Саша с Вашего позволения
Новый этап Большого.
roman_kyznecov
3 июля, 22:36
Большой театр вступил в новую эпоху своего существования, которая будет именоваться - "Без Николая Цискаридзе"! Избавиться "любой ценой" от "скандалиста-премьера" главному театру страну - удалось. И на сегодня, даже закон не на стороне главного танцовщика страны. Юридически - всё верно.
Многие годы главный танцовщик страны говорил: "Я из театра только вперёд ногами!" Но, вперёд ноги вытягивать и не пришлось. Как утверждает танцовщик, срочный договор ему подсунули при оформлении. Теперь уже Николай Цискаридзе лишь удручённо, осмыслив всё, спокойно говорит: "Ну что ж сделать, если ты не нужен!"
Можно многое говорить о том, что сам виноват, что "язык за зубами" не держал... В то же время, на это можно справедливо ответить: а почему нужно молчать, когда твоя душа радеет и болит за родной театр. Только нужно понимать главное: Цискаридзе не первый, и далеко не последний, кого вышвыривает за порог Большой театр.
В главном театре страны всегда происходили странные и непонятны вещи, когда вышвыривали выдающихся артистов оперы и балета, когда увольняли и выгоняли гениев эпохи. Как можно было не давать петь премьеры Елене Образцовой (а ведь она ни разу не исполнила партию первой, а всегда была во втором премьерном составе); как можно было незаконно уволить Наталью Бессмертнову; как можно было выжить Григоровича из театра; как можно было создать такие условия работы, когда Ростропович снимал с себя всякую ответственность за выпуск "Войны и мира" и переставал работать с труппой, а дирекция театра отстранённо вещала: "Мы приняли решение не комментировать решение маэстро"... Многие и многие вопросы остаются без ответа! Точнее, ответ имеется, и вполне очевидный, только подобное сложно соотносить с творческой стороной дело. А ведь Большой театр – это, прежде всего, ТЕАТР! Но, из года в год, из сезона в сезон - это поле для скандалов, делёжки, коррупции и интриг, на котором месту для творчества отводится совсем небольшое!
Вопрос: "А зачем Большой театр нужен без Цискаридзе?", - очень уместен. Если говорить о творческой составляющей организации под названием Большой театр, то Николай Цискаридзе тот артист, который собирал залы, и который гарантировал аншлаг. Цискаридзе имел необыкновенную зрительскую любовь и преданность. И будет иметь дальше, с Большим театром или без него. Только эти два явления - Цискаридзе и Большой театр - всегда были неразделимы! Сегодня эти два понятия «разорвали» между собой, оставив кровавую рану, которая навсегда войдёт в историю Большого театра, и в данном случае, обеим сторонам, это, не идёт на пользу. Разумеется, руководство Большого вздохнуло с облегчением: "Теперь «сор из избы» никто выносить не будет!" Только, что может сказать Екатерина Новикова и Анатолий Иксанов в плане творческой составляющей, которое, безусловно, ухудшилась. Ведь Цискаридзе - это артист, который много знает о профессии, обладает уникальными и бесценными знаниями для педагогической деятельности. Его лекциями в Бахрушинском музее заслушиваешься. Он владеет энциклопедическими знаниями, которые вряд ли где можно ещё почерпнуть в обыденных рабочих буднях артиста балета.
Безусловно, руководство поступило с артистом, который отдал всю свою жизнь Большому театру - подло и предательски. А высказывание пресс-атташе Екатерины Новиковой, которая заявила на пресс-конференции посвящённой планам на новый сезон: "Кто хочет услышать комментарии по поводу Николая Цискаридзе может в течении пяти минут покинуть зал!", - делает ситуацию унизительной и мерзкой.
Личные "тёрки" между руководством и артистами всегда мешали творчеству и главному делу, для которого предназначен театр. Опять же, вспоминая то, что Цискаридзе далеко не первый с кем жёстко и жестокого поступает руководство Большого театра, "убирая" из театра, зрителю можно смело пойти на такую дерзость, заявив: "Нету Цискаридзе - не будет и меня в зрительном зале!" И пусть ходят в театр иностранцы, и те, кто считает, что в Большой нужно сходить, чтобы сфоткаться, выложить это фото сразу в соц.сеть и зачикиниться. А что там идёт, кто там танцует и поёт…, ну разве это важно…
Только, как может быть "Щелкунчик" 31 декабря без Цискаридзе? Из-за личных неприязней руководства, театр потерял эксклюзивный балет Ролана Пети "Пиковая дама", которым, любой другой, будет гордиться и беречь это название в своём репертуаре.
Большой театр - это странное, и во многом страшное место. Балет - искусство молодых! Да! Но, на смену никто не приходит. Николай Цискаридзе последние два сезона всё меньше выходил в Принцах. В "Лебедином озере" он танцевал только партию Злого гения, пару раз исполнял Дезире в "Спящей красавице", да дважды давали станцевать графа Альберта в "Жизели", и то, когда труппа выезжала на гастроли, а Премьера оставляли здесь. Конечно, Цискаридзе и сам понимал, что век его, как артиста, закончен. Но вспоминая его Германа в "Пиковой даме", вспоминая его Ферхада, которого он танцевал в "Легенде о любви", привозимой Мариинским театром на сцену Крокус Сити Холла, он мог "заткнуть за пояс" любого молодого, полного сил и энергии солиста балета. Сегодня в Большом театре в ПРЕМЬЕРАХ числятся те, кто "уж что есть, те и премьеры"!
С 1 июля история Большого балета "пошатнулась", а точнее "накренилась", поскольку с 1 июля 2013 года в исторических фолиантах будут отмечаться другие критерии, другие мотивы, другие понятия и другие "энергии" в области высокого искусства Большого балета. Большой театр вступил в новую эпоху своего существования, в которой Николая Цискаридзе - нету! Его – не существует! Только, по-прежнему, он остаётся в зрительском сердце и памяти, которая горазда важнее, чем склочные выяснения того или иного события не имеющего ничего общего с тем, что происходит на сцене, когда открывается занавес. А Николай Цискаридзе своих поклонников ещё порадует и удивит. (18 и 19 июля Николай Цискаридзе танцует в балете "Шезеразада" на сцене Лондонского Колизея.) А мы, в свою очередь, своими аплодисментами и криками "Браво!", постараемся как можно быстрее затянуть глубокую рану в душе великого танцовщика нашего времени! Пусть "родной дом и стены" от него отказались, но преданные зрители всегда придут и "поднимут" дух, веру и желание продолжать творить!
А Большой театр без Цискаридзе – не нужен!