дезире и Аврора рядом хорошо смотрелись, но и Аврора с Сиренью – как они подходят друг другу, как одна оттеняет и украшает! другую.  А как чудесно танцует Сирень после того, как всех заколдовала на 100 лет. Мне жутко нравится этот фрагмент: восхищает, как танцем можно сказать, что все будет хорошо успокоить, прогнать тревогу, и так мягко, как-то по-родному. И еще мне там очень нравится Красная Шапочка.
А о роликах с Николаем Цискаридзе можно только одно сказать: мало! Хочется без купюр! Для меня вообще  больной вопрос: нет официально выпущенных дисков (кроме»Пиковой). БТ продолжает гнусную кампанию изгнания, неупоминания имени своего лучшего артиста. Вот купила я буклет "Спящей" вместе с программкой, в нем фото- кого только нет! и исторические, и Чудина, Лопаревича, Волчкова  и даже Холберга,  приведены разные по несколько штук, крупные, на страницу или даже на разворот, много всего.  И на четвертушечку страницы – единственная фотография Николая Цискаридзе. Эта мелкотравчатость противна и смешна.

0

448

http://portal-kultura.ru/articles/dosto … -naprasno/

Юрий Григорович: «Время стирает все мелкое и наносное»
08.01.2017
Елена ФЕДОРЕНКО

Юрию Григоровичу исполнилось 90 лет. Три десятилетия он возглавлял Большой балет. Затем создал авторский театр в Краснодаре и снова вернулся в ГАБТ. Юрий Николаевич внимательно следит за состоянием своих спектаклей, руководит конкурсами и фестивалями, ставит балеты по всему миру — такой работоспособности вправе позавидовать любой молодой художник.
Весь год в разных странах будут чествовать выдающегося хореографа, чье творчество во многом определило судьбу классического искусства в планетарном масштабе. В Большом театре стартовал грандиозный фестиваль в честь юбиляра: на протяжении двух месяцев труппа покажет все спектакли Мастера. После «Щелкунчика», открывшего торжества, «Культура» побеседовала с легендарным балетмейстером.
культура: Вы аккуратно рассуждаете о современном искусстве, никогда не даете ему оценок и часто напоминаете о времени, которое все ставит на свои места.
Григорович: Во всяком случае, многое. Мелкое и наносное оно стирает, не засоряя вечность.
культура: Судьба распорядилась так, что сегодня Ваши спектакли — основа репертуара Большого. Показать их в формате фестиваля — Ваша идея?
Григорович: Пришла пора, и вопрос о праздновании юбилея возник естественно. Об этом мы говорили с генеральным директором театра Владимиром Уриным. Я сформулировал свои пожелания. Думал, если доберусь до этой даты (ведь афиша формируется заблаговременно), интересно будет увидеть свои спектакли именно в рамках фестиваля. Все-таки сейчас на сцене Большого их одиннадцать, это и версии классического наследия, и оригинальные сочинения. Такая панорама была бы любопытной, и театр откликнулся, поскольку мои постановки делают сборы, до сих пор идут с успехом, хотя многие созданы очень давно.
культура: От «Щелкунчика», начавшего торжество в день Вашего рождения, получили удовлетворение?
Григорович: Я бы не говорил об удовлетворении. Скорее, испытал некое особое чувство, понимание того, что годы в Большом прошли не напрасно.
Отлично танцевали все: от исполнителей главных партий Нины Капцовой, Артема Овчаренко, Дениса Савина до кордебалета. Показали настоящий и высокий уровень Большого балета.
культура: У спектакля, любимого и зрителями, и артистами, судьба счастливая. Ваша сказка не безмятежна и даже немного печальна.
Григорович: «Щелкунчика» я поставил полвека назад. Сюжет выстроил совершенно не такой, как у Петипа. Девочка-подросток начинает свою жизнь в маленьком уютном немецком городке, и в новогоднюю ночь эта жизнь выходит за стены комнаты, на простор, где встречаются не только радости, но и препятствия. Елка растет и становится своеобразной лестницей в небо. По ней вместе с друзьями-куклами, обижаемыми злым Мышиным королем, герои, спасаясь, поднимаются над землей. В какой-то степени тут история о созревании человеческой души. О чем может грезить барышня 15–16 лет? Конечно, о женихе, о прекрасном принце. В волшебном царстве мечта сбывается. Проснувшись, она понимает, что дома, в своей комнате. Все исчезает как сон, но она уже — другая.
культура: Грустно, что счастье может случиться только во сне.
Григорович: Не преувеличивайте, Мари прошла путь, она попрощалась с детством, и впереди — целая жизнь с большими надеждами. Смысл любого спектакля — не в пророчествах, а в том, чтобы рассказать историю, что тронет и увлечет зрителей.
культура: Вы намерены смотреть все спектакли фестиваля?
Григорович: Нет, конечно. Важно, чтобы публика смотрела. На какие-то я буду приходить, но всю программу мне просто не осилить. Знаете, видеть свой балет — дело нелегкое. Не развлечение. Ты внутренне исполняешь все движения с каждым артистом, следишь за декорациями, за светом, за восприятием зрителей. Иначе не получается. Я всегда выхожу после представления с ощущением, что станцевал весь спектакль и в полную силу. Для меня это слишком большая нагрузка.
культура: Вы просили, чтобы со сцены не звучало никаких громких слов. Тем не менее Вас тепло поздравили директор театра и руководитель балетной труппы. Махар Вазиев сказал, что так же, как Мариинский является домом Петипа, Большой можно по праву называть домом Юрия Григоровича. Лучший балетный зал ГАБТа теперь будет носить Ваше имя. Знали об этом заранее?
Григорович: Не знал. Это скрывали и понятно, почему: хотели преподнести сюрприз. В некоторых театрах уже существуют залы моего имени. Что приятно, значит, кто-то вспоминает. Есть разные мемориальные залы: Улановой, Семеновой, теперь появится и Григоровича. Рад, что артисты не будут забывать тех, кто для Большого сделал немало.
культура: Накануне фестиваля в Бахрушинском музее состоялось открытие выставки под названием «Эра Григоровича», она тоже продлится два месяца. Какие впечатления?
Григорович: Замечательные. Получил большое удовольствие. Низко кланяюсь музею, подготовившему столь богатую экспозицию. Сделали для меня огромнейший подарок — спасибо. С любовью собраны афиши, фотографии, эскизы, костюмы. Тщательно просмотрена вся моя жизнь — спектакли, друзья, коллеги. Экспонаты передают моменты созидания, когда мы вместе с артистами готовили роли, большинство из них уже не танцуют, а многих и нет с нами.
культура: Немало снимков, где Вы вместе с легендами мирового балета: Рудольфом Нуреевым, Роланом Пети, Сержем Лифарем. Есть ажурная картинка, созданная руками Наталии Бессмертновой, теплые семейные фото и репортаж из какого-то экзотического южного зоопарка. Раритетов столько, что разглядеть их за один раз просто невозможно.
Григорович: Многие фотографии мне известны, но немало и тех, что для меня удивительны, незнакомы. Каждая — часть жизни, что складывалась из постоянной работы. Огромное счастье вспоминать прожитое, и количество экспонатов позволяет судить о том, что удалось сделать немало. Я, несомненно, приду сюда еще, когда будет поменьше народа, и рассмотрю все более внимательно.
культура: Ваш юбилей отмечает весь балетный мир. Мариинский возобновил «Каменный цветок» в Вашей новой редакции. Успех этого балета в свое время был оглушительным, на премьеру начинающего хореографа отозвались все практики и теоретики танца. Одним из первых оказался Дмитрий Шостакович, отметив, что спектакль представляет все лучшее из области хореографии.
Григорович: Создание «Каменного цветка» запомнилось мне совсем другим. Меня сразу взяла в плен таинственность сказа Павла Бажова. Почти шесть десятилетий назад мне дали попробовать поработать с начинающими артистами, а потом, уже после показа, решить, что делать дальше. Мы этот балет готовили в неурочное время. Заканчивались дневные репетиционные часы в театре, и до начала вечернего спектакля мы занимались. Самостоятельно — с Ирой Колпаковой, Аллой Осипенко, Анатолием Гридиным, Александром Грибовым; тогда все были молоды. Опекала нас Татьяна Михайловна Вечеслова, она стала репетитором «Каменного цветка». Симон Вирсаладзе придумал малахитовую шкатулку, ее отворенные грани обозначали разные места действия. Поначалу его увлекли образы цыган, которых он помнил по пению в популярных ресторанах 1920–30-х годов.
культура: Вам важно возвращение Ваших спектаклей в репертуар?
Григорович: Конечно. «Каменный цветок» шел в Мариинском, тогда Кировском, театре очень долго, потом случилась пауза, и сейчас он вернулся. Я этот балет ставил много — и за границей, и в российских городах. Он, как ни странно, всегда имел успех. Каждый раз я не механически переносил хореографию, а что-то модернизировал, улучшал, как мне кажется. Вот и в Мариинском получился не совсем тот спектакль, что впервые поставлен 60 лет назад. Многое сделано заново, что-то изменено. Исполнители — новая поросль труппы, и мне было с ними интересно. Я всегда любил работать с молодыми. Очень хорошо репетировал кордебалет.
Вообще с нынешним поколением танцовщиков у меня складываются добрые связи, возникает атмосфера взаимного создания спектакля. Я словно вновь сочиняю хореографию. Иногда забываюсь и говорю: «Вспомните, как это было…» И понимаю, что они появились на свет гораздо позже и в другом мире. Изменилось все: жизнь, искусство, отношения.
культура: Новые исполнители попадают в непростую ситуацию сравнения с великой плеядой, воспитанной Вами: Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Марина Кондратьева, Светлана Адырхаева, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Марис Лиепа — всех и не перечислить.
Григорович: Я никогда специально не выращивал звезд, даже не задумывался об этом. Делал свое дело, танцовщики мне помогали, и вместе мы создавали спектакль. Великой ценностью всегда считал труппу Большого театра в целом и потому приглашал тех, в ком видел индивидуальный талант. Имен называть не буду — их очень много.
культура: Нынешняя молодежь мечтает работать с Вами. Не слышала ни от кого ни одного скептического замечания по поводу хореографии Григоровича.
Григорович: Приятно узнать. Мне кажется, я всегда был заодно с актерами. Да и сам я — актер, немало протанцевал на сцене Мариинского театра. Понимаю, насколько это трудно, как огорчительно воспринимается замечание, полученное исполнителем. Хотя, наверное, на репетициях бывал всяким, в этом нет ничего удивительного. Такая профессия, не позволяющая быть дамой, приятной во всех отношениях.
Что касается звезд, то в их появлении нет никакого регламента: порой рождается много талантливых артистов, а иногда — нет. Все — природа, с ней не поспоришь. Сейчас немало самобытных танцовщиков с крепкой техникой и яркой индивидуальностью.
культура: От количества того, что Вы успели за последние месяцы, кружится голова: «Каменный цветок» в Мариинке, восстановление «Золотого века», перенос «Раймонды» с Новой сцены на Историческую — в Большом, без паузы вылетели в Мюнхен для постановки «Спартака». А до этого — работа в Уфе, Сочи, Сеуле. Что Вас подталкивает к такому напряженному ритму?
Григорович: Желание работать. Возраст есть возраст. Не буду же я Вам говорить, что бодр, как раньше. Но интерес к творчеству не ослабевает. Мой дед шутил: «Все умрут, и я, быть может».
культура: Секрет долголетия не раскроете?
Григорович: Папа и мама. Гены.
культура: Нынешний год объявлен годом Стравинского. Вы ведь знали его?
Григорович: Со Стравинским встречался в Лос-Анджелесе, где он отдыхал, а мы были на гастролях. Мне посчастливилось: наш импресарио Сол Юрок познакомил меня с Игорем Федоровичем, и я провел несколько дней с ним, буквально с утра до ночи. Приезжал рано, сидели и разговаривали. Он очень интересовался тем, что происходит в России, как «смотрят» на родине на его музыку. А тогда смотрели не очень хорошо, но все-таки уже начинали к ней прислушиваться. Стравинский спросил, сможет ли его музыка зазвучать в Большом театре. Я сказал, что мы только-только возобновили его шедевры «Петрушку» и «Жар-птицу», поставленные в Дягилевской антрепризе, и привезли на гастроли «Весну священную» в хореографии наших молодых балетмейстеров. Мне очень хотелось, чтобы он увидел этот спектакль. Но, к сожалению, не случилось. О балете мы много говорили. Я, кстати, узнал у Стравинского, какая из мировых постановок «Весны священной» ему кажется наиболее соответствующей его музыке и идее. Ответил он не сразу, а подумав, сказал: «Все-таки лучшая версия была у Нижинского». Я не скрыл своего удивления: «Как? Вы, по-моему, и сами заявляли, и все Вас цитировали, что этот спектакль «Русских сезонов» оказался неудачным или не очень удачным, во всяком случае». Стравинский вновь помолчал и произнес: «Мало ли что я говорил тогда. С возрастом, молодой человек, я меняю свое мнение, как-то иначе многое воспринимается по прошествии лет. Сейчас думаю, что версия Нижинского была самой верной и интересной из всех, что я видел». И очень мне близко определение классики по Стравинскому — как торжества порядка над произволом.
культура: В афише Вашего Краснодарского балета два спектакля на музыку Стравинского — «Жар-птица» и «Петрушка». Пополнить репертуар театра кубанской столицы «Весной священной» Вацлава Нижинского не планируете?
Григорович: В Краснодаре я делал вечер к столетию «Русских сезонов» из балетов выдающегося хореографа Михаила Фокина. «Весну священную» Нижинского почти никто не помнит, она — ушла, и люди, утверждающие, что они по каким-то сохранившимся спискам и записям на полях нотных тетрадей ее восстановили, лукавят. Лично я этому не верю. С моей точки зрения, «Весна священная» Владимира Василева и Наталии Касаткиной — самая интересная из всех, что я видел за границей и у нас. О ней я и рассказывал Игорю Федоровичу.

+2

449

Дорогая Жизнь!
Спектакль с Семизоровой и Фадеечевым пока еще не посмотрела, с удовольствием займусь этим в выходные. Очень здорово, что она появилась, спасибо.
Я пока посмотрела видео с Николаем Цискаридзе, выложенное Геллой, спасибо огромное ей и уважаемой Диванне за него, я и вживую видела тогда этих исполнителей и согласна, что уровень совсем другой, здесь и исполнительский уровень, и оформление спектакля, и подбор артистов. Анну Антоничеву я вообще любила во многих спектаклях, и в Баядерке, и в Жизели. Маша Александрова и сегодня высокий профессионал.
Ну а про духовную наполненность танца  - это непременно должно быть, как мне кажется.
И Николай Максимович сейчас в АРБ уделяет большое внимание интеллектуальному и духовному развитию учеников. Когда люди много читают, слушают музыку, смотрят разные спектакли, изучают историю создания каждого балета, это неизбежно отражается на исполнении.
Конечно, интеллект (или его отсутствие) на сцене заметен очень.  Конечно, стервозность нрава - отягчающее обстоятельство, согласна, это всё портит ещё больше. Но умный человек, даже  с плохим характером, постарается это скрыть всё-таки. Он не будет раз за разом демонстрировать, что  считает себя неотразимым, а остальная часть труппы - его подтанцовка. Во всех балетах необходимо взаимодействие партнёров, из каждого и жеста и каждого взгляда складывается драматическая составляющая роли. Следить за количеством пируэтов и высотой поднятия ноги мало (хотя и там халтура всё чаще). Если балерина сама не понимает где следует повернуть голову, взглянуть в глаза своему партнеру, то следует просто эти моменты поставить на репетициях. Ведь все эти жесты несут определенный смысл.Если ей не объясняли этого во время репетиций - это непрофессионально.  Если их ставят, а она игнорирует - это глупость. Всё-таки человек должен стараться духовно расти, если этого нет - деградация неизбежна.

+3

450

http://s7.uploads.ru/t/OSvha.jpg

Сегодня отмечается День окончательного снятия блокады Ленинграда
ЛЕНИНГРАДЦЫ, ДЕТИ МОИ!

Джамбул

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия...
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
Вот зачем на север бегут
Казахстанских рельс колеи,
Вот зачем Неву берегут
Ваших набережных края,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя,
Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный он слышал звон.
Пережив четырех царей,
Испытал я свирепость их;
Я хотел, чтоб пала скорей
Петербургская крепость их;
Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые впотьмах!
Это ваш, и больше ничей,
Первый натиск его речей
И руки его первый взмах!
Ваших лучших станков дары
Киров к нам привез неспроста:
Мы родня вам с давней поры,
Ближе 6рата, ближе сестры
Ленинграду Алма-Ата.
Не случайно Балтийский флот,
Славный мужеством двух веков,
Делегации моряков
В Казахстан ежегодно шлет,
И недаром своих сынов
С юных лет на выучку мы
Шлем к Неве, к основе основ,
Где, мужая, зреют умы.
Что же слышит Джамбул теперь?
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность проголодав, —
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав...
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
• • • •
Ленинград сильней и грозней,
Чем в любой из прежних годов:
Он напор отразить готов!
Не расколют его камней,
Не растопчут его садов.
К Ленинграду со всех концов
Направляются поезда,
Провожают своих бойцов
Наши села и города.
Взор страны грозово-свинцов,
И готова уже узда
На зарвавшихся подлецов.
Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Черный уголь, красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть.
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне
Со свинцом идет наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед, —
Это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье!
• • • •
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на, рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!

cентябрь 1941
Перевод с казахского М. Тарковского

+4