Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 42

Сообщений 91 страница 120 из 1000

91

Вот, подглядела на фейсбуке :)

"Председатель жюри с юными талантами-конкурсантами "Синей птицы". Источник: Вконтакт."

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xfa1/v/t1.0-9/12003388_742664439213653_669812772035072406_n.jpg?oh=967f16c713c1e1ad8d3a250966d1ec40&oe=565F75D6

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xpt1/v/t1.0-9/12002303_742664572546973_7115638190154357201_n.jpg?oh=8d2eaf658c17a20f441243f5e2292068&oe=56A370FB

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xft1/v/t1.0-9/12006148_742664632546967_6851247522536958793_n.jpg?oh=67b0400d2a040bbe4c7b591c36ea50a0&oe=566F028A

"Председатель жюри Николай Цискаридзе"

https://pp.vk.me/c629127/v629127315/14603/-g6fvFHlpvk.jpg

Народ!
А кто-нибудь знает, когда эти танцы (и не только) с будущими звездами нам покажут по ТВ?
В первых роликах на «России 1» дикторы говорили, что в сентябре.
В программе сентября до 20 числа «Синей птицы» нет.

+4

92

К посту 90 от ув. Гала. Настоящий Ферхад - художник, творец и поэт... Ради такого возлюбленного сойдет с ума не одна царица...  Очень Н. М. шла эта роль... И пусть крылья его несут дальше ввысь!

Отредактировано И.В. (2015-09-14 18:58:45)

+1

93

Дорогие И.В. и Saga и все, кто послушал концерт Горовица в Вашингтоне вместе со мной) Спасибо за отклики. А все же, мне показалось (или НЕ показалось?) что гораздо взволнованнее и радостнее он был в Москве, когда после стольких лет изгнания вновь очутился на Родине, успел это сделать практически перед смертью, Бог не дал ему умереть , не вернувшись на Родину. И по-английски он говорит как по-русски, сравните, даже переводчика не надо. И обстановка, имхо, более трогательная. Выводы такие сделала вот из этого фильма, посвященного теперь уже концерту в Москве 1986 года.

+1

94

С интересом прочла рассуждения форумчан о поисках "справедливого решения" в "любовном треугольнике" Ширин -Ферхад -Мехмене Бану. Точки зрения могут быть разные.
Я в жизни непосредственно сталкивалась с ситуациями как молодая девочка сначала путем скрытого  неявного шантажа, а затем умно играя на противоречиях между мужчинами, стала начальницей и выкинула с работы двух замдиректоров и главного инженера. Один из замдиректора  ввел её в коммерцию в 90 годах, познакомил с людьми, купил квартиру, вернее ему предложили, а он ей отдал. Имел видимо скрытую симпатию к ней. (Не любовник, боже сохрани! Сам православный и пятеро детей) Девочка не имела технических знаний, были лучше работники. Сказала, он показал мне эту дорогу, спасибо, а дальше он мне не нужен. Волевая девочка (молодая женщина с дочкой и мужем, мужа тоже выкинула, вышла за другого, третьего по счету). Замдиректора были известны как специалисты по всей стране и имели уважение и связи. И получили пинка. И еще знаю ситуацию, когда хлопотали об устройстве на работу молодой женщины, а она потом думает как отодвинуть "благодетеля" нафиг. Из этого я сделала для себя вывод, если ты облагодетельствовал кого-то 1) не жди благодарности и забудь
2) берегись, будь осторожен !, со временем придет "ответка" в плане твоего уничтожения.

Из этого я вовсе не говорю, что не надо людям помогать, просто хочу сказать, что проблема сложнее и неоднозачна.

0

95

Очень интересный у нас разговор о ЛоЛ, подключусь позже, на работе аврал, убегаю опять пахать, всех http://www.kolobok.us/smiles/standart/boast.gif

+1

96

Дорогая Helen! Конечно, приезд в Россию для всех, когда-то ее оставивших, СОБЫТИЕ, признают они это сами или не признают...  Я помню его концерты в Москве: что и говорить - родина есть родина... А по-английски он, действительно, говорит плохо, со страшным акцентом... Найдите фильм, который я когда-то выкладывала: он играет концерт 23-й Моцарта, а в перерывах между частями беседует со слушателями и теми, кто участвует в записи (а это фильм о записи)... Смешной и смешливый. Играет прямыми пальцами с подогнутым мизинцем - и все тут... Так выучился в Бердичеве - так и играет...

Отредактировано И.В. (2015-09-14 19:33:09)

0

97

Ув. Омега! Вы перевели разговор о восточной легенде в какое-то обыденно-бытовое русло... Все-таки речь идет о восточной легенде, где  все не так прямолинейно все-таки, как мне кажется... Она повествует о событиях, ставших легендарными, то есть оказавшими не только на участников этих событий,  но и на  последующие поколения  исключительное воздействие... Речь в ней идет о тонких и одновременно о сильнейших чувствах... О преданности и "предательстве", как бы, о любви необычайной - сестринской и женской, о жертвенности и коварстве одновременно... Борьба между долгом и чувством: все герои "треугольника" стоят перед этой дилеммой: и Мехмене-Бану - она царица и просто страстно влюбленная женщина, и Ширин - долг перед сестрой - понимание цены,  которая заплачена за ее жизнь и любовь  к Ферхаду, от которой она не в силах отказаться, и, наконец,  Ферхад - с его трагической виной - он виноват безвинно...  Эта одна из самых трагических ситуаций для человека: виноват безвинно. Он не виноват, что не любит Мехмене-Бану, а, напротив, любит Ширин...  Он не может преодолеть своей судьбы, и не желает этого... Сила этой восточной легенды в том, что все живы,  и все несчастны, и счастливыми быть не могут... Цискаридзе ведь очень точно, но другими словами это же сказал: она любит, но не любима, Ширин любима,  но его нет рядом и соединиться с ним она не может, а о Ферхаде - он очень точно сказал... Очень верно даже с точки зрения одного из важнейших принципов построения образа трагического героя - так называемой трагической вины героя...  Виноват в том, в чем не виноват... И т. д. И все это еще переведите  в контекст философии Востока...

Отредактировано И.В. (2015-09-14 19:53:42)

+1

98

Относительно слов Плисецкой о неблагодарности Ширин.

Ни Ширин, ни Ферхад даже не догадывались о тайной любви Мехмене к Ферхаду.
Узнали они об этом через 10 лет, в самом конце пьесы. И то сомневались, можно ли верить словам визиря.

Мехменэ от Ширин изначально отличает только одно: одна -  властная правительница, другая – беспечная девочка, не отягощенная грузом ответственности. Ширин живет рядом с сестрой, «как за каменной стеной». Поэтому может позволить себе решительные, но безрассудные поступки, вроде побега в «неизвестно куда».
Страсть затмила разум Ширин.
Только в этом ее вина.

+1

99

Спасибо ув. Helen за фильм "В. Горовиц в Москве". Согласна с вами, что атмосфера в зале  другая. Мне кажется, что публика другая (очень знающая и подготовленная), и он это знает прекрасно. И сам он другой: родина есть родина - он все вспоминал, как дядя его учил,  как мама в карты играла и даже "ставили самовар" и т. д. Но стэнвей привез свой, звучит он, конечно, великолепно... Но и акустика в Большом зале - великолепная... Самому В. Горовицу здесь уже за 80: а руки мягкие и сильные - гениальный пианист, что и говорить... Приехал первый и последний раз в Россию на гастроли...

Отредактировано И.В. (2015-09-14 23:03:17)

0

100

Helen, дорогая, спасибо за такой трогательный смайлик! Ждем возвращения с победой над авралом!
Ежичек, благодарю, что откликнулись!

0

101

В ответ на пост 98.
Несколько строк из Низами:
                                                     Всех зовов сладостней любви всевластный зов,
                                                     И я одной любви покорствовать готов!
                                                     
                                                     Любовь - михраб*  ветров, к зениту вознесенных,
                                                     И смерть иссушит мир без вод страны влюбленных.

                                                     Явись рабом любви, заботы нет иной,
                                                     Для доблестных блеснет какой же свет иной?

                                                     Все ложь, одна любовь указ беспрекословный,
                                                     И в мире все игра, что вне игры любовной.

                                                     Когда бы без любви была душа миров, -
                                                     Кого бы зрел живым сей круголетный кров?

                                                     Кто стынет без любви, да внемлет укоризне:
                                                     Он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни.

                                                     Хоть над любовью, знай, не властна ворожба,
                                                     Пред ворожбой любви - душа твоя слаба.
                                                                     <...>
                                                                                 Из поэмы "Хосров и Ширин".

       *)  михраб ветров - врата, указывающие направление на Мекку.

Отредактировано И.В. (2015-09-15 19:38:18)

0

102

Сегодня была передача "Наедине со всеми" с Егором Дружининым.  Там упоминался Н. М. и  показали его несколько слов о Егоре Дружинине. Было интересно послушать их мнения друг о друге...

+1

103

Николай Цискаридзе в "Геликоне".

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xap1/t31.0-8/10927838_1659872344229986_1550493510077682362_o.jpg

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xfa1/t31.0-8/12029673_1659872317563322_5125785044023345902_o.jpg

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xaf1/t31.0-8/12028681_1659872347563319_1107635111004360988_o.jpg

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xpa1/t31.0-8/12015104_1659872340896653_2186469396605092421_o.jpg

https://scontent-frt3-1.xx.fbcdn.net/hphotos-xfp1/t31.0-8/12029727_1659872384229982_3162040682419892586_o.jpg

+3

104

ёжик написал(а):

Относительно слов Плисецкой о неблагодарности Ширин.

Ни Ширин, ни Ферхад даже не догадывались о тайной любви Мехмене к Ферхаду.
Узнали они об этом через 10 лет, в самом конце пьесы. И то сомневались, можно ли верить словам визиря.

Мехменэ от Ширин изначально отличает только одно: одна -  властная правительница, другая – беспечная девочка, не отягощенная грузом ответственности. Ширин живет рядом с сестрой, «как за каменной стеной». Поэтому может позволить себе решительные, но безрассудные поступки, вроде побега в «неизвестно куда».
Страсть затмила разум Ширин.
Только в этом ее вина.

Дорогая Ежик! Вы правы -  Мехмене никогда никому не давала понять, что любит Ферхада. Но ее сестра в любом случае не должна была так поступать - тайно бежать от старшей сестры, будто она ее первый враг. Ширин своим поступком показала той, что принесла ради спасения ее жизни неслыханную жертву, что не верит в ее хорошее к себе отношение и более того, боится сестры. Потому Мехмене так потрясена. Ширин показала, что не верит в любовь сестры к себе. В рецензиях о роли Ширин критики писали, что жертва сестры ее придавила, она не может смотреть на нее. Хочет освободится от этого груза благодарности. Во дворце она как в клетке.

0

105

И.В. написал(а):

В сущности, ув. Лилин, ваше разъяснение не отменяет того, что написала я. Мехмене-Бану ждала жертвы от Ширин, чтобы она пришла... и отказалась от Ферхада, то есть своей любви к нему... Ко второй жертве, то есть отказаться от своей собственной любви к Ф., Мехмене-Бану  все-таки, не была готова...  Она утратила красоту, а художник не отказывался от красоты и своей любви  - он приносил свою жертву... Майя Михайловна просто хотела оправдать поступки (дальнейшие) своей героини...   А  разреши Мехмене-Бану брак Ширин и Ферхада,  трагедия  тут же бы и разрешилась ... Она бы просто не состоялась бы (как в "Зимней сказке" В. Шекспира)...  Все бы пришло к счастливой развязке для любящих героев... А если "трагедия трех сердец"  не усугублялась бы, то  не было бы "легенды о любви"... Любовь-то описана легендарная... Легендарный - то, чего не бывает... В том- то и дело, что "прийти и поговорить по душам" было для Ширин невозможно, Ферхад уже был отослан в горы...  Царица уже сделала свой следующий шаг...

Отредактировано И.В. (Вчера 14:24:15)

Дорогая И.В! Как раз говорить, по мнению Плисецкой, надо было сразу, еще до побега, после побега и ссылки Ферхада в горы Ширин таки пришла поговорить и умолила сестру вернуть Ферхада. Вы правы, если бы она пришла раньше, а почему бы тогда Мехмене не согласиться на то, на что она согласилась позже даже после нанесенного ей страшного оскорбления - неблагодарности сестры и предательства подданного, то была бы "Зимяняя сказка", а не "Отелло". Но оценка поведения Ширин остается. Неверие в любовь сестры к ней. В этом Мехмене увидела оскорбление. Как говорила Плисецкая "Хотела наказать. но не поднялись руки, слишком люблю их обоих. и Ширин, пожалуй, люблю даже больше".

0

106

Дорогие форумчанки и модераторы! Перенесите, пожалуйста, передачу  "Наедине со всеми. Егор Дружинин" - там есть Н. М.  и речь идет о нем немного. Я не  умею этого сделать. Посмотрим все. Спасибо.

0

107

+4

108

Согласна с И.В., не могла Ширин придти и "поговорить по душам" с Мехменэ Бану, именно потому, что не знала о ее любви к Ферхаду. Она боялась не за себя, боялась отдать судьбу Ферхада в руки султанши, не сестры. И свой побег Ширин объясняет: "Мы не из дома твоего бежали, а из дворца, и ГОСУДАРЫНЯ послала за нами всадников, чтоб беглецов СХВАТИТЬ". Не вернули, не остановили, а именно, схватили. Ширин знала о ненависти дворца к ней, хотя бы и в лице одного визиря. И Мехменэ Бану говорит визирю, что он бы беглецов не вернул, а убил бы, будь на то его воля, сложились бы удобно ему обстоятельства. Заодно, отомстил бы и Ширин,что красоту сестры украла, и Ферхаду, что сам того не желая украл сердце Мехменэ Бану. Визирь-то знал об этой любви.
И еще, Николай Максимович, словами Назыма Хикмета, говорит, в чем смысл "Легенды о Любви": "Истинность любви обусловлена Жертвенностью. Мерилом настоящей Любви является готовность Любящего к жертве во имя своей Любви. И герои должны доказать эту Любовь. Только пройдя через это испытание, можно понять, что такое - Любовь".

Отредактировано Гала (2015-09-17 18:02:58)

+1

109

Гала
http://www.kolobok.us/smiles/standart/kiss.gif)))

+1

110

Предлагаю всем поиграть в детектива
Сама второй день играю
Чудеса, да и только!

Новости культуры на тк Культура в 10-00   11.9.2015
http://kaban.tv/archive/rossiya-k/2015-09-11/1065154
с 11 минуты

И в 15-00
http://kaban.tv/archive/rossiya-k/2015-09-11/1065159
с 6:40

А теперь те же выпуски на сайте тк Культура (с соответствующим текстом-пояснением):
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … e/picture/
«В Московском Доме Музыки открыли очередной сезон. Музей-заповедник продлевает работу экспозиции IN MEMORIAM. Композитору-авангардисту Арво Пярту сегодня исполняется 80 лет. В Музее Востока развернута выставка «Лаосская мозаика». Первый всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица» вступил в решающую стадию.»

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id … e/picture/
«К 100-летию Киностудии имени Горького в Москве прошла пресс-конференция. «Последних самураев» представляют в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Первый всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица» вступил в решающую стадию: кастинг завершен, начались съемки…»

А вот в самих видео о «Синей птице» ничего нет.
Исчезли, как и не бывало.
«Как корова языком слизала»

+1

111

Слова и стихи, произнесенные НМЦ в конце фильма, говорят об огне души и любви героев и их создателей, из которого и родилась ЛЕГЕНДА, нет здесь правых и виноватых, в любви все равны.
"Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто же здесь рассеет тьму!!!"

+1

112

Пьеса написана революционером Назымом Хикметом во время его тюремного заключения
Незнакомец фактически заставляет Мехменэ обеспечить чистой водой, то есть достойным существованием, не только себя, но и весь свой народ
Ни один властитель не был способен на это
Ферхад оказался способен
Настоящий мужчина всегда доводит начатое дело до конца
Хикмет отождествляет себя с Ферхадом
Он готов бороться за лучшую жизнь своего народа, несмотря на заключение и разлуку с семьей

0

113

Дорогая Helen, Вы не просто милы и трогательны в выражении своих чувств, но и дружите с сестрой таланта: одним кликом на эти славные мордашки вызываете ответную бурю положительных эмоций!
У меня так не получается: пишу-пишу и все не до конца успеваю сказать, и на работу идти надо.
Спасибо, дорогая Рида, об этом как раз и хотела сказать, да не успела, надо было бежать.
Еще раз перечитала "Легенду" Хикмета: в ней нет безысходности. Все главные герои переживают только об одном: как бы доказать, что их Любовь настоящая.
Ферхад во время тайной встречи с Ширин волнуется, что столь драгоценное для него свидание ему очень легко досталось, он не рисковал жизнью, не сметал все преграды на пути  к своему счастью. Даром получил столь дорогую ему встречу. Ширин, узнав о его муках, говорит, что на самом деле жертва Ферхада велика: он рискует жизнью, если станет известно не только об их свидании, но и о том, что Ферхад просто взглянул на Ширин. Кстати, еще и по-этому они убегают. Ширин спасает Ферхада от смерти.
И отправляясь прорубать скалу, добывать воду, Ферхад не воспринимает это как трагедию. Он нашел чем пожертвовать во имя великой Любви. Ширин достойно принимает решение Ферхада остаться и добыть воду людям. Она своим верным ожиданием любимого приносит свою жертву. Напротив, Ширин намекает Ферхаду, что отправляя ее  с этой миссией в горы Мехменэ была особо лукава и загадочна, она словно искушала, польстится ли Ферхад на столь заманчивое предложение или чувство долга перед народом возьмет верх. Ни Ферхад, ни Ширин не понимают сложившиеся обстоятельства как лишения, страдания, трагедию. Это их добровольная жертва на алтарь Великой Любви.

Отредактировано Гала (2015-09-17 00:16:53)

+1

114

Лилин написал(а):

ёжик написал(а):

    Относительно слов Плисецкой о неблагодарности Ширин.

    Ни Ширин, ни Ферхад даже не догадывались о тайной любви Мехмене к Ферхаду.
    Узнали они об этом через 10 лет, в самом конце пьесы. И то сомневались, можно ли верить словам визиря.

    Мехменэ от Ширин изначально отличает только одно: одна -  властная правительница, другая – беспечная девочка, не отягощенная грузом ответственности. Ширин живет рядом с сестрой, «как за каменной стеной». Поэтому может позволить себе решительные, но безрассудные поступки, вроде побега в «неизвестно куда».
    Страсть затмила разум Ширин.
    Только в этом ее вина.

Дорогая Ежик! Вы правы -  Мехмене никогда никому не давала понять, что любит Ферхада. Но ее сестра в любом случае не должна была так поступать - тайно бежать от старшей сестры, будто она ее первый враг. Ширин своим поступком показала той, что принесла ради спасения ее жизни неслыханную жертву, что не верит в ее хорошее к себе отношение и более того, боится сестры. Потому Мехмене так потрясена. Ширин показала, что не верит в любовь сестры к себе. В рецензиях о роли Ширин критики писали, что жертва сестры ее придавила, она не может смотреть на нее. Хочет освободится от этого груза благодарности. Во дворце она как в клетке.

Ув. Ёжик и Лилин, Цискаридзе в одной из лекций, посвящённых ЛоЛ, говорил, описывая оба дуэта Ферхада и Ширин: первый дуэт - встреча, без одного касания, второй - фактически близость. Потому-то Ферхад и Ширин бегут, что согрешили. Так что, у Ширин времени не было обдумывать.

Отредактировано Tamar (2015-09-17 00:16:15)

0

115

По поводу только что состоявшегося открытия юбилейного 240-го балетного сезона в БТ.

Обратил ли кто-нибудь внимание на нелепый сбор труппы БТ в этом году?
Между оперным и балетным открытием сезона.
Практически ни одного балетного солиста в зале, за исключением четы Александрова – Лантратов.
Даже Крысанова за премией не приехала, предпочла Байкал.
Захаровой до октябрьской трансляции не будет.
Вместо министра культуры сидел какой-то 1001-й заместитель.
Ни Жукова, ни Швыдкого не было.
Из новинок только 1 балет Ундина.
Пресса набежала только за тем, чтобы узнать, кем заменят Филю и куда его пристроят старшим помощником младшего дворника. Если бы интервью Урина в Известиях вышло на пару дней раньше, вообще никого, кроме Культуры не было бы.
По-моему, ни Первый канал, ни Россия1 об этом малозначительном событии сообщать не стали.

0

116

Tamar написал(а):

Так что у Ширин времени не было обдумывать.

И все же.
Какой разный подход… к проблеме.
Ферхад с радостью готов жертвовать собой ради Ширин, а Ширин готова жертвовать… Ферхадом.
А об опасности, которая может поджидать их, если они останутся, в пьесе нет ни слова. Они просто не смогут быть вместе…

0

117

"Я как был русским человеком, так им и остался"

Марина Алексинская, Николай Цискаридзе
17 сентября 2015

http://zavtra.ru/content/view/ya-kak-by … -ostalsya/

+5

118

Дорогая Ёжик, спасибо  огромное за великолепное интервью с НМ.    http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

+1

119

"Я как был русским человеком, так им и остался"

Марина Алексинская, Николай Цискаридзе
17 сентября 2015 
Культура

народный артист России в гостях у "Завтра"
Академический дух несовременен. Конечно, несовременен. И если дух витает, где хочет, то академический дух — в Санкт-Петербурге. Точнее, Санкт-Петербург, улица Росси, Академия русского балета имени Вагановой. Переступаешь порог Академии — и оказываешься в другом измерении. На территории, где царица Дня и Ночи — красота, а мифы и легенды, словно эльфы, незримо присутствуют в декорациях русской истории.
Ректор Академии русского балета имени Вагановой — Николай Цискаридзе. Народный артист России, премьер балета Большого театра, со всею мощью, блеском и изыском своего таланта он демонстрирует: единственное, что в творце созидательное, — это академическое, а не современное (как было принято говорить практически весь ХХ век). Во всяком случае, Академия русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе — одно из самых созидательных учебных заведений. Воспитывает вкус, изящество, любовь к России.
"ЗАВТРА". Николай, лет пять прошло с тех пор, как в интервью газете "Завтра" вы рассказали о хищениях и других "плодах" реконструкции Большого театра. За это время вы стали персонажем сказки. Вас бросали в чан с мертвой водой, вы оказывались — с живой и снова выходили дивным молодцем! Как вам это удавалось? Поделитесь секретом.
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Закалился просто. Помогла сложная детская жизнь, когда мне пришлось приехать из Тбилиси в Москву. Смена города, смена обстановки, смена коллектива, где мне надо было завоёвывать авторитет. И я не обращал внимания ни на бойкоты, ни на какие-то выпады, всё-таки коллектив детский был, но был убежден: приехал учиться, получить профессию. Потом пришел в Большой театр. Три года танцевал в кордебалете, но каждую неделю выходил в одной из центральных или заглавных ролей. И тоже возникали всякие сложные моменты, выяснения отношений. Постепенно привыкал к тому факту, что успеху сопутствуют сложности.
"ЗАВТРА". Уроки Семеновой, Улановой — двух таких титанических личностей — верно тоже не прошли даром?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Как раз в момент поступления в труппу Большого театра умерли все мои родственники. И Марина Тимофеевна Семенова, и Галина Сергеевна Уланова занимались со мною не как с артистом даже, а как с человеком. Понимали: мальчик–сирота, ни дома, ни поддержки, ничего нет… Потом, когда Улановой уже не было в живых, а была только Семенова, она мне сказала: "Коля, запомни, мы не просто так тебе с Галей помогали — мы видели твои способности. Ты запомни и всю жизнь следуй этому: если ты видишь ребёнка, у которого есть способности, обязательно ему помоги. Но учти, что профессия передаётся бескорыстно, безвозмездно. Вот как мы тебе всё отдали, точно так же и ты веди себя". Я подумал тогда, что за высокопарные слова? А потом понял, что в словах этих есть и большая мудрость, и что-то есть мистическое… Мне, правда, очень везло. Мне безумно везло на сложности и преграды. Но в то же время — на очень хороших и порядочных людей.
"ЗАВТРА". Они и помогли выдержать объявленную вам руководством Большого театра войну? Не забыть, как г-н Швыдкой публично гадал: кто же за вами стоит?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. У меня, действительно, есть много друзей, у которых всё сложилось удачно и в жизни, и в профессии. Эта дружба не пяти дней, не двух месяцев. Эта дружба — на протяжении очень большого времени. И в тот момент, когда начался весь этот ужас, ад, кошмар в Большом театре, когда заканчивалась моя танцевальная карьера, они, прежде всего, мне дали возможность понять: есть плечо рядом. И я достаточно спокойно себя чувствовал, потому, что ощущал это плечо, поддержку. Дело ведь в том, что я не сражался за то, чтобы остаться в театре, о своем решении уйти я предупредил администрацию за два года. Я сражался за то, чтобы не позволить себя унизить. Только за это. И ушёл сам с высоко поднятой головой. Больше того, в день выпускного спектакля в училище я пообещал своему педагогу Петру Пестову, что буду танцевать ровно 21 год. Что я и сделал.
"ЗАВТРА". Вы совершили невероятное! Артист одержал верх над чиновником!
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. В конфликте между чиновником и творцом в реальности выигрывает чиновник, а в истории — творец. Всегда. Вот прошло всего два года. И кто знает сегодня фамилию генерального директора, которому повезло быть генеральным директором в эпоху Николая Цискаридзе? Никто не знает уже. Потому что он — никто. О нем и его подельниках даже говорить смешно, так, сотрясание воздуха. Есть гениальное изречение Наполеона: "Проигранное сражение — это не проигранная война". И если они думали, что выигрывая в сражениях, выиграли в войне, то так им только казалось. Да, я прошёл путь конфликта в одиночку в театре. Но, понимаете, каждый человек — каждый! — кто работал в театре, от уборщицы до последней "звезды", встречали меня в лифте или в коридоре и на ушко шептали: "Держись, мы с тобой!" Но ни один человек не выступил публично.
"ЗАВТРА". Но для себя вы сделали выводы?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я сделал единственный вывод для себя: я хочу заниматься делом.
"ЗАВТРА". Однако и ваше вступление в должность ректора Академии обернулось скандалом! Целая артиллерия из именитых балерин была подключена для того, чтобы опорочить ваше имя. Не поколебал ли решимости такой приём?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я был просто уверен: чтобы они ни делали, как бы ни издевались надо мной, как бы ни старались унизить, я буду в выигрыше. Понимаете, последние лет пятьдесят люди специально заказывают скандалы для того, чтобы пропиарить себя. Платят за это сумасшедшие, гигантские деньги! А я ничего не платил, ничего не заказывал. Больше того, ничего не просил! А они меня пиарили на протяжении нескольких лет без остановки. В итоге чего добились? Добились того, что в такой ситуации я оказался жертвой. А в России жертву любят больше всего. Они настолько глупы, что даже не понимали, что делают?
"ЗАВТРА". Чем же вы их так запугали?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Просто они боялись допустить меня к руководству, потому что прекрасно знали мой профессионализм. И на сегодняшний день в Петербурге знают, как я работаю и что из себя представляю. Процедура голосования в Академии русского балета имени Вагановой утвердила меня в должности ректора: 16 человек проголосовало "против" и 241 — "за". Просто потому, что люди мне поверили. И эта вера накладывает на меня гигантскую ответственность.
"ЗАВТРА". Поразительно — задумалась сейчас — судьба вас привела в Академию Вагановой, первыми ученицами которой были Семенова и Уланова.
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я думаю об этом… Знаете, каждый раз в разговоре Марина Тимофеевна Семёнова подчёркивала: она — ленинградка. А я ей всё время говорил: "Марина Тимофеевна, ну какая вы ленинградка? Вы в Москве живёте больше 75 лет! Какой Ленинград?" Но она на своем настаивала. И вот попал я сюда и понял: для неё Ленинград — именно вот эта улица Росси, именно вот это здание хореографического училища. И для Галины Сергеевны то же самое. Потому что вся их основная жизнь прошла именно здесь.
"ЗАВТРА". Перемены в ваших взглядах не произошли после переезда в Петербург?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Вы знаете, без перемен. Я как был русским человеком по воспитанию и по своей артистической судьбе, так им и остался. Еще, будучи артистом, я достаточно резко отвечал разным интервьюерам и хулителям Русского балета по всему миру. Как-то на пресс-конференции в США мне был задан вопрос: почему вы настаиваете на превосходстве Русского балета? Ответил шуткой: потому что нас балету учат дольше, чем США существует как государство. Тогда я и не особенно задумывался над ответом. Но вот сейчас, находясь в Академии русского балета, еще сильнее убеждаюсь в правоте своих слов. Господа, не вам нас учить!
"ЗАВТРА". Русский балет — явление особенное. Мистики говорят о Русском балете как об эмпирии, что охраняет Россию. Каким было его воздействие за рубежом по вашим наблюдениям?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Русский балет — это то, что возвышает нашу страну, ставит её выше всех других. Как французы гордятся Лувром, итальянцы Сикстинской капеллой, так мы — Русским балетом. Ни одна страна мира не может позволить себе содержать балетную труппу такой квалификации и такого артистизма, как балетные труппы Мариинского и Большого театра. Но, к сожалению, мы делаем всё, чтобы Русский балет разрушить. Вот что страшно.
"ЗАВТРА". Года два назад руководитель балета Ковент-Гардена ничтоже сумняшеся заявила в Москве: Русский балет на задворках цивилизации.
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. В Лондоне меня тоже пытались уязвить положением в театре.
"ЗАВТРА". Согласились?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Простите, — сказал, — вы немножко путаете моё положение в театре и положение ваших артистов. У вас Королевский балет, которому всего 70 лет, а у нас — государственный, которому 300. У вас театр — личная собственность королевы, и королева может диктовать условия, а я нахожусь в государственном театре, я первый танцовщик нашей страны и все мои заслуги не только перед моей профессией, но и перед обществом, перед страной. Потому любой чиновник, который хочет со мной повести войну, должен задуматься, с кем он начинает диалог. Я не частная собственность.
"ЗАВТРА". Николай, это сегодня ваши слова востребованы государством, а ваше определение интеллигенции, самозванцев и вечных оппозиционеров, гуляет по ленте фейсбука на ура! Но ведь тогда, в 90-е — "нулевые", крамолой были! Вы же должны были понимать, что информационные пушки "интеллигентов" сметут вас?!
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Вы понимаете, в чём дело. Они на меня будут направлены, мне кажется, всегда. Только потому, что я не люблю подобострастие. Гениальное произведение Грибоедова "Горе от ума": "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Господа, я всю жизнь служу своей стране, своему искусству, но я не хочу склонять голову перед идиотами.
"ЗАВТРА". Кто вас воспитал таким рыцарем?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Да никто. Я грузин по происхождению. Достаточно прочитать мою фамилию — и всё понятно. Я ради своей профессии, ради своей страны готов делать всё, что угодно. Сейчас ради школы я не стесняюсь попросить помощи, поддержки. Но своё человеческое достоинство я никогда в жизни не опущу. Никогда.
"ЗАВТРА". Удивительно, ведь вы росли и взрастали в те "времена", когда постулируемые вам ценности каленым железом выжигали из сознания людей!
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я рос в Тбилиси, в аристократической части города. Это немножко другое. Я всегда это подчёркиваю. Плюс, конечно, советский Тбилиси, который был центром не только культуры, но и такой толерантности к вероисповеданию, к национальности, к выбору человека. Все люди равны, потому что перед Богом они равны. И ты не можешь никого унижать. Я вырос в обществе, где люди понимали, что такое "честь имею". Я вырос в семье, где нравственные нормы были основой жизни.
"ЗАВТРА". Христианское воспитание?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Понимаете, я стал православным не тогда, когда это стало модным. Я вырос в вере, и для меня такой момент очень важный. Мои мама и няня были глубоко верующими людьми. Сколько себя помню, ходил на большие службы, на все праздники. Если меня как-то пытались призвать к ответственности, меня наказанием Божьим пугали. Очень смешной случай, я как-то уже рассказывал о нем. Мне был лет 13. Способный ребенок, стараться не любил, на уроках хореографии больше интересовала жизнь ворон за окном. Мой педагог Петр Пестов и ругал меня, и наказывал, и шутил, и подкалывал, на меня ничего не действовало. И однажды, ни о чем не подозревая, он произнес фразу: "Цискаридзочка, тебе так много дал Господь, что если ты не воспользуешься этим, Он тебя накажет за это". И потом рассказывал маме: "Увидел, как ребёнок вдруг встрепенулся и стал очень сильно стараться. Я был потрясён, насколько ребёнок изменился. Я понял в тот момент, какой ключ к нему подобрал наконец-то, да так, что в любую секунду могу его призвать к ответственности". И мама ответила, что да, Вы поймите, для нас это не простой звук, что он в этом вырос, он понял, о чём вы сказали.
"ЗАВТРА". Николай, Вы не раз выступали против искажения классических постановок оперы ли, балета именно из-за пренебрежения, нарушения режиссером христианских поисков композитора в своих сочинениях. Сегодня часто демонстрируют уродство на сцене и объясняют его сменой канонов красоты. На ваш взгляд: красота меняется со временем?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Меняется мода на красоту, но не каноны красоты. Если переходить в Эрмитаже из зала в зал, то видишь, как менялась мода на красоту. То был в моде высокий бритый лоб, то в моде были вытравленные блондинки, то пышногрудые дамы, то, наоборот, очень худые и так далее.
"ЗАВТРА". Что для вас является красивым?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я вырос в театре, и всё искусственное люблю лишь внутри театра. В жизни — нет. Я ненавижу искусственные цветы вне театра, вообще искусственного в жизни ничего не люблю. Всё, что естественно, для меня прекрасно.
"ЗАВТРА". История искусства — история прощания с красотой. И сегодня, на фоне агрессии contemporary art, как никогда, наверное, актуальна фраза "красота спасёт мир".
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Мне кажется, Достоевский говорил прежде всего о красоте духовной и о красоте нравственной. Мне кажется, для Достоевского это важным было еще и потому, что он сам был подвержен страстям пагубным и сам страдал из-за этого. Ведь в принципе все героини его произведений — это падшие женщины, которые очень хотят очиститься, найти успокоения. И находят его либо в смерти, как Настасья Филипповна, либо, как Грушенька, в уходе в Сибирь за возлюбленным. Она столько сделала поступков неправедных, столь грешна, что только смирением, жертвенностью может искупить грехи.
"ЗАВТРА". Есть Петербург Пушкина, есть Петербург Достоевского, какой вам ближе?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я живу как раз в Петербурге Достоевского (улыбается). Я живу напротив Мариинского театра в Петербурге Достоевского. Больше того, живу рядом с домом, в котором, по произведению "Преступление и наказание", жила старуха-процентщица. Мимо моего дома каждый день Раскольников ходил.
"ЗАВТРА". Ничего не смущало вселиться в такой дом?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Абсолютно ничего. Я обожаю это место. Это одно из самых красивых мест на земле для меня. Рядом мои любимые Мариинский театр, Никольский собор и канал Грибоедова, бывший Екатерининский канал.
"ЗАВТРА". Николай, искусство жестоко. Обратная сторона его — одиночество. Вот вы со своей пламенной самоотдачей балету, театру, Академии не обрекаете ли себя на одиночество?
Николай ЦИСКАРИДЗЕ. Я никогда не был одинок. У меня рядом с кроватью всегда стоит огромное количество книг, которые мне в ближайшее время надо прочитать, а времени всё нет… Да что вы! Какое одиночество?! Особенно после создания Интернета. Можно все, что угодно прочитать, просмотреть… Меня как-то очень рассмешила Марина Тимофеевна Семёнова. Мы сидели на берегу какого-то залива где-то за границей, пили вино и философствовали. "Колечка, я же сирота", — сказала Семенова. Я расхохотался: "Марина Тимофеевна! У вас дочка, внуки, правнуки. Какая вы сирота?" Она говорит: "Да, Коленька, мои все же уже померли". То есть её ровесники, ей тогда было за 90 лет. Я тогда задумался… Ведь на самом деле, вокруг тебя может быть 150 детей, родственников, а ты можешь быть одинок среди них. И это очень страшно.
"ЗАВТРА". Завершая интервью, поделюсь с вами шуткой. В редакции, узнав о том, что я еду в Петербург, встречусь с вами, мне сказали: спроси у Николая, когда он там, в Грузии, порядок-то наведёт? Это была шутка, конечно…
Николай ЦИСКАРИДЗЕ (смеётся) Вы знаете, я гражданин России.
Материал подготовила Марина Алексинская
P.S. Пока шла работа над материалом, пришло известие: руководство Большого театра в очередной раз берет курс на Запад: упраздняет должность художественного руководителя балета, вводит — директора балетной труппы. Прокомментировать событие я попросила Николая Цискаридзе, и вот что он, премьер балета Большого театра, сказал:
"Можно ориентироваться на западную систему. В том случае, если наши интенданты, менеджеры — люди неслучайные в музыкальном театре, воспитывались в нем с молодых лет, с низших ступеней карьеры, как это происходит на Западе. У нас интенданты-чиновники, особенно на протяжении последних 15-20 лет, если и взрастали в театрах, то весьма далеких от музыкально-балетной жизни. Они занимали директорские кресла в возрасте "за 50-60", когда им ни балет, ни музыка, ни опера уже неинтересны. Во время спектакля они спят, если только нет, конечно, высокопоставленных гостей и им приходится быть начеку. Артисты это прекрасно видят со сцены и смеются, но судьба их зависит именно от этих людей. А потому можно вспомнить лишь слова известного политика: "хотели как лучше, получилось как всегда".
Фото: Николай Цискаридзе накануне 70-летия Победы встретился в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой с её ветеранами, в том числе — блокадниками (из архива АРБ)

+2

120

Из книги В. Познера "Противостояние".

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ

03.04.2011

Совершенно неожиданно для меня, да и для телевизионного начальства, эта программа имела высочайший рейтинг. Но теперь, пересмотрев ее, я понимаю почему: Цискаридзе был великолепен.

В какой-то момент, пересмотрев это интервью, я подумал, что он исполнил своего рода танец, причем такой, что невозможно было оторваться от него. Что в нем было главным? Филигранная техника? Страсть? Обаяние? Да, конечно, всего этого было вдоволь, но для меня главными были его необычайная искренность, прямота и ум.

Должен признаться, что к артистам сцены — не важно, балетная ли, оперная ли, театральная ли, у меня есть предубеждение: априори предполагаю их…ну, если не глуповатыми, то как минимум не очень умными. Каюсь, хотя виноват в этом не совсем. Сколько режиссеров кино и театра говорили мне: «Пойми, актер — это пустой сосуд, который мы, режиссеры, заполняем требуемым нами содержанием. Умный актер — это беда, это вообще не актер».

Цискаридзе с блеском доказал, что это не так. Он был не просто умен, он был глубок.

Меня многие его ответы взволновали. Например, рассуждения о том, что победитель Олимпийских игрна всю жизнь остается победителем, танцор же должен с каждым выходом доказывать, что он победитель, но стоит ему сделать одно неверное движение и все закричат: «Акела промахнулся!». Кстати, Цискаридзе сильно удивил меня своей явной начитанностью — тут тебе, кроме Киплинга и Грибоедов, и Прутков, и Андерсен, и Мольер, и Чапек, не говоря о ссылках на Бисмарка и Павлова.

«Если человек талантлив, он талантлив во всем» — так говорят. Я не уверен, что это так. Тем более вспоминая слова Раневской, которые приводит Цискаридзе: «Талант — это как прыщик, неизвестно, на кого вскочит». Но к Цискаридзе это относится в полной мере. С каким остроумием он говорит о «поющих и танцующих депутатах», к которым он относится «не положительно» (оценка просто бесподобная). Что до рассказа о 87-летней Галине Улановой, которая, несмотря ни на возраст, ни на высокие каблуки, решила показать Николаю, как именно должен прыгать Нарцисс, то это сделано так мастерски, что у меня перед глазами возник балетный класс, в котором пианист-аккомпаниатор, фотограф и Цискаридзе застыли в немом восхищении, глядя на то, как великая балерина превращается в порхающую девушку.

И потом — и для меня важно сказать об этом — это открытая гражданская позиция Цискаридзе.

Он не осуждает никого из своих коллег по искусству, не осуждает за то, что некоторые стали, как говорили тогда, «невозвращенцами»; сам же он «не хотел быть иммигрантом».

Он никогда не был «подписантом» коллективных писем, хотя и писал письма с просьбой помочь тому или иному человеку.

Он считает, что дети «людей, принимающих законы», должны учиться в российских школах и служить в российских вооруженных силах.

Он считает, что не бюрократы должны определять, чему и как учить будущих артистов, танцоров, певцов, а профессионалы.

Он считает, что депутаты Государственной Думы, которым мы, налогоплательщики, платим зарплату, должны постоянно находиться на своих рабочих местах, а не передавать другим свои карточки для голосования.

И обо всем этом Николай Цискаридзе говорит громко и четко.

Согласно исповедуемым им ценностям подлость еще хуже предательства, а когда он предстанет пред Всевышним, то скажет: «Я старался жить честно».

+7