Еще один отзыв о Щелкунчике Дуато от балетфрендов: http://forum.balletfriends.ru/viewtopic … ;start=225
ksenija
СообщениеДобавлено: Вт Дек 17, 2013 12:15 pm Заголовок сообщения: Михайловский театр - 19
Впечатления после «Щелкунчика» с Воронцовой и Лебедевым 13декабря.
Неприятно звучал дикторский текст в начале - голос Н.Бурова уже не бархатисто-вкрадчивый, а тусклый и с трещинкой. Отвратительны интонации самолюбования, этакий наигрыш. Словом, это не голос доброго сказочника. Да и совершенно излишне такое вступление, как и включение в игру марионеток, водимых не слишком умело (терпеть не могу, когда кукольные ножки не переступают, а волочатся по полу безжизненно за тельцем). Самодеятельность с претензией на богатство выразительных средств! Посмотрите «Щелкунчик» в театре Сказки на Московском проспекте- вот где и грандиозное разнообразие способов игры, и феноменальное качество всех деталей!
Перемены декораций следующие: в начале дом Штальбаумов (огромное окно в город практически копирует декорацию В.Фирера к балету «Щелкунчик» в труппе Тачкина, там было пороскошнее: пейзаж центральной части Питера с Екатерининским садиком и Елисеевским магазином), в финале какие-то бледно-розовые арочные своды и в центре большой бело-розовый зефир. Остальное - простой black box, пространство сна девочки, куда она «ныряет» через приоткрывшуюся дыру. Изменения только с задником происходят: во время боя видна елка из звезд, а к танцу снежинок откроется полное звездное небо (да еще на переднем штанкете появится «северное сияние» из сверкающих сосулек), на дивертисменте используются разные дополнительные детали (веер, зонт, змея золотая). Сама идея черного пространства сна мне не по душе, хочется, чтобы персонажи дивертисмента (не только участники розового вальса) оказались жителями сказочной страны. Превосходно сработал художник по костюмам. Изысканные дамские платья и прически впечатлили, а верхняя одежда — пальто, манто, шляпы у прощающихся гостей – прекрасны (и Денис Морозов в черном цилиндре неотразимо-элегантен). Маше очень к лицу платьице с подрезом под грудью, а ля «принцесс» - Анжелина Воронцова выглядит трогательно, юно и беззащитно.
Не скажу, что Дуато поставил балет — нет, это был спектакль, в котором переплетены мимика и танец. В игре есть естественность: например, мальчик-шалун оправдывается и тычет пальцем «это она виновата, она первая начала», после получения разных подарков у елки дети разбежались играть и хвастать игрушками, хорошо общались Дроссельмейер и Маша при дарении куклы-Щелкунчика. Конечно, все гораздо скромнее нашего варианта с хореографией Вайнонена. Дуато делает режиссерский дайджест - проще, экономичнее (отчасти потому что и труппа, и сцена меньше), по-своему элегантно, с художественным вкусом, и вероятно с расчетом на то, что в любой европейской труппе такой вариант окажется кстати.
Есть своеобразные находки. Отчаяние Маши, с которым она бросается отбирать куклу-Щелкунчика у крыс, такое детское, с явным испугом. Просто и гениально решена сцена превращения куклы в ростовую куклу и затем в юношу: Маша-А.Воронцова бегает из кулисы в кулису, а кукла в ее руках все увеличивается, пока наконец не выволакивает балерина за руку В.Лебедева с маской на лицей. «У страха глаза велики»! В начале битвы с мышами у Виктора пластика преимущественно шарнирно-кукольная, но после победы он обретает человеческий облик. Дроссельмейер с огромным распахнутым плащом помогает избавиться от маски, далее уже сам Лебедев хорошо отыгрывает в пластике: вот екнуло сердечко, вот вздохнула грудь, вот стали плавными и осмысленными движения рук, в глазах искреннее чувство... С этого начнется дуэт с Машей, далее вальс снежных хлопьев (судя по костюмам- маленьких льдинок). Финал 1действия – красивейшая мизансцена: под мерцающим северным сиянием дуэт сидит спиной к зрительному залу и любуется звездным небом, тесной группой льдинок (поверх пачек одеты кофточки с меховой оторочкой по рукавам и капюшону), колеблющейся и помахивающей свечками.
Всерьез, без игрушечности, представлена битва с крысами (не рекомендую пугливым детям смотреть). Клыки и длиннющие ногти сделаны артистам, да и по танцу тут сражение нешуточное, синие офицеры - вовсе не оловянные солдатики, на чьей стороне перевес - не поймешь по ходу битвы. Николай Корыпаев отлично танцевал своего злодея, маска и костюм скрыли его обаятельную физиономию. Кстати, еще Корыпаев (в паре с Олимпиадой Саурат) вышел в кордебалете (!) розового вальса, тут Дуато верен себе- занял небольшой состав, многим артистам (солистам, корифеям) придется выходить и в ролях, и в общей массе.
А вот в хореографии преобладало что-то вроде: “видел ваши русские образцы, что понравилось и запомнилось — воспроизвожу на свой лад”. Ну, вот например. В танце снежинок композиционное начало точь-в-точь вайноненовское: вылетает к центру четверка из разных углов, обратными прыжками сдвигается на промежуточные точки, а на их место из кулис вылетает прыжками следующая четверка. Есть у Дуато и пара снежинок-корифеек, но не только они имеют сольные кусочки, есть и тройка с симпатичными переплетениями-комбинациями. Оригинально-дуатовскими тут были движения цепочками по несколько человек: то восемь снежинок перекидными прыжками отходят по диагонали из первой левой в дальнюю правую кулису, то вдоль авансцены в па де бурре пройдет цепочка девочек... Словно поземкой в разные стороны метет... Красиво был составлен хоровод, в котором последовательно, одна за другой стали перекладывать руки через голову, сплетясь в венок. Особенно хороша мизансцена, где вокруг хоровода из восьми снежинок в прыжках несутся две группы четверок — одна по часовой стрелке, другая против. До чего красиво по рисунку получилось! Кода вальса отдана дуэту, что логично.
Все же, пожалуй, первое действие было довольно оригинальным и смотрелось легко, а вот во втором и цитирования больше, и есть явные неудачи хореографа. В розовом вальсе: кордебалет образует диагональный коридор и по нему пролетают в прыжках корифеи (тут Дуато упростил вариант Вайнонена). Финальная поза 16 пар кордебалета — тоже подобие (упрощенное) знаменитой открыточной мизансцены, та же посадка девушек на плечо партнеру, так же на авансцене девушки присели на пол и красиво вытянули руки... В дуэте Маши и Принца много отсылок к адажио с четырьмя кавалерами, только тут Виктор один за всех отдувался. Забавно, но кода у Принца была чистым плагиатом: сначала двойные кабриоли по диагонали, потом жете ан турнан с воздушными турами в аттитюд! Ха-ха-ха! Право, мне от этого цитирования так стало досадно, что захотелось немедленно бежать на «Щелкунчика» Давида Авдыша, вот чей балет был действительно оригинально-придуман и сочинен по своему, без оглядок на образцы.
В дивертисменте удался испанский танец (Лера Запасникова в платье с оборчатой юбкой очень хороша, да и Касьяненко с бородкой мужественен)- гибкие руки Леры красивы. Хорошо, но мне кажется недостаточно «испанисто». Ммм... ну что ж тут поделать... говорят, Дуато закрывает глаза на всю российскую балетную «испанщину»... Но то, что он сочинил в качестве русского танца - из той же области заблуждений. Хочется зажмуриться и не видеть этот акробатически-удалой танчик с кувырками, колесом и пр. Зато какой оригинальный и пряный был восточный танец - тут и заслуга Ирины Перрен несомненна (сверкает многочисленными украшениями, включая брелок в пупке) и ее партнеров (евнухи мелко суетятся, одурманены и покорны ее влиянию). Японский танец решительно не удался, не в музыку. А то что Сабина Яппарова и Марио Лабрадор танцуют французский - никак не угадать... Скорее, итальянцы дель арте. Хотя дель арте было в начале: кукла-капризница (Астхик Оганнесян), Пьеро (Ионен Такано) и Арлекин (Стрелков не все движения делает с амплитудой и высотой, которая может считаться виртуозной, я ожидала от него лучшего).
Дуато очень подвержен влиянию увиденных местных спектаклей, вместо того чтобы сочинять свою историю, слушая музыку - он идет по общеизвестной канве, чуть иначе вышивая свои узоры. Конечно, качество наших классических образцов так высоко, что многочисленные редакции (включая версии Дуато) могут успешно продаваться и в Питере (в течение некоторого времени), и за рубежом. Ждать следующего редактора –уверена! - нам недолго....Пока Дуато не слишком успешно пытается освоить богатую азбуку классических па, научиться складывать из них комбинации. Использует немногие «буквы» - и композиции довольно однообразны, не становятся характеристикой образа. Ритмический рисунок и разбивку композитора на части в номере он не блюдет строго, вписывая свои комбинации в большие музыкальные фразы, часто из соседних частей. Словом - как дышится, как получается по ходу сочинения - так и ставит, не связывая свою фантазию чтением партитуры. У Чайковского музыкальная поэзия точного метра - у Дуато белые стихи... Но стихи под названием «Многогранность» или «В лесу» у него получились гениально, неповторимо, пронзительно! А те названия, что котируются на балетном рынке – заурядно, проходно.