Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 5.


Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 5.

Сообщений 931 страница 960 из 997

1

Эта тема открыта для обсуждения нового назначения Мастера.
ВИВАТ КОРОЛЬ. ВИВАТ РЕКТОР.
http://cs6064.vk.me/v6064336/9407/5k8rTA6uhSo.jpg Обращаю внимание всех участников форума: склоки между участниками и пререкания с модераторами на данном форуме не приветствуются.  Вежливость - привилегия не только королей. Уважайте место, где оставляете свои посты. Уважайте самих себя и собеседников.

0

931

Очень понравилось в сюжете об уроке, посвященном памяти Нинель Кургапкиной то, как Николай Максимович ставил ее в пример (как он сказал) "юным существам". Меня это очень растрогало: "юные существа".

0

932

Liberale написал(а):

Селена написал(а):
   После открытого урока учащиеся академии сфотографировались с преподавателями Фото: все - Алёны Бобрович
На этом снимке, если кому интересно, справа впереди ученица (и родственница) Вагановой Марина Андреевна Померанцева, выпустилась в конце 30-х годов, сейчас ей значит не меньше 90 лет!  Она долго преподавала в АРБ.
А между Тереховой и Ковалевой стоит Лукина.

Liberale, спасибо! А  М. Померанцева очень хорошо выглядит для 90 лет.

0

933

Добрый день ,Всем!!!

Статья из номера: 83(24639) от 11 мая 2012 [pdf]
«Всё богине дал Зевес…»

О великой Вагановой, о военных гастролях ансамбля Балтфлота, о том, как ездили с Плисецкой купаться, и о том, каким всегда был русский балет, «ВП» беседует с балериной Мариной Померанцевой

Марине Андреевне Померанцевой — в прошлом солистке Кировского театра — недавно исполнилось 90. В это трудно поверить — стройная фигура, легкий, отточенный жест… Карие глаза светятся жизнью…




Я встретилась с нею и с ее мужем, Юрием Михайловичем Найдичем, тоже бывшим балетным солистом, в их квартире на Большой Пушкарской. Присела на диван.

— Здесь когда-то Рудик сидел, — заметила Марина Андреевна. — Рудик Нуреев. Зашел к нам. Он был тогда, в свою ленинградскую пору, практически бездомным... Какой у него был темперамент! Как он прыгал! И как все чувствовал! Но полностью стал собой уже на Западе, когда освоил графику и четкость датской школы — школы Бурнонвиля.

На стене — портрет необыкновенной красавицы в уборе пушкинских времен.

— Это я, — поясняет Марина Андреевна, — моя «царица бала» из «Медного всадника». Я танцевала ее в послевоенные годы. А в «Фаусте», в сцене «Вальпургиевой ночи», танцевала нимфу. И партнер мой Юрий Монковский (он постарше, отметил свое 90-летие три года назад) посвятил мне тогда стихи:

          Нимфа в жизни и на сцене —

          Все богине дал Зевес:

          От земли немножко лени

          И истомы от небес…


Бабушка отправила в балет

— А какая партия была вашей любимой?
— Юра, скажи, — обратилась хозяйка к мужу, — разве бывает так, чтобы была какая-то одна любимая? Я все любила!

— Не из семьи ли балетные ваши корни?
— Напрямую нет. Отец был инженер-экономист. Окончил Тенишевское, потом — Политехнический. Мама два года проучилась в Сорбонне, а в 1914-м, как только началась война, вернулась в Россию. В Париже, кстати, она познакомилась с Верой Мухиной, и та даже лепила с нее голову Аполлона…

— Так откуда же балет?..
— Бабушка меня туда отдать придумала. Школа, где я должна была учиться, была какая-то хулиганская, и бабушка сказала: «В нашей семье ведь Ваганова есть! Позвоните ей».

— Что это означает? Агриппина Яковлевна — ваша родственница?
— Н-нет, не совсем, — улыбнулась Марина Андреевна. — Дело в том, что дед мой Андрей Александрович Померанцев, полковник в отставке, управляющий делами миллионеров фон Дервизов, был страстным театралом. Ну и в Мариинском, конечно, имел кресло. Там он с Вагановой и познакомился — в 1903 году. Начался роман, и в 1904-м у нее родился сын, Саша. Но из семьи Андрей Александрович не ушел. Бабушка его, конечно, время от времени пилила: как только дед ляжет ванну принимать, она ему — про Ваганову. А деваться-то некуда!

— Вы деда помните?
— Его не стало за пять лет до моего рождения. Застрелился под Рождество 1917 года — понял, что все кончено: капиталы конфискованы, будущего нет. И утром, сидя за письменным столом, пустил себе пулю в лоб.

— Ну а как же к Вагановой — после всего?..
— А так: мама взяла да и позвонила ей. Та говорит: «Привозите». Жила она на Бронницкой. Помню комнатку, кровать металлическую с шариками на спинках. Ваганова меня к ней приставила: «Держись, ножки вытяни». Поглядела и разрешила отвести меня в Хореографический техникум (тот, что в дальнейшем стал училищем ее имени). Но с условием: «Про меня ничего там не говорите».

Меня взяли. Было мне тогда девять лет. Первый год занималась я у Евгении Петровны Снетковой, матери Татьяны Вечесловой. Сперва все шло не очень… Но мама меня дома как-то «растанцевала» — она все-таки на балах бывала, двигаться умела: «Ну, давай, полечку попробуем — ручку сюда, ножку туда». Я оживилась, получила даже «плюсик» по классике. И однажды на обсуждении Ваганова вдруг всем сообщила: «А это моя племянница».


Приходила Любовь Дмитриевна Блок

— Говорят, Ваганова строгая была…
— Боялись ее очень. Прилипали к окнам, с трепетом ждали, когда подъедет машина, на которой ее привозили к нам в училище из Кировского театра. И тут срочно начинали разогреваться, делать плие и так далее (хотя должны были заниматься этим заранее). Она входила, садилась и задавала комбинации, часто даже не вставая с места: «Фраппе-фраппе-пам-пируэт — пожалуйста!» А мы внимательно глядели и повторяли. Ноги драли не слишком — всего на 90 градусов, ну чуть-чуть повыше. Это сейчас стараются, чтобы нога за ухом оказалась.

Помню, как приходила к нам на уроки Любовь Дмитриевна Блок, — она писала тогда об истории балета, дружила с Вагановой. Видела однажды, как с Любовью Дмитриевной о чем-то долго разговаривала моя мама. Вдова поэта была полная и не очень, на мой взгляд, интересная. И я все думала, как же это Блок в нее влюбился?..

— В Кировский вас сразу после училища приняли?
— Я выпускалась в 1940-м. Спросили: «Где вы хотите работать?» Я сказала, что, конечно, в Кировском. Меня взяли в кордебалет, но в первый же сезон стала я получать и сольные партии. Оксану танцевала в «Тарасе Бульбе», «Шопениану» (вальс и прелюд), вальс в «Сусанине»...

Но тут началась война. Отца отправили на окопы под Лугу, а театр готовился к эвакуации в Пермь (тогда — Молотов). Мама собрала вещи, приготовила мешок с пшеном — а папы нет. Я пошла в театр и заявила, что, не дождавшись папы, ехать не могу. Мне сказали: «Не волнуйтесь, пойдет второй эшелон». Проводила коллег, пришла домой совершенно зареванная… Никакого второго эшелона потом, конечно, не было. А папа смог убежать от наступавших немцев и, когда появился, спросил: «Что же вы здесь? Я думал, вы уехали». Мама говорит: «Как мы могли без тебя уехать?» Ну вот так мы и остались. Папа умер от голода 4 января 1942‑го. И крестная моя умерла. А мама, которая до войны полная была, стала щепкой.


Ой, покажи руки!

— Как же вы выжили?
— Нас с мамой Сергей Корень спас — был в театре такой характерный солист. «Марина, — говорит, — я собираю танцевальную группу для ансамбля Балтфлота, иди к нам, иначе погибнешь». Я и пошла. У меня и фотографии есть, где я в морской форме. В Ленинграде мы до весны 42-го оставались, даже в Смольном выступали. Потом нас через Ладогу в Москву отправили — готовить репертуар. Незадолго до отъезда иду к замполиту: «Не могу маму оставить, я ей все-таки кусочки хлеба приношу». И он через пару дней сообщил: «Берем вашу маму библиотекарем». Так и выжили.

Побыли мы в Москве, и ансамбль бросили в Мурманскую область — на базу Северного флота в Полярном, на полуострове Рыбачьем. Помню, там один военный (воодушевившись, видимо, нашим искусством) сказал мне: «Хотите, я торпеду с вашим именем на немцев направлю?» Я говорю: «Да нет уж, не надо».

Ранней весной 1944-го я оказалась в Москве снова. Ансамбль к тому моменту существование прекратил. Надо было где-то работать, и я устроилась в Большой театр. Из эвакуации в Москву привезли Ваганову, и несколько месяцев она давала в Большом уроки. Ходили к ней на класс и Суламифь Мессерер, и Майя Плисецкая (с которой мы подружились и ездили вместе купаться в Химки). Ленинградская школа была в целом качественнее московской. Москвичи, например, характерного танца не знали — как танцуется краковяк, мазурка. У нас мышцы были хорошо укреплены, а у москвичек руки болтались, и Мита Мессерер часто меня просила: «Ой, покажи руки!» Но в Москве, пожалуй, лучше, мягче получался бег на пальцах (говорят, что Сталин терпеть не мог, чтобы туфли по полу стучали).

…Война закончилась, мы с мамой возвратились в Ленинград из Москвы, а Киров­ский мой театр — из Молотова. И я вернулась на свою сцену. В те годы, что я провела на ней, громче всего звучали два имени: одни поклонялись Алле Шелест, другие Наталии Дудинской. Я любила обеих: у Дудинской был мощный темперамент, при этом на пальцах стояла великолепно — не сдуешь! А Шелест — потрясающая актриса с великолепным прыжком и значительным жестом — была скорее танцовщицей интеллектуальной. Любовь Блок хорошо сказала, и как будто прямо о ней: «Балет должен быть не только выразительным, но и содержательным». Естественная мотивация жеста, танца… Боюсь, что это уходит…

Беседовала Марианна ДИМАНТ. Фото Натальи ЧАЙКИ

Метки: Гость «Вечёрки» Балет Подмостки Памятная дата Про петербуржцев

+3

934

Всем добрый день!

гксюша, спасибо за статью. История будто оживает в этих рассказах о великих людях.

Еще одна статья об уроке памяти Кургапкиной в Российской газете. http://www.rg.ru/2014/02/14/reg-szfo/balet-anons.html
Фотографии красивые. Вот несколько (там еще есть):

http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/79f21b74.jpg
Очень похожа на предыдущую, только ракурс немного другой.

http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/c60bd51b.jpg
http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/e1c484e7.jpg
http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/ff7aeedc.jpg
http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/792589fb.jpg
http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/bdfafc57.jpg
http://www.rg.ru/i/gallery/be9960b8/dd00a003.jpg

+2

935

Обратите внимание на второе фото. Ульяна Лопаткина. Ее не назовешь канонической красавицей, но чувствуется такая одухотворенность, такое внутреннее содержание, которое завораживает даже на на неподвижной фотографии.

+2

936

Уважаемая Helen, согласна с Вами, что Ульяну Лопаткину  не назовешь канонической красавицей, но чувствуется такая одухотворенность, такое внутреннее содержание, которое завораживает даже на на неподвижной фотографии.
Тоже самое я хочу сказать и о Жанне Аюповой. Красавица.

0

937

Убедительно прошу, выложить на форум "Царскую ложу", которая прошла по ТВ Культура сегодня в 17.35.
В этой передаче был прекрасный репортаж об О. Моисеевой.
Благодарна заранее.

0

938

Теперь, благодаря Николаю, узнаешь столько имен... Если бы не Цискаридзе - не было бы столько внимания АРБ. Вот что значит личность.

+1

939

Helen написал(а):

Обратите внимание на второе фото. Ульяна Лопаткина. Ее не назовешь канонической красавицей, но чувствуется такая одухотворенность, такое внутреннее содержание, которое завораживает даже на на неподвижной фотографии.

Helen, не возможно не согласиться. В ней столько всего... мудрости, вдохновения, красоты, таланта что хочется с ней в этот прекрасный мир. И все это видно не вооруженным глазом.

0

940

Согласна с Вами, коллеги. Жанна Аюпова, Ульяна Лопаткина - это королевы балета, королевы прекрасного мира, который дарит нам красоту.

0

941

Дорогие мои, а ведь на фото и Юленька Махалина. НМ много с ней танцевал. Она ведь тоже красавица.

0

942

гксюша написал(а):

    выложить на форум "Царскую ложу", которая прошла по ТВ Культура сегодня в 17.35.
    В этой передаче был прекрасный репортаж об О. Моисеевой.
    Благодарна заранее.

Пожалуйста:

+2

943

гксюша написал(а):

Дорогие мои, а ведь на фото и Юленька Махалина. НМ много с ней танцевал. Она ведь тоже красавица.

Ксюша, а я Юлию не узнала... Где она на фото?

0

944

ВЕРА, на общей фотографии Юлия справа (темный костюм, темные волосы).

0

945

Селена, спасибо за Царскую ложу.

0

946

Ксюша, Селена, спасибо за "Царскую ложу"! Мне больше всего понравились слова Ольги Моисеевой..., обращенные к Зеленскому.

"Ты не кончай танцевать. Вот я тебе говорю, ты должен все время тренироваться. Такие данные, ты что!"

Вот эти бы слова она и Цискаридзе сказала! Уж данные Цискаридзе ни в какое сравнение с Зеленским не идут! Николай, на сцену!

+1

947

Селена написал(а):

ВЕРА, на общей фотографии Юлия справа (темный костюм, темные волосы).

Селена, спасибо! Такая мелкая фотография, что со своим зрением смогла узнать только хорошо известных людей - Николая и Ульяну.

0

948

ВЕРА, в посте 932 щелкните по общей фотографии, и она откроется в отдельном окне в большом размере, можно всех рассмотреть..

0

949

ВЕРА написал(а):

Ксюша, Селена, спасибо за "Царскую ложу"! Мне больше всего понравились слова Ольги Моисеевой..., обращенные к Зеленскому.

"Ты не кончай танцевать. Вот я тебе говорю, ты должен все время тренироваться. Такие данные, ты что!"
...
Николай, на сцену!

Я согласилась бы с Вами, дорогая Вера. Но, боюсь, что пожалею себя, а не Николая http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_sigh.gif

0

950

Селена написал(а):

ВЕРА, в посте 932 щелкните по общей фотографии, и она откроется в отдельном окне в большом размере, можно всех рассмотреть..

Селена, благодарю Вас. Каждый раз забываю, что можно иногда увеличить. Всех рассмотрела... http://www.kolobok.us/smiles/standart/yes3.gif

0

951

Согласна с ВЕРОЙ, не тому обращены слова О.Моисеевой. Очень жаль!!!

0

952

Уважаемая гксюша, я Вас попросила в постах 929 и 930 пояснить фото, но Вы почему-то проигнорировали мой вопрос. Я что-то не так спросила? вам не понравился мой вопрос? Надеюсь, что просто его не заметили.

Отредактировано Tamara 0201 (2014-02-15 01:22:15)

0

953

Селена, спасибо за "Ложу"! Как Моисеева отлично выглядит! В 85 лет! Конечно, это гены, но, мне кажется, что и без уколов-подтяжек не обошлось! Я её видела в "Легенде о любви": Моисеева, Колпакова, Соловьёв... Такие же слова, как Зеленскому, она могла и НМЦ сказать. Но не сложилось. Мне кажется, что Зеленский физически очень крепкий, может ещё пахать и пахать. В 44 года так классику танцевать - для мужчин это редко. Если бы Нуреев не заболел, думаю, что он тоже бы очень долго танцевал. 
Интересно сравнить, какой НМЦ высокий по сравнению с балеринами другого поколения. Они были намного ниже ростом, чем теперь. И мужчины тоже. Только Заклинский и Марковский были под стать современным.

-2

954

Пожалуйста. Рада была помочь.
Tamara 0201
Я, конечно, не могу спорить с великим балетным педагогом О.Моисеевой, ей виднее, но на мой взгляд Зеленский грузный и возрастной, и это сразу видно. Хотя прыгает он действительно хорошо для своего возраста. Вот когда он стоял и говорил на сцене, то не казался грузным, а когда танцевал, то казался. А на сцене артисты балета не говорят, а танцуют. И дело не в весе или форме, а том, что тело меняется с возрастом, крупнеет, становится шире, даже если он стройный сам по себе. Совсем не хочу обидеть Зеленского, его многие хвалят, просто таковы мои ощущения от его танца в этом фрагменте. Может "в живую" он смотрится по-другому. ИМХО, разумеется.
НМ совсем другой. Другой по пластике, по строению. А когда он вылетал на сцену в спектаклях, то зал пищал от удовольствия от его мощи и энергетики.

+2

955

Не спорю с великим педагогом, ведь Зеленский - её ученик, в былом очень хороший танцовщик. К ученикам, как и к собственным детям, очень трудно сохранить объективность и беспристрастность, да ещё в такой момент.

0

956

Уважаемая Селена. Полностью с Вами согласна. И в живую Зеленский был тяжел и исполнял не самую сложную  редакцию. Я помню его молодым. Это два разных танцовщика. НМ абсолютно прав, нужно вовремя прекращать танцевать классические партии.
Тамара 0201, О какой пластике Вы можете говорить, если человек перенес операции на ногах. До этого ли О.Моисеевой? А то, что выглядит хорошо - так это балет и порода.

0

957

Тамара 0201. Около У. Лопаткиной Татьяна Геннадьевна Терехова, народная артистка России. Ее муж Сергей Бережной был партнером и И. Колпаковой. В одном из телеинтервью НМ сказал, что пригласил ее возглавить выпускную госкомиссию. О ней говорят, как об очень порядочном, принципиальном человеке. Сейчас она работает педагогом-репетитором в Мариинском театре. Ее ученицы Ширинкина, Сомова , Осмолкина очень ее любят  и почитают как родную мать. Т. Терехова сохраняет близкий контакт с И. Колпаковой. Когда та приезжает (довольно часто) в Петербург, Т. Терехова всегда приводит ее порепетировать со своими девочками. Вы сами понимаете, сколько эти репетиции им дают. Такое взаимоуважение между великими балеринами сейчас, наверное, уже и не встретишь.

Отредактировано concertmeyster (2014-02-15 19:42:23)

0

958

Главная новость этой темы - вчера в Академии прошла конференция, на которой  научно-педагогический состав и представители других категорий работников избрали Ученый совет.  Поздравляем вагановцев, теперь у них есть легитимный орган управления.

+1

959

Хорошая и важная новость, уважаемая Твенти. Дай Бог, чтобы работал ПЛОДОТВОРНО под председательством  РЕКТОРА. Он - его глава. Н. М. удачи в работе с Советом.

0

960

Добрый вечер, форумчане! В связи с потерей Xinbra, как инсайдера, пришлось искать новые источники информации. С.-Петербург - город "маленький". Усилия не прошли даром. По данным МОИХ инсайдеров могу сообщить следующее: в ученый совет вошли Г.Комлева, Т.Терехова, Э.Кокорина (одна из последних учениц А.Я.Вагановой), А.Фадеев (он сейчас возглавляет труппу Якобсона), И.В. Ступников (авторитетнейший литературовед, театровед, балетовед, доктор искусствоведения, профессор, член Союза театральных деятелей России). Кандидатуру последнего предложил НМ. В совет так же вошли педагоги, которые уже составляли гордость Академии:  Е.Забалканская, Н.Янанис, Н.Щеглов , Ю.Петухов. Пусть простят меня те, кого не назвала. Я не сомневаюсь, что в АРБ работают достойные люди и выдающиеся педагоги.

+2


Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » АРХИВ » Вагановка. Цискаридзе. Новая жизнь. Часть 5.