Дорогая И.В! За плюсик спасибо. Но на форуме не про "другое", а как раз про творчество Цискаридзе. Рада, что мы опять пришли к консенсусу.
Тема 41
Сообщений 481 страница 510 из 998
Поделиться4822015-06-22 19:10:11
Господа! А мне все очень понравилось."Вечерний Ургант" идет поздно вечером. Возрастное ограничение (16+). Никакой пошлости и скабрезности я там не услышала. Наоборот получила заряд позитива.С удовольствием любовалась этими двумя молодыми и красивыми людьми. Скоро начнутся отпуска. Все наши Кумиры разъедутся "по-морям". Скучища будет на всех форумах и во всех группах. Я ,наоборот, очень рада , что под конец"Сезона" Николай Максимович нас радует своими творческими успехами. Сам танцует. Активно принимает участие во всей Культурной жизни в стране.Я просто счастлива увидеть его счастливые глаза и услышать его знакомый смех.Спасибо ему , что выкладывает много новых фотографий. Я желаю Николаю Максимовичу хорошего отдыха. Много новых впечатлений.Замечательных встреч.Мы Вас очень любим и будем скучать!
Дорогая Елена! Я с Вами солидарна. По понятной причине посмотрела передачу Урганта с опозданием. Николай Максимович и здесь не только неёсказал ни одной пошлости или скабрезности, но и выдал массу интересной и полезной информации. Например, напомнил, что Вагановское училище в последний раз гастролировало в Москве 30 лет назад в 1985 году. Поэтому с полным правом можно сказать, что в новом статусе Академии питерцы приезжают в Москву впервые. И сравнение, что представлял выпускной вечер Цискаридзе в 1992 году в каком то захудалом кафе и что он устроил для своего первого выпуска - сказку. Позитив, которогоюнам так не хватает,пронизывал все время, что Николай Максимович был на экране.
Поделиться4832015-06-22 19:30:20
Ув. Лилин! Что-то вы излишне подозрительны и защищаете там, где не нападают... Никаких намеков я не делаю. И действительно, хватит уже про "проверенных дам". Я умолкаю... Ясно, что все - преданные... Ставлю вам плюсик в знак завершения дискуссии. Но я с Tamar не объединялась, поэтому и вы меня не объединяйте. Я - про свое... Я не про творчество Цискаридзе, а про другое...
Отредактировано И.В. (Сегодня 17:33:49)
Ув. И.В., а почему Вы боитесь, что Вас случайно "об'единили" со мной? Я не в фаворе, а Вы своя на форуме? Так нужно, наверное, более точно излагать свои мысли. И бояться не будете, что Вас во вражеский лагерь запишут. И плюсики в знак примирения (или завершения дискуссии) ставить не нужно будет.
Поделиться4842015-06-23 03:30:13
В ночь со вчера на сегодня ( все нужное только так, что б поменьше увидели) по Культуре показали вот этот документальный фильм. Пожалуйста, посмотрите и послушайте внимательно.
Мне кажется, что даже для тех людей, кто все ещё слабо представляет себе ( по разным причинам) ЧТО такое Великая Отечественная Война, почему и за что мы воевали, в чем корни сегодняшних событий, это фильм будет необходимым. Особенно касается подрастающего поколения, представители которого есть в каждой из наших семей.
Отредактировано Helen (2015-06-23 03:35:17)
Поделиться4852015-06-23 13:56:19
Helen, прекрасный фильм. Спасибо.
Поделиться4862015-06-23 14:00:34
Сегодня случайно купила билет на "Денис Мацуев собирает друзей" в Кремлевском дворце съездов. Со страхом спросила:"А билеты на Мацуева есть?" А мне отвечают '
"Остались самые хорошие места. 30 билетов". Взяла восьмой ряд. Вечером расскажу подробности. В предвкушении праздника.
Пишу, а вдруг еще кто захочет пойти. Купила в самом обычном московском театральном киоске.Часа два назад. Желающин еще могут успеть.
Поделиться4872015-06-23 15:36:59
. .....Да если честно, в тот день на мне самой поставили эксперимент по воздействию положительному искусства на душу. Это из серии нарочно не придумаешь. Прилетаю накануне из другой страны, из Москвы прибываю на Ладожский вокзал, где спускаюсь к кассам метро и там падаю- Первая мысль, сломан нос или нет,упала лицом вниз, весь платок в крови. Нос на месте, но вторая мысль, возможпо ли в подобном видепоявиться в общественном месте. Кровь удалось остановить, боль, но народ от меня в обморок не падает,реагирует в местах типа театрального музея положительно. Значит путь в театр не закрыт. Представляете мое настроение и состояние. На спектакле забыла обо всем. Искусство Цискаридзе лечит в прямом смысле.
О Господи, Лилин! Как будто Вам кто-то энергетическую растяжку поставил. Хорошо, что обошлось.
Поделиться4882015-06-23 15:38:20
Прочитав всю полемику и отзывы по поводу передачи с Ургантом и женщинами, поджидающими Цискаридзе, мне понятны чувства всех. В передачи с Ургантом мне тоже кое-что не понравилось, но к Урганту претензий нет. Тоже не люблю (даже досаду испытываю), когда перебивают, но это свойство многих ведущих. Они как бы отстаивают, «кто в доме хозяин и дрессировщик». Я была на двух встречах с Цискаридзе и на одной реально могла подойти вплотную, и даже было что сказать, но как-то постеснялась. Но другие подходили и я рада за них. Думаю важна простая искренность. Для Тамаr скажу, наши чувства иногда бывают очень тонки и изысканно (утонченно) прецизионно придирчивы, а укрупненно, в целом все хорошо. В целом пока все хорошо идет.
Поделиться4892015-06-23 19:46:08
Опять мой пост куда-то делся. Был на месте 484. Как начинается полемика с одной дамой "из преданных", так и посты пропадают. Дорогие модераторы, ау!!!
Поделиться4902015-06-23 20:45:44
Опять мой пост куда-то делся. Был на месте 484. Как начинается полемика с одной дамой "из преданных", так и посты пропадают. Дорогие модераторы, ау!!!
Ув. И.В., возможно вы сами удалили свой пост, т.к. в журнале форума есть отметка.
Поделиться4912015-06-24 00:28:44
Только что вернулась. Дениc Мацуев великолепно отпраздновал сороковой день рождения в Кремле. Подробности завтра.
Поделиться4922015-06-24 00:29:56
О господи, Лилин! Как будто Вам кто-то энергетическую растяжку поставил. Хорошо что обошлось
Спасибо за добрые слрва. Да, обошлось.
Поделиться4932015-06-24 07:19:51
Дорогая Gella! Я читала ваш ответ. Если бы я удалила сама, я бы не спрашивала. Это делается не в первый раз. В вашем ответе есть противоречие: говорите "возможно" и тут же, что есть отметка в журнале. Тогда о чем? О том, что удалила я сама? Дорогая Gella, прошу вас, как администратора, сделать внушение "в личку" тому, кто это сделал на самом деле. Спасибо. С ув., И. В.
Отредактировано И.В. (2015-06-24 07:24:15)
Поделиться4942015-06-24 09:19:05
пост удален автором
Отредактировано Омега (2015-06-25 08:36:15)
Поделиться4952015-06-24 14:55:41
Ув. Омега, у меня не было в посте ничего предосудительного, никаких умствований по поводу чего бы то ни было, а просто я, отвечая Tamar, употребила словосочетание "преданные поклонницы". Наверное, есть просто поклонницы, а есть другая каста - "преданные" и "особо преданные". Люди сами себя туда назначают (некоторые, не все). Я предполагаю, кто именно удалил мой пост. Но что делать... Модератор - "своя рука владыка..." Прошу модераторов всех не обижаться, потому что я имею в виду только одного человека. Кого интересует, кого именно, могу написать "в личку".
Кстати, в своем посте 480, когда я говорила, что писала про "другое", то имела в виду как раз поклонниц Н. М., которые также имеют к нему и его творчеству самое непосредственное отношение... Не надо никого убеждать, что по поклонницам нередко судят о самом Артисте. Есть хорошая русская пословица: "Каков поп - таков и приход". Разговор был как раз об этом аспекте, связанном с творчеством Н. М. Цискаридзе.
Отредактировано И.В. (2015-06-24 17:50:32)
Поделиться4962015-06-24 18:29:22
Вчера в Кремлевском дворце съездов Денис Мацуев отметил свое сорокалетие прекрасным концертом "Денис Мацуев собирает друзей". Сам вел концерт. Представил присутвующих членов жюри конкурса имени Чайковского и конкурсантов. Сыграл Первый концерт Чайковского, Рапсодию в стиле блюз Гершвина. Вместе с Башметом сыграли импровизацию на тему подмосковных вечеров. Хибла Герзмава спела арию и кабелетту Нормы. Спиваков продирижировал вальсом из "Маскарада" и лезгинкой из "Гаяне" Хачатуряна. Во втором отделении сыграл Бутман, а Сергей Безруков вместе с Мацуевым импровизировали диалоги Моцарта и Сальери. Открытием вечера стал симфонический оркестр Татарстана под руководством Сладковского. Их визитная карточка " Стан Тамерлана" Александра Чайковского. Есть такой момент, когда дирижер поворачивается к зрителям и те вместе с оркестром отхлопывают в такт музыке. Впечатление невероятное. Зал буквально взорвался. Часть номера пришлось биссировать. А потом оркестр сыграл посвящение к дню рождения Мацуева. Начали с мелодии песни о Байкале, вспомнив таким образом, где родился пианист., не обошлось без Первого фортепианного концерта Чайковского, ну и традиционное happy birthday. Совершенно очаровали самые юные участники. 13 летний Малофеев, уже лауреат юношеского конкурса Чайковского, от нежнейшего пианиссимо переходил к такому мощному форте, что создавалась иллюзия звучания оркестра, В числе прочего исполнил "Трепак" из "Щелкунчика" в обработке Плетнева. Не обошлось без юмора. Квартет играющих....на клизмах. Вечер удался, Мацуев был в ударе. Время незаметно пролетело до 12, хотя закончить должны были в десять часов.
Поделиться4992015-06-25 08:34:40
Дорогая Лилин, спасибо Вам за Мацуева, за Ваши щедрые впечатления, которыми ВЫ делитесь с форумом.
Были проблемы с выходом в интернет. Поэтому пишу, когда уже все написано про выпускной. Но....
Присутствовала на официальной части вручения дипломов.
Волшебная сказка претворенная в жизнь. Волшебство от начала и до конца.
Молодец НМ и те, кто ему помогал организовать такой праздник для ребят.
Все было в высшей степени превосходно.
Сам НМ был просто ослепителен. Фотографии этого не передают.
Блистал юмором как всегда. "Не топотать, паркет дорогой" или "Слушайте музыку, а то заберу дипломы".
Одним словом, была свидетелем СКАЗКИ.
З.Ы. Кто будет в Москве на выпускном спектакле, поделитесь пожалуйста впечатлениями.
Поделиться5002015-06-25 11:52:46
Дорогая Ксюша! Вам тоже благодарность огромная и искренняя за подробный рассказ про сказку с цитатами Цискаридзе. Николай Максимовис как всегда на высоте. Даже видео передают его шарм и обаяние. А как он не удержался и пустился в пляс, подбрасывая выпускниц в воздух в польке! Вспоминается первый выпуск "Танцев" с его участием в 2006. Там он отметил, что полечка такой танец, когда на месте усидеть просто невозможно. Очень рада, что Вы приобщились к этой сказке и празднику. Такое запоминается на всю жизнь. С нетерпением жду завтрашнего дня. Обещаю рассказать.
Поделиться5012015-06-25 12:30:01
Ув. Umbratilis!
К посту 497.
2-я девушка справа - это не Ольга Макарова (внучка Аскольда Макарова)?
Ув. Гсюша, фотографий не будет? Что-то маловато их в этом году. На Анастасию Лукину хочется посмотреть. Ренату Шакирову в платье не узнать.
Кто в какой театр пойдет не говорили?
Отредактировано Незнакомка55 (2015-06-25 12:30:48)
Поделиться5022015-06-25 13:45:49
ДОБРОЕ УТРО
Андрис Лиепа, Николай Цискаридзе
https://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p96222
А лучше смотрите он-лайн
в 7:49
Там HD, и перед рекламой Николай так хитро шепнул Арине: "Почему ты не хочешь встать в арабеск?"
Поделиться5032015-06-26 10:04:15
Уважаемые участники, странствуя по просторам интернета, вы можете найти этот форум http://passionballet.topf.ru/
Очень интересно. Рекомендую.
Поделиться5042015-06-26 17:17:02
«У меня нет времени думать о завистниках» http://izvestia.ru/news/588157 - итересно
Поделиться5052015-06-26 21:12:36
Дорогая Gella,Спасибо за "интересное" интервью.
Когда он все успевает?
Поделиться5062015-06-26 23:41:35
Агриппина Яковлевна Ваганова
Agrippina Vaganova
артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца», ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Народная артистка РСФСР — Википедия
Дата и место рождения: 26 июня 1879 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Дата и место смерти: 5 ноября 1951 г. (72 года), Санкт-Петербург, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Союз Советских Социалистических Республик
Она не была эталоном балерины – небольшой рост, тяжеловатые крепкие ноги, жесткая пластика рук. Но она поняла, на что способно человеческое тело, какими средствами добиться от него грации и точности движений. Ее ученицы позже скажут: «Про тело она знала все».
Агриппина Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года. С детства она грезила сценой. Ее отец Яков Ваганов был капельдинером в Мариинском театре, жалованье небольшое, в семье трое детей, жили небогато. Поступление в училище означало для маленькой Груни Вагановой возможность приобрести профессию и, кроме того, облегчить жизнь семьи – тех учениц, кто успешно сдал экзамены после первого года обучения, принимали в училище на полный пансион.
В десятилетнем возрасте девочка была принята в Петербургское театральное училище по классу балета.
У нее не было тех блестящих способностей, обладательниц которых уже в раннем детстве учителя называют «прирожденными танцовщицами», и монотонные упражнения, которые предлагали педагоги, поначалу ее утомляли. Однако безмерное трудолюбие и осмысленный подход к занятиям сделали ее одной из первых учениц в классе. Уже к концу первого года обучения девочка пыталась соединить движения в одно целое, «танцевальный сюжет». Вскоре она вместе с другими ученицами стала принимать участие в спектаклях театра. Особый интерес у нее вызывали репетиции «Лебединого озера». Через много лет она создала свою версию этой постановки.
На выпускном экзамене она получила 11 баллов из 12. В ту пору Агриппине Яковлевне было шестнадцать лет, на сцену брали с семнадцати. Это огорчило Ваганову. Ей пришлось целый год оставаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще более обидело ее то, что приглашенный для работы с юными балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти почему-то не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц. Юная танцовщица, спрятавшись в зале от строгих педагогов, тайком наблюдала за работой знаменитого итальянца.
Она была зачислена в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Теперь нужно было доказать свое право на маленькие партии – сперва на участие в «шестерках» и «четверках», а дальше на сольные вариации. Ваганова трудилась с такой самоотверженностью, на какую была только способна. Она и не думала разочаровываться в выбранной профессии. Помогал упрямый и независимый характер.
Путь к первым партиям у Вагановой был долгим. Несмотря на то что у нее в работе явно наметились успехи, она, как и прежде, танцевала в «шестерках» и «восьмерках». Она протестовала – и получала взыскания за строптивость. И кто знает, стала бы она знаменитым педагогом, не пройдя через все испытания, которые упорно преодолевала всю свою жизнь.
В эти годы в театре царил ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Он приветствовал изящество и женственность на сцене. Отточенный классический танец Вагановой, ее суховатый академизм казался ему бесперспективным, как и сама балерина. Но с особым вниманием следил за успехами Вагановой педагог Николай Густавович Легат.
Он оказал ей помощь в становлении техники классического танца. И чудо свершилось! Ваганова почувствовала, что сумела раскрепостить свое тело, руки, и танец приобрел выразительность. Она показала феноменальное мастерство «полета». Сегодня ее прыжок – уже история балета.
Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем – множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. В конце концов Ваганова получила от критиков неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран-па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими». Со временем она научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами на свою технику.
Несмотря на неимоверный труд, Ваганова не стала звездой первой величины на балетном небосклоне. Правда, надо признать, что при своих природных данных она достигла максимума. И, что куда важнее, – не простым наращиванием физических нагрузок. Параллельно с тренажом в ней совершалась колоссальная интеллектуальная работа, она познавала возможности человеческого тела, формулировала для себя законы работы с ним, составляла оптимальное расписание занятий.
Ваганова поняла: то, на что не обращали внимания предшественники: корпус, спина, руки – и есть основа, позволяющая добиться полной свободы движения, вращения, прыжков. Мало того, она знала, как распределить силы, как чередовать упражнения, чтобы добиться наилучшего результата, – как стать лучшей балериной в мире. Если бы ей – тело Павловой или Карсавиной! Увы, она знала, КАК СТАТЬ, а они – БЫЛИ лучшими.
Сама Агриппина Яковлевна не раз вспоминала: «Только к концу карьеры я пришла к званию балерины». Непросто складывалась и ее личная жизнь – переезды с квартиры на квартиру, постоянная неустроенность. Она долго жила с женатым человеком, родив от него сына. И хотя этот брак официально не был оформлен, Ваганова была по-своему счастлива. Она любила отставного полковника Андрея Александровича Померанцева.
После рождения сына директор театра В.А. Теляковский по-прежнему не давал балерине сольных партий. Но вскоре ей улыбнулся случай. Ей пришлось заменить больную актрису Тамару Карсавину, исполнявшую вальс в балете «Шопениана». Ваганова провела свою роль блестяще, но в труппу актеров, которая отправлялась в Париж на гастроли, она не была приглашена. И вновь затянувшееся ожидание. Лишь через два года новая роль – Одиллии в «Лебедином озере».
Это был еще один успех. Потом у Вагановой были не раз удачные и не очень удачные образы на сцене. В 1915 году директор театра подписал приказ о ее увольнении на пенсию. Вагановой было всего 36 лет. Она была полна сил и хотела работать. Но со сценической карьерой пришлось распрощаться. Постепенно в Петербурге открылось множество хореографических школ. Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил сторонник классического танца А.Л. Волынский.
Со временем ей пришлось взять в семью двух детей своей умершей сестры. Вскоре после 1917 года Померанцев, подавленный событиями в стране, покончил с собой. Перед угрозой голодной смерти, когда все исчезло – пенсия, продукты, дрова, – Ваганова соглашалась на любую работу, выступала с концертами, за которые платили хлебом и картошкой.
«Великий исход» артистов балета из России опустошил театральные сцены Петрограда и Москвы, но в то же время наполнил свежими силами различные эмигрантские балетные труппы, которые возникали в это время по всему свету – от Константинополя до Берлина, от Парижа до Харбина, от Чикаго до Загреба, от Каунаса до Шанхая. К счастью для России, в Петрограде осталась балерина-пенсионерка Агриппина Ваганова, ставшая во главе хореографического училища. Не будь ее, советского балета, возможно, вовсе не существовало бы…
В штат балетного училища Ваганову взяли в 1921 году. Было холодно и голодно, занимались в кофтах и платьях. Но Ваганова была счастлива. Как-то в классе появилась невзрачная на первый взгляд миниатюрная блондиночка. Педагог предложила ей несколько упражнений. Потом – еще. И все это девочка выполнила с удивительной легкостью. «Я чуть не вскрикнула от восхищения», – вспоминала позже Агриппина Яковлевна. Это был переломный момент в истории балета: Ваганова обрела ТЕЛО – то, которого так не хватало ей самой, с помощью которого она могла создать величайшую балерину в мире. И создала. Имя этого чуда – Марина Семенова.
А потом были Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Ольга Иордан, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Фея Балабина, Елена Тангиева – всего Ваганова воспитала двадцать девять выпусков.
Как знать, возможно, если бы Ваганова изначально была бы более одарена от природы, она не стала бы столь вдумчивым педагогом. А при сложившемся положении вещей и при ее упорном характере и постоянном стремлении к самосовершенствованию ей приходилось тщательно анализировать все движения, расчленять их на составные части, внимательно выискивать собственные ошибки и пути их преодоления. Методика Вагановой вырабатывалась в ее неустанной работе над самой собой, именно поэтому впоследствии она могла сразу заметить недостатки своих учениц и объяснить им возможности их устранения.
Одной из особенностей системы Вагановой было то, что если прежде основным методом был показ, то она каждое движение объясняла. Да и зачем было показывать: она хотела совершать все движения – но не своими, а их руками и ногами, выпрямлять не свою, а их спину, поворачивать не свою, а их головки. Показы были – но совсем другие: когда ученица ошибалась, Ваганова карикатурно передразнивала ее. Ей было нетрудно подражать им, ведь это были ее тела. Зато уж когда хвалила – это значило, что девочка действительно добилась важного успеха.
Как однажды сказала в одном из интервью Майя Плисецкая: «У Вагановой были «фантастические» мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: «Попробуй так!» Она требовала: «Надо так». Она для меня Микеланджело в балете.»
В первые годы советской власти официально обсуждался вопрос ликвидации балета как искусства, «чуждого пролетариату». Ваганова мечтала сохранить классический балет. Как показало время, она была права. Но сиюминутные «новшества» выдвигали вполне авторитетные балетмейстеры. И если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара.
С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни», новые редакции балетов «Лебединое озеро» и «Эсмеральда». В этих спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех – от артисток кордебалета до ведущих балерин – нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы – это и есть отличительные черты «школы Вагановой», – писала в воспоминаниях о своем педагоге Наталья Дудинская.
Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а её ученицы постепенно распространили её методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала множество изданий и была переведена на разные языки.
В 1937 году Ваганову освободили от должности руководителя Кировского (ныне Мариинского) театра, не дав достойно проявить себя, и предложили место в родном хореографическом училище. Ваганова, подавляя горечь и обиду, с энтузиазмом включилась в уже хорошо известное ей дело.
С начала войны она работала в Ленинграде, потом в Перми. В 1943 году ее вызвали в Москву, присвоили звание профессора хореографии и. направили в Большой театр. Она согласилась, но при условии, что со временем вернется в родной Ленинград.
Через год Ваганова была уже в своем училище. Последние выпуски давались Агриппине Вагановой нелегко. Она болела, все больше времени проводила в больнице. Она не могла, как прежде, выйти на поклон к зрителям, присутствовать на выпускных вечерах своих учениц.
5 ноября 1951 года Вагановой не стало. Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера».
В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (ныне Академия русского балета) было присвоено её имя.
Д. Трускиновская
Народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (1946), профессор (1946). Окончила Петроградское театральное училище в 1897 (ученица Л. Иванова, Е. Вазем, П. Гердта, Н. Легата), позднее совершенствовалась у О. Преображенской. В 1897—1916 танцовщица Мариинского театра (первая танцовщица с 1906, балерина с 1915).
В 1917-20 преподаватель в балетных школах Балтфлота и Миклоса; с 1917 началась ее работа педагога классического танца в младших и средних классах ЛХУ, в 1921-51 — выпускных классов. Ее ученицы — М. Семенова, Г. Уланова, Т. Вечеслова, О. Мунгалова, Н. Млодзинская, Е. Тангиева (Бирзниек), В. Каминская, О. Иордан, Н. Дудинская, Ф. Балабина, Н. Анисимова, В. Станкевич, А. Васильева, Е. Чикваидзе, В. Лопухина, Н. Железнова, 3. Васильева, Г. Кириллова, Н. Красношеева, А. Шелест, С. Шеина, Н. Ястребова, Л. Войшнис, М. Мазун, Н. Кургапкина, О. Моисеева, И. Генслер, Н. Петрова, А. Осипенко, И. Колпакова и др.
В 1934-41 возглавляла педагогическое отделение при ЛХУ (ученики — Н. Базарова, Е. Иванова, В. Костровицкая, В. Мей, М. Тер-Степанов, Л. Тюнтина, М. Шамшева и др.). В 1946—51 заведующая педагогическим отделением ЛХУ при Ленинградской консерватории. В 1917-51 преподаватель класса усовершенствования, в 1931-37 — художественный руководитель балета Мариинского театра, где осуществила новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933), «Эсмеральда» (1935; 2-я ред. — 1948).
«Историческая заслуга Вагановой заключается в том, что она вела неустанную борьбу за классический танец, что она была несравненным учителем танца. Развернутый, технически оснащенный и разнообразный танец (и прежде всего классический танец) был для Вагановой главным материалом балета, главным оружием балетмейстера, «языком» актера. Своих учениц она готовила для осмысленного выразительного танца» (П. Гусев). Одна из первых и любимых учениц Вагановой — М. Семенова позднее вспоминала: «Она требовала, чтобы в танце образ, эмоции, содержание передавались всем телом: ведь тело — наш инструмент. И потому она заботилась о том, чтобы этот инструмент был развит до совершенства».
Огромная заслуга Вагановой состоит и в том, что она вооружила советский балет своей методикой преподавания классического танца. Созданный ею учебник «Основы классического танца» — «высшая академическая грамматика хореографии» (В. Трефилова) — был впервые издан в 1934 и выдержал несколько изданий в СССР и за рубежом. В предисловии к книге Ваганова писала: «Мы бережно охраняем классику, но думаю, если бы встали из могилы Дидло, Тальони-отец, Перро — они не признали бы своего детища. Время делает свое, все совершенствуется. Тем более неизбежно стремимся к совершенству мы, танцовщики. Каждый день в экзерсисе мы имеем дело с одним и тем же материалом и невольно отделываем свою технику все больше и больше... Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основания науки танца, свои достижения, все то, к чему привел меня многолетний опыт танцовщицы и педагога».
О вагановской школе, впитавшей в себя достижения многих поколений педагогов хореографии, еще в 30-е гг. удачно написала Л. Блок: «К какой школе следует отнести манеру Вагановой? К итальянской, французской или русской? Ни к одной, в том виде, как они до сих пор существовали. Ваганова в своем методе опирается и на итальянские элементы, и на французские, а общая совокупность создает новый этап русской школы».
В 1957 Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено имя А. Я. Вагановой.
Литература: А. Я. Ваганова.— Л., 1940; Франгопуло М. А. Я. Ваганова. 50 лет работы в балете.— Л, 1948; Богданов-Березовский В. Л. Я. Ваганова,— М.; Л., 1950; А. Я. Ваганова,— Л., 1958 (в кн. приведена библиография статей А. Вагановой); Кремшевская Г. Агриппина Ваганова,— Л., 1981; Красовская В. А. Я. Ваганова.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л, 1972, т. 2; Вечеслова Т. А. Я. Ваганова,— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л, 1979, вып. 3; Слонимский Ю. Профессор классического танца. Новые факты к биографии А. Вагановой.— Муз. жизнь, 1961, № 24; Кремшевская Г. Грамматика Агриппины Вагановой.— Там же, 1979, № 13; Дудинская Н. Об Агриппине Яковлевне Вагановой.— Театр, 1983, № 6; Красовская В. Две жизни Вагановой - Нева, 1985, № 9, 10.
Поделиться5092015-06-27 09:31:53
Это очень интересно
Поделиться5102015-06-27 13:36:06
29 июня 2015 года в 19:00 книжное издательство "Сезан" приглашает Вас на встречу со звездой балета, ректором Российской Академии балета - Никой Цискаридзе в выставочном зале Национальной парламентской библиотеке Грузии.