Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 47

Сообщений 91 страница 120 из 624

91

Ув. Ксения, спасибо за ссылку. Я послушала и должна сказать, что НМЦ, оказывается, долго терпел, минут 40, а потом уж вступил в полемику. Мне не понравилась манера подачи Кузнецовой, какая-то неуверенная. А виноваты организаторы, видимо, люди не совсем компетентные. Возможно, эта Кузнецова знает другие темы лучше. НМЦ рассказывал, что она тоже училась в Московском хореографическом и она дочь артистов (или артиста) балета. Так что сказать, что она совсем ничего не понимает, я не могу.
Всё-таки я считаю, что НМЦ не должен был так явно её прерывать. Надо было дать ей выговориться, а потом сделать замечания. А организаторы слова не сказали, т.к. свою вину поняли.
А Вы заметили, кто выложил эту запись? Ольга Марцинкевич, которая приехала в Питер из Москвы с НМЦ и работает сейчас в Академии. Она по приезде в Питер принимала участие в нашем форуме.

0

92

Дольчев о новой постановке Евгения Онегина в Большом театре:

После каждой такой премьеры в Большом возникает мысль, а не проснуться ли всем господам хорошим, отвечающим за работу в этом заведении.
Ну сколько может быть провалов? 
Этот Онегин, это же шняга, дешевая поделка, бессмысленная и бездарная.
И производство одноразовых поделок, судя по всему, останавливаться не собирается.

А сколько мы будем сидеть и ждать, когда закончится контракт у нынешнего и может следующий сядет и у него хватит ума сказать, что академический театр обязан быть консервативным – у него есть прошлое, есть история и прямая обязанность рук-ва поддерживать и умножать достижения именно в этой области в классическом репертуаре

"Золотое перо" бьет наотмашь. Действительно, пора бы проснуться.

https://dolchev.livejournal.com/

+4

93

Сегодня вечером на 1-ом

19:30
"Сегодня вечером. Николай Цискаридзе "

+1

94

Какая замечательная передача!
Молодец Галкин, собрал в студии уважаемых гостей. Один другого лучше!
Жаль, что нет возможности выложить видео этой передачи у нас на форуме.
Дождались, наконец-то, о Мастере заговорили так, как он этого заслуживает.

Только так.

https://www.1tv.ru/shows/segodnya-veche … 18-05-2019 - 1-ая часть

https://www.1tv.ru/shows/segodnya-veche … 18-05-2019 - 2-ая часть

+3

95

Мне эта передача понравилась очень, доставила великое удовольствие, а гости - замечательные и талантливые люди. А Николая Цискаридзе можно слушать бесконечно долго и всегда он интересен, у него такое великолепное чувство юмора и энциклопедические знания, да и смотреть на него одно удовольствие. Согласна с мнением дочери Марины Неёловой, что Николай Цискаридзе - шедевр.

+2

96

гксюша написал(а):

Какая замечательная передача!
Молодец Галкин, собрал в студии уважаемых гостей. Один другого лучше!
Жаль, что нет возможности выложить видео этой передачи у нас на форуме.
Дождались, наконец-то, о Мастере заговорили так, как он этого заслуживает.

Только так.

https://www.1tv.ru/shows/segodnya-veche … 18-05-2019 - 1-ая часть

https://www.1tv.ru/shows/segodnya-veche … 18-05-2019 - 2-ая часть

Да, Максим заслуживает всяческих похвал! Два часа с Мастером дорого стоят! Замечательные гости! Проникновенное пение Нани Брегвадзе просто до слез. Вам не показалось, что началось негласное соперничество за участие Цискаридзе в передачах между Малаховым и Галкиным? Одна за другой две передачи. Сначала выстрелил Малахов с "Танцами", а за ним Галкин с "Воскресным вечером".

+2

97

Русский классический балет
21 ч. ·

Может быть это и не моего ума дело - для этого есть великое множество профессионалов, но вот почему-то меня последние премьерные постановки Большого театра реально тревожат как зрителя...

Публика в кулуарах, так сказать "не вынося сора из избы", весьма активно обсуждает и нелепые декорации на сцене, искусственные, и бутафорские фигуры непонятно кого, рассредоточенные по всей сцене, и аляповатые костюмы артистов балета и миманса, но больше всего сцены, описанные в классических литературных произведениях XVIII-XIX веков, но которые почему-то происходят в настоящее время...

А ещё меня удивляет историческая "неосведомленность" постановщиков и какая-то злонамеренная мешанина в их творениях насчёт веков и событий. Странно же - зачем на сцене разъезжает трактор, если само действие происходит задолго до появление трактора как такового?

Список таких многочисленных "почему" и "зачем" бесконечен... И знаете ли - во всех этих историях больше всего обидно за Пушкина, Толстого, Чайковского и за многих других Русских! Превращение утонченного лирического, искреннего произведения русского искусства в грубую клоунаду, в произведение в стиле "комикс", а иной раз, и просто в фарс - вот, что больно!!!

Очень жаль, что все эти представления "знаменитых" режиссёров-постановщиков Русского быта и уклада жизни порой сводятся к показу на сцене неуклюжего и нелепого сборища - вечно праздно шатающихся людей различных социальных сословий. И это в то время, как все характеристики лирических и романтических сцен, происходящих в быту и в обществе, были тщательно и досконально прописаны великими авторами и именно это и создавало Величие и Значимость их творений в мировой литературе!

Оно и понятно, что потом в антракте публика, подшучивая в буфете над постановкой и ее авторами, чокаясь бокалами с дорогим шампанским, со смехом произносит: "А что?!! Весело же... Свежо!"

Оказывается - вот, что теперь главное в искусстве! Именно "свежо"! Все же якобы устали от запаха "совкового нафталина"! Поэтому и понадобился теперь всем ветер перемен! Но вот как же тогда быть с понятиями "честь и достоинство русского искусства"? Или это уже сейчас совсем ничего не значит? Или теперь надо гнать из театров, людей, пытающихся отстаивать эти "устаревшие" понятия? Или ещё лучше - подвергать их массовым грубым нападкам со стороны, так называемой "прогрессивно мыслящей интеллигенции", которая с легкостью объявляет все классические постановки, снискавшие себе мировую славу, "нафталином" и с эдакой небрежностью тратит деньги государственных театров на свои смелые эксперименты... Да ещё возмущаются, когда им об этом напоминают, а иной раз и наказывают! Конечно, проще всего, людей, выступающих за сохранение Российского творческого наследия объявить ретроградами, а себя истинными творцами нового Великого, которые не боясь ничего, несут в народ свои "новаторские" идеи...

Именно благодаря таким "знаменитым"
иноземным хореографам и постановщикам, а также всяким разным доморощенным получателям многочисленных призов разного достоинства в Большом театре появились такие постановки, что только во сне можно представить, как всё руководство театра разом превратилось в неимоверных фантастов... Тут тебе в позапрошлых веках!!! и политическая борьба, и избирательные компании, и ядерная зима после атомной войны, и вообще откровенные насмешки над гербом России в виде двуглавого петуха... Кстати, по нынешним временам за это срок полагается! Остальное -это всеобщие гульбища на сцене, антураж сумасшедшего дома или уж совсем откровенно скандальные сцены, да и другие такие же "шедевры", - все это в расчёт не берётся... как бы это все мелочи и можно внимания не обращать! Многие из этих "режиссерских экспериментов" давно сняты с афиши, но вот государственные деньги на них все же потрачены и вполне немалые... Как же с этим-то быть?

Но основной вопрос в другом - откуда же взялось такое глобальное желание искажать стилистику произведений? Где этому учат и учат ли вообще? Вот мне, например, искренне непонятно, почему для того, чтобы стать режиссером музыкального театра, сегодня совсем не обязательно иметь музыкальное или хореографическое образование. Более того, некоторые режиссеры, ныне приглашаемые в Большой театр на постановку новых спектаклей-"шедевров" - это режиссеры драматических спектаклей... то есть, совсем, так сказать, из "другой оперы"!

Сегодня, даже не имея музыкальной школы за плечами, человек может поступить в ГИТИС на отделение "режиссура музыкальных спектаклей", после окончания которого, получив соответствующий диплом, идти и "уверенно", как ему кажется, ставить различные музыкально-хореографические произведения! И это при том, что артисты театра, чтобы участвовать в этих же постановках, должны пройти все мыслимые и немыслимые ступени отбора для подтверждения своего профессионального образования... и, естественно, своего творческого мастерства!

Артисты учатся этому всю свою жизнь, с 6-7 лет. Они изучают историю искусства, эпохи происходящего действия, подробно изучают жизнь и творчество Великих творческих людей. И на каждой ступени образования – конкурсный отбор! И чем выше ступень, тем сильнее конкуренция!

Большой театр выбирает себе лучших артистов. По праву первой сцены страны! И это правильно! Так и должно быть! И этот отбор зачастую гораздо сложнее, чем в других театрах, хотя тоже не менее достойных! Год за годом, с детского возраста, под руководством педагогов, у учеников, а затем и у студентов всю жизнь развивается уважение к произведениям искусства, накапливается опыт слушания, просмотра и анализа произведений. Поэтому стоит ли сейчас удивляться отсутствию уважения к классическому наследию у людей, которым это чувство просто не знакомо? Они же этому не учились! Зачем им это? Они, видимо, знают другое!

К примеру, вот как можно просто взять и отмахнуться от строк, иллюстрирующих, как трепетно Чайковский относился к тексту Пушкина:

"Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этом, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки..."

Читая письма Чайковского, Пушкина, Толстого я вот лично, прониквшись высоким слогом их писем, читая подробные описания сцен в произведениях, невольно задаю сама себе вопрос: "А по какому же такому моральному праву сегодняшние современные режиссеры ставят себя на один уровень с всемирно признанными гениями, искажая своими постановками изначальный смысл произведений великих творцов и беззастенчиво ставя на свои афиши мировые их названия"? Ведь если есть желание создать своё новое, то бери и твори! Бери мотивы Великих произведений, если нет своих идей! Но зачем же "перелицовывать" Великое на новый лад в угоду моде? Это же не старый, побитый молью, кафтан...

Анна Пригожина
из письма на форум...https://www.facebook.com/RusskijKlassiceskijBalet/photos/a.278221155666294/1288707501284316/?type=3&__tn__=H-R

+4

98

Дорогая Лилин, дело на мой взгляд не в ведущих передач с Мастером, а в том, что ослабили хватку и Вы должны догадаться чью.
Одного человека, который очень сильно влиял на ТВ и СМИ. ОН до сих пор силен, но уже не так, как раньше.

0

99

Меня приятно удивила Догилева. С таким юмором рассказала о посещении БТ.

+2

100

К посту 97
Нас активно убеждают СМИ, что это правильно: искажать творческий замысел гениальных авторов в угоду «новизне». Например, на  сайте https://www.classicalmusicnews.ru некий Сергей Евдокимов утверждает: «Людям со школы, бок о бок с конкретными, важными и полезными знаниями, внушают некие установки о том, каким должно быть искусство.
Если человек, став взрослым, пристально интересуется этой темой или даже становится профессионалом, то, как правило, он может безболезненно освободиться от любых предрассудков и на основе личного опыта, размышлений и полученных знаний сформировать собственную картину того, каково есть, каким может быть и должно (или не должно) быть искусство.
Но чаще человек боится расстаться со стереотипами из страха, что если это случится, то «мир рухнет». И любые попытки заставить такого человека посмотреть на какое-либо явление под другим углом и осознать, что «всё на самом деле не совсем так или совсем не так», натыкаются на сопротивление. Человек впадает в истерику, становится агрессивным и невосприимчивым к чужим аргументам.
Обязанность западноевропейского театра во все века его существования — регулярно выдавать новые зрелища, отвечающие реалиям своего времени, а также волновать зрителя, провоцировать на жаркие дискуссии, заставлять его «брызгать слюной», думать о спектакле задолго до начала и находиться под его «властью» после закрытия занавеса и очереди в гардеробе.»

Читаю и думаю, насколько же я оказалась убогой, живя предрассудками, пусть и внушенными мне высокими образцами искусства (но никак не школой, поскольку там об опере, балете и драме, кроме «Грозы», вообще не упоминалось). Почему моя любовь к театру, книгам не позволили развиться «собственной картине понимания искусства», я так и осталась на уровне классики?  Единственное, что обнадеживает, это то, что я не одинока в своем недоразвитии. И много людей, имеющих возможность сравнить образцы консервативных  и режоперных  или контемпорари-постановок, «невосприимчивы к чужим аргументам».  Вчера транслировали «Пиковую даму» из Зальцбурга. И Елецкий во время своего нежнейшего лирического обращения к Лизе занят рассаживанием детей за столом, ласково их поглаживая и почти не глядя на предмет своего восхищения. Мало того, что это мешает артисту, это так нелепо сочетается с музыкой, словами, самой сутью арии. Германн, явившись для объяснения с Лизой обнажается до пояса.  Я не впала в истерику, но испытывала досаду и обиду за любимую оперу. Зачем заимствовать то, что чуждо нашей культуре?

Новая постановка «Евгения Онегина» в БТ. В первые два дня премьеры можно спокойно купить билеты на сайте. Когда такое было? А ведь это реакция зрителей на ожидаемое качество спектаклей. Уже мало кто верит в возможность увидеть что-то хорошее на сцене. Потому что вандализм возводится в ранг реформаторства.

И во время вчерашней трансляции какого-то пресного и бесцветного «Петрушки» напугали перспективой постановки «Мастера и Маргариты» этим же скромным словацким хореографом.

+7

101

+2

102

ЖИЗНЬ написал(а):

К посту 97
... вандализм возводится в ранг реформаторства.

Не в бровь, а в глаз, что называется!

0

103

Президент России Владимир Путин вручил в Екатерининском зале Кремля гос.награды выдающимся россиянам, в их числе Цискаридзе Николай Максимович.
НМЦ награжден орденом Дружбы.

http://s3.uploads.ru/t/IfJGh.jpg

Смотрите новости.

Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ce68beb9a79470dbc8f977b

+6

104

Большой театр, Легенда о любви и отзыв Дольчева.

https://dolchev.livejournal.com/

+3

105

Балетно-футбольная дискотека с участием Цискаридзе и Акинфеева пройдет на ВДНХ в Москве
ТАСС  + ЕЩЁ 11 30 мая 2019
http://sg.uploads.ru/t/JLWg9.jpg

Фото: Москва24
КОММЕНТАРИИ
МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Дискотека, посвященная одновременно футболу и балету, пройдет в рамках фестиваля «Мировые балетные каникулы» на ВДНХ в Москве 1 июня. Гостями праздника станут Николай Цискаридзе, Игорь Акинфеев и Дмитрий Губерниев, сообщили ТАСС в четверг в пресс-службе оргкомитета фестиваля.
"С 21:45 до 23:00 приглашаем пообщаться, потанцевать и просто отлично провести время на площади Дружбы Народов. За классную музыку отвечает DJ Грув. Тема вечеринки — «ФутБалет» — объединяет главные события прошлого и нынешнего лета, те, что затронули и вдохновили всех без исключения: чемпионат мира по футболу и фестиваль «Мировые балетные каникулы» — футбол и балет. А специальными гостями на ней станут легенда российского балета Николай Цискаридзе, капитан сборной России на ЧМ-2018, звездный футболист Игорь Акинфеев и прославленный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев", — говорится в сообщении.
В мероприятии также примут участие танцевальные коллективы Московского творческого объединения «Сириус», чирлидеры и артисты в образах футболистов и балерин. Вход бесплатный.
Фестиваль «Мировые балетные каникулы» пройдет на ВДНХ с 31 мая по 2 июня. В рамках него для посетителей проведут 150 часов танцевальных мастер-классов, они будут идти в режиме нон-стоп на семи сценах у фонтана «Дружба народов».

+3

106

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
На ВДНХ прошёл мастер-класс Николая Цискаридзе для любителей балета, при участии артистов из разных балетных трупп мира и выпускников Академии.
Прямая трансляция велась на сайте «Москва онлайн»: https://online.m24.ru/

#цискаридзе #tsiskaridze #балетныеканикулы
http://sd.uploads.ru/t/PZhXe.png
http://s8.uploads.ru/t/TPQkr.jpg
http://s5.uploads.ru/t/bHy48.jpg
http://sh.uploads.ru/t/ltAkP.jpg
http://s9.uploads.ru/t/ADhus.jpg

+2

107

Сайт о жизни и творчестве выдающегося артиста балета и педагога
http://s9.uploads.ru/t/79aAP.jpg

ФОТО

Николай Цискаридзе О Современном Поколении И Своем Детстве
01.06.20190

Я часто задумывался – на сколько же лет я себя ощущаю? И могу ответить, что я еще учусь в школе.

Возможно, это потому, что я работаю в учебном заведении. Постоянно нахожусь с очень молодыми людьми. И у меня ощущение, что я их ровесник. Абсолютно спокойно с ними гуляю, хожу на аттракционы, катаюсь с ними.

При этом мне всегда было интересно общаться и со старшим поколением. Просто сейчас для того, чтобы чему-то научить молодое поколение, мне приходится тесно с ними общаться. А главное – учиться у них тому, как они воспринимают мир.

Вот я недавно читал очень интересную статью, связанную с тем, как маленькие дети воспринимают фильм “Гостья из будущего”, который для нас был настоящим хитом. Для нас когда-то было, как для них “Игра престолов”. И что вы думаете, они не понимают этот фильм. Они не могут осознать ни смысл, ни радость от этого кино.

Но, что самое интересное, авторы статьи проводили опрос, и в ответах всех детей было одно: все они единогласно заметили, что в картине “Гостья из будущего” был очень дружный класс.

Дружба – это, наверное, то, чего им очень не хватает. Видимо, это именно то, чего им так недостает. Поэтому они это и высказали. И это очень важный момент. Ведь мы умели дружить, мы умели играть. Мы жили в другом мире.

Так что сегодня для того, чтобы общаться с современными молодыми людьми, я все равно отслеживаю, что они читают, что они смотрят, чем интересуются, как они развиваются. Чтобы вести с ними диалог, надо знать их и быть внутри их мира.

Спутник Грузия

Яндекс. Директ

+1

108

Nargis magazine. 29.05.19

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ. ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА

Он взлетает прямо к куполу, кроваво-алый шлейф струится за ним под направленным потоком воздуха. Глядя, как легко, будто играючи, он держится там, на высоте, под светом софитов, как грациозно позирует, без возражений поднимаясь в воздух вновь и вновь, невзирая на адскую боль от стягивающих все тело лент, понимаешь: вот он – артист от Бога! Удивительно, но свое призвание он осознал совсем юным, в первом классе, когда на просьбу учительницы изобразить свою будущую профессию нарисовал балерину и подписал: «Болет». Наверное, от слова «боль», –  шутила его мама. Феноменальные природные данные, помноженные на силу характера, – залог  счастливой артистической судьбы. И не только артистической: Цискаридзе вот уже шесть лет возглавляет Академию русского балета имени А.Я.Вагановой, возрождая дух легендарного заведения.

http://www.nargismagazine.az/assets/frontend/uploads/editor/2019/tsiskaridze/a0021178-so.jpg

Entrée

Каждый большой артист – внутри ребенок, играющий в предлагаемые обстоятельства, как девочка играет с куклой в дочки-матери или в доктора. Наивысшее владение профессией, которая с одной стороны – талант, с другой – гений, а с третьей – манипулирование чувствами, – удивительно. Артист – личность со множеством комплексов, пытающаяся эти комплексы подавить. Как правило, это люди с оголенной кожей; на публике они иные, нежели в жизни. У Моэма в «Театре» главная героиня Джулия объясняет сыну, что настоящее горе безобразно и, чтобы сыграть его на сцене, не нужно его испытывать – нужно уметь его изобразить. Есть вокалисты, просто красиво поющие, а есть такие, кто создает в каждой песне театр. Как однажды сказала Лариса Долина: «Это я певица, а Пугачева – это актриса, которая поет». Вот поэтому каждая песня Пугачевой – это событие, мини-спектакль. Возможно, с вокальной точки зрения кто-то делает это гораздо лучше, но никто никогда не задевал за живое так сильно, как она. То же самое с артистами: если ты не понимаешь, что театр – это храм, и если в нем лишь работаешь, а не служишь, то превращаешься в обыкновенного человека. Потому что в театре невозможно работать, в театре можно только служить. Вот почему обыкновенный человек на сцену выйти не может: его горе будет безобразным, ему не будут сопереживать. Я сам очень не люблю двигаться, не люблю заниматься спортом. Для меня лежать на диване и ничего не делать – самое комфортное состояние. Балетом я занялся только по одной простой причине: понимал, что у меня уникальные данные, таких способностей на ближайшие несколько миллионов человек нет, и если я ими не воспользуюсь, то совершу ошибку. Потому что Господь Бог подарил это все мне, как и гениальных педагогов на моем пути, и я просто не имею права этим даром не воспользоваться. Ведь столько людей мечтало быть на моем месте, но ничего у них не получалось: спихивая меня, они падали сами. У них ничего не выходило, а у меня все выходило. Поэтому, если ты не служишь, то у тебя ничего не выйдет.

Battlements

У каждого есть какие-то приметы, и у артистов тоже – театральный люд очень суеверен. Отчасти театральный мир и есть бесовщина. Хотя многие и утверждают, что не верят, но на «ни пуха ни пера» обязательно отвечают, поскольку знают по опыту, как бывает, если не ответить!.. Другое дело, что в Большом театре бытует мнение, будто путь на сцену не должен быть легким, что обязательно надо отравить человеку жизнь. Когда я помогал кому-нибудь из молодых артистов, мне напоминали, что не надо никому помогать. Но я уверен: каждый ест тот пуд соли, что ему на роду написан, и добавлять не надо.

Relevé

Невозможно не испытывать физическую боль, если ты занимаешься серьезными видами спорта или серьезным искусством. Каждая профессия имеет свои сопутствующие нюансы, в том числе и боль. А она бывает разная: физическая, моральная, духовная... Для формирования движения нужно время, и очень часто не хочется это время пережидать, но понимаешь: иначе нельзя. Боли сопутствует физическая усталость, и это тоже надо перетерпеть. Есть даже такое мнение, что, рассказывая об изнанке профессии, можно отвратить от нее. Вот недавно я общался с сыном моей подруги. Родители устроили его в американскую клинику помогать больным, хотя учится он вовсе не в медицинском. Просто для жизненного опыта. И вот он так хорошо себя проявил, что однажды врач пригласил его ассистировать в операционной. На ребенка это произвело колоссальное впечатление, и он написал очень большое эссе о том, что такое человеческая жизнь. Ведь, с одной стороны, это очень красивая история про то, как человеку спасают жизнь. А с другой – очень некрасивая история: кровь, физиологические манипуляции, вскрываются внутренности... Кто-то, увидев увядший цветок, скажет: «Вот так уходит жизнь», а другой скажет: «Ой, смотри, сорняк!». Так что все зависит от глаз смотрящего...

Pasdedeux

Оперный или балетный акт длится минимум 50 минут. Современный зритель уже не в состоянии столько высидеть – минут через 45 надо все прекращать. Если это зависит от меня, то я сокращаю, вырезаю что-то из постановки. Надо понимать, что мы все живем уже в мире гаджетов, этого не изменить. И цифры возрастного ценза, что сейчас ставят на афишах, – абсолютная ерунда, потому что сегодня у каждого ребенка в руках телефон, а значит, все плохое, что есть в мире, он непременно найдет и посмотрит. И в этих условиях возрастной ценз на театральные постановки – просто фарисейство. Если вы не приучили ребенка высидеть симфонический концерт, хотя бы один акт оперы или балета, то потом это будет трудно. Сегодня такие театры, как Большой, Ла Скала, КовентГарден, стоят особняком, потому что 99% зрителей приходит туда сделать селфи и зачекиниться. И это катастрофа! К руководству театрами допущены люди, которые просто на них зарабатывают, и это повсюду в мире. В Большом театре убили поколение поклонников тем, что лишили их возможности ходить каждый день на представления: не могут они себе позволить покупать дорогущие билеты! Раньше была система пропусков – эти люди сидели на каких-то неудобных местах, кто-то даже стоял, но они этим жили! А сегодня ты как артист лишен настоящего зрителя. Более того, один из самых серьезных балетных критиков в мире – Клемент Крисп – уже не пишет в газете Financial Times: там перестали выходить рецензии. Они перешли на систему оценки баллами, звездочками, и он заявил, что не хочет этим заниматься. А ведь раньше это издание влияло на всю мировую театральную палитру! Все это значит, что система сама себя съела. У каждой эпохи есть переломный момент, когда все должно начаться по-новому, и мы сейчас проживаем этот момент перелома. Галина Вишневская в своей книге очень подробно пишет, что «мы поем для двух-трех человек в зале, которые были на прошлом спектакле, и на позапрошлом, и будут через месяц, которые сравнивают меня саму со мной». Не знаю, что ждет ближайшее поколение, потому что сегодня в потоке информации стать действительно интересным, стать звездой практически невозможно. Сейчас в каждой квартире минимум 150 каналов, а если еще и «тарелка» стоит, то тысяча, и можно постоянно перескакивать с канала на канал. Но самое страшное, что появилось, – это рейтинг. Поэтому я много раз говорил, что не хотел бы сейчас быть артистом. Я успел зайти в последнюю дверь последнего вагона поезда, уходящего в вечность, и стал последней звездой Большого театра в национальном масштабе.

Emboiter

Сейчас на вступительном экзамене дети делают то, что раньше делали в выпускных классах. Иногда к нам приходят нереально одаренные дети, но удержать их внимание просто невозможно. Очень инфантильные, мальчики эмоционально отстают в развитии года на четыре, хотя физическими данными очень часто превосходят нас самих в том же возрасте. Мои ученики сейчас в 15 лет делают то, что я делал в 19, 20, но эмоциональное (не умственное) развитие у них – на уровне 12 лет. И поразительно, что со многими вещами они знакомы благодаря физиологии: у них, к примеру, есть опыт физической любви, опыт далеко не первых отношений, а опыт влюбленности еще не пришел. Я этому очень удивляюсь, потому что у них все по-другому. Как-то я пытался объяснить девочкам, что Джульетта сначала вышла замуж, а потом лишилась невинности. А они никак не могли понять, в чем здесь интрига, зачем она, несчастная, так мучилась!

Потому что понимание этого в современном мире утеряно, ничего сакрального в этом нет. Психология поменялась, и многое уже невозможно никак объяснить. К примеру, почему Ромео не доставили вовремя сообщение: «А что, – спрашивают они, – смс-ку нельзя было послать?»

Fermé

Основные литературные произведения, которые cчитаются мировой классикой, сочинили авторы-христиане. И своих героев они часто наказывали сообразно законам Библии. Мы не можем этого не учитывать, особенно сегодня, когда переписывают сюжеты старых спектаклей, снимают фильмы, разрушают концепции... Я с этим столкнулся, когда Ролан Пети ставил «Пиковую даму». Он очень сопротивлялся тому, чтобы сделать концовку точно по Пушкину. А я ему пытался объяснить: вы католик, а Пушкин – православный, если в католической вере самое тяжкое наказание – это смерть, то у православных самое тяжкое наказание – не смерть, а лишение разума. И Пушкин не убивает Германа, он его заключает в психбольницу. Поэтому я каждый раз пытаюсь заставить детей думать, в чем смысл произведения.

Особенно в романтическом балете, где вообще каждая деталь – со смыслом. Сильфида прилетает из определенного места, она не случайно заходит именно из правого угла, у нее на крылышках павлиний глаз – каждая мелочь с миллионом подтекстов, и зрителям XIX века их не надо было пояснять. Зрителю ХХ века уже приходится объяснять, что в «Жизели», к примеру, граф Альберт явился в свою собственную деревню поразвлечься с девушкой, которая его частная собственность, но для того, чтобы провернуть это, переоделся крестьянином. «Жизель» вообще занимает в истории балета особое место, потому что в ней появился второй акт – раскаяние графа. По законам романтического балета отрицательный герой не имел права на классический танец: классический танец мог танцевать только положительный герой! Вот почему весь первый акт Альберт в характерной обуви и только во втором акте, получая прощение и искупление, обретает право на классическую вариацию. Хотя по сей день огромное количество людей уверено, что это любовное произведение, а не социальная драма. Я каждому ребенку задаю вопрос: «Почему ломается миртовая ветка? Любовь? Да никакой любви! У него на груди крест и сзади крест, он окружен христианством, а она – из потустороннего мира». Жаль, что понимание таких тонкостей теряется и произведения искусства утрачивают свою ценность...

Конечно, Россия огромна и там выбирают из огромного количества детей, но Азербайджан гораздо меньше, и здесь выбирают из гораздо меньшего количества. Если мы принимаем в школу около шестидесяти детей, то понимаем, что в лучшем случае десять – ничего, а остальные так себе, и, к сожалению, так было всегда. Балетные данные – самые редкие, потому что в балете нужна очень хорошая фигура и хорошая координация, а это редко встречается в последнее время, потому что многие рождаются через кесарево сечение. Конечно, такая родовая травма не идет на пользу мозгу, а координация – это мозг прежде всего. И еще музыкальность – это самое сложное. Есть четыре вида слуха: слух, когда вы слышите и можете записать; слух, когда вы можете играть на музыкальном инструменте; слух, когда вы можете петь, – координация слуха и голоса; и слух, когда вы можете двигаться, – это самый редкий вид слуха. Я не сторонник мастер-классов вообще, хотя я и провел пару занятий в Бакинской академии хореографии и в Азербайджанской федерации гимнастики. Это может быть интересно для педагогов, но можно говорить о результате, только если дали детей на какой-то период на обучение. А так – просто известный человек к ним зашел, провел урок, может быть, было интересно, может быть, тяжело, но говорить о результате нельзя.

+4

109

Ув. Saga, большое спасибо за Ваш пост!
Получила огромное удовольствие от его прочтения.

+1

110

+2

111

Отредактировано Saga (2019-06-11 02:04:53)

+4

112

Салуквадзе

+3

113

TheBunduBallerina

+2

114

Ув. Saga, огромное спасибо!
Нереальная красота,с Захаровой посмотрела впервые!
Как быстро бежит время и он уже не танцует.
Грустно!

+1

115

Интервью от 30 мая, не помню если здесь выкладывали
«После балета мне всё легко»

Интервью с народным артистом РФ, ректором Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Николаем Максимовичем Цискаридзе.

Уважаемый Николай Максимович, в нашей стране существуют всего два профильных балетных вуза: возглавляемая вами Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой и Московская государственная академия хореографии. Остальные учебные заведения, готовящие артистов балета, работают только в системе основного общего и среднего профессионального образования. Достаточно ли для такой огромной страны всего двух балетных вузов?

— Помимо профильных балетных вузов в Москве и Петербурге хореографическому искусству обучают еще в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургском государственном институте культуры и Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена; в Москве эту специальность можно получить в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) и Московском государственном институте культуры, а если говорить в целом о стране — я знаю, что хореографии обучают во многих российских институтах культуры. Насколько качественно и что именно там преподают — мне неизвестно. Когда я был артистом балета и много гастролировал по стране, мне часто доводилось слышать в том или ином городе, что именно здесь сохранили настоящую систему Вагановой, что в Петербурге о ней уже забыли, а Москву в этом контексте вообще никогда не учитывали. Я и подумать не мог, что могу оказаться в столь значимом кресле, но когда это произошло, мне с первого дня стали рассказывать о каком-то уникальном петербургском стиле, который здесь всеми силами стараются сохранить. В то же время в Москве я постоянно слышал разговоры о том, что в Петербурге давно уже отошли от системы Вагановой. Что это за стиль и о чем все эти рассуждения — я так и не понял. Я абсолютно уверен только в одном — балет может быть или хорошим, или плохим. И утверждаю это и как не самый последний артист в мире, и как педагог с огромным стажем работы в театре, и как ректор. Все мои педагоги вышли из этих стен. Мой педагог в Московской академии хореографии Пётр Антонович Пестов окончил Пермское хореографическое училище, которое в тот момент было филиалом Ленинградского хореографического училища, мой педагог-репетитор в Большом театре Марина Тимофеевна Семёнова — ученица А.Я. Вагановой. Она начала преподавать методику на педагогических курсах при Ленинградском хореографическом училище через два года после его окончания, то есть в совсем юном возрасте, и продолжала это делать всю свою жизнь и позже, уже в Москве. Если люди преподают, они обязаны знать методику. Я когда-то этого не понимал, всячески брыкался и не хотел учиться методике. И бесконечно благодарен Марине Тимофеевне, которая буквально заставила меня всё вызубрить. Когда я только вступил в должность, многие отнеслись к моему назначению весьма скептически и критиковали едва ли не каждое мое распоряжение. Но когда они поняли, что я досконально знаю методику, нападки прекратились. И конечно, на моей стороне были все старейшины, которые быстро поняли, что к ним пришел профессионал. Сейчас я постоянно говорю моим подчиненным, что когда в академии случаются ЧП по хозяйственной части — это проблема местного масштаба, но когда наши дети выходят на сцену и не могут выполнить элементарные вещи, то это уже проблема всей профессии, проблема той подготовки, которую мы им даем. Я много раз говорил, что всё то, что происходит с подготовкой кадров по стране в нашей профессии, — это катастрофа. Образование очень сильно просело тогда, когда появились постоянные мониторинги, необходимость писать бесконечные отчеты, когда рейтинг педагога стал зависеть не от знаний его студента, а от количества красных дипломов и высших баллов, которые он ставит студентам. Я считаю, что ничего не изменится в лучшую сторону до тех пор, пока снова не будут цениться в первую очередь знания, а не корочка.

Вы неоднократно заявляли в своих интервью о том, что балетному образованию в нашей стране нужны единые стандарты — сейчас это не так?

— Я говорю о том, что стандарты должны быть едиными только для балета. Стандарты не могут быть общими для балета, музыки и, например, инженера. Да и в той же консерватории есть разные факультеты и кафедры — фортепиано, скрипка, медные духовые инструменты, деревянные духовые инструменты и так далее, и все они преподаются по-разному, не может быть общего стандарта. И те люди, которые пишут стандарты, должны быть очень хорошо образованы каждый в своей сфере. Приведу очень трагичный для балетного образования пример. Много лет в стенах академии значимую должность занимал человек, который участвовал в разработке и подписал большое количество стандартов, нанесших огромный урон профессии и повлиявших на судьбы многих и многих людей в стране. В течение вот уже шести лет я вынужден разбираться с этим тяжелым наследием, которое подавалось под маркой Академии Русского балета. Есть такие особенности профессии, которые необходимо защитить. И когда вуз проходил аккредитацию, я постарался объяснить это представителям Рособрнадзора: есть много несоответствий реалий профессии и того, что от нас требует эта организация. У меня два высших образования — педагогическое и юридическое, и я отдаю себе отчет в том, что есть норма, которую мы обязаны выполнить по стандартам, но нам ее надо как-то пристроить к профессии. Я вообще считаю, что к управлению учебными заведениями в сфере культуры должны допускаться прежде всего профессионалы в той или иной сфере культуры с обязательным наличием второго высшего юридического или серьезного управленческого образования — иначе нельзя. Другие люди не могут допускаться к руководящим должностям в таких вузах, потому что они непременно их погубят.

На сайте академии указано, что ее развитие осуществляется на базе концепции нетипового элитного образовательного учреждения — что в этом контексте означают слова «нетиповое» и «элитное»?

— Элитное — потому что это старейшее учебное заведение данного профиля в стране и мире. Методику, по которой все мы учимся, разработали именно здесь. Что касается нетипового — оно действительно не похоже ни на одно другое учебное заведение, но оно и не может быть типовым. Да, можно сказать, что мы работаем по каким-то стандартам, но ведь мы занимаемся творчеством, а как его можно загнать в какие-то рамки? Ведь формулы для вдохновения не существует.

Еще несколько лет назад, когда должность ректора занимала ваша предшественница, на сайте академии одной из ее задач значилась «гуманизация балетного образования». Сейчас эта строка исчезла. Как вы считаете, нуждается ли в принципе балетное образование в гуманизации?

— К сожалению, я не могу сказать ничего положительного о своей предшественнице, несмотря на то что это женщина, и, будучи воспитанным человеком, я должен относиться к ней с уважением. Возвращаясь к тому, о чем мы с вами говорили, — предыдущий ректор не имела никакого отношения к балету. А вот Леонид Николаевич Надиров, ее предшественник на этом посту, для меня пример человека, который, не имея отношения к искусству, возглавив училище, сумел титаническими усилиями, используя все свои связи, превратить училище в высшее учебное заведение, создать охранную грамоту для этого учебного заведения, отстоять в сложные 90-е гг. здание, где оно располагалось, и вернуть ему здания, стоявшие вокруг. Он был переведен в Москву, не успев расселить последние пять квартир, всё остальное доделывал уже я. Когда я был артистом и слышал о том, что происходит в стенах академии, а также будучи постоянным читателем «Вестника Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой», я бесконечно удивлялся тому, с какой красивой ноты всё началось и что имеет место быть в настоящее время. Вот вы упомянули формулировку о «гуманизации балетного образования», а я честно не понимаю, о чем идет речь. Я могу показать вам книги, которые здесь издавались до 2013 года, диссертации, которые защищались, — вы будете очень удивлены и спросите меня, какое отношение они имели к профессии. Знаете ли вы, что в академии была закрыта кафедра балетоведения? Я вернул ее в первую же неделю моей работы в этих стенах. Мы сразу стали издавать книги о балете, а не о духовном развитии, гуманизации и прочем. Константин Михайлович Сергеев, художественный руководитель и позже президент нашей академии, скончался в 1992 году. Ни разу с этого момента не было ни одного методического совещания ни по классическому, ни по характерному танцу — ни одного! Это в ведущем-то учебном заведении страны данного профиля! На момент моего прихода до аттестации оставалось два с половиной года, и я честно могу сказать, что была проделана огромная работа, для того, чтобы я ее не прошел, то, что было сделано, — настоящее вредительство.
Но мы прошли аккредитацию, и более того — в Петербурге на тот момент мы были единственным вузом в области культуры, который прошел ее с первого раза, потому что я готовился к аттестации с первого дня работы. Я не могу вам сказать, что сегодня в академии всё идеально, есть рабочие моменты, хочется что-то улучшить, что-то, наоборот, сохранить и не трогать. Об этом я тоже сказал представителям Рособрнадзора — есть профессии, такие как музыкант, певец, артист балета, которым, что бы мы ни писали вам на бумаге о какой-то модернизации, продолжают учить по старинке, как это делали 300 лет назад. И никак иначе, потому что иначе просто не бывает, это не подлежит модернизации, потому что человеческий организм нельзя изменить.
Мышца созревает определенное количество времени, голос прорезается в определенном возрасте и у каждого человека по-своему в зависимости от генетических особенностей, результаты по этой причине тоже начинаются в разном возрасте, потому что мышца должна научиться извлекать этот звук, делать это движение и так далее.

Сейчас много говорят о смене парадигмы восприятия информации молодым поколением, о клиповом мышлении. И вы, выступая в начале года в Совете Федерации, тоже затронули эту тему. Тем не менее вы не оставляете попыток образовывать своих учеников, организовывая им, к примеру, экскурсии в музеи. Это приносит какие-то результаты?

— В отношении многих из них — да. У нас все классы ходят в музеи. Свои классы я вожу сам, сам беседую с учениками, пытаюсь какими-то примерами, иногда шутками, иногда сарказмом, подтруниванием изменить что-то, но это очень сложно. Они читают литературу, но не усваивают ее. У них какой-то другой чип в голове, ничего не сделаешь с этим. Читают, но воспринимают по-другому, иначе, чем мы.

Вы однажды сказали, что иногда балетные танцовщики не интересуются содержанием сказок, литературных произведений, которые лежат в основе балетов. Это действительно так?

— Это действительно так в 98 процентах случаев. Им неинтересно. Мало того, многие из тех, кто работает в театрах, вдруг видят, как мои ученики сидят и читают, говорят им — что вы его слушаете, зачем вы это делаете? Какой глупостью вы занимаетесь! Это балет, это другое, здесь прыгать надо. А то, что в прыжке заложена мысль, что прыжок — это средство выражения эмоций, подобным «специалистам» и в голову не приходит. А как это объяснить? В Советском Союзе во главе учреждений культуры всегда стоял художник очень большого калибра, который мог многим не нравиться, но который имел вес и имя. Когда в Советском Союзе упоминалось Вагановское училище, практически каждый человек мог как минимум назвать имена Константина Михайловича Сергеева и Наталии Михайловны Дудинской. А вот кого вы, например, помните из Московской государственной академии хореографии?

Софью Николаевну Головкину…

— Как ни грустно, но, пожалуй, на ней всё и закончилось. К сожалению, Софья Николаевна с 2001 года уже не была ректором, а скончалась она в 2004 году. И вы потому и вспомнили ее, что она была ас. Софья Николаевна не была моим педагогом, но я ее настолько люблю и уважаю как директора, что когда я возглавил Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, я в полной мере оценил всё, что она делала, и понял, каким великим руководителем и великим педагогом она была. Воистину государственного мышления человек! К сожалению, в нынешнем мире руководителей такого уровня нет.

Вы стали инициатором проведения конкурса балетных педагогов. Это довольно необычно, ведь мы привыкли к состязаниям и награждениям исполнителей. А как соревнуются педагоги?

— Получилось так, что у нас был юбилей одного из педагогов младших классов, я зашел в класс поздравить ее и подарить цветы. Она была так растрогана, что расплакалась. И выходя из класса, я подумал: как же это несправедливо, ведь у меня такое количество наград, но когда говорят обо мне, то всегда вспоминают только Петра Антоновича Пестова, которого я очень люблю, но ведь меня учили и другие люди. А вот о них мало кто знает и помнит, хотя я и рассказываю о них в интервью. Очень часто, когда награждают победивших в конкурсах учеников, упоминают только педагогов, обучавших их в старших классах. И я придумал конкурс для педагогов младших и средних классов, чьи ученики добились выдающихся результатов в учебном заведении, чтобы государство могло как-то отметить и их заслуги. Моя идея очень понравилась министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому. Мы тут же организовали конкурс и провели его на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Чествование педагогов проходит в Эрмитажном театре всегда в очень торжественной атмосфере. Я считаю это очень важным. Дай Бог, чтобы этот конкурс стал всероссийским, чтобы подключались другие вузы разного профиля. Человек должен получать благодарность за то, что он сделал. Понимаете, я вырос в учительской, я сын педагога. Мне нужды людей этой профессии очень понятны. Теперь, когда я стал руководителем, я могу что-то исправить, поскольку у меня есть, пусть и небольшой, но рычажок власти. И я стараюсь использовать его для осуществления всего, что, с моей точки зрения, правильно и необходимо.

В академии существует психолого-реабилитационная служба. Для чего и для кого она создана и насколько востребована?

— Сейчас такое удивительное время, когда психологи обязаны быть в каждом учебном заведении. Я не припомню, чтобы подобное имело место во время моей учебы в школе. Когда я лежал в реабилитационном центре по восстановлению коленного сустава, а было это во Франции, в г. Биарриц, то все психологи были поражены тем, что у меня нет депрессии. Я был такой счастливый, у меня появилось время гулять, читать, ходить по музеям, пусть даже и на костылях. Я приехал в центр с огромным количеством книг и дисков и за год, проведенный там, узнал столько нового! На Западе с детства приучают к тому, что необходимо поговорить и обсудить проблему с психологом. В России в качестве психолога традиционно выступали кухня, подруга, мама, тетя и так далее. Не надо забывать, что мы ратифицировали Болонскую систему, а в ее стандарте прописано обязательное наличие психолога в учебном заведении. Когда я был ребенком, высочайшим авторитетом для меня был мой педагог по классическому танцу. Специфика подобных учебных заведений еще и в том, что именно он для учеников самый важный, гораздо важнее, чем классный руководитель или любой другой учитель. Я часто говорю моим коллегам, которые ведут классический танец: вы формируете жизнь своих учеников навсегда, а потому вы и есть для них главные психологи.

Однако на Западе с вами бы не согласились…

— Возможно, но у них нет классического балета. И не может быть, потому что балет — это дисциплина, строжайшая иерархия, муштра. Здесь не может быть сюсюканий. Представьте себе — чуть старше нас по году основания Парижская школа, которая неоднократно закрывалась, и потому всё же не имеет такого количества лет, как мы. Мы главнее, важнее и авторитетнее. Там по стандарту два дня выходных — суббота и воскресенье. А у нас один — воскресенье, и то это много. По большому счету для профессии это много. А во Франции при полном понимании нужд профессии они обязаны исполнять европейские законы и предоставлять два выходных дня — какое балетное образование там может быть? Если у нас обучение длится восемь лет, и так и должно быть, то там — всего пять. И я могу очень долго перечислять, какие предметы, нужные для профессии, там не изучаются вовсе. Они не понимают их важности. У них нет вузов, готовящих педагогов в нашей области, и их педагоги не знают методики, а потому не могут ее преподавать. И это, можно сказать, общемировая проблема — отсутствие понятия методики.

Мы говорим о балетном образовании, чаще всего имея в виду обучение исполнительскому мастерству, балетной педагогике и т.д. А как в академии развивается наука?

— Например, мы изучаем методику наших предшественников. В последние годы мы изучали уроки Н.И. Тарасова, А.А. Писарева, А.М. Мессерера. Дело в том, что многое не было записано. Мы изучали их по записям моего педагога П.А. Пестова, сделанным им во время обучения. И уже позже он всю жизнь совершенствовался в профессии, ездил к кому-то на классы. Был очень дружен со своим учителем — выдающимся педагогом Ленинградского хореографического училища Александром Ивановичем Пушкиным, учениками которого были также Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. П.А. Пестов часто приезжал к А.И. Пушкину в Ленинград, посещал классы и делал записи. Так получилось, что эти записи достались мне и моему однокласснику Илье Кузнецову. Мы их расшифровываем и публикуем, чтобы они стали достоянием общественности, чтобы коллеги могли пользоваться этим наследием. С этой же целью мы выпустили учебное пособие «Пять экзаменационных уроков классического танца П.А. Пестова». В академии ведутся и балетоведческие изыскания, у нас есть и концертмейстерская кафедра — а это совершенно другая профессия со своими правилами, на сегодняшний день очень востребованная.

Был провал, когда концертмейстеры исчезли…

— Да, потому что старое поколение стало уходить и преподавать стало некому…

Остаются ли у вас время и силы на педагогическую деятельность? И есть ли у вас сейчас желание этой деятельностью заниматься?

— Я очень много раз говорил, что если бы мне не делали столько гадостей внутри театра, когда я танцевал и когда стал там же преподавать, и если бы мне позволили работать спокойно, давали бы мне и моим ученикам спектакли, то я бы никогда из репетиционного зала не вышел. Мне вообще, кроме балета, ничего и никогда не было интересно. Я еще раз скажу, что совершенно не предполагал оказаться на этом посту. Должность ректора подразумевает большое количество управленческой работы, но поверьте мне — эта часть моей работы едва ли не самая легкая. Я преподаю все время без остановки с того самого дня, как я переступил порог академии. В течение трех лет я не брал классы, занимался только хозяйством. Посмотрите, в каком состоянии школа, и вы поймете, что редкий вуз может похвастаться подобным. А вот репетировал с учениками я постоянно, я не мог и не могу этого не делать, иначе я не поднял бы уровень образования, а образование — это самое главное в вузе. Три года назад получилось так, что одному педагогу нужно было по семейным обстоятельствам на год вперёд взять отпуск, а у меня был приказ не увеличивать штат. И мне пришлось написать в Министерство культуры РФ письмо с просьбой позволить мне работать в том числе и педагогом. Я взял класс, и только в конце прошлого года мне разрешили выписать себе премию за педагогическую работу. Если вы посмотрите документы, то увидите, что каждый месяц у меня репетиторской работы в четыре раза больше, чем у любого даже самого занятого педагога, но мне за это не платят ни копейки. К тому же, у меня очень много общественной работы, приходится часто ездить в Москву и регионы, потому что я обязан это делать. Скажу честно — после балета мне всё легко. Только бы танцевать не заставили (смеется). Всё остальное для меня — очень-очень легко. Вот танцевать сложно, а танцевать на таком уровне, как Майя Плисецкая, Светлана Захарова… и я — невероятно сложно. Вот это каторга! А уж со всем остальным после этого я справлюсь — поверьте мне.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Пока номер готовился к печати, стало известно о том, что 23 мая Президент Российской Федерации В. В. Путин вручил ректору Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Н.М. Цискаридзе орден Дружбы. Редакция поздравляет Николая Максимовича с почетной государственной наградой!

+4

116

Замечательное интервью! Спасибо!
Вот еще одно.

– Николай Максимович, когда я была в Академии, мне попалась одна ваша воспитанница, которая забрала документы и уходила. Почему уходят ваши дети?

– Ну они не мои, во-первых, а их родителей; а во-вторых, уходят потому, что, например, получила двойку, не смогла пересдать или услышала все-таки педагога, что не надо уже больше продолжать обучаться этой профессии.

Дело в том, что – и я много раз я говорил об этом, – мы берем «кота в мешке». Любой ребенок, которого принимают в музыкальное училище или в спорт или в балет, – принимают много детей для того, чтобы из огромного количества детей найти по-настоящему людей способных для этой профессии. И очень часто в пубертатный период «маленькая кошечка» превращается в «слона». Иногда самая высокая девочка или самый высокий, нескладный мальчик превращаются в «лебедя» и в «принца». Ну вот бывает такое, к сожалению, и как сыграет генетика, не может спрогнозировать никто. Рассказы о том, что «посмотрите на маму, посмотрите на папу» – детский лепет на лужайке, это все три процента от того, что может произойти. Все остальное – это внезапность.

– Вы как-то готовите детей к такому повороту?

– Это не мы должны готовить, это должны готовить родители. А мы что делаем: у нас есть моменты, когда мы проводим контрольные уроки или полугодовые экзамены, где их предупреждают о том, что это может быть последние полгода их обучения в школе. И так было всегда, это не мной придумано, это было и когда я был маленький.

Что было хорошо для училища, когда я был ребенком? Отчисляли раз и навсегда. По нынешнему законодательству – мы же ратифицировали очень много европейских и мировых законов, которым Россия следует, и следует неукоснительно, особенно все, что касается прав детей и прав на образование... Здесь надо отметить, что у нас это соблюдается настолько серьезно, что я не посоветую никому бодаться с родителями, потому что, как правило, они всегда подкованы. Особенно чем бездарнее ребенок, тем они больше знают своих прав.

Когда я учился, если нам ставили два, у нас не было ни пересдач, ни пересмотров – до свидания, дверь захлопывалась в секунду. И училище несло ответственность за то, куда дальше пойдет ребенок. Сейчас законы так написаны, что кого-либо отчислить – очень-очень сложно. Потому, когда мы принимаем решение поставить двойку, мы так долго и обдуманно к этому подходим, обсуждаем это много раз, что вы даже себе не представляете.

И когда у вас два – это, к сожалению, большой и серьезный приговор, потому что мы это обдумали и все не просто так, как было в Советском Союзе – поставили и забыли. Потому что мы знаем, что будут две пересдачи, что будет обязательно нытье, жалобы, мольбы, звонки от всех знакомых и друзей, родители начинают искать всех, кого возможно, и писать во все инстанции. Очень мало вменяемых родителей, кому с самого начала объясняешь и тебя слышат.

Когда я слышу фразу «дайте шанс», меня передергивает. Какой шанс? Вы своему ребенку не даете шанс ни на будущую жизнь, ни на нормальное образование, потому что все равно, как бы мы ни старались, – балет в этом заведении является основным предметом и он забирает огромное количество сил и внимания ребенка.

На это тяжело смотреть, если вы думаете, что я будучи опытным артистом, руководителем не один год, смотрю на это как доктор… нет. Я понимаю, что сейчас это большие переживания для ребенка, но поверьте, я знаю стопроцентно, что пройдет время и может быть какое-то сожаление у него останется, но и это пройдет.

У нас есть одна девочка, у которой повышается давление, когда она начинает танцевать, ей становится очень плохо, она падает в обмороки. И надо сказать, что сам ребенок не очень хочет танцевать, потому что ей плохо все время. Ее мама все время кричит, что она притворяется. Ей доктора говорят, ей делали уже не одно обследование, доктора объясняют, что у ребенка такая особенность, ну не ее это профессия по здоровью, и девочка сама не хочет, она устала от того, что ей все время неважно, а мама ни в какую. Это трагедия.

+2

117

Свернутый текст

Маскарад Туминаса, театр Вахтангова

Буду кратко, ибо сказать особо нечего http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_sigh.gif
Постановка произвела тягостное впечатление, даже его Евгений Онегин относительно был терпим, но с Маскарадом режиссёр совсем что-то наворотил http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/girl_wacko.gif. Конечно это вИдение режиссера, но, если честно, я так и не поняла, зачем Арбенин (Е.Князев) отравил Нину (О. Немогай) мороженым. Какие-то вставки по ходу спектакля, снежный ком, пианино и т.д.
Арбенин своей интонацией и усталым голосом напоминал пушкинские строки «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей»
Зрители вокруг похоже тоже были не в особом восторге, кто-то пришедший с компанией обреченно произнёс - лучше бы мы бухать пошли. Честное слово, у меня было такое же настроение. http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/girl_crazy.gif Это можно не смотреть. В сети прочитала один отзыв. Впечатления совпадают. ))) Ссылка
На тубе есть запись спектакля. Я наверное на постановки этого режиссера больше не пойду.
Зал был полон, хотя после антракта немного поредел (понятно почему).
Баронессу Штраль играла Л. Вележева, Звездич - Л. Бичевин, Незнакомец - Ю. Шлыков
П.С. Перед началом спектакля перед зданием театра опять собралась кучка челов 5-6 обмотанная понятнокакими флагами с призывом бойкотировать спектакль. Один даже держал карикатуру на актера Гуськова, хотя тот и не играл в спектакле.

Отредактировано Saga (2019-06-17 06:15:57)

+2

118

Мне не все равно, что «часы стоят»

Гениальная фраза Григоровича: в том зале, где я каждый день вел урок, он все время репетировал. Как-то раз я уехал на гастроли и он месяц приходил и говорил «Часы стоят». Потом приходит в какой-то день и сказал «О, часы пошли». Пианистка сидит и говорит «Цискаридзе приехал».

Мне не все равно, что «часы стоят», мне не все равно, что крыша течет, мне не все равно, что из форточки дует. Пророческая фраза Булгакова, что разруха не в клозетах, а в головах – она имеет подтверждение. Все понимают, что это все – человеческий фактор. Все зависит от тебя.

У меня есть модель, образ идеального руководителя. В Московском училище, где была Головкина, был Григорович – это люди, при которых формировалось мое понятие «школа» и мое понятие «театр». Это были маленькие страны. Вот пока у Головкиной были силы держать все в ежовых рукавицах – школа процветала, и то же самое было в эпоху Григоровича с балетом Большого театра. Все работало как часы.

Я знаю точно, что если «хозяин» неравнодушный человек и он действительно что-то хочет сделать – у него все работает как часы.

Ручное управление было всегда, все было под ручным управлением. В этой стране не может быть по-другому. История показывает, что по-другому на этой территории не бывает.

+5

119

«Я хочу не возглавить мой родной театр, я хочу вернуть туда искусство»

– Николай Максимович, а что у вас дальше? Вы большой человек, в глобальном смысле, я уверена, что год, два, три еще максимум и вы сделаете в Академии и в балете еще что-то более невероятное, дальше некуда. И я так понимаю, что развилка такая, что либо вы создаете свою школу балета, либо театр.

– Понимаете, я до того, как пришел в Академию русского балета, я мог все, что я хочу, что театр, что школу создать. Потому что мне с первого момента это предлагали, очень давно, разные не бедные люди. У меня есть имя, которое будет привлекать людей, люди будут идти с большим удовольствием. Слава богу, я своей карьерой театральной наработал себе такое уважение, что какое бы количество гадостей на меня ни выливали мои недоброжелатели, они ничего не могут сделать.

Но я противник этого, категорически никогда в это не пойду. Я легче сяду дома и буду просто заниматься жизнью, нежели я буду заниматься коммерцией на искусстве. Я балет люблю больше.

– Но в Москве сейчас много слухов о том, что вы возглавите один из московских музыкальных театров.

– Не может быть ни какой один. Понимаете, я всю жизнь служил на Театральной площади, никогда не менял своего адреса и не собираюсь.

– А вам бы хотелось все-таки возглавить ваш родной театр?

– Вы понимаете, я хочу не возглавить мой родной театр, я хочу вернуть туда искусство – это разные вещи. Те люди, которые хотят что-то возглавить, они не возглавляют, а я нет, я занимался искусством.

Если вы думаете, что я хотел возглавить Академию русского балета, то категорически нет. Я не хотел этого. Но когда со мной заговорил об этом Владимир Владимирович, я это уже не раз рассказывал, для меня тот разговор явился отправной точкой.

Не то что я раздумывал, капризничал, не хотел – нет, я просто говорил, что этого не буду делать, я не хочу, я знаю, что такое Петербург, я знаю, кто все эти люди, я знаю, что они будут кричать, я знаю всех своих недоброжелателей, я знаю всю эту купленную публику, которая будет писать и так далее. Но когда Владимир Владимирович Путин со мной поговорил, он говорил очень простые вещи, говорил, что надо сделать, он мне ставил задачи и когда я их услышал, я сказал «Да, я это могу сделать, но у меня есть такое опасение», он мне сказал: «Ты сделай», и все, я сразу принял это предложение. Потому что я понял – здесь есть доверие ко мне не только конкретно господина Путина, есть доверие государства и я должен его оправдать. Я говорил, что я умею, что я профессионал – вот, пожалуйста, сделай. И я сделал.

Мне очень нравилась идея привести в порядок то, что будет всегда приносить пользу этому государству. Войдя сюда, я сказал сразу: «Эта школа была великая без меня, она будет великая тоже без меня, но я бы хотел привести ее в такое состояние, что не надо никому объяснять, что это хорошо, просто посмотреть и все понятно». Потому я всем напомнил слова моего земляка Георгия Александровича Товстоногова, что я несъедобный, со мной бодаться не надо. Хотите работать – присоединяйтесь, не хотите – дверь открыта, я диалогов вести не буду. Или вместе или никак.

+4

120

Ув. гксюша, а что это за интервью? Кому НМЦ его давал?
Надеюсь, что на этот вопрос Вы ответите, хотя на другой мой вопрос так и не ответили. А я даже в личку Вам написала. Вопрос был простой, о составах на выпуске. Ведь можно было  написать, что Вы не знаете. А Вы просто "В упор не видите".
Я замечаю, что некоторые участники форума не очень тактично себя ведут. И это не первый раз. Спасибо, конечно, за информацию, но поверьте, очень неприятно, когда к тебе относятся, как к шавке.
Мне сделать вывод, что Вы ушли от ответа, т.к. не знаете?

0