Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 6


Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 6

Сообщений 181 страница 210 из 1000

1

http://s8.uploads.ru/kBIVQ.jpg

Открываю новую веточку.

+3

181

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов,_Михаил_Юрьевич

Для начала. Статья весьма недурная, с привлечением фактов и источников.

+1

182

к посту Helen о Лермонтове. В статье сказано: "удачно сочетаются мотивы гражданские, философские и личные  и т. д." Оставим  это на совести составителя статьи, пишущем о гениальном юноше-пророке.
                                                                              Предсказание
                                                               Настанет год, России черный год,
                                                               Когда царей корона упадет;
                                                               Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
                                                               И пища многих будет смерть и кровь;
                                                               Когда детей, когда невинных жен
                                                               Низвергнутый на защитит закон;
                                                               Когда чума от смрадных, мертвых тел
                                                               Начнет бродить среди печальных сел,
                                                               Чтобы платком из хижин вызывать,
                                                               И станет глад сей бедный край терзать;
                                                               И зарево окрасит волны рек:
                                                               В тот день явится мощный человек,
                                                               И ты его узнаешь - и поймешь,
                                                               Зачем в руке его булатный нож:
                                                               И горе для тебя! - твой плач, твой стон
                                                               Ему тогда покажется смешон;
                                                               И будет все ужасно, мрачно в нем,
                                                               И плащ его с возвышенным челом.
                                                                                                      М. Ю. Лермонтов. ок. 1830 г.
       См. также cтих-ния "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Завещание", "Валерик" и др.

Отредактировано И.В. (2014-03-22 00:52:45)

0

183

Лермонтов и Кавказ. Понятия неразделимые. НМ И Кавказ - родные места!

И всех форумчан с прошедшим Всемирным днем поэзии!

Отредактировано concertmeyster (2014-03-22 00:27:27)

+1

184

0

185

CONCERTMEYSTER,спасибо за информацию из АРБ. Это замечательно,что дети принимают участие в концерте в честь гениального поэта М.Ю.Лермонтова,в нашей стране такая мощная многонациональная культура,к которой детей во всех учебных заведениях нашей России надо усиленно приобщать. Спасибо педагогам и ректору АРБ!!!
Но вспомнив Лермонтова,сразу вспомнила его"Демона",очень пожалела,что никто не создал балет на гениальное произведение и гениального исполнителя.
http://s9.uploads.ru/t/6MycX.jpg
http://s9.uploads.ru/t/Eqtsn.jpg
http://s8.uploads.ru/t/vFsBb.gif

Отредактировано рида (2014-03-22 01:05:22)

+1

186

Уважаемая Рида! 4 декабря 2001 года на сцене театра имени Мусоргского прошел творческий вечер заслуженного артиста России Владимира Касумовича Аджамова.

http://s8.uploads.ru/t/CRkht.jpg

На этом вечере среди прочих был им исполнен балет "Фатум". Это тридцатипятиминутный спектакль, состоящий из пяти эпизодов, в которых участвуют семь персонажей. Но по сути дела это почти непрекращающийся монолог главного героя. «Печальный Демон, Дух изгнанья» возникает из космической тьмы и растворяется в ней в финале балета. Поставила спектакль выпускница балетмейстерского факультета С-Петербургской консерватории Мария Большакова. Ее постановка - самостоятельный парафраз поэмы, сфокусированный на ее главном герое. И хотя это не точное следование сюжету поэмы М.Ю.Лермонтова, но в балете сохраниено главное - идея и дух литературного произведения. Почему я так подробно остановилась на этом балете? Да потому, что В.К.Аджамов уроженец Тбилиси, земляк НМ. Он, как и герой нашего форума, начал свое обучение балетному искусству на родине у педагогов Д. Метревели и С. Векуа. А продолжил - в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой у выдающихся педагогов: Ю. Литвиненко, Б. Шаврова, В. Шатилова.

http://s9.uploads.ru/t/jaGVl.jpg

Отредактировано concertmeyster (2014-03-22 01:36:42)

0

187

Ув.CONCERTMEYSTER,интересно ,на музыку какого композитора был поставлен балет"Фатум"???Какова судьба Марии Большаковой???
Если судить по фотографиям,то Владимир Аджамов-очень интересный танцовщик,неординарный,есть ли о нем какие-либо материалы в Интернете,надо поинтересоваться.

0

188

Доброе утро!
Так много интересного на нашем форуме. Спасибо всем огромное. Свободного времени вот маловато, жаль.
Как много интересного я прочитала об Аджамове. Чувствую себя, словно, в Медной горе. Сокровища, кругом сокровища! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_in_love.gif
Жду с нетерпением ваши находки, мои дорогие балетоведы.

Отредактировано ВН (2014-03-22 07:57:18)

0

189

concertmeyster написал(а):

Уважаемые форумчане, добрый вечер. Завтра в Академии состоится концерт посвященный Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чье 200-летие будет отмечаться 15 октября (3 октября по старому стилю). Вчера на репетиции этого концерта присутствовали Николай Максимович и Жанна Исмаиловна Аюпова. Они совместно принимали результаты творчества юных дарований. Дети будут читать стихи, петь, играть на фортепиано, показывать сценки (в том числе и на французском языке) и ,конечно, танцевать. Многое из того, что вчера увидели НМ и ЖИ, а завтра - зрители, дети сочинили сами. Так же в Академии оформлен стенд , посвященный сценическому воплощению героев М.Ю.Лермонтолва.

Может быть и мы на форуме вспомним великого русского поэта?

Уважаемая concertmeyster, спасибо, полностью поддерживаю, очень хорошая идея. М.Ю. Лермонтов мой любимейший поэт. Чего стоит его знаменитое стихотворение
"Смерть поэта", которое я со школьной программы до сих пор помню наизусть. Да, вообще, всё за что ни возьмись, а проза?  И всего-то за 27 лет!

              «Родина» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814—1841).

        Люблю отчизну я, но странною любовью!
        Не победит ее рассудок мой.
        Ни слава, купленная кровью,
        Ни полный гордого доверия покой,
        Ни темной старины заветные преданья
        Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

        Но я люблю — за что не знаю сам? -
        Ее степей холодное молчанье,
        Ее лесов безбрежных колыханье,
        Разливы рек ее подобные морям...
        Проселочным путем люблю скакать в телеге
        И, взором медленным пронзая ночи тень,
        Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
        Дрожащие огни печальных деревень.

        Люблю дымок спаленной жнивы,
        В степи ночующий обоз
        И на холме средь желтой нивы
        Чету белеющих берез.
        С отрадой, многим незнакомой,
        Я вижу полное гумно,
        Избу, покрытую соломой,
        С резными ставнями окно;
        И в праздник, вечером росистым,
        Смотреть до полночи готов
        На пляску с топаньем и свистом
        Под говор пьяных мужичков.

скрыть

Иносказательно: об истинном, неказенном патриотизме, который питается сугубо индивидуальным, неповторимым восприятием родины.

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора “безвременья”. Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, “иль пусто, иль темно”.
Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство, Россия Лермонтова предстает в другом виде, это —

...немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.. .

1941 г… новое изгнание … М. Ю. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ .

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Основная идея стихотворения-неприятие всех сторон русской действительности-находит свое выражение в образной системе, выступающей как форма поэтической мысли.

В качестве средств организации языковых элементов в единую образную систему Лермонтов использовал различные поэтические способы и приемы, одним из которых является антитеза.
Композиция стихотворения строится на принципе противопоставления двух его частей- “в первой строфе объектированная кон-статация реальности, вторая повернута в план “ субъективный”, здесь все окрашено присутствием лирического “я” (“сокроюсь”)”.
Единство стихотворения создается общим идейно-эмоцио-нальным и ритмико-интонационным настроем, а также структур-ной связью частей. С эмоционально окрашенным словом “прощай”, являющемся зачином стихотворения, тесно связан о браз лириче-ского “Я”. Перефразируя “мундиров голубых” из первой строфы “пашами” во второй, автор усиливает образ деспотической дей-ствительности “немытой России” Предметом поэтического осмысления в стихотворении являются не отдельные стороны русской жизни, а все самодержавно –крепостническое общество николаевской России.
http://lermontov.info/referats/analiz2.shtml

Отредактировано yalouz (2014-03-22 20:42:57)

0

190

Доброе утро !http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gif
"Смерть поэта" замечательно читает мой любимый Олег Даль.

0

191

Доброе утро всем участникам! Хорошего настроения и удачного дня! В продолжение разговора об О. И. Дале,  известно, что у него был моноспектакль по лирике Лермонтова "Наедине с тобою, брат..." Первые строчки стихотворения поэта "Завещание"... Кто умеет - то можно послушать всем, если кто-то сюда перенесет (в интернете есть). Так сейчас мало  кто может читать... тем более Лермонтова. А по поводу реферата (пост 196), могу сказать следующее: давно установлено, что стихотворение "Прощай, немытая Россия... " и т. д., которое в нем разбирается, Лермонтову НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ.

Отредактировано И.В. (2014-03-22 10:00:53)

+2

192

Уважаемая И.В., а нам в школе преподавали, что принадлежит, именно, М.Ю. Лермонтову. Я нигде не встречала никаких ссылок на опровержение авторства М.Ю. Лермонтова на это стихотворение. Впервые слышу от Вас. Возможно Вы ошибаетесь.

0

193

Великолепный О. Даль читает  стихотворения  М.Ю. Лермонтова.

0

194

А по поводу реферата (пост 196), могу сказать следующее


Дорогая yalouz, не существует "квасного" или "казенного" патриотизма, уже сами по себе такие эпитеты оскорбительны, имхо.
Патриотизм или есть, или его нет, нельзя быть немножко беременным. И априори: если не "льешь воду на свою мельницу", значит - льешь на чужую.

+1

195

Пообщалась тут намедни с представителями других стран.
Мнение из Франции: "Вы, русские, должны быть счастливы - у вас такой сильный Президент. К тому же он еще  патриот и не подделывается под чужое мнение".
Американец написал: "Читаю иногда вас русских и думаю- странные вы ребята. У нас тоже плохой президент и правительство, но это наш президент и мы будем его поддерживать всегда, несмотря ни на что. Это ваша страна - это ваш дом.  Вы не любите  собственный дом и не хотите его содержать и ухаживать?"

0

196

По поводу стихотворения "Прощай, немытая Россия..." могу сказать, что это - ошибка давняя и очень укоренная в сознании не только школьных учителей, но и многих других, в широком сознании читателей...
     У Л. Н. Толстого есть рассказ "Чем люди живы", в основу которого положен давний апокриф, повествующий о том, как Архангел Михаил за непослушание Господу был послан временно на землю и как страдал, пребывая там (здесь) в человеческом облике, в то время, как его ангельский дух стремился в надзвездные миры... Все творчество и земная жизнь Лермонтова, носившего имя МИХАИЛА, свидетельствует о такой судьбе... Чем больше знакомишься с творчество Лермонтова, тем загадочнее становится его образ, устремленный к Вечности с самых первых написанных им строк (первые наброски к "Демону" были сделаны им в возрасте 14 лет...) до итогового - "Выхожу один я на дорогу..."  Душа Лермонтова предстает как вечно одинокая и тоскующая субстанция... Отсюда сквозной мотив его творчества - одиночество - "Белеет парус ОДИНОКИЙ...", "На Севере диком стоит ОДИНОКО...",  " И скучно, и грустно и некому руку подать...", "ОДИНОКО он стоит и тихонько плачет он в пустыне..." ("Утес") , "Лежал ОДИН я на песке долины..." ("Сон") и до вселенского одиночества, выраженного  в стихотворении "Выхожу  ОДИН я на дорогу..." Душа Лермонтова - вечная загадка, которая влекла и влечет других гениев... Когда-то  О. Даля, сейчас - Н. Цискаридзе...   Они чувствуют его, как могли бы чувствовать  СОПРИРОДНУЮ ИМ ДУШУ...  Далю так и не довелось (кроме этого моноспектакля) воплотить Лермонтова  и его лирику на сцене, Н. Цискаридзе -  влекший его к себе образ  Демона...   Лермонтов - Пророк, более, нежели Пушкин, обладавший этим даром, как  гениальный поэт... Лермонтов - КОСМОС, ушедший очень-очень рано... раньше всех гениев - Пушкина, Моцарта... открывших человечеству иные миры и оставивших О СЕБЕ загадку, решить которую брались  очень-очень многие... Но Гений неподвластен нам смертным, мы можем только изумиться  силе  данного ему Божьего дара...

Отредактировано И.В. (2014-03-22 22:07:40)

+2

197

Helen написал(а):

А по поводу реферата (пост 196), могу сказать следующее

Дорогая yalouz, не существует "квасного" или "казенного" патриотизма, уже сами по себе такие эпитеты оскорбительны, имхо.
Патриотизм или есть, или его нет, нельзя быть немножко беременным. И априори: если не "льешь воду на свою мельницу", значит - льешь на чужую.

Дорогая Helen, квасной патриотизм существует и ещё как и  очень сильно отличается от истинного,  это давно всем известно ( см. П.Я. Чаадаев). Что нового сказал автор реферата? Я не увидела, что он льёт воду на чужую мельницу и хочет кого-то оскорбить.

0

198

«И скучно, и грустно…» М.Лермонтов

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
    Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы. Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
Источник: http://pishi-stihi.ru/

0

199

Все эти расхожие штампы - "Лермонтов не приемлет официальный патриотизм" или как-то так - писалось в определенное время, когда  написать правду было сложно, да и понять - непросто... Лермонтов - храбрый русский офицер, воевавший на Кавказе  (стихотворение "Валерик" - о его участии в кровопролитнейшем сражении) и т. д.  т. п.  А Кавказ любил и написал о нем немало проникновеннейших строк:
                                                           Хотя я судьбой на заре моих дней,
                                                           О южные горы, отторгнут от вас,
                                                           Чтоб вечно их помнить, там над быть раз:
                                                           Как сладкую песню Отчизны моей,
                                                                       Люблю я Кавказ.
Кавказ им любим как родина, как "песнь матери", потерянная им, когда ему было всего два года, но которую он ПОМНИЛ и т. д. Права, Helen,  есть просто патриотизм, а в этом наивном реферате все проникнуто СОЦИОЛОГИЗМОМ: "Лермонтов противостоит официальному патриотизму" написано так, как будто бы автор знает: что это такое... ни слова о нем не говоря при этом. Опираться на такую "точку зрения" никак нельзя. Слишком сложный вопрос... Как мог жить Лермонтов? Воевать, извините, "с фигой в кармане"?   НИКАК! Гения подверстывают "под себя", под свое обывательское понимание, что, как, кто и т. д.  Так что реферат - это так -  пустая писанина... Извините.

Отредактировано И.В. (2014-03-22 19:29:58)

+2

200

Дорогая yalouz, Чаадаев - не то, что не авторитет, а гораздо хуже. Когда он написал свои "Письма", к нему послали врача, имея все основания считать, что у него душевная болезнь, ибо "как может человек в здравом уме и твердой памяти так ненавидеть Отечество свое".

+1

201

К посту 205. Вы, yalouz,  вновь выложили наивнейший "анализ", некий школярский "опус"в духе пятидесятилетней давности. Вы же сами выложили это стихотворение, которое читает О. И. Даль... Оно не о том, что Лермонтов "не стал полководцем" и "вторым" Пушкиным.  Гений неповторим... Это - АКСИОМА. А Лермонтов - гений... Он совершенно не похож на Пушкина... Многие специалисты считают, что по своему дарованию он превосходил Пушкина: считать так есть все основания... В первую очередь, исходя из целостного анализа его творчества.  Стихотворение "И скучно, и грустно..." вновь об одиночестве, о невозможности ощутить себя частью пошлейшего мира (хоть царского, хоть не царского - какого угодно...) Ему все чуждо... Вы послушайте, как читает его Даль - каждое слово проникнуто болью и осознанием своей непонятости НИКЕМ... Тут в каждом слове философия одиночества и тоски по другому миру - Горнему... Это - разговор не для форума... Это - серьезнейшая проблема философии творчества... Кто такой гений и т. д. и т. п. Читайте Платона "Диалоги"...

Отредактировано И.В. (2014-03-22 18:40:54)

0

202

Дорогая Helen, ой, не надо! Не надо никого обвинять в ненависти к своему отечеству, в том числе М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, они за это и погибали. По поводу  П.Я. Чаадаева. Вопрос, кто к нему посылал врача? Ну Вы историк, Вам лучше знать, где больной...

0

203

И.В., простите,я не успела внимательно прочитать, поэтому и скрыла текст. Надеюсь там ничего предосудительного нет? Вы меня не убеждайте, что М.Ю. Лермонтов гений, я сама его очень люблю и заявила об этом в первом своём посте. Поэтому и участвую в дискуссии, что люблю М.Ю. Лермонтова.

0

204

yalouz, Вы ошибаетесь: ни Пушкин, ни Лермонтов за Отечество не погибали... Они погибли на дуэли от пошлости, глупости и бездарности  и от рук тех людей, которые, в отличие от них,  знали "на что они поднимали руку": оба - и Дантес, и Мартынов вышли из одного и того же кавалергардского полка и т. д. и т. д. (не буду углубляться в подробности). Они поднимали руку на людей, которым не могли соответствовать, которые одним своим присутствием "отравляли" им их пошлейшее существование...

0

205

Дорогая yalouz, об обвинении "в ненависти к своему отечеству... М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина" и речи быть не может!
Касаемо, Чаадаева, участника войны 1812 года и блестящего офицера... Мировоззрение его поменялось с тех пор, как он вступил в Варшаве в масонскую ложу и совершил заграничную поездку, из которой вернулся убежденным сторонником того, что только католицизм может нести пользу и просвещение, что благодаря ему Европа - просто рай на Земле, а Россия "душна и темна". Кроме того, Чаадаев стал считать себя пророком и даже говорил о своем мессианском предназначении.

0

206

И.В., Дантес, кстати, отзывался о своей дуэли с Пушкиным и последовавших за этим обстоятельствах, едва ли как не о самом счастливом происшествии в его жизни, которое вынудило его затем покинуть Россию и впоследствии занять столь высокое положение во Франции. Расплатилась "за грехи отцов" его дочь, племянница Пушкина, боготворившая дядю и открыто назвавшего отца "убийцей", после чего и была помещена им в больницу для умалишенных.((

0

207

На пост 213. Да, было и такое.

0

208

И.В., Helen, замечатено, какая у нас бурная дискуссия состоялась. Я даже сделала для себя открытие, что стихотворение из школьной программы не пренадлежит перу М.Ю. Лермонтова. Кстати И.В. Вы не указали на источник, я нашла некого Сергея Сакурова, блогера. Но на мой взгляд он неубедителен, это неофициальный источник. Мне нет основания ему доверять. Может быть Вы укажете на более профессиональный, судя по всему,  Вы филолог?

0

209

Один из анализов
ПРОЩАЙ, "НЕМЫТАЯ РОССИЯ"
Кто же автор?

http://www.krugozormagazine.com/show/Russia.1274.html

Задумаемся о происхожении и живучести расхожей фальшивки

ПРЕДИСЛОВИЕ С РАЗДРАЖЕНИЕМ

Вы думаете, я о Лермонтове? Отнюдь нет! Благороднейший наш соотечественник не имеет никакого отношения к одному из самых известных стихотворений русской литературы, которое публикуется уже более века под его именем и принимается читателями как само собой разумеющееся, отражающее и ощущение автора и  действительность.  Отчего так?

Прежде, чем указывать обвинительным перстом на истинного сочинителя этой  стихотворной мерзости, и предавать его казни  осуждением, призываю пристальней вглядеться в самих себя. Вот он - коллективный лжец-очернитель - вся наша русскоговорящая, с колыбели, общность. Разве не все мы, за редким исключением, с каким-то сладострастием, дай только малейший повод, обгаживаем всё родное, вечное и святое? Особенно в задушевных разговорах. И подобострастно, с жаром, поддакиваем иноземцам, когда они политкорректно,  подыскивая слова, намекают на исконное свинство русских. Обеляет нас в этом в некоторой степени лишь то,  что, разглядев в собеседнике убеждённого русофоба, способны тут же дать отпор, доказывая с тем же жаром обратное. А если тот заморский русофоб вдруг  возымеет желание с оружием в руках полезть в наш (как мы поспешили согласиться с ним) "отечественный свинарник", чтобы его почистить (вернее, обчистить), то, без рассуждений, "и сурово брови мы насупим…".  Вот такие мы непреклонные. Как пить дать, накостыляем шею всякому, кто рот не прополаскивает, раскрывая его на Святую Русь, всем этим  карлам, жакам, фрицам, прочим немцам. Да так вдохновенно, что, по обычаю своему, не заметим самых опасных русофобов. А они среди нас затесались.     Вот хотя бы этот -  Митрий-Митричем представляется - с отёкшим лицом интеллигентного пьяницы. Пока его рассматриваем, вспомним два стихотворения. Оба проходили в школе.

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ЯКОБЫ ОДНОГО АВТОРА

1. Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

2. Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Рукопись первого стихотворения  до нас дошла. Рука Лермонтова. Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX , потом в журнале "Русская старина" под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли. Причём, каноническому "пашей" в той публикации в списках предшествует "вождей", есть вариант "царей".  Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.

Первооткрывателем гласно назвался  историк П. Бартенёв, известный археограф и библиограф. В частном письме он ссылается на некий "подлинник руки Лермонтова", так никому и не показанный. Никто не видел его. Таинственным образом исчез. Позже, в своём журнале "Русский архив", Бартенёв  печатает приписку: "Записано со слов поэта современником". Подлинной записи того безымянного "современника" также до сих пор не нашли. Странные пропажи, согласитесь.
Теперь посмотрим на оба произведения глазами неискушённого в поэтическом искусстве читателя. Если то и другое сочинение принадлежит одному автору, то какие-то совершенно разные России он описывает. Первую любит. Чувство своё называет "странным", так как вроде бы, при взгляде со стороны, не могут вызывать "отрады"  "печальные деревни" с "избами, покрытыми соломой", не яркая, бедная формами и красками равнинная природа и гибельные "разливы рек". Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание, - Родина. А это придаёт "странности" индивидуальный смысл радостного изумления. Будь наш поэт, например, вояжирующим по империи французом (вроде изначально настроенного на неприязнь маркиза де Кюстина), он непременно бы отметил на деревенском празднике глумливых, бранящихся крестьян. Но влюблённому в свою бедную, несовершенную родину московскому дворянину слышится не сквернословие, а "говор"; и не мужиков, а покладистых "мужичков".

Во втором стихотворении автор (Лермонтов? Другой?) не "скачет в телеге просёлочным путём", оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в одноименном стихотворении "любил странною любовью". Хочет оказаться "за стеной Кавказа" в окружении чужих ландшафтов, среди племён, для которых он враг, ибо завоеватель. Мечтает "сокрыться" то ли от каких-то "вождей", то ли от "пашей", хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет). Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит "говора пьяных мужичков". Теперь они у него только "послушный голубым мундирам народ", рабы из "страны рабов и господ".  Автор отказывается назвать её Родиной, она… "Немытая Россия".

Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло, лишь бы в ритм.

Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку "Прощания с морем", что написал его кумир, невольник чести: "Прощай, свободная стихия!". Публицист П.Краснов отметил в "Немытой России"    "кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова… Анализ  показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, "голубые мундиры", "паши" не встречаются у автора "Родины" нигде более". "Грубость, топорность строк" увидел в этом стихотворении Г.Клечёнов.

О РУССКОЙ БАНЬКЕ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТАЗИКАХ

Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества - с первой строки.  Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий.  "К слову сказать, - пишет П.Краснов, -  словосочетание "немытая Россия" если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки".

Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же - в деревнях. В мадьярской Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян - речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было воскликнуть: "Привет, немытая Европа!"
НЕМНОГО СОМНЕНИЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ

И всё-таки, сделаю теоретическое допущение: а вдруг  оба стихотворения написал действительно Лермонтов под воздействием паршивого настроения!  Точнее, "один из двух" Лермонтовых, разделённых в его физическом теле каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающее. Мы знаем хулиганствующего безбожника и придумавшего себе республиканские взгляды Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина, остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделало судьбоносное сельцо Михайловское - "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 26 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в печатный её период: 9 лет до северной ссылки и 10 - после.

Лермонтов написал "Родину" в 1841 году, незадолго до смерти. "Немытая Россия" могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения "Смерть поэта" уже собирался по Высочайшему повелению отправиться  на войну с горцами, то такой "залп грязью" в сторону трона стал бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Этот вывод был бы весом в рассуждениях, если бы мы гадали, писал - не писал "немытую Россию" человек, которому критика и  вдумчивые читатели пророчили занять место рано ушедшего Пушкина.  Однако гадать нечего. Автор известен. Только уточним: автор фальшивки.

СОУЧАСТНИК

Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения "Прощай, немытая Россия", сначала  в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. Сей  человек посвятил всю жизнь отысканию и публикации неизвестных материалов и литературно-биографических документов о русских писателях. Благодарны мы ему и за возрождение интереса к Пушкину, после яростного его развенчивания Писаревым.  Но у  известного археографа было, как говорится, "рыльце в пушку". Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради "сенсационных открытий" он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные  подлоги.  Притом, он осторожно сотрудничал с Герценом, которого в своё время "разбудили декабристы" и который "звал Русь к топору" на безопасном расстоянии, из Лондона.  Для бесцензурной печати требовались "разоблачительные" сочинения признанных  поэтов и прозаиков. Если таковых произведений не хватало, их сочиняли "под известные имена" скорые на руку виршеплёты-либералы. Сам Бартенёв писательскими талантами не блистал. Как-то он осилил несколько строк с помощью заимствований у Пушкина, но  честно признался в своей поэтической бездарности. К его удаче объявился  единомышленник, мастер стихосложения, ставший другом, тот самый, с одутловатым лицом, что представлялся Митрий-Митричем.

МИСТИФИКАТОР

Д. Д.Минаев в пореформенной России заслуженно пользовался известностью едкого сатирика, талантливого пародиста и бесовски весёлого мистификатора. Был выпить не  дурак,  душа компании.  Удачно (ну, почти оригиналы!) пародировал классиков поэзии, от Данте до Пушкина (последнего, на потеху зубоскалам,  высмеял пародийным романом "Евгений Онегин наших дней"). Доставалось от него и прозаикам, даже Льву Толстому.
Однажды (дело было в 1873 году), когда издатель "Русского архива" особенно нуждался в свеженьком разоблачительном документе самодержавия, Минаев принёс другу чудесным образом обнаруженное стихотворение, которое начиналось разящими, с запашком немытого народного тела,  словами "Прощай, немытая Россия".

"Пушкин, что ли?", - спросил Бартенёв, вспомнив первую строку известного послания "К морю", написанного, когда опальный поэт прощался со "свободной стихией", отправляясь в Михайловское. "Нет, Лермонтов", - ответствовал хмельной, по своему обычаю, Минаев.  Прочтя всё восьмистишие, Бартенёв, поразмыслив, согласился. Тот же Минаев,  ухмыляясь в бороду,  недавно ознакомил его с сатирической поэмой "Демон", в которой были такие строки:

"Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире.
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех".

Хотя подписи не было, Бартнёв без объяснений понял,  кто автор этого другого "Демона". "Голубой мундир" выдавал сочинителя "Немытой России" с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда  и нигде не применял это словосочетание. Однако  разоблачать мистификатора  не было  информатору Герцена никакого резона.

Увы, на сей раз ошибся Бартенёв. Как писал наш современник В.Хатюшин, пародийная мерзость ряженого под демократа Минаева, звучащая кощунственно и отвратительно, пережила и царизм, и социализм (в том числе развитой") и уютно чувствует себя в постсоветскую эпоху. И, что невыносимо, она стала частью литературного наследия Лермонтова.

СОЮЗ МЕРЗАВЦЕВ И НЕВЕЖД

Актом грамотной идеологической войны назвал П.Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, "кричащая русофобия", выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой  великого поэта.  И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например,  сводятся на нет невеждами  и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из "телешоу" публичный писатель Быков вновь смаковал "немытую Россию", цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят "сознательные мерзавцы"?  Ведь, благодаря авторитету гнусно "подставленного" здесь  Лермонтова,  каждое новое поколение со школьных лет  привыкают видеть Родину "немытой", то есть  в облике мирового бомжа,  неопрятной, дурно пахнущей,  убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада.   Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание  людей, читающих на русском языке?  Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии.

Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова - "Родину", "Бородино", да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта "Вестник литературы" откликнулся такими словами: "Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими "богатырями пера" обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...". В.О.Ключевский писал: "... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов".
Сергей СОКУРОВ

Отредактировано Helen (2014-03-22 20:52:40)

+1

210

yalouz, одновременно! Привела один из анализов)

0


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 6