Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тема 39

Сообщений 601 страница 630 из 998

601

Девочки! Очень у многих творческих организаций сайты находятся в весьма примитивном состоянии и обновляются медленно и лениво!

0

602

concertmeyster
Но Крембалет как бы не последняя балетная группа в стране

0

603

Этого интервью с гендиректором БТ еще на наших страницах не было. Нашла ссылку на него и обсуждение у Дольчева. Скажу честно, после прочтения стало не просто грустно, а захотелось выть на луну от безысходности!

Свернутый текст

Интервью с генеральным директором Большого театра

Большой театр России принадлежит к кругу выдающихся, можно сказать, знаковых музыкальных театров мира. И дело не только в великих достижениях русского балета, как полагают многие, но и в том, что русское оперное искусство, наряду с итальянским, немецким и французским, составляет достояние мировой культуры. Более того, славная, более чем 200-летняя история Большого театра с его замечательными историческими традициями, в том числе и оперными, да и само величественное здание театра в центре столицы создают дополнительный ореол ведущей сцене России. На спектакли Большого стремятся попасть все. Такое положение вещей наряду с законной гордостью за отечественную культуру ко многому обязывает.

Большой театр, как всякий живой и сложный организм, переживал в своей истории разные времена – периоды высочайшего подъема перемежались с застойными годами. Это неизбежная закономерность жизни. Поэтому вопрос о том, как себя нынче «чувствует» театр, представляется естественным. С него мы и начали нашу беседу с генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным, с которым встретился главный редактор журнала Евгений Цодоков. Наш журнал оперный, поэтому речь шла именно о ней.

Е.Ц.: Владимир Георгиевич, Вы уже больше года руководите Большим театром. Это срок весьма небольшой для того, чтобы что-то кардинально изменить в его деятельности, но вполне достаточный, чтобы изнутри понять и оценить положение дел в коллективе с точки зрения той высокой миссии, которую неизбежно несет в себе ведущая сцена страны.

И первый мой вопрос очевиден – как Вы оцениваете нынешнее состояние оперы в театре, в первую очередь, конечно, творческое.

В.У.: Я неоднократно, так или иначе, отвечал на этот вопрос: существует бренд Большого театра – «балет» и, к сожалению, на сегодняшний день в мире нет бренда Большого театра – «опера». Он утрачен. Это не значит, что в Большом нет очень достойных и качественных оперных спектаклей мирового уровня. Но если рассматривать творческую деятельность театра в целом, системно и последовательно, если спросить, как он осуществляет свою оперную политику во всей совокупности ее художественных граней, то приходится на этот вопрос ответить отрицательно.

Сегодня на премьерах крупнейших театров – весь цвет оперного мира, а в Большом театре, к сожалению, этого не наблюдается. Это весьма серьезный показатель, симптом, когда профессионалы мало интересуются деятельностью театра и его премьерами.

Причем, я не хочу, чтобы все подумали, что декларируя такое положение вещей, я как бы заявляю: «Вот теперь я пришел в театр и всё сразу начнет улучшаться!» Не начинает! – Вот в чем проблема. И очень важно осознать – почему? У меня, практически, год ушел на то, чтобы понять – где же болевые точки, которые мешают изменить ситуацию…

И каковы же они?

Ну, во-первых, это система стаджоне, которая сейчас распространена в мире. Она не будет работать у нас в должной мере, ибо трудно применима к нашей действительности. И не только потому, что сознание наших зрителей привыкло к репертуарному театру, когда каждый день идут разные названия и есть возможность выбрать. Но и чисто организационно, географически – у нас огромная страна и расстояния до европейских центров большие. Если любому артисту в Европе чтобы добраться из одной столицы в другую достаточно двух-трех часов на машине, то у нас и на самолете за такое время не долетишь. При наличии большого числа оперных проектов, где участвуют известные певцы – миграционная мобильность чрезвычайна важна. Ее у нас нет! Поэтому надо четко осознавать – даже используя такого рода проекты их нельзя делать основой деятельности театрального коллектива.

Вторая существенная составляющая, которая меня очень волнует – это не только новые постановки и формирование репертуара с учетом организационных возможностей, но и вопрос – в каком качестве сегодня идут спектакли текущего репертуара? Мы хорошо знаем, что на премьеру руководители театра, постановщики в состоянии собрать лучшие силы – ударный состав, ведущих дирижеров. Но вы попробуйте придти на пятый-десятый спектакль, когда те, кто его делали – режиссер, дирижер, звездные солисты – уже разъехались по всему миру и участвуют в других проектах. А ведь Большой театр дает более 200 оперных спектаклей на двух сценах ежегодно. И обеспечить качеством каждый из них – труднейшая задача.

И еще – нынче, в 21-м веке, когда все границы открыты и каждый артист, тем более талантливый, может выступать по всему миру, когда у него нет необходимости быть привязанным к одному театру… как в этой ситуации сделать так, чтобы лучшие из лучших российских певцов пели в Большом театре?

И, наконец, еще одно важнейшее обстоятельство. Все начинается с казалось бы элементарных вещей. Зададимся вопросом – кто сегодня назначает исполнителей на ту или иную партию? Когда я пришел в театр, то был потрясен – кто только не назначает! В результате, когда я прихожу на спектакль и спрашиваю, почему такое происходит на сцене Большого, почему так плохо поют, выясняется, что нет ни одного человека, который бы за это персонально отвечал! Спрашиваю дирижера – он утверждает, что артистов оперная канцелярия дала, оперная канцелярия парирует – «а мы это согласовали с тем-то и тем-то…». В итоге все принимали решение и… никто не отвечал за качество происходящего!

Изменить эту порочную практику – вот что стало одной из моих первоочередных задач. Выстроить систему таким образом, чтобы возникла цепь ответственности за результат. Хотелось поставить лошадь впереди телеги – отныне главная ответственность за тех, кто поет в спектакле, лежит на дирижере этого спектакля, на том, кто стоит за пультом! Никакие другие люди, которые помогают оперному процессу, – а такие, конечно, нужны в громадном коллективе – не могут иметь тут решающего голоса.

За ней последовала еще одна задача, не менее важная, а может быть и более – был нужен рядом человек, который не просто бы являлся хорошим дирижером, нужен был во главе театра музыкальный руководитель, чье мастерство, чей вкус и организаторские способности будут определять будущее нашего театра! Не хочу ни в коей мере «бросить камень» в адрес Василия Серафимовича Синайского, у него были достижения и интересные музыкальные работы в театре, но талант эффективного руководителя, способного принимать принципиальные и не всегда популярные решения – это нечто другое, к чему у него, по-видимому, не было призвания. Качество отдельных постановок и спектаклей очень важно – но это в значительной мере вопрос личной ответственности дирижера перед публикой. А умение выстраивать стратегию художественного руководства большим коллективом, от чего зависит, если хотите, судьба театра в историческом масштабе – совершенно иной уровень задач и ответственности.

И, как мне кажется, мы такого человека нашли – это Туган Сохиев. Помимо того, что он, на мой взгляд, талантливый, одаренный и весьма перспективный дирижер, он мой единомышленник и стал сотоварищем в деле управления театром. Энное количество времени он тратит на свои профессиональные дирижерские обязанности, а остальные усилия направляет на решение глобальных вопросов – как нам дальше развивать и двигать оперу!

Это ведь серьезнейшая система, которая строится на многих факторах: в первую очередь на концертмейстерах, которые занимаются с певцами и на дирижерах, которые занимаются музыкальным качеством спектаклей, и многим другим. И эта система, повторюсь, во многом не работала. Певец пел, дирижер дирижировал, а подлинная музыка не рождалась. И тут вопрос еще в одном важном, можно сказать, психологическом нюансе: надо изменить сознание артиста, повернуть дело так, чтобы главными в театре стали репетиционный процесс и творческий поиск, а результат – это уже производная. Сложнейшая задача! Все что угодно интересует артиста – престижные роли, зарубежные контракты, положение, зарплата, бытовые условия, только не сам процесс репетиции. Он, как правило, был скучным, рутинным и к творчеству не имел никакого отношения. Я уточню – речь не о нескольких премьерах в сезоне, когда наблюдается энтузиазм, а о текущей повседневной работе. Именно это определяет уровень театра, укрепляет его фундамент.

Приведу пример из практики Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Если вы придете, допустим, на «Богему» двадцатилетней давности, вы по-прежнему увидите живой спектакль, он может быть сегодня чуть лучше или чуть хуже, но вы не увидите унылой и скучной «мертвечины»…

Извините, перебью Вас: там есть главный режиссер, который постоянно следит за состоянием постановки.

…Я бы сказал шире: там есть человек, который непосредственно заинтересован в качестве! Это может быть режиссер, а может быть дирижер. На самом деле – это вопрос художественной личности, которая ведет той или иной театр, и системы, которую эта личность выстраивает. В Театре Станиславского таковым является режиссер – Александр Борисович Титель, который подобную систему выстроил.

Теперь еще один аспект, без которого наш разговор о главных проблемах оперы будет неполным. Певцы! Я уже неоднократно говорил, в том числе и в прессе, что задача моя как директора в том, чтобы в спектаклях пели в первую очередь солисты, работающие в этом театре. Я заинтересован в этом со всех точек зрения, и творчески, и организационно, и финансово, но… при том условии, что они могут обеспечить высокий профессиональный музыкальный уровень! Так вот – все услышали первую часть моего высказывания, а вторую, почему-то упорно не хотят слышать…

Я вас услышал! И понимаю, что речь в данном случае идет о соотношении в театральной практике опоры на штатных артистов, которые в состоянии поддерживать исполнительское качество, или на приглашенных, без которых это качество, подчас, невозможно обеспечить. Давайте к этому еще вернемся, а сейчас хотел бы заострить Ваше внимание на еще одной существенной составляющей престижа Большого театра – репертуаре!

Тема – важнейшая, тем более в свете заявленных репертуарных планов на новый сезон. Поэтому позволю себе сформулировать её пространно. Репертуар – это то, что в значительной степени привлекает в театр публику, а для главной отечественной сцены – это еще и символ культурной политики. По мнению многих любителей оперы – в репертуарной политике Большого есть пробелы и неиспользованные возможности. Причем, как с качественной точки зрения (какие оперы идут на сцене Большого), так и с количественной – сколько наименований значится в сезонной афише, сколько оперных представлений дается в месяц и т. д.

Начнем с количества. Готовясь к нашей встрече, я проанализировал количественные репертуарные показатели двух ведущих оперных театров мира, смешанная модель функционирования которых относительно близка к Большому – это Венская государственная опера и «Метрополитен-опера». Такие сцены, как, например, «Ла Скала» или «Ковент-Гарден» не подходят для сравнения, ибо там в чистом виде практикуется система стаджоне. Так вот – в Венской опере всего в репертуаре текущего сезона - 50 опер. Из них, допустим, в нынешнем ноябре месяце, в самый разгар сезона дается 23 оперных спектакля семи наименований. В «Метрополитен-опера» в репертуаре 27 опер, в ноябре – 27 спектаклей также семи наименований. А в Большом театре в активном репертуаре менее 20 опер, из них в ноябре дается 13 оперных представлений пяти наименований. Показатели явно уступают и, прежде всего, в количестве оперных названий на афише. Да, в Большом, разумеется, важнейшее место занимает балет, но балет есть и в Вене, и к тому же в Большом – две сцены и возможности в этом плане шире.

Как бы Вы прокомментировали эти цифры? Вас устраивает такое положение вещей?

Ну, прежде всего, хочу сказать, что рассматривать вопросы репертуара нельзя абстрактно, в отрыве от ситуации в театре в целом, включая те проблемы, о которых я только что рассказывал. Скажу прямо, состояние некоторых спектаклей нынешнего репертуара таково, что было принято решение исключить их из него. Среди них «Волшебная флейта» и «Кармен», «Пиковая дама» и «Набукко». Поэтому в настоящий момент количество постановок временно снизилось.

Второе – должно ли в театре вообще быть много наименований? В целом да, но в сезоне – нет! Я полагаю на основе опыта и той аналитики, которой владею, что держать в афише одного сезона более 20 произведений нецелесообразно!

Здесь есть техническая сторона, а есть творческая. В отличие от многих крупных зарубежных сцен, в Большом театре нынче ситуация такова, что все декорации хранятся за его пределами на окраине Москвы – их надо привезти, установить, на что уходит драгоценное время и сцена простаивает. И главное – чтобы оптимизировать этот процесс, как правило, надо сыграть данный спектакль несколько раз подряд; конечно, не 8-10 – это глупость, но 3-4 как минимум. А затем еще день нужен, чтобы все это разобрать и собрать новую декорацию…

А в советские времена было по-другому?

Да, тогда технические возможности позволяли играть разные спектакли хоть каждый день. Не забывайте, что и сама сценография кардинально усложнилась. Таких конструкций, приспособлений, спецэффектов, которые используются сейчас, в старые времена не было. Время рисованных декораций-тряпочек нынче закончилось, когда можно было в течение 2-3 часов всё собрать, поставить свет и начинать спектакль…

Техническая сторона важна, но я бы все-таки хотел заострить внимание на творческой. Смотрите: Большой театр может сыграть в сезоне на обеих сценах примерно 200 оперных спектаклей. Спектакль каждого наименования должен как минимум 8-10 раз в сезон пройти. Тогда он будет в активе у исполнителя. А иначе спектакль перестанет «жить». Представьте себе, что певец поет какую-нибудь оперу 2-3 раза в год, да если еще и не каждый сезон. Через пару лет для возобновления потребуется новый репетиционный период. Вот и складывается арифметика.

Учитывая сказанное, мне кажется, что сравнения напрямую с практикой какого-нибудь другого театра делать не следует, у каждого свой путь, свои особенности.

Конечно, тут можно зайти далеко, начать сравнивать и с Мариинским театром, где вообще поточная система…

Да, это ни к чему. Повторю, у каждого свой путь.

Ладно, по поводу количественных репертуарных параметров Ваша позиция примерно ясна. Перейдем к качественным. Тут уместно было бы обсудить и репертуарные новинки нового сезона, заявленные Большими театром, и проблему в целом. Она состоит в том, что многие любители оперы ждут от Большого театра обновления классического репертуара и его значительного расширения – от старинной оперы до современной – с учетом всех вкусовых пристрастий. Говоря иными словами, любители оперы ждут от Большого того, чего не могут себе в таких же масштабах позволить другие театры с более скромным бюджетом и залами. Учитывая статус Большого, наличие двух сцен – масштабной исторической и новой, а также возможности многочисленной труппы, хора, миманса – это ведь вполне оправданные ожидания?

Послушайте, дорогие друзья, начнем с того, что в нашем театре большой оперной труппы нет! Откуда взялся этот миф? В настоящий момент в ее составе всего 50 человек. Сравните с коллективами других московских театров, допустим, с труппой Театра Станиславского или даже Геликона – у них солистов больше. И возможности каждого, скажем так, не безграничны. Это то, что я получил по факту, придя работать сюда. В этом плане нам еще трудиться и трудиться. И хотя это немного другая тема, но с репертуаром она непосредственно связана.

На самом деле я хотел бы здесь сказать ключевую вещь: искусство руководителя, и тем более руководителя театра – искусство возможного. Разумеется, надо смело двигаться вперед, отвечать на вызовы времени, но и прожектерством заниматься, ставить невыполнимые на сегодня задачи негоже. Поэтому репертуарную политику надо соотносить с нашими возможностями. Вот мы сидим с Туганом Сохиевым и обсуждаем планы – хотелось бы поставить то или это. И встает сакраментальный вопрос – а кто это петь будет? Конечно, под какой-нибудь специальный проект, типа давно запланированной «Роделинды» Генделя для довольно узкого круга зрителей, можно собрать команду со специалистами барочного репертуара, что мы и сделаем. Затем дать премьерную серию в формате стаджоне и, извините меня, снять с репертуара. Ну, если будет большой успех, то спустя год еще раз повторить проект. Но это ведь не решение того вопроса, о котором говорите Вы. А что делать с теми двумя сотнями спектаклей, которые идут изо дня в день? Там же должен быть совсем иной, повседневный репертуар, который надо обеспечить столь же повседневным качественным исполнительским уровнем.

Далее: репертуарная политика – тут никуда не деться – зависит также и от публики. Не секрет, что значительная ее часть идет Большой театр – давайте называть вещи своими именами – на люстру посмотреть. Такой контингент, конечно, есть везде, тем более в пафосных театрах, и везде для этого идут беспроигрышные «Травиаты» и «Кармен». Поэтому вопрос сбалансированности репертуара, его, так сказать, «золотой середины» встает ребром. Как сочетать интересы широких слоев публики и просвещенных любителей оперного искусства…

Вот, вот, мы подошли к тому самому больному вопросу, который я собирался задать. Почему-то речь часто идет о крайностях: либо сверхпопулярный джентльменский набор опер типа пресловутых «Травиаты» и «Кармен», либо редкие названия и произведения для элиты. Но существует, как Вы сами выразились, эта самая «золотая середина». Ее и искать не нужно – есть довольно много опер, причем опер классических, мелодичных, вполне доступных для широкой публики, которые давно или никогда не шли в Большом театре и вообще в Москве! Более того, по жанру это, зачастую, оперы большого стиля, весьма подходящие для Исторической сцены. Я Вам назову их…

Подождите, подождите! Давайте об этом чуть позже. Сначала я хочу пояснить Вам кое-что на примере заявленного на новый сезон репертуара. Вы ведь затронули этот вопрос, да и многие его задают. Давайте разберемся конкретно. Я готов объяснить причины появления любого из этих наименований в наших планах.

Да, да. Это очень интересно. Ведь не секрет, что многим он показался разочаровывающим.

Ну, это субъективная оценка. Так вернемся к списку новинок нового сезона. Первая из них – «Орлеанская дева»!..

Вы знаете, у меня тут как раз вопросов нет. Удивительно удачный выбор как раз из «золотой середины».

И, тем не менее, скажу подробнее: всё было рассчитано точно. Отечественная опера большого стиля, редко исполняемая – это уже хорошо. Концертный вариант – тоже понятно, ведь Сохиев опытный симфонист, а времени на полноценную сценическую постановку было довольно мало, да и в театральные дела ему надо поглубже вникнуть.

Далее – детская опера Баневича. Тут, мне кажется, тоже удачный выбор – эта ниша у нас не заполнена.

Безусловно. Опера «История Кая и Герды» – классика жанра, хорошо себя зарекомендовавшая. А вот дальше?

«Риголетто» Роберта Карсена. Копродукция знаменитого фестиваля в Экс-ан-Провансе и ряда других европейских театров. Контракт был подписан до моего прихода. Решение спектакля, как принято у нас говорить, «нетрадиционное» и, думаю, вызовет спорные точки зрения.

Но Вам же, насколько я знаю, удалось отказаться от другого спорного проекта, доставшегося в наследство, – одноактных «Иоланты» и «Мавры»?

Там была другая ситуация. Не хочу вдаваться в детали, но там была возможность изменить ситуацию с незначительными экономическими потерями, а здесь – нет, уж поверьте мне на слово.

Переходим к «Пиковой даме». Позвольте поставить вопрос остро! Чем Вам не нравятся снятые с репертуара «Волшебная флейта» и «Кармен» – лично мне совершенно понятно. А вот что не устроило в «Пиковой» Фокина-Плетнева? Это спектакль вполне себе умеренный и не эпатажный с постановочной точки зрения, с читаемыми культурными ассоциациями, если так можно выразиться, не идущими вразрез с замыслом Чайковского. Не будем величать его шедевром, но почему все-таки принято такое «хирургическое» решение? И тем более интересно Ваше мнение по этому поводу, ибо заменить его решено не на новую «Пиковую», а на старую пятнадцатилетней давности постановку Льва Додина. Ее шумный успех у западной публики понятен, там слишком много, если так выразиться, «достоевщины», чересчур болезненного надрыва – весь этот сумасшедший дом в буквальном смысле этого слова! Учитывая харизматичность и отечественные традиции восприятия этого шедевра Чайковского, не забывая также, что это оперный жанр со своими условностями, а не драматический, встретит ли такая «Пиковая» восторженное понимание у широких слоев русской публики? А продвинутые снобы и так давно уже ее посмотрели – она многократно демонстрировалась в Европе!

И возникает естественный вопрос - на кого эта постановка рассчитана, кто ее будет смотреть?

Ну, попробую ответить по пунктам. На счет того – старый или не старый спектакль, это вопрос спорный. Если работа хорошая, то такие соображения уходят на второй план. Я видел этот спектакль во время его последнего показа в Парижской опере. Он произвел на меня большое впечатление, я счел это очень интересной работой, весьма принципиальной по отношению именно к этому произведению. Я не хочу сейчас вступать в длинную дискуссию на эту тему, что здесь от Чайковского, а что от Пушкина или Достоевского. Но для меня это спектакль выдающегося режиссера. И любая его работа, более или менее удачная и даже спорная – всегда большое художественное высказывание. Вот Вы назвали имя Достоевского! Об этом можно полемизировать – сколько там «достоевщины», но, все-таки, Достоевский – великое имя. Значит, в любом случае Додин пытается понять в этом произведении что-то глубоко важное для русской культуры. Иное дело, когда про какую-то постановку говорят – это не Чайковский, тут слишком много Додина, или, допустим, Чернякова или кого-то еще из современных интерпретаторов…

Что касается старой «Пиковой дамы», то скажу так: я увидел в музыкально-драматическом плане спектакль развалившийся, с абсолютным несоответствием того, что происходит на сцене, с тем, что происходит в оркестровой яме, и необеспеченный певчески…

Ну, та же проблема с певцами у Вас встанет и в новой постановке!

А это мы еще посмотрим.

А как Вы намерены решить главную проблему – кто планируется на Германа?

Галузин! Контракт с ним заключен.

Что ж, ясно. Теперь хочу спросить о «Свадьбе Фигаро». Почему? «Свадеб» ведь в Москве много…

А что тут неясного? Пусть много. Но наш спектакль возник из уже готовой музыкальной работы, родившейся в недрах Молодежной программы. Была удачная концертная версия, она имела успех. Почему бы ей не превратиться в сценическую? Причем, мы одновременно решаем и репертуарную задачу, и воспитательную. Я уже говорил в начале нашей беседы – если подходить к деятельности театра как к процессу, а не только как к результату, требуемому зрителем, то здесь мы наблюдаем важный воспитательный момент командной работы, когда репетиционный процесс естественным образом переходит в результат. Тем более, что у нас уже есть похожий опыт – спектакль «Так поступают все».

Завершая обсуждение репертуарного плана нового сезона давайте поговорим о «Кармен». То, что постановку Паунтни надо было снимать – это понятно, вряд ли кто-либо из любителей оперы станет с этим спорить. Но почему сразу решили делать новую «Кармен»? Потому что без нее театру не прожить? Почему не сделать паузу и поставить что-нибудь другое, тоже популярное, но чего давно не было на сцене Большого?

Здесь абсолютно однозначная ситуация – таким было желание нового музыкального руководителя, его интерес именно к этой музыке. И тут я должен заметить, что по тому, как слаженно работает над «Кармен» команда – Сохиев, режиссер Бородин и художник Бенедиктов, у меня есть надежда на результат!

Владимир Георгиевич! Мы плодотворно обсудили репертуарный план нынешнего сезона. А теперь я все-таки хочу возвратиться к разговору о «золотой середине». Вы обещали мне вернуться к этой теме.

Конечно, конечно.

Я вам все-таки назову репертуар, который сочетает в себе доступность музыкального материала и новизну, который мог бы стать визитной карточкой обновленной репертуарной политики Большого. Не буду говорить о многих русских шедеврах типа «Русалки» Даргомыжского, которые давно не ставились, но их следовало бы иметь в репертуаре. Это и так ясно. Хочу спросить о спектаклях, которые своей новизной для Москвы могли бы привлечь всех – и широкую публику и специалистов. Только несколько примеров – «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Джоконда» Понкьелли, «Андре Шенье» Джордано. Последняя опера, кстати, вообще не шла в России более 100 лет и никогда не ставилась в обеих российских столицах. Что мешает их поставить?

Формирование репертуара никогда не может быть теоретическим, головным – давайте, мол, поставим эту оперу! Вот у Тугана Сохиева в планах Россини. Кроме «Севильского цирюльника» ведь его очень мало ставят в России, а в Большом сейчас вообще нет. Нормальная ситуация? Нет.

А что конкретно из опер Россини?

Ну, сейчас не об этом. Вот речь заходит о Россини и сразу же вопрос – а что у нас с тенорами-то россиниевскими?

Ну, решили же блестяще вопрос с «Итальянкой в Алжире» в Театре Станиславского! Смогли привлечь Максима Миронова, Сергея Романовского.

Решить-то, решили! Штучно решили. Ну и часто этот спектакль сейчас идет? То-то и оно – решение должно быть таким, чтобы спектакль мог идти регулярно, мог, в, конце концов, «кормить» театр. Вот «Борис Годунов» или «Царская невеста» – здесь я твердо знаю, кто и как это завтра споет, кто будет поддерживать уровень спектакля. Или старая «Богема» - тут мы решили вопрос иначе – переставлять сегодня спектакль некогда, но сохранить надо, и его берет Туган Сохиев, чтобы вдохнуть в него новую жизнь. Вот так решаются конкретные репертуарные вопросы. Если же брать новинки, раритеты, в том числе те, о которых Вы говорите, то надо иметь твердое представление о том, кто сможет постоянно держать этот спектакль на уровне…

Ну вот, как раз уместно вернуться к вопросу о приглашенных солистах, которые смогут поддержать такой уровень!

Разумеется, пригласить солистов я могу, могу пригласить тенора, двух теноров, заплатить им хорошо, они споют премьерные спектакли – театр имеет для этого возможности. А дальше что? Готов снова повторить – здесь действует все тот же принцип: управление театром – искусство возможного, и надо четко представлять себе, как мы обеспечим дальнейшую жизнь спектакля.

Вот и ответ на Ваш вопрос – что мешает поставить тот или иной шедевр. Но, кстати, скажу Вам про одну из опер Вашего списка – мы серьезно обсуждаем возможность постановки «Андре Шенье» Джордано.

Вы меня порадовали! Быть может, моя мечта увидеть эту оперу на сцене Большого театра осуществится.

Но давайте от мечтаний снова перейдем к земным проблемам. В нашем разговоре я часто слышал от Вас фразу – кто будет это петь? Как тут не спросить по дела вокальные!

Из того, что я произносил эту фразу, не должно сложиться впечатления, что в нашей оперной труппе низкий уровень. Персональные проблемы с качеством вокала, конечно, существуют, но тут есть еще и организационно-творческий аспект – насколько используется существующий потенциал, возможности тех артистов, которые хотят и могут петь? Всегда ли они задействованы должным образом в спектаклях и нацелены на то, что в состоянии сделать? Здесь есть резервы и вопрос лишь в том, как их эффективно использовать и развивать дальше. И во главе этого процесса конечно должен стоять музыкальный руководитель. Вот у нас есть Молодежная программа и ее руководитель Дмитрий Юрьевич Вдовин. Да, Дмитрий Юрьевич успешно организует деятельность этой программы и ведет всю ее работу. Но, вопрос кого брать в эту программу окончательно решает музыкальный руководитель театра.

Но он один, и не может объять необъятного. Вопросов много, людей много… И тут, наверное, возникают не только проблемы руководства штатным коллективом солистов. Как решается вопрос – кого пригласить из зарубежных артистов в тот или иной проект, на исполнение той или иной партии, если в этом есть необходимость?

Разумеется, у музыкального руководителя есть помощники, среди них Маквала Филимоновна Касрашвили, наша замечательная певица, имеющая большой опыт. В вопросах приглашения зарубежных артистов свои рекомендации также должен давать Отдел перспективного планирования. Они отслеживают ситуацию на мировом оперном рынке.

А у вас есть какая-то намеченная программа, кого из российских певцов принять в труппу Большого? Какие новые имена мы увидим в ее составе?

Ну, во-первых, мы сейчас приняли в театр ряд наиболее перспективных выпускников Молодежной программы, например, Юлию Мазурову, Андрея Жилиховского. Кроме того недавно пригласили в труппу Агунду Кулаеву и Игоря Головатенко из Новой оперы. Есть и другие планы.

Из Театра Станиславского нет намерения кого-либо позвать?

Вы знаете, это этический вопрос. Многие годы связаны с этим театром. У меня там остались хорошие друзья. И я никогда не стану разорять того гнезда, которое столько лет создавалось. Другое дело, пригласить на какой-то проект певца, который сможет поучаствовать в нём без ущерба для основной работы. По согласованию с Александром Борисовичем Тителем мы это будет делать.

Владимир Георгиевич! Конечно, есть еще много вопросов, которые хотелось бы обсудить. Но наша беседа и так затянулась. Поэтому ограничусь последним, который считаю важным.

Мы все знаем, какую роль в нынешние времена в постановке играет режиссер. Как Вы подходите к выбору того или иного постановщика уже в новых спектаклях, там где Вы не связаны прежними обязательствами. Есть ли здесь какие-то свежие идеи?

Здесь нет единых правил. Все зависит от конкретного спектакля. Например, я обязательно приглашу в театр Дмитрия Чернякова, если… если возникнет такая постановка, такое произведение, которое будет отвечать характеру его таланта, как это счастливо совпало в его прекрасном спектакле «Похождения повесы».

Но давайте скажем, положа руку на сердце, – хороших режиссеров, целенаправленно занимающихся музыкальным театром, у нас очень мало. Все они наперечет. Можно, конечно, приглашать опытных постановщиков, которые успешно себя реализуют в драматическом театре. И мы это делаем – тот же Додин, о котором шла речь, вот сейчас «Свадьбу Фигаро» будет ставить Евгений Писарев. После его удачи в «Итальянке в Алжире» в театре Станиславского я надеюсь на повторение успеха – тем более это будет уже опробованный им буффонный жанр. Или Алексей Бородин. Он уже работал в опере, ставил «Отелло». Теперь будет ставить «Кармен». Это все сложившиеся мастера.

А свежая, как Вы говорите, идея – поиск молодых талантов. Этим я вплотную занимаюсь.

Есть ли результаты?

Да, я, например, нахожу перспективным режиссера Дмитрия Белянушкина.

Он, кстати, стал обладателем Гран-при 1-го Международного конкурса оперных режиссеров в Москве.

Так вот – Белянушкин у нас сейчас работает над «Историей Кая и Герды». Если всё получится – будем и дальше с ним сотрудничать.

Есть еще одно имя – Тимофей Кулябин, который недавно получил «Золотую маску» и уже работает в сфере музыкального театра. Мне он кажется очень способным. Я планирую дать ему возможность поставить очередную студенческую молодежную работу – «Дон Паскуале» Доницетти. Это уже следующий сезон. Более того, раскрою секрет – веду переговоры с Риккардо Мути, хочу пригласить его продирижировать этим спектаклем.

Замечательно. Это по следам прошлого опыта, когда Мути в 2007 году приезжал в Москву и выступал в Театре Станиславского со своим «Доном Паскуале» Равеннского фестиваля?

Да, разумеется. И закончу разговор о молодых. Их надо выращивать, выращивать с пониманием общей крови, общего понимания того, что необходимо Большому театру!..

Беседовал Евгений Цодоков

Если кто-то захочет почитать Дольчева по этому вопросу, ссылка: http://dolchev.livejournal.com/170693.html#comments

"Золотое перо", как ни грустно, снова прав.

0

604

А вот еще одна старая (относительно) передача. НМ где-то с 43 минуты и в течение десяти минут периодически.

0

605

Ещё вот такое давнее интервью

Николай Цискаридзе."Между столиками в ресторане танцевать будет невозможно"

Знаменитый артист балета России Николай Цискаридзе, выступив в Донецке, рассказал «Сегодня», как помог отремонтировать вокзал, когда собирается проститься со сценой, почему считает себя крутым танцовщиком и зачем ему пенсия

— Николай, вы не в первый раз на «Звездах мирового балета» в Донецке. Какую оценку можете поставить фестивалю?

— У вас сложная ситуация с балетом, и без дотаций его жизнь невозможна. Это не искусство массового зрелища, в котором можно срубить «бабки», и то, что такой фестиваль существует 17 лет — это геройство. Меня вообще всегда протрясают такие вещи, это безумно сложно. Надо созваниваться со всеми артистами, их уговаривать, доставать деньги, распространять билеты — это все очень муторно.

— Вас тоже пришлось уговаривать?

— Конечно, но не потому, что я такой капризный. Я работаю в репертуарном театре, и у меня есть расписание. Когда я его получаю, мне нужно рассчитать свои силы. Когда я приезжал в 1998 году и был молодым мальчиком, я мог прямо с самолета станцевать трехактный спектакль. Сейчас это тяжелее, вдобавок я еще отяжелен всякими регалиями. И когда приходит зритель, и я не оправдаю его надежд, мне будет очень стыдно. Так что мне просто нужно рассчитывать свои силы.

— Вы чувствуете себя «крутым» артистом?

— Конечно. Моя «крутость» выражается в чем угодно. Если вы напишите мою фамилию в театральной афише любого города России — у вас будет полный зал, и продадутся все билеты.

— А популярность помогала в чем-то?

— Да, много раз. Например, в Твери после выступления вышел губернатор на сцену, говорит: «Ну приезжайте еще!». Я ему честно ответил: «Не приеду, пока вы не купите пол для театра, потому что его просто нет!». И вы не поверите — через месяц его купили. Еще где-то было, и губернатор обратился с похожим предложением приезжать чаще. А я ответил: «А че к вам приезжать — мы пока от поезда дошли до машины, едва не утонули. Вы зайдите на вокзал — там же ужас!» И через некоторое время мне рассказали, что на вокзале сделали ремонт.

— Ну а лично для вас — регалии становились полезными?

— Знаете, я когда оформлял пенсию, мне выдали книжечку такую толстую, и там за каждую награду полагаются льготы, но можно было выбрать только за одну награду. Хотелось бы, конечно, вдвойне. Ну а если серьезно, то нет.

— А на что тратите пенсию?

— Я ее вообще ни разу не получал. Пенсию оформил только потому, что она мне полагается от государства. Когда пришел этот возраст, я сказал так: «Это по крайне мере бесплатное посещение музея, это бесплатный проезд в транспорте, в том числе в электричках».

— Николай, получается, вы уже заслуженный пенсионер, что заставляет вас работать?

— Вы не поверите, но я никогда не хочу работать. Я очень ленивый человек. Просто есть режим. Вот так с детства к нему приучили встать, почистить зубы, застелить кровать и идти на урок классики. Да, в какой-то момент, я скажу: «Стоп, не хочу больше!» В детстве как-то я маленьким попал на один большой правительственный концерт, где выступали все самые великие артисты СССР. У меня осталось тогда ужасное воспоминание. В программе я читал известные имена и регалии, а на сцену выходили старые дяди и тети с жутко покрашенными волосами, изображающие ревность и страсть — и только несколько человек соответствовали своим персонажам. Меня это так напугало тогда, что я понял: «Не хочу я так».

— И в каком же возрасте артист должен уйти со сцены?

— Артист балета со сцены должен уходить тогда, когда он еще несмешон. У каждого есть свои ресурсы. Да, кто-то может выглядеть отлично и в сорок, но двигаться на сцене хорошо уже не в силах, а бывает наоборот. Знаете, я записываю каждый спектакль и после внимательно просматриваю его. И это не потому, что я себя так люблю — я слежу за собой, выслушиваю каждое замечание, сам ищу свои ошибки.

— То есть раскладываете все по полочкам?

— Понимаете, есть очень много людей, которые хотят похвалить или бросить в вас камень. По большому счету мне безразлично, и не потому, что я не уважаю чью-то позицию, — я просто сам могу посмотреть и сказать: я совсем идиот или еще ничего.

— Как думаете, чем бы вы могли заняться, скажем, лет в 70?

— Если жизнь мне позволит и у меня будут средства на хлеб и хорошее масло — я никогда не буду работать. В идеале хотелось бы небольшой домик на Лазурном берегу около моря и никаких проблем. Я не хочу искусства, никаких дрязг. Хотелось бы, чтобы ко мне ездили только те люди, которых я рад видеть. Честно, я не понимаю, людей, у которых есть деньги, и они дальше рвутся к деятельности.

— Уже откладываете на этот домик?

— Поверьте, искусством на домик не заработаешь. Не в наше время. Это просто моя идеальная мечта. Я не знаю, что будет завтра, да у меня есть примерное расписание, но…

— Получается, что человек с вашим именем и не может позволить себе домик на берегу моря?

— Я человек, выросший в коммунальной квартире. Когда я был юным артистом уже со званиями, я продолжал жить в «коммуналке». Когда западные журналисты стали снимать обо мне фильмы, они заходили ко мне в квартиру — у них был шок. Даже сюжет уже поворачивали в другую сторону — о том, в каких нечеловеческих условиях живет человек, который танцует перед президентами и королевами. Но лично меня это никогда не шокировало — я в этом вырос. Например, когда в Москве проходят государственные праздники, перекрывается весь центр, и мне приходится ездить в театр на общественном транспорте. Некоторые говорят: «Как, как ты в нем ездишь?» Да нормально, классно. Ну такое время, ну что сделать.

— А было такое, что хотелось топнуть ножкой, мол, я же живу в «коммуналке»?

— Я топал иногда, но топать можно до определенного предела. Ну сидит толстый, обрюзгший дядя в своем кабинете, ну разве он вас поймет?

— Часто есть возможность подзаработать на корпоративах?

— Ну как… между столиками станцевать балет невозможно. Хотя если есть неплохая сцена, верите, иногда такие суммы называют только за то, чтобы я появился и что-то станцевал — становится аж приятно. Не всегда есть на это время. Как-то мне звонили из Нью-Йорка с предложением станцевать что угодно, а за это предлагали $100 тыс. У меня в этот день был концерт в Большом театре, где я уже танцевал за совершенно другие деньги.

— Не хотелось просто плюнуть и уйти?

— Я не шел в балет на заработок за огромными деньгами, я просто хотел прорваться в эту сказку. Я живу театром, вот и все.

Максим Скичко
"Сегодня" 12 Октября 2010

Отредактировано BN (2014-11-09 15:38:07)

0

606

Балет "Татьяна" Джона Ноймайера в Стасике 7 ноября. Как вам? Бедный Александр Сергеевич http://www.kolobok.us/smiles/standart/nea.gifhttp://www.kolobok.us/smiles/standart/swoon.gifОчень хотелось бы узнать ваше мнение.

0

607

Очень понравилось у Дольчева (спасибо concertmeyster за ссылку в 605 посте). Сама давно задаюсь этим же вопросом

Благодаря интервью стало понятно, почему, собственно, труппа БТ ни на одную главную роль в Don Carlo (за исключением Почапского) не смогла выделить своих исполнителей из ансамбля = п ч их всего 50 человек. На минутку, хотелось бы узнать, чем заняты эти 50 чел. ? Получается, что они находятся в какой-то резервации и оттуда их изредка выпускают для исполнения Турандот...

Отредактировано Tamara (2014-11-09 00:25:18)

0

608

Николай Цискаридзе -  «Архангельский городской культурный центр» - 9 Ноября 2014,

9 ноября 2014 в Архангельске пройдет творческий вечер Николая Цискаридзе. На творческом вечере знаменитый артист балета Николая Цискаридзе ответит на вопросы зрителей, поделится историями из своей жизни и видением современного российского балета.

0

609

TAMARA, мне тоже обидно за Александра Пушкина, ведь его мнение узнать невозможно, поэтому многие и пытаются на его имени прославится своим видением произведения гения. Партию Татьяны должна была исполнить выражаясь языком Э. Дорожкина балерина как бы из Санкт-Петербурга Диана Вишнева.
Нашла небольшой видеофрагмент с репетиции балета Ноймайера в Стасике

0

610

9 ноября - День Рождения нашего замечательного композитора,автора любимых народом песен на все времена, АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ ПАХМУТОВОЙ!!!
Майя Кристалинская исполняет песню "Нежность"


С юбилеем поздравляем Александра Градского

9 ноября 1818 года родился великий русский писатель ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Нашла фильм-балет "Фантазия" по мотивам повести Тургенева "Вешние воды"с участием МАЙИ МИХАЙЛОВНЫ ПЛИСЕЦКОЙ
http://my.mail.ru/mail/anna-levit75/video/189/5821.html

0

611

С интересом прочитала по ссылке Ув. concertmeyster интервью с В. Уриным.
Возникло столько вопросов даже у меня, не профессионала.
Вот например,
Урин:

Сегодня на премьерах крупнейших театров - весь цвет оперного мира, а в Большом театре, к сожалению, не наблюдается

Хотелось бы спросить, почему?
И еще

И еще-нынче, в 21-м веке, когда все границы открыты и каждый артист, тем более талантливый, может выступать по всему миру, когда у него нет необходимости быть привязанным к одному театру... как в этой ситуации сделать так, чтобы лучший из лучших российских певцов пел в Большом театре.

Если ты не знаешь, как это сделать, зачем сел в это кресло?
А на вопросы почему в репертуаре нет "Русалки" Даргомыжского, "Самсона и Далилы" Сен-Санса, "Андре Шанье" Джордано.
Последняя опера не шла в России более !00 лет.
У В. Урина один ответ, что у Тугана Сохиева в планах только "Севильский цирюльник". Дескать его тоже мало ставят в России.
Захотелось плакать от обиды, что происходит в БТ. Беда ведь не только с балетом, а и с оперой, как бы меня не уверяли в обратном.

0

612

Уважаемая гксюша, я тоже удивлялась этому интервью. Россия богата голосами, в консерваториях прекрасно работают специалисты высокого класса, есть что поставить в репертуар, только твори... Нет, охи-вздохи, жалобы, никаких идей и полёта мысли. Целый год прошёл никак. Иксанов, Урин... Кто они, вообще, для театра такого уровня, имиджа страны?!. Просто хочется выть на луну.

0

613

concertmeyster написал(а):

Этого интервью с гендиректором БТ еще на наших страницах не было. Нашла ссылку на него и обсуждение у Дольчева. Скажу честно, после прочтения стало не просто грустно, а захотелось выть на луну от безысходности!

Если кто-то захочет почитать Дольчева по этому вопросу, ссылка: http://dolchev.livejournal.com/170693.html#comments

"Золотое перо", как ни грустно, снова прав.

Дорогие Концертмейстер и Ксюша! Дала ссылку на это интервью почти неделю назад 4 ноября и высказала свое мнение, которое полностью совпадает с Вашим. Обидно за Большой театр!

0

614

Да, Лилин, я читала по Вашей ссылке это утомительное интервью, всё пыталась понять, - где же суть, куда же направлен вектор развития театра?.. Перечитала ещё раз... Теперь ясно, что все мы в недоумении.

0

615

"Золотое перо" просто по полочкам все разложил. Читаю его всегда с большим удовольствием.
А в комментариях прочитаешь то, что между строк.
Одного ушли, второго принудительно назначили.
А нас принуждают быть свидетелями того, как губят русскую культуру.

+1

616

Согласна со всеми, читать интересно, но грусть-тоска от прочитанного.

0

617

Доброе утро всем, всем, всем! Интересная статья - http://vm.ru/news/2014/11/09/nikolaj-ts … 70383.html

0

618

BN написал(а):

Да, Лилин, я читала по Вашей ссылке это утомительное интервью, всё пыталась понять, - где же суть, куда же направлен вектор развития театра?.. Перечитала ещё раз... Теперь ясно, что все мы в недоумении.

А Вы обратили внимание на гробовое молчание о балете? Речь идет только об опере. И на традиционные русские вопросы "Что делать и Кто виноват" нет ответа.

0

619

Ув.Gella, на пост 619.
Вчера на ветке Вагановки была выложена эта статья, посты 983, 984.
Замечательная статья! Давно такой не читали!

0

620

Ув. Гксюша. Я уже поняла.   http://doodoo.ru/smiles/anim/big32.gif

0

621

Лилин написал(а):

А Вы обратили внимание на гробовое молчание о балете? Речь идет только об опере. И на традиционные русские вопросы "Что делать и Кто виноват" нет ответа.

Ещё как обратила! Потому и странно было - так много сказал, и ни о чём.
Ну, не получается у него директорство ГАБТ - не то время, чтобы быть всем угодному. Надо быть личностью прежде всего.
Тогда и засверкает театр.

0

622

Ув. Лилин и Ув. BN, если я Вас обеих правильно поняла Вы об интервью В. Урина с Е. Цодоковым.
Так ведь там и не предусматривался разговор о балете.
Е. Цодоков большой знаток оперы, а никак не балета.

Евгений Самсонович Цодоков. Автор многочисленных статей по истории музыкальной культуры, вокального искусства, рецензий на оперные спектакли и концерты. Публиковался в периодической печати, в т. ч. в газетах «Культура», «Большой театр», «Русская мысль», «Алфавит», журналах «Мелодия», «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал» и др. Сотрудничает с передачей «Абсолютный слух» телеканала «Культура».

В 1999 году подготовил и издал Энциклопедический словарь «Опера» (М., «Композитор») — первый универсальный справочник такого рода в России. В 2001 году принял участие в издании мемуаров великого певца Беньямино Джильи «Я не хотел жить в тени Карузо» (М., «Классика XXI»), подготовив для этой книги вступительную статью и комментарии.

В 2000 году создал в интернете оперный сайт «OperaNews». Опубликовал на нём более 600 статей и справочных материалов.
Главный редактор.

0

623

Дорогая Ксюша! Я все прекрасно понимаю про Цодокова, но бросается в глаза упорное молчание Урина о балете в Большом. Не только в этом интервью, но и в других эту тему он упорно избегает. Сам выбор собеседника -  оперного специалиста Цодокова. говорит сам за себя: о балете ни слова!

0

624

Добрый день, любимый форум. Интересно, состоялся ли 9 ноября творческий вечер Николая Максимовича в АГКЦ. Нет никаких фото и видео. Неужели опять обман. Если у кого-то есть материалы - поделитесь пожалуйста. Нам дорого любое упоминание о Мастере.

0

625

в фб и в контакте уже давно вывесили фото вечера

0

626

http://cs622226.vk.me/v622226978/97e6/fK-_XHtTH_g.jpg
http://cs624421.vk.me/v624421813/8608/d5EXL4NieL4.jpg
http://cs624421.vk.me/v624421813/861a/R3V0VYpYLf8.jpg

Спасибо ВК за фото

+1

627

Выкса ТВ
«На балет билета нет…»
Аншлаг на «Русских сезонах 21 века» во Дворце культуры металлургов. На сцене блистали звезды русского балета, народные артисты России, лауреаты Государственной премии Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа, артисты Большого, Мариинского и Михайловского театров.

http://www.youtube.com/watch?v=JLZnDWI1yyA

+2

628

Ув.Ежик,спасибо за ВЫксу ТВ.
От меня плюсик.

0

629

Спасибо ВК и Вам Gella за фото с Творческого вечера.

0

630

23-27 ноября: Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов
http://www.yamoskva.com/node/15194

Первый Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в 2014 году проходит по специальности «Характерный и народно-сценический танец».

В состав жюри Конкура вошли авторитетные российские хореографы, ведущие солисты русского и мирового балета, педагоги, руководители театров, видные деятели хореографии, среди которых народная артистка России, директор школы-студии при ГААНТ им. И. Моисеева Гюзель Апанаева, народный артист России, ректор АРБ им. А. Вагановой Николай Цискаридзе, заслуженный артист России, народный артист СССР, Художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев, народная артистка России, профессор, ректор МГАХ Марина Леонова, директор и художественный руководитель ГААНТ им. И. Моисеева Елена Щербакова и др.

Художественный руководитель Конкурса – народный артист СССР, академик Юрий Григорович.

+2