Со второго полугодия 2014 года 3 тыс. членов коллектива начнут жить по новым правилам.
30 июня руководство Большого театра созывает общую конференцию работников, на которой будет принят коллективный трудовой договор. Об этом «Известиям» сообщил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.
— Проект договора уже завизирован обеими сторонами. 30 июня пройдет конференция, а 1 июля по ее итогам мы устроим брифинг для СМИ, — добавил Урин.
Принятие ключевого для ГАБТа документа неоднократно откладывалось. В начале 2014 года гендиректор сообщал, что договор будет подписан в конце марта, затем перенес срок на середину апреля.
— Задержка была связана с гастролями оперной и балетной трупп Большого театра, — объяснил он «Известиям». — Сейчас работа идет в нормальном режиме. В пятницу 30 мая и в понедельник 2 июня продолжилось обсуждение поправок, касающихся правил внутреннего трудового распорядка.
Предыдущий проект договора, разработанный в годы правления Анатолия Иксанова, так и не был подписан: в последний момент артисты выступили против, возмутившись тем, что документ не учитывал специфику театрального труда.
В новом проекте (имеется в распоряжении «Известий») указано, что договор будет заключен на 3 года. Он будет действовать даже в случае самых маловероятных обстоятельств — таких как ликвидация Большого театра.
Для артистов и технических работников предусмотрены как общие, так и специальные привилегии. Артистов ждут 28 дополнительных дней оплачиваемого отпуска (кроме 28 стандартных), которые, впрочем, театр может отобрать «в случае нарушения трудовой дисциплины». Музыканты и танцовщики получат право не выступать при температуре ниже +19°C: договор гласит, что такие выступления будут возможны только с согласия самих артистов.
Одно из главных завоеваний труппы — обязательство дирекции включать ее представителей в состав комиссий, распределяющих президентский грант. Судьба ежегодно перечисляемых в театр 375 млн рублей всегда была предметом споров и рождала недоверие в коллективе.
— Мы считаем, что грантом должны распоряжаться не только начальники, но и работники театра. Нам не хотелось бы, чтобы ситуация с Филиным повторилась, — рассказал собеседник «Известий» в труппе, намекнув, что распределение бонусов было одной из главных причин конфликта между худруком балета и Павлом Дмитриченко.
Всем сотрудникам театра обещана 40-процентная доплата за работу после 22 часов, а также раз в 2 года — льготная путевка в корпоративный санаторий «Спутник» в Анапе и в дом отдыха «Серебряный бор». Плюс право выбрать альтернативу Банку Москвы, через который традиционно перечисляются зарплаты сотрудников ГАБТа. Плюс континентальный завтрак во время командировок и гастролей.
Администрация взамен закрепила за собой право увольнять работников, скрывших проблемы со здоровьем, которые мешают выполнять служебные обязанности, а также взяла с профсоюза слово по максимуму воздерживаться от забастовок.
Идея составить коллективный договор стала делом первой необходимости после череды внутритеатральных драм прошлого сезона. 17 мая 2013 года прошло собрание представителей нескольких профсоюзных комитетов, существующих в театре. Тогда сотрудники Большого и решили объединиться, чтобы разработать новые трудовые правила для всех.
Положения договора будут распространяться на каждого из 3,1 тыс. работников крупнейшего театра страны, но свое право на участие в разработке документа они осуществляют через компактную группу специально выбранных делегатов. 10 комиссаров представляют администрацию театра (в их числе сам Владимир Урин, он же назначил остальных), еще 10 — коллектив. Во второй десятке пять технических работников и пять творческих — по одному от оперы, балета, оркестра, хора и миманса.
В разработке проекта сотрудникам помогают и «внешние силы». Одним из энтузиастов был скончавшийся 16 марта экс-министр труда Александр Починок, который еще в июне прошлого года изложил свое видение коллективного договора в интервью «Известиям».
Ярослав Тимофеев, Известия