Авдотья Истомина
Анна Павлова
Отредактировано Мона (2013-12-10 13:33:16)
Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » Великие артисты балета, хореографы и не только... » Легендарные исполнители, прославившие русский балет.
Авдотья Истомина
Анна Павлова
Отредактировано Мона (2013-12-10 13:33:16)
Матильда Кшесинская
"Балет и власть" - в фильме есть комментарии и Николая Цискаридзе
Балет и власть 1
Балет и власть 2
Балет и власть 3
Балет и власть 4
Балет и власть 5
Балет и власть 6
Балет и власть 7
Балет и власть 8
Балет и власть 9
Балет и власть 10
Балет и власть 11
Балет и власть 12
Отредактировано Мона (2013-11-16 15:48:10)
Тамара Карсавина
privet, Вы мои мечты молниеносно воплотили в реальность. Я только начала думать мысль, что не мешало бы еще поискать что-нибудь о Спесивцевой, а Вы уже столько материалов выложили. Очень интересно. Все пересмотрю. Спасибо.
Отредактировано Мона (2013-11-16 00:37:36)
Викторина Кригер
Екатерина Гельцер
Тамара Карсавина писала о Екатерине Гельцер: "Я не знала ни одной танцовщицы, столь беспредельно посвящающей себя своему искусству... Во всех ее танцах всегда чувствовалось какое-то самозабвенное наслаждение...».
Екатерина Гельцер и Густав Маннергейм. История любви.
Илзе Лиепа о Екатерине Гельцер
Отредактировано Мона (2013-11-20 17:00:14)
Ромео и Джульетта. Бессмертнова Лавровский 1978 год
Елизавета Гердт
Окончила Петербургскую балетную школу при Мариинском театре.
Учились у Павла Гердта и Михаила Фокина.
Танцевала в Мариинском театре. Партнерша Жоржа Баланчина, Вацлава Нежинского.
Наглядный пример слияния балетных школ Петербурга и Москвы. Как педагог Елизавета Павловна Гердт в Московском хореографическом училище воспитала великих балерин: Майю Плисецкую, Екатерину Максимову, Раису Стручкову, Аллу Шелест...
Отредактировано Мона (2013-11-22 21:40:07)
Алла Шелест
22 ноября в "Царской ложе" рассказали о хореографе Леониде Лебедеве, который начинал карьеру в Михайловском театре.
Не могу пока выкладывать видео, поэтому привожу адрес (уже выложили в Ютюбе):
Спасибо, дорогая Тамара 0201!
Очень интересная передача. Очень интересный хореограф. Скоро на нашем форуме общими усилиями появится "хореографотека" - материалы о забытых отечественных хореографах. На ветке "Для начинающих любителей балета" наблюдатель ведёт разговор о забытом хореографе Чернышёве, Вы выложили материал о Лебедеве. А руководители БТ в постоянном поиске балетов "оттуда". Надо бы им побольше заниматься собственной историей да и собственным настоящим. Как правильно сказал О.Виноградов - ставить балеты Леонида Лебедева. Наверняка, если чутко отнестись к своему наследию, ещё много незаслуженно забытых шедевров будут найдены.
С Вашего позволения
Добрый день всем!!! Какое счастье, что хотя бы начали вспоминать и рассказывать о таких хореографах. Взялся бы кто-нибудь за восстановление балетов Лебедева и их продвижение. Наверняка есть еще незаслуженно забытые творцы. Скажут деньги нужны.. а за чужие шедевры тоже денюжки платят и оч-чень немалые. Продвигать свое, наше, может, найдутся дягилевы. Пока еще живы исполнители.
Спасибо, Tamara, cпасибо, Privet!
Позволю себе здесь написать о Владимире Малахове, который так же, как и НМЦ, был учеником Пестова.
Нашла в Википедии его интервью в Берлине Марине Левандовской, отрывок из которого привожу здесь:
— С Юрием Григоровичем, бывшим тогда художественным руководителем Большого театра, я встречался несколько раз в жизни. Тогда мне, восемнадцатилетнему, он сказал: «Я бы тебя взял, но у тебя нет московской прописки».
За шесть лет я станцевал все ведущие партии в классическом балете, которым руководила тогда Наталья Касаткина: «Лебединое озеро», «Натали», «Аппассионату» Бетховена, «Поцелуй феи», «Швейцарскую молочницу». Завоевал Гран-при в Варне в юношеской группе балетных исполнителей. Григорович вновь встретился со мной: «Мы подумаем о вашем переводе в Большой театр».
За это время я завоевал «золото» на Всесоюзном конкурсе балетных исполнителей, в 1989-м — Гран-при в Париже и первую премию на Московском международном конкурсе балета. После чего Григорович мне сказал: «Теперь для вас пришло время Большого театра». А у меня хватило мужества ответить: «Но для меня это уже поздно».
Мне очень понравился ответ Малахова. Большой театр много потерял, что его не взяли. А когда Григорович уже "созрел", отсутствие прописки уже не играло роли.
Отредактировано Tamara 0201 (2013-11-25 00:27:11)
Википедия о П.А. Пестове:
"Пётр Пестов — один из ведущих русских педагогов мужского танца, соединивший традиции петербургской и московской школ балета. Среди его учеников признанные звёзды Большого театра — Александр Богатырёв, Вячеслав Гордеев, Валерий Анисимов, Александр Ветров, Николай Цискаридзе, мировые звёзды — Владимир Малахов и Алексей Ратманский. Некоторое время у него занимались также Алексей Федеечев и Саша Радецки. Многие из его учеников позже стали педагогами и балетмейстерами".
Вот видите, традиции уже давно объединились!
Отредактировано Tamara 0201 (2013-11-25 00:22:10)
Позволю себе здесь написать о Владимире Малахове, который так же, как и НМЦ, был учеником Пестова.
Нашла в Википедии его интервью в Берлине Марине Левандовской, отрывок из которого привожу здесь:Мне очень понравился ответ Малахова. Большой театр много потерял, что его не взяли. А когда Григорович уже "созрел", отсутствие прописки уже не играло роли.
Отредактировано Tamara 0201 (Сегодня 00:27:11)
А теперь он - уже бывший интендант Берлинского государственного балета, будет художественным советником в Токио балете.
http://www.morgenpost.de/kultur/berlin- … allet.html
Отредактировано privet (2013-11-25 01:56:36)
Мона, спасибо за прекрасную тему, а всем её участникам за интересный материал. Смотрю с огромным удовольствием. Согласна с тем, что надо изучать, вспоминать, восстанавливать и ставить на наших сценах, наряду (здесь оговорюсь, т.к. не противница) с западными, творения наших несправедливо забытых хореографов. Очень жаль, что пока еще никто не додумался создать, что-нибудь типа театра "Ретро балет", который как раз и занимался бы этим интересным делом.
Вера Каралли
Балетмейстер Федор Лопухов рассказывает о Галине Улановой, Анне Павловой, Майе Плисецкой, Екатерине Максимовой, Владимире Васильеве, Наталье Бессмертновой, Михаиле Лавровском, о русских сезонах, Сергее Дягилеве, Михаиле Фокине, Юрии Григоровиче...
Откровения балетмейстера Федора Лопухова
Это же видео на Маил.ру. Картинки - запускающие видео ссылки. Они кликабельны:
Отредактировано Мона (2013-12-10 13:37:03)
Приношение Анне Павловой от Королевского балета: она пропагандировала балет по всему миру, там, где люди никогда не видели балерин на пуантах. Однажды в Америке её увидел сэр Фредерик Эштон. Благодаря ей мы получили Эштона: увидев Павлову, он решил посвятить себя балету.
"Волшебная кукла" из репертуара Анны Павловой.
Отредактировано privet (2013-12-04 16:43:14)
О́льга Васи́льевна Лепеши́нская (1916 — 2008) — советская российская балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1951), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950).
Родилась 15 (28) сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье.
В 1933 году окончила Московское хореографическое училище (педагог А.И. Чекрыгин), дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность». Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические — Китри в «Дон Кихоте» Л.Ф. Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере», — так и современные партии: Тао Хоа в «Красном маке» Р.М. Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Б.В. Асафьева и др.
Здесь размещалось несколько роликов об Ольге Спесивцевой, в том числе отрывки из док фильма "Божественная Жизель". Нашла его полностью, но к сожалению видеороликом разместить не получилось, предлагаю ссылку.
Позвольте Вам помочь:
(Селена)
Отредактировано Селена (2013-12-11 09:43:06)
Селена, большое спасибо за помощь. А Вы, бы не могли подсказать как вы это сделали. Буду очень благодарна. Хочу сделать дополнение к затронутой теме, разместив на этот раз художественный фильм об Ольге Спесивцевой - "Мания Жизели". Сценарий Дуни Смирновой, реж. Алексей Учитель, актерский состав очень даже неплохой. Да и сам фильм неплох, помогает понять почему она (ОС) была лучшей Жизелью.
Селена, если можно оживите ссылку пожалуйста.
Отредактировано наблюдатель (2013-12-11 13:20:56)
наблюдатель, к сожалению, оживить ссылку не получилось.
Селена, большое спасибо за помощь. А Вы бы не могли подсказать, как вы это сделали. Буду очень благодарна. Хочу сделать дополнение к затронутой теме, разместив на этот раз художественный фильм об Ольге Спесивцевой - "Мания Жизели". Сценарий Дуни Смирновой, реж. Алексей Учитель, актерский состав очень даже неплохой. Да и сам фильм неплох, помогает понять почему она (ОС) была лучшей Жизелью.
Селена, если можно оживите ссылку пожалуйста.
К громадному сожалению, не разделяю положительного мнения по поводу творчества режиссёра Учителя, во-первых, ну, а во-вторых, о том, какой была великая русская балерина Ольга Спесивцева, этот фильм не просто прояснить не может, но, наоборот, даёт массу ложной информации, к громадному сожалению. Очень и очень жаль, что этот фильм видела массовая аудитория и по таким фильмам у людей будет складываться образ великой и прекрасной русской балерины. Об Ольге Спесивцевой, например, на русском языке, наконец-то в современности в 2006 году была издана книга Е.Д. Томиной-Петровой, которая так и называется - "Жемчужина русского балета. Ольга Спесивцева". Материал для этой книги много лет собирали и подготавливали для печати люди, непосредственно знавшие балерину, любящие, уважающие и ценящие и её творчество, и её саму как человека, - а не всевозможные учителя, которым нужна всего лишь лёгкая сомнительная жёлтая слава в придачу к многочисленнейшим "Золотым маскам" и (или) миллионам других премий и наград. В книге Томиной-Петровой "Жемчужина русского балета. Ольга Спесивцева" напечатаны редкие фотографии балерины в ролях и в жизни, рассказывается и о творческом пути балерины, и о её жизненном пути, и в том числе о том, какой она была человек. Также об Ольге Спесивцевой выпущен прекрасный фотоальбом с множеством фотографий (в той же серии о великих артистах балета прошлого выпущены фотоальбомы, например, об Анне Павловой, Вацлаве Нижинском, Тамаре Карсавиной, Матильде Кшесинской, Михаиле Мордкине) - выпуском этих фотоальбомов занимались, во-первых, профессионалы и мастера своего дела, знающие, о ком и о чём они издают эти книги, а во-вторых, уважающие личности и творчество великих деятелей культуры прошлого, - а не какие-то учителя, которым на именах и могилах великих личностей прошлого нужна всего лишь сомнительная современная жёлтая слава. К громадному сожалению, книги эти редки и дороги, да и вряд ли известны массовой аудитории, а кинопродукция типа "Мании Жизели" рекламировалась и демонстрировалась везде и была просмотрена многими людьми. Людям, искренне ценящим, любящим и уважающим русское искусство и деятелей искусства, прославивших его, почаще бы читать вот такие книги и пореже бы обращать внимание на всякую нашумевшую сомнительную современную кинопродукцию типа "Мания Жизели", "Чёрный лебедь", и пр. Сейчас, кстати, тот же самый режиссёр Учитель готовит фильм о Матильде Кшесинской - даже на предварительном этапе ясно, что будет показано в такой кинопродукции: жареные жёлтые факты о романах с высокопоставленными особами всего лишь, а не рассказ о творчестве и месте балерины в русском и мировом искусстве и уж тем более не о том, какой она была человек. И, к сожалению, новый фильм режиссёра Учителя опять посмотрит массовая аудитория и опять будет искренне недоумевать: и это была балерина, великая?! По моему мнению, такую современную кинопродукцию всевозможным учителям надо бы запретить выпускать, но только жаль, что в современности в нашей стране это нереально сделать, к громадному сожалению.
Огромное спасибо всем за эту тему, по-моему, очень интересная, нужная, познавательная и красивая тема!
….Помню, когда я была совсем маленькой девочкой и росла в семье, в которой профессионально никто не был связан с искусством, но все всегда любили ходить в театр, читать книги, отдали меня учиться в музыкальную школу, и т.п., - однажды мне в руки попала удивительная, на мой взгляд, очень интересная и познавательная книга, написанная балериной о её любимой профессии. Прочитав такую книгу, по-моему, очень многие девочки стали просить своих родителей отдать их в хореографическое училище учиться балету, или просто очень многие люди, например, решили пойти в театр и посмотреть, а что же это такое - балет. Книга эта написана понятным, адаптированным языком, для самой широкой аудитории людей, с такой подкупающей сердце искренностью, с такой любовью к любимому делу, к профессии, к людям, с которыми работала и дружила балерина, что, по-моему, после чтения такой книги не заинтересоваться искусством балета и не влюбиться в балет просто невозможно.
Итак, кто же она, эта великая балерина прошлого?
Татьяна Миха́йловна Вече́слова (25 февраля 1910 года, Петербург — 11 июня 1991 года, там же) — выдающаяся российская балерина, легенда петербургской сцены, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, балетный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1939). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Родилась в аристократической семье:
отец — Михаил Михайлович Вечеслов (10 августа, 1855 — 12 февраля, 1943), потомственный дворянин, выпускник Пажеского корпуса, подполковник, принадлежал к нетитулованному, но очень старому, от времён Иоанна Грозного, дворянскому роду.
одна из прапрабабушек — воспитательница Николая I — отличалась такой твердостью и смелостью характера, что будущий государь называл её «Моя няня-львица».
Другая прабабушка — знаменитая Фанни Снеткова, любимая актриса А.Н.Островского — первой сыграла роль Катерины в пьесе «Гроза».
вся семья со стороны матери была на редкость музыкальна: дед играл на альте в оркестре Мариинского театра, три тёти окончили курс в Консерватории: одна из них — Адель Снеткова — учила нотной грамоте и игре на рояле юного Игоря Стравинского.
Евгения Петровна Снеткова-Вечеслова (22 февраля, 1882 — 16 ноября, 1961), ученица Чекетти, с 1900 года танцевала в кордебалете Мариинского театра, а позже и до конца 1960-х годов была преподавателем младших классов в Хореографическом училище.
супруг — Святослав Петрович Кузнецов (10 июня 1930 г. — 30 апреля 1992 г.) — солист балета Кировского театра (впоследствии развелись, и Святослав женился вторично — на выдающейся балерине и педагоге своего времени Инне Израилевой-Зубковской).
сын — Андрей Кузнецов-Вечеслов (род. 3 апреля 1951 г.) — российский балетмейстер, режиссёр, сценарист, актёр.
Татьяна Вечеслова с детства отличалась врождённым артистизмом и музыкальностью, и в возрасте 7 лет её отдали учиться вслед за старшей сестрой в трудовую школу, после чего — в Хореографическое училище. Таня оказалась в одном классе с Галей Улановой и обрела подругу на всю жизнь. Сначала они вместе занимались у М. Ф. Романовой, матери Улановой, а впоследствии вместе оказались в классе А. Я. Вагановой. В 1928 году подруги были приняты в труппу Кировского театра.
Сценическая карьера Татьяны Вечесловой началась стремительно: через 7 дней после прихода в театр она станцевала партию Гюльнары в балете «Корсар», заменив заболевшую балерину. Затем её любимейшей партией стала Эсмеральда в одноимённом балете на музыку Ц. Пуни, также она блистала в партии Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан» Б.А.Асафьева (причём партию Марии исполняла её подруга – тоже ставшая великой балериной своего времени – Галина Уланова).
Долгое и плодотворное сотрудничество связывало Татьяну Вечеслову с гениальным танцовщиком Вахтангом Чабукиани, с которым они много танцевали по стране и на гастролях за рубежом, одно из лучших их совместных выступлений было в балете «Пламя Парижа» Б.А.Асафьева. Татьяна Вечеслова была дружна со многими великими личностями своего времени — например, с великой поэтессой Анной Ахматовой, посвятившей ей такие стихи:
«Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.». (Анна Ахматова, 15 июня 1946 г.)
В 1953 году Татьяна Вечеслова оставила сцену. С 1952 по 1954 годы была художественным руководителем Ленинградского хореографического училища, в 1955—1969 годах — педагогом-репетитором Мариинского театра, в 1969—1970 годах — педагогом Ленинградского хореографического училища. Татьяна Вечеслова ушла из жизни 11 июля 1991 года, похоронена недалеко от могилы Анны Ахматовой на знаменитом кладбище в Комарово.
Великая балерина Татьяна Вечеслова была богато одарённой натурой, она писала стихи, статьи, книги. Её книги- мемуары «Я — балерина» и «О том, что дорого» завоевали сердца не только взыскательных профессионалов, но и самой широкой публики. В своей книге мемуаров под названием «Я — балерина» Татьяна Вечеслова писала: «Мне иногда говорили, что жизнь моя и характер не укладываются в рамки привычных представлений о балерине. Я не соглашалась, спорила. Ценность любой профессии определяется, прежде всего, страстностью и силой работы в ней человека. Я считаю, что нет и не может быть никаких точных границ и пределов у какой бы то ни было профессии. Своей профессией я горжусь.».
Критики писали о танцевальном искусстве Татьяны Вечесловой:
«…Балерина, блиставшая как в лирико-драматических партиях, так и в бравурно — виртуозных ролях… Создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием …»
— В.В.Чистякова. Энциклопедия « Русский Балет».
«Сценический талант Татьяны Вечесловой особенно ценишь, когда в «Бахчисарайском фонтане» она танцует Зарему вместе с Улановой — Марией. Это один из лучших дуэтов балерин в советском балете. Превосходная артистка Вечеслова обладает иной палитрой чувств, чем Уланова. Она умеет не только любить, но и ненавидеть. У неё все краски сгущены, ярки, интенсивны. Это не акварель, а «масло».
Драматическое начало в творчестве Вечесловой особенно звучит, когда она становится Эсмеральдой в балете, созданном по роману Гюго. На балу уличная танцовщица должна увеселять своими плясками пышно разодетых гостей. Вечеслова—Эсмеральда вносит в танцы цыганки такую скорбь, такое отчаяние, что, кажется, ещё мгновенье — и подобно Жизели сойдет с ума и страдающая Эсмеральда. Но Эсмеральда продолжает танцевать, — и Вечеслова в тонких пропорциях сочетает механически воспроизводимую профессиональность танца с теми бликами подлинных чувств, которые каждый изгиб тела, каждый удар тамбурина делают выражением истинных страстей.
Повышенная драматичность совмещается у Вечесловой и с даром комизма. Когда ей приходится исполнять дочь трактирщицы Китри в «Дон-Кихоте» или крестьяночку Лизу в «Тщетной предосторожности», она изображает своих героинь с тонким юмором, с задорным лукавством, с искорками в глазах. Здесь она насмешлива и иронична. Здесь она заменяет кисть живописца остро отточенным карандашом весёлого карикатуриста. Все построено на каких-то удачно найденных штрихах и деталях. И всё пронизано жизненностью и юмором».
— Николай Волков. Двадцать лет в балете. «Советский балет». 1938. № 6. с. 27
«У Вечесловой были выразительны не только сложные па, но и самые простые движения, ход, бег. Нельзя забыть знаменитого па-де-буре Вечесловой — жемчужную россыпь пластического смеха».
— Борис Львов-Анохин. Балетные спектакли последних лет. М., 1972 г.
«Кто не вспоминает вечесловского бега! Точно по мелководному быстрому ручью, разбрасывая брызги, бежала Паскуала Вечесловой в своей вариации. Жизнерадостная Китри высекала на бегу искры, которые совершенно зримо разлетались по сцене. И мелко-мелко перебирала ногами, обутыми в изящные чёрные туфельки, её Коломбина…»
— Галина Кремшевская. Татьяна Вечеслова. Л., 1951 г.
В 2010 году к 100-летнему юбилею Татьяны Вечесловой был сделан фильм под названием «Я — балерина» по редчайшим сохранившимся архивным съёмкам танца самой балерины и отрывкам из балетов в исполнении других замечательных танцовщиков. О жизненном и творческом пути балерины рассказывает сама Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Александр Белинский, Алла Осипенко, Габриэла Комлева, Владимир Васильев и сын, Андрей Кузнецов-Вечеслов. В фильме также звучат стихи Татьяны Вечесловой и Анны Ахматовой.
(Источник: по материалам Википедии). (Я позволила себе проиллюстрировать этот небольшой импровизированный текст открытками-фотографиями балерины из моей личной коллекции, надеюсь, никто не будет против.).
Предлагаю всем людям, кто влюблён в русское искусство, в русский балет, и интересуется великими личностями прошлого, вспомнить об этой удивительной балерине и женщине и посмотреть документальный кинофильм «Я — балерина», а заодно советую тем, кто пока не читал, прочитать книгу-мемуары, которая называется также.
Посмотреть фотогалерею Татьяны Вечесловой во многих балетных партиях все желающие могут, например, на замечательном сайте под общим названием «Мастера музыкального театра» (кстати, обратите внимание, на этом сайте есть фотогалереи очень многих выдающихся деятелей балета и оперы прошлого и настоящего):
Документальный кинофильм «Я — балерина», 2010 г.
Галина Уланова.... Об этой балерине писать и тяжело и легко одновременно... Кто не слышал это имя? Кто не знает эту балерину и её искусство? Сколько написано о ней книг, снято документальных фильмов..... Итак, всем людям, кто влюблён в русское искусство, в русский балет и его великих личностей, предлагаю, давайте в который раз вспомним об этой великой и ставшей при жизни легендарной Балерине, в который раз безуспешно попробовав приподнять завесу над её загадкой и тайной и в который раз полюбуемся на её волшебное искусство, дарящее нам всем столько красоты и счастья...
Великая Галина Уланова (1910—1998)
Великая русская балерина Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 8 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 года) в семье танцовщиков Мариинского театра: её отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссёром, её мать, Мария Фёдоровна Романова (1886—1954), была педагогом хореографического училища. Их дочь в детстве не стремилась стать балериной.
В возрасте 9 лет Галина Уланова была принята в Петроградское хореографическое училище, где её основными педагогами стали её мать — М.Ф.Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем знаменитый балетный педагог — Агриппина Яковлевна Ваганова (1879—1951), среди учениц которой — целая плеяда выдающихся мастеров русского и мирового балета: Татьяна Вечеслова (с которой на протяжении всей жизни Галину Уланову связывала дружба), Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Вера Красовская, Нинель Кургапкина, Алла Шелест, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова, и др.
В 1928 году Галина Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). После выпускного спектакля 16 мая 1928 года Галина Уланова была принята в труппу Ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М. Кирова, с 1992 года и ныне — Мариинский театр). Первые выступления Галины Улановой на сцене театра сразу же привлекли к ней внимание критиков. Здесь же в 1929 году в возрасте 19 лет Уланова станцевала свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в балете «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Эта партия стала одной из лучших в творческой деятельности Галины Улановой.
В Кировском театре Уланова проработала до 1944 года. Среди других её лучших партий — Жизель («Жизель» А.Адана, 1932) и Мария («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева, 1934). Но самым большим успехом Улановой стало создание неповторимого образа Джульетты в балете С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Л.М.Лавровский).
Среди других партий, созданных Улановой, — Аврора в «Спящей красавице» П.И.Чайковского (1929), главная партия в «Раймонде» А.К.Глазунова (1931), Маша в «Щелкунчике» П.И.Чайковского (1934), Корали в «Утраченных иллюзиях» Б.В.Асафьева (хореография Р.В.Захарова, 1935), главная партия в «Золушке» С.С.Прокофьева (хореография Р.В.Захарова, 1945), Тао-Хоа в «Красном маке» Р.М.Глиэра (хореография Л.М.Лавровского, 1949), Катерина в «Сказке о Каменном цветке» С.С.Прокофьева, хореография Л.М.Лавровского, 1954). Исполняла седьмой вальс из «Шопенианы» на музыку Шопена, «Умирающего Лебедя» Сен-Санса и «Вальс» Рубинштейна.
Уланова очень любила родной город и театр и сама не планировала переезжать, но, будучи лучшей балериной страны, она по распоряжению властей была переведена в Москву — в Большой театр СССР. В 1944—1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого театра СССР, где также блистала в «Жизели», «Лебедином озере», «Шопениане», «Бахчисарайском фонтане» (1944), «Ромео и Джульетте» (1947), и др. Вершиной трагедийного танца и драматической игры Улановой стала партия Жизели (особенно в сцене сумасшествия).
В составе труппы Большого театра Уланова неоднократно гастролировала за рубежом. Первые гастроли Большого театра в 1956 году состоялись в Лондоне, где Уланова танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времён Анны Павловой. В составе труппы Большого театра СССР Уланова также гастролировала с триумфальным успехом в Париже в 1958 году и в Нью-Йорке в 1959 году.
В последний раз Уланова танцевала 1960 году в балете «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
С 1960 года и до конца своей жизни Галина Уланова работала в Большом театре СССР балетмейстером-репетитором. Среди её учеников — целая плеяда выдающихся балерин и танцовщиков русского и мирового балета: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова, Светлана Адырхаева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва, Николай Цискаридзе.
Галина Сергеевна Уланова скончалась в Москве 21 марта 1998 года и похоронена на Новодевичьем кладбище.
На фото: Г. Уланова в 1940-ые годы XX века.
На фото: Г. Уланова в главных партиях в балетах С.С. Прокофьева — Золушки в одноимённом балете и Джульетты в балете «Ромео и Джульетта».
Танец Галины Улановой запечатлён в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта» (1954), в спектакле «Жизель» (1956). В 1956 году была снята кинолента «Балет Большого театра», в которой балерина исполнила одну из главных партий. В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета», в который вошли фрагменты балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, а также фрагменты балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» Б.В.Асафьева.
Творчеству Улановой посвящены документальные фильмы «Галина Уланова» (ЦСДФ, 1963 г., режиссёры Л.Кристи и М.Славинская) и «Мир Улановой» (ТО «Экран» ЦТ, 1981 г., режиссеры А.Симонов и В.Васильев).
Творчеству Улановой посвящены биографические книги «Галина Сергеевна Уланова» В.Богданова-Березовского (Москва, 1961), «Дни с Улановой» А.Кана (Москва, 1963), «Галина Уланова» Б.Львова-Анохина (Москва, 1984), «Галина Уланова: "Я не хотела танцевать"» С.Давлекамовой (Москва, 2005), «Любимая моя Галина Сергеевна» Е.Карташёвой (Москва, 2006), «Галина Уланова» В.Гаевского (Москва, 2010), «Как создавалась легенда. Тайна Галины Улановой» Б.Тарасова (Москва, 2010).
Галина Улавнова — обладательница многих званий и наград СССР, в том числе народная артистка СССР (1951 г.), а также обладательница таких престижных международных наград, как премия имени Анны Павловой, присуждаемой Парижской академией танца (в наградном сертификате танец Улановой был уподоблен поэзии Пушкина) (1958 г.), Командор Ордена «За заслуги в литературе и искусстве» (Франция, 1992 г.), и многих других.
В 1965 г. именем Улановой был назван сорт тюльпанов, выведенный в Нидерландах и выпущена памятная медаль с её портретом (скульптор Николай Никогосян). Имя Галины Улановой присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии. Алмаз «Галина Уланова» пополнил коллекцию из более 400 уникальных и знаменитых именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.
Единственной балерине — Улановой при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы (1984, скульптор М.К.Аникушин) и Стокгольме перед Музеем танца (1984, скульптор Е.А.Янсон-Манизер). 8 января 2004 года в Санкт-Петербурге, во внутреннем дворике Санкт-Петербургской Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, был установлен памятник Г.С.Улановой работы скульптора Е.А.Янсон-Манизер.
Квартира Галины Улановой в Москве сделана мемориальным музеем. В России создан Фонд Галины Сергеевны Улановой.
(Источник: по материалам Википедии и других ресурсов сети Интернет. Я позволила себе проиллюстрировать этот импровизированный текст открытками-фотографиями балерины из моей личной коллекции, а также изображениями из сети Интернет, находящимися в свободном доступе.) Все желающие могут посмотреть фотогалерею балерины во многих партиях на замечательном сайте под общим названием «Мастера музыкального искусства» (обратите внимание, что на этом сайте много фотогалерей выдающихся деятелей русского искусства балета и оперы прошлого и настоящего):
Документальный фильм о Галине Улановой «Уланова навсегда», 2005 г.
(к сожалению, почему-то сейчас не могу найти начало, 1-ую часть, может быть, кто-нибудь умеет искать и найдёте?)
Документальный фильм о Галине Улановой «Одиночество богини», 2009 г.
Вы здесь » Форум неофициального сайта Николая Цискаридзе » Великие артисты балета, хореографы и не только... » Легендарные исполнители, прославившие русский балет.