Эта статья заслуживает того, чтобы опубликовать ее целиком:
Николаю Цискаридзе, назначенному исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой (АРБ), вскоре предстоит провести первую в его жизни избирательную кампанию: согласно уставу АРБ, должность ректора — выборная, и лишь волею большинства профессорско-преподавательского состава и сотрудников московский варяг сможет избавиться от приставки «и.о.».
Cобытия последних дней — в частности, открытое письмо педагогов АРБ и петиция против ректорства Цискаридзе — показали, что избирательная кампания как минимум не обойдется без интриги и альтернативных Николаю Максимовичу кандидатур. «Известия» выяснили детали выборного законодательства АРБ и намерения возможных конкурентов Цискаридзе в борьбе за пост ректора.
По словам пресс-атташе академии Юлии Телепиной, дата выборов ректора будет назначена на заседании Ученого совета вуза. Там же будут утверждены и все кандидаты на руководящую должность. Впрочем, согласно статье 51 Федерального закона об образовании, претенденты должны быть аттестованы в порядке, устанавливаемом учредителем — то есть Министерством культуры. Не исключено, что на этом этапе Минкульт постарается отсеять слишком опасных для Цискаридзе конкурентов.
Заседание Ученого совета АРБ, как сообщила «Известиям» преес-атташе, скорее всего, состоится до конца ноября.
Срок, отводимый на избирательную кампанию, уставом АРБ не регламентирован. Во время последних выборов, когда Вера Дорофеева была переизбрана ректором на безальтернативной основе, между заседанием ученого совета и днем голосования прошло не более трех недель. На сей раз избирательная кампания, вероятно, будет более продолжительной.
Источники «Известий» в академии уточняют: не исключено, что в ближайшее время будет принято новое положение о выборах, которое установит дополнительные барьеры на пути претендентов на заветое кресло. Пока же выдвижение кандидатур осуществляется через подачу заявок самими кандидатами. Наличие предвыборной программы не обязательно. Общение кандидатов с сотрудниками и прессой никак не регламентируется.
— Если это человек, хорошо известный коллективу, ему нет нужды вести избирательную кампанию. А если человек чужой, наверное, ему понадобятся предвыборные встречи с коллективом, — пояснила Юлия Телепина.
Кстати, претензии к московской выучке Цискаридзе, могущей повлечь за собой забвение петербургских традиций, не имеют юридического обоснования. В уставе старейшего балетного заведения страны нет и не было пункта, запрещающего выпускнику другого учебного заведения баллотироваться на должность ректора (для справки: старейшее высшее музыкальное заведение России, Санкт-Петербургская консерватория, имело в своем уставе такой пункт. Упразднен он был накануне выборов ректора в 2004 году: формально — как ограничивающий права человека, а фактически — чтобы дать возможность участвовать в процедуре выпускнику Московской консерватории Александру Чайковскому, который и выиграл эти выборы).
В голосовании имеют право участвовать все сотрудники АРБ (около 300 человек, в том числе 120 педагогов), а также выборные представители студенческого совета. Голосование будет прямым (то есть вес каждого голоса будет одинаковым) и тайным.
Если допустить, что открытое письмо против Цискаридзе подписали все его противники в АРБ (68 человек), то он выиграет выборы без труда. Но лист «подписантов» не отражает реальную пропорцию настроений в вузе, так как подавляющее большинство подписей принадлежит педагогам АРБ. Как пояснила пресс-атташе академии, «административно-хозяйственному блоку, грубо говоря, все равно, при ком работать. А педагогам не все равно».
Среди подписавших письмо — проректор по учебно-методической работе и УМО Алексей Фомкин, декан Исполнительского факультета Марина Васильева, заведующие кафедрами Эльвира Кокорина, Наталья Тарасова, Наталья Янанис.
Как минимум двое из подписантов — Алексей Фомкин и Илья Кузнецов — могут стать соперниками Цискаридзе на выборах.
Проректор Фомкин при правлении Веры Дорофеевой считался ее «правой рукой» и возможным преемником.
— До выборов еще далеко, так что у меня пока нет оснований говорить о своем выдвижении, — осторожно ответил «Известиям» Алексей Фомкин. Однако добавил, что программа у него уже есть.
— Ключевая ее часть касается развития высшего образования. Наша основная позиция состоит в том, что по окончании девяти лет обучения артисты балета должны иметь высшее образование на уровне бакалавра. Этим вопросом Вера Алексеевна занималась на протяжении последних 20 лет, и мы будем наследовать ее инициативам, — заявил возможный наследник ректора Дорофеевой.
В нынешней ситуации он не намерен вступить в конфронтацию со ставленником Минкультуры Цискаридзе.
— Задача педагогов на данном этапе — не раскачивать ситуацию и не вовлекать в нее детей. Взрослые могут играть в любые игры, а дети должны работать так, как работают, — убежден Алексей Фомкин.
Еще один претендент на пост ректора, первый солист Мариинского театра Илья Кузнецов настроен более воинственно.
— Борьба идет прямо сейчас, а день выборов станет итогом нашей сегодняшней битвы. И поверьте — я не за кресло воюю, а за свои ценности и свою культуру. И я думаю, что у меня получится, — сказал Кузнецов.
Заслуженный артист России напомнил о своем опыте руководства «Детской школой балета Ильи Кузнецова» — созданной им сетью образовательных учреждений, в которой ему «нужно знать все: юриспруденцию, бухгалтерию, каждого ученика и каждого преподавателя».
На посту ректора он будет добиваться сохранения независимости АРБ от Мариинского театра.
— Многие театры в мире пытались создать свою школу, но здесь происходит настоящее пожирание легендарного учреждения вместе с его историей и традициями. Балет сегодня уничтожается не без участия людей, которые возглавляют прославленные театры, — считает Кузнецов.
Его претензии к Николаю Цискаридзе обширны, хотя солист Мариинки и подчеркивает, что в них нет ничего личного:
— Я прекрасно отношусь к Коле, но он совершенно другой, в нашей академии он выглядит как инопланетянин. Не нужно смешивать краски — в результате всегда получается серый цвет.
Солист Мариинки Юрий Смекалов, которого многие хотели видеть в кресле ректора АРБ, идти на выборы отказался, сославшись на отсутствие «достаточного образования для этой должности».
Не увлеклась перспективой ректорства и глава фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.
— Ко мне уже обращались представители академии, и я сказала им, что, к моему величайшему сожалению не могу соответствовать столь важной и серьезной должности, — рассказала Галанова «Известиям». — Должность главы АРБ отняла бы у меня все силы, поскольку этой работой нужно заниматься с раннего утра до поздней ночи. Наверное, когда-то я в своей жизни мечтала стать главой АРБ, но сегодня на это не соглашусь.
Традиции управления Вагановской академией за ее 275-летнюю историю неоднократно менялись: руководящий пост несколько раз переходил от балетных специалистов к «покровителям искусств» и «эффективным менеджерам» — и обратно.
Первым директором будущей академии в 1738 году стал балетмейстер Жан-Батист Ланде. Спустя 20 лет его сменил поэт и драматург Александр Сумароков. В дальнейшем до конца XIX века руководство школой поручалось в основном государственным вельможам и аристократам, среди которых были князь Николай Юсупов и граф Александр Нарышкин.
После революции во главе Вагановки стояли преимущественно балетные артисты — Андрей Облаков, Евгений Чесноков, Николай Ивановский, Валентин Шелков, а также балетовед Янина Лушина. С 1987 года должность директора (а с 1991-го — ректора) занимали управленцы, не связанные с танцевальным искусством: Леонид Надиров (1987–2004, по образованию инженер-строитель, оставил пост ради должности замминистра культуры) и Вера Дорофеева (2004–2013, социолог и педагог).
Если выборы завершатся победой Николая Цискаридзе, он станет самым титулованным балетным артистом на ректорском посту.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/560110#ixzz2kHM4GrmB