Вера Чистякова — с Денисом Родькиным.
3 августа в 21:45 · ·
БОЛЬШОЙ БАЛЕТ В АМЕРИКЕ
2014 г.
Большой Балет гастролирует (15 – 27 июля) в Америке (г. Нью-Йорк). Каждый вечер в Театре Дэвида Коха аншлаг и оглушительный успех. Для гастрольной афиши были выбраны спектакли, при знакомстве с которыми можно безошибочно определить, в чём зерно исполнительского стиля Большого балета, формировавшегося веками. На суд американской публике представлено: лирико-трагедийное, изумительно классичное по форме и философское по мысли «Лебединое озеро», комедийный «Дон Кихот», дающий выход лихому актёрскому темпераменту московских танцовщиков, и суровый героический «Спартак» – символ мужской мощи труппы.
Открывало гастроли «Лебединое озеро» (редакция Юрия Григоровича). О балете рассказывает Денис РОДЬКИН – третий в истории и единственный на сегодняшний день исполнитель сразу двух главных партий в спектакле – Принца Зигфрида и Злого Гения (в рамках гастролей исполнял Злого Гения).
Вера ЧИСТЯКОВА: Каждый исполнитель партии Злого гения, выстраивает своё представление об этом персонаже. Кто такой Злой Гений?
Денис РОДЬКИН: Случается такое в жизни… когда ангел говорит с нами тихо, а демон, наоборот, очень громко. Злой Гений должен дать почувствовать тяжесть маленького слова «зло». Всё светлое и человечное чуждо ему, считающему себя повелителем мира. Вырвать из его рук власть очень сложно, этот нечеловек действительно мастерски управляет людьми, подчиняет их себе.
«Лебединое озеро» Григоровича – страшная жизненная история о том, как Зло манипулирует юношей – управляет его поступками, действиями, словами, жизнью, судьбой, и он не может избавиться от этой зависимости, от этого неизбежного ига. Зло никогда не сомневается и никогда не спрашивает разрешения на свои дела. Оно крайне эгоистично, не слышит ничего и никого кроме своего эго. Злой гений – неуловимый интриган – он обманывает не только Принца Зигфрида, он обманывает всех! и исчезает…
Сыграть на сцене существо в крайней степени чёрствое было мне интересно. Потому что это отнюдь не я. Я в жизни и Злой гений на сцене – это существа-антиподы. Действительно пришлось перевоплощаться.
Вера ЧИСТЯКОВА: Пластическая специфика этой роли. С какими сложностями столкнулись в репетиционном зале?
Денис РОДЬКИН: Партия Злого Гения – это привычный набор классических движений. Только руки у этого персонажа другие – хищные. Злой Гений – это, всё-таки, не Принц, а чёрный коршун впившийся в сердце, в душу человека. Его жесты надменны, презрительны. Помню, когда я готовил партию, руки очень сильно уставали (выходя из репетиционного зала, прямо-таки, не мог их поднять). Я старался «вырастить» когти, старался дать много энергии кистям, заставить играть нужные мышцы, вылепить их жёстко и мощно. Ведь именно эти руки «держат» характер персонажа.
В целом партия не тяжела для меня. То, что хореография Григоровича логичная – не новость, но хочется опять это повторить. Мне удобно танцевать спектакли Юрия Николаевича – выучишь какой-то фрагмент партии, а дальше уже движение за движением сами просят исполнения, выходят из тела непроизвольно, сливаясь с голосом музыки.
Вера ЧИСТЯКОВА: Кстати, о музыке. Как вы воспринимаете партитуру балета Чайковского? Каких красок в ней больше — тёмных, трагических, или, всё-таки, она, несмотря ни на что, зовёт к свету?
Денис РОДЬКИН: Увертюра трагична. Первая сцена бала светлая, праздничная. Первое появление Одетты – мягкая музыка добра и нежности. Каждое появление Злого гения — таинственные мрачные мотивы, ощущение тягостного давления. Встреча с Одиллией — нечто зловеще блестяще – то томное, то смеющееся, то властное и строгое. Я говорю грубо, без нюансов. Чайковский гениальный композитор. Вся палитра человеческих эмоций заложена в его музыке. Задача танцовщика — сделать их зримыми.
Вера ЧИСТЯКОВА: Подготовка партии Злого Гения как-то повлияла на формирование вашего образа Принца?
Денис РОДЬКИН: Никак. Это контрастные персонажи. К каждому свой подход.
Вера ЧИСТЯКОВА: Расскажите о своём Принце.
Денис РОДЬКИН: Принцем быть сложно. Но мне лично легко и приятно. Каким должен быть Принц Зигфрид? Ответ простой: идеальным – внутренне и внешне чистым, очень тёплым по своему душевному состоянию, располагающим к себе человеком. Мне кажется, это самый романтичный мужской балетный образ, воплощение мечты женщины о мужчине.
Вера ЧИСТЯКОВА: А как же быть с предательством, изменой, которые происходят?..
Денис РОДЬКИН: Мой Принц слишком хороший человек. Чистое сердце иногда очень легко обмануть. Оно доверчиво и беззащитно. Хороший человек с трудом замечает зло вокруг себя, не чуток к интригам, всем своим существом настроен на счастье и гармонию, и когда вдруг открывается, что против него есть заговор, для него это всегда новость.
Чувство Принца Зигфрида к Одетте идеально, как и он сам. Принц жаждал найти единственную настоящую любовь на всю жизнь. А Злой гений коварно поиграл в это желание Принца. Сначала помог двум людям, созданным друг для друга, воссоединиться (ведь именно Злой гений направляет Принца к Озеру, где его ждёт встреча с Любовью), а потом также легко помог свершиться расставанию (подослал на бал чёрный двойник Одетты – Одиллию, и, ловко управляя её любовными диалогами с Зифгридом, вырвал из уст Принца ложную клятву).
Вера ЧИСТЯКОВА: Поподробнее о роковой сцене бала…
Денис РОДЬКИН: Всё случившееся я объясняю себе как самый простой неподготовленный зритель, пришедший в зал. Принц перепутал одну женщину с другой. Подумал, что Одиллия – это Одетта.
После встречи с Одеттой Принц Зигфрид весь во влюблённой печали приходит на бал. Сильная волна чувства захлестнула его сердце впервые – это и радостно, и странно, и даже тяжело – разлука не спасает Зигфрида от мыслей об Одетте, он до конца ещё не разобрался в том новом, что происходит в его сердце, но очень тоскует… жизнь не может идти, как раньше…теперь в ней должна быть Она … И Принц невольно ждёт чуда – того, что вдруг Одетта появится на балу… Её нет…А потом… является то, да не то… поначалу Принц сомневается… но вокруг много народа – шум, бал… до сокровенных бесед дело не доходит – Одиллия его то приманивает, то отстраняет. И принц самым наивным образом попадается в расставленную для него ловушку. Вы же понимаете, что если человек влюблён, он побоится быть холодным и равнодушным с предметом симпатии. Поэтому он подводит Одиллию, в которой видит Одетту, к Королеве-матери, чтоб сказать: «Вот воя невеста». Потом произносит при всех любовную клятву – то есть ведёт себя так, как подобает вести порядочному молодому человеку, а в итоге… оказывается предателем… Сразу после произнесения клятвы, перед ним возникает видение смятенной плачущей покинутой Одетты, и он понимает, что это и есть тот настоящий чистый образ, который он полюбил изначально и любит без сомнения, а всё случившееся мгновение назад – это магические сети, в которых он запутался…
Вера ЧИСТЯКОВА: Подлинные идеалы разрушаются…
Денис РОДЬКИН: Да. Положительный образ Принца оказывается разрушенным в глазах Одетты, и это страшно. Потому что она слишком доверяла ему. Не зря же именно ему, а не кому-то другому, она открывает тайну своего мучительного плена, именно к нему, а не к кому-то другому, обращается за помощью. Потеряв любовь Зигфрида, она навсегда лишается женского счастья, теряет надежду на возможность свободной жизни, попадая в вечное рабство к властолюбивому Гению. Для Принца Одетта стразу стала Единственной женщиной – он искренне хотел быть верным и преданным ей и только ей – ведь в сцене бала он не замечает ни одну Невесту, хотя все они очень красивые… Когда из него делают предателя, он сильно мучается… Первая его мысль, первый порыв – сейчас же вернуться к Одетте, утешить её, заслужить прощение, спасти…
Вера ЧИСТЯКОВА: Но…
Денис РОДЬКИН: Но… Финал балета трагичен. Нельзя однозначно сказать — умирает ли Одетта, или бездыханное тело Одетты в руках Злого гения — это символ попранного святого чувства… Иногда в жизни какой-то вот Злой Гений может всё самое хорошее взять и сломать своими чёрными руками… и после этого при всём желании исцелить это хорошее, вернуть к жизни бывает очень сложно или невозможно.
Автор: Вера ЧИСТЯКОВА, фото: Stephanie BERGER
фотография Вера Чистякова.