Ученица Е.П. Гердт Екатерина Максимова (С. Холфина. Вспоминая мастеров московского балета... М., 1990)
Одной из последних учениц Елизаветы Павловны Гердт стала Екатерина Максимова. Весной 1949 года, когда я была членом приемной комиссии хореографического училища, мне позвонил Василий Дмитриевич Тихомиров. Он просил обратить особое внимание на девочку, которую он смотрел дома. Василий Дмитриевич сказал, что считает девочку очень способной. Фамилия ее — Максимова, зовут Катя, ей десять лет.
На следующий день я нашла среди поступающих Катю Максимову. Никакого «особого внимания» этой девочке не было нужно. Гармоничное телосложение, красивые по форме ноги, хорошие профессиональные данные, к тому же обаятельное личико. Все это снискало ей расположение строгой комиссии. От Тихомирова мы узнали о большом желании девочки «быть балериной». Но Катя держалась так, словно ей было абсолютно безразлично, примут ее в хореографическое училище или нет. Она разглядывала педагогов в то время, когда они поднимали ей ногу, проверяя шаг. При проверке прыжка сначала было неясно его качество. Гердт просила девочку прыгнуть повыше и присесть помягче. Катя показала, какой у нее прыжок. Он был не особенно высокий, но в нем чувствовалась полетность. Все экзаменующиеся девочки, уходя из зала, вежливо приседали в реверансе либо робко говорили «спасибо». Катя молча повернулась спиной к комиссии и вышла из зала.
Зачислена она была в первый класс к Лидии Иосифовне Рафаиловой. Ей сравнительно легко давался начальный экзерсис. Выворотность, шаг — все было выше среднего, но одно обстоятельство мешало ей.
Однажды я зашла в класс Лидии Иосифовны, чтобы выполнить просьбу Василия Дмитриевича, узнать, как учится его протеже.
Катя стояла на среднем станке, где обычно педагог ставит учениц с хорошей выворотностью. Было заметно, что малышка не всегда добросовестно выполняет движение. Секрет быстро раскрылся: когда педагог обращался к ней по фамилии «Максимова», а не «Катя», девочка, надув губки, занималась вполноги. Но когда Лидия Иосифовна обращалась к ней: «Катюня, посильней, повыворотней», капризули как не бывало. Точность, сила возвращались к ней.
Во втором классе Катю поставили в концертный номер «Куколки» М. Красева. Для второго класса номер был довольно сложный, технически и музыкально трудный, требовались сильные пуанты. Поэтому этот номер поручали сильнейшим, лучшим ученицам. Вдвоем с девочкой из ее класса они пришли ко мне на репетицию.
— Максимова, встань, пожалуйста, справа, а ты, Манкевич, слева. Номер выучили?
— Выучили,— ответила Аллочка Манкевич.
Катя демонстративно молчала. На репетиции она едва танцевала. Причем было видно — она знает порядок номера, но... что-то не так, репетировала, не вставая на пуанты.
Припомнив Катю на уроке Рафаиловой, я спросила:
— Катюшенька, у тебя ножка болит? Почему ты не встаешь на пальчики? Постарайся, детка, послезавтра репетиция на сцене, а я не знаю, сможешь ли ты этот номер станцевать.
Ласковая интонация педагога — и Катюша улыбнулась, лукаво сверкнула глазами и тут же показала, какой она может быть «Куколкой».
Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Ее обидчивость, строптивость часто проявлялись. С годами она сумела преодолеть в себе этот недостаток, хотя строптивость и упрямство сказывались иногда даже в старших классах, особенно на репетициях.
На зачетном уроке по историческому танцу в первом классе кроме нас, педагогов младших классов, присутствовала Елизавета Павловна Гердт. Маргарита Васильевна Васильева, педагог этого класса, бывшая солистка Большого театра, превосходно вела этот предмет. В конце урока дети танцевали в парах бальный танец. Катя Максимова танцевала, отвернувшись от своего партнера Володи Васильева.
— Катя! Поверни голову к партнеру,— сказала Маргарита Васильевна.
Катя скосила глаза, но головы не повернула. На обсуждении класса Маргарита Васильевна говорила:
— Общение девочек с мальчиками в парных танцах вообще дается трудно. Максимова, например, не хотела вставать с Володей, все время его передразнивала.
— С годами пройдет,— уверенно произнесла Елизавета Павловна Гердт.
И действительно, с годами «прошло». Катя стала женой Володи Васильева. Но это случилось много лет спустя. А пока что она ни за что не хотела смотреть на своего партнера.
Елизавета Павловна Гердт, вероятно, чувствовала в маленькой Кате Максимовой незаурядные способности. Она всегда следила за ее успехами по классическому танцу. Бывая у Рафаиловой в классе, советовала не стесняться давать больше «жить» малышкам в музыке. Конечно, в соответствии с возрастом детей, но и в первом классе необходимо включать в канву урока «долю выразительности». На всех экзаменах Гердт оценивала Катю на «пять». Это было и общее мнение педагогов. Немалой заботой Е. П. Гердт была сценическая практика с первого же класса. Дело в том, что Елизавета Павловна ждала класс, где занималась Максимова, четыре года, чтобы с пятого класса работать с ними и выпустить из училища. Так, по ее инициативе Катю Максимову поставили в спектакль Большого театра — оперу «Лакме», где она изображала крошечную нищенку. Ученица первого класса отлично справилась со своей задачей. По существу, это не была «танцевальная партия», но Катя не растерялась на сцене Большого театра. А вот в балете «Золушка» она танцевала впервые. Ее Птичка в свите феи Весны выделялась среди своих сверстниц изяществом и четкостью движений. Роль Белочки в опере М. Красева «Морозко», которую ей поручила Е. П. Гердт, принесла Кате первую радость — ее отметила критика.
А однажды в дирекцию училища позвонили из Радиокомитета, ученицу Максимову просили выступить в передаче для детей. Ученица второго класса нисколько не растерялась, не оробела, четко и ясно рассказала она о своей роли Белочки, которая по ходу действия преподносит в подарок героине спектакля варежки и вместе с другими участницами-зверюшками танцует под елкой.
По общеобразовательным предметам Катя училась в одном классе с Володей Васильевым. Она была способной, но Володя был более старательный. Хорошая успеваемость у Кати всегда отмечалась по классу фортепьяно. Педагог хвалил ее, но частенько жаловался на то, что «лень раньше нее родилась».
В третьем классе Елизавета Павловна выдвинула Катю на роль Главного амура в балете «Дон Кихот». Китри в этом спектакле исполняла Майя Плисецкая.
Отлично танцевала Катя Амура в «Дон Кихоте». По всему своему облику она очень подходила к этой роли. Маленькая, изящная, очень выразительная. Ей шел костюм Амура и золотой паричок. Училище получило благодарность от дирекции Большого театра за отличное исполнение этой роли ученицей Максимовой.
Что бы ни исполняла Катя в спектаклях Большого театра — будь то маленькая Маша в «Щелкунчике» или па-де-труа в том же балете,— педагоги всегда отмечали сценичность и природную грацию.
Проучилась она в классе JI. И. Рафаиловой четыре года, а затем перешла к Елизавете Павловне Гердт. С этого времени начинается новый период в школьной жизни Кати Максимовой. Из очаровательной девочки Катя превратилась в еще более очаровательную девушку. И, наблюдая за ней на протяжении всей школьной жизни, мы видели, как из года в год развивался под руководством замечательного педагога талант будущей танцовщицы, обогащаясь безупречной техникой классического танца, набирая силу в эмоциональной, одухотворенной передаче музыки. Елизавета Павловна прививала своим ученицам свойственную ей самой чистоту исполнения, академичность, элегантность классического танца. Однако, учитывая индивидуальность своих учениц, Елизавета Павловна не требовала копировать себя. Максимова чувствовала музыку и всегда по-своему выражала ее. Кате сравнительно легко давались трудные движения, но если что-либо не получалось, Елизавета Павловна настойчиво отшлифовывала их, заставляя ее «работать и еще раз работать».
Хорошо проявляла себя Катя и на уроках актерского мастерства и характерного танца. Педагог по актерскому мастерству Алексей Владимирович Жуков отмечал ее серьезное отношение к занятиям. Она не пропускала уроков, с большим увлечением осваивала пантомиму, великолепно действовала в этюдах, и сценках.
По характерному танцу Катя успешно занималась у Тамары Степановны Ткаченко, хотя было видно, что самым любимым ее предметом оставалась классика.
За год до выпуска произошло большое событие в жизни ученицы Максимовой: Кате поручили роль взрослой Маши в «Щелкунчике», исполнявшемся в то время на сцене Большого театра силами учащихся. Елизавета Павловна тщательно готовила ее, репетировала, отделывая каждое движение, каждый жест, поворот и т. д. Катя так же, как это было с Амуром, удивительно подходила для этой партии. Поэтично, обаятельно раскрывала она возвышенную красоту сказочного мира. Она тонко передавала нежное отношение своей героини к Принцу. Уже тогда, ученицей восьмого класса, она, по сути дела, выдержала экзамен на балерину.
Елизавета Павловна всегда очень серьезно продумывала концертные номера своих учениц. Небольшой номер, который Катя танцевала на концерте училища 3 июня 1957 года, поставил балетмейстер Владимир Варковицкий на музыку вариаций М. И. Глинки на тему романса Алябьева «Соловей». Это был технически довольно сложный сольный номер, в котором юная Максимова «пела» всем телом и душой, словно не замечая никаких технических трудностей. Она порхала по сцене Зала Чайковского в больших прыжках, мелких заносках и сложных вращениях, грациозно вертела фуэте. Ее сильный подъем очень красивых ног будто шутя выдерживал многократные баллоне на одной ноге.
На репетициях этого номера Елизавета Павловна обращала большое внимание на внутреннее состояние исполнительницы. Она говорила:
— Тебе без голоса нужно пропеть «Соловья». Это значит — должна быть кантилена движений, одно вытекает из другого, все идет легато. Легкость, певучесть, мелодичность. Образ русской девушки, ее мечтательность — вот что надо брать на вооружение.
Елизавету Павловну номер беспокоил. На совещании после просмотра концерта, где все педагоги восхищались исполнительницей «Соловья», Елизавета Павловна сказала:
— «Соловей» Алябьева — художественное произведение великой эмоциональной силы. Зрители получают эстетическое наслаждение от колоратуры вокалисток. Меня волнует, не уроним ли мы значение «Соловья», который облетел весь мир? До нас его еще никто не «пел» ногами.
Владимир Варковицкий, понимая волнение Гердт, сказал:
— Я рискнул поставить «Соловья», потому что видел достойную исполнительницу этого номера, Катю Максимову, и, как видите, не ошибся. У нее «колоратура» в ногах, если можно так сказать о ювелирной технике и точности движений. Суть всего «Соловья» — в пластическом слиянии музыки и танца. Возможно, танец по знаменитому романсу — эксперимент, но я считаю, что он удался. На мой взгляд, Катя идеально танцует этот номер. Можно сказать, Максимова удвоила мировую славу «Соловья», исполняя его с помощью выразительной «колоратуры ног».
Весной 1957 года руководство училища пригласило балетмейстера Касьяна Ярославича Голейзовского на постановку нового номера. Он репетировал с Катей Максимовой и Сашей Хмельницким. Касьян Ярославич позвал меня посмотреть одну из репетиций.
Вместе с Голейзовским пришла его жена Вера Васильева, моя бывшая соученица. Она помогала ему в работе. За рояль села очень опытный концертмейстер училища Александра Исаевна Баскина.
Голейзовский смонтировал два романса Рахманинова: «Сирень» и «Какое счастье». Это был дуэт, в котором раскрывалось счастье любви, молодости. Касьян Ярославич, объясняя взаимоотношения персонажей, пел слова романса:
— «Поутру, на заре, по росистой траве я иду свое счастье искать...». Ты видишь, Саша, восход солнца, и в его лучах — она, Катя! — твоя любимая, твоя мечта. Ты счастлив. Ваша встреча робкая и нежная. Вы оба счастливы.
Голейзовский ставил номер с большим воодушевлением. Ему нравились исполнители, особенно Катя Максимова, вызывавшая у него добрую улыбку. Касьян Ярославич называл ее «Фунтик», потому что она была невысокой, худенькой, изящной.
Кате и Саше, по-видимому, нравился «Романс». Было видно, с каким интересом выполняли они непривычные для них поддержки, красивые группировки поз, изломанную линию арабесков. Однако Катя на репетиции почему-то ни разу не улыбнулась. Тщетно просил ее Голейзовский:
— Улыбнись, Катюша, здесь светлая радость, она рождает улыбку...
Но Катя строптиво молчала, продолжая танец без улыбок.
На концерте Катя порадовала Голейзовского. Она не только улыбалась, но с тонким проникновением создавала образ обаятельной, целомудренной и нежной девушки. «Романс» имел большой успех. Катя и Саша много раз выходили на поклон, затем бисировали номер. Касьян Ярославич вытирал платком глаза. После концерта он говорил нам, педагогам училища:
— Катя Максимова будет большой танцующей актрисой — помяните мое слово.
На обсуждении концерта художественный руководитель училища Михаил Маркович Габович спросил Елизавету Павловну:
— Кажется, мы можем предположить, что Максимову будем рекомендовать в солистки Большого театра.
Елизавета Павловна не любила захваливать своих учениц. Она сдержанно сказала:
— Впереди еще год, Миша, посмотрим...
«Рекомендовать» Катю Максимову в солистки балета Большого театра не пришлось. Уже когда она танцевала Машу в «Щелкунчике», для руководства театра было ясно, что в театр приходит большая, интересная актриса-танцовщица. Творческий путь Кати Максимовой начался в 1958 году так же счастливо для нее, как и вся ее жизнь в училище. Отличные педагоги, давшие ей путевку в мир танца и музыки, бережно, как дорогой алмаз, передали ее для дальнейшей шлифовки Галине Сергеевне Улановой.
Уланова! Галина Уланова! Первая, неповторимая танцовщица мира стала наставницей, репетитором и взыскательным другом Кати Максимовой. Это счастье пришло к ней, когда она получила партию Жизели в балете Адана. Вдохновенный труд Галины Улановой над всеми дальнейшими партиями Кати Максимовой — а их было много, разностильных, разнохарактерных,— удвоил успех молодой балерины.
В 1975 году Екатерина Максимова стала студенткой педагогического отделения ГИТИСа, которое окончила в 1980 году. И как знать, может быть, когда-нибудь педагог Максимова придет в училище, по ставит маленьких девочек к станку и будет так же волноваться за них, как когда-то волновались за миленькую Катю Максимову ее педагоги и репетиторы.