В фильме Лунгин показывает террориста-садиста, размазывающего иноплеменников, иноверцев,иностранцев, а в данном случае русского офицера. (На артистов - Машкова и Миронову всегда приятно посмотреть, только кудри идиотские, пардон.). Демонстративно показывает , что офицер доведен до состояния затравленного замученного животного. (Прошу не путать кино с реальностью. В реальнсти может быть все, а кино – это язык зрительных образов, содержащий оценку и отношение автора к показываемым событиям . В реальности своих могли танком «похоронить», замесив трупы с грязью, а кино это будет идеализированная сцена прощания со скупой слезой, сжатыми губами, спазмом глотки- ходящим кадыком и внутренней собранностью и группировкой для дальнейшей героической работы. Здесь уже будет работать талант режиссера, актера оператора и их художественный вкус.)
Итак, нам показывают затравленное животное , карикатурно загримированное по типу Бена-Гана из острова сокровищ. (Повторяю, не путать с реальностью кино.). Стоящее на коленях, ползком, подвывающее и со страхом хватающее виноград. А над ним возвышается прямо стоящий противник. Здесь нам демонстрируется (доводится) принципиальная базовая схема плановой расстановки и взаимоотношения двух противников русского офицера и нехристианана-архаика.
Далее, противник- террорист-садист схвачен нашими спецслужбами и находится в зрительной досягаемости главного героя. Главный герой выпрашивает у спецслужб возможность посмотреть в глаза террористу. Те нехотя соглашаютя.
Главный герой садится за ОДИН стол с террористом , молча мотрит в глаза террористу у которого появляется не сходящая с лица усмешка, затем террорист плюет в лицо русскому офицеру. Русский офицер бросается на террориста с кулаками….., затем представители спецслужб их разнимают.
Здесь нам дается вторая принципиальная схема, демонстрирующая полное моральное превосходство террориста-садиста над русским офицером.
Плененный Террорист в видит вдруг Русского офицера, над которым он издевался и пытал. Первая реакция в глазах не страх не удивление а усмешка, длительная усмешка. Говорящая, а это ты, которого я так-то и так-то…Да я на тебя как тогда ……. Так и сейчас (будучи арестованным) плевал.
Зачем офицер просил встречи с террористом???, Ведь он получил китайский-философский вариант сидя на берегу перед ним проплыл труп его врага. Труп врага уже плывет, так имей же выдержку спокойно-удивленно недоуменно проводить его взглядом. Это все что ты можешь себе позволить , русский офицер!
А ты хватаешь труп , буравишь его взглядом, и дожидаешься его последней усмешки и плевка в лицо.
Демонстрируя кому-то , что ты выжил и не сломался , т ы уже ставишь себя перед этим человеком на заведомо заниженную позицию .
Далее террорист , виртуозно уходит из жизни, перерезав себе горло под наблюдением камер. То есть не стал цепляться за жизнь в стане противника Ушел, выскользнул и все.
(За эту фабулу отдельное спасибо товарищам Лунгину и сценаристу).К Машкову у меня претензий нет. Артисты они вообще как дети, многого не подозревают. Войдя в роль, самому со стороны не видно, в какую роль ты вошел.
Я невнимательно смотрела фильм и не могу анализировать все закладки которые там сделаны. Уверена их немало. Достаточно тех, что сказала.
(Подобные штучки есть у Лунгина и в фильме Остров, где он показывает, что старчество происходит не от святости а от пожизненного замаливания греха)