Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Музыка? Музыка. Музыка!

Сообщений 31 страница 60 из 114

31

Камиль Сен-Санс "Самсон и Далила"
Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.
    Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.
     Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.
     Библейский персонаж Самсон — израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами.  Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.
     Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.
     Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.
     Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".

САМСОН И ДАЛИЛА

Опера в трех действиях
либретто Ф. Лемера по библейской легенде

Действующие лица:
Далила............................................................................................меццо-сопрано
Самсон.........................................................................................................тенор
Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон
Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас
Старый иудей....................................................................................................бас
Гонец филистимлян........................................................................................ тенор
Первый филистимлянин...................................................................................тенор
Второй филистимлянин.......................................................................................бас
Иудеи, филистимляне

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.

Краткое содержание

Действие первое.
   

     Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
     Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
     Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
     Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
     Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
     Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
     Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
     Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
     Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе.
   

     Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
     Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
     Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
     Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
     Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
     ...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
     Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
     Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье.

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
     Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
     Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
     У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
     Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
     Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это — опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866—1877, впервые поставлгна в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).

В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.

Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини — на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта — трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:

II акт — самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):

Драматургическая вершина оперы — большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде — «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:

B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.

Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).

В заключение следует отметить, что, в отличие от ряда его современников, творчество Сен-Санса лишено клерикальных черт. Он обращался к ортодоксально — духовным сюжетам лишь тогда, когда работал в церкви. С начала 70-х годов, бросив службу органиста, добившись признания как композитор и концертирующий пианист-виртуоз, он мало интересовался подобными сюжетами. И библейские сказания, в том числе «Самсона и Далилу», равно как и античные мифы, трактовал в духе жизненно-достоверных рассказов о реальных событиях и людях. В этом — еще одно подтверждение прогрессивной направленности творческой деятельности Сен-Санса, одного из наиболее крупных мастеров французской музыки второй половины XIX века.

+1

32

45 лет назад  была создана  группа "Машина Времени". Сегодня Макаревич и Машина Времени поют бесплатно в парке Лужники для москвичей. Вот прямо сейчас, в эту самую минуту, наверное, и поют. 45 песен в честь сорокапятилетия группы. На песнях этой группы выросло  не одно поколение молодежи.





"Машина времени" -- краткая биография.
(Статья из книги"Кто есть кто в Русском Роке")
   Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, "МВ" была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер АМ начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал "Битлз" и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет "The Kids", с переменным успехом игравший  англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. знакомство с певшими уже тогда по-русски "Атлантами" А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать "настоящую" группу и начать сочинять песни самостоятельно. В первый, просуществовавший крайне не долго, состав МВ вошли : АМ - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепиано; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев.
Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах. В 1970 г. последнего из "ветеранов" - Ю. Борзова- сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У МВ появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. 2 года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы в последствии растворится в ресторанно-филармонической карусели, и группа не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников МВ оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой "Лучшие годы" Р. Знобина. Незадолго до этого "Годы" радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.

   В 1973 г. "Лучшие годы" почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и МВ была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла "за стол и кров" на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в "Високосное лето", Саульский  позже играл с "Арсеналом" Алексея Козлова.

   К весне 1975 г. состав МВ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который опредилили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.

   В марте 1976 г. МВ с триумфом выступила на Таллиннских Днях популярной музыки, после чего по приглашению Мифов и Аквариума дала несколько сольных концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет "машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-Мифы). МВ каждые 2-3 месяца совершают челночные рейсы в Ленинград, давая по несколько концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г.Данилия "Афоня", в котором прозвучал тогдашний ее хит "Ты или я" ("Солнечный остров"). Продолжались эксперименты с составом.
После ухода Ильченко в МВ появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-Виктория).

   В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом МВ "День рождения". На следующий год группа подготовила монументальную программу "Маленький принц" с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку). Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. МВ снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали "Воскресение", Воронов реорганизовал "Викторию", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. Тбилиси-80.

   Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ помногу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит. Вынужденное снижение активности МВ побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А.Стефановича - "Душа" (1982) и "Начни с начала" (1986), написал музыку к к/ф "Скорость" и "Прорыв". Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны МВ получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар МВ середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивалей, работала над альбомом в США, где, кстати еще в 1981 г. была выпущена их пиратская пластинка.

Судьбе МВ в той или иной форме посвящены документальные фильмы "Рок-культ","Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Долгое время МВ не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество "пиратско-концертных" альбомов. Летом 1990г. перед гастролями в Куйбышеве из МВ уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре МВ опять много песен "классического" репертуара прошлых лет. В 1990 г. сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова.

0

33

Доброе утро всем участникам и гостям форума! Доброе утро Николай Максимович! Наслаждаюсь выложенными фрагментами! СПАСИБО!

0

34

В творческом наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова есть 15 опер. Из них 10 - сказки и притчи... Опера "Моцарт и Сальери", написанная на пушкинский сюжет. Четыре оперы - исторические.
Опера "Сервилия" из времён Римской империи, и оперная трилогия по пьесам Льва Мея. Это оперы "Боярыня Вера Шелога", "Псковитянка" и "Царская невеста"

"Боярыня Вера Шелога" - одноактная опера. Написана в 1898 г.
Либретто составлено самим композитором при участии Всеволода Крестовского и М.П. Мусоргского по первому действию пятиактной пьесы Льва Мея "Псковитянка".
Эту оперу могут исполнять как отдельно, так и в качестве пролога к "Псковитянке", которая была написана по остальным действиям драмы Мея.
Существует переложение оперы для фортепиано и голосов, сделанное женой композитора Н. Римской-Корсаковой.

Действующие лица:
    Боярин Иван Семёнович Шелога — бас
    Вера Дмитриевна, жена его — сопрано
    Надежда Насонова, сестра Веры — меццо-сопрано
    Князь Юрий Иванович Токмаков — баритон или бас (персонаж эпизодический)
    Власьевна, мамка Надежды — контральто

Сюжет
Действие происходит в 1555 году во Пскове.

Муж Веры, боярин Иван Шелога, уехал на войну. В его отсутствие Вера родила дочь Ольгу. Не в силах скрывать тайну, Вера признаётся своей сестре Надежде, что ребёнок — не от мужа; отец Ольги — (не названный в опере по имени) царь Иван Грозный, охотившийся во псковских лесах. Центральный раздел оперы — рассказ Веры.
Возвращается Иван Шелога вместе с женихом Надежды, князем Токмаковым. На вопрос о том, чей в доме ребёнок, Надежда, спасая сестру, в неожиданном порыве отвечает: «Мой!»

+1

35

В творческом наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова есть 15 опер. Из них 10 - сказки и притчи... Опера "Моцарт и Сальери", написанная на пушкинский сюжет. Четыре оперы - исторические.
Опера "Сервилия" из времён Римской империи, и оперная трилогия по пьесам Льва Мея.
Это оперы "Боярыня Вера Шелога", "Псковитянка" и "Царская невеста"

"Боярыня Вера Шелога" - одноактная опера. Написана в 1898 г.
Либретто составлено самим композитором при участии Всеволода Крестовского и М.П. Мусоргского по первому действию пятиактной пьесы Льва Мея "Псковитянка".
Эту оперу могут исполнять как отдельно, так и в качестве пролога к "Псковитянке", которая была написана по остальным действиям драмы Мея.
Существует переложение оперы для фортепиано и голосов, сделанное женой композитора Н. Римской-Корсаковой.

Действующие лица:
    Боярин Иван Семёнович Шелога — бас
    Вера Дмитриевна, жена его — сопрано
    Надежда Насонова, сестра Веры — меццо-сопрано
    Князь Юрий Иванович Токмаков — баритон или бас (персонаж эпизодический)
    Власьевна, мамка Надежды — контральто

Сюжет
Действие происходит в 1555 году во Пскове.

Муж Веры, боярин Иван Шелога, уехал на войну. В его отсутствие Вера родила дочь Ольгу. Не в силах скрывать тайну, Вера признаётся своей сестре Надежде, что ребёнок — не от мужа; отец Ольги — (не названный в опере по имени) царь Иван Грозный, охотившийся во псковских лесах. Центральный раздел оперы — рассказ Веры.
Возвращается Иван Шелога вместе с женихом Надежды, князем Токмаковым. На вопрос о том, чей в доме ребёнок, Надежда, спасая сестру, в неожиданном порыве отвечает: «Мой!»

Отредактировано Элина-90 (2014-06-04 11:42:48)

0

36

Вторая опера исторической трилогии Н.А. Римского-Корсакова - «Псковитянка»
На самом деле, это первая по времени создания опера Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Либретто написано самим композитором на сюжет одноимённой драмы Льва Мея.
Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.

Содержание
Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году.
Действие первое
Картина первая. Сад близ дома князя Токмакова, царского наместника и степенного посадника во Пскове.
Мамки Власьевна и Перфильевна ведут разговоры о том, что на вольный Псков идёт грозный царь московский Иван Васильевич, разгромивший новгородскую вольницу.
Девушки играют в горелки, в которых не участвует приёмная дочь Токмакова, Ольга, шепчущаяся с подругой Стешей о любовном свидании с посадничьим сыном, Михайлом Тучей. Власьевна рассказывает девушкам сказку, но слышен свист Тучи.
Все уходят в терем. К Туче тайком выходит на свидание Ольга. Между ними происходит нежная сцена. Услышав шум приближающихся шагов, Туча перелезает через забор, а Ольга прячется в кусты. Входят князь Токмаков со старым боярином Матутой, сватающим Ольгу. Токмаков сообщает Матуте, что Ольга — его приёмная, а не родная дочь, что её мать — боярыня Вера Шелога, а отца он не знает. Слышен звон, созывающий на вече. Ольга потрясена вестями, которые она подслушала.
Картина вторая.
Площадь во Пскове. Сбегается народ.
На площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову.
Народ в замешательстве. Токмаков и Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью (вольницей) при звуках старинной вечевой песни. Толпа замечает слабость «вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у грозного царя».
Действие второе
Картина первая.
Большая площадь во Пскове. У домов — столы с хлебом-солью, в знак покорной встречи. Толпа в страхе и ожидании прибытия царя. Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она подслушала. Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй!».
Картина вторая.
Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив у неё сходство с матерью. Девушки славят царя. После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова, окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь!»
Действие третье
Картина первая.
Дорога в Печерский монастырь, глухой лес. В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят девушки с мамками. От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей. Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.
Картина вторая.
Царская ставка под Псковом. Царь Иван Васильевич в одиночестве предаётся воспоминаниям. Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве и не слушает Матуту, пытающегося оговорить Тучу. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздражённо говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и её ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Внезапно Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. Царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу привести к нему. Однако тому удаётся избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сражённая чьей-то пулей. Ольга умирает. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери. Народ плачет о падении великого Пскова

Исторический подход к созданию оперы у композитора выразился в поиске и использовании интонаций старинных русских песен. Все хоры дышат истинно русской широтой, распевностью, характерными для старинной северо-русской песни.
Ярко выписаны основные образы оперы. Кстати, для образа Ивана Грозного использована одна и та же тема на протяжении всех трёх опер. Она их словно цементирует...
"Псковитянка" – единственная опера из трёх, где Грозный поёт. В своё время в этой роли блистал Фёдор Иванович Шаляпин.


p.s. К великому моему сожалению, я не смогла найти в ютюбе записи этой оперы целиком. Если кто сможет помочь – буду счастлива.

Отредактировано Элина-90 (2014-06-04 11:35:12)

0

37

Последняя опера в исторической трилогии Николая Андреевича Римского-Корсакова - "Царская невеста" написана в 1899 году.
Содержание оперы - драма Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Первое представление состоялось в Частной русской опере, в Москве. Меценат - Савва Иванович Мамонтов. Художником в этой постановке был М. Врубель.

Историческая канва - третьей женой Ивана Грозного была избрана красавица Марфа Собакина, дочь коломенского дворянина, в опере - дочь новгородского купца.

http://s5.uploads.ru/t/gImRc.jpg

Определённая в жёны царю после традиционной процедуры смотрин невест, наречённая царская невеста Собакина вскоре тяжело заболела. И царица Марфа скончалась через 15 дней после свадьбы. Иван Грозный сразу заподозрил отравление, что вызвало его страшный гнев. Было проведено расследование, в ходе которого обвинили многих, было казнено 20 человек... Исследование, проведённое в 1990-х годах, не выявило в останках Марфы каких-либо ядовитых металлов и прочих устойчивых веществ. Но это, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу... Так что, сия страница истории остаётся тайной для нас.

В драме Мея Марфу отравляет Любаша, как свою соперницу, ревнуя своего возлюбленного Григория Грязного, царского опричника, к его новой любви.
Исторической личности Любаши нет. Это образ, целиком вымышленный Меем. Но психологически он обрисован вполне точно. Композитор добавил психологизма вокальными средствами. И получился очень цельный и глубокий образ.

Содержание
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года

Первое действие: «Пирушка».
Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Григорий представляет свою любовницу Любашу. Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица».После чего спросил - нет ли такого зелья , чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье посулив награду и лекарь соглашается его сделать. Их разговор подслушала Любаша.

Второе действие: «Приворотное зелье».
После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье , чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.

Третье действие: «Дружко».
Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.

Четвёртое действие: «Невеста».
Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной зарезает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».

0

38

В опере "Набукко" использован сюжет из еврейской древней истории.
Название оперы вообще-то сокращено пылкими итальянцами, не терпящими длинных слов.
Навуходоносор II – это царь вавилонский, поработивший евреев, разрушивший Первый Храм. Разрушение Храма произошло в 586 году до нашей эры. Пришлось это событие на девятый день летнего месяца "ав" по еврейскому календарю.
По жестокому совпадению, в 76-м году нашей эры именно девятого ава был разрушен и Второй Храм. И вот уже два с половиной тысячелетия для евреев всего мира Девятое ава (на иврите – Тиш`а Бэ Ав) является траурным днём истории.

История создания оперы

Верди писал впоследствии, что «с этой оперы, можно сказать, началась его настоящая деятельность в искусстве». Действительно, «Набукко» имел у публики грандиозный успех.
Критики несколько умеряли восторги публики. Например, опера не понравилась немецкому композитору Отто Николаи. Дело было в том, что он был первым обладателем этого либретто. Он не понял этого либретто, хотя и жил в Милане. После отказа писать по этому либретто Николаи создал оперу под названием «Il proscritto», которая катастрофически провалилась в марте 1841 года. Николаи был принуждён аннулировать контракт с «Ла Скала», после чего он получил известие о триумфе «Набукко» и был крайне возмущён. Он писал: «Оперы Верди действительно ужасны. Он пишет как глупец и совершенно не профессионален технически, он, должно быть, имеет сердце осла и, по-моему, это жалкий, отвратительный композитор». Саму оперу он характеризовал как «ничего кроме ярости, брани, кровопролития и убийств».
Однако мнение Николаи осталось в меньшинстве. «Набукко» же начал период триумфов Верди, продолжавшийся до конца его деятельности в театре.
Существует легенда, что при первом исполнении Va, pensiero зал потребовал исполнения на бис, что было в то время запрещено. Однако в последнее время установлено, что, хотя Va, pensiero и стало гимном Рисорджименто, но повторяли в тот вечер не его, а хор Immenso Jehova, благодарность евреев Богу за спасение их народа. Но всё же Верди занимал заметное место музыкального лидера Рисорджименто.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%BA%D0%BE_%28%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%29

Опера «Набукко» – это третья опера Верди. Первая – «Оберто» – была заказана композитору миланским театром.
А теперь я хочу привести цитату из своей лекции:

Премьера «Оберто» состоялась 17 ноября 1839 года и прошла с большим успехом. Этому во многом содействовал блестящий исполнительский состав спектакля.
Опера имела успех – не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена. Но эти годы оказываются для Верди трагическими: он теряет одного за другим дочь, сына и любимую жену. «Я был один! Один!.. – писал Верди. – И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу». Неудивительно, что «Король на час» не удался композитору. Спектакль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хотел больше писать.
Но однажды зимним вечером, бесцельно бродя по улицам Милана, Верди встретил Мерелли. Разговорившись с композитором, Мерелли привёл его в театр и почти насильно вручил ему рукописное либретто для новой оперы «Навуходоносор». «Вот либретто Солера – сказал Мерелли. Подумай, что можно сделать из такого чудесного материала. Возьми и прочти его... и можешь вернуть обратно...»
Хотя либретто определенно понравилось Верди, он вернул его Мерелли. Но тот и слышать не хотел об отказе и, сунув композитору в карман либретто, бесцеремонно вытолкал его из кабинета и закрылся на ключ.
«Что было делать? – вспоминал Верди. – Вернулся я домой с «Набукко» в кармане. Сегодня – одна строфа, завтра – другая; здесь – одна нота, там – целая фраза – так мало-помалу возникла вся опера».
Но, конечно, эти слова не надо понимать буквально: оперы не так легко создаются. Лишь благодаря огромному, напряжённому труду и творческому воодушевлению Верди смог осенью 1841 года окончить большую партитуру «Навуходоносора».
Премьера «Навуходоносора» состоялась 9 марта 1842 года в «Ла Скала» – с участием лучших певиц и певцов. По свидетельству современников, в театре давно не было слышно таких бурных и восторженных оваций. В финале действия публика поднялась с мест и горячо приветствовала композитора. Сперва он даже счёл это за злую насмешку: ведь только полтора года назад здесь же его так безжалостно освистали за «Мнимого Станислава». И вдруг – такой грандиозный, ошеломляющий успех! До конца 1842 года опера была исполнена 65 раз (!) – исключительное явление в истории «Ла Скала».

+1

39

Сколько вкусненького! Спасибо!

0

40

Сравнивая псалом 137 с текстом хора пленных иудеев можно сделать вывод, что либреттист Томистоле Солера пользовался переводом данного псалма для написания  хора. (1. При река бавэльских - там мы сидели и плакали, когда вспоминали Цийон - Лети мысль ..... поприветствуй берега Иордана. 2. На ивах повесили мы киноры наши - золотая арфа древних пророков, почему, немая, ты висишь на вербе? 7. Припомни, Господь, день ... Иерушалаим сынам Эдома - Пробуди память в сердце, расскажи о былом времени! - Пусть прозвучит твой стон.

- и вот перевод:
Лети, мысль, на золотых крыльях;
лети, отдыхая на горах и холмах,
где воздух напоен теплом и нежностью,
сладостным ароматом родной земли!
Поприветствуй берега Иордана,
разрушенные башни Сиона...
О прекрасная утраченная родина!
Дорогие, роковые воспоминания!
Золотая арфа древних пророков,
почему, немая, ты висишь на вербе?
Пробуди память в сердце,
расскажи о былом времени!
Пусть прозвучит твой стон,
столь же горький, как судьба
Иерусалима,
пусть Господь внушит тебе мелодию,
которая даст нам силы страдать!

+1

41

предлагаю  всем мюзикл MAMMA MIA

0

42

Уважаемая Helen, Ваш пост с "Русалкой" перенесён в тему "Пушкин в музыке".
Благодарю за понимание.

0

43

Любимая ария в лучшем исполнении. (ИМХО конечно)!

+1

44

Tamara написал(а):

Любимая ария в лучшем исполнении. (ИМХО конечно)!

а это моя, в 2-х лучших (очень разные)

Каллас

Вишневская

+1

45

А вот Марию Каллас очень любит Цискаридзе. К сожалению я очень плохо знаю эту певицу. Подскажите может быть что лучше почитать чтобы узнать о ней. Ролики на ютюбе не могут дать полного представления о личности.

0

46

0

47

И ведь совсем другая она здесь!

0

48

Паша, могу Вам только сказать, что сам образ Сальери в искусстве, совсем не историчен. Реальный Антонио Сальери не имел никакого отношения к смерти Моцарта, был прекрасным музыкантом и одним из величайших педагогов в истории человечества вообще, достаточно назвать имена его учеников: Бетховен, Шуберт, Лист, Мозель и сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг.

0

49

Паша, я как - то с большим удовольствием посмотрела художественный фильм  "Каллас навсегда".
А потом уже документальный фильм "Абсолютная Мария Каллас" на канале "Культура". |
Советую в этом же порядке.

0

50

ВН
Спасибо, поищу.

0

51

Екатерина Федоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края в крестьянской семье.

Окончив школу, девушка приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во Всесоюзный государственный институт кинематографии полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре она была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, она не годилась для кино.

Впоследствии Екатерина, преодолев огромный конкурс, на котором из трех тысяч абитуриентов были отобраны всего лишь 40 человек, всё же добилась своей цели и поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

Спустя полгода на курсе из 40 человек и вовсе оставили только двадцать - среди них были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Отыграв дипломный спектакль «Там, где не было затемнения» и защитив его на отлично, Екатерина Савинова в 1950 году окончила институт.

Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») сказал как-то, что за свою жизнь видел множество очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать определенно, что они беззаветно были преданы искусству - Станиславский и Савинова.

  Екатерина Савинова, являясь обладательницей уникального голоса в три октавы, по окончании ВГИКа обучалась вокалу в Институте имени Гнесиных. По словам мужа актрисы, Евгения Ташкова, во время учёбы в «Гнесинке» Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но на оба приглашения актриса ответила решительным отказом – единственной ее мечтой всегда оставался кинематограф. «Кино — это дьявол, который забирает душу. Он сидит у меня в правом кармане, а вот — перебрался в левый» — признавалась она.

Поскольку в картине «Страницы жизни», где актриса сыграла роль Кати Сорокиной, Екатерины Савиновой нет в титрах, дебютной ее ролью в кино считается роль Любочки в фильме Ивана Пырьева по сценарию Николая Погодина «Кубанские казаки», вышедшем в 1949 году.

В это время 23-летняя Савинова ещё училась во ВГИКе - жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками, она была уверена в том, что все большие роли впереди, ведь жизнь только начиналась. Особенно она была рада этой роли потому, что в то время, в конце 40-х годов, в кинематограф попасть было очень сложно – выпускалось всего лишь восемь картин в год. Вместе с Екатериной в этой картине снимались Марина Ладынина, Клара Лучко, Юрий Любимов.

  Все обернулось совсем не так, как представлялось юной актрисе - после участия в «Кубанских казаках» все двери в кино перед Екатериной Савиновой были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма», режиссера Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила.

0

52

А это моя любимая ария - Ария Царицы ночи - Моцарт.

Отредактировано Мурзик (2014-06-13 16:19:11)

0

53

Меня восхитили эти певцы:

+1

54

История музыки от Баха до наших дней за 12 минут!

+2

55

Gella, спасибо, здорово! Можно добавлю еще Бетховена?, Патетическая, Ал. Лубянцев на конкурсе Чайковского в 2011 году


Или Рихтер

Отредактировано Helen (2014-07-01 22:43:51)

+1

56

Helen написал(а):

............... Можно добавлю еще Бетховена?, Патетическая, Ал. Лубянцев на конкурсе Чайковского в 2011 году
Или Рихтер

Helen, спасибо большое за Бетховена! Всегда с удовольствием слушаю Вашу музыку... http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_in_love.gif

0

57

Дорогая Верочка! Это - музыка Бетховена, а не Helen.

+1

58

Дорогая ВЕРА
всегда пожалуйста!

Дорогая И.В. - я ни в коем случае не претендую)))) это - точно Бетховена)))))

0

59

Дорогая Helen,  я понимаю, я пошутила. Я выкладывала  здесь как-то 23-й концерт Моцарта в исполнении В. Горовица - никого это не взволновало, как я помню. А ведь божественней музыку трудно себе даже и представить. Душа просто воспаряет! Найдите, послушайте. Не пожалеете. Особенное чудо - вторая часть.

Отредактировано И.В. (2014-07-03 23:58:10)

0

60

Дорогая И.В., выкладывайте, пожалуйста и дальше! А насчет 23- полностью согласна!

0