Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 44

Сообщений 211 страница 240 из 996

211

Хочу поделится с Вами полученным от этого фильма удовольствием  и прошу обратить внимание и посмотреть, если не видели. Великий человек, огромного таланта, скромности, непосредственности, порядочности. Заслушаешься...

+4

212

Трогательный отзыв о прошлогоднем концерте в кремлевском дворце

+1

213

отрывок программы,
посвящённой
книге о Г С Улановой
с Н Цискаридзеhttp://www.kolobok.us/smiles/standart/yes3.gif

Отредактировано Арина (2016-05-13 19:42:14)

+3

214

Огромная благодарность автору книги о Галине Сергеевне Улановой Марине Алексинской и ректору АРБ Николаю Цискаридзе за сохранение нашего великого культурного наследия,гениев балетного искусства в нашей стране очень много,хочется,чтобы каждому из них было уделено благодарное внимание его почитателей и потомков по самому великому достоинству.

+1

215

Дорогая Helen! Фильм о А.Н.Пахмутовой много о чем напомнил.
В юности читала повесть А.Рекемчука "Мальчики". Там есть героиня: девочка крошечного роста с огромной папкой нот. ЕЕ прообразом стала юная Пахмутова. Очень трогательная повесть о взрослении, становлении, хоре мальчиков. Еще одного из героев автор писал с дирижера Э.А.Серова, когда то работавшего ассистентом у Е.А.Мравинского, затем к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина создавшего симфонический оркестр в г.Ульяновске, затем руководивший оркестром старинной и современной музыки Ленинградской филармонии.
А еще очень хорошо помню, как Александра Николаевна плакала на песне года слушая свою "Мелодию" в исполнении гениального М.М.Магомаева.

+1

216

По 1 каналу повтор "Сегодня вечером" с НМЦ

0

217

Астана опера празднует день Победы.
http://astanaopera.kz/astana-opera-praz … en-pobedy/
Концерт "Синий платочек".
http://astanaopera.kz/wp-content/uploads/2016/05/DSC_6022-1024x681.jpg

И блате "Спартак".
http://astanaopera.kz/wp-content/uploads/2016/05/DSC_7803-1024x681.jpg

+2

218

наш неуловимый уже в Кингисеппе сегодня)))
спасибо Елене Бутусовой из ВКонтакте
и Селеночке Хелен из ФБ за ссылочку

14 05 16..

http://sa.uploads.ru/t/HjCT1.jpg
http://se.uploads.ru/t/UYB8x.jpg
http://s0.uploads.ru/t/cefNm.jpg

+1

219

Сегодня 60 лет Надежде Павловой.



Статья в АИФ
http://www.aif.ru/culture/person/zamuzh … y_pavlovoy

Отредактировано БывшаяМосквичка (2016-05-15 10:22:09)

+2

220

+1

221

Старый "Караван историй" за 1999 год. Я тогда не могла понять, что произошло с моей любимой Надюшей Павловой. Она как-то резко и непонятно исчезла со сцены. Но до этого в ней погасла какая то искра. Я смотрела на ее танец и не могла понять, почему внутренний свет, который она излучала на сцене, погас. После этого интервью все поняла.

Надежда ПАВЛОВА: "Меня бы, наверное, уже не было в живых".
Смотреть на эту чудо-девочку в конце 70-х рвалась вся Пермь. На спектакли с ее участием приезжали в мало кому известный тогда город маститые столичные критики. В 15 лет воспитанница Пермского хореографического училища Надя получила золотую медаль на Всесоюзном конкурсе, через год "Гран-при" на Международном. В Москве ее ждали Большой театр и молодой муж. Ее жизнь казалась живой сказкой. И мало кто догадывался, что эта девочка была глубоко несчастна. После нескольких лет забвения солистка Большого театра Надежда Павлова и ее второй муж, психоневролог, дали интервью одному из элитных журналов: сегодня, как и положено в сказке, Надя все-таки счастлива.
Константин: Мы познакомились пятнадцать лет назад: я работал психоневрологом в военном госпитале, Надю привели ко мне на прием. Я до этого балет смотрел, наверное, раза три, ничего об этом мире не знал, но ее имя, конечно, было мне знакомо - ведущая балерина Большого театра, народная артистка Советского Союза, лауреат всевозможных премий и прочее, прочее... Когда я ее увидел, сразу понял: ей нужна помощь. Она находилась в той стадии депрессии, после которой уже не выживают.
Надя: Физически вроде ничего у меня не болело. Я просто перестала чувствовать свое присутствие в жизни. Не хотелось выходить на улицу - даже в магазин пойти я не решалась. Гастроли меня не радовали, и даже танцы не радовали. А ведь сколько себя помню, мне всегда хотелось танцевать. Я застывала у телевизора, когда показывали любимые танцы, и пыталась что-то повторять. Потом уже я много читала о балете, а сначала собирала картинки. Дома никто не мог понять, откуда у меня это влечение.
Константин: Надя, как Паганини: у нее абсолютный музыкальный слух. Она музыку чувствует во всем. Эта музыка всегда в ней звучала. Она рассказывала, что любое движение воспринимала как мелодию: и у кошки была своя мелодия, и у поросенка...
Надя: Это очень трудно объяснить - просто она звучит где-то внутри. С этого все и началось: музыка возникала откуда-то, и детское воображение помогало перевести ее в танец. Лет с трех я начала бегать в городскую балетную студию - это была чуть ли не единственная достопримечательность в нашем городе, Чебоксарах. А в четыре меня отвели в балетный кружок при Дворце пионеров.
- Где-то я читала, что родители Нади - медики. Это правда?
Константин: Ее отец служил рентгенотехником в местной больнице. На войне он был тяжело ранен, долго лежал в госпитале, потом остался в нем работать. А мама - уборщица в роддоме. Семья была большая, восемь детей. Многодетная семья, в которой не каждого ребенка помнят по имени. Бывает так, знаете?
Надя: А еще через пять лет в Чебоксары приехала комиссия из Пермской балетной школы. Моим родителям сказали: "Вашей дочери надо учиться. Поскольку в Чебоксарах балетной школы нет, ей придется поехать в Пермь". Вот так в девять с половиной лет я попала в Пермское балетное училище. В семь утра подъем, потом общеобразовательные уроки, после обеда - практический танец, потом характерный, исторический, после этого начинались репетиции - мы уже репетировали какие-то спектакли. Для того чтобы делать уроки, оставалось совсем немного времени. Успевали как могли: все впритык, весь день занят. Хорошо, если полчаса удавалось погулять. А детских игр, развлечений у нас не было совсем. Я до сих пор не умею ни на коньках кататься, ни на велосипеде, нам все это было категорически запрещено. Даже на лыжах ходили, может быть, один раз за зиму. Боялись - ведь мы растем, - вдруг будет деформация ног или, не дай Бог, травма? Все, что может помешать балету, заранее запрещалось.
Константин: Она и сейчас больше трехсот метров пройти не может. Ей легче станцевать.
Надя: А иначе нельзя стать балериной, надо либо себя полностью отдавать, либо ничего не выйдет. Поэтому распорядок дня у нас был - как в монастыре.
Константин: Первая задача монастыря: смирить дух. И у них так же было - первым делом дух старались сломить. Скажем, если что-то не так, педагог мог подойти, ногой ударить. Не случайно три девочки из Надиного выпуска оказались психически нездоровыми.
- Ваш педагог в Пермском училище, Людмила Павловна Сахарова, действительно слывет женщиной жестковатой. Еще она известна как "создатель звезд" - воспитала несколько знаменитых балерин, в том числе и вас, и Ольгу Ченчикову...
Надя: Когда я уже взрослой приезжала в училище и смотрела, как она занимается с детьми, мне было ужасно их жалко. Хотя мы были, пожалуй, в худшем положении - с годами она стала мягче. Если я вам сейчас начну рассказывать, как нас унижали, как педагог обращался с учеником... Может быть, когда-нибудь я напишу об этом. Но сейчас я еще не готова. Мне все-таки хочется сохранить чувство, что у меня был Учитель, который дал мне дорогу.
- А разве слава, успех, восторженные отзывы прессы, победы на конкурсах не принесли вам уверенности в себе? В пятнадцать лет у вас уже было все, о чем только может мечтать балерина. На Всесоюзном конкурсе 1972 года вы получили золотую медаль, через год - "Гран-при" Московского международного...
Надя: И победу на конкурсе я никогда не рассматривала как личное достижение, просто старалась правильно выполнить то, что от меня требовал педагог. С Большим театром я побывала на гастролях в Нью-Йорке. Известный импресарио Сол Юрок, который был другом Дягилева, сказал тогда: "Когда-то я первым привез в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Я достойно завершаю свою карьеру, теперь могу умирать". И, действительно - вскоре он умер...
Константин: Все призы у нее сразу же отобрали: и шубку, и хрустального лебедя... Сахарова считала, что все это принадлежит ей, Надины победы - ее личная заслуга.
- Но ведь это, наверное, уже не имело значения - Золушка успела превратиться в принцессу. "И рядом с ней, как в сказке, сразу же появился прекрасный принц: умный, добрый и чуть ироничный, как и положено принцу". Я цитирую старую газетную статью. Ведь именно на этом конкурсе вы познакомились с Вячеславом Гордеевым?
Надя: Нет, тогда я танцевала с другим партнером. После объявления результатов члены жюри собрались, чтобы выбрать, кто будет представлять Советский Союз на международном конкурсе через год. Решили, что это должна быть пара. Сначала Григорович, который был председателем, и Сахарова хотели определить мне в партнеры Барышникова, но потом все-таки остановились на Гордееве. Он ведь тоже стал лауреатом, получил серебряную медаль... Мы репетировали почти год: то он приезжал в Пермь, то я в Москву...
- И вы в него влюбились?
Надя: Не думаю, что это можно назвать влюбленностью: скорее, творческий союз.
- Но ведь вы не просто танцевали вместе, вы же вышли за него замуж.
Надя: Нас просто спарили. Сделали все, чтобы звездный дуэт состоялся не только на сцене, но и в жизни.
Константин: Ее уговорили: "Вот вы поженитесь - и будете звездной парой". Тем более что были уже примеры - Максимова - Васильев, Плисецкая - Марис Лиепа (одно время они были женаты). А тут еще такое сочетание имен - Слава, Надежда... В Большом театре все понимали, что это за брак. На свадьбе Лиепа после третьей рюмки начал допытываться: "Надька, зачем ты выходишь замуж?"
Надя: Свадьба оставила у меня нехорошее впечатление. Все было заранее рассчитано: днем мы зарегистрировались. Вечером я танцевала свой первый спектакль на сцене Большого театра, а после этого наше бракосочетание отмечали в "Метрополе". Было много народу, человек двести - какие-то люди из правительства, из ЦК комсомола, первые лица Большого театра... А кто - я не помню. Фата на мне была театральная, платье - театральное, и только одна сцена сменилась другой, вот и все.
- В советской печати ваш союз называли идеальным. Ведущий дуэт Большого театра - вы танцевали все главные партии, объездили мир, о вас снимали фильмы, писали статьи, диссертации... Вы всегда были вместе, всегда за руку...
Надя: На людях было одно, а в жизни - другое. Есть вещи, о которых мне не хочется говорить. Остановимся на том, что мы прожили десять лет, но семейной жизни, такой, как многие ее себе представляют, у нас не было. Понимаете, я нигде не могла отдохнуть, успокоиться. Когда меня пригласили в Москву, Министерство культуры выделило мне двухкомнатную квартиру. Но я там не жила ни одного дня: Слава сразу начал ее менять. Соединил со своей, и после свадьбы мы поселились на Тверской. Он увлекался антиквариатом, у нас было много красивых вещей, но мне все это было чужое. Я там не чувствовала себя дома. Может быть, потому, что это были очень старые вещи, которые уже принадлежали кому-то... Слава делал так, чтобы рядом со мной никого не было: все подруги постепенно отметались, отсеивались.
Константин: С этим замужеством она попала из одной казармы в другую. Конечно, в театре ей без Гордеева пришлось бы тяжело, он человек более опытный, десять лет в Большом вертелся, знал, где войти, где дверью хлопнуть. Одну бы ее сожрали с потрохами, с ее-то характером. В этом мире существуют свои правила: балерина, скажем, может не получить ни одной роли, пока не побывает в постели у режиссера, у главного балетмейстера, который, кроме того, часто страдает аморфной сексуальностью. Значит, надо перешагнуть через себя, через свои нравственные устои. А Надя никогда не идет на компромиссы. Так что в каком-то определенном смысле он ей помог. Но при этом всячески внушал ей, что без него она не сможет ни танцевать, ни жить, ни ходить.
- Ваш первый муж тоже страдал... как бы это сказать... аморфной сексуальностью?
Надя: Мне не хотелось бы продолжать эту тему.
Константин: Для нее это была целая трагедия, она очень переживала, но поделиться ей было не с кем. Если кто-то проявлял к ней интерес, в дом его больше не приглашали. Каждый ее шаг контролировался: даже телефонную трубку Гордеев всегда снимал сам. "Надя не может подойти, она занята". Это ведь он привез Надю ко мне на прием: "Подлечи ее, у нее там нервишки, что-то мерещится..." Потом она вышла, а он стал спрашивать: "Сможет ли она танцевать?" Его больше всего беспокоило, что Надя, как ему казалось, уже сходит со сцены. Она оттаивала постепенно: что-то пыталась мне объяснить, сказать... Иногда, зная, что Гордеев в отъезде, я предлагал: "Надь, давай в кино сходим". В кинотеатрах она не была, наверное, лет десять, и мы шли в кино. Там я спрашивал: "Хочешь мороженого?" Она пугалась: "Что ты, мне же нельзя". - "Да брось ты!" Тот день я очень хорошо помню. Я только что вернулся из командировки, задержался на работе до позднего вечера, включил настольную лампу... Вдруг открывается дверь и входит Надя. Не знаю, как она миновала все посты - госпиталь-то военный. Подошла ко мне, внимательно на меня посмотрела и говорит: "Он нашел все твои письма, и я теперь не знаю, что мне делать". Уговаривать ее уйти из дома я не имел права, хотя мне было совершенно ясно: если Надя по каким-либо соображениям сейчас к Гордееву вернется, она попадет в дикое рабство. Поэтому я просто сказал: "Надя, у тебя есть выбор. Ты сама должна решить, что тебе делать. А где я живу, тебе известно". В тот же вечер она была у меня.
- Но ведь сначала нужно было развестись...
Константин: Она это очень быстро сделала. В первый раз использовала свое имя, пришла в загс и развелась. И в тот же день нас зарегистрировали. Гордеев узнал постфактум, что мы муж и жена. Расписались мы и уехали отдыхать. А когда вернулись, мне говорят: "Вас вызывают в прокуратуру". Прихожу - сидит прокурор, полковник, я был тогда майором... Он мне показывает на стул: "Садитесь". И закричал: "Правду пиши! О том, как ты обобрал народную артистку Надежду Павлову!" Я говорю: "То есть свою собственную жену?" Он опешил: "Как жену?" - "Мы женаты". И я достал документы.
Надя: Я ничего не взяла из того дома. В июле мы расписались, а в сентябре Большой театр отправился в Австралию на трехмесячные гастроли. Я впервые за много лет танцевала не со Славой, а с другими партнерами, и танцевала безумно много - каждый вечер, без выходных. Но я знала: впереди день, когда я вернусь домой. Мне было понятно, куда я возвращаюсь и зачем. Я наконец-то почувствовала себя женщиной: у меня была нормальная семья, дом, где меня ждут. В театре удивлялись: "Надя, что с тобой? Тебя не узнать".
Константин: Я только что развелся. Жил в однокомнатной квартире вместе с теткой. Она Надю хорошо приняла и какое-то время мы жили втроем - тетка спала на кухне, а мы в комнате. Так продолжалось года два, а потом Раиса Максимовна Горбачева, царствие ей небесное, отвалила нам эту квартиру, в Лаврушинском переулке. Ну что вам еще сказать? Мы любим друг друга и не боимся говорить об этом. Как-то раз она мне призналась: "Если бы мы не встретились, меня бы, наверное, уже не было в живых".  Беседовала Татьяна РЫЛЕЕВА.


http://www.kino-teatr.ru/acter/album/14417/646245.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/14417/646258.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/14417/646252.jpg
Вот оно - знаменитое jete Н.ПАВЛОВОЙ

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/14417/646257.jpg

Отредактировано concertmeyster (2016-05-15 11:19:01)

+2

222

Ужасно.

0

223

concertmeyster написал(а):

А еще очень хорошо помню, как Александра Николаевна плакала на песне года слушая свою "Мелодию" в исполнении гениального М.М.Магомаева.

Вот эта уникальная запись

+1

224

Но я Вас всё-таки люблю...

Нани Брегвадзе для Николая  Цискаридзе..

просто очень нравится..и думаю не только мне одной)))

http://www.kolobok.us/smiles/user/unknown_singer.gif

+2

225

Дорогая Helen! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gif

Дорогие друзья, давайте не забудем: сегодня в 19.45 "Главная роль" с Надеждой Павловой на канале "Культура".

Отредактировано concertmeyster (2016-05-16 10:25:45)

0

226

Очень интересно

ДЕНИС РОДЬКИН. ЭФИР ОТ 17.05.2016
17 мая 2016
Гость программы "Главная роль" - артист балета, премьер Большого театра Денис Родькин.

На Исторической сцене Большого театра открывается 24-й международный балетный фестиваль "Бенуа де ла Данс". Денис Родькин - специальный гость фестиваля.

Помним, что 18-го - Урин

Отредактировано БывшаяМосквичка (2016-05-16 15:07:16)

0

227

Один из сюжетов программы "Абсолютный слух"   эфир 18 мая 2016:

...
Он считался лучшим танцовщиком-виртуозом своего времени и выдающимся педагогом. У него занимались все звезды Мариинского балета - Кшесинская, Преображенская, Павлова, Фокин, Нижинский... Свыше десяти лет он вел уроки в знаменитой труппе "Русские балеты Дягилева", где среди его учеников оказались Л. Мясин, С. Лифарь и Дж. Баланчин. По методике, им созданной, занимаются и артисты балета в Англии и в Америке. Имя легендарного педагога - Энрико Чекетти.

0

228

А вот Билет в Большой ЭФИР ОТ 20.05.2016
20 мая 2016
Геннадий Рождественский отмечает 85-летний юбилей. В честь дирижера в Большом театре состоялся творческий вечер.

Денис Родькин дебютировал в балете "Баядерка" в партии Солора.

Музыковед и писатель Соломон Волков завершил работу над документальным исследованием "Новая история Большого театра: культура и политика".

В Большом театре идут репетиции балета "Ундина". Хореограф Вячеслав Самодуров.

История Большого театра в лицах. К 85-летию со дня рождения Юрия Мазурока о певце вспоминает Дмитрий Вдовин.

0

229

Достойная оценка!

Гергиев и оркестр Мариинки награждены медалями "За освобождение Пальмиры"
МОСКВА, 16 мая
РИА Новости: Минобороны России наградило маэстро Валерия Гергиева и музыкантов Симфонического оркестра Мариинского театра медалями "За освобождение Пальмиры".
"Сегодня для меня большая честь выполнить поручение министра обороны Российской Федерации и вручить медаль "За освобождение Пальмиры" Валерию Гергиеву", — заявил статс-секретарь — заместитель министра обороны России Николай Панков.
По словам Панкова, медалью, учрежденной министерством обороны, были награждены все участники выступления в Пальмире.
Церемония прошла после совместного концерта Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Центрального оркестра министерства обороны Российской Федерации под управлением генерал-лейтенанта Валерия Халилова в Центральном академическом театре Российской Армии.
"Этот концерт был практически без репетиций. Ситуация была немножечко экстремальная, но в целом прозвучало всё очень достойно, потому что потрясающие коллективы. Совместный проект управления культуры министерства обороны и Пасхального фестиваля у нас второй год. Я думаю, что он будет продолжаться, к тому же сцена театра Российской армии позволяет исполнять грандиозные сочинения", — сказал Халилов.
В начале мая музыканты в сопровождении Симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева дали концерт в сирийской Пальмире, освобожденной при поддержке российских военных от боевиков "Исламского государства" (организация запрещена в России).
Концерт под названием "С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены" прошел на площадке Римского амфитеатра и получил самые высокие оценки слушателей. В их числе были жители города, сирийские и российские военные, представители ЮНЕСКО и правительства Сирии, делегация деятелей культуры из России.


http://cdn11.img22.ria.ru/images/142760/41/1427604137.jpg
http://cdn14.img22.ria.ru/images/142726/53/1427265370.jpg

Источник

Отредактировано concertmeyster (2016-05-16 21:31:40)

+2

230

Николай Цискаридзе в Кингисеппе откроет свой «Центр искусств». Фоторепортаж

Ссылка

0

231

Еще - сегодня НМЦ был в гостях Утро на 5. Я застала последнюю фразу(где-то  8 :50 по МСК). Завтра посмотрим  в архиве.

Кусочек

Отредактировано БывшаяМосквичка (2016-05-17 12:14:13)

0

232

Еще один романс от Нани

0

233

БывшаяМосквичка написал(а):

Еще - сегодня НМЦ был в гостях Утро на 5. Я застала последнюю фразу(где-то  8 :50 по МСК). Завтра посмотрим  в архиве.

Кусочек

Отредактировано БывшаяМосквичка (Сегодня 12:14:13)

https://www.facebook.com/10000613917730 … 331786656/

+1

234

23 октября в Михайловском "Тщетная..." с Цискаридзе

Билетов уже мало...

Отредактировано БывшаяМосквичка (2016-05-17 15:10:58)

0

235

Ув. БывшаяМосквичка! С Вашего разрешения)))

http://s5.uploads.ru/t/DngtR.jpg
http://se.uploads.ru/t/vIt7F.jpg
http://s9.uploads.ru/t/3REa5.jpg
http://s3.uploads.ru/t/0rRCP.jpg
http://se.uploads.ru/t/QFHMX.jpg

...между администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» в лице главы администрации Виктора Эвальдовича Гешеле и Народным артистом России Николаем Максимовичем Цискаридзе было подписано соглашение о намерениях создания на базе ДК «Химик» творческого центра «Центр искусств Николая Цискаридзе».


Источник

Отредактировано concertmeyster (2016-05-17 23:23:49)

0

236

Прямо по Фрейду...

0

237

Приз «Бенуа де ла данс» обрел владельцев

Международная балетная премия вручена артистам из России, Германии, Великобритании, Китая, Нидерландов и Франции
Названы лауреаты международного балетного приза «Бенуа де ла данс».

Международное жюри под председательством Юрия Григоровича отметило Юрия Посохова (Россия) и Иохана Ингера (Нидерланды) в номинации «Лучший хореограф». А Алисию Аматрийем (Штутгартский балет) и Ханну О'Нейл (Парижская опера) — в  номинации «Лучшая танцовщица».

Ким Кимин (Мариинский театр) стал  победителем среди танцовщиков. Жен Дуншень (Пекинская академия танца) получил награду «Бенуа» как лучший художник.

Вручены также ранее присужденные призы — премьеру Королевского балета Великобритании Эдуарду Уотсону как лучшему танцовщику прошлого года, и главе Гамбургского балета Джону Ноймайеру в номинации «За жизнь в искусстве».

Выход «большого Джона» стал главным событием вечера. «Награда нашла героя», — заметил Юрий Григорович, вручая коллеге статуэтку «Бенуа де ла данс». В ответ Ноймайер рассказал, как зимой, будучи в России, увидел длинную очередь, стоявшую на выставку Серова.

— На улице было минус 16 градусов, — уточнил маэстро. — Я счастлив получить награду в стране, чей народ так любит искусство.

Премия «Бенуа де ла данс» вручается с 1991 года. Весь сбор с концертов, в которых участвуют лауреаты и победители прошлых лет, направляется на поддержку ветеранов балета.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/614099#ixzz48zvko6MM

+1

238

Наверное, не очень хорошо бежать впереди паровоза.
Особенно, когда паровозом является «Красная стрела»

http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasnaya_strela/

Ну, уж очень не хочется ждать до 3 июня.
Поэтому позволила себе «небольшое хакерство».

http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasn … iskaridze/

«Без сменяемости власти в нашем деле никак»
Интервью опубликовано 3 июня, в 12.00
НИКОЛАЙ
ЦИСКАРИДЗЕ
Российский артист балета и педагог, ректор Академии русского балета им. Вагановой, народный артист России, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству
Балет нуждается в актуализации, поскольку зритель уже плохо воспринимает акт, который длится дольше 45 минут. Но сделать его в ритме сегодняшнего дня, по мнению народного артиста России, могут только мастера – не шарлатаны.
С тех пор как в конце 2013 года Николай Цискаридзе возглавил Академию русского балета имени Вагановой, он каждую неделю, порой даже по несколько раз преодолевает на ночных поездах расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом. Но все-таки больше времени, признает Цискаридзе, он теперь проводит в северной столице. В стенах Академии и в маленькой квартире на канале Грибоедова, откуда пара шагов до его любимого Мариинского театра.
– У меня проблем со сном не бывает. Я так устаю за день всегда, что мне лишь бы добраться до кровати. Так что, если бы не вы, я бы уже спал без сновидений. И будил бы меня проводник.
– Почему без сновидений?
– Я гораздо больше люблю, когда мне ничего не снится. Так все проспать можно. А хочется везде успеть.
– Как изменилась ваша жизнь с тех пор, как вы ушли из Большого театра и стали ректором Академии?
– Хорошо сказал один великий танцовщик, который находился в этой должности много лет, Константин Михайлович Сергеев (прим. ред. – советский артист балета, хореограф, балетмейстер, педагог): «Я живу в замке Спящей красавицы на берегу Лебединого озера». И вот, когда я это услышал, понял, что действительно имею счастливую возможность жить в какой-то немножко другой реальности. Когда входишь в стены Академии, попадаешь действительно в какой-то замок, где нет времени, где нет возраста. Где нет политических новостей.
Моя жизнь – она очень поменялась. По сути, я поменял профессию. Сейчас выходить на сцену – мое хобби. Любая серьезная театральная профессия должна быть хобби, которое становится призванием и смыслом жизни. А сегодня я выхожу на сцену, чтобы получить удовольствие. Хозяйственные проблемы, какие-либо другие… поверьте, по сравнению со сценой все они кажутся не сложными. Не сложными, по сравнению с той ответственностью, которая была у меня, как у подающего надежды артиста, потом – как у самого молодого представителя нашей страны на мировых сценах, а потом как у самого титулованного артиста в моем поколении. Все другое теперь мне кажется безумно легким. Конечно, сейчас моя жизнь резко поменялась: из человека, который постоянно сдавал экзамены, ведь любой спектакль – это очень крупный экзамен… я превратился в человека, который экзамены принимает.
– А ваш переезд в Санкт-Петербург – его вы как воспринимаете?
– Если не приходится мотаться туда-сюда по делам, что случается очень редко, то пять дней я провожу в Питере и два – в Москве. Но я не воспринимаю Питер как место, где мой дом. Я всегда приезжал сюда отдыхать – после бурной Москвы, где все гудит, Питер был для меня нирваной. Но понятие «дом» для меня – это мой дом на Фрунзенской набережной, где я живу с детства.
– Какие еще перемены произошли в вашей жизни? Вы больше двадцати лет провели на сцене…
– Я со своей театральной карьерой простился безумно легко, раз – и она закончилась, просто оборвал и обрезал все нити. Недавно я думал, а почему все-таки легко? Наверное, потому что я как был, так и остался – очень публичным человеком. У меня нет ностальгии по вниманию.
Когда приходит опыт, уходит прыжок. Он уходит у всех, потому что у человеческого организма есть лимит. Дальше уже идет имитация – имитация прыжка, имитация пластики. Хочешь не хочешь, тело тебе начинает мстить. В своей профессии я отличался феноменальными способностями. Что у всех выглядело каким-то неимоверным напряжением, у меня выглядело, как будто я делаю так… не очень прикладывая усилия. Честно скажу вам, мне действительно было легко. Мне было в кайф. Когда я понял, что кайф ушел, и за ним стала убегать легкость, я сказал себе, что не хочу, чтобы так было. Я не хочу, чтобы меня кто-то когда-то видел задыхающимся, плохо танцующим. И потом амплуа, которому я всю жизнь служил. Я служил классическому балету, чем очень горжусь. У меня были разные роли, но основная моя роль – классический танцовщик, а это принцы, молодые люди… А тут все-таки возраст уже… Нехорошо это.
– Но к вам по-прежнему приковано внимание…
– Да! С другой стороны, мне это внимание никогда не было нужно, я много раз повторял эту фразу: я не звезда, я работаю звездой. Это моя профессия. Я умею абсолютно все: умею давать интервью, умею быть неприступным, умею быть в центре внимания. Но когда я пришел в балет, я пришел не для того, чтобы быть в центре. Я пришел туда потому, что я понимал, что я все равно в нем буду, потому что я лучше всех.
– Ваш уход из Большого театра сопровождался скандалом, связанным с атакой на худрука балета Сергея Филина. Недавно Филин тоже покинул театр. Скажите, вы могли бы вернуться в Большой? При каких условиях это могло бы случиться?
– Вы знаете, я никогда об этом не думал в плане постановки ультиматумов или условий. Другое дело – я приведу пример – когда мне предложили должность ректора Академии, я долго от нее отказывался. Но когда меня уже уговорили…
– Вас Мединский (прим. ред. – Владимир Мединский, с 2012 года занимает пост министра культуры РФ) уговаривал?
– Тогда небольшая солидная группа людей уговаривала. Уговаривали потому, что я прекрасно понимал – у меня, как у московского артиста по выпуску, в Ленинграде будет проблема с точки зрения позиционирования. Когда я уже решил, что пойду на эту должность, об этом прошел слух, некоторое количество людей стали кричать караул! Но при этом они все же говорили: «Дайте ему карт-бланш, и вы увидите, какой он!» И те, кто меня поддерживал, кто ко мне хорошо относился, тоже говорили: «Дайте ему карт-бланш, и уже, наконец, пусть человек реализуется, покажет, что он может». Меня назначили и в первый же день сказали: «У вас карт-бланш. Абсолютный. Кого хотите увольняйте, что хотите меняйте, какую хотите реорганизацию – делайте». И полгода меня не трогали вообще. И через полгода Владимир Ростиславович (прим. ред. – Мединский) мне так, с юмором сказал: «Вы знаете, Коля, мы поражены, потому что все говорили, что будет катастрофа. Но ни одной жалобы – ни от родителей, ни от педагогов, ни от кого-либо – не последовало». И это действительно так – кроме положительных отзывов я в последние месяцы не получаю ничего. Нет смысла умалчивать, что у меня есть подчиненные, которые, скажем, не приняли меня, были категорически против, но мы за все это время не сказали ни одного слова плохого друг другу. Мы сейчас работаем в тандеме, очень сцеплено. Я всем говорю: «Господа, это произошло только по одной причине – потому что и они, и я работаем в Академии». Я не работаю для себя.
Японская мудрость гласит: любовь – это не когда люди смотрят друг на друга, а когда люди смотрят в одну сторону. Так вот здесь нужна была эта самая любовь.
– Но были ведь и разговоры о том, чтобы именно вас назначить директором Большого театра…
– Что касается Большого театра, карт-бланш там имели несколько человек, и, к сожалению, они все потерпели неудачу по одной простой причине – каждый приходил самовыразиться. Не пришли для служения Большому театру, пришли на Большом театре сделать карьеру. Искусство – а Большой театр, как и равные ему по величине театры, это высшее проявление искусства в мире – не терпит людей, которые служат не ему, а себе. Если когда-нибудь у меня будет возможность получить карт-бланш, я этим воспользуюсь. Постараюсь сделать то, что я хочу и как хочу, но просто идти ради того, чтобы занять должность – нет, простите. Я в Большом театре уже самовыразился. Пусть кто-нибудь еще из сегодняшних артистов что-нибудь сделает так, чтобы его имя с Большим театром ассоциировалось у всех. Я не хвастаюсь, а воспринимаю это, как огромную награду судьбы за потраченные силы. Имя Николая Цискаридзе для любого человека, кто говорит на русском языке или знаком с русской культурой, ассоциируется всегда с Большим театром. Это заслужить безумно сложно.
– Если судить по каким-то воспоминаниям танцовщиков или фильмам, то балет, образование и сама карьера – это как армия.
– Да, это армия и есть. Но у нас гораздо круче, чем в армии. Там все-таки два года, сейчас – вообще год, если не брать тех, кто служит в армии всю жизнь, а у нас даже рядовой артист в балете – 30 лет минимум. А Академия наша, кстати, была в 1738 году образована на базе кадетского корпуса.
– Как раз хотел перейти к разговору об Академии. Скажите, что вы изменили, став ее ректором?
– Много чего мне пришлось изменить. Я ужесточил дисциплину моментально. Первое – это то, как дети выглядят. Внешний вид и аккуратность – первое, что формирует сознание, поэтому я ввел единую танцевальную форму. Потом – все балетные взрослые люди курят… Я не знаю, почему, я сам никогда этому не был подвержен. В Академии было так поставлено дело, что преподаватели, бывало, с пачкой сигарет открыто ходили перед учащимися. Я это дело исправил. Запретил учащимся пользоваться любыми мобильными устройствами в классах. Категорически. Это все не только отвлекает… Сейчас время, когда мы все задавлены информацией. И у детей совсем другое восприятие мира, нежели было у нас. У них нет навыка ходить в библиотеку, искать информацию в книге. Они не понимают, почему от Ромео до Джульетты так долго шла записка. Им надо объяснять, что смсок не было, что телефона не было, что даже таксофона не было. И потом к получаемой информации они относятся, так сказать, поверхностнее, потому что они задавлены ею. Они другие просто – не как мы, и если к ним применять неправильные подходы, то ты не можешь их понять и помочь им.
– Вы в одном интервью говорили, что артисты балета, особенно молодые, всегда под влиянием руководителей, под давлением и даже в изоляции. Не кажется ли вам, что стоит как-то адаптировать детей, говорить им, что балет – это не вся жизнь?
– Карьера начинается с десяти лет. Театр – это уже где-то с восемнадцати. Тут дело все в самодисциплине. Этому нужно учить. Потому что пока ты учишься, все равно есть те, кто о тебе беспокоятся – твои педагоги. Когда ты попадаешь в театр, ты становишься никому не нужен. И если у тебя нет внутри дисциплины, самодисциплины, самообразования, то ничего никогда у тебя не получится. Я считаю, что эта профессия для очень здоровых психически и физически людей. Это не профессия для слабых, это не профессия для блатных и шарлатанов. И если человеку Господь Бог не отвел сознания, характера, то не надо его ни к чему адаптировать, это все равно плохо закончится.
– То есть выживает сильнейший, так?
– Только так. Потому все, кто стали большими артистами, это очень сильные люди. Это как в мире животных: есть львы, есть кобры... Детям я пытаюсь это как-то объяснить, подготовить их, особенно тех, кто уходит в театр.
– Вы не раз об этом говорили – о том, как устроено все в нашем балете, что не лучшим образом…
– Да, исчезла система умных руководителей вместе с Советским Союзом. И некоторые спектакли превратились для меня, как для опытного зрителя, в комическое зрелище. Сейчас вы можете прийти на балет и увидеть, что Джульетте за сорок, Ромео двадцать, а отцу Джульетты двадцать пять. В советское время такого себе нельзя было представить. Тогда делали четкие составы, учитывая все нюансы. Была большая ответственность за результат.
– Но куда делись эти умные руководители? Они же не могли испариться. Или пропала преемственность?
– Ну, преемственность не пропала. Понимаете, вот в брежневское время никого не пускали по двадцать лет с лишним к власти. Точно так же в искусстве. Вы посмотрите, очень многими театрами нашей страны руководят люди в солидном возрасте. И если вы посчитаете, когда они все получили эту власть, им всем было примерно тридцать пять лет. А сейчас им всем за восемьдесят. И на протяжении многих лет ничего не менялось – в частности, в музыкальном театре. А в итоге, когда они стали уходить, начала сыпаться система. В музыкальном театре это чуть раньше началось. В драматическом все это еще впереди. В некоторых театрах преобразования уже происходят, но результат, к сожалению, не обнадеживает.
– А молодые?
– Они другой формации, у них другой менталитет, другие вкусы. И я вам хочу сказать, у них другое образование. И мало кто может руководить. Ведь изначально надо научиться руководить собой и нести ответственность за результат.
– То есть без сменяемости власти в вашем деле никак?
– К сожалению, никак. Вот этот застой советской системы, он, к сожалению, перекинулся на театр очень давно. Просто об этом не принято говорить. Каждый раз на пересменке веков происходит такая катастрофа, и она неминуемо должна была настать. Вот она и идет. Но сейчас пойдет и поколение, которое будет вынуждено создавать все по-своему. И что получится – надеюсь дожить и увидеть. То есть моя задача – одна из самых больших: детей, которые учатся в Академии, грамотно научить профессии и приучить в любой ситуации понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
– А что, на ваш взгляд, в балете требует перемен?
– Сейчас уже зритель плохо выдерживает акт, когда он длится дольше 45 минут. Потому, если ты этот старый материал преподносишь не актуально, не современно – ни в коем случае. А если сообразно ритму сегодняшнего дня, ты рискуешь полностью потерять зрителя. Но актуализация – это когда вы отдаете очень дорогую картину не шарлатану, а реставратору, мастеру. И этот реставратор должен мыслить как тот человек, который рисовал эту картину. Есть гениальный фильм, одна из моих любимых комедий – «Как украсть миллион». Он про человека, который подделывал полотна выдающихся художников. Посмотрите его, и вы поймете, что я хочу вам сказать.
– Тогда какое будущее ждет русский балет?
– Не надо никогда забывать, что в России – это национальное искусство. Никакое другое. Только балет. Это визитная карточка России. Всегда. Космос, нефть и мы (прим. ред. – о балете). Таких традиций, как у нас, в балете нет ни у кого. Это наш (прим. ред. – России) эксклюзив. Несмотря на то, что сам балет придумали французы, возвели его в фантастический ранг именно в России. И сколько существует человечество – прекрасная женщина с красивыми пропорциями в белой пачке будет актуальна всегда. И образ лебедя, и бессмертный девиз нашей профессии «душой исполненный полет» тоже придумали в России.
Утром я не увижусь с Цискаридзе. Мое желание спать все же оказалось сильнее, чем у него. И в итоге проводник будил меня. А Цискаридзе, по словам ребят из нашей съемочной группы, был стоек до последних секунд «финального акта» поездки. Выйдя из поезда и сделав несколько шагов от вагона, в котором он ехал, Цискаридзе вдруг обернулся и со свойственной ему грациозностью на камеру помахал рукой. Он точно привык работать звездой.
http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasnaya_strela/i/article_images/tsiskaridze/prepared/tsiskaridze.jpg
http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasnaya_strela/i/article_images/tsiskaridze/prepared/_51A0701.jpg
http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasnaya_strela/i/article_images/tsiskaridze/prepared/IMG_5757.jpg
http://www.forbes.ru/sp_data/RZHD/krasnaya_strela/i/article_images/tsiskaridze/prepared/IMG_5726.jpg
Николай Цискаридзе о том, как не потерять зрителя

Николай Цискаридзе о том, что люди искусства не должны работать для себя

Николай Цискаридзе о своем имени и Большом театре

Николай Цискаридзе о том, что балет это визитная карточка России

+10

239

Ёжик! Спасибо за подарок!

+1

240

Уважаемый много хакер ёжик! Спасибо.http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

+1