Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 46

Сообщений 691 страница 720 из 848

691

Ув. Gella, в первом и втором видео поста 689 нет линейки со звуком, и его не включить. Звуковая линейка работает только на видео 3. Вы бы не могли как-нибудь исправить?

0

692

Спасибо Наталье Подгорецкой:
https://www.youtube.com/watch?v=5DLcgskwMAs

+2

693

Дорогая concertmeyster, спасибо огромное за ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ фотографии.
Как же хорош наш Мастер!
Как ему идет эта стрижка, помолодел лет на -дцать!

0

694

Дорогая гксюша! Ловите ещё))))

https://sun9-6.userapi.com/c840538/v840538310/77d51/T19WEQYYr_g.jpg
https://sun9-5.userapi.com/c840538/v840538310/77d83/jp8b2wHd5W4.jpg
https://sun9-2.userapi.com/c840538/v840538310/77d8d/CpPJdWPXCUI.jpg
https://sun9-2.userapi.com/c840538/v840538310/77d97/EWp6zTO-iWI.jpg

А спасибо не мне, а "Табакерке"))))

Отредактировано concertmeyster (2018-04-23 21:13:46)

+2

695

Вот так красиво начинался Творческий вечер Николая Максимовича. К сожалению больше снимать мне не дали.
 

+2

696

Спасибо divannaru
https://www.youtube.com/watch?v=fRKlvn-XNg4

+3

697

+1

698

https://www.youtube.com/watch?v=rPAQf8bBQTk&t=2s

+3

699

https://www.youtube.com/watch?v=De9tpMJNVgU

0

700

https://www.youtube.com/watch?v=IeL-OmQGqYg&t=63s

0

701

http://www.kolobok.us/smiles/standart/sorry.gifhttp://www.kolobok.us/smiles/standart/clapping.gifhttp://www.kolobok.us/smiles/standart/cray.gif
Роскомнадзор заблокировал Гугл.. а вместе с ним соответственно и Ю-туб.. видео вообще не показывает.. открываю Ю-туб, пустая страница.. и всё.. и не у меня одной.. люди пишут в интернете - очень злы и возмущены.. и скачать с Ю-туба последние эти видео из архива Николая я сегодня не успела.. работала.. Ну люди, скажите мне, где справедливость, Ю-туб заблокирован только в России.. никак не обойти поверх блокировки.. Когда эта бредятина в России закончится, сколько можно издеваться над народом.. Хочу спросить.. может есть иностранные поклонники, которые могут скачать видео с Ю-туба и выложить хотя бы на Фейсбук.. И в основном Ю-туб как раз заблокирован больше с западной стороны России и центральные регионы.. а поклонники видимо в основном как раз оттуда.. Москва.. Санкт-Петербург и регионы и области рядом с ними.. Ну и кто теперь может помочь нашему горю? Кто может скачать с Ю-туба видео эти вот последние.. Так верю и надеюсь.. так верю.

Отредактировано Арина (2018-04-24 02:16:20)

0

702

Поклонница написал(а):

Вот так красиво начинался Творческий вечер Николая Максимовича. К сожалению больше снимать мне не дали.

1000 + Вам, дорогая Поклонница!!!

0

703

У меня на ноуте youtube работает без проблем, уважаемая Арина. Другими гаджетами при работе с youtube не пользуюсь.

0

704

У меня youtube работает на всех гаджетах. У кого нет - воспользуйтесь Тором.

0

705

Значит вы, девушки, не из центральных областей России... и потому у вас работает.. а вот у нас нет..

Вот только что попробовала смотреть выложенные здесь видео.. надо же.. работают.. чудеса да и только..

Отредактировано Арина (2018-04-24 12:33:53)

0

706

Арина, не знала, что Ленинградская область находится на Аляске. http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/suicide_fool-edit.gif

0

707

concertmeyster написал(а):

Арина, не знала, что Ленинградская область находится на Аляске.

Считаете, что удачно пошутили? Ну-ну.. и всё-равно. Ю-туб не показывает .. только с телефона можно зайти.. с обычного компьютера нет.... И не одна я это Вам говорю.. почитайте в интернете и в соцсетях.. а вот на Аляске как раз показывает полагаю.. потому что это американская компания..
Вот, и всё-таки, интересная система.. сам ю-туб не работает.. а тут на Форуме видео показывает с ссылок ..
Ну, повторюсь, чудеса.. :question:  :O

А что все молчат то? У всех прямо ю-туб замечательно показывает, и заходят все на ю-туб спокойно.. а то некоторые странные участники пытаются выставить меня полной дурой...... Ну пытайтесь. Посмотрим, как аукнется кому-нибудь когда-нибудь..

Отредактировано Арина (2018-04-24 23:00:39)

0

708

Уважаемая Арина! В Москве Ютюб нормально ловит и показывает. Видимо, это проблемы в некоторых городах. Не волнуйтесь

0

709

Рязань тоже ловит.

0

710

Тамар написал(а):

Ув.Gella, в первом и втором видео поста 689 нет линейки со звуком, и его не включить. Звуковая линейка работае только на видео 3. Вы бы не могли как-нибудь исправить?

Уважаемая Тамар, все работает нормально. Извините, что ответила не сразу. Ноутбук в ремонте, с айпада неудобно проверять.

0

711

Спасибо divannaru
Дебют Анжелины https://www.youtube.com/watch?v=rOUSvVFpG8w

"Спящая" - последний спектакль перед закрытием БТ на ремонт: https://www.youtube.com/watch?v=e6kTuuqoR1Q

и первый на обновленной сцене, о котором НЦ так смешно рассказывал в Табакерке:https://www.youtube.com/watch?v=-khoPtxXn8Y

+2

712

http://s9.uploads.ru/t/qrU5T.jpg

+3

713

В Москве в 24-й раз вручат единственный в России балетный приз «Душа танца»

Свернутый текст

Единственный в России профессиональный балетный приз «Душа танца» в 24-й раз вручат в понедельник в Москве. Церемония награждения пройдет в столичном Музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ).

Приз учредили журнал «Балет» и Министерство культуры РФ в 1994 году. С тех пор его ежегодно вручают мастерам хореографии, а также дирижерам, композиторам, художникам, педагогам, журналистам, освещающим достижения в искусстве танца, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.

За время существования престижной награды ее обладателями были такие выдающиеся личности, как Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Владимир Васильев. Этот список продолжили мастера сегодняшнего дня, в числе которых Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Наталья Осипова, Иван Васильев и многие другие деятели отечественного искусства.

Имена новых лауреатов (в общей сложности их 17) тоже не являются тайной — согласно установившемуся правилу, их объявляют заранее.

Лауреаты 2018 года

Приз «Душа танца» вручается в девяти номинациях: «Звезда», «Звезда современного танца», «Звезда народного танца», «Восходящая звезда», «Мэтр танца», «Учитель», «Маг танца», «Рыцарь танца» и «Пресс-лидер».

В числе трех обладателей приза в номинации «Звезда» —
премьер Большого театра Михаил Лобухин,
прима-балерина Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Эрика Микиртичева и
ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета Екатерина Булгутова.

В номинации «Звезда современного танца» значатся два лауреата: ведущая солистка Театра Бориса Эйфмана Мария Абашова и танцовщик и хореограф Павел Глухов.
«Звездой народного танца» стала Анастасия Сорокина — солистка Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

На церемонии награждения представят сразу три «Восходящие звезды»:
Алену Ковалеву (Большой театр),
Марию Стец (Астраханский театр оперы и балета)
и Окаву Коя (Татарский театр оперы и балета).

«Рыцарей танца» тоже будет три, этого титула удостоятся
заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев,
балетмейстеры Александр Полубенцев и Олег Рачковский.

«Мэтром танца» объявят главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера.
Приз в почетной номинации «Учитель» вручат педагогам Московской академии хореографии и Академии русского балета имени Вагановой — Татьяне Гальцевой и Марии Грибановой.
В ранг «Мага танца» возведут дирижера Большого театра Павла Клиничева.
«Душу танца» в номинации «Пресс-лидер» получит телеведущий Геннадий Янин.

Свернутый текст

Концерт в честь лауреатов

«По традиции церемония награждения пройдет в формате гала-концерта», — рассказала ТАСС главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. Она отметила, что отдельные номера имеют адресный характер и будут исполнены в честь того или иного лауреата.

В честь своих «Учителей», «Мэтров», «Магов» и «Рыцарей» в гала-концерте выступят лауреаты «Души танца» прошлых лет. Это, в частности, Вячеслав Лопатин, Анастасия Сташкевич (Большой театр); Виктория Терешкина, Кимин Ким (Мариинский театр); Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко); Анастасия Соболева, Виктор Лебедев (Михайловский театр); Кристина Андреева, Нурлан Канетов (Татарский академический театр оперы и балета); Владимир Морозов, Марина Фадеева (Краснодарский театр балета Юрия Григоровича); а также учащиеся Московской государственной академии хореографии; артисты Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, перечислила Уральская.

По ее словам, в концерте примут участие и новоявленные лауреаты. Танцевать для публики будут Алена Ковалева, Окава Коя, Мария Стец, Мария Абашова, Екатерина Булгутова, Эрика Микиртичева, Анастасия Сорокина, Павел Глухов.

Перед началом церемонии награждения в Атриуме театра состоится открытие выставки «Лауреаты «Души танца» в балетах Петипа», в рамках которой художник Дмитрий Щербаков представит видеофрагменты балетов в хореографии Петипа, а также архивные выпуски журнала «Балет», посвященные великому хореографу, сказала главный редактор журнала «Балет».

+3

714

Сегодня, 2 мая, юбилей гениального дирижера и руководителя Мариинского театра Санкт-Петербурга Валерия Абисаловича Гергиева. Ему исполняется 65 лет, что для мужчины зрелый рассвет.
Желаю ему всевозможных успехов в творчестве и крепкого здоровья, чтобы иметь силы воплотить все свои замечательные планы в жизнь, а также желаю успехов его замечательному сыну, прекрасному музыканту, пианисту, Абисалу Гергиеву.

http://s1.radikale.ru/uploads/2018/5/3/87e7add6491f70afbe82209a1aa2f13b-full.jpg

+2

715

Появилась информация о награждении Николая Максимовича орденом Дружбы. Урааааа! Поздравляю! Достоин!

+5

716

Ув. Поклонница! Вы абсолютно правы.

http://publication.pravo.gov.ru/Documen … angeSize=1

http://sh.uploads.ru/t/nrBWH.png

Поздравляем Мастера!

+2

717

Очень рада награждению Николая Максимовича, ведь именно он - такой достойный сын нашей любимой РОДИНЫ РОССИИ, честь и хвала его великому труду во имя русского балета!!!
Мы, поклонники невероятного его таланта и подвижничества такого прекрасного искусства, каким является балет, всегда на стороне таких неординарных и чрезвычайно талантливых людей, которые являются сподвижниками и охранителями замечательных достижений РОССИИ. Удачи и успеха таким людям, ведь они - соль земли РОССИИ!!!

+3

718

Майя Плисецкая и Александр Богатырев в хореографической миниатюре "Ноктюрн" на музыку Фридерика Шопена из одноактного балета на музыку Ф. Шопена "В ночи", хореография Джерома Роббинса.
Исполняют артисты балета Майя Плисецкая и Александр Богатырев
Концертный номер. Студийная запись.
ТО "Экран", 1977г.

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Много интересного в этом канале для любителей балета в папке Мариус Петипа. Ссылка

Например


0

719

Сегодня,6 мая по ТВ Культура  в 22.10 "История Манон"-балет на музыку Жюля Массне в постановке Парижской национальной оперы.
В главных партиях:Орели Дюпон и Роберто Болле.
Встипительное слово Н.М.Цискаридзе.

+1

720

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: «ДЛЯ МЕНЯ ИСКУССТВО — ЭТО СЧАСТЬЕ»
07.05.2018
Николай Цискаридзе — человек, ставший легендой. Один из самых молодых народных артистов, премьер Большого театра и звезда мировой сцены. В отношении него регулярно звучали эпитеты «блестящий» и «эталонный». Его решение пять лет назад завершить карьеру для многих стало ударом, начали раздаваться разговоры о конце эпохи. Однако, как оказалось, преждевременно. Николай Цискаридзе продолжил творить уже в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. И снова триумф — за пять лет его руководства ежегодные концерты учащихся балетной школы на сцене Кремлевского дворца превратились в культурное событие жизни двух столиц. Сейчас Николай Максимович принимает активное участие в работе над новым российским Законом о культуре. О важности государственного регулирования отрасли и о том, зачем нужна звезда в театре, «Приморская газета» беседует с ректором Академии Русского балета Николаем Цискаридзе.

— Поймала себя на мысли, что из-за большого количества материалов о вас складывается впечатление, что все уже спрошено и обо всем уже узнано.

— Я уже как-то говорил, что, когда человека часто показывают, складывается впечатление, что он действительно очень хорошо знаком. Когда люди встречают меня в музеях, на улице, в аэропорту, они подходят и начинают со мной разговаривать в полном ощущении, что знают меня, причем не один год. Я тоже иногда бываю в подобной ситуации, когда встречаю где-то людей, знакомых мне только по экрану телевизора.

— Николай Максимович, за март вы два раза прилетали во Владивосток. И оба раза, в том числе, по политическим мотивам. Чем объясняется ваша поддержка именно Владимира Путина?

— Почему Путин? Я этого человека много лет наблюдаю со стороны. За это время он повзрослел, но его энергия, работоспособность совершенно не изменились. Будучи сам руководителем, а любой театр, музей, любая библиотека — это маленькое государство, я понимаю, с какими трудностями ему приходится сталкиваться. Мое государство достаточно большое, хотя, конечно, с масштабами ВГУЭС, ДВФУ или, тем более, МГУ, не сравнить. Но это очень большой коллектив, огромное количество зданий и невероятно плотный график у меня, как у ректора. И, наблюдая за Владимиром Владимировичем, я иногда прихожу в замешательство: сколько же ему приходится делать и какое количество обращений выслушивать и реагировать на них.

— Нескончаемый поток?

— Как иллюстрация. В 2017 году у меня была очень удивительная история. Много лет я мечтал побывать в Бутане. Это очень маленькая страна в Гималаях, и сейчас она испытывает определенные сложности, так как на ее территорию начали претендовать и Китай, и Индия. А Бутан уникален тем, что в этой стране никогда не было войны, у них нет армии, которая их бы охраняла: не нужно было готовить военных для защиты своих рубежей. И только вмешательство России в последние годы остановило пляски могущественных соседей вокруг Бутана. В этой стране с утра до вечера во всех храмах молятся за мир. И вот так получилось, что я с друзьями находился в храме Будущего Будды. Мы специально для посещения выбрали момент, когда не шло массовое богослужение — всего один монах читал молитву.

И вдруг появилась полиция — и оказалось, что приехала одна из королев. Она заходит, видит иностранцев, подходит к нам и начинает разговаривать — а все жители Бутана очень хорошо говорят по-английски. Спрашивает, откуда мы приехали. Мы отвечаем, что из России и тогда она спрашивает: «Вы Путина знаете?» Все начинают кивать, и вдруг она поворачивается ко мне, — как будто знала, что я могу выполнить ее просьбу, и говорит: «Пожалуйста, передайте ему, что я каждый день за него молюсь, и я его очень люблю». Я пообещал.

Месяца через два я участвовал в совещании, где председательствовал Владимир Владимирович. После крайне насыщенной работы был организован небольшой кофе-брейк, во время которого президент общался со всеми участниками. К нему просто нескончаемым потоком шли люди с письмами. Любой человек начинал свою речь, что называется, «за здравие» и тут же доставал бумажку с просьбой. И я хотел ему рассказать эту историю — обещал же! — но мне было неудобно прерывать просителей и как-то вклиниваться в поток. И вот когда президент уже собрался уходить, я к нему обратился. Владимир Владимирович отвечает: «Да-да, пойдем, по дороге расскажешь». И приготовился, что я сейчас тоже челобитную достану. А я передал слова королевы Бутана. Путин остановился, посмотрел на меня — сложилось ощущение, что он не знал, как реагировать: ждал просьбы, а получил совсем иное. И вот когда мы с ним расстались, кто-то из присутствующих спросил меня: «А что ты у него попросил?», а я вспомнил фразу из фильма «Золушка»: «Ты разговаривал с королем и ничего у него не выпросил?!» Мне стало так смешно в этот момент. И я подумал: когда ты 18 лет живешь в таком режиме, то можно просто сойти с ума. Я поражаюсь его выдержке.

— Николай Максимович, с учетом всей вашей жизни в искусстве, культуре, назвать вас экспертом будет более чем справедливо. С вашей точки зрения, нужен ли в Приморье филиал Эрмитажа, Русского музея и так далее. От многих авторитетных людей приходится слышать мнение, что у нас в регионе есть что выставлять, свое, местное?

— Вот объективно, и в Эрмитаже, и в Третьяковской галерее, и в Русском музее, и вообще во всех наших крупных художественных центрах собрано огромное количество экспонатов, которые хранятся в запасниках и которые никто никогда не видел. Проблема в нехватке площадей. Понимая все это, глава государства принимает решение о создании еще одного центра, где можно экспонировать наше богатство. Правильно ли это? С моей точки зрения, более чем. Напомню: когда был юбилей Эрмитажа, то главный подарок, который получил музей, — это новые площади для выставочного пространства: им отдали Биржу на стрелке Васильевского острова. А по поводу нужны ли филиалы именно здесь… Я вообще человек по натуре скептический, и для меня стакан всегда наполовину пуст. Когда начиналось строительство того же Мариинского театра, я не верил, что это начинание будет иметь успех в Приморье, просто потому хотя бы, что здесь нет традиции посещения подобных мест. Нет привычки ходить в оперу, на балет. Одно дело, когда труппа приехала на месяц, и на их спектакли раскуплены билеты. А каждый день в течение года, двух? Но ходят же! Значит, в этом есть потребность. И с филиалами художественных музеев будет ровно такая же история.

— Формируется новая культурная история Владивостока?

— Да, в принципе. Вот Советский Союз не сделал ничего в области музыкального образования во Владивостоке. Академии, консерватории — не дошла сюда волна по их строительству и формированию преподавательского состава.

А ведь Владивосток — один из крупнейших городов на Дальнем Востоке России. И я много раз уже говорил, что от Улан-Удэ до Токио нет балета в нашей стране: нет традиции, образования, нет кадров. И для того же Мариинского приходится искать людей в других городах, странах, уговаривать их приехать.

— Филиал открывшейся Академии во Владивостоке должен внести свой вклад в изменение ситуации, как мне кажется.

— Должно пройти несколько выпусков, чтобы изменить ситуацию кардинально. Пока здесь учатся всего два класса, своего помещения у нас нет, и только решается, где оно будет. Я в начале марта говорил с вашим губернатором, он показал огромный проект центра. Кстати, во исполнение поручения президента о том, что Владивосток должен стать одним из серьезных очагов культуры и образования в сфере культуры. Филиал Академии уже есть, но он должен расшириться. И сейчас для нас получение своего здания — первоочередная задача. Обретя помещение, мы сможем учить не только российских студентов, но и иностранных, со всех азиатских стран. А для них это очень интересно. Кстати, давайте сравним. Мы, являясь старейшей школой балета в мире, принимаем 60 человек, а с владивостокскими детьми — 80, а Китай только в одном городе принимает две тысячи. Разницу представляете? И это только в первый класс. Да, конечно, потом они потихоньку отсеиваются, но все равно, когда у тебя пять тысяч только в одной школе в первом классе, процент выискивания действительно одаренного ребенка возрастает кратно. Но, дай Бог, чтобы во Владивостоке все сложилось. Тот проект, который я видел, дает огромный потенциал для возможностей.

— Старейшая школа балета? Мне казалось, что родина этого искусства все же Запад — Италия, Франция.

— Что удивительно, за 280 лет существования нашей школы ни революция, ни блокада Ленинграда не остановили учебный процесс. Представляете: люди полуголодные, в этом ужасе войны, но ведут занятия. А во Франции и Италии — фактической родине балета — в конце 19 века, после буржуазных революций, этот вид искусства исчез. Вообще. Школы прекратили существование. Как следствие, в театрах отсутствовали труппы. И если бы не Русские сезоны Дягилева в Париже и потом по всей Европе, никогда бы балет там не возродился. Да и русская революция 1917 года, когда огромное количество российской интеллигенции, аристократии, артистов отправилась на запад, внесла свой вклад в восстановление этого вида искусства в западной Европе. Если мы сегодня будем рисовать карту мирового балета, то все стрелочки будут вести на улицу Зодчего Росси, туда, где находится Академия Русского балета. Это мы научили весь мир танцевать, подарили репертуар. Но почему-то никто сейчас не хочет это помнить. Знаете, очень смешно, когда англичане учат нас, как надо танцевать. В какой-то момент в одном из интервью я сказал английской критикессе: «Какое право вы имеете, когда вашему балету всего 60 лет, говорить мне, человеку, который представляет трехсотлетнюю историю, что-либо о том, как надо танцевать и что надо делать в балете? Я же не учу вас сеять газоны. Почему вы вторгаетесь в то пространство, где вы никто и звать вас никак? И мало того, все, что вы имеете, сделали русские, только вы пытаетесь никогда этого не произносить». А в Америке — я был тогда молодым, нахальным мальчиком — пошутил. Меня спросили: «Почему вы считаете, что ваш балет лучше?» Я говорю: «Ну, потому что он существует дольше, чем США как государство». Это была нахальная шутка, но ведь все мои слова правда!

— Что лично вы вкладываете в понятие слова «искусство»?

— Понимаете, вот даже сегодня мы общаемся — это уже театр: есть артист, и есть зритель. Я здесь могу разыграть комедию, могу — трагедию, могу петь, танцевать, беседовать. Искусство — это, наверное, то, что вас заставляет сопереживать, что-то испытывать. А лично для меня искусство — это счастье.

— Если бы не балет, то что тогда?

— Я балет выбрал, когда мне было 10 лет, это мой личный выбор, меня никто не заставлял. Мои родственники были очень сильно против, это сейчас они рассказывают, что знали уже тогда, что я уникальный мальчик. Когда я пришел в первый класс на самый первый урок, педагог сказал: «нарисуй что-нибудь». Кто-то рисовал маму, кто-то — солнце, кто-то еще что-то. Я нарисовал балеринку и подписал «болет». Через «о» почему-то. Наверное, от слова «боль», как мама шутила. Но когда я стал взрослее и столкнулся с жизненными сложностями, я понял, что доктор, особенно тот, кто спасает жизнь, наверное, это самое интересное. И, может, если бы я не стал артистом, и если бы я дожил до 18 лет без сформированного выбора, я бы пошел в медицинский университет. Врач — очень достойная, интересная, полезная профессия. Но не очень оплачиваемая.

— Вы счастливый человек?

— Всегда был уверен, что несчастный человек — злой человек. Моя жизнь сложилась очень удачно. Я с самых первых шагов стал «номером один» и ни разу не знал другого положения. Конечно, есть определенная избалованность своим нахождением в центре сцены, безусловно. Но я наблюдал за людьми, которые стартовали вместе со мной в школе, у которых были неплохие возможности, но мелочность, глупость в отношении к себе в профессии приводили их к страшным результатам, и они озлоблялись.

Я очень мало видел людей, которые понимали, что занимаются не своим делом, кардинально меняли сферу. Но, как правило, это были счастливые люди, потому что, сменив все, они реализовывались. Возможностей крайне много. Главное понять, что именно вы хотите. Мне было очень интересно быть артистом, очень.

Но в один прекрасный момент я увидел, что старость пришла. Некоторые коллеги — мои ровесники — еще пляшут и выглядят смешными, а я просто пришел к министру культуры и сказал: «Я больше танцевать не буду. Вот у меня есть такой диплом и такой диплом. Думайте, что со мной делать». И мне предложили занять пост ректора Академии.

— Русский балет востребован на Востоке? В Японии, Китае?

— Здесь очень интересная ситуация. Особенно в том, что касается Японии. Когда мы первый раз приехали в эту страну, мы — русские — были номером один. Тогда в конце 80-х — начале 90-х значение советского балета в этой стране было очень сильное. К сожалению, за 90-е годы мы потеряли этот рынок. Американцы, французы, англичане его захватили, и теперь они очень серьезные наши конкуренты.

Показателем может служить такая ситуация, когда наши ведущие коллективы, приезжая на гастроли, не могут продать зал. И это страшная тенденция. Сейчас нужно разрабатывать новую культурную политику. Однако есть проблема: у нас чиновники стали над творческими людьми в театрах. Да, конечно, это мировой тренд. Но к чему это привело? Ведь не случайно в Италии, Франции закрываются театры. Особенно, балетные, музыкальные. И это, увы, закономерный результат. Менеджеры ничего не понимают в искусстве, в том, на что и на кого готова идти публика.

Это, кстати, еще одна проблема — ни одному менеджеру не нужна звезда. Потому что ее надо оплачивать, надо считаться с ее мнением и так далее. А театр без звезд существовать не может. И вот японцы, как люди, которые очень четко считают деньги, быстро поняли, что собирать залы не под кого. Когда мы ездили, то было так: два месяца гастролей, 48 городов и везде аншлаг. Сейчас — три города, два из которых Токио и Осака, и билеты с трудом продаются. К сожалению, в артистов перестали вкладывать деньги. Мы их не знаем, не видим их лиц. Если ситуацию не переломить, будущее театров может быть довольно печально.

— И последний вопрос. Должно ли государство вмешиваться в культуру? Поддерживать, законодательно регулировать, или культура сама может справиться со своим развитием?

— Мы часто говорим о европейском опыте, а ведь в той же Франции очень четко прописаны законы о театрах и правила в театрах. Вплоть до того, что вы можете делать, если вы назначены на определенную роль: что носить, как говорить, как выглядеть и так далее. Там, например, есть закон, который мне безумно нравится, и я считаю его очень гуманным: у них указан точный возраст окончания работы артиста балета — 42 года. Всё, с этого возраста ты не можешь больше быть артистом. В твой день рождения, если ты звезда, тебе устраивают прощальный вечер — и до свидания. Знаете, почему это гуманно? Потому что я точно знаю, во сколько я уйду, вы точно знаете, во сколько вы уйдете, и у вас нет недовольства, что вас уволят, а я до 70 что-то там буду изображать на сцене. И так во всем. Да, у нас ничего подобного нет. А ведь должно быть прописано все, с учетом специфики каждого подвида — библиотек, музеев, цирка, оперного, балетного, драматического театров. Поэтому регулирование быть должно, но другое дело, что участвовать в разработке законов о культуре должны, в том числе, и работники культуры. И я счастлив, что сейчас у нас такая возможность есть.

Текст: Ольга Ильченко

+1