Я перенесу лучше свои впечатления от увиденного после премьеры, которые написала в свое время на форуме ДБ. И сейчас пересматриваю балет регулярно - впечатления, вернее ощущения те-же...
Вс Июн 16, 2013 8:09 am
«Весна священная»… 11, 12 июня… Наконец выбрала время, чтобы поделиться своими эмоциями.
Смотрела фотографии с репетиций этого спектакля и кроме разочарования и тоски ничего не возникало. Опять очередное выламывание рук и ног и неестественные корявые позы и движения будут, да еще и Стравинский… Я его не люблю. Это не мой композитор. Только наличие Рубикиса у пюпитра немного успокаивала.
И вот начало…
Как-то мы рассуждали о сюжетах в балетах и я сказала - если начинаешь обращать внимание на содержание, то балет не получился… И вот здесь мне было все равно, что за сюжет разыгрывается на сцене. Вдруг стало ясно, ЧТО самое главное! Главное – музыка! Когда сидим на симфонических концертах, то слушая оркестр, в голове у каждого возникают свои образы, ассоциации. А я всегда представляю, как это можно станцевать. И вот, на этом балете, произошло невероятное… Стравинский был везде, во всем зале, и в оркестровой яме, и на сцене. Не нужно было ничего придумывать и представлять - за меня все сделали.
Рубикис играл музыку, а на сцене эту музыку пели каждым движением. Через мощную энергетику и эмоции не ускользнула ни одна музыкальная фраза. Каждый жест, каждый миг танца четко повторял Стравинского, четко повторял его мысли и чувства. Каждая музыкальная фраза у Стравинского несет определенный смысл. Несет человеческие переживания, тревоги, сомнения. Понятно, что извечные вопросы - «Быть или не быть?», «Кто виноват?», «Что делать?» не дают людям покоя и мира. И на сцене танцовщики в унисон с музыкой это передавали. Еще раз скажу… Была гармония, гармония и единение танца и музыки.
Рубикис – это что-то невероятное! Лишний раз убедилась… Я слышала не оркестр, не инструменты, а живую, настоящую музыку. Музыку, которая переходила от одного инструмента к другому и параллельно пелась в танце. Этот человек знает больше всех, он знает и за композитора, и за весь оркестр, и за артистов на сцене. Он зашел в зал и подарил чудо. Интересная перемена в Рубикесе происходит… Он, как бы сказать… русским становится. Становится более эмоциональным и раскрепощенным. Стравинский у него получился неспокойным, бушующим, страдающим. Скрипящие и не совсем гармоничные звуки Стравинского у Рубикиса сливались в единое, осмысленное, глубокое переживание. Музыка стала бесконечно понятной, близкой и волнующей…
Все это подчеркивалось и поддерживалось параллельно на сцене в танце. Но танец – это, конечно, заслуга Патрика Де Бана. Я просто наслаждалась каждым движением. Все да такой степени музыкально и в «десятку» просто получилось. Каждый музыкальный момент обыгрывался в танце. Это было так здорово, что в голове только одно было – «Эту музыку по-другому не станцуешь, невозможно! Только так!»
То, чего мне не хватало всегда в нашей балетной труппе, исчезло в этом спектакле. Рубикис (только благодаря ему) играл мощно, ритмично, с положенной скоростью этого произведения. Играл без учета артистов на сцене, в смысле, не подыгрывал им, уменьшая темп. И на сцене все танцы выполнялись на сумасшедшей скорости, не свойственной нашим танцовщикам. Все вертелось, летало, неслось под натиском человеческих переживаний и страстей. Мне все равно было, что за действо идет на сцене, не нужно было вникать в содержание. Я получала то, зачем хожу в театр – слушать музыку и видеть танец. Как замирали артисты, мгновенно, в унисон с остановкой, с резким обрывом музыкальной фразы! Получился совершенный, музыкальный спектакль.
Стравинский гремел и страдал и весь кордебалет взлетал и зависал в воздухе. Настолько все легко и профессионально было исполнено. Даже небольшая несинхронность в некоторых местах (особенно в первый день) не портила, а даже подчеркивала чуть скрипящую, иногда разноголосистую музыку.
Музыка Стравинского не отличается мягкостью, и скажем, слаженностью звучания музыкальных звуков (не знаю как правильно выразиться). И вот это все было в каждой хореографической композиции. Но все было настолько красиво и совместимо с музыкой, что дух захватывало!
Удивительно подошли и костюмы. Набедренные повязки скрывали явно не у всех получающиеся прыжки-шпагаты. А этот потрясающий и безумно красивый элемент, очень подходил к спектаклю (вообще все подходило). Когда все взмывали высоко над сценой, то и сердце в груди вслед за ними неслось и утопало в этой музыке!
Посмотрела фото со спектакля и видео…. Нет, все не то! Невозможно передать магию и восторг, и очарование этого спектакля. Фото получаются скучные и замершие движения - не интересные и даже примитивные… Удивительно, но такое, по-моему, первый раз со мной. Как будто в зале сидишь околдованная чем-то высоким и настоящим, а на снимках все куда-то исчезает….
Красивые, пластичные и изящные движения в танце не видны на фото… Эта хореография - живая. Она не может замереть, она может жить и раскрываться в полной красоте только в страстном, живом исполнении. Энергетика, льющаяся со сцены, заставляла пребывать в каком-то упоении и бесконечном восторге... И только мысль - неужели все это вот сейчас закончится - омрачает существование в эти мгновения.
Не хочется анализировать кто лучше и почему, и в чем Одинцова с Кеменовым или Сабанцева с Полковниковым отличаются друг от друга…. Мнение, конечно, есть, но не в этом дело! Дело в том, что я два дня видела гармонию, гармонию музыки и танца в чистом виде! И это было великолепно и тронуло до глубины души! Я благодарна всем создателям этого шедевра. И, конечно, в первую очередь гению нашему - Айнарсу Рубикису. Я уже просто обожаю его музыку… Именно его, потому что каждый дирижер трактует по-своему музыкальные произведения. А Айнарс знает лучше всех – что хотел сказать композитор… И, конечно, же Патрику Де Бане. Как ему удалось попасть в Стравинского – просто поражаюсь! Приходят мысли об арапе, уже оставившему свой след в нашей истории…
Браво! Браво гармонии и красоте!