Камиль Сен-Санс "Самсон и Далила"
Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.
Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.
Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.
Библейский персонаж Самсон — израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.
Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.
Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.
Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".
САМСОН И ДАЛИЛА
Опера в трех действиях
либретто Ф. Лемера по библейской легенде
Действующие лица:
Далила............................................................................................меццо-сопрано
Самсон.........................................................................................................тенор
Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон
Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас
Старый иудей....................................................................................................бас
Гонец филистимлян........................................................................................ тенор
Первый филистимлянин...................................................................................тенор
Второй филистимлянин.......................................................................................бас
Иудеи, филистимляне
Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.
Краткое содержание
Действие первое.
Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.
Действие второе.
Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.
Действие третье.
Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.
Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.
Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это — опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866—1877, впервые поставлгна в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).
В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.
Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини — на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта — трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:
II акт — самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):
Драматургическая вершина оперы — большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде — «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:
B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.
Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).
В заключение следует отметить, что, в отличие от ряда его современников, творчество Сен-Санса лишено клерикальных черт. Он обращался к ортодоксально — духовным сюжетам лишь тогда, когда работал в церкви. С начала 70-х годов, бросив службу органиста, добившись признания как композитор и концертирующий пианист-виртуоз, он мало интересовался подобными сюжетами. И библейские сказания, в том числе «Самсона и Далилу», равно как и античные мифы, трактовал в духе жизненно-достоверных рассказов о реальных событиях и людях. В этом — еще одно подтверждение прогрессивной направленности творческой деятельности Сен-Санса, одного из наиболее крупных мастеров французской музыки второй половины XIX века.