Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 47

Сообщений 211 страница 240 из 625

211

https://www.youtube.com/watch?v=29dSLdc5iXM

+2

212

Н. Подгорецкая продолжает радовать:

https://www.youtube.com/watch?v=PUxyHttIFws

https://www.youtube.com/watch?v=ej0WBgSv5Qw

+1

213

Спасибо!

https://www.youtube.com/watch?v=WHbVdzoejig

+1

214

Наталия Подгорецкая взяла на себя огромную работу по собиранию на своем канале различных видео балетов, передач с участием НЦ. Они есть и на других каналах, но разрозненно. Кроме того, она сделала нарезку из фрагментов с танцами НЦ спектакля «Манон», и из тв передач выбирает соответствующие части. К тому же она старается представить материал максимально полно. Например: балет "Видение розы" плюс к этому рассказ о нем у С. Спиваковой, плюс интервью на выставке Бакста. Низко кланяюсь ей, очень благодарна. Можно просто зайти на ее ветку с постоянно пополняющейся коллекцией и выбирать. В последние дни появились:

Сильфида (с Н. Павловой), фрагменты: https://www.youtube.com/watch?v=iMErmF9KvNc
История Манон (с И. Ниорадзе), полный спектакль: https://www.youtube.com/watch?v=8nUAN1c5W94
               фрагменты: https://www.youtube.com/watch?v=8tyqGMKuGsM
Видение розы (с Ж. Аюповой): https://www.youtube.com/watch?v=Em9V6p_0Dvw
НЦ в передаче «нескучная классика» о «Видении розы»: https://www.youtube.com/watch?v=29dSLdc5iXM
Николай Цискаридзе о выставке Бакста: https://www.youtube.com/watch?v=kHSJ7hHjmD4






Отредактировано ЖИЗНЬ (2019-11-27 16:22:04)

+2

215

В последнем выпуске Вестника АРБ есть интересная статья Г.Т. Комлевой. Надеюсь, я не нарушаю авторских прав, приводя здесь ее полностью.
Ссылка: Комлева Г. Т. О некоторых проблемах современного хореографического образования // Вестник Академии русского балета. 2019.№ 5 (64) С. 111-116.
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://vaganov.elpub.ru/jour/issue/viewIssue/37/12

подготовка артистов балета

Комлева Г. Т.
Автор анализирует современное состояние хореографического образования в России, обозначает существенные, на ее взгляд, проблемы, все то, что мешает затем в театральную пору, в годы сценической деятельности достичь максимальных результатов в исполнительском искусстве. Рассказано о новом этапе существования Вагановского хореографического училища, кода оно приобрело статус высшего учебного заведения. Сравнение с предыдущим этапом выявляет принципиальную разницу в подходах к образовательному процессу. Названы также конкретные различия и упущения.
Ключевые слова: хореографическое образование, исполнительское искусство, педагогика в танце.
Я затрону сегодня очень болезненную и непростую тему. И не уверена, что меня все поймут правильно. Но попробую. У меня есть груз огромной ответственности перед теми великими педагогами, с которыми посчастливилось общаться моему поколению. Именно общаться, потому что наши отношения не исчерпывались только процессом профессионального обучения. Они оказывали на нас мощное воздействие как выдающиеся личности, хотя сами об этом даже не подозревали. Но мы это чувствовали и этому влиянию были открыты.
О сложности методической работы и педагогики в нашей области я даже не догадывалась до тех пор, пока мне не пришлось редактировать учебники, написанные моими замечательными наставниками. Они сделали грандиозное дело, и сделали его блистательно. Уверена, созданное ими можно считать шедеврами.
Попытаюсь обозначить коренные перемены, которые произошли за последние десятилетия в нашей любимой школе, ныне Академии. Это было закрытое элитарное учебное заведение среднего звена, готовившее специалистов узкого профиля — артистов балета, прежде всего. Теперь это открытое высшее учебное заведение со специализацией «Танец». Что с этим кардинально переменилось? Безжалостный отсев был неотъемлемой необходимостью в старой школе. Тщательно отбирались редкие люди, способные к искусству танца. Их было немного, их выискивали как золотые крупинки в массиве основной породы, их содержавшей. Теперь это невозможно: ВУЗ для нормального функционирования должен иметь определенное количество студентов. Это закон, с этим не поспоришь. Элитарность,  исключительность таким образом отъехали в сторону. Стали учить всех: и тех, кто особыми способностями к танцу не отличался. Таков груз необходимости, и он тяжел. Из принятых вместе со мной шестидесяти человек дошли до финала считанные единицы.
Широкое общение с другими странами, с Западом, несомненно,  завоевание нашего времени. Мы многое узнали, многое почерпнули у них полезного и необходимого. Однако не все из приобретенного в нашем деле сослужило добрую службу. Например, — строгий запрет физического воздействия на ученика. Прикасание к нему по зарубежным меркам расценивается как сексуальное домогательство. Но, помилуйте, наш материал — человеческое тело: мы воспитываем его в определенном направлении. Для достижения желаемого профессионального результата необходима правильная работа мышц. Не всегда словесное объяснение приводит ученика к нужным действиям. Тогда часто помогает конкретное воздействие на нужную мышцу или группу мышц физическим действием. А разве не так в спорте, в акробатике? А теперь подобное возведено в ранг рукоприкладства, подлежит — буквально! — судопроизводству. А это ведь не издевательство над учеником, не насилие над личностью, а весьма действенная, дающая немедленный результат подмога.
Гелен Тесмар, в прошлом замечательная балерина, жена Пьера Лакотта, пригласила меня с мужем в гости во время гастролей театра в Париже. У нее собралась компания профессионалов: педагогов, репетиторов Гранд-Опера, танцовщиков, завершавших сценический путь и переключавшихся на педагогическую работу. Нас, естественно, интересовало, какая балетная школа им кажется лучшей. Оказывается, они это давно выяснили и были в том единодушны. Приговор был таков: низ — французская школа, верх — русская. И действительно, выразительности корпуса и рук в России всегда уделялось очень большое внимание, и мы здесь держали неоспоримое первенство. А сейчас? Увы, мы это теряем. А ведь вырабатывалось десятилетиями! И ценилось чрезвычайно высоко. До революции считалось, что танцовщицы, лишенные дыхания корпуса, не могут стать балеринами. Помните, в императорском балете корсаж был необходим, часть спины, закованная им, оставалась неподвижной. А верх жил. Елена Михайловна Люком рассказывала мне, что были такие вариации, когда танцовщица двигалась на пальцах спиной от задника к рампе, а в это время делала порт де бра, работала спиной. Это было очень красиво и вызывало восторженную реакцию зала. Культ неподвижного корпуса пришел извне: мы это увидели уже в американской труппе нашего соотечественника Джорджа Баланчина. Так тело сразу готово к вращению. Именно эта часть танцевальной техники опекается за рубежом, а теперь и у нас, особенно старательно, в ущерб остальному. Попробуйте попросить исполнителя опустить в полной мере голову. Нет этого на сцене уже не одно десятилетие! Голова шевелится, вроде бы подвижна, но в очень скромных пределах. Опустить  голову — значит, изменить центр тяжести, помешать последующему вращении, снять вертикальную ось.
Изменились стандарты роста. Очень может быть, что новое —историческая необходимость. Но это отразилось на самом качестве танца. Ушла мягкость, «масляность» спуска с пальцев. Оттого страдает знаменитая слигованность, певучесть, свойственная нашему сценическому танцу. Крупному телу сложнее завоевывать пространство: танец становится узким, словно привязан к одному месту. Широкий танец, занимающий всю сцену, гордость советского обретения — героического танца, перестал быть необходимостью в исполнительском искусстве. А такой танец: говорили — «вылизать кулисы», требует большой затраты сил. Проще «танцевать под себя», на одном месте. Изменилась роль родителей. И раньше существовал родительский комитет, и, думаю, он не был нейтральным по отношению к своим детищам. Но все-таки не он в конце концов решал оценки и расстановку сил! А сейчас родители могут диктовать свои условия: репертуар, ставки и так далее. Это немыслимо! Выпускник таким образом становится главным: академия и театр низведены до роли средств к достижению его благосостояния и успеха.
И еще попробую обозначить очень тонкую и спорную вещь: танец прежде для нас был своеобразной религией, мы ему служили преданно и самозабвенно. С истовостью жрецов, нередко чем-то жертвуя. Это помогало сохранить связи с императорским балетом. А они, вопреки всему, существовали и были сильны — вплоть до последних десятилетий ХХ века. Культ танца и культ педагога очень пострадали в последние годы. Отношение к педагогу теперь нередко вполне утилитарное у воспитанников: насколько педагог способствует моему взлету в театральном деле. Обожание, преклонение перед педагогом, характерные для моего поколения, ушли в прошлое. Восторжествовал прагматизм. А он, увы, не близок искусству. Роль педагога низведена (боюсь это даже произнести) до просто обслуживающего персонала, чуть не слуги. Я не могу себе представить, чтобы я спорила с Дудинской и ей противоречила: я понимала ее значимость, величие как профессионала высшего класса и талантливого педагога. Моя задача была: скорее понять сказанное ею и воплотить это в своем танце. Не то теперь. Воспитанник может встретить пожелания педагога в штыки, с недоверием. Но это не говорит о его профессиональной зрелости и самостоятельности: обычно то проявление как раз невежества, недостаточного знания и дурного воспитания. Почему в нем рождается протест? Да потому, что выполнить предлагаемое очень трудно, требует дополнительных усилий, большой работы. Проще от всего этого увильнуть видимостью ложной самостоятельности. То и дело слышишь: я этого так не чувствую! А первое, с чего каждый из нас всегда начинал: точно исполнить поставленное, и в самом хореографическом тексте, и в нюансах. Таков был незыблемый закон, одинаковый для всех, независимо от меры таланта.
Выворотность — важная составляющая классического танца, его технологии и эстетики. Но абсолютизировать ее нельзя. Стали почему-то забывать, что в классическом танце и VI позиция существует, и она представлена в определенные моменты спектакля — например, во время пантомимных эпизодов. Да и в самом классическом танце невыворотное положение ног присутствует и в некоторых случаях обязательно. Так, например, Петипа в академическом балете «Раймонда» использует шестую позицию в Венгерской вариации героини, чтобы придать ей характерность. Или в самом старом сохранившемся балете «Сильфида», как и в «Шопениане», — подходы к прыжкам, бег нужно непременно делать по шестой позиции, невыворотно.
Технологией танца мы занимаемся всю жизнь, но это не главное, она мощное и необходимое средство, чтобы исполнение не выглядело набором великолепно отработанных спортивных упражнений, а было одухотворено поэзией и живой танцевальностью. Рассказывают о таком эпизоде на заре существования Методического совета по хореографическому образованию. Руководитель Совета Софья Николаевна Головкина, возглавлявшая тогда Московское хореографическое училище, неожиданно для всех разразилась такой тирадой. Послушайте, что же мы с детьми делаем? К нам приходят дети, не умеющие ничего, но они танцуют. Мы выпускаем профессионалов, которые многое умеют и даже порой делают замечательно, но они не танцуют! Значит, мы в детях убиваем главное — танец. И Людмила Павловна Сахарова, тоже личность замечательная, полностью Головкину поддержала.
Несомненно, выразительный, осмысленный, «говорящий» танец — конечная цель и педагогики, и репетиторства. И тут, думаю, очень важно не забывать, что общение с педагогом не ограничивается только профессиональным обучением: педагог воспитывает подопечного, готовит его «душой исполненный полет». Поэтому я очень порадовалась, узнав, что именно этим занимается Николай Максимович Цискаридзе, посещая вместе с учениками выставки, спектакли, проводя с ними содержательные беседы, об искусстве в том числе [2, 3]. И результат, уверена, был виден, несомненно, сказывался и на их замечательной профессиональной подготовке. А это значит, что и хорошие традиции ныне живы, дают свои результаты.
Идет время, меняются и сам танец, и люди, посвятившие ему свою жизнь. Меняются приоритеты и даже высшие ценности. Но так хочется, чтобы и наша школа, и русский балет по-прежнему были лидерами, признавались великими.

Отредактировано ЖИЗНЬ (2019-11-29 14:24:22)

+2

216

Ув.ЖИЗНЬ, спасибо за информацию о статье Комлевой. Я с ней абсолютно согласна во многом, особенно права она, что из-за высокого роста и "крупности" танцовщиков ухудшается техника. Правилно! Ведь все движения создавались почти три века назад, когда люди были меньше ростом, чем сейчас. Поэтому всё сейчас упрощается, особенно, на мой взгляд, мелкая техника. И что они умеют среднестатистически? Поднимать ногу на 180°, прыгать в шпагат, надо это или нет. И, конечно, ленятся, т.к. хотят всё сразу, сейчас. Да, конечно, время подгоняет. Ездят как приглашённые солисты по миру, больше самостоятельности. Главное сейчас, как я понимаю, быстро сварганить дуэт из танцовщиков разных театров. Надо иметь в запасе номер, и не один, и если пригласили и есть окно, быстренько съездить и получить бабки. конечно, это могут только способные, очень быстро станцеваться, немного порепетировать, подладиться к незнакомому партнёру. Это и есть гала, которые мы очень любим. Но качетсво, конечно, теряется. Всё "на продажу", всё должно быть эффектно, например, сложные прыжки. И правильно она опасается за качество нашего балета. И НМЦ говорит, что китайцы идут очень плотно следом. Питер они заполонили, в Екатерининский не попасть, то же самое скоро и с балетом может случиться. Всё тихой сапой.

+1

217

http://sh.uploads.ru/t/NV6OT.jpg

+1

218

Спасибо Н. Подгорецкой

https://www.youtube.com/watch?v=j5yybC_RaHY

+1

219

Думаю, что многие смотрят "Большую оперу"

https://www.youtube.com/watch?v=zFPhjKT6nzw

https://www.youtube.com/watch?v=yoVNKB8xKAE

+1

220

https://kuban.aif.ru/society/nikolay_ci … ev_v_sochi
В Сочи стартовала деловая программа Международного форума добровольцев.
НОВОСТЬ ПО ТЕМЕ
Волонтеры Победы в «Смене» провели интеллектуальную игру. В первом блоке программы на творческой встрече с народным артистом России, ректором Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николаем Цискаридзе участники обсудили, как доброта и ценности волонтерства сочетаются с творчеством.
https://matchtv.ru/figure-skating/matchtvnews_NI1121165_Podarok_k_jubileju_Match_TV_pokazhet_film_o_Jelene_Chajkovskoj?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news
ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ: «МАТЧ ТВ» ПОКАЖЕТ ФИЛЬМ О ЕЛЕНЕ ЧАЙКОВСКОЙ
30 декабря у прославленного отечественного тренера-реформатора Елены Чайковской большой юбилей: легенде мирового фигурного катания исполнится 80 лет. К этому событию «Матч ТВ» приурочил телепремьеру документального фильма «Конек Чайковской», посвященный блистательной женщине, стоявшей у истоков школы танцев на льду в нашей стране.
В фильме приняли участие многочисленные ученики Чайковской, родные и близкие друзья, а также видные деятели искусства, включая народных артистов России Александра Ширвиндта и Николая Цискаридзе. Съемки проходили на московских улицах, где Елена Анатольевна провела свое детство и юность, у нее на даче в Подмосковье, во всероссийском центре детского творчества «Сириус», а также в школе Москомспорта «Конек Чайковской». Создатели картины использовали кинофотодокументы из архивов ЦСДФ, Госфильмофонда, Красногорского архива кино-фотодокументов и личных архивов. В качестве саундтрека специально для фильма записана авторская песня «Лети» в исполнении заслуженного артиста России Григория Лепса.
Премьера фильма «Конек Чайковской» состоится на «Матч ТВ» 30 декабря.

+3

221

Спасибо за видео:

https://www.youtube.com/watch?v=m6YzRCRboqg

https://www.youtube.com/watch?v=7YFKTEDhMu0

https://www.youtube.com/watch?v=2-q4v_PpeYg

+2

222

спасибо за видео

https://www.youtube.com/watch?time_cont … e=emb_logo

+1

223

https://www.youtube.com/watch?v=F7IHg1m3q20

0

224

Спасибо И. Кузнецову. Первые 10 мин не оч удачно, по-моему, но зато Николай Максимович говорит интересные вещи. Как обычно.

https://www.youtube.com/watch?v=-bI_e8GkikU

+1

225

Предлагаю посмотреть без лишнего. ))
И да, привет от Тяпочки (она на заднем плане за Николаем) http://www.kolobok.us/smiles/standart/yu.gif
декабрь 2019

+3

226

https://www.youtube.com/watch?v=sEoOX-VlsIw

+4

227

просто фото..

http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gifhttp://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_in_love.gif
http://s5.uploads.ru/AUbml.jpg
http://sd.uploads.ru/58RLP.jpg
http://s3.uploads.ru/ly1AU.jpg
http://s9.uploads.ru/e0i4q.jpg
http://sd.uploads.ru/oGj6n.jpg
http://sh.uploads.ru/5X0YT.jpg

+2

228

0

229

Несколько архивных записей в "разговорном жанре". Спасибо Наталье Подгорецкой.

https://www.youtube.com/watch?v=F7IHg1m3q20

https://www.youtube.com/watch?v=AXTMCf2Eg90

https://www.youtube.com/watch?v=lARDzUSy5iw

0

230

Спасибо Н. Подгорецкой
https://www.youtube.com/watch?v=erAGci_vbck

0

231

Спасибо большое Ariadna:
https://www.youtube.com/watch?v=YS5LaQ_DnGw

+2

232

Короткое видео, которое точно улучшит настроение, такое теплое, веселое, все в кадре такие замечательно позитивные. Я не раз вспоминала этот эпизод передачи, но он короткий и искать в полной записи было неудобно, а Наталья Подгорецкая дает возможность увидеть и услышать:
https://www.youtube.com/watch?v=N3v2vd8z-Vc

+2

233

https://www.youtube.com/watch?v=Uek0bjuHaqw

0

234

Завтра, 29.12 19, в 13-30 по "Культуре" - спектакль АРБ в Мариинке.

0

235

https://www.youtube.com/watch?time_cont … e=emb_logo

+1

236

Сегодня отмечает юбилей замечательная женщина, Е.А. Чайковская.
https://www.mk.ru/sport/2019/12/29/pros … biley.html

интервью

Позвонила договориться по поводу интервью. Чайковская только что пришла с тренерского совета Федерации фигурного катания России. Елена Анатольевна его возглавляет. Пять минут я слушаю упоительный рассказ — а технику фигурного катания тренер знает в совершенстве, — как прыгать лутц, почему так, а не иначе, и в чем коварство прыжка. Потом неожиданное: «Обещай, Ира, что будешь прыгать теперь четверной лутц с правильного ребра!». Приперта к стенке. Обещаю.

Прославленный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская отмечает юбилей
— Елена Анатольевна, тренерам дано наслаждение победой? Или к ней так долго идешь, ожидаешь, а главное — планируешь, что в звездный момент просто включается констатация: «Сделали дело».

— В этот момент все вокруг говорят: вы счастливы, радость-то какая! А никакой. Я всегда уходила на верхние трибуны, снимала свою меховую шапку и застывала, чтобы никто не трогал.

— А шапку-то зачем снимали?

— Ну, чтобы не узнали. Вся потная, лицо страшное. И мысль только одна: хоть бы никто не узнал. Но узнавали, подходили: «Как вы?» — «Хорошо». И куда-нибудь дальше забивалась. Потом меня искали. Помню, где-то нашла мужскую раздевалку и сижу — не могу встать, даже ноги не идут…

— Представляете заголовки, если бы вас сейчас нашли в мужской раздевалке? «Бомбическая выходка Чайковской!».

— О, да, это прямо про меня! Другие тренеры хоть водку пили. А у меня и этого нет. Выпью одну рюмку — и что с нее? А дальше мне плохо, поэтому я этим не баловалась, не могла. Хотя это тоже какой-то выход. Счастье могло прийти, когда после победы можно было два дня отдыхать. Потом — снова тренировки. И мысли: а на фиг тебе все это опять начинать?

— Правда? Бывало?

— Да, потому что надо снова придумать, чем ты можешь выиграть. «Вот этим ты уже выиграл, господи, а что же я еще могу?» Но как только придумывалось, наступала даже какая-то растерянность.

— Один олимпийский чемпион рассказывал, что во время подготовки к Играм чувствовал себя в лагере для заключенных, лежал на бортике и плакал. У вас такое было?

— Никогда не лежала на бортике, и спортсмены не должны были видеть мою слабость. Бывали мучительные минуты, часы, ночи, когда искала это: «Что я еще могу?». Но на тренировку нужно было прийти с бодрым зарядом.

— Но дома-то плакали?

— Нет, я вообще не плачу. Тьфу-тьфу, чтобы на старости лет не начала. Мама научила, что из любой ситуации есть выход — ищи.

— Прошло уже много лет, но картинка, как Ирина Винер-Усманова, комментируя тренировки любимой ученицы во время возвращения на помост, эмоционально сказала: «У меня ее кровь на лбу!» — до сих пор в памяти. Вы, великие женщины спорта, умеете донести свою мысль.

— Я во всех спортсменов вкладывалась до… Меня как меня не оставалось вообще. Но такая ситуация — это уже тяжесть. Это уже какой-то край. Нет, у меня всегда был счастливый ход. Всегда приходили идеи, всегда что-то удавалось создать даже, казалось бы, вопреки реальности.

— Например, когда «посадили» олимпийскую чемпионку Наталью Линичук на 30 сантиметров из-за «эстетики танцев»?

— Да, иначе ничего бы у нас не получилось: когда Гена Карпоносов подсаживался, а она вставала, получалось полголовы разницы, не той, что надо. Для движения вперед Наташа должна была стать меньше партнера, мы ведь не могли даже толком сделать поддержки, они были низкие. Это тоже надо было искать, заставив Линичук ломать всю технику. Это было сложно, не про кровь речь, но это надо было все придумать и воплотить — год за годом на пути к олимпийской победе. В итоге она «села».

— В олимпийском чемпионе Александре Горшкове кровь-то в прямом смысле слова — ваша.

— Я сейчас, когда все это проворачиваю в памяти… История, конечно, не для слабонервных. Мы летели с турнира, в самолете Саша ни к кому не пошел, пришел ко мне: «Ленуля, у меня дикая боль. Я дышать не могу». А у меня с собой был кусок памирского мумиё. Обычно я спортсменам давала рассосать буквально спичечную головку, а тут — дала кусок. И как-то боль притихла, приземлились, они с Милой поехали домой, утром приехала врач: миозит, горячая ванна, массаж… И Саша начал терять сознание. Я — на телефон. Наша приятельница Люда, дочь министра путей сообщения, говорит: есть такой Сыркин на Пироговке, потрясающий врач-сердечник. А было впечатление, что у Саши инфаркт.

Привезли Горшкова на Пироговку, вот что значит гениальный врач: двумя пальцами простукал, без рентгена, МРТ, тут постучал, там. И говорит: у него все легкое наполнено водой, и сердце ушло вправо, ищите хирурга Перельмана. Суббота. Муж Толя поймал машину от Пироговки и вез Сашку буквально на руках, потому что он уже был совсем…

У Горшкова — отрицательный резус. «У кого отрицательный?» — «У меня». Начали переливать, и в какой-то момент мне уже так хорошо, какие-то мушки перед глазами: «Ой-ой! Убирайте эту, хватит ей!». Приехал Перельман, его, найдя, привезли с дачи. Шприцем маханул, а там кровища, не вода. У него был разрыв плевры легкого. Горшкова — сразу на стол. И, как все потом говорили, только авантюрист мог такое сделать: отрезал кусок легкого, а остаток пришил к ребрам вперед иголочкой. К вечеру привезли какого-то бугая — огромный, розовощекий, положили на переливание. Он спокойно лежал без мушек. Все, думаю, за Сашку я спокойна!

Вот это был кошмар. Потом было продолжение истории: Олимпийские игры через год, мы должны на чемпионате мира в Колорадо-Спрингз представлять танго «Романтика», которое вводится в обязательную программу, и катать на высоте 2500 метров три серии. Прошло три недели после операции. Мила пошла к председателю Госкомспорта Павлову убеждать: надо ехать. Павлов вызвал меня, я говорю: «Нет, Горшков еле ходит. А там высота». Но что значит характер Пахомовой: настояла. Мы туда его привезли, он откатывает серию, садится — и ему маску на лицо. Я такого ужаса не переживала никогда. Думала, что что-то случится.

— А Горшков подписывал какие-то бумаги: беру ответственность на себя?

— Никто ничего не подписывал. А дальше — турне на месяц по Америке и Канаде. Перелетаешь, вечером катаешься, перелетаешь, катаешься; где мы спим — не помним и не знаем. Начали потихоньку набирать форму. Как-то звонит Виталий Смирнов, совсем ночью, в три-четыре часа, мы — в Сан-Диего. «Как дела?» — «Все хорошо». — «Как там Саша?» — «Бисирует даже». — «Мне нужно поговорить с ним». Мобильных-то еще нет. Я выхожу в лифт, входят огромные баскетболисты с кубком, пьяные. Подхожу к номеру, Милка возмущается: «Лен, ты что, с ума сошла?» Едем в лифте — те же баскетболисты опять катаются. «Да, Виталий Георгиевич, все хорошо, спасибо, да это Елена Анатольевна долго бежала». Оказывается, слух прошел, что Горшков умер. И в ЦК партии просили доложить, как дела, поэтому говорить надо было с самим «покойником». По ходу турне нас все время и вызывали. Потом я даже попросила организаторов селить рядом. А Саша постепенно пришел в себя, и начались тренировки, которые привели к олимпийской медали. Но ситуация — на краю, таких было в жизни несколько: будем не будем, сможем не сможем.

— Спорт — жесткая или жестокая вещь?

— Жесткая. Хотя иногда… Вот смотри, как сами спортсмены повернули: ведь это Пахомова настояла на поездке, я бы не дала. Я и была против. Но Сашка, больной-то, не сказал: нет, я не поеду. «Саш, посмотри, вот ты ходишь по улице, мы начали кататься, задыхаешься, проехав кусочек». — «Нет, Ленуль, я поеду».

— Тамара Николаевна Москвина как-то сказала: Алина Загитова — производитель удовольствия…

— Молодец Тамарка, объяснила все. Фигурное катание, надеемся, целиком, — производство удовольствия.

— Они всегда соединяются — труд до потери пульса и удовольствие?

— Я это не разделяю. А куда же одно без другого? Вот у меня как-то в телевизионном проекте сидели с одной стороны — Цискаридзе, с другой — Волочкова. Как только садились, ноги под стол, снимали ботинки. В балете у всех ноги стерты в кровь. Но они на это не обращают внимания — это их профессия. У нас своя история с ботинками, натерто, перетерто. Да, тяжкий труд… А пальцы у пианистов? Говорят: утонченные. Нет — вот с такими шишками.

Так и у нас. Сейчас очень сложный спорт. Четыре оборота у девочек и три с половиной — это реальность, без которой уже никуда. Наши девочки точно указали путь развития фигурного катания. Другое дело, что есть спортсменки, которые не смогут выжить на этом пути.
— Из-за возраста или обучения?

— Из-за обучения — само собой, но в возрасте — другой посыл на крутку. Изменить можно, но сложно.

— Но Линичук вы же поменяли технику.

— Это не четыре оборота. Мало того, что скрутить и прыгнуть, надо еще и выехать. Фигурное катание — это выезд, причем красивый. Техника сейчас невозможная. Я не знаю, что делать с потрясающими фигуристками, которые не смогут освоить прыжки в четыре оборота. В свое время были соревнования профессионалов. Может быть, надо, чтобы кто-то взялся за это, они бы продолжали свой путь. И у ребят есть те, кто не прыгает, а смотреть их — удовольствие. И публике будет интересно. Потому что жаль не видеть через какое-то время безумно талантливых и одухотворенных. Я хочу их видеть, они мне нужны.

— А вот бывший вашим учеником Сергей Давыдов так и не прыгал четверные, а сейчас выкладывает тренерские фото: как его девчушка их исполняет.

— Раньше никто этой целью и не задавался. И не разрешали. Потом кто-то прыгнул первый раз. Главное — завести. И пошло. Это как раз легкая история. Скоро будет четыре с половиной оборота. И прыгнет маленький, тощий, с короткими ножками фигурист. Конечно, должно быть тело, как и в спортивной гимнастике, готовое к этому. Потому что с ростом 1,80, к сожалению, никто это не сделает. И высоких фигуристок мы наверху не увидим. Потому что они уже не ко времени. Правда, это сейчас такое направление, но все ведь имеет тенденцию к возвращению. Загадывать бесполезно, будем ждать.

— Вы в школе «Конек Чайковской» сразу обучаете детей, как падать без травм: возраст для сложных прыжков наступил какой-то совсем уж юный?

— Мы им объясняем все в четыре года. Я как-то упала на улице, зацепившись за что-то. Рядом упала женщина, разбила подбородок и повредила шею. Я падаю вперед руками, из любого положения вывернусь и упаду именно так, если только меня не толкнут. Мы этому учим. Выходим на лед: сначала ползаем, не катаемся. Выползаем, падаем с ползка. Назад ползем, идем на руках, падаем. Надеваем шлемы, это видит тренер — кому защита нужна обязательно.

— Защита нужна и всему спорту: санкции WADA вполне реальны, но пока надеемся. А как вы пережили прошлые Игры без флага и гимна?

— Я не знаю, впишусь ли в рамки ответа — я всегда была за сильную страну. Много проехала под этим знаменем. И всегда выходила, представляла страну и знала, что за моей спиной стоит сильная-сильная держава. К нам всегда было очень уважительное отношение, с легким юмором и явно с большой симпатией. В последние годы это исчезло. Почувствовалось уже на чемпионате Европы в Москве перед Играми в Корее: все судьи, тренеры, которые кидались обычно на шею, опять кинулись, но продолжать разговаривать обо всем, как привычно, не стали. Улыбнулись, поцеловались, бросили пару слов и как-то вот… Это меня поразило безумно, я к этому не привыкла. Все мы были такие друзья, даже когда серьезно соперничали, их ученики шли на моих или наоборот, всегда оставалась какая-то уважительная и душевная близость.

Вообще спорт настолько влез в политику, что теперь уже не отделишь, к сожалению, никак. Мне все это крайне не нравится. Я выросла, формировалась и создавала своих спортсменов в другой обстановке. В очень сложной, но такого не было.

— Знаю, вы сначала были против того, чтобы команда России ехала без флага в Корею.

— Да, у нас семья перед Пхёнчханом раскололась. Не приемлю унижений. Ни по какому поводу. Как можно обвинить все виды спорта, включая фигурное катание, когда мы вообще не знаем, куда этот допинг засунуть: не 50 километров ведь бежим или марафон. Меня обозлило, что мы в этом оказались. Но после Игр мое мнение об участии изменилось. Девочки-фигуристки все доказали, лыжники буквально рвали вперед: для всех, кто участвовал, и ради них это было необходимо. Потому что спортсмены, и я всегда это говорила, главные люди в нашей профессии, остальные — потом. Хотя все равно остался осадок, что мне плюнули в лицо. Библейское «подставляй вторую щеку» — это сложная история.

Для меня все это… Я не могу сказать, что было обидно. Я могу сказать, что была озлоблена. Если хотите, на международную атаку. Причем подключаются люди, которые могли бы в этом и вовсе не участвовать. И это безобразие. У каждого вдруг шипы выросли: кто-то позволяет себе сказать, что не встану рядом с русским на дистанции. Это что? Уж спортсмены точно не должны в этом участвовать.

— Но движение вперед никто же не отменял: снова должно включиться у каждого ваше фирменное «чем могу удивить»?

— Да, дальше надо выступать. Как мы в свое время лезли показывать, что мы лучшие, что мы двигатели этого вида в каждом разделе. И все это надо делать спокойно, другого не придумаем.

Помню, в 1993 году был провал, меня попросили перед Олимпиадой в Лиллехаммере быть главным тренером сборной. Проходит последнее собрание, все тренеры сборных пришли на собрание во главе с Виталием Георгиевичем Смирновым. На нашу беду, за нас отвечал тогда Борис Немцов. И видно, что мы явно мешаем ему жить, что-то делать, пришли тут с какими-то вопросами. А вопросы обычные: если мы сейчас эту группу не пошлем на трассы хотя бы съехать сверху вниз, а фигуристов не оденем, а тут и там не оплатим, то мы вообще не войдем командой в десятку. Немцов говорит: «Ну и что? Значит, мы такая страна».

Я открыла огромный рот: «А что вы такого сделали для страны, что с такой легкостью отправляете нас на 11–12-е места?» И тут поднялись все. Немцов мне потом припоминал: это вы дали тогда! Но таково было отношение к нам после прежних руководителей, которые готовы были горло перегрызть за спортсменов. Отсюда — все, что случилось. И сейчас — продолжение. Все погрустнели сегодня, конечно. Но нам нельзя давать вытирать ноги о спорт. У нас креативные люди. Безумно талантливый народ. А то, что надо разбираться на самом высоком уровне с происходящим, — это да. И уже не упускать.

— Что вы хотите сегодня, Елена Анатольевна? Юбилей — время желаний.

— Тут я ненасытная, конечно. Но вот — например, я дружу с Николаем Цискаридзе. Мне он удивительно интересен. Коля все время учится — то юридический диплом получил, то в академию пошел, связанную с искусством, при этом — он ректор Вагановской академии... И когда он начинает рассказывать, что узнал и куда пошел, то даже действует на нервы: чего я-то сижу? И… я бы, конечно, встала на пять часов к бортику, но мне 80 лет, боюсь, надолго не хватит. Каждому возрасту — свое. У меня много сил, но взваливать серьезных спортсменов на свои плечи уже не имею права. Хотя очень хочется.

+2

237

http://forumupload.ru/uploads/0008/de/9f/605/t83586.jpg
Сегодня день рождения Николая Максимовича Цискаридзе, Джомолунгмы в мире балета. Поздравляю всех с этим событием.

Отредактировано ЖИЗНЬ (2019-12-31 13:20:12)

+1

238

https://www.youtube.com/watch?v=kZjWvZ3_WF4

https://www.youtube.com/watch?v=p_3QJceN1JE

Отредактировано ЖИЗНЬ (2019-12-31 17:52:49)

+1

239

ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

0

240

Спасибо Наталье и Ariadna:

https://www.youtube.com/watch?v=IVTopQAItrA

СЕГОДНЯ, "Культура", 23:35
Вечер современной хореографии в театре Ковент-Гарден

0