Николай Цискаридзе: "У нас классическое балетное образование существует дольше, чем США как государство!"
В минувшую пятницу в Крыму высадился очередной "культурный десант". Преподаватели известных музыкальных, художественных и хореографических вузов России в рамках образовательно-концертных проектов "Бархатные встречи" и "Крымский мир" провели мастер-классы в Симферопольском музыкальном училище им. Чайковского, Крымском университете культуры, искусств и туризма, Художественном училище им. Самокиша. Одной из ярких страниц проекта стал мастер-класс народного артиста России, ректора Академии русского балета имени Вагановой Николая Цискаридзе.
Талант, терпение и труд танцора к славе приведут!
Объявленную встречу в симферопольском Доме культуры профсоюзов перенесли на час – и вовсе не из-за каприза звездного танцовщика, а для того чтобы приехать на нее смогли хореографы из многих крымских городов. Причем не одни, а со своими воспитанниками – от детворы в зале яблоку негде было упасть.
Заглянуть в творческую лабораторию мастера – редкая удача. Но на этот раз она выпала всем собравшимся. Примечательно, что рядом с юными воспитанниками академии Иваном Поддубняком и Дарьей Устюжаниной у станка стояли и девчонки из симферопольской балетной студии, жадно ловившие каждое слово прославленных педагогов.
Разогрев, филигранная работа у станка – даже те, кто не знаком с балетной кухней, поняли, сколько труда стоит за каждым фуэте, легким пируэтом, полетным прыжком. "Каждый день мы идем в класс – это обязательно и для учащихся, и для известных артистов. На это мы обречены уже навсегда. Исключение – счастливые пенсионеры, которым являюсь и я", – улыбается Николай Цискаридзе.
– Классический балет всегда был искусством аристократическим: родился во дворце, во дворце и остался, – начал экскурс в историю Николай Максимович. – Сначала он был игрушкой королей, ведь первый указ, подписанный Людовиком XIV, так и назывался "О создании академии танца". А вскоре, в 1738 году, при императрице Анне Иоанновне, в Санкт-Петербурге была создана и наша академия.
Сегодня Академия русского балета имени Вагановой – одно из самых известных и уважаемых учебных заведений в мире, готовящих артистов балета. Но не только. В перечне специальностей, помимо артистов, – концертмейстеры, педагоги, менеджеры сферы концертной деятельности. Поступают сюда в десять-одиннадцать лет. Потом уже поздно. Пять лет школы, два года училища, дальше – вуз. "Если есть желание – милости просим, – приглашает Цискардзе. – Первый поток начинается в первых числах июня".
Шанс для крымчан
Для жителей Крыма, как и для всех россиян, обучение в "святая святых русского балета" теперь бесплатное. Пропуском в лабораторию создания юных талантов служат физические данные, безупречное здоровье, балетные и музыкальные способности. И, конечно, желание работать над собой – без этого ничего не получится.
– Наша система балетного образования уникальна, – считает прославленный танцовщик. – Прежде всего, своей многоступенчатостью и тем, что на всех этапах ее поддерживает государство. К примеру, в балетной школе Grand Opera учатся всего пять лет. Потому что дорого! Аналоги российской балетной школы есть, пожалуй, только в Китае и Южной Корее, которые переняли нашу систему обучения.
На встрече после мастер-класса многие интересовались: можно ли крымским юным танцорам, обучавшимся, к примеру, в Киеве, перевестись в Вагановское училище?
– Необходимое условие для обучения – наличие российского паспорта, пояснил Цискаридзе. – Ведь иностранцы платят за обучение у нас около 1800 евро в год. Но самое главное – конечно, способности. И готовность к тому, что вас посадят на класс, а то и на два ниже. К сожалению, учащиеся Киевского хореографического училища не дотягивают до нашего уровня. Поймите, я их не ругаю, просто сожалею. И есть о чем: во времена Советского Союза артисты театра Станиславского казались более провинциальными, чем киевляне. Там была самая сильная балетная школа после Москвы и Петербурга и самый сильный театр, где зарплаты были, как в Большом или Мариинском. Но за двадцать три года "незалежности" произошло колоссальное падение. Помню, в 1993 году в Киеве меня спросили: "Что вы думаете об украинском балете?". Я ответил: "А что я могу о нем думать, ему-то всего три года – как и грузинскому, латышскому, узбекскому".
Только классика!
Вагановская академия и поныне остается оплотом классического русского балета. Так называемой современной хореографии здесь не учат.
– В этом году мы отменили современный танец в предвыпускных классах. Причина в том, что у классического танца есть экзаменационные критерии, а у современного – нет, – поясняет Цискаридзе. – Подобные выступления трудно оценивать объективно. К тому же классическая школа балета востребована везде. Даже на бродвейских кастингах шанс выиграть выше у тех, кто исполняет пируэт в классической традиции. Их можно научить чему угодно!
– Николай Максимович, раньше говорили, что в области балета мы впереди планеты всей. А сейчас?
– В области балета Россия всегда будет впереди планеты всей на основании той школы, системы образования, которая есть. К сожалению, современные реалии в образовании – сложности финансирования, невесть кем придуманные новые стандарты – не идут ей на пользу. Мы привыкли восхищаться английскими газонами, которые стригут уже четыреста лет. А у нас почти триста лет существует знаменитая русская балетная школа. Когда я был еще совсем молодым артистом, на гастролях в Америке мне задали такой же вопрос, я ответил: "У нас классическое балетное образование существует дольше, чем США как государство!"
"Старый принц – это ужасно!"
Сегодня Николай Цискаридзе ушел из большого балета. И об этом не жалеет.
– Я сделал это абсолютно осознанно, понимал – дальше не надо: старый принц – это ужасно! – признается он. – Каждый раз, когда я прихожу на спектакль моих танцующих ровесников, то думаю: "Спасибо, Господи, что Ты мне подарил разум, и я ушел со сцены вовремя". Да, я ушел на пике карьеры, в самом ее разгаре. И как был самым продаваемым артистом в стране, так до сих пор и остался. Напишите мою фамилию где угодно хоть самыми маленькими буквами – и полный зал гарантирован!
– Насколько мне известно, несмотря на плотный гастрольный график, вы получили и второе образование – юридическое…
– Да, закончил Московскую государственную юридическую академию, получил степень магистра и являюсь специалистом по трудовому праву. Причем во время учебы мне не делали скидок ни на известность, ни на имя.
– Помогает ли это в работе?
– Еще как! Моя жизнь, увы, шла не по розам. С десяти лет пришлось жить в атмосфере зависти. Но я же не виноват, что благодаря стараниям мамы и папы у меня такие способности к этому искусству! И учиться мне посчастливилось у выдающихся представителей нашей профессии: я работал либо с постановщиками балетных спектаклей, либо с первыми исполнителями ведущих партий в них.
– Ваше имя и сейчас на слуху…
– Я давно придерживаюсь принципа профессора Преображенского: газет почти не читаю, телевизор не смотрю, поэтому к разного рода сплетням и кривотолкам отношусь спокойно. А иначе и жить невозможно, ведь я по характеру человек неудобный. Моя готовность отстаивать свою позицию не нравится очень многим, особенно тем, кто ради теплого места, не задумываясь, продаст и свое искусство, и свое имя. Я и сейчас рад беззаветно служить своей профессии, но прислуживаться всегда было тошно. Мне выпало не самое легкое бремя быть главным артистом главного театра страны, пришлось испытать и унижение, и несправедливость. Но мой зритель никогда меня не предавал. Всю силу зрительской любви я ощутил, когда москвичи вышли и устроили пикет в мою поддержку – подобного прецедента в мире больше не было. Такое дорогого стоит!
Из досье "НК"
ЦИСКАРИДЗЕ Николай Максимович. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 1992 году окончил Московскую академию хореографии. В 1996 году – Московский государственный хореографический институт. В 2014 году с успехом окончил магистратуру Московской государственной юридической академии по специальности "трудовое право". Выдающийся артист балета, бывший премьер Большого театра, народный артист России и Северной Осетии. Дважды лауреат Государственной премии России (2001 г., 2003 г.). Кавалер французского Ордена искусств и литературы. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011 г.). В настоящее время – ректор Академии русского балета имени Вагановой.
Данный номер газеты"Новый Крым" вышел 26.09.2014г.