Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Елена Васильевна Образцова

Сообщений 151 страница 177 из 177

151

Перебирая старые журналы, нашла вот это.
Жаль, фотографии в архиве не сохранились.
Это 2006 г.
Аргументы и факты Супер звезды.

Елена Образцова: «Поклонники боялись делать мне предложения»

ИМЯ знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только поклонникам оперы. «В моей жизни было три потрясения, — говорит великий режиссёр Франко Дзеффирелли, — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова».

Нет, пожалуй, ни одного города мира, где бы не выступала прославленная певица. Как не осталось и наград, которыми бы она не была увенчана, — от звания народной артистки СССР и медали Героя Социалистического Труда до лауреатства на самых престижных конкурсах. Но, как и всем большим художникам, хватило на её долю и испытаний. А начиналось всё, конечно же, с детства…

— Я РОДИЛАСЬ в 1939 году в Ленинграде. Самые ранние воспоминания связаны с войной, блокадой Ленинграда, постоянным голодом и нуждой. Всё время хотела есть и кричала «аога» — тревога и «анитки» — зенитки. Отец с дядей ушли на фронт, а мы с мамой, тётей и бабушкой остались в Ленинграде. Страшно было: однажды я увидела в подъезде умершего от голода человека, и это зрелище до сих пор стоит перед глазами. Когда нас эвакуировали по Ладожскому озеру, стояла лютая зима, но лёд не всегда выдерживал грузовики с людьми, и несколько машин ушли под воду. Нас Бог миловал, и стало немного проще, но всё равно до окончания войны голод и нужда преследовали всех.

Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня «певица» и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.

— Почему?

— Я не знала ни одной песни до конца. Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии (смеётся).

— Куда же вы пошли учиться после школы?

— Я хотела пойти в консерваторию, но отец воспротивился моему желанию и заставил отправиться на подготовительные курсы в радиотехнический вуз. Папа сказал, что из меня не выйдет певицы, так как я совсем не умею петь, и поэтому не стоит тратить время на глупости. Но я всё-таки не смирилась с этим и тайком от родителей пошла поступать в консерваторию. Там был жуткий конкурс — 100 человек на место.

— Вы, конечно же, поступили?

Образцова всегда была и остаётся одной из самых красивых женщин страны
— Да. Спела приёмной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать ещё несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья. А люди оборачивались на меня, наверное, думая, что я не в себе.

— Как родители восприняли известие о вашем поступлении?

— Папа целый год со мной не разговаривал из-за этого. Когда я отучилась в консерватории 3 курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели.

«Женщина должна быть сильнее мужчины»

— ВЫ ЧАСТО ездили на гастроли за границу, где вам как оперной диве надо было соответствовать своему звёздному статусу. Во времена жуткого дефицита это было наверняка нелегко. Как выходили из положения?

— О, это отдельная история! Я же для иностранцев была мега-звездой, примадонной. Ни в коем случае нельзя было показывать свою бедность, нужно было выкручиваться и демонстрировать, что мы живём даже лучше, чем они, и ни в чём не испытываем трудностей. Нельзя было говорить, что все наши огромные гонорары уходят государству, подразумевалось, что я очень богата и должна соответствовать образу миллионерши. Это было сложно сделать, так как для этого нужны были деньги, а их-то как раз и не было. Например, тебя пригласили на приём и нужно дать ответное приглашение хотя бы в дорогой ресторан. А где взять деньги?

С нарядами и того хуже было! Где брать подобающую одежду, если у тебя нет на это денег, да и нельзя покупать буржуазные наряды?! Всё это меня очень угнетало, но мир не без добрых людей. Я познакомилась с влиятельными эмигрантами, которые отлично знали правду о нашей родине, особенно много таких людей было в Америке. Эти люди помогали мне, дарили красивые наряды, косметику, подкармливали. Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоумённо поглядывали: «Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!»

— А сотрудники КГБ к вам были приставлены?

В своей московской квартире в районе Патриарших прудов певица проводит не так много времени
— Конечно, куда же без них? Со мной всё время ездила дама, которая внимательно следила за мной. Но так как она тоже получала подарки от моих поклонников, то помалкивала. И потом, у меня всегда были дружеские отношения с министром культуры Екатериной Фурцевой, которая старалась оградить меня от нападок излишне ретивых начальников. А проблемы могли бы быть. Дело в том, что я ещё в самом начале своей карьеры решила, что буду петь только на языке оригинала. Это не всегда нравилось чиновникам, случались скандалы. На очередном правительственном концерте я спела арию на французском языке, и мне устроили жуткий прессинг. Тогда я пришла к Екатерине Фурцевой, расплакалась и сказала, что больше так работать не могу. После этого она собрала чиновников и сказала: «Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!» Почему итальянская, я так и не поняла (смеётся), но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали.

— Ваша жизнь оказалась богата на встречи с легендарными людьми.

— Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы познакомились в «Гранд-опера», куда Каллас пришла послушать советских певцов. Мария попросила меня посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с трепетом и обожанием. Это было трудное время для Марии — с ней расторгли контракт в «Гранд-опера», а она ещё надеялась петь и предложила мне совместное выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне: «Женщина должна быть сильнее мужчины!» Я поняла, к чему она это сказала: в то время было много шумихи вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о подруге самого богатого человека в мире. Журналисты одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась, но однажды спросила: «Ты любишь его?» — И она быстро ответила: «Очень люблю и очень страдаю». Вот такая откровенность. Когда Мария умерла, я сильно переживала.

Монтсеррат Кабалье тоже не раз потрясала меня своим даром. От её голоса сжималось сердце. Как она чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени, сняла с себя норковую накидку и протянула её Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: «Не надо, Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу сшить из неё лишь шляпку». Вот такое чувство юмора. А на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне, встала передо мной на колени и стала плакать, как и я тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с Монтсеррат пели на сцене «Ла Скала», а затем и в других театрах… Много было в моей жизни великих людей, о каждом можно книгу написать.

Секрет вечного счастья

— ЕЛЕНА Васильевна, говорят, что оперные певицы должны быть «в теле», иначе теряют голос. Вы же никогда не были полной, а ваш голос по сей день великолепен.

«Виктюк — глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним». (В спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба»)
— Да это всё враньё по поводу того, что голос становится лучше от набираемых килограммов. До сорока лет я была такой тощей, что выделялись одни коленки. И я страшно переживала, что мой громадный голос пропадёт из-за моей худобы. Знаете, почему оперные певцы быстро набирают в весе? Потому что во время выступления тратится колоссальное количество энергии и просыпается волчий аппетит. Артист наедается и идёт спать. Что же вы хотите? Конечно, они полнеют.

А у меня всё по-другому происходило: я вместо еды выпивала много воды, желудок наполнялся, чувство голода притуплялось, и за счёт этого я очень долго держалась в форме. А сейчас, конечно, уже приходится к диетам прибегать, два раза в год езжу в Лондон, в институт по контролю веса, за счёт этого и держусь.

— Говорят, вы и к пластической хирургии прибегаете?

— Конечно! Глупо это скрывать. Мне 67 лет, а морщин нет — естественно, это пластика. Когда дамы преклонного возраста говорят, что они не делали операций и хорошо выглядят лишь благодаря природе, верится с трудом. Давайте будем откровенны. Ну что здесь такого? Если у человека есть возможность улучшить свою внешность и бороться с возрастными изменениями, разве это постыдно? На мой взгляд, это вызывает только уважение. У меня даже сомнений особых не было: омолаживаться или нет. Просто однажды я подошла к зеркалу и сказала: «Пора! Дальше тянуть нельзя». С тех пор регулярно езжу к одному и тому же доктору, который занимается моим омоложением.

— А это правда, что вы до сих пор ежедневно по нескольку часов кряду стоите у рояля и тренируете свой голосовой аппарат?

— Да, так и есть. Если бы я этого не делала, то давно бы уже сидела и носки вязала. Посмотрите: кто из моих коллег в моём возрасте продолжает петь? Я таких не знаю. Мне скоро 70 лет, а мой вокал по-прежнему шикарен, и гастрольный график расписан на много лет вперёд! Помню, когда мне исполнилось 50 лет и началась гормональная перестройка организма, я сильно переживала и полагала, что придётся уйти со сцены.

«Мне было очень тяжело расставаться с семьёй, я всё время умоляла отпустить меня пораньше, чтобы к Леночке быстрее приехать»
Выдержать этот тяжёлый этап мне помогла знакомая западная певица. Узнав о моих невесёлых мыслях, она кричала на меня по телефону часа два и посоветовала, чтобы я воспользовалась её опытом: сесть к роялю и начать всё с самого начала. Я взяла себя в руки и так и сделала. Результат, как видите, потрясающий.

Знаете, что такое старость? Усталость и слабость, ничего более! Если бы у меня не хватило силы духа и желания ежедневно совершенствовать себя и радоваться жизни, я давным-давно превратилась бы в старушку, обсуждающую свои болезни и негодное правительство. Вот этого как раз и не надо допускать, тогда ты будешь до последнего дня молодой, нужной и любимой.

— Откуда же вы черпаете силы?

— Жажда жить присутствует во мне всегда. Может, оттого, что я ещё крохой пережила блокаду Ленинграда со всеми её ужасами? А может, это врождённое чувство? Не знаю, сложно сказать. Есть один простой секрет быть всегда счастливой и довольной: я никогда не отчаиваюсь, не расстраиваюсь и, когда мне плохо, говорю спасибо Господу за то, что не произошло большей беды. Обокрали тебя, а ты улыбнись и скажи: «Господи, спасибо, что произошло только это и все живы и здоровы».

Никогда не забуду один показательный случай. Я уже была знаменита, но места в спальном вагоне мне ещё не полагалось, и я ездила в купе. Однажды мои попутчики стали расспрашивать меня о жизни, и я начала описывать трудности: дома бываю редко, с мужем и дочкой вижусь мало, переживаю перед выходом на сцену, всё время нервы… И вдруг соседка прерывает меня и говорит: «Чего ты жалуешься? Ты попробуй, как я, на каменоломне попаши». Так что всё познается в сравнении!

— Но и постоянно жить вдали от семьи тоже не так просто.

— Это точно. Мне было очень тяжело расставаться с семьёй. Только я родила дочку, как сразу же уехала на гастроли в Канаду. Сердце разрывалось от тоски, я всё время умоляла отпустить меня пораньше, чтобы к Леночке быстрее приехать. Когда дочь стала постарше, я начала брать её с собой. Наверное, Лена, насмотревшись на меня, и решила стать певицей.

«Мне скоро 70 лет, а мой вокал по-прежнему шикарен»
Я, кстати, так же, как в своё время мой отец, не разрешала ей заниматься музыкой. Мне казалось, что она не сможет стать певицей, и я заставила её пойти на факультет журналистики. Но Лена бросила учёбу на последнем курсе и окончила курсы медсестёр. Работала в больнице и параллельно училась в музыкальной академии. В итоге она стала певицей, несмотря на мои запреты (смеётся).

Потом Лена, не советуясь со мной, улетела в Испанию, где Монтсеррат Кабалье взяла её в ученицы. Я вся обрыдалась из-за её отъезда, ведь она уехала не одна, а вместе с сыном — моим любимым внуком! И они до сих пор вот уже много лет живут в Испании. Часто приезжают ко мне в Россию, но возвращаться не собираются. Им там больше нравится, внук даже думает на испанском языке, хотя я стараюсь привить ему русскую культуру.

Я всё удивляюсь: как это Лена могла так безболезненно покинуть родину? Я не смогла бы уехать из России, несмотря на то что почти всё время работаю на Западе. Дело не в тоске по берёзкам. Я уверена, что нигде до конца артист не будет понят так, как его поймут на родине.

— Кстати, а почему вы назвали дочь своим именем?

— Это не я назвала, а её папа. Муж так сильно любил меня, что и дочь назвал моим именем. Вероятно, ему сильно недоставало общения со мной. Да и я сама ничего не имела против имени Елена — оно красивое, царственное.

— Муж, наверное, ревновал вас к армии поклонников?

— Поклонников действительно было много. Но ко мне как-то боялись приближаться с любовными предложениями. Что-то внутри меня было такое, что сигнализировало людям: даже не пробуйте, ничего не выйдет.

— Что, на ваш взгляд, делает женщину притягательной для мужчин?

— Во-первых, врождённая харизма, во-вторых, желание самой женщины нравиться мужчинам. Когда такое желание есть, женщина следит за своей внешностью, манерами, у неё особый блеск в глазах, который показывает её желание любить и быть любимой.

С дочерью и внуком, которые живут в Испании
Знаете, есть выражение: «Любовь приходит, когда её совсем не ждёшь». Я же считаю, что это неверно. Любовь приходит именно к тем, кто её жаждет, кто готов встретить её. Я, например, всегда нахожусь в состоянии ожидания любви — я жду и готова к этому величайшему чувству. Даже в детстве я всегда мечтала, что ко мне на улице подойдёт какой-нибудь мальчик и скажет: «Пойдём со мной!» И я без сомнений пойду вслед за ним, а потом он окажется принцем!

— Какая вы, оказывается, романтичная натура.

— Безусловно, а как иначе? Мои мужья мне таких слов не говорили, поэтому я думаю, что всё ещё впереди — принц обязательно придёт ко мне и скажет заветные слова.

— У вас, наверное, и талисман есть?

— Да. Мой самый старый друг — игрушка Бобка. Эту игрушку для меня купила мамочка, когда я ещё в животике у неё сидела. Так что мы с Бобкой ровесники и хорошо понимаем друг друга (смеётся). Он всегда был со мной: и войну пережил, и самые почётные премии получал, так что он знает обо мне абсолютно всё! Когда мне тяжело, я могу с ним поговорить и чувствую, как становится спокойнее на душе. Даже когда у меня проходят очень ответственные выступления, беру Боба с собой: кладу его на рояль, и он помогает мне выступать. Уверена, что его добрая энергетика помогает мне в жизни.

«Мечтала лечить людей»

Образцова — хозяйка не только на сцене, но и на кухне
— ВЫ согласились играть в спектакле Романа Виктюка «Венера в мехах». Отчего вместо сцены Большого решили выйти на драматическую площадку?

— Виктюк — глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним. Про этот спектакль ходило много разговоров, говорили, что я чуть ли не обнажённой собиралась выйти на сцену, — это не так. Я должна была сыграть женщину-мазохистку. Я очень серьёзно готовилась к этой роли, даже атрибуты купила. Помню, зашла в Америке в секс-шоп, а там продавщица-негритянка оказалась большим знатоком всех этих штучек. С какой любовью она демонстрировала мне хлысты, наручники, ошейник с шипами, лакированные одежды ярко-красного и чёрного цвета! Но я совершила ошибку, сказав: «Ну вот, наконец экипировка для сцены готова!» Что творилось с продавщицей, не описать никакими словами (смеётся). Она была в гневе, узнав, что я не мазохистка и что всё это для театра куплено.

— У вас есть нереализованная мечта?

— Одно время мне казалось, что есть. Я много лет молила Господа, чтобы он дал мне возможность лечить людей. Откуда было такое желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях. Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью излечивались! Я счастлива от этого.

— Каким проектом сейчас занимаетесь?

В. Путин в 2000 году наградил Елену Образцову орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
— Много контрактов подписано с западными театрами вплоть до 2009 года. В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.

Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!

Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.

Елена БУРЦЕВА
Фото В. ГОРЯЧЕВА, ИТАР-ТАСС, Интерпресс.ру, Н. ЛОГИНОВА/PhotoXPress.ru, С. ИВАНОВА
123

+1

152

http://se.uploads.ru/t/qIsJD.jpg

0

153

КОНЦЕРТ-ПОСВЯЩЕНИЕ ЕЛЕНЕ ОБРАЗЦОВОЙ «МУЗЫКА — ЭТО ЛЮБОВЬ»
28 апреля 2015 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт-посвящение Елене Образцовой «Музыка — это любовь».

О Елене Образцовой невозможно говорить в прошедшем времени – энергия жизни прорывается снопом света, стоит только произнести ее имя, или услышать магический звук ее голоса, которому подвластно все: и лирика, и страсть, созерцание и порыв к беспредельному, искрящийся юмор и углубленный психологизм – все многообразие оттенков чувств и красоты. Размах ее дарования сродни явлениям природы – та же свобода, естественность и творящая сила. Стихия лиризма, которая всегда жила в ее пении, биение жизни в звуке, изобилие жизни, полнота самоотдачи имели невероятную силу воздействия, незабываемую для всех, кто ее слышал. Она вернула теме Любви ее царственное место в искусстве, подобно всем большим поэтам сделав ее главной в своем творчестве, и Любовь освятила его своим божественным светом.

Говоря о значении творчества певицы, нельзя не сказать о том общественном явлении, которыми были концерты и спектакли Елены Образцовой. Их воздействие выходило за пределы вокального искусства. Находясь в сердцевине национальной духовной жизни, они вели к осмыслению бытия, строили культуру. Стихия свободы, которая всегда жила в ее пении, его духовная крепость, чистота, свет, который оно буквально излучало, удивительная цельность, гармоничность и гуманность ее художественной натуры, невероятная мощь творческой энергии – все это имело не только художественное, но и общественное звучание. Пение Образцовой дарило людям радость, богатство впечатлений, полноту ощущения жизни, оказывало огромное нравственное, целительное и обновляющее воздействие на души людей, служило им духовной поддержкой и утешением, помогало жить, становясь со временем драгоценной «памятью сердца».
http://sh.uploads.ru/t/ABzPO.jpg

0

154

"Самое главное, когда жизнь тяжёлая, а она у многих тяжёлая, не воспринимать это как трагедию. Потому что мы учимся на этой трагедии: появляется жажда жизни, мы узнаём цену жизни. И поэтому, я думаю, Боженька благосклонен к нам, когда посылает трагедии».

Елена Образцова
http://sh.uploads.ru/t/SnJhr.jpg

0

155

0

156

Анна Нетребко посвятит концерт в Москве памяти Елены Образцовой
http://sh.uploads.ru/t/jYmSq.jpg

29.05.2015
7 июля в день рождения Елены Образцовой в Большом зале консерватории состоится концерт звезд мировой оперы. В нем примут участие Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Александр Антоненко и Екатерина Губанова. За дирижерский пульт встанет маэстро Марко Армильято (Италия), которому предстоит поработать с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова.

Свое выступление участники концерта посвящают памяти великой русской певицы Елены Образцовой. 7 июля Народная артистка СССР и лучшая Кармен ХХ века отметила бы свое 76-летие. Часть собранных от продажи билетов средств будет направлена в Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».

Елена Образцова высоко ценила талант и яркое артистическое обаяние Анны Нетребко. Вместе они пели в 2001-2002 гг. в спектакле «Война и мир» в Метрополитен-опера. С Александром Антоненко, одним из ведущих драматических теноров мира, Елена Васильевна также встречалась на сцене: он был ее Германом в постановке «Пиковой дамы» Латвийской национальной оперы. Ильдар Абдразаков в 1999 году стал обладателем Гран-При Первого международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой и абсолютно оправдал те большие надежды, которые тогда связывали с молодым артистом, став украшением мировой сцены. В декабре 2014 года Елена Васильевна выразила желание видеть Ильдара Абдразакова в качестве художественного руководителя Международной академии музыки Елены Образцовой. Дирижер концерта Марко Армильято также был хорошо знаком Елене Васильевне: в 2010 году под его управлением она участвовала в записи оперы «Андре Шенье». Екатерина Губанова, представляющая молодое поколение певиц меццо-сопрано, уже завоевала широкое международное признание. Елена Образцова с Екатериной не встречалась, но слышала немало прекрасных отзывов после ее дебюта в 2012 году в «Борисе Годунове» в Большом театре.

0

157

0

158

0

159

http://sg.uploads.ru/t/pAgrB.png
http://sh.uploads.ru/t/IumYD.png
http://sh.uploads.ru/t/SkNRs.png

Дорогая Елена Васильевна, Вам имя-ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ!

...А на дворе стоял июль чудесный.
    В Иванов день 7. 07.
Палату криком озарив, как песней,
К нам в мир пришла Елена Образцова.

Росла веселой, озорной, упрямой,
Любую шалость поддержать готова.
На стул вставая с "праздничной программой",
Любила петь Елена Образцова.

Всегда полна живого оптимизма...
Но наступил блокадный год суровый.
По Ладоге, в грузовике, Дорогой Жизни,
Прорвалась в жизнь Елена Образцова.

Дитя войны, прекрасный чистый голос.
Его всем людям посвятить готова.
С судьбой за счастье, за любовь боролась,
За право петь, Елена Образцова.

Все мировые сцены покорила,
В истории других вживаясь снова:
Кармен, Графиня, дивная Далила-
Великая Елена Образцова.

...Как победить в борьбе с судьбой капризной?
   И Вы, уже готовясь к жизни новой,
Раскрыли главную загадку этой жизни.
Спасибо Вам, Елена Образцова!

Отредактировано Гала (2015-07-07 21:36:37)

+1

160

https://www.youtube.com/watch?v=k4CW6hL … e=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=k4CW6hL … e=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=UlBGPCt … mp;index=8

https://www.youtube.com/watch?v=0aYjr1s … mp;index=6

https://www.youtube.com/watch?v=-32n3yt … sE_51Eyo9V
Это с того самого концерта 07.07.2015. Сразу уточню: я не являюсь поклонницей Анны Юрьевны, но даже среди моих друзей есть те, кто считает ее великой певицей. Однако мало кто мог посетить этот концерт по причине запредельной цены на билеты. Ну, вроде, такой вот благотворительный вариант с фуршетом.    А по мне, так Великая -это об Образцовой!

Отредактировано Наталья Леонидовна (2015-07-09 21:51:39)

0

161

Арии для примадонны
Мировые оперные звезды спели в день рождения Елены Образцовой

08.07.2015, 21:06
http://sh.uploads.ru/t/GqV4u.jpg

 
Все свои букеты Анна Нетребко сложила на сцене к фотопортрету Елены Васильевны Образцовой. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Памяти великой певицы в день ее рождения звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Александр Антоненко и Екатерина Губанова выступили в Большом зале Московской консерватории. В сопровождении ГАСО им. Е.Ф. Светланова прозвучали арии из опер Верди, Россини, Пуччини и Леонкавалло.
Участники концерта подобрались в команду не случайно. С Анной Нетребко Елена Образцова выступала в Метрополитен-опера в опере "Война и мир" Прокофьева, где Анна пела Наташу Ростову, а Елена Васильевна - ее тетку Марью Дмитриевну Ахросимову. Тенор Александр Антоненко был Германом, а Образцова - Графиней в постановке "Пиковой дамы" Чайковского в Латвийской национальной опере. Бас Ильдар Абдразаков удостоился Гран-при на самом первом конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в 1999 году. О меццо-сопрано Екатерине Губановой, по словам коллег, Елена Образцова хорошо отзывалась, как о яркой молодой певице. С дирижером концерта - известным итальянским маэстро Фабио Армилиато Елена Образцова принимала участие в записи оперы "Андре Шенье" Джордано.

Елена Васильевна завещала "не устраивать рыданий" после ее ухода, и концерт четырех звезд получился как раз в соответствии с ее духом неиссякаемого жизнелюбия. К тому же примадонна, как известно, обожала шумные молодежные компании. А конферанс очаровательной Татьяны Веденеевой, популярной телеведущей, идеально соответствовал душевному настроению вечера.

Москва вошла в карту гастрольного турне этой dream team (команды мечты) после выступлений в Венском Концертхаус и в Версале под открытым небом. А теперь их ждут концертные залы Праги и Барселоны. Правда, в Вене и Париже вместо заболевшего тенора Александра Антоненко пел Юсиф Эйвазов, жених Анны Нетребко. Уже в Москве Александр Антоненко спел собранным, словно застегнутым на все пуговицы звуком, без "страстей в клочья". Зато в этом режиме экономии средств великолепно прозвучали все ноты, включая особо ценные теноровые верха. А одним из его бисов стала ария неистовствующего Габриэля Адорно из II акта "Симона Бокканегры" Верди, ошеломившая слушателей. Екатерине Губановой пришлось нелегко, поскольку именно ей выпало на долю исполнять арии из репертуара великой Образцовой - Амнерис, Эболи,

Москвичей пригласили на экскурсию к "Призраку Оперы"
Принцессы Буйонской. Сравнивать искусство молодой, хотя и уже набравшей известности на разных оперных сценах Екатерины с исполнительскими шедеврами Образцовой было бы не слишком корректно, к тому же у них изначально разные типы голосов. И если Хабанера из "Кармен" Бизе, спетая Екатериной на бис, прозвучала бледновато, то ориентальные колоратуры в песне коварной принцессы Эболи из "Дон Карлоса" Верди поразили блестящей виртуозностью. Бас Ильдар Абдразаков исполнил арии своих любимых персонажей - Аттилы, Де Сильвы и дона Базилио дьявольски прекрасно - образцово-показательно, подтверждая данное когда-то ему звание обладателя Гран-при, и сегодня едва ли не первого баса мира. А после сокрушительных куплетов Мефистофеля о власти золотого тельца он показал себя в "Очах черных" отпетым сердцеедом, смело обхватив за талии двух певиц - Анну Нетребко и Екатерину Губанову. Романс "Очи черные" от звездной четверки был спет в поддержку Дмитрия Хворостовского. Певцы вышли в футболках с фотографией баритона и подписью "Дима, ты победишь!".

Елена Васильевна завещала "не устраивать рыданий" после ее ухода
Королевой вечера оставалась Анна Нетребко, показав свой голос во всей красе и феноменальном блеске вокальной техники. Бесконечно льющееся бельканто, без единого шва, роскошные регистровые переливы от форте к нежнейшему, хрустальному пиано гипнотизировали слушателей. Впервые на московской сцене Анна спела романс Аиды из оперы Верди. Эту партию Анна готовит к концертному исполнению оперы через два года в Зальцбурге под руководством Риккардо Мути. Наполненным до краев тихим счастьем был любовный дуэт Дездемоны и Отелло, исполненный вместе с Александром Антоненко. Когда же дело дошло до ее фирменного хита на бисах - выходной арии Сильвы из оперетты Кальмана, вспомнилась реплика Бабуленьки из "Игрока" Прокофьева, которую гениально исполняла Елена Образцова: "Девка ты славная, лучше из всех, да характеришко у тебя, ух! Оса! Ну, да и у меня... характер". К слову, и у Образцовой, и у Нетребко хватило отваги и куража лихо покорить вершинные достижения оперетты - "Веселую вдову" Легара и "Сильву" Кальмана соответственно. Все свои грандиозные букеты Анна сложила на сцене к фотопортрету смеющейся Елены Васильевны.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6719 (148)

0

162

В Петербурге открылась Академия музыки Елены Образцовой

8 августа 2015 г.

В Петербурге открылась Академия музыки Елены Образцовой
http://s6.uploads.ru/t/RKmiD.jpg

Сегодня в Санкт-Петербурге открылась Международная Академия музыки Елены Образцовой. В торжественной церемонии принял участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Губернатор отметил, что своим удивительным голосом и талантом великая русская певица и звезда мировой оперы Елена Образцова покорила миллионы сердец не только в нашей стране, но и во всем мире. «Она представляла нашу страну на лучших мировых оперных площадках и, можно сказать, была настоящим послом русской культуры за рубежом», - сказал Георгий Полтавченко.
Губернатор отметил, что многие страницы жизни и творчества Елены Образцовой тесно связаны с городом на Неве, который стал центром многих ее инициатив. В Петербурге Е.В. Образцова создала культурный центр, учредила международный конкурс молодых оперных певцов. «Долгие годы Елена Васильевна мечтала создать академию музыки именно в нашем городе. Мы рады, что ее мечта осуществилась», - сказал губернатор.
Международная Академия музыки Елены Образцовой – уникальное учреждение. Здесь будут учить музыке лучшие преподаватели, укрепляться традиции классического музыкального образования, петербургской культуры. Академия позволит обеспечить преемственность поколений. Академию возглавила дочь Елены Образцовой Елена Макарова. По мнению Георгия Полтавченко, этим предопределяется будущая успешная работа академии, ее престиж и авторитет.
Губернатор поблагодарил всех, кто принимал участие в реализации масштабного проекта и пожелал воспитанникам академии больших успехов.

+2

163

18-25 августа 2015 года
Десятый Международный Конкурс
молодых оперных певцов Елены Образцовой fondobraztsovoy.ru
office@fondobraztsovoy.ru
Уважаемые господа!
С 18 по 25 августа в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича состоится Х МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ.
На официальном канале Фонда Елены Образцовой в YouTube, на официальных сайтахФонда Елены Образцовой и Культурного центра Елены Образцовой, на официальных страницах Фонда Елены Образцовой (Facebook и ВКонтакте) и Культурного центра Елены Образцовой (Facebook и ВКонтакте) в социальных сетях будет организована онлайн-трансляция следующих этапов Конкурса:
18 августа, 19.00 – Торжественное открытие и гала-концерт лауреатов прошлых лет
23, 24 августа, 12.00 – Второй тур
25 августа, 19.00 – Третий тур и торжественное закрытие
Подробности о X Международном Конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой.

0

164

Конкурс молодых вокалистов Елены Образцовой впервые будет судить жюри без председателя

Культура  18 августа, 19:29 UTC+3
Конкурс открылся во вторник вечерним гала-концертом победителей прошлых лет в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 августа. /ТАСС/. Десятый международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой впервые будет судить жюри без председателя. Об этом сообщила журналистам председатель попечительского совета конкурса, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева.
"Председателя жюри не будет, мы решили справедливым и верным не иметь его, это будет означать незримое присутствие Елены Васильевны, - сказала Гергиева. - Члены жюри будут выражать свое мнение открыто и открыто подводить итоги. Те вокалисты, которые соберут наибольшее количество голосов, пройдут в следующий тур". В состав жюри вошли звезды мировой оперы и крупнейшие деятели музыкального театра.

Конкурс открылся во вторник вечерним гала-концертом победителей прошлых лет в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Это первый конкурс, который проходит без его основательницы Елены Образцовой, скончавшейся в январе 2015 года в возрасте 75 лет, и посвящен ее памяти. Заявки на участие в нем подали 258 молодых певцов из 19 стран мира, в том числе России, Украины, Грузии, Германии, Польши, Великобритании, Китая, Южной Кореи и США. Они исполнят арии из опер и камерные вокальные сочинения русских и зарубежных композиторов.
"Мы ждем открытий от этого конкурса, - сказала Гергиева. - Я вижу его перспективу в том, чтобы быть масштабным, представительным, и то, что он проходит в Большом зале Филармонии, поднимает его на большую высоту". Она отметила, что из-за огромного количества заявок от конкурсантов организаторы были вынуждены ограничить их программу исполнением лишь одного произведения. При этом Гергиева подчеркнула, что "на этом конкурсе важно петь стильно, Елена Образцова всегда обращала внимание не только на качество вокала, но и понимание стиля, и исполнители уже стараются найти носителей языка, тренеров и так далее".

В Санкт-Петербурге 8 августа начнет работу Академия музыки Елены Образцовой
По словам руководителя Фонда Образцовой Натальи Игнатенко, в этом году учреждены два специальных приза. "Это юбилейный год Петра Чайковского, и мы вводим специальный приз за лучшее исполнение его произведений, а также юбилей Георгия Свиридова, большого друга Образцовой, который посвятил ей целый цикл, и будет отдельный приз за исполнение его романса", - сказала Игнатенко. Призовой фонд конкурса составляет более 2 млн рублей, из которых 700 тысяч будет выплачено обладателю гран-при, 500 тысяч - лауреату первой премии, 350 тысяч - второй, 250 тысяч -третьей. Обладателю приза зрительских симпатий выплатят 70 тысяч рублей. Главный специальный приз, учрежденный Фондом Образцовой - приглашение выступить в гала-концерте "Оперный бал Елены Образцовой" на сцене Большого театра. Этой чести будет удостоен обладатель гран-при конкурса.
"Во второй тур пройдут не более 40 исполнителей, - сказала Лариса Гергиева. - Для остальных 200 с лишним исполнителей возможность выйти на сцену Большого зала Петербургской Филармонии и спеть перед таким профессиональным жюри и петербургской публикой, получить советы от великих мастеров - будет гораздо важнее, чем любой материальный приз".
Все туры конкурса, кроме заключительного, открыты для бесплатного посещения публики. Организованы интернет- трансляции всех этапов конкурса.

0

165

Победителей международного конкурса молодых оперных певцов Е.Образцовой объявят 25 августа
http://s6.uploads.ru/t/B0JRI.jpg

Новости партнеров  22 августа, 10:05 UTC+3
Финальный тур и торжественное закрытие Х Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой начнется в 19:00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича

Дочь Елены Образцовой, глава Международной академии музыки имени Елены Образцовой Елена Макарова и художественный руководитель Международной академии музыки Елены Образцовой Ильдар Абдразаков© Анатолий Медведь/ТАСС
Санкт-Петербург, 22 августа 2015 г. /Пресс-служба X Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой/ Молодые певцы будут бороться за право носить высокое звание лауреата. Они исполнят арии из опер в сопровождении Камерного оркестра "Северная симфониетта", дирижер - Фабио Мастранджело.
Оценивает конкурсантов представительное международное жюри. Среди его членов – звезды мировой оперы и крупнейшие деятели музыкального театра Фьоренца Коссотто (Италия), Эва Мартон (Венгрия), Маквала Касрашвили (Россия), Лариса Гергиева (Россия), Ричард Бонинг (Австралия), Ричард Радзинский (США), Иоан Холендер (Австрия), Анатолий Гусев (Италия), Робер Экспер (Франция), Сон Бин Ким (Южная Корея), Мигель Лерин (Испания).
Жюри назовет лауреатов сразу по окончании третьего тура. Кроме права носить это звание, победители получат денежные премии: гран-при – 700 тыс. рублей, первая премия – 500 тыс., вторая – 350 тыс., третья – 250 тыс. Молодые певцы будут награждены также специальными премиями: за лучшее исполнение романса Чайковского, за лучшее исполнение романса Свиридова, специальной премией Фонда Елены Образцовой. Участники третьего тура, не ставшие лауреатами, получат дипломы конкурса и денежную премию. Обладатель приза зрительских симпатий будет награжден премией в размере 70 тысяч рублей. Несколько специальных призов дадут право молодым певцам выступить на лучших сценах России: в спектаклях Мариинского театра, Московского театра "Геликон-опера", Московского театра "Новая опера" им. Е.В.Колобова, в концертных программах Большого зала Санкт-Петербургской филармонии и Малого зала Московской консерватории. Главный специальный приз, учрежденный Фондом Елены Образцовой,  достанется обладателю Гран-при конкурса – выступление в Гала-концерте "Оперный бал Елены Образцовой" на исторической сцене Большого театра России.
Интернет-трансляции финала и церемонии торжественного закрытия будут организованы на официальном канале Фонда Елены Образцовой в YouTube, на официальных сайтах Культурного центра Елены Образцовой wwwobraztsova.com и Фонда Елены Образцовой wwwfondobraztsovoy.ru, на официальных страницах Фонда Елены Образцовой и Культурного центра Елены Образцовой, в соцсетях Facebook и ВКонтакте.
Конкурс проводится Культурным центром Елены Образцовой и Фондом поддержки музыкального искусства "Фонд Елены Образцовой" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

0

166

http://www.youtube.com/watch?v=30kM_5yIFjM   . Это "Прямой эфир" от 26.08.2015. "Дочь Елены Образцовой. Все о моей матери"

0

167

Во Владикавказе завершился фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой»

Во Владикавказе завершился фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой». Последним пунктом программы стал гала-концерт «Посвящение Елене Образцовой» с участием звезд Большого и Мариинского театров. По словам Ларисы Гергиевой, этот концерт – посвящение величайшей из певиц современности.

«Незадолго до ухода Елены Васильевны мы обсуждали ее приезд в Осетию. Я не думала, что фестиваль состоится без нее. Ничто не предвещало ее ухода. Она очень любила нашу республику и много раз выступала здесь. Сегодняшний концерт - это концерт, обещанный ей», - сказала Гергиева.

По ее словам, нынешний фестиваль был короче предыдущих, так как организационных и финансовых возможностей было меньше. Однако звезды, посетившие фестиваль, подняли его на еще большую высоту.

«Такие мероприятия обязательно нужны республике. Народ просто валит на все мероприятия, и мне это очень приятно. Если бы у меня было больше возможностей, если бы оказывалась большая помощь, фестиваль бы очень быстро встал в ряд самых значительных в Европе», - заключила Гергиева.

Специально к заключительному концерту в Театре оперы и балета была развернута фотовыставка, посвященная Елене Образцовой. Кроме того, гости смогли познакомиться с работами известного художника Тумана Жумабаева.
«Выставку привезли к концерту, чтобы озвучить его этими работами. Жумабаев мастер академического стиля. У него очень красивые, теплые произведения. Он очень долгое время дружит с Ларисой Гергиевой, у него были очень хорошие отношения и с Еленой Образцовой. И мы бы хотели, чтобы на все фестивали Ларисы Абисаловны Туман привозил свои работы», - сказала директор культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова.

Карина 15-Хадаева

0

168

http://s6.uploads.ru/t/4iaXk.jpg

Концерты памяти Образцовой пройдут в двух столицах

Благотворительные концерты «Приношение Елене Образцовой» состоятся 20 октября в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, и 22 октября в Петербурге, в Филармонии имени Шостаковича, сообщает РИА Новости. В концертных программах заявлены вокалисты, выступающие на сценах самых известных оперных домах, лучшие из лучших учеников Образцовой и лауреаты ее конкурса. Выступления пройдут в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, за дирижерским пультом – Михаил Татарников. «Средства от двух концертов пойдут на изготовление и установку мемориальной доски в Петербурге и в Москве, на доме на Патриарших прудах, где Образцова прожила последние 37 лет», – сказали представители благотворительного фонда поддержки музыкального искусства имени Елены Образцовой, который выступил организатором акции совместно с музыкальным фестивалем «ОПЕРА Live».

0

169

Вчера в связи трагедией пропустили
http://russia.tv/video/show/brand_id/30 … ign=sharik

0

170

Елена Васильевна сама писала, что это её самая совершенная итальянская партия,
подготовленная в сезоне 1977/78 в стенах Ла  Скала под руководством
маэстри Аббадо и Сичилиани.
Вот это  её выступление в это же опере в Барселоне, в компании своих
испанских друзей Кабалье и Каррераса 17 июня 1982 г.

0

171

Вечер памяти Елены Образцовой прошел в Международной академии музыки.
http://topspb.tv/news/news95054/

0

172

ПОследняя Кармен Елены Васильевны.

0

173

Фрагмент триумфального выступления Елены Васильевны в партии Амнерис ("Аида" Верди) в 1989 (!) в знаменитом театре Колон, Аргентина, где она много пела и всегда была желанной гостьей.

+1

174

Амнерис Елены Васильевны для меня эталон. Разные исполнения слушала. Но всегда сравнивала с её образом. И невольно в голове звучит её голос.

0

175

Эрмитажу подарили платья Елены Образцовой

http://s8.uploads.ru/t/k3CIo.jpg

Сценические костюмы и платья, в которых знаменитая оперная певица выступала перед слушателями, стали экспонатами Государственного Эрмитажа. Торжественная церемония передачи в дар 34 предметов одежды, а также аксессуаров, прошла в атриуме Главного штаба.
Вещи оперной звезды передала музею ее дочь – Елена Макарова. Будучи сама певицей, некоторые мамины концертные наряды она оставила себе. Но те, что отобрали специалисты Эрмитажа – с благодарностью передала в музей.
«Я бы никогда не решилась беспокоить Эрмитаж такой необычной просьбой, и когда мне поступило такое предложение, я не просто обрадовалась – для меня это была огромная честь! – вспоминает она. – И я уверена, что мама, где бы сейчас она ни находилась, была бы очень счастлива».
Среди подаренных музею вещей – комплекты от знаменитых дизайнеров: Вячеслава Зайцева, Игоря Чапурина, Татьяны Котеговой. Но есть и совсем скромное «безымянное» черное платье – то самое, в котором Елена Васильевна выступала на конкурсе им. П.И. Чайковского в 1970 году и завоевала первую премию. Оно стало свидетелем восхождения новой звезды.
Наблюдательный зритель заметит, что черный цвет вообще в нарядах Елены Образцовой превалировал.
«Мама всегда комплексовала по поводу того, что была женщиной статной, ей очень хотелось похудеть, но не всегда это получалось, – объясняет Елена Макарова. – И ей казалось, что в черном она выглядела более стройной. Хотя я считаю, что она всегда была совершенно роскошной женщиной, а когда худела, даже немножко становилось страшно, потому что она не знала меры».
Дочь певицы рассказывает, что ее мама «никогда не была вещичницей», легко «загоралась», увидев понравившуюся вещь, но так же легко могла подарить ее кому-нибудь из друзей. А в повседневной жизни предпочитала практичность: черные брючки и кофточку или свитер, чтобы и в дороге было удобно, и интервью можно было дать.
Свои концертные наряды Елена Образцова хранила бережно, начиная с самых первых.
«У мамы под потолком находилась огромная балка, на которой все висело, не касаясь пола, – чтобы платья не мялись», – вспоминает Елена Макарова.
Прощаться с костюмами ей не жаль, потому что она чувствует, что отдает их людям, для того, чтобы сделать приятное им – так ее воспитала мать. Более того, в мае-июне Елена Макарова намерена провести аукцион оставшихся вещей народной артистки СССР, а вырученные на нем деньги поделить между Фондом борьбы с лейкемией и Музыкальной академией Елены Образцовой.
«Я не могу сидеть на этих вещах, как скупой рыцарь, – говорит Елена Макарова. – Чтобы я знала, что в шкатулке лежит колечко, а мои кошки спят на табуретке XVIII века, – в то время как есть люди, которые умирают, потому что не могут попасть в хорошую клинику в Германии или Израиле?»
Костюмы и аксессуары Елены Образцовой войдут в состав собрания современного костюма в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа и будут храниться в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». И это приобретение, по словам Михаила Пиотровского, станет новой вехой в развитии музея.
«Я очень благодарен Елене Вячеславовне, это не просто дар и красивый жест, для Эрмитажа это выбор нашего дальнейшего музейного пути, – сказал он. – Эрмитаж всегда коллекционировал костюмы, у нас громадная коллекция, и сейчас мы начинаем снова собирать современные предметы. Мы – музей, в стенах которого живет история, и музей, который на историю ориентируется. Причастность к замечательным, лучшим людям российской истории – и есть тот критерий, на который мы будем опираться при отборе костюмов и платьев для нашей коллекции».
Передавая Михаилу Пиотровскому документы, Елена Макарова обмолвилась о своем желании, чтобы ее вклад в сокровищницу стал дополнительным аргументом в пользу просьбы к Правительству Санкт-Петербурга – о том, чтобы Елене Образцовой посмертно присвоили звание Почетного гражданина города. Тогда одна из улиц, или какой-либо из скверов Петербурга мог бы получить имя великой певицы.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

0

176

СЕГОДНЯ
15:10
Концерт Елены Образцовой и Альгиса Жюрайтиса
Вступительное слово - Тамара Синявская.

Елена Образцова была истинной королевой русской оперы. Уникальный концерт великой певицы был снят в 1990 году в Колонном зале Дома Союзов. В концерте прозвучали любимые арии из опер: Ж. Бизе, К. Сен-Санса, А. Понкьелли, К. Глюка. В концерте принимает участие симфонический оркестр Большого театра СССР. Дирижер - Альгис Жюрайтис.

+2

177

7 июля исполняется 80 лет со дня рождения великой русской певицы, народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Елены Васильевны Образцовой.
Ее слава была абсолютной, а популярность — всеохватной. Мало кто из оперных певцов был столь широко известен. Даже в самой глухой деревне, где об опере имели самые смутные представления, имя Елены Образцовой знали все.

Она еще при жизни стала настоящим мифом. И словно слилась в массовом сознании с созданными образами. Буйная свободолюбица Кармен, гордая красавица-интриганка Мнишек, графиня из «Пиковой дамы» — конечно, это Образцова. Ее роли — царственные и значительные — были не по-оперному живыми и непосредственными. Она наполняла классические архетипы новым, современным звучанием, завораживала и пленяла. Актерские решения Образцовой нельзя было забыть. Разрушала ли ее харизма замысел композитора? Едва ли, скорее — наоборот.

Ее редкий по силе и красоте голос сделал героинь меццо-сопрано первыми дамами оперы: наконец-то они обрели звучание, равное протагонистам. Она не только умело ансамблировала первачам, но сама представляла собой большую артистическую личность. Какой бы маленькой ни была ее роль — Элен или Ахросимова в «Войне и мире», Бабуленька в «Игроке» или Нерис в «Медее», — она всегда становилась явлением. Какая бы выдающаяся певица-сопрано ни выступала с ней в паре, забыть о героине Образцовой было невозможно. 

Отдельная история — ее мировой успех. Образцовское поколение — не первое, кто стал выступать на Западе, русские певцы были заметным явлением на международной арене весьма давно, со времен Глинки. Однако если попросить западного меломана назвать имена выдающихся русских певцов прошлого, то, скорее, в ответ услышишь два имени — Шаляпин и Образцова. Кто-то скажет, что ей просто повезло — в 1970-е открылись новые возможности и стало реальным делать индивидуальную мировую карьеру. И будет прав и не прав одновременно: возможности появились у всех, по крайней мере у солистов Большого точно, но к полету самого высокого парения оказалась готовой лишь Образцова.

Она смело экспериментировала с голосом, пела много высокотесситурных, не совсем меццовых партий, никогда не играла — жила в образе, отдаваясь музыке и сценическому искусству без остатка. Даже когда пришла вокальная осень, неизбежная в карьере каждого артиста, и ее великий голос уже не был так послушен, столь пластичен и безукоризнен, она все равно оставалась на высоте. Достаточно вспомнить один из ее поздних концертов в Большом зале Московской консерватории. Многие думали: придется запастись терпением — прежней Образцовой все равно не услышать, да и программа не самая захватывающая. Кого могут вдохновить два отделения романсов Даргомыжского? Кто бы мог подумать, что в эти незатейливые миниатюры можно вложить столько смыслов, красок, нюансов, непередаваемых интонаций, столько душевного богатства. Два отделения пролетели как один миг, публика ловила каждое слово и не желала расходиться. Регистровые швы и бледность верхних нот — все эти известные меломанам и критикам недостатки отступили на второй план или вовсе улетучились. Концерт оставил ощущение большого искусства, фантастического обаяния и подлинного служения музыке.

Вскоре после этого Образцова отмечала 40-летие своего дебюта на сцене Большого. Для торжества была выбрана любимая Марина Мнишек — партия, с которой она впервые вышла на эту сцену в 1963-м. И опять тот же эффект: все недостатки в мгновение ока отступали и перед публикой представала царственная интриганка с невероятным по силе и красоте тембром. Ее окружение в юбилейном спектакле — артисты уважаемые, со званиями, профессионалы и мастера своего дела — почему-то казались середняками, хотя иные голоса звучали куда свежее и ровнее, чем у виновницы торжества.

Образцова была уникальным феноменом — и вокальным, и артистическим. Ее упрекали за многое — за смело распахнутые, откровенные эмоции — такая манера некоторым казалась слишком прямолинейной и даже вульгарной; за то, что своим клокочущим как вулкан басовитым грудным регистром она позволяла себе петь верхние ноты, получавшиеся особенно мощными и эффектными; за эксперименты с репертуаром, в котором она доходила даже до джаза, пытаясь доказать, что эту музыку можно петь не только как Элла Фицджеральд. В поздние годы упрекали за излишний консерватизм — Образцова критиковала чрезмерный радикализм режиссерских новаций. Так, в 2011-м она отказалась выступать в черняковском «Руслане». Даже открытие Исторической сцены Большого театра после реставрации, к которому была приурочена премьера, не смогло примирить с чуждым эстетическим решением и пойти на компромисс со вкусом.

Но все то, за что Образцову критиковали, можно смело поставить ей в заслугу. Не скоро мы увидим на оперной сцене еще столь же эмоционально горячих героинь. Не скоро услышим столь феноменальное по тембральной насыщенности, густоте, силе и смелости исполнение самых заковыристых партий мирового репертуара. Не многие из артистов сегодня способны оставаться честными, не предать идеалов, отказаться от выгодного контракта ради уважения к традиции и собственным взглядам. Образцова могла себе позволить многое — но даже самые экстравагантные (или казавшиеся кому-то таковыми) шаги были уместны и оправданы невероятной силой таланта, оценить который словами практически нереально. Эпитеты — гениальный или великий — не способны передать всю красоту ее голоса и тонкость исполнения.

5 июля 2019 г., "Культура" - http://portal-kultura.ru/articles/dosto … rimadonna/

+1